Почему у детей от одних родителей разные характеры? Почему в одной семье такие разные дети

Все молодые родители и родственники семьи в первое время после родов сильно озабочены вопросом, на кого похож ребенок. Одни видят в нем больше черт отца, другие - матери. Но новорожденные быстро меняются, поэтому окончательная схожесть с тем или иным родителем проявляется только в более-менее взрослом возрасте. На протяжении всего этого процесса формирования нового человека старшие члены рода не устают задаваться вопросом, почему же малыш вобрал в себя столько черт одного, а не другого родителя.

Такие разные гены

Всё - внешние черты, характер, даже то, как человек будет принимать важнейшие в жизни решения - очень сильно зависит от генов, которые ему достались. 50% из этого генетического материала малыш получает от матери, вторые 50% - от своего отца. Но и каждый из родителей в свою очередь унаследовал по 50% генов от своих родителей, а те - от своих и так далее. В результате этих постоянных смешений (как говорят генетики, «скрещиваний») в клетке каждой человеческой особи содержится целый генетический коктейль.

Гены по доле своего участия в строении нового организма делятся на доминантные и рецессивные.

К доминантным вообще в человеческой популяции относятся гены нормального зрения и слуха, праворукости, среднего роста, нормального усвоения глюкозы, темных волос и еще тысяч других особенностей. Большая часть людей соответствует этим признакам, отсортированным эволюцией за миллионы лет.

Рецессивными считаются гены слепоты и глухоты, леворукости, аномально высокого или низкого роста, склонности к сахарному диабету, блондинистых волос и др. Люди с такими признаками в популяции представлены в меньшинстве. Все эти гены - рецессивные и доминантные - и определяют черты каждого нового поколения.

Сочетаемость генов и внешность детей

Но и у каждой ветви (рода) людей есть свои доминантные и рецессивные гены. В роду отца, например, могут быть доминантными гены рыжих волос и конопатости. Если в ДНК матери есть такой же рецессивный ген, но он не проявился в ее внешности (например, женщина - блондинка с чистой кожей), то большинство детей этой пары наверняка будут рыжими и конопатыми.

Блондины с чистой кожей будут в абсолютном меньшинстве. Также велика вероятность появления рыжеволосых младенцев без конопушек. Отец будет очень гордиться, что отпрыски все, как один, пошли в него. На самом же деле, просто встретились соответствующие гены родителей.

Но даже в том случае, если у матери нет гена «рыжести и конопатости», как минимум, один из четырех ее детей будет точной копией рыжеволосого отца. Тут действует еще один закон генетики: доминантный ген каждого из родителей проявляется в соотношении 1:2:1 (в любой последовательности). Выражается это приблизительно так: один потомок будет блондином, другой - рыжим и конопатым, а еще двое будут иметь смешанные признаки обоих родителей. Причем, засчитываются все попытки: даже если мать решила не рожать ребенка и сделала аборт, скрещивание уже произошло и «коктейль» генов образовался. Следующая беременность, которая закончилась родами либо выкидышем, является вторым вариантом скрещивания. И так до будет продолжаться до тех пор, пока пара будет зачинать детей.

Нельзя забывать и о том, что доминантных и рецессивных генов в каждой ДНК множество, поэтому всевозможных сочетаний может быть масса. Только «самые сильные» проявятся и будут заметны во внешности и характере ребенка. опубликовано

фото © Yulia Taits

«У старинушки три сына, старший умный был детина, средний был и так, и сяк, младший – вовсе был дурак…» Так начал свою сказку Ершов. Правда, впоследствии младший оказался самым умным, но мы сейчас не об этом. Как же сыновья стали такими разными? Один ведь старинушка!

Однако и в жизни люди часто недоумевают, глядя на сестер и братьев, которые вовсе не похожи – почему так? Гены одинаковые, семья одна и та же.

Однако все не так просто.

По утверждению психологов, ситуация развития детей сильно отличается в зависимости от того, когда они появились на свет, ведь стадии развития семьи различались, так же как и убеждения и опыт родителей.

