Занятие 3 свойства предметов и символы. Конспект занятия «Свойства предметов». Средняя группа. Большой - маленький

Наталья Владимировна Якушева
Конспект занятия «Признаки и свойства предметов»

Цель :

Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделение их признаков (цвета, формы) .

Учиться соотносить предметы по цвету и форме , по занимаемой площади.

Накапливать опыт образования множества

Учиться выделять группы предметов по количественному признаку – один , много.

Материал к занятию :

1) Демонстрационный : фланелеграф с сюжетной композицией, картонное изображение солнышка, корзина, муляжи или настоящие яблоки (по количеству детей в группе, одинакового размера, одно – красное, остальные – желтые, большая и маленькая тарелки одинакового цвета.

2) Раздаточный мешочки, муляжи или настоящие овощи (морковь, репа, огурец, кубик, призма .

Сюжет и ход занятия

1. Соотношение предметов по цвету .

Воспитатель : На одной лесной полянке стоял маленький домик, в котором жили замечательные, дружные гномики Бим, Бом и Бум. Они были очень похожи. Чтобы их не путали, они одевали на головки колпачки разного цвета. У. Бима был фиолетовый колпачок. У Бома- - синий, а у Бума- коричневый. (Детям показывают полянку, на котором стоит домик, где живут гномики

Когда наступало утро и над лесом вставало солнышко (на фланелеграф прикрепляется солнышко над линией горизонта слева, гномики медленно просыпались и вставали с кроваток, говорили друг другу : «Доброе утро!» и быстро бежали в огород, где были грядки с овощами. (Воспитатель достает корзину с овощами и показывает ее детям) .

Посмотрите, у меня в корзине лежит много овощей. Это огурчик. (Воспитатель достает из корзины огурец и показывает детям) . Найдите в корзине еще огурец, возьмите его и хорошо рассмотрите.

Какого цвета огурец?

Воспитатель : *** - Проведите, пожалуйста, по огурчику ручкой. Посмотрите, какой он длинненький и на концах не острый. Он гладкий или нет? (Правильно, кожица у огурчика в пупырышках) .

Теперь достанем морковь. Проведите по ней пальчиком. Есть у морковки пупырышки? А что можно сказать про ее кожицу? (Гладкая) А какие кончики у морковки? (Один острый, а другой нет) . Какого цвета морковка?.

Что у нас осталось в корзине? Это Репа. Какого цвета репа?

Репка похожа по форме на огурчик и морковь?*** Какого цвета репа?***

А теперь посмотрите на овощи и скажите, на каких грядках растут огурцы, на каких морковь, а на каких – репа*** Почему?

Дети должны догадаться по цвету овощей, на каких грядках они растут.

Грядки :

2. Текстильное обследование предметов и зрительное соотношение с образцом.

Воспитатель раздает детям мешочки и просит в них опустить овощи. В мешочках лежат уже два предмета – кубик и призма .

Гномики пришли домой и решили позавтракать.

Опустите руку в мешочек. Найдите морковь, но не доставайте и не подглядывайте. Все нашли морковь?*** Как вы догадались, что держите морковь, а не огурец или репу?

(Воспитатель просит несколько детей рассказать, как они узнали? Если дети называют и цвет моркови, то воспитатель обращает внимание детей на то, что цвет модно только увидеть, а потрогать нельзя.

Минутка отдыха

3. Накопление сенсорного опыта образования множеств.

Гномики пошли в сад собирать спелые яблоки. Они срывали по одному яблоку и аккуратно складывали в корзину. Вот так : одно яблоко, еще одно яблоко,***Смотрите, как много яблок собрали гномики

Сколько я блок в корзине у гномиков?*** Правильно, много.

Итог занятия .

Мы так были увлечен игрой с гномиками, что даже не заметили, как солнышко поднялось высоко над домиком, а затем опустилось и спряталось вот здесь, за яблоней. (Воспитатель демонстрирует, как двигалось солнышко.)

Дети прощаются с гномиками.

