Тайны почерка графология. Графология, читаем по почерку. и я открою вам ее сердца…”

Почерк как индивидуальная манера письма всегда привлекал внимание не только красотой каллиграфии, но и возможностью изучения «слепка личности». Со времён императора Нерона, оценивавшего почерк судимых им людей, до наших дней в графике почерка продолжают искать черты характера, симптомы заболеваний, признаки эмоциональных состояний, искренность ответов, кризисы личности. А может анализ почерка - псевдонаука?

Только с 1875 года, с момента появления книги «Система графологии» французского аббата Жана-Ипполита Мишона, почерк становится предметом серьёзных научных изысканий.

С тех пор в истории изучения почерка были разные периоды - от паранаучных графологических трактатов и политических репрессий специалистов-графологов до полноценного становления к концу 80-х годов прошлого века анализа почерка как проективной методики в психологии и судебного почерковедения в криминалистике.

Показательна в этом судьба Дмитрия Митрофановича Зуева-Инсарова, председателя Русского научного графологического общества, автора книг «Почерк и личность», «Строение почерка и характер», «Чтение характера по почерку» о построении портрета личности по почерку. После мирового признания его как графолога и публициста, потока отзывов с благодарностью о его трудах со стороны известных в России учёных, писателей, артистов, государственных деятелей, он был арестован НКВД после 1935 года и бесследно исчез в ГУЛаге.

Почерк как проективная психологическая методика

В HR-технологиях анализу почерка не придаётся статуса могущества, как это часто можно видеть в различных, в том числе современных, книгах по графологии. Наряду с другими проективными методиками исследования личности, например рисуночными «Несуществующее животное», «Дом - Дерево - Человек», «Автопортрет», почерк относится к проективным методам изучения экспрессии, что сразу определяет его применимость и степень объективности получаемых выводов.

Как и оценка речи в телефонном интервью, так и анализ почерка, никогда не выявит насколько сотрудник добрый или злой, щедрый или жадный, трудолюбивый или ленивый, смелый или трусливый, серьёзный или легкомысленный. В то же время почерк составит HR-специалисту неоценимую услугу в определении ведущих свойств нервной системы, типа темперамента сотрудника, выявит личностный психотип (радикал), даст оценку поведению сотрудника в коллективе.

Для этого необходимо выбрать написанный сотрудником документ, содержащий не менее десяти строк (200 - 400 рукописных символов) и обязательно предназначенный им для чтения другими людьми, - в этом случае заметно снижается фактор небрежности в графике почерка и такой почерк является наиболее соответствующим личности его автора. Проективная методика анализа почерка готова решать не только задачи понимания черт характера сотрудника, но и поможет оценить личностную совместимость, склонность к кадровым рискам, уровень управленческого потенциала, оперативность в принятии решений и многие другие личностные особенности.

Алгоритм анализа почерка

Обычно выделяют три этапа изучения почерка. На первом делаются выводы по особенностям нервной системы и типу темперамента и оцениваются сила, подвижность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость нервной системы, а также принадлежность к холерическому, сангвиническому, флегматическому, меланхолическому типам темперамента. Каким образом?

Чем больше геометрический размер символов и заметнее нажим при письме, тем более сильная нервная система изучаемого. Слабую нервную систему отличает «скромный» размер букв и нетвёрдый нажим при письме.

Подвижную нервную систему от инертной отличает выраженная длина межсимвольных связок и растянутость букв по направлению письма.

Уравновешенность - неуравновешенность нервной системы определяется по тому, насколько отклоняются строки в тексте от воображаемой средней линии, - чем более отклоняются от такой воображаемой средней линии для строки отдельные буквы, тем более неуравновешенна нервная система изучаемого.

Эмоциональная возбудимость выявляется по отклонению букв от воображаемой вертикальной линии от нижнего края листа, - чем более наклон букв вправо/влево, тем более характерна для изучаемого эмоциональная возбудимость.

В итоге, сильная, подвижная, мало уравновешенная, эмоционально возбудимая нервная система представляет холерический тип темперамента; сильная, подвижная и хорошо уравновешенная - сангвинический; сильная, мало подвижная и хорошо уравновешенная - флегматический тип: слабая, мало подвижная, но мало уравновешенная и эмоционально возбудимая нервная система представляет меланхолический тип темперамента. Описания типов темперамента легко найти в литературе.

На втором этапе анализа почерка делаются выводы по выраженности таких личностных черт, как экстраверсия - интроверсия, экстернальность - интернальность, коммуникативность - индивидуализм, конфликтность - компромисность и других:

Чем больше в символах присутствуют не несущие информации элементы (каллиграфические, стилизованные, украшающие), чем длиннее межсимвольныесвязки, тем болеевыражено свойство экстравертированности личности и наоборот;

Чем более поднимаются вверх строки письма по мере завершения, чем более выражен разрыв межсимвольных связок, тем более выражено качество экстернальности личности (при наличии признаков сильной, уравновешенной/неуравновешенной нервной системы);

Чем более округлены буквенные очертания, тем более характерно качество коммуникативности для изучаемой личности (при наличии признаков сильной, уравновешенной нервной системы);

Чем более выражена заострённость, угловатость букв, чем более характерна разорванность, несвязность отдельных символьных штрихов, тем более проявляется качество конфликтности личности (при наличии признаков сильной, подвижной нервной системы).

На третьем этапе анализа почерка даётся оценка проявлению в элементах рукописи признаков тех или иных психотипов (радикалов): демонстративного (истероидного), эпилептоидного, шизоидного, тревожного и других.

Например:

истероидность личности определяется присутствием в элементах букв украшающих штрихов, не несущих информационной нагрузки (при наличии признаков сильной, подвижной нервной системы);

эпилептоидность личности исходит изприближениябукв к машинописным, их идентичности друг другу, из ровного, последовательного стилянаписания по всему документу;

шизоидность (уникальность) личности выявляется по нетипичностинаписания рукописных символов, по высокой изменчивости в документе одинаковых алфавитных букв (при наличии свойства инертности нервной системы);

тревожность личности характеризуется наличием в тексте поправок, исправлений, появлением символьных «обводок», «зачернений» (при наличии признака эмоциональной возбудимости). Зная особенности того или иного психотипа, HR-специалист легко составит по почерку портрет изучаемого сотрудника.

