Откуда повелось наряжать елку на новый год. Новогодняя елка: от запрета до расцвета. Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Начну с того, что точной информации о том откуда пошла традиция рождественской ёлки — нет, есть только несколько теорий, все они имеют право существовать, но какая из них наиболее верная решайте сами. И да именно рождественской ёлки, потому что для большинства людей в мире главный праздник зимы – это Рождество, а не как Новый год.

Почему именно ёлка?

Скорее всего такой выбор связан с тем, что всегда и во всех культурах люди, так сказать, почитали деревья. Не зря говорят древо жизни или генеалогическое дерево, в Греции кипарис – это священное дерево, на Руси дуб или береза к которым все неравнодушны, и таких примеров очень много.

Но дело еще и в том, что ель, сосна или пихта долгое время остаются неизменными даже когда их срубили, да и зимой они зеленые в отличие от остальных деревьев. Возможно, именно это послужило для их избрания.

Появление традиции ставить елку на Новый год

Доктор филологических наук Е.В. Душечкина придерживается версии, что рождественское дерево появилось в средние века в Германии. Она говорит, что у немцев был очень древний обычай идти на Новый год в лес и собираться возле наряженной ели.

А с течением времени люди начали забирать ели себе домой и отмечать праздник, не выходя на мороз. Когда же германские народы стали крещеными, праздник обрел более христианский смысл, а ели стали символом сочельника.

Так что если придерживаться такой версии, то первыми были немцы.

Новогодняя ёлка в России

Традиция ставить ёлку на Новый год относится в России к петровской эпохе (Петр 1), но вот только с одним отличие дерево не заносили в дом, а украшали им крылечко или наружную часть зданий. Дело в том, что до Петра первого новолетие отмечали 1 сентября, но он ввел Юлианский календарь и получилось, что Новый год надо отмечать 1 января.

Он приказал пускать в этот день ракеты, устраивать гуляния и украшать все свечками и хвоей:

«По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе».

Но стоит уточнить, что Новый год стал отдельным праздником только в 1935 года, а до этого он просто входил в праздничные святки (с 24 декабря по 6 января).

Первая ёлка в русском доме была поставлена 24 декабря 1817 года великой княгиней, а в будущем императрицей русской — Александрой Федоровной. Она же по происхождению была из Пруссии. Но пока ставить ёлки больше никто не собирался, эта традиция очень долго входила в моду, она станет обычным явлением только к началу 19 века.

Чем украшали ёлки

На праздничное дерево вещали красиво оформленные орехи, яблоки, самые лучшие ленты, бумажные украшения, бусы и конфеты. Вообще фантазия украшения новогодней ёлки ограничивалась только финансовыми возможностями и полетом фантазии.

Интересно еще и то, что ёлочные игрушки по одной из версий тоже появились в Германии. Немцы часто украшали елку яблоками, но один год был настолько неурожайным, что яблок было не достать, а местный стеклодув сделал искусственные, они оказались ничуть не худшей заменой натуральным, ну кроме того, что их не съешь.

Началось все с 24 января 1918 года Совет народных комиссаров ввел Григорианский календарь, но Церковь продолжала использовать старый календарь, и от этого Рождество и Новый год поменялись местами. Вместе с ёлкой осуждался и , вошедший в праздничный ритуал за пару лет до революции.

В 1922 рождественская елка стала просто комсомольской елкой, а 1929 году Рождество совсем упразднили и этот день стал обычным рабочим. Так продолжалось вплоть до 1935 года пока Постышев не предложил Сталину обратное и тот согласился вернуть детям ёлку.

С тех пор ёлка остается незаменимы атрибутом Нового года. Ее украшения меняются в зависимости от времени и фантазии людей, но уже никто не представляет себе главный праздник зимы без красиво наряженной ёлочки.

17/12/2018 19/06/2019 TanyaVU 660

Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Откуда пошла традиция украшать ель, разбиралась Валентина Новикова.

Может кому-то это показаться странным, но, пожалуй, нет другого дерева, вызывающего столько споров, как… елка. Да, да эта праздничная радость всех маленьких и не очень ребятишек, вокруг которой они водят хороводы под известный детский шлягер «В лесу родилась елочка», частенько вызывает споры взрослых, особенно в новогодние и рождественские дни. Откуда такое внимание к этой представительнице хвойного мира?