Воспитатель еще раз обращает внимание на признаки предметов : разного цвета колпачки гномиков, разную форму овощей, разные по величине тарелочки.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Сравнение предметов по их свойствам» Тема: Сравнение предметов по свойству Цель: Познакомить со свойствами («мягкое», «сладкое»); учить находить предметы обладающим свойством.

Конспект НОД в старшей группе «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов. Беседа о Дне космонавтики» Автор – составитель: Трухина Татьяна Алексеевна студентка III курса, специальность 44.02.01. Дошкольное образование Руководитель: Гольская.

Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» Цели: коррекционно-образовательные: - закрепление представлений об осени и ее приметах; - уточнение, расширение и активизация словаря по.

Цель: Повысить интерес ребят к миру природы. Способствовать развитию умственной и речевой активности. Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Счет предметов до 9» Программное содержание: Закрепить прямой и обратный счет в пределах 9; совершенствовать знания о геометрических фигурах. Продолжать учить.

Конспект занятия: «Путешествие в мир предметов». Цели: 1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную.

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Осень и ее признаки» Конспект занятия Тема: Осень. Задачи:Учить сравнивать природу в сентябре, октябре,ноябре. Закрепить названия месяцев Учить детей отгадывать.

Конспект ННОД в младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного. Понятие круг» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе

Цель: формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.

Задачи: объединять предметы в группы, выделять из группы отдельные предметы отличающиеся каким-либо признаком.

Оборудование: картинка с изображением зайчика; картинки-лото фруктов, цветов, овощей; модель корзинки; маски-шапочки зайчиков и лисы; кубики: 5 красных,1 желтый; коробочка для кубиков.

Игра: «Соберем урожай».

Кто знает, какое сейчас время года? (осень).

Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (собирают урожай овощей и фруктов).

На фланелеграфе модель корзины и картинки с изображением цветов, фруктов, овощей; картинка с изображением зайца.

Наш заяц тоже решил собрать урожай в своем огороде. Что он положил в свою корзинку?

Дети выходят и кладут в корзину картинки с изображением овощей. По ходу действия можно задавать вопросы:

Какого цвета морковь?

Какой формы огурец?

А почему вы не положили ромашку? (ромашка –цветок, а заяц собирал овощи).

Почему осталось яблоко? (яблоко- фрукт).

Какие предметы вы выбрали и по какому признаку? (все это - овощи, они растут в огороде).

Игра: «Волшебный мешочек»

На столах у детей 5 кубиков красного цвета и 1 желтый, и мешочек для кубиков.

Что у вас на столах? (кубики)

Чем они похожи и чем отличаются? (одинаковая форма, размер. Отличаются по цвету).

Какое свойство отличает их друг от друга? (цвет).

Положите в свой мешочек кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (положили 5 красных- у них одинаковый цвет, форма, размер. Остался желтый- он не подходит по цвету).

Физкультминутка: «Лис и зайчата».

Стой, зайчонок, не беги

По тропинке узенькой,

Лучше ты побереги

Хвостик свой кургузенький.

Лис крадется вдоль тропы.

Вряд ли ищет он грибы!

Один ребенок изображает лиса, а остальные- бегущих зайчиков.

Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим наше с зайцем путешествие и отправимся в лес. Я загадаю вам загадки и думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они.

Под кустами, под листами

Мы попрятались в траву.

Нас в лесу ищите сами.

Мы не крикнем вам: «Ау»! (грибы, ягоды).

Назовите ягоды, изображенные на первой картинке (малина, рябина, клубника).

Какие ягоды вы еще знаете? Какие растут в лесу, саду (черника, брусника т.д.).

Назовите грибы нарисованные на картинке (опята, белый гриб мухомор т.д.)

Что между ними общего? (у каждого шляпка и ножка).

Собрались на полянке бабочка, гусеница, змея, муравей и пчела. Завели они разговор: кто из них на этой поляне лишний? Помоги разрешить этот спор (лишняя змея, все остальные насекомые).

А что у них общего? (все они лесные жители).

Физкультминутка: «Жук».

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

Дети лежаться на ковер и имитируют перевернувшегося жука.

Заяц был очень рад с вами познакомиться. Ему понравилось с вами путешествовать.