Что такое графология? Это методика анализа почерка, с помощью которой можно определить внутренние черты характера человека, выраженные в написании букв.

Скептики скажут, что письмо - это просто работа мышц. Но это не так. Почерк - это внешнее проявление индивидуальных черт характера и ума. Если бы почерк был лишь результатом работы мышц, он бы не раскрывал человеческих эмоций. Бывали случаи, когда человек повреждал свою правую руку, и ему приходилось обучаться писать левой рукой. И хотя, на первый взгляд, слова, написанные левой рукой, отличаются от тех, что написаны правой, при внимательном сравнении открываются те же основные черты почерка человека. Более того, даже у людей, потерявших обе руки и научившихся писать ногами, появляются те же закономерности характера.

О связи почерка с характером знали еще в древности. Так, в письме римского императора Нерона говорится: "Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура". А в трудах китайского философа Конфуция сказано: "Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром". Но в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, графология сложилась не так уж давно. В 1872 году французский аббат Мишон написал книгу "Система графологии", впервые употребив этот термин. Для того, чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова "графо" (писать) и "ологи" (наука).

Книга имела огромный успех, и увлечение графологией распространилось по многим странам. Впоследствии, благодаря энтузиастам, она развивалась и совершенствовалась.

Одним из самых новых и важных направлений в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. Когда взрослым людям внушали, что они - в детском возрасте, их почерк менялся, и они начинали писать, как дети. Благодаря тому, что стало возможным анализировать почерк человека в различном возрасте, можно проследить его эмоциональное и интеллектуальное развитие от детского до взрослого состояния.

Другие интересные эксперименты связаны с обнаружением признаков болезней, которые проявляются в характере почерка. Эти тесты проводятся профессиональными графологами, работающими в больницах вместе с врачами. Когда окончательные результаты исследований будут обнародованы, они, вероятно, окажут существенную помощь врачам.

Способность анализировать почерк не является врожденным даром. Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы получить верный результат. И еще. У анализа почерка существуют пределы возможностей, о которых необходимо сообщить. Вы не можете сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан. Автором крупного, размашистого письма, которое на первый взгляд писал мужчина, может оказаться милая бабуся, обладающая сильной и энергичной натурой. Часто мелкие буквы с легким нажимом, которые по видимости писала женщина, на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности.

Нельзя узнать по почерку, женат ли мужчина и замужем ли женщина, есть ли у них дети. Даже характер работы писавшего определить практически нельзя, поскольку многие люди занимаются делами, для которых они не подходят, но справляются с ними благодаря своим способностям. В то же время почерк открывает то призвание, к которому человек наиболее подходит.

И, наконец, несколько слов о том, как проводить анализ. Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Лучше не переписывать текст из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным. Постарайтесь получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста. Хорошо бы раздобыть образец письма, написанного раньше, когда испытуемый еще не знал, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страниц, обращайте внимание на последнюю, потому что к концу письма его автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы покрасивее выводить буквы. На последней странице он пишет более естественно.

Ну, а теперь наш первый урок.

Оптимизм или пессимизм. Наклон строки

Почерк, который идет точно по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими неприятностями или заявлениями других людей. Такой человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем.

Если линии почерка поднимаются вверх, это - признак оптимизма.

Такой человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным, стремясь продвинуться вперед. Он - доброжелательный товарищ, хорошо приспосабливается к окружающей обстановке.

Иногда строка взбегает вверх под большим углом. Так пишет неисправимый оптимист, суждения которого часто оказываются ошибочными из-за того, что он ходит по земле, высоко задрав голову, и не замечает реальной окружающей обстановки. Тем не менее, такой человек по-своему счастлив.

Противоположным примером является строка, которая постоянно опускается вниз.

Это - пессимист, который склонен проявлять скепсис во всем. Если спуск строки вниз не столь ярко выражен, то, возможно, пессимизм представляет собой лишь смесь осторожности и критичности, а такая черта характера не является плохой. Резкий спуск строки вниз - это признак убежденного пессимиста, которого нелегко вывести из упаднического настроения. Правда, не исключено, что это лишь временное состояние человека. Хорошо было бы просмотреть образцы почерков "пессимиста", сделанные за некоторое время до данного анализа, и обратить внимание на то, как шла строка раньше. Бывает, что самый бодрый человек испытывает временное ухудшение здоровья или на него сваливается какое-нибудь несчастье, что вызывает у него депрессию. Такое состояние автоматически заставляет его почерк спускаться вниз. Однако, как только условия меняются, строка с удивительной быстротой возвращается к своему обычному положению - ровному или бегущему вверх

В следующем примере мы имеем почерк человека с переменчивым настроением, у которого каждое слово может прыгать то вверх, то вниз.

У такого человека настроения меняются постоянно в зависимости от времени, места, окружающих людей. Людям, у которых нет устойчивого направления в написании строки, трудно приспособиться к любой работе, домашнему занятию или хобби, требующим тщательного соблюдения устойчивого порядка. Очень часто бывает, что умный человек не добивается никакого успеха, даже в вещах, для которых он, казалось бы, создан. И он сам, и все окружающие удивляются, почему же он не добился ожидаемого успеха. Чаще всего у таких людей направления строк и наклоны букв не отличаются постоянством, а то и дело меняются. Им надо обратить внимание на это обстоятельство и попытаться взять под контроль свои переменчивые настроения.

Умение анализировать почерк и узнавать по нему характер человека может быть весьма полезным. Строки текста хранят информацию о человеке, его написавшем. И хотя для детального графологического анализа требуются профессиональные навыки и знания, сделать поверхностную оценку под силу каждому желающему. Нужно лишь знать основные особенности написания текста, и что они означают.