"Подпорченная репутация"

В течение многих веков отношение к дереву менялось, порой достаточно радикально. Одни народы считали ель символом смерти, другие, наоборот, учитывая ее вечнозеленую крону, – символом жизни. То ее ветвями украшали дома и помещения, а то погребальные костры. Одно время елка, как один из символов религиозной пропаганды, находилась даже под запретом. А чуть позже передумали и решили сделать ее бессменным атрибутом детских советских новогодних праздников, чем существенно «подпортили» елке репутацию. В результате многие подзабыли о ее первоначальном предназначении и о том, что в дореволюционной России эта зеленая красавица наряжалась к Рождеству. Правда, в настоящее время все чаще и чаще ведутся разговоры о том, что такой обычай, пришедший к нам из лютеранской Германии, чужд исконным православным традициям и даже имеет языческие корни. Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Ее можно увидеть как в детских учреждениях, так и в храмах.

Колючая елочка и маленький глупый ослик

Но имеется ли на самом деле хоть какая-то взаимосвязь между Рождеством Христовым и обычаем ставить елку? Сейчас трудно судить об этом наверняка. Существующие различные легенды и истории кажутся слишком фантастичными, чтобы в них можно было хоть немного поверить. Одно из таких сказаний повествует нам о том, что когда родился Христос, то не только волхвы и пастухи пришли воздать поклонение чудесному Богомладенцу, но и представители животного и растительного мира. Оказалось, что среди животных и растений все, как и среди людей. Кто-то, расталкивая других, торопился стать первым, чтобы увидеть Новорожденного, кто-то пытался чрезмерно проявить свою почтительность, считая себя лучше других. В результате лишь колючую елочку и маленького глупого ослика, которые больше всех желали увидеть Христа, зрелые деревья и твари к Нему не допустили. И те смиренно, считая себя недостойными, стояли позади всех. Но именно на них и обратил свое внимание маленький Иисус. Так елочка стала символом Рождества, а о дальнейшей судьбе ослика легенда умалчивает. Но, зная определенные евангельские повествования, связанные с Входом Господним в Иерусалим, нетрудно догадаться, почему именно на этом трудолюбивом простом животном Спаситель въехал в город, где Его ожидала крестная смерть.

Можно по-разному относиться к таким наивным и неправдоподобным историям, однако они содержат в себе определенный поучительный смысл, задуматься над которым стоит не только детям, но и взрослым. Можно улыбнуться по-доброму, а можно, как один знакомый молодой православный папа, сказать со всей серьезностью: «Нечего детям забивать головы такими несусветными выдумками и глупостями, тем более что в стране, где родился Христос, и елки-то не растут».

Но такой наш чересчур взрослый и строгий подход к подобным легендам свидетельствует скорее о чрезмерной рациональности нашей веры и отсутствии той детской непосредственности, чистоты и простодушия, о которых говорил Христос Своим ученикам (Мф. 18: 3). Может быть, именно поэтому мы разучились воспринимать Рождество как единственное и неповторимое чудо, а к празднованию относимся как к еще одному поводу собраться для застолья и отдохнуть от работы. Лично у меня эта история про елочку и ослика вызывает определенные евангельские ассоциации, и невольно вспоминаются слова из Послания апостола Павла к коринфянам о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1:27–28). Соединяя такие незамысловатые рассказы с евангельским повествованием, можно донести ребенку суть событий, произошедших много веков назад и изменивших ход всей человеческой истории, а также дать ему представление о таких христианских добродетелях, как скромность и смирение.

Германские племена и елка

Некоторые исследователи связывают обычай ставить в домах ель или сосну с именем святого Бонифация, просветителя германских племен, принесшего им в VIII веке весть о Христе. Проповедуя язычникам, которые, между прочим, поклонялись еще и деревьям, полагая, что в них живут духи, св. Бонифаций, чтобы доказать бессилие языческих богов, срубил самое главное из них – дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, могучее дерево повалило на своем пути все остальные деревья, кроме маленькой, едва заметной елочки. Она и стала деревом Младенца Христа.