Главный наследник

Старшему ребенку долгое время приходится играть роль «принца» или «принцессы», ведь все внимание родителей принадлежит ему безраздельно. Но однажды происходит катастрофа: в семью приносят крошечный орущий кулек, который, по-видимому, займет его законное место в сердцах родителей! Эта травма может усугубиться, если первенца не подготовили к появлению малыша, и старший может решить, что он не слишком хорош, и именно поэтому родители завели нового ребенка ему на замену.

Поэтому старший малыш старается изо всех сил быть хорошим, дабы вновь завоевать родительскую любовь.

Также бывает, что родители часто транслируют первенцу: мы хотим, чтобы ты был нашей гордостью!

По этой причине старшие дети обладают большими обязанностями и правами, наделены ответственностью. Они часто принимают на себя часть функций родителей, занимают позицию лидера, становятся серьезными и чувствительными. Добросовестны, однако критику не приемлют, и предпочитают действовать, исходя из принципа, что являются хозяевами своей судьбы. Милые в заботливости, они отказываются принимать помощь.

Абсолютное большинство руководителей – это единственные или старшие дети. Типичный пример первенца – Уинстон Черчилль.

Младшенькие

К младшему ребенку обычно долгие годы сохраняется трепетное и нежное отношение. Однако ему не довелось быть единственным и всю жизнь приходилось делить родительскую любовь. Среди младших часто встречаются романтические герои, авантюристы, нарушители традиций, которые пробиваются в жизни самостоятельно. Именно они покидали дом, осваивая новые земли.

Младшие редко решают конфликты силовым способом, они либо демонстрируют обиду, либо очаровывают. Им сложно принимать решения и зачастую не достает смелости сражаться до победы, так что они предпочитают находить свой собственный, отличный от других, путь.

Общение со старшими способствует социальному и интеллектуальному развитию, они чаще задают вопросы и стремятся к сотрудничеству, но вот рутины не терпят.

Младшими в семье были Элизабет Тейлор, Грегори Бейтсон, а также Бернард Шоу, и их остроумное высмеивание общественного порядка и благовоспитанности отлично иллюстрируют стереотип поведения «младшенького».

Серединка на половинку

Среднему ребенку сложнее всего. Он сочетает в себе черты и старших, и младших, и их позиция наиболее уязвима из-за состязания как с более сильным старшим, так и с более беспомощным младшим. Благодаря этому, «средненькие» развиваются очень быстро.

«Середнячки» отлично ведут дела с самыми разными людьми, они гибкие, самостоятельные и отличные дипломаты.

Эгоист или счастливчик?

Единственный ребенок часто представляет собой гремучую смесь младшего и старшего. Они весьма чувствительны к родительским ожиданиям и либо целиком принимают семейные ценности, либо бунтуют против них.

Эти дети стремятся соответствовать взрослым стандартам, обладают высокой мотивацией к достижениям, честолюбивы и традиционны, с трудом привыкают к близости.

Гляжусь в тебя как в зеркало…

Наиболее специфичной группой являются близнецы. Эти дети представляют собой отдельную маленькую команду, так что навыки взаимодействия у них развиты прекрасно. Однако оставить друг друга, даже для устройства личной жизни, им бывает необычайно тяжело.

Разумеется, это все не значит, что существует некая роковая предопределенность, и все будет именно так и никак иначе. Конечно же, нет. Стиль родительского поведения, отношение к детям имеют не меньшее значение, чем порядок рождения. Ведь, в конечном итоге, все в наших руках, и то, какими вырастут наши дети, зависит только от нас.

Отличаются друг от друга характером и поведением сильнее, чем чужие дети.

Почему дети из одной семьи и от одних родителей растут совершенно разными, объяснил психолог, специалист по детской травме Габор Мате.

Не бывает так, чтобы у детей были абсолютно одинаковые родители.