Где бы вы хотели побывать еще? Кого бы вы пригласили в это путешествие? Об этом заяц просит вас нарисовать картинки рассказать в следующий раз.

Содержимое разработки

Подготовка к школе. 5-6 лет. (Математика)

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ. 5-6 лет.

Свойства предметов.

Цели:

Продолжать формировать представления дошкольников о свойствах предметов (форма, величина).

Учить выявлять свойства и различия предметов (цвет, форма, величина).

Закреплять умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку, находить лишний предмет.

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Способствовать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Оборудование:

Контурные изображения зайца, медведя, мышки + игрушка мышка; набор цифр; изображение радуги из полосок; изображение предметов: семечки, корочка хлеба, сыр, игрушки, грибы, мячи, кубики, машинки и т.п. (по 4 предмета одного цвета-красный, желтый, зеленый, коричневый); кружки большие белого цвета и маленькие желтого цвета, имитирующие кусочки сыра; орех, круглое овсяное печенье, яблоко, апельсин, помидор; пособие Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька» Лист 2-3.стр.2-3.Занятие 2-3.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

В нашем классе, в нашем классе

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Дружно рядышком сидят,

Есть и Машенька,

Есть и Сашенька (называет поочерёдно всех детей).

Сегодня мы еще раз с вами заглянем в интересную страну - "Математика". – Посмотрите, кто пришел к нам на занятие? (демонстрируется изображения вырезанных по контуру фигур зайца, медведя, мышка). Дети называют зверей.

Как назовем их всех одним словом? (Звери, животные.)

Что у них общего? (Живут в лесу.)

А чем каждый из них отличается от остальных? (заяц – белый, ушастый, медведь большой и коричневый, мышка - маленькая и серая и т.п.).

Давайте посчитаем зверей.

Сколько их всего? Кто первый, второй слева? Кто посередине? Кто последний? Кто перед мышкой? Кто между зайцем и мышкой? Какой цифрой обозначим количество этих зверей.

Один из зверьков приглашает нас в гости. Отгадайте, кто это:

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(мышка)

А может, это все-таки зайка? Почему не зайка?

Как догадались, что мышка? Что вам помогло?

Что вы еще знаете об этом зверьке?

Молодцы, вы правильно догадались, что это мышка, а помогло вам в этом то, что вы указали на те отличительные свойства, по которым мышку можно отличить от зайца.

Вот так у каждого предмета можно найти и назвать отличительное свойство, которое будет отличать его от других предметов. Уметь видеть и называть эти отличительные свойства предметов мы и будем сегодня учиться. А учиться будем вместе с мышкой.

Свойства предметов

Цвет

Ой, пока мы с вами разговаривали, мышка засунула свой носик в мои бумаги и посмотрите, что натворила (достаете аппликацию с изображением радуги, но цвета, в которой, поменяйте местами, для детей, которые пришли в первый раз проведите дополнительно информационное сообщение о радуге, см. Занятие 1.Радуга).

Восстановите порядок радуги, еще раз обратите внимание на количество цветов в радуге, их порядок.

Ну вот, все в порядке можно и в гости к мышке зайти!

Посмотрите, что можно найти у нее в норке (из мешочка доставайте картинки с изображением предметов: семечки, корочка хлеба, сыр, игрушки, грибы, мячи, кубики, машинки и т.п., должно быть по 4 предмета одного цвета-красный, желтый, черный, коричневый. Для детей 5 лет используйте только по три предмета). Попросите детей назвать и пересчитать предметы, и найти цифру, которой обозначим количество этих предметов.

Да, мышка, совсем в норке у тебя нет порядка, все разбросано, а это не хорошо, нужно навести порядок!

Посмотрите, как мышка наводит порядок в своей норке, как она все аккуратно складывает в шкаф (заранее приготовьте лист ватмана, разбитый на квадраты).

Учитель сам выкладывает желтые предметы на первую полку.

Что интересного заметили? (все предметы желтые.)

Где положила мышка предметы желтого цвета. В этом случае говорят: в строчку.

Затем предметы выкладываются в каждой строке.

Какие предметы мышка положила во второй строке? (красные).

В третьей? (коричневые).

В четвертой (зеленые).