Трудно сказать, имеет ли под собой какие-то основания еще одна история с рождественской елкой, в которой фигурирует имя основателя Реформации Мартина Лютера. Но среди немцев ходит легенда, что в одну из рождественских ночей, проходя по лесу, Лютер увидел в небе звезду, которая внезапно опустилась на макушку одной из елей и затем погасла. Лютер срубил эту ель и принес домой. Так это было или нет, но именно с XVI века немцы начали повсеместно ставить в своих жилищах елки вместо пирамидок, под которые они раньше клали подарки. Первоначально елки ставили или же подвешивали к потолку без убранств. Потом, до появления игрушек, стали украшать яблоками, орехами и цветами.

Чудо из чудес

Как видим, действительно традиция наряжать елку на Рождество не совсем православная. Но это вовсе не означает, что она была насильно навязана православному народу лишь вследствие чрезмерного увлечения царя Петра I всем иностранным. Ведь именно при нем в России стали появляться первые елочки. Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964). Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году. В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.

Обычай ставить в домах ель в праздник Рождества Христова впервые появился в Северной Европе, в Пруссии ещё в VIII веке. По одной из легенд, святой Бонифаций, обращая язычников друидов в христианство, повелел срубить дуб, которому поклонялись друиды. Падая, священный дуб повалил молодые деревья, выстояла только ель. С тех пор ель, как символ вечной жизни и стойкости, стали считать деревом Христа, и она приобрела особое сакральное значение в праздник Рождества Христова. Ёлку, как символ вечной жизни, сначала устанавливали в праздник Рождества безо всяких украшений. В XVI веке в Германии появилась традиция украшать макушку Рождественской ели восьмиконечной Вифлеемской звездой, а ветви ели украшали яблоками и восковыми свечами…

В Россию эту европейскую традицию привёз из Германии Пётр I, но как император ни пытался своими указами привить этот обычай в нашей стране, традиция не прижилась. При Петре Первом первые ёлочные игрушки делали из цветных ленточек и тряпочек, из соломы, позднее из цветной бумаги и фольги. После смерти Пётр I традиция украшать ёлку практически исчезла в России, но возродилась вновь при императрице Екатерине II, которая была немкой по происхождению. В эпоху Екатерины II украшением рождественской ёлки занимались только дворяне, так как это было не дёшево. В России появились специальные картонажные мастерские по производству ёлочных игрушек.

Простой народ относился к этому дереву с предубеждением, поскольку ветками ели, как символа вечной жизни, выстилали покойным дорогу в последний путь. Трактирщики в России часто ставили ёлки на крыши питейных заведений, чтобы желающие выпить издалека видели трактир. Это тоже мало способствовало тому, чтобы русский народ признал ель священным деревом.

В конце XVIII века состоятельные люди стали привозить в Россию стеклянные ёлочные шары из Германии, вскоре и российские стеклодувы освоили производство стеклянных игрушек. Первые ёлочные стеклянные цветные шары в России были довольно тяжёлыми и по цене очень дорогими, не всем по карману.

Обычай наряжать ёлку стал повсеместным в России только в последней четверти XIX века. Мало кто помнит, что на Новый год и Рождество ёлку в России традиционно украшали настоящими конфетами, в яркой обёртке, баранками и пряниками, маленькими райскими яблочками, орехами и фруктами в фольге, свечами, самодельными бусами, гирляндами из цветных бумажных флажков.

В XIX веке в русских домах перестали вешать на ёлку настоящие сладости и фрукты, потому что они были слишком тяжелы для веток елки.

Перед Рождеством дети сами мастерили фигурки ангелов из бумаги и картона, фигурки зверей, куклы, ёлочные шары, бусы делали из ваты, картона, папье-маше раскрашивали их карандашами и красками. Ёлочные игрушки на протяжении столетий меняли форму и сюжеты, их делали из разных материалов, из бумаги, дерева, папье-маше, ваты, стекла и солёного теста.

Ватные фигурки зверей и кукол-барышень, ремесленников и солдат накручивали на проволочный каркас, покрывали лаком и раскрашивали.

Ёлочные игрушки делали из выпуклого тонированного картона, фигурки склеивали из двух половинок, они получались плоскими и с двух сторон выглядели одинаково. На Рождественской ёлке можно было увидеть игрушки не только из бумаги, ваты и папье-маше, но и из цветного стекла и даже дорогого фарфора.

На ветви Рождественской ели в честь 12 апостолов устанавливали 12 свечей, которые возжигали в Рождество и дети вместе с взрослыми водили вокруг рождественского дерева хоровод, танцевали и пели песни. Горящие свечи создавали пожароопасную ситуацию, и не редко происходили случаи возгорания рождественских елей. Под ёлкой, на всякий случай, ставили ушат с водой.