Меня часто спрашивают: если все зависит от окружения, то почему в одной и той же семье дети, получая одинаковое воспитание, еду, игрушки, становятся такими разными? У одного СДВГ, у другого — нет, один алкоголик или наркоман, другой — нет, одному достается то или иное заболевание, другому — нет. Даже среди однояйцевых близнецов бывает такое. Почему же гены одни, а дети разные?

Дело в том, что дети растут в разном окружении. У них разные родители. И у моих детей разные родители, хотя они родились от одного отца и матери.


Дело не в номинальном присутствии родителя и наследственности. Важно, в каком эмоциональном состоянии родитель общается с ребенком. И то, как ребенок его воспринимает.

Можно любить всех своих детей одинаково. Но, если во время беременности одним из детей, или в первые годы его жизни в семье был сильный стресс, а с другим ребенком такого не было — то вашим детям достались разные родители.

Начался экономический кризис, со временем между родителями появился разлад, — для последующих детей это уже другие родители.

Также есть такой фактор, как врожденный темперамент. Британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт говорил: мать восьмерых не может быть одинаковой со всеми детьми, даже если бы очень захотела. Но, даже если бы ей это удалось, у детей все равно было бы восемь разных мам. Потому что они воспринимали бы ее по-разному, в силу темперамента.

Именно поэтому даже про детей из одной семьи нельзя сказать, что у них, в психологическом смысле, одни родители и сходные условия.

Дети вызывают неодинаковые реакции у родителей.

Отцы реагируют на сына и дочь по-разному. Матери по-разному воспринимают чувствительного ребенка и ребенка с устойчивым темпераментом. И так далее.


Пока ребенок формируется в ответ на реакции родителя, родитель тоже меняется, благодаря ребенку. Так что, некоторым образом, дети создают своих родителей.

Это происходит не специально, не осознанно. Дети влияют своей личностью и реакциями, и чувствами, которые они вызывают у родителя.

Очевидно, что у более зрелых родителей отношения с детьми более ровные, и дети их воспринимают более одинаково. Но все же отличия неизбежны. Поэтому я и говорю:не бывает так, чтобы у детей были одинаковые родители.

2 истории из жизни.

Максу 11 месяцев. Только что прошел дождь и недалеко от нашей дачи, на дорожке, появилась огромная лужа. Макс загоняет в лужу бабушку – подталкивает руками и подвывает – иди, мол, иди, не бойся. Смотрит, как бабушка в резиновых тапочках бороздит водные просторы. Полный восторг. Сам в лужу не заходит. Как только бабушка пытается из лужи выйти, подталкивает ее обратно.

Андрюше 10 месяцев. Недавно прошел дождь, на нашей прогулочной лесной тропинке появилась лужа. Андрюша смело заходит в нее, плюхается на попу и бьет по воде руками. На лице блаженство. Грязный, как чушка. При попытках извлечь его из лужи начинает бастовать. Макс смотрит на это безобразие, улыбается и хмурится одновременно: «Фу, ну и свин!».

Это мои дети. Один «думатель», другой – «делатель». Один – фифа страшная и консерватор. Боится микробов и грязи. Прежде чем попробовать новую пищу, поноет – «не хочу!», обнюхает ее со всех сторон, коснется кончиком языка, с опаской. Потом, скорее всего, откажется – «что вам всем от меня надо? – у меня мои макароны есть».

Другой жаждет новых впечатлений, запахов и вкусов. Косточка? – обглодаем. Рыбка? – попробуем. Кашка – давай-давай, не бойся.

Один ноет, если надо в новое место собираться. Другой – если его долго в помещении держать. Один – наблюдает. Другой – руками и языком пробует. Оба – потрясающие. Оба – любимые. И такие разные.

Сейчас я эти различия на темперамент списываю. Он врожденный – с ним ничего не поделаешь. Надо только помочь ребенку на основе своего темперамента выработать эффективные модели поведения.