Еще раз посмотрите на шкаф, в котором навела порядок мышка. В этом шкафу есть строки, назовите их по порядку (рядом обязательно ставьте метку цифрой). А еще есть столбцы. - Может кто-нибудь догадался из вас и сможет показать мне и ребятам первый, второй, столбец? (Если дети затрудняются, покажите им сами, обозначив столбцы цифрами).

Мышка все предметы в своем шкафу сложила очень аккуратно и очень интересно, вы заметили это? Акцентируйте внимание ребят, что она разложила все предмету, ориентируясь на свойство: одинакового цвета.

Еще раз назовите все предметы, употребляя цвет: красная машинка, зеленое яблоко и т.д.

Какой предмет находится в первой строке и во втором столбце?

Какой предмет расположен в третьей строке, но не в первом столбце?

Назови по памяти все предметы в четвертом столбце.

А какие еще цвета вы знаете? Посмотрите вокруг, и назовите предметы красного, синего, голубого цвета.

Работа по пособию Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька..» Лист 3.стр.3. Задание 3.

Физминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

1,2,3,4! – Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Величина (размер).

А вот мышка решила вам загадать загадки, а за каждую отгадку она будет давать нам подарок, согласны? (приготовьте кружки большие белого цвета и маленькие желтого цвета, имитирующие кусочки сыра).

1.Этот предмет всегда можно найти на кухне. Он большой и обычно бывает белого цвета. В нем всегда холодно. А когда мы голодны, он всегда придет нам на помощь. (холодильник).

2. А этот предмет большой, мягкий, удобный, красивый. У него есть сиденье, спинка и подлокотники. На нем можно сидеть и отдыхать, можно прилечь и почитать книгу. (диван).

3. Он большой, дубовый, полированный. У него гладкая столешница и резные ножки. За ним обедают. (стол).

4. А этот предмет круглый, он оранжевого цвета. Из него делают сок. (апельсин) и т.п.

За правильные ответы дети получали от мышки в подарок кусочки сыра двух размеров и двух цветов. Теперь попросите детей выложить все кусочки сыра на стол.

Вот сколько угощений мы заработали. (посчитать, обозначить цифрой).

А теперь посмотрите, что общего у всех кусочков сыра? Форма-они все кружки.

А чем отличаются? (цветом, и величиной (размером).

Мы говорили с вами уже о том, что для того чтобы подружиться с любым предметом ему можно задать вопрос: Какого он цвета?

А еще ему также можно задать вопрос: Какого он размера? Это тоже будет признаком, по которому его можно выделить среди других предметов.

Сколько всего кусочков сыра нам дала мышка? Сколько белых? Сколько желтых? Сколько больших и сколько маленьких?

Физминутка (для глаз)

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

Форма.

Молодцы! Мы много ходили и мышка проголодалась, посмотрите, что она приготовила нам на угощение (дети перечисляют предметы, которые демонстрирует преподаватель: орех, круглое овсяное печенье, яблоко, апельсин, помидор. Возьмите в руки орех и печеньку, и попросите детей сравнить эти предметы.

Как вы думаете, есть ли что-то общее у этих предметов? Есть ли что-нибудь общее у этих предметов? (их можно есть, оба круглые) Чем они отличаются? (имеют разный размер; печенька плоская, а орех выпуклый, дайте детям его пощупать)

Затем предложите детям посмотреть, что будет! Положите печеньку на лист бумаги и орех, обведя их по контуру, покажите детям, что у вас получился круг. Акцентируйте внимание детей на то, что предметы могут быть одной формы, т.е. иметь круглую форму.

Посмотрите, есть ли у мышонка еще предметы, имеющие такую же форму, как орех? (яблоко, апельсин, помидор)

Эти предметы также круглые и имеют форму шара. Посмотрите, есть ли еще в классе шарообразные предметы и назовите их.

Проведите аналогичную работу с кубом и квадратом, пирамидой и треугольником, различными предметами имеющими эту форму.

Если вы еще раз вы захотите познакомиться с предметом, спросите у него: Какой он формы? И вы увидите, что предметы могут иметь одинаковую или различную форму.