Материалы по теме

Следует помнить, что ни один признак не стоит рассматривать как догму. Только комплексный анализ личности, сопоставление различных наблюдений в совокупности может дать ясную картину о внутренних особенностях человека. Анализ почерка – это лишь подсказки, то, на что следует обратить внимание в характере человека.

Смотрим на почерк и читаем характер человека

В первую очередь стоит посмотреть на письмо в целом.

Аккуратный почерк с хорошо прописанными буквами свидетельствует об уравновешенности человека и его спокойствии. Если письмо неразборчивое, то, вероятнее всего, человек опасается раскрыться, стремится к замкнутости и отрешенности.

Крупный, похожий на детский, почерк говорят о доверчивости в характере человека, его чувственности и мягкости. Когда как мелкий убористый почерк свидетельствует о рациональности и сдержанности его хозяина.

Размашистый почерк говорит о широкой душе человека

Очень мелкие буквы могут говорить о жадности и недоверчивости.

Размашистый почерк говорит о широкой душе человека, склонности к глобальному взгляду на вещи. Плотное расположение слов при письме может быть признаком бережливости с переходом в крайнюю степень экономии и расчетливости.

Стоит обратить внимание и на поля. Чем шире левое поле, тем более щедрый перед нами человек. Узкое поле слева говорит о скупости. Если по мере письма левое поле сужается, это свидетельствует о склонности объекта к эгоизму. Практически полное отсутствие полей говорит о том, что человек стремится выжать максимум из предоставленных возможностей.

Какие бывают характеры у людей, определяем по почерку

Более детальное изучение строк письма дает дополнительную информацию. В идеале иметь несколько страниц текста, написанного в разное время при различных обстоятельствах. Именно такой подход дает возможность наиболее точно определить, какие бывают характеры у людей по почерку.

Наклон письма

Ярко выраженный наклон письма вправо говорит о стремлении к общению и любвеобильности натуры. Такой человек отличается энергичностью, он открыт для новых идей.

Незначительный наклон влево характерен для скрытных людей с рациональным подходом к жизни. Для них на первый план выходит разум, который подавляет эмоции.

Сильный наклон влево присущ чувственным натурам, которые привыкли открываться только самым близким. Эти люди умеют принимать взвешенные решения.

Направление строк

Если строчка письма сохраняет горизонтальное положение на протяжении всей ширины листа, значит, перед нами уравновешенный человек, контролирующий свои эмоции.

Строки, уходящие вверх, характеризуют людей с завышенной самооценкой и неисправимых оптимистов. Если же строки, напротив, опускаются вниз, значит, перед нами человек, не уверенный в своих силах, подверженный депрессии и угнетению.

Встречается письмо волнообразного характера, когда строка то уходит вниз, то задирается вверх. Такое присуще непостоянным натурам с переменчивым настроением.

Можно ли составить общее представление о человеке, даже не видя его? Оказывается можно – по почерку .

И такую возможность предоставляет Графология , изучающая зависимость между почерком и личностью.

Графология (от др. -греч. «пишу» и «учение») - учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. (Википедия ).

На эту связь начали обращать внимание еще в древности. Известно изречение императора Нерона : «Я боюсь этого человека, его почерк показывает, что у него предательская натура» .

У Конфуция : «Почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен» .

Почерк может рассказать специалисту-графологу о личности порой больше, чем сам он способен поведать о себе. Это происходит оттого, что почерк формируется не столько сознанием, сколько подсознательными процессами мозга.

Письмо — сложный психомоторный навык, и если его довели до совершенства в школе, он откладывается в мозге и не утрачивается.

Каким же образом почерк может рассказать о человеке?

Приглашаю читателей в небольшое исследование этой темы.

Как всегда подойдем к вопросу системно, начнем с истории и закончим книжным обозрением.

История графологии

О связи почерка с личностными качествами человека догадывались еще в эпоху античности. Аристотель писал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих» .

Светоний Гай Транквилл (около 70-140 гг. н. э.), биограф римских императоров писал, что император Август, не начинал новой строчки стиха, если стих не помещался на одной строчке, а дописывал его под последним словом стиха.
Современный графолог определил бы это как свойство человека бережливого, имеющего строго дедуктивный, практичный ум.

После распада Римской империи интерес к графологии пропал, но он вновь возродился в средние века, когда письменность стала достоянием более широких слоев общества.

Однако до начала XVII в. не существовало самостоятельных сочинений, посвященных этому вопросу.

Первый известный истории трактат по исследованию почерка принадлежит итальянскому врачу, профессору Болонского университета Камилло Бальдо (Camillo Baldo), жившего в Болонье и издавшего в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего ».

Это был первый фундаментальный труд по графологии. Эпиграфом к своему сочинению Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва ».

Камилло Бальбо (1550 – 1637 гг)

Впервые слово "графология « появилось в 1871 г. в книге „Систeмa графологии“ , французского аббата Жана Ипполита Мишона. Его и принято считать отцом современной графологии.

Аббат Мишон, систематизировал особенности почерка и попытался установить соответствия между ними и личностными качествами.

Жан Ипполит Мишон (1806—1881 гг)

В 1879 г. аббат начал издавать журнал «Графология », он был одним из основателей Парижского графологического общества. О Мишоне известно также, что в течении тридцати пяти лет он изучал автографы выдающихся французов и умел распознавать по почерку 350 чувств и способностей.

Простота метода Мишона сделала его популярным. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, строки и пр. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие — противоположную черту. В настоящее время это представляется правильным лишь отчасти.

Последователи Мишона, в том числе и его ученик, Жюль Крепье-Жамен не согласились с этим принципом, а также с практикой приписывания жестких интерпретаций к отдельным признакам почерка. Крепье-Жамен каждому элементу в почерке приписывал диапазон возможных значений.