А вот что дальше будет – интересный вопрос. Недавно обнаружила совершенно замечательную книгу Гинтараса Хоментаускаса «Семья глазами ребенка» . Всем рекомендую. Особенно семьям, в которых растет не один ребенок.

—————————————

Ваш первый ребенок, придя в этот мир, встретился с мамой и папой и определенное время был единственным ребенком.

Ваш второй ребенок никогда не был единственным ребенком и всегда жил в семье, где, кроме него и родителей, был еще один ребенок.

Первенец — всегда первенец. Он получил больше любви, внимания и больше испытал на себе последствия тревоги родителей, ощутил непоследовательность их отношения. Он испытал горечь «сверженного с престола» после появления второго ребенка. Младший появился в более спокойной атмосфере, но, придя в этот мир, встретился не только с родителями, но и со своим предшественником. Однако ко всему этому мы должны добавить еще один не менее важный фактор, который проявляет себя в структуре межличностных отношений семьи.

Первенец первым «прощупывает», находит «слабые места» родителей и приспосабливается к ним. Он находит своеобразные способы поведения в семье, при помощи которых ощущает свою значимость, получает необходимое внимание родителей. Например, первенец чувствует, что внимание родителей обусловлено тем, какие новые навыки он освоил, чему новому научился, что любовь родителей зависит от того, сколько он помогает дома, насколько способен придерживаться порядка и т. д. Иными словами, старший принимает роль «маленького помощника».

Второй ребенок после младенческого периода (безоговорочной любви матери) попадает в ситуацию выбора средств, какими он может достичь любви и внимания родителей. В отличие от старшего, которому были открыты все пути, малыш находится в более сложной ситуации. Если он будет строить свои отношения с родителями по модели старшего, в нашем случае — стремиться к роли помощника, то он рискует остаться «в тени» старшего.

Часто младшие дети и пытаются вести себя, как старшие, но отношение родителей к их пока еще неумелым попыткам бывает разное, и от этого зависит дальнейший выбор. Поощрение даже за попытку действовать так, как старшие брат или сестра, — явление достаточно редкое, хотя только такое отношение может способствовать принятию младшим внутренней установки, аналогичной установке старшего.

Тогда при благоприятных прочих условиях мы наблюдаем в семье кооперацию, то есть братья, не конкурируя между собой, стремятся, например, как можно больше помочь родителям, берут на себя определенные домашние обязанности или вместе составляют костяк футбольной команды двора. Однако чаще наблюдается противоположное.

Попытка малыша следовать за старшим, конечно сперва нелепая, неумелая, смешная, вызывает снисходительную улыбку взрослых, вначале ставится в пример, а потом такие попытки остаются без внимания. Следуя за старшим, сам малыш часто воспринимает свою слабость, незначительность, говоря иными словами, попадает «в тень» старшего, остается позади него. Малыш может устремиться «вдогонку» за старшим, с большим рвением развивать в себе способности для полноценной конкуренции и в надежде когда-нибудь стать лучше его, сильнее в каком-то значимом отношении.

Все же дети чаще выбирают более легкий и простой путь — найти свой, индивидуальный способ ощущения значимости в семье, получения внимания и любви родителей.
Ситуацию развития второго ребенка образно можно представить в виде такой схемы-рисунка.

В этом рисунке солнце — прообраз древнего символа благополучия — изображает родительскую любовь и внимание. Первый ребенок (дерево № 1) находит свой «путь к солнцу» — определенные способы получения любви, поощрения родителей (например, принимает роль маленького помощника, роль ребенка, постоянно нуждающегося в присмотре, и т. д.).

Иными словами, он как бы оставляет за собой определенную тень; если второй поведет себя так же, как и первый, то, будучи моложе, не имея достаточной жизненной практики, он останется в этом отношении слабее, будет «всегда вторым». А это воспринимается ребенком как урон чувству его значимости, более того, будучи менее совершенным в определенных формах поведения, чем старший ребенок, он реально может замечать, что ему меньше достается похвалы, добродушного внимания родителей, а вместо того постоянно надо следовать чьему-то примеру.