Пальчиковая гимнастика

Мои пальчики расскажут,

(хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),

Что умеют - все покажут:

(одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).

Их пять на каждой руке

(показывают растопыренные пальцы).

Всё сделать смогут, всегда помогут.

(хлопают в ладоши).

Они на дудочке играют

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают -

Пять и пять моих ловких пальчиков

(показывают пальцы обеих рук).

Работа по пособию Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька..» Лист 2.стр.2. Задание 1, 2, 3; лист 3. Стр.3. Задание 1,2.

Итог занятия

Итак, наш урок закончен, мы учились сегодня вместе с мышкой знакомиться с предметами по-новому. Мы узнали, что для того чтобы подружиться с любым предметом ему можно задать вопросы: Какого цвета? Какой величины (размера)? Какой формы? И увидели, что есть предметы, которые могут быть похожими друг на друга, потому что они одного цвета, одной формы, одной величины (размера), а могут быть совершенно разными, т.е отличаться и цветом, и размером, и величиной!

Давайте теперь еще раз посмотрим друг на друга, и скажем чем мы похожи, а чем мы отличаемся друг от друга?

И скажем спасибо мышке, которая помогла нам узнать много нового и интересного, и посмотрим, что за угощение она нам приготовила (раздайте детям печенье).

Конспект

урока математики в 1 классе.

Учитель: Лебедева И.С.

Тема: Свойства предметов. Сравнение предметов.

Цели: познакомить с учебником, со свойствами предметов;

развивать речь, память, логическое мышление;

прививать интерес к математике.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приводить примеры предметов определенных цвета, размера, формы;

развивать логическое мышление;

определять принадлежность предмета к какой- либо группе;

слушать учителя.

Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Что нужно сделать, когда слышите звонок?(Встать около своего места)

Я рада встрече с вами. Спасибо за то, что вы пришли.

Кто вчера запомнил, как меня зовут?

Молодцы, у вас отлична память. А я, честно скажу, не всех вас запомнила. Думаю, что и вы всех не сразу запомнили. Давайте все вместе назовем имя того кому я брошу мяч. А кто ловит мяч, тот слушает, правильно ли назвали его имя.

(по цепочке мяч передается каждому ученику, все громко называют имя)

Кто запомнил сколько всего ребят в нашем классе?

А сколько девочек? /мальчиков?/

(следует похвалить тех, кто поднял руку)

Как можно поднимать руку? Как удобнее поднимать руку? Для чего нужно правило поднятой руки?

(учитель на доске закрепляет знак понятой руки)

2.Актуализация знаний

Ребята, сегодня у вас необычный день- вы пришли на первый в жизни урок математики. Я поздравляю вас с этим событием и хочу пожелать, чтобы изучение математики было для вас интересным. Давайте прочтем название предмета по слогам.

НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ: МА-ТЕ-МА-ТИ-КА

Кто уже знает, чем мы будем заниматься на уроках математики?

(ответы детей)

Математика - одна их древнейших наук. Она нужна людям, чтобы преобразовать окружающий мир. На уроках математики вы научитесь считать, проводить измерения, решать примеры и задачи.

Нашими помощниками на уроках будет учебник - рабочая тетрадь, которую написала для вас Людмила Георгиевна Петерсон.

(Учащиеся рассматривают обложку учебника. Учитель просит детей обернуть учебник и подписать, показывает, как пользоваться закладкой)

Рассмотрим учебник, полистаем его. обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание. Вы видите, что в учебнике можно писать, раскрашивать, поэтому он называется «Учебник –тетрадь». Но уговор: не писать и не рисовать на страницах самим, без моего разрешения. Если очень хочется заниматься, обратитесь ко мне, у меня для вас есть задания.

(Учитель показывает дополнительные задания на листочках)

К уроку математики на парту нужно положить учебник – тетрадь, ручку и цветные карандаши. В пенале иметь линейку и простой карандаш.

(Учащиеся проверяют готовность к уроку)

3.Самоопределение к деятельности.

Четыре спелых груши

На веточки качались.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (2)

Сколько яблок у ребят

Солнышком в руках горят!