Он утверждал, что значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Современная графология принимает именно эту теорию.

Несмотря на мистический налет, многие выдающиеся умы того времени обращались к теме определения характера по почерку. Такие имена, как Лейбниц, Шекспир, Гете, Лафатер, Жорж Санд, Александр Дюма-сын, Вальтер Скотт, Эдгар По.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, а также Иоганн Вольфганг Гете (1749 г- 1832 г) — великий поэт и естествоиспытатель, признавали, что индивидуальность человека отражается в его письме.

Жорж Санд , в свою очередь, считала: „Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем“ .

Гете писал: «нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях ».

Ч. Ломброзо изложил свои взгляды на почерк и личность в книге «Графология», вышедшей в 1899 г.

Чезаре Ломброзо (1835 -1909 гг) - итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике.

«Как идиот не может избавиться от подпрыгивающей походки, а паралитик от шаркающей, так и обычный «средний» человек не может не проявить свои особенности в движениях руки при письме ».

Почерку «преступного человека», по учению Ломброзо, свойственны особые графологические признаки, которые делятся на две группы. Одни признаки якобы характеризуют почерки убийц, разбойников и грабителей, другие – воров.

Но учение Ломброзо о почерке «преступного человека», как и вся его теория, оказалось научно несостоятельным.
****
В дальнейшем графология стала распространяться по всей Европе.

Вильгельм Прейер , профессор физиологии из Йены, предположил, что письмом руководит мозг, а не пальцы, и на самом деле пишет мозг, а не рука.

Вклад в теоретическую базу графологии внесли немецкие графологи Ганс Бюссе и Людвиг Клагес .

Наиболее выдающаяся фигура в швейцарской графологической школе – доктор Макс Пулвер , психолог Цюрихского Университета, который в 1934 году обнаружил три зоны в почерке.

В Англии Роберт Соудек, Ханс Яакоби и Ганс Айзенк провели исследования, подтвердившие валидность анализа почерка.

Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Альфред Адлер признавали важность графоанализа. Фрейдом и Юнгом графология принималась, как путь проникновения в бессознательное человека, и потому вызывала их интерес.

Также графологией занимался Альфред Адлер , он однозначно признавал важность графологии и сам практиковал анализ почерка.

В 40-50-х годах XX века появляются понятия графометрики и психологии почерка (Scriftpsychologie). Графометрики начинают измерять характеристики почерка и использовать статистические методы, чтобы доказать истинность выводов о связи особенностей почерка с психологическими качествами.

На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования.

Графология в мире сегодня

Во многих странах графология принята академическим сообществом и государством, изучается в рамках высшего образования.

В настоящее время в Европе графология входит в обязательную программу обучения во многих странах. Университеты в Гейдельберге, Киле, Мюнхене, школы в Голландии, Швейцарии, Италии и Франции, имеют официальное разрешение для работы в этой сфере. Новейшие курсы читаются в Сорбонне (Франция).

В Италии, Венгрии профессии – «графолог» можно обучиться в вузе, как любой другой специальности.

В Голландии имеются две профессорские кафедры (в университетах Лейдена и Утрехта) и два графологических общества (в Амстердаме и Гааге).

В США создан Институт почерка (Нью-Йорк), а также Американское графологическое общество. В США курс графологии читается в Нью-йорском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других - ее читают как часть медицинского курса.

Многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу.

По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе.

Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.

****
О статусе графологии в других европейских странах говорят следующие факты:

Британская академия графологии (BAOG) была создана в 1985 году.
Британский Институт графологии (BIG) был основан в 1983 году.
В 1986 году – создано Венгерское Общество Изучения Почерка, в 1991 – Институт Графологии в Будапеште под руководством Тамаша Агарди.

Также можно назвать:
Американское общество профессиональных графологов (ASPG).
Объединение немецких графологов.
Французское объединение графологов-консультантов.
Швейцарская ассоциация графологов.
Итальянская графологическая ассоциация.
Итальянская ассоциация графологов.
Испанская графологическая ассоциация.
Израильская ассоциация графологии.

Графология получила развитие во многих странах и особенно во Франции, Германии, Голландии, Израиле и США.

Графология в России

До революции 1917 года в России сложилась своя графологическая школа, имеющая два направления: криминалистическое и, собственно графологическое.

Графологическое направление было представлено Н.Д.Ахшарумовым, Ф.Ф.Тишковым, В.В.Маяцким и М.И.Попялковским. Теоретическое обоснование графологии представлено И.Ф.Моргенштерном.

Графология впервые была представлена широкой публике книгой Ильи Федоровича Моргенштерна „Психографология“ в 1903 г.

В 1915 г. выходит брошюра В. Маяцкого «Графология».

С 20-х годов XX столетия в этом направлении работал графолог-эксперт Д.М.Зуев-Инсаров, написавший множество статей по графологии и монографии: „Строение почерка и характер“, „Почерк и личность“.

Криминалистическое направление основали судебные почерковеды Е.Ф.Буринский, С.М.Потапов и психофизиолог-графолог М.И.Попялковский.

В 1903 г издается книга Е.Ф. Буринского «Судебная экспертиза документов, производство её и пользование ею ». Он впервые подробно описал особенности почерка, как способа идентификации личности по рукописи. Таком образом, Буринский был основоположником нынешней графометрии. Он положил начало судебному почерковедению, как области знаний, изучающая методы для идентификации личности в целях раскрытия преступлений или установления личности по гражданским делам.


Евгений Фёдорович Буринский (1849—1912 гг) - выдающийся русский ученый-криминалист, один из основоположников криминалистики, основатель судебной фотографии, технического исследования документов и судебного почерковедения в России.

Практически не развиваясь после революции, в СССР в 1940 году графология была официально объявлена буржуазной лженаукой .