Второму ребенку, как и реальному дереву в представленной картинке, приходится искать собственный путь, чтобы выйти из «тени», пробиться к «солнцу» — то есть «прощупать» те способы поведения, которые обеспечивали бы ему родительское внимание, восприятие и любовь его как индивидуального, ни с кем не сравнимого человека. Примером логики развития личности второго ребенка может служить следующий пример.

Первый ребенок — мальчик семи лет, послушный, покладистый. Он стремится к усвоению новых навыков, знаний, особенно в тех сферах, которые кажутся важными его родителям. В школе с первых дней учится только очень хорошо, что вызывает восторг родителей. Он, как говорит мать, серьезный, дисциплинированный, на него можно положиться. Второй мальчик, моложе на два года, — «живое серебро» (подобие ртути). Он неугомонен, у него на уме только разные проделки, шутки, ничем не может серьезно заняться, ему бы только дурачиться.

При более пристальном знакомстве с семьей вы бы несомненно увидели причины такого разного личностного развития детей. Второй ребенок таким своим развитием обязан, во-первых, своему творческому отношению к окружению, во-вторых, способу поведения первого ребенка и, в-третьих, личностным особенностям своих родителей. Мать, говоря о втором, «проблемном» ребенке, рассказывая о его проделках, все же не может сдержать улыбку. Почему?

Второй ребенок, подсознательно приняв роль шута в семье, своей непосредственностью, шутливостью, неконвенциональностью поведения принес то, что надо и родителям, и всей семье, — эмоциональность. И нашел он это, опираясь не на какие-то знания, сверхчутье и т. д. Все значительно проще — как только он начал вести себя иным способом, чем его брат, а именно так, как он ведет себя теперь, он ощутил внимание к себе, к своим индивидуальным проявлениям и, наконец, улыбку и расторможенность в поведении родителей. Образно говоря, он вылез из «тени» брата, нашел путь к тому, чтобы ощутить свою значимость, не конкурируя с ним.

Старший общается с родителями на «взрослом уровне» — делится идеями, расспрашивает их и т. д. Второй же — на детском, непосредственном, эмоциональном уровне. Каждый из них заполняет определенную «экологическую нишу» в семье, получая при этом необходимую «психологическую пищу» — чувство значимости, любовь и внимание родителей к ним как к индивидуальным и автономным людям. Это способствует и развитию доброжелательных и терпимых отношений между братьями: оба брата прекрасно общаются между собой: младший — постоянный выдумщик, генератор идей, а старший — интеллектуальный контролер, реализатор, руководитель.

Хорошо это или плохо, что дети выбирают столь разные формы поведения? Вопрос сложен, и однозначно на него ответить, наверное, невозможно. В описанном случае братья как бы дополняют друг друга, делают жизнь всей семьи более разнообразной, полной. И все же второй ребенок вызывает и определенную тревогу: сможет ли он стать порядочным человеком? Наверняка, если эмоциональная связь родителей с ним продержится, об этом беспокоиться не следует, хотя очевидно, что будет он совершенно другой личностью, чем его брат. Смотреть на их различие можно с точки зрения философии обыденного сознания: все люди по-своему красивы и ценны. Каким скучным стал бы мир, если бы в нем жили одинаковые личности.

Однако существует не только такая жизненная философия, но и научные аргументы в пользу того, что терпимое, в некоторой степени снисходительное отношение к путям развития личности служит одним из важных факторов психического здоровья развивающегося человека. В психологии накоплено много фактов о том, что необоснованное стремление «сделать из ребенка что-то», «перекроить» его по нередко фантастическому представлению родителей, то есть нетерпимость к индивидуальным, творческим (в широком смысле слова) проявлениям ребенка, как правило, приводит к плачевным результатам: искаженным отношениям к окружающим и себе, протесту, негативизму, а часто и к психическим нарушениям.

————————————

На мой взгляд, очень правильные наблюдения. Что скажете?