У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы,

На столе еще одно,

Солнышком напоено.

Ну-ка сколько яблок, братцы?

Кто сумеет догадаться? (5)

НА кустике перед забором

Шесть ярко- красных помидоров.

Потом четыре оторвались,

А сколько на кустике осталось? (2)

Груша, яблоко, помидор –это предметы. Чем похожи предметы- ответы у загадок? (Ответы детей)

Вы уверены, что вы назвали все свойства предметов?

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

4.Работа по теме урока

Работа по учебнику

Кто нас встречает на стр.3 ? (Белка)

(Учитель выставляет игрушечную белку или закрепляет на доске рисунок с ее изображением)

Что вы знаете о белке? (Ответы детей)

А знаете ли вы, что бывают не только рыжие белки, но и черные? А еще бывают белки- летяги, которые с легкостью преодолевают большие расстояния между ветками на дереве. Но все белки умеют прыгать по деревьям, грызть орешки- это их отличительные свойства. Такие отличительные свойства есть у всех предметов. Убедимся в этом. Пусть наша бедлочка познакомит вас с таблицей предметов.

1 (с.3)

Сколько всего предметов изображено на рисунке? (12)

Как расположены предметы? (В строчку, в столбик)

(показать ряд рукой, строчку, столбик)

Что объединяет предметы первой строки? (Цвет)

Что объединяет предметы в столбцах? (Первый столбец –посуда, второй- овощи, третий –одежда, четвертый- игрушки)

Вы назвали уже два свойства предметов: цвет и принадлежность к какой – либо группе.

Какой предмет находится во второй строке и в четвертом столбце? (Матрешка.)

А какой предмет спрятался в третьей строке и в третьем столбце? (Шапка)

Теперь загадайте один предмет из таблицы (только не говорите вслух) и скажите своему соседу, где он находится, на какой строке и в каком столбце. Пусть ваш сосед постарается отгадать, о каком предмете идет речь. А потом поменяетесь ролями.

(Работа в парах. Два –три предмета следует отгадать коллективно)

Рассмотрим строку под таблицей. Что общего у этих предметов? (это круги)

Еще одно свойство предметов- это форма. А чем отличаются круги? (Цветом, размером)

Какое свойство предметов вы назвали сами? (размер)

Посчитайте, сколько всего кругов? (15)

Сколько красных? Желтых? Синих?

Сколько больших? Маленьких?

Итак, какие свойства предметов вы можете назвать? (ЦВЕТ, РАЗМЕР, ФОРМА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ к какой –либо группе)

5.Физкультминутка

Наша белочка очень воспитанная и пользуется словами вежливости. Она поиграет с вами в игру на внимание «Пожалуйста». Если произносится слово «пожалуйста», то выполняем движение, если нет, то движение выполнять не надо.

6.Продолжение работы по теме.

1. Игра «Угадай предмет»

2 (стр3)

Что общего у предметов первой строки? (Форма)

Перечислите эти предметы.

Я задумала предмет из таблицы. Он находится в первой строке и в четвертом столбце Какой предмет я задумала? (Самовар.)

Задумайте предмет для своего соседа и объясните, как его найти.

(Работа в парах. Два- три предмета следует отгадать коллективно)

Итак все предметы имеют свойства. Назовите их. (Цвет, форма, размер, принадлежность к какой- либо группе)

7. Упражнения для развития навыков письма.

1. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик- я.

Вот и вся моя семья!

(Поочередно сгибая пальчики)

2.Правила посадки на письме

(Работа с плакатом «Сиди правильно»)

3.Выполните задания в ученике (с 3 внизу)+ р.тет стр3 №1, 2, 3)

8. Рефлексия

Какие свойства предметов вы знаете?

Кто доволен своей работой?

Все ли понятно было?

9. Подведение итогов урока.

Что больше всего понравилось на уроке?

Что было трудно?

У вас на партах лежит лист с заданием. Положите лист перед собой. Зачеркните в каждой строке столько кругов, сколько показывает цифра в начале строки.

Индивидуальный лист с заданием.

Зачеркните столько кружков, сколько у вас показывает цифра

Дети самостоятельно работают на листах. Учитель проверяет правильность выполнения задания.