В Большой Советской Энциклопедии (1952 г ) сказано: «Графология (от греч. графо – пишу и логос – слово, учение)–лженаучная теория, согласно которой по почерку человека якобы можно судить о его характере и даже о внешности... Такие заключения не научны ».
Но в энциклопедии, изданной позднее (1972 г) говорится: «Графология (от графо... и...логика) — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются для исследования индивидуальных особенностей человека в психологии, а также в медицине и криминалистике» . О лженаучности теории графологии уже ничего не сказано.

Положение графологии и специальной литературы не сильно изменилось и после распада СССР.

В России сильная именно почерковедческая Школа , хотя ведущие российские криминалисты-почерковеды писали, что и в графологии есть рациональное зерно. Но дальше этого дело в развитии графологии как-то не пошло.

Появившаяся доступность иностранных источников информации повысила интерес и популярность графологии, возросло количество русскоязычных книг.

Все это в целом отражает очень неоднородное состояние русскоязычной графологии.

****
В России и СНГ профессиональным графоанализом и обучением ему занимается международная Школа Графоанализа. Это Школа Графоанализа Инессы Гольдберг, она является наиболее авторитетной графологической организацией в русскоязычном пространстве (www.grafologia.co.il)

Добавим также Московскую Школу Графологии. Основатель и руководитель Школы Т. В. Ефремова (http://www.moscow-graphology.ru/).
Курсы по графологии по авторской методике, которые ведет Светлана Сибирская (http://grafol.ru/swet/kursi.html).

Хотя конечно не исключаю, что я что-то пропустил в моем исследовании и буду рад, если меня поправят мои читатели.

Графология и почерковедение

Графология и почерковедение - это не синонимы.

Почерковедение - это практический раздел криминалистики, а графология – это учение о связи почерка и характера.

Почерковедческая экспертиза проводится экспертами-криминалистами и может определить, например, принадлежат ли два автографа одному человеку, но ни в коем случае она не определяет характер писавшего.

Почерковедческая экспертиза обладает разработанной методологией, отвечающей научным критериям, и преследует четко определяемые цели, например, поможет выяснить является ли почерк или подпись подлинными или поддельными.

Научность графологии

Графология не является точной наукой в математическом смысле слова.

Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д, — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста , чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов.

Сподвижник Чезаре Ломброзо, итальянский профессор судебной медицины Сальваторе Оттоленги писал в начале 20-х годов: «Графология пока еще не наука, хотя и нет никакого сомнения в ее научном основании...».

В своей книге „По следам преступления“ профессора криминалистики Геза Катона и Имре Кертес пишут: «Возможно, что в будущем удастся выяснить отдельные вопросы, например обнаружить определенные признаки темперамента по почерку, но сегодня тот, кто утверждает, что может установить по почерку характер, обычно является либо обманщиком, либо искренне заблуждающимся человеком » .

Отечественный криминалист О.М. Глотов характеризуя современную графологию, процветающую на Западе замечает, что она «чаще всего граничит с шарлатанством, так сказать, в его чистом виде ». (Глотов О. М. О криминалистике//От преступления к наказанию/Под ред. Н. С. Алексеева. Л., 1973. с. 182).

Мнения криминалистов понятны, графология — не научная дисциплина.

Хотя исследования показывают что анализ почерка позволяет характеризовать некоторые психологические особенности личности. А Верховный суд США в 1978 году признал законным использование графологии при приеме на работу.

И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения.

Возможно Графология находится в стадии развития и через какое-то время будут найдены необходимые аргументы, удовлетворяющие академические инстанции для признания ее наукой. Пока же Графология по мнение графологов — это сочетание науки и искусства.

От общего к частному

Любой графологический анализ следует начать с оценки общего вида почерка. По Зуеву-Инсарову общий вид включает: гармоничность, геометричность и графологичность письма. Эти три категории присутствуют во всех графологических школах мира и по сей день.

1. Степень гармоничности.
Обратите внимание на общее впечатление от почерка: создается ли у вас ощущение единого целого?

Гармоничность почерка — это степень гармонии между отдельными буквами, составляющими слова.

Чем выше степень гармоничности письма тем выше степень одаренности личности.

2. Степень геометричности.

Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками, равномерностью нажима.

Высокая степень гармоничности говорит о том, что человек обладает большим запасом внутренней энергии, развитыми волевыми усилиями, позволяющими ему всегда сохранять внутреннее равновесие, тормозить нежелательные эмоции, действовать обдуманно.

3. Степень графологичности письма.

Степень графологичности письма определяется степенью отклонения от каллиграфического образца.

1. Нажим при письме.

Сильный нажим характеризует людей энергичных и готовых к преодолению препятствий на пути к желаемому.

Слабый нажим свидетельствует о чувствительной натуре, склонной к идеализации, к влиянию чужого мнения.

Неравномерный нажим — показатель неуравновешенности, впечатлительности, импульсивности.

Если же нажим при письме слабый, и к тому же еще неравномерный, то автор такого почерка скорее всего неуверенный в себе, склонный к постоянным сомнениям.

2. Выдержанность строки.

„Прямая“ строка говорит об уравновешенности и сдержанности писавшего, умении доводить дело до конца.

„Волнистые“ строки указывают на то, что человек обладает гибкостью мышления и дипломатичностью, позволяющей обходить трудности, хотя ему может не доставать целеустремленности.

Строки, поднимающиеся к концу принадлежат людям энергичным, уверенным в себе, инициативным и стремящимся к успеху.

Если же строки, наоборот, падают к концу, то и автор почерка скорее всего обладает нехваткой энергичности для доведения дела до конца.

3. Наклон почерка.

Слишком наклонный почерк — от его владельца вполне можно ожидать проявления крайних черт и выставления своих чувств и предпочтений напоказ, а также восторженность в восприятии всего нового.

Почерк наколенный влево часто указывает на несовпадение личных склонностей человека с внешними условиями воспитания и жизни.

Если же почерк вертикальный, не имеющий наклона, то это говорит о равновесии между умом и чувствами и одновременно сдержанности человека.

4. Размер букв.