Рождественские подарки было принято раскладывать и подвешивать на ветвях или класть под ёлкой.

В начале XX века, перед Первой Мировой войной и революционными событиями в России, было принято украшать разноцветными накрахмаленными кружевами. Почти все ёлочные игрушки делались своими руками, золотили фольгой шишки, бублики, пряники, конфеты.

В магазинах продавались наборы самодельных ёлочных украшений, которые сегодня называют английским словом «handmade» — самодельные. Рождественскую ель устанавливали до встречи Нового года в центре самой большой комнаты, в просторном зале, чтобы вокруг ёлки можно было водить хоровод.

Невозможно представить Новый Год без красивой пушистой ёлки. К новогоднему празднику лесную красавицу наряжают дети и взрослые. Несколько десятилетий назад не было традиции наряжать ёлку в нашей стране. Так откуда появилась она? Именно об этом будет рассказано в нашей статье.

Откуда пошла традиция ёлку наряжать

Немцы утверждают, что истоки традиции наряжать ёлку пришла из Германии. Изначально наряжали деревья к Рождеству. Зародилась традиции во времена Средневековья.

Жители верили, что наряженные деревья в Рождество приносить богатый урожай. У древнегерманских племён было поверье, что в кронах хвойных деревьях живут местные лесные духи. Племенные жители с большим почётом и уважением относились к окружающей среде. Они полагали, что, если хорошо задобрить духов они будут под защитой.

Люди в лесах регулярно наряжали хвойные деревья. Веточки хвои украшались орехами, фруктами, сладостями и свежим хлебом собственного приготовления. Кельты считали, что деревья наделены магическим смыслом и не поддаются разрушительной силой. Со временем, местные жители стали выкапывать ели с корнями и пересаживать их возле своего дома. Считалось, что старая ель будет хорошим оберегом.

В странах Европы большинство жителей отказываются от стандартных ёлочных украшений. Они с удовольствием наряжают ёлку сладостями, конфетами, сухофруктами. Это смотрится красиво, оригинально. В любой момент сладкоежки могут снять сладости.

Легенда о Лютере Кинге: причём тут ёлка

Во времена зарождения христианства в Европе, у древних жителей осталась традиция наряжать ёлку в лесу. Украшали конфетами, сладостями, имбирным печеньем, фруктами, ягодами. Обряд украшения хвойных деревьев больше напоминал языческие обряды, чем традиции в христианстве. Это беспокоило местного священника по имени Мартин Лютер Кинга.

В один из зимних вечеров он отправился в ближайший лес, чтобы понять, почему люди приходят именно сюда наряжать хвойных красавец. Прогуливаюсь по заснеженным лесным тропам, его взгляд упал на высокую красивую ель. Он был припорошена серебристым снегом и освещалась небесным лунным светом. Картину, которую он увидел, напомнила его библейский рассказ о Варфоломеевской звезде.

В голове у священника зародилась идея принести домой ёлку и нарядить её огнями в виде звёздочек. Так он и поступил. С тех пор и зародилась у христиан всего мира на Новый год наряжать ёлку игрушками, яркими огнями, серпантином, дождём и мишурой.

В летописях можно найти записи, датированные XVII веком, в которых упоминаются рождественские ёлки. Начиная с XIX века традиция из Германии наряжать перед Рождеством ёлку перешла на другие европейские страны: Англию, Финляндию, Францию, Венгрию, Словению и другие. В начале XX века из Европы традиция перешла в Америку.

Великий царь и полководец Всея Руси Пётр I в XVII веке издал закон о праздновании Нового года. К празднику украшался дом еловыми веточками и на стол подавались разные угощения. Первая ёлка, как атрибут празднования нового пришла, пришла в Россию с восхождением на престол царя Николая I.

Именно он приказал во дворце украсить хвойную ель к Новому году, согласно европейским традициям. Подданные последовали примеру Николая I и в своих домах, поместьях нарядили ели к предстоящему Рождеству и Новому году. С этого времени и началась традиция наряжать ёлку к Новому году. В XIX веке в России была популярна немецкая культура, поэзия и литература. Поэтому традиция в домах наряжать ёлку быстро прижилась во всех слоях общества.

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом - источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей - от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга - царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет - газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники - не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор - Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.