Спасительная женская любовь по роману м. шолохова «тихий дон. Сила любви - в чем измеряется всепобеждающая сила любви

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе "Гранатовый браслет". Это гамсуновская тема о "неразделенной, невознагражденной, мучительной любви ", тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

В. Львов-Рогачевский

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать - пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь - это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна ("Олеся", "Поединок", "Суламифь").

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения - любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила "доброго, но только слабого" Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. "Чистый и добрый" Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение - восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе "Гранатовый браслет". Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически - не найдя понимания в сердце любимой женщины - гордой и прекрасной княжны Веры, требующей "прекратить как можно скорее" навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение - уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда "должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!" Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, "дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Ее не должны касаться "никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы". О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви "грезят женщины". Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, "виноваты мужчины... неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию".

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно - пусть и редко - встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу "Гранатового браслета", взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа "Гранатовый браслет" соответствуют образу "маленького человека". Но этого "маленького" человека можно назвать "великим ": нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: "Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что... для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это".

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих "избранных", удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. "В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли".

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, "которой она в себе не ожидала". Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: "Да святится имя Твое". Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась "сильна как смерть". Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы - о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем - испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

СПАСИТЕЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ ПО РОМАНУ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

«Тихий Дон» М. Шолохова -- роман о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц романа. Сложно складываются и женские судьбы, отмеченные глубоким и ярким чувством любви.

Образ матери Григория Мелехова, Ильиничны, олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высшие нравственные качества. Жизнь с мужем была для нее несладкой. Порой, вспылив, он тяжко избивал ее. Ильинична рано постарела, много болела, однако до последнего дня оставалась заботливой и энергичной хозяйкой.

Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой» старухой. Ей присущи мудрость и справедливость. Ильинична -- хранительница семейного уклада. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Она пытается отговорить Григория от чрезмерной жестокости: «Ты Бога-то... Бога, сынок, не забывай...». Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего -- Григория. Но любит она не только детей и мужа, но и родную землю, терзаемую войнами и революциями.

Внешней и внутренней красотой отличен образ Аксиньи. Она полностью поглощена любовью к Григорию, в борьбе за счастье она проявляет гордость и мужество. Рано испытавшая всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против патриархальной морали. В ее страстной любви к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним -- это борьба за утверждение своих человеческих прав.

Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве -- любви к Григорию.

Любит Григория и Наталья, женщина высокой нравственной чистоты. Но она нелюбима, и ее судьба отмечена страданием. Однако Наталья надеется на лучшую долю. Она проклинает Григория, однако любит его бесконечно. И счастье приходит, в семье воцаряются согласие и любовь. Она родила двойню -- сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей и заботливой матерью, какой была и женой. Но в конце концов Наталья не может простить неверность мужа, отказывается от материнства и погибает. Уничтоженной и оскорбленной Наталья не хотела жить, потому что идеал ее жизни -- чистота.

Полная противоположность ей -- Дарья Мелехова, разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час -- час испытаний, и за этой уличной моралью, за развязностью открывается что-то другое, доселе скрытое, что обещало другие возможности, другое направление и развитие характера. Дарья решила умереть, чтобы не быть обезображенной «дурной болезнью». В этом решении гордый вызов и человеческая сила.

Спасительная сила любви по произведению”Мастер и Маргарита”

Любовь – незабываемо-прекрасное и светлое чувство, что нежданно поселяется в человеческой душе и согревает ее приятным теплом. Несчастная любовь терзает душу хуже любого острого ножа, оставляя после себя терпкий и болезненный осадок в сердце. Много песен написано о любви, много картин посвящено этому чувству,много произведений затрагивают эту актуальную во все времена тему.
“Мастер и Маргарита”-на первый взгляд, мистический и мрачный произведение. Но только,вникая в суть данной книги,понимаем,что и здесь не обошлось без “амурных дел”.
Любовь Маргариты и ее Мастера - вспыхнуло неожиданно и нежданно в душах обоих персонажей. Он влюбился в прекрасную женщину с первого взгляда,а она,замужем знатная женщина, преданно и искренне полюбила его.

Маргарита верила в талант своего любимого,наверное,именно она была его музой,его вдохновением. А Мастер,как тринадцатилетний мальчишка ежедневно с нетерпением ждал встречи со своей богиней.Влюбленные ценили каждую минуту,проведенную вместе. Казалось,что Маргарита была целым мирозданием для влюбленного писателя, а он – смыслом жизни для нее. Я могу с полной уверенностью сказать,что их отношения были заключены на самих на небесах, ведь взаимосвязь и согласие,царившие между любовниками,были неземными.

Как и множество тогдашних поэтов,Мастер поплатился за свой талант своей же свободой. Он стеснялся сообщить любимому,что попал в психиатрическую больницу. И не было дня и не было ночи,когда он не вспоминал свою прекрасную музу,свой смысл жизни -свою Маргариту.

Она также не забыла его. И уже, потеряв надежду на то,чтобы снова побыть с любимым,Маргарита получила шанс осуществить свою мечту.

Очень проникновенной и нежной является сцена встречи Мастера и Маргариты. Казалось,что влюбленные не верили в свое счастье. И все ужасное было уже позади. Главное,что они вместе.

Для чего Булгаков изобразил историю любви среди мрачно-мистических мотивов романа?Любовь поэта и знатной женщины является единственной нежнотонною пятном на сером фоне событий произведения. Я считаю,что бессмертная любовь этих двух людей доказывает каждому из нас, что все в наших руках,если мы только верим и надеемся на лучшее.

Недавно одна дама-психоаналитик мне сообщила, что она готовит семинар на тему любви. «Какая прекрасная идея!» – ответила я. Что может быть важнее любви, которая все время занимает все наши мысли, – те, кто скажет вам, что не думает о ней, лгут, сами этого не осознают или пребывают в депрессии.

Мне кажется, что здесь противостоят друг другу две концепции. Первая (которой придерживалась моя собеседница) подразумевает, что страсть – лишь один из особенных моментов любви, который случается в ее начале. Знаете, это первое время, когда мы охвачены безумием, когда в нас пылает огонь, когда вся вселенная так эротична, когда мы улыбаемся всем подряд и чувствуем симпатию даже к угрюмым контролерам в автобусе. Независимо от того, насколько она сильна и как будет развиваться во времени, любовь – это избрание. Я тебя люблю, потому что ты – это ты, непохожий ни на кого другого, потому что мне все в тебе интересно, потому что, даже не представляя себе тебя ясно, я ждала тебя, хотя ты совсем неожиданный... В общем, чудо начала.

Некоторые считают, что от того, каким было начало, зависит долговечность возникшей пары, – может быть. Но страсть – это нечто иное. Мне кажется, она часто случается с нами, если мы в беде (сознаем мы это или нет) или когда нам не нравится наша жизнь, когда нам грозит печаль. Тогда страсть – это то внутреннее движение, которое изгоняет завладевшие нами силы смерти и отчаянно толкает нас к сексуальному желанию, к Эросу. На нас надвигалась меланхолия, а тут вдруг другой или другая, как навязчивая идея, заполняет все пространство наших мыслей.

Мы не думаем ни о чем, кроме него (нее), мы носим его (ее) в себе, и для печали в нас уже не найдется места – мы на время вырвались из объятий Танатоса. Это я называю отвлекающей функцией страсти. А тот предмет нашей страсти, тот мужчина или та женщина, кого мы так страстно желали, может оказаться, как часто выясняется потом, когда страсть прошла, «совсем не в нашем вкусе».

Так что мне кажется, что если любовь альтруистична (в смысле «обращена к другому»), то страсть, яростное утверждение живого желания против мертвящих сил, как раз нарциссична: она нацелена на самосохранение. Слова страсти – это на самом деле вовсе не «Я тебя люблю». Тот, кто охвачен страстью, утверждает другое: «Я не умру».

О любви можно говорить бесконечно долго. Великие поэты, писатели, художники, музыканты и певцы вдохновлялись этим чувством, когда создавали свои шедевры. Рыцари и солдаты шли на битвы с именем возлюбленной на устах. И, хотя мы не можем ни потрогать, ни увидеть, ни услышать любовь, эта эмоция знакома каждому человеку, причем буквально с младенческих лет.

В чем заключается сила любви?

Каждый отвечает на вопрос, в чем состоит сила любви, по-своему. Слабая испуганная женщина захочет, чтобы ее возлюбленный стал для нее каменной стеной, - в этом она будет черпать свою мощь. Человек, которого предавали много раз, захочет уверенности в своем партнере и будет считать, что привязанность к компаньону сильна верностью и преданностью. Для пылкого юноши данное определение будет заключаться в его готовности к подвигу. Художника эта эмоция подвигнет на создание прекрасной картины.

В чем сила любви мужчины и женщины?

Представительница женского пола дарит всю себя мужчине, поднимая его на более высокий уровень, вдохновляя своего спутника жизни на свершения – в этом и состоит сила женской любви. Своим влечением влюбленная девушка может исцелять больного, поднимать упавшего духом, давать своему возлюбленному уверенность в том, что он самый лучший и великолепный на белом свете.