Крупный почерк часто указывает на чувственность влечений, энергичность в общении и непрактичность в жизни, а также на отсутствие объективной самооценки.

Мелкий почерк более характерен для людей сдержанных, наблюдательных и при этом весьма закрытых, не склонных говорить о себе.

Сжатый почерк характеризует своего владельца как очень бережливого, экономного и сдержанного.

5. Расстояние между словами и строками.

Если в почерке почти нет пробелов и создается впечатление, что слова наползают друг на друга, то можно говорить о бережливости человека, порой переходящей в скупость.

Если же в тексте полно пустых мест как между словами, так и между строками, то это свидетельство щедрости, иногда граничащей с расточительностью.

6. Подпись.

Подпись без росчерка — свидетельство вкуса и сдержанности.

Если подпись дополнена прямым росчерком, то это указывает на энергичность человека, его решительность и смелость.

Волнистый росчерк свидетельствует о дипломатичности и умении обходить „острые углы“.

Подчеркивание росписи — признак развитого чувства собственного достоинства.

Подпись, поднимающаяся вверх, указывает на честолюбие.

В случае, если подпись завершается точкой, речь идет о человеке, склонном к самоанализу и умеющем доводить дело до конца.

Если подпись выполнена очень крупными буквами, это говорит о том, что ее владелец обеспокоен своим имиджем и, вероятно, пытается создать у окружающих обманчивое впечатление о себе.

Вот примерно так кратко некоторые моменты. Конечно только по ним нельзя судить о человеке, должен быть комплексный анализ почерка. Для желающих расширить свои познания существует литература, которую мы рассмотрим чуть ниже.

Каллиграфичность почерка

Считается, что излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не поздравление на на открытке) – отражает проявление усиленного Супер-Эго в ущерб индивидуальности и самобытности человека.

Т.е. следование стандарту в сочетании с украшенностью и стилизованностью отражает шаблонное, стереотипное восприятие и мышление.

Именно поэтому учителя не должны требовать от учеников, особенно начальных классов излишней внешней красивости почерка. Намного важнее научить ребенка гармонично распределять нажим в почерке.

Для сведения: Почерк как индикатор характера и индивидуальности отметил в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».


Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал». Издательство: «Наука». 1978 г

Национальные особенности почерка

Небольшая выдержка из книги И.В. Белова «Секреты почерка. 20 типов личности 20 типов почерка».

«Нетрудно увидеть различия в написании букв, которые используют люди различных стран. Эти черты почерка отражают лишь наиболее типичные проявления национальных особенностей.

Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками, что говорит об их гордой и романтической натуре.
Французы пишут гораздо мельче, и их почерки отражают более логичный подход к жизни.
Итальянское письмо с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами свидетельствует о чувстве ритма и изяществе.
Русская эмоциональная, общительная природа отражается в размашистом, крупном почерке.

Немецкий почерк более угловат и тщателен, чем у других народов.

У англичан почерк сдержан, прост, без росчерков и завитушек.
Американский почерк - свободный и размашистый» .

Ум и почерк

Умный человек – это прежде всего высокий уровень индивидуальности, самостоятельное мышление.

Так как же проявляются эти признаки в почерке?

Самое главное – это не банальный почерк. Не обязательно оригинальный, но обязательно несущий свои индивидуальные черты.

Излишнее преувеличение через различные украшения почерка – это не проявление ума, а лишь желание произвести впечатление, т.е. казаться, а не быть.

«Умная» форма почерка – продуктивная, экономит усилия руки, сокращает время написания букв.

Чем выше развитие человека, тем больше сторон души раскрывает его почерк.

Оказывается, так много скрытого смысла в обычном почерке. Даже поэтому стоит более внимательно отнестись к Графологии.

Темперамент и почерк

Каждому темпераменту помимо присущим им жестам и движениям, есть и присущие особенности почерка.

Люди изысканные, элегантные по своей натуре, - это сказывается и на почерке — изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.

У прямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями.

В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и у добродушных — округленные.

Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы.

Вот например как определяет предварительные условия для анализа почерка Инесса Гольдберг в своей книге «Язык почерка, или Проблемы на бумаге».

«Максимальная информативность и достоверность зависит не только от профессионализма графолога, но и от качества, а также количества исследуемого материала» .

«Правила подготовки качественного материала для анализа почерка.

1. Письменные принадлежности, стол.
Для образца пригоден только чистый белый лист (без клеток и полос) формата А4, под который следует подложить несколько листов бумаги (слишком твердая или мягкая по верхность искажает почерк). Поверхность письменного стола — без трещин и неровностей.
Писать только шариковой ручкой (лучше синей), не протекающей и хорошо работающей.

2. Состояние, поза.
Поза — удобная, сидя за столом; настроение — относительно спокойное.

3. Что и как писать .
Текст: объем — произвольный; содержание — произвольное, оно не имеет значения. По дойдет любая свободная тема, которая придет в голову: предложите написать о себе, об отпуске, о детях и т. д. Самое главное требование — писать в привычном темпе, спонтанно, не списы вая, не под диктовку, и не стихи в столбик. Затем — расписаться.

4. Язык.
Писать на родном языке, для двуязычных — на обоих языках. Языки могут быть любыми (кроме иероглифов).

Зачем все это нужно – лучше узнать из самой книги И Гольдберг.

Итак, общее представление о предмете Графология мы получили. Чтобы углубить наши знания обратимся к книжным источникам.

Но будем помнить, что опыт приходит с практикой. Безусловно самообучение заслуживает уважения, но время от времени возникают вопросы, требующие объяснения, которые сложно найти в книгах. Здесь важно, чтобы эти объяснения давал опытный профессионал.

Обзор книг по теме «Графология»


Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность» . Издательство: «ЛТД», «Перлит продакшн». 1992 г.

Д.М. Зуев-Инсаров - крупнейший русский графолог, председатель Русского научного графологического общества.

В переизданной впервые с 1929 г. книге в простой и доступной форме излагаются принципы оценки по почерку черт характера человека.