МКС(К)ОУ "Краснинская школа - интернат VIII вида"

Конспект урока по математике

«Свойства предметов. Выделение из группы предметов одного или
нескольких предметов, обладающих определёнными свойствами

(цвет, назначение)».

Составила: Крюкова Нина Федоровна,

учитель начальных классов

2013


Урок № 1

Тема: «Свойства предметов. Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определёнными свойствами

(цвет, назначение)».

Цель: Формирование умения выделять из группы предметов один,
определённого свойства.

Задачи: 1. Развивать умение выделять предмет, обладающий определёнными

свойствами.

2. Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания. 3. Воспитывать положительную учебную мотивацию, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: индивидуальные предметные множества, : игрушки (куклы, кубики, мячи), сказочный герой «Буратино ».


Содержание урока. I . Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока. Беседа о сегодняшнем дне. - Какое время года? - Какой месяц? - Какое сегодня число? - Назовите все дни недели? - Какой сегодня день недели? - Какая сегодня погода? - Назовите цвета? II . Устный счёт. Дидактическая игра : «Весёлый Буратино ». Цель: счёт предметов, сравнение по цвету и по множеству.

Вот весёлый Буратино

В гости к нам пришёл.

Вам принёс задание.

Слушайте внимательно.

Загадает вам загадку,

Каждому он по порядку.

Ты загадку отгадай,

Руку быстро поднимай.

Отгадай загадки:

1. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (мяч)

2. Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять. (кукла)

3. Дом построить срочно нужно,

Мы за дело взялись дружно.

Друг на друга их кладём.

В высоту растёт наш дом. (кубики)

Задание:

Покажите куклы, мячи, кубики.

Какого цвета мячи?

Какого цвета кубики?

Выберите самый большой мяч. Выберите самый маленький мяч.

Выберите самый большой кубик. Выберите самый маленький кубик.

Для чего нужны игрушки?

III . Изучение нового материала: 1. Работа по учебнику: страница 5, задание № 1.

Назови цвет каждого коврика.

2.страница 5, задание № 2.

Покажи и расскажи по образцу.

3. страница 5, задание № 4.

Какие фрукты нарисованы?

Покажи и назови фрукты желтого цвета.

4. страница 5, задание № 5.

Какие овощи нарисованы? Сколько их?

Назови овощи зеленого цвета.

IV . Динамическая пауза:

Загадаем вам загадку,

Становитесь на зарядку.

Раз - листочки поднимаем. (руки через сторону вверх).

Два листочки - загибаем. (руки за спину).

Три – ещё разок свернули (обхватили руками плечи).

На четыре – развернули (руки в стороны).

Игрушки спрятались внутри (приседания).

Кто догадлив - назови? (прыжки на месте)

Вот и кончилась игра - вам за парты сесть пора.


Упражнения для развития мелкой моторики: Наши алые цветочки - кулачки зажаты. Распускают лепесточки - пальцы разжимаются. Ветерок чуть дышит - пальцы сжимаются Лепестки колышет - в кулачки. Головой кивают - машут кулачками Тихо засыпают - кулачки вниз.
VI . Закрепление пройденного материала. 1. Работа в тетрадях. - Сколько яблок нарисовано? (три яблока) - Остальные, какие фрукты? (груши) - Сколько груш? (четыре груши). Задание: - Раскрась яблоки красным карандашом, груши зелёным карандашом. - Продолжи узор.

2.Работа по учебнику: страница 6, задание №6. - Назови все предметы одним словом, какого цвета каждая машина, найди автобус. 3. Дидактическая игра: « Будь внимателен!». - Посмотри на предметы вокруг себя. - Найди красные, желтые, синие, зеленые предметы, назови их. - Расскажи, для чего они нужны. V .Релаксация: - Кто приходил к нам на урок? - Какие игрушки принёс Буратино? - Какие по размеру были мячи? Кубики? - Какие овощи знаете? - Каким карандашом раскрашивали яблоки? - Каким карандашом раскрашивали груши?
Используемая литература:

    - иллюстрация Буратино. Алышева Т.В. Математика для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011.