Сила родительской любви

В данной самой природой инстинкте защищать свое потомство, оберегать, выкармливать и воспитывать его и заключается сила безусловной любви матери к ребенку. Если у животных такая тяга к потомству остается на уровне инстинкта, человек, в своем упорном развитии, поднял материнскую любовь к своему чаду на уровень почти божественный:

Сила любви - психология

У ребенка, который еще не отлучен от материнской груди, впервые встречаются самые сильные чувства, на которые человек только способен – голод и любовь, - так говорил Зигмунд Фрейд о любви. Вообще он приравнивал любовную эмоцию к тем или иным проявлениям сексуальной тяги, хотя оговаривал, что сексуальность – это не обязательно процесс взаимодействия гениталий. Отец психоанализа запутывал своих последователей в отношении любовных чувств, как только мог.

Австрийский психолог вполне серьезно и категорически утверждал, что сексуальные мотивы – как он их понимал относительно своей – определяют жизнь человека, мотивы его поступков и всю его судьбу. При этом он говорил, что удовольствие может не всегда наступать от удовлетворения своих потребностей, нет, его можно получать и от страданий.

Действительно, именно неразделенная сердечная склонность, полная негативных эмоций, подвигала поэтов на создание подлинных шедевров, таких, как письмо А.С. Пушкина Анне Керн. Страдания от безответного влечения служат настолько мощным катализатором для творческих людей, что иногда они сами стремятся ощутить неразделенную привязанность, чтобы их посетила муза.

Фрейд о любви

По-своему Зигмунд Фрейд ответил своим потомкам, в чем сила человеческой любви. Половой инстинкт, «игры гормонов» и прочие физиологические акты, как это ни парадоксально, не имеют ничего общего с человеческой сексуальностью, а под данным определением, судя по всему, австрийский психолог имел в виду именно способность к любовным переживаниям. Оглушительный успех теории психоанализа служит подтверждением тому, что силу данной эмоции не стоит недооценивать, и это чувство буквально пронизывает все проявления человеческой жизни, от рождения и до старости.

В чем измеряется сила любви?

Мы измеряем силу тока амперметром, напряжение – вольтметром, а как же определить силу любви? Действительно, если любовь – такое мощное, сильное и даже иногда страшное чувство, то должны же у нее быть какие-то единицы измерения? За века и тысячелетия человечество уж наверное должно было научиться методам измерения этой эмоции. Было бы здорово, если бы существовал прибор, который можно было бы приложить к человеку и увидеть, любит он тебя или нет, и с какой величиной.


Такого прибора нет и быть не может, потому что человека – очень непостоянная вещь, и показатель силы любовной привязанности может изменяться в течение не то что лет, а даже месяцев, а иногда и дней. Человек иногда не может сказать даже, любит он другого или нет, а о том, чтобы пытаться измерить силу этого чувства, и речи нет. Хорошо это или плохо? Наверное, все же хорошо, потому что постоянная изменчивость показателя силы любви на приборе послужила бы поводом для горького разочарования многих и многих людей.

Как получить силу любви?

Не все на свете способны на любовные переживания. Есть даже такая болезнь, при которой человек не может любить никого и ничего – гипопитуитаризм. Обретение силы любви возможно разными способами. Медики предлагают гормональное лечение, духовные практики утверждают, что впустить это чувство в сердце можно, если осознаешь свое гармоничное сосуществование с Природой, принимая и не отвергая все сущее на Земле. Существует множество методик, позволяющих ощутить единение со всем на свете, а можно впустить в сердце безграничную любовь к одному-единственному человеку.

Практически у каждого есть воспоминание о первом юношеском чувств, которое ворвалось в сердце и нахлынуло потопом, сметая на своем пути все предыдущие установки, ограничивая окружающую действительность до одного-единственного человека, зато увеличивая внутреннюю сущность этого человека до размеров Вселенной. Мы обретаем способность к влюбленности еще в младенческом возрасте, и потом, по мере взросления, ее сила и объекты приложения варьируются и изменяются.

Исцеляющая сила любви

Исцеление нежностью, преданностью, влюбленностью – в этом и состоит всепобеждающая сила любви и в этом случае к нам на помощь приходит наука. В своих опытах ученые показали, что маленькие обезьянки, лишенные материнского тепла, развиваются хуже и болеют чаще, чем те мартышки, которых не разлучали с родительницей. В произведении Аксакова «Детство Багрова-внука» есть потрясающий пример излечения матерью своего безнадежно больного сына. Она прижимала его к груди, буквально «вдыхала в него жизненную силу», по словам писателя, благодаря чему мальчик остался жив.

Разрушительная сила любви

Способность не только к исцелению, но и к разрушению, к завершению существования – и в этом тоже состоит великая сила любви. Лихорадочная влюбленность может уничтожать саму личность человека, если, например, он долго страдает от безответной влюбленности. Душа, вскормившая такое чувство, должна сгореть, по словам писательницы Шарлотты Бронте. Именно сила неразделенной привязанности толкает множество подростков на путь суицида.