В книге приводятся различные образцы почерков, даётся их подробная характеристика. Также приведены характерологические расшифровки почерков известных людей, например, Сергея Есенина, Льва Толстого, Максима Горького, Александра Пушкина и других.

Приведена библиография, выпущенных на тот момент книг в различных странах.

Можно начать с этой книги, по крайней мере, она написана практиком.

Одна из самых известных книг, выпущенная в Санкт-Петербурге в 1903 г и переизданная в 1994 году — И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку».


Два издания:
1. И. Моргенштерн. «Психографология». Питер. 1994 г
2. И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку». Типография «Наука». 2006 г

В книге знаменитого психографолога И. Моргенштерна рассказывается об истории графологии, приводится психографологическое описание нескольких сотен почерков.

Приведу несколько интересных выдержек из книги:
Ум
«Буквы прямые, слитные, без украшений; одинаковое расстояние между словами; большей частью отсутствие крупных букв, попадаются неразборчивые; буквы круглые. Обыкновенно с, в, г выходят не совсем законченные ».

Глупость
«Вытянутые, редко поставленные буквы с оригинально украшенными крючками. Неравные расстояния между словами, иногда нажимы в заглавных буквах – когда стараются выводить их архитектурно, придать им закругленную форму и сделать их тонкими и изящными; следует обратить внимание на неравные нажимы".

Высокий рост
«Буквы в конце строки оканчиваются ровным штрихом, почерк нетвердый, но местами нажимы. Буквы не запутанные и идут ровными рядами; большею частью слова на другую строчку не переносятся» .

Низкий рост
«Буквы с украшенными размашистыми штрихами, сильно вытянутыми, будто бы им желали дать рост; конец слова или не дописывают, или переносят на другую строку, оставляя свободное место» .

Брюнеты
«Поднимающиеся строки; кроме того, буквы очень старательно выведены, с желанием придать им красивую форму, что особенно сказывается в крючках заглавных букв; сами буквы приподнятые» .

Блондины
«Ровные строки, мелкие буквы; в конце строки буквы становятся уже; почерк разборчивый, не растянутый».

В книге приводится подробный анализ психографологических законом почерка. Описаны все буквы и их графологические признаки.

Отдельная глава посвящена детским почеркам. Приводятся почерки людей, с отклонениями в психическом и физическом отношениях.

Дан анализ почерков известных исторических личностей. Читатель узнает как меняется характер письма с возрастом, сможет по собственному почерку определить свои скрытые возможности


В. Маяцкий В. Графология. Москва, 1907. Переиздано в 1990 году (репринт).

Маяцкий. «Графология». 1990 г.

Очень простая, небольшая книга — брошюра, написанная еще в царской России. Содержит микроструктурный типологический анализ каждой буквы. Как дополнение к другим книгам. Ниже содержание книги.

Авторская серия книг «Секреты Почерка» Инессы Гольдберг в ключает 8 изданий:
1. Учебник «Как расшифровать почерк или Графология шаг за шагом».
2. Учебник «Почерк и типы личности».
3. Книга «Почерк и Ваша успешность».
4. Книга «Почерк и Ваша личная жизнь».
5. Книга «Почерк - Зеркало Души».
6. Книга «Тайны Почерка - Что на роду написано».
7. Книга «Язык Почерка или Проблемы на бумаге».
8. Избранное серии «Психология Почерка».

Это систематизированные учебные пособия по основам графологического метода, а также научно-популярные издания, посвящённые различным аспектам применения графологии.


Соломевич В.И. Уласевич В.И. «Почерк и характер» . «АСТ» 2009 г.

Кроме основ эта книга познакомит вас с графологическим анализом почерков некоторых известных политиков, спортсменов и популярных артистов эстрады и кино.

Джудит Норман. «О чем говорит почерк. Графология для начинающих». Вектор. 2010 г.


Сара Дороти. «Тайны почерка. Как по почерку определить черты Вашего характера» . АСТ. 1998 г.

Книги Ильи Щеголева

Илья Щеголев - специалист в области графологии и психологии менеджмента, получил образование на факультете психологии СПбГУ, автор бестселлера «Тайны почерка». Он вместе со своей командой ведет работу по популяризации и распространению прикладных методов графологии в России и странах СНГ.


Илья Щеголев. «Тайны почерка». Феникс. 2011 г.
Илья Щеголев. «16 типов почерка». Питер. 2005 г.
Илья Щеголев. «Загадки почерка. От маленькой буквы к великой судьбе». Феникс. 2011 г.

Книги Юрия Чернова

Юрий Георгиевич Чернов — кандидат технических наук, разработчик программного обеспечения, психолог, имеющий сертификат по деловой психологии, сотрудник Швейцарского графологического общества, регулярно принимает участие в различных конгрессах и конференциях по анализу почерка.


Илья Щеголев, Юрий Чернов. «Тайны почерка» (+ CD-ROM). «Эксмо». 2008 г.

На диске — уникальная программа для анализа почерка и составления психологического портрета человека по почерку.


Юрий Чернов. «Психологический анализ почерка». Генезис. 2011 г.
Автор рассматривает проблему на стыке дисциплин — психологии, медицины, криминалистики, затрагивает вопросы диагностики, судебного почерковедения и т.п. Но основное внимание направлено на психологию почерка.

Юрий Чернов. «Анализ почерка в работе с кадрами». БХВ-Петербург. 2012 г
Книга рассказывает о том, как использовать анализ почерка в диагностике кадров. В книге системно рассмотрены все этапы работы с персоналом через призму анализа почерка.


1. И. Белов. «Секреты почерка. 20 типов личности. 20 типов почерка». Харвест. 2007 г
2. Исаева Е.Л. «Практическая графология: как узнать характер по почерку». Рипол Классик. 2010 г.
3. Айк Надж (О.К.Наджимов). «Узнать характер человека по его подписи или практическая графология».
4. Владимир Тараненко. «Почерк, портрет, характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении». Ника-Центр. 2008 г.


5. Ирина Улезько. «Характер и почерк». АСТ. 2009 г.
6. Вера Надеждина. «Тайны почерка. Шаг за шагом». Харвест. 2009 г.
7. Александр Фармагей. «Графология как наука и не только». Ника-Центр. 2010 г.
8. А. Соколова. «Графология – ключ к характеру». Рипол Классик. 2013 г.


9. Е. П. Ищенко. «Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души». Проспект. 2015 г.
10. С.Ю. Алесковский, Я.В. Комиссарова. «Основы графологии». Юрлитинформ. 2008 г.
В учебно-методическом пособии рассматриваются основные положения графологического (психолого-почерковедческого) метода исследования личности, а также история становления графологии и ее современное состояние.
11. Т. И. Еремина. «Визуальная психодиагностика». Феникс. 2012 г.
Помимо физиогномики приводятся и другие визуальные средства исследования личности (психогеометрия, графология, анализ цветовых предпочтений, одежды, интерпретация рисунков человека).
12. Б. Хигир. «Графология. Узнай характер по почерку». Издательство: Амрита-Русь 2014 г.


13. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. «Психологический анализ рисунка и текста». Издатель: Речь. 2006 г.
14. Е. Судиловская. «Разгадываем почерк. Графология (+ СD с программой)». Питер. 2007 г
15. Кравченко В.И. «Графология: характер по почерку». Учебно-методическое пособие ГУАП. 2006 г.
16. Петросян А.Э., Петросян Ю.С. «Как разговорить почерк (практическая графология)». Издательство Тверского университета бизнеса. 1995 г.

И обязательно несколько книг по почерковедению.


17. Орлова В.Ф. (науч. ред.). «Судебно-почерковедческая экспертиза: общая часть». Наука. 2006 г
18. Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. «Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения». Наука. 2006 г
19. Бастрыкин А.И. «Криминалистическое исследование письма». Учебное пособие. 2002 г
20. Орлова В.Ф. «Судебно-почерковедческая диагностика». Учебное пособие. Юнити – Дана. 2012 г

И в заключении обзора добавлю журнал «Научная Графология» http://inessa-goldberg.ru/portal-magazine/

Международный журнал на русском языке «Научная Графология» является некоммерческим проектом Института Графоанализа Инессы Гольдберг. Она же — Главный редактор журнала.

Вот так в общих чертах мы познакомились с Графологией. Думаю многих заинтересовала эта тема.

Начните с базовых книг, указанных в начале. Каждая книга дает что-то новое, не в смысле базовых принципов – они повторяются, а в смысле – нюансов. Но именно знание нюансов определяет Мастера.

Желаю успехов в овладении новых Знаний!

Если статья понравилась, дайте, пожалуйста, знать — кликните на кнопку соц. сетей.
Будут вопросы, пишите в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

Валиева Азалия, Сокур Дарья

Исследовательский проект

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

ТЕМА : «Тайна почерка»

Валиева Азалия

Сокур Дарья

ученицы 3 «А» класса

МОУ НШДС «Ивушка»

Руководитель работы:

Носкова Лариса Александровна

г. Новый Уренгой 2011 год

Введение ………………………………………………………………………………..…..3

Глава I. Что позволяет узнать анализ почерка…………………………..5

Глава II. Анализ почерка учащихся 3 «А» класса………………………..6

Заключение……………………………………………………………………………….…8

Литература ………………………………………………………………………………..10

Приложение ………………………………………………………………………….…..11

ВВЕДЕНИЕ

“Дайте мне почерк женщины,

и я открою вам ее сердца…”

В.Шекспир

ГРАФОЛОГИЯ – это интересный и ценный способ, который позволяет быстро понять себя и понять природу окружающих нас людей. Если с помощью особенностей почерка мы поймем черты характера, то это поможет нам лучше приспособиться к другим людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.

Специальное учение о почерке как отражении свойств характера и психологических состояний человека называется ГРАФОЛОГИЕЙ.

Актуальность

Мы считаем, что тема нашего исследования интересная и актуальная, так как в современной школе существует проблема почерка. Всех учеников в школе обучают писать одинаково, но по прошествии короткого времени большинство ребят начинают писать различно и таким образом проявляют свои индивидуальные черты характера и ума. Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают изменения в написании букв.

Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Работа над улучшением почерка оказывает влияние и на самого пишущего, например, помогает приобрести большую уверенность в себе. Но учителей русского языка прежде всего волнует другое – разборчивость почерка, различие букв «а» и «о», узнаваемость слов. Не лишним будет и ученикам напомнить о культуре письма, над чем надо заранее поработать, чтобы их письмена могли быть прочитаны. Неразборчивое написание названий лекарств нередко стоит пациентам жизни.

Цель проекта

Цель нашей работы заключается в изучении особенности почерка учащихся 3 «А» класса.

Предмет исследования – почерк учащихся 3 «А» класса.

Для достижения денной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать теоретические работы, посвящённые этой теме;
  1. выявить, насколько изучен данный вопрос в современной литературе;
  2. выявить причины, которые влияют на почерк человека;
  3. сравнить почерки учащихся 3 «А» класса и дать характеристики ребятам.

Для решения данных задач нами использованы такие методы исследования:

  1. анализ теоретической литературы;
  2. анкетирование;
  3. наблюдение;
  4. сопоставление.

Опираясь на работы Н.С. Позднякова, Д.А.Хаустовой, И. Моргенштерна и Д. Сари, мы пришли к выводам:

у каждого человека свой характер и свой индивидуальный почерк.

Почерк- это внешнее проявление ума и других сторон личности.

В науке доказано, что уже в детстве закладываются основы почерка. На четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами. Причины, влияющие на почерк, делятся на три группы:

а) физиологические – возраст;

б) психологические – уровень развития;

в) технические – положение бумаги, ручки, качество ручки, поза

Пишущего.

Изменения в почерке происходят бессознательно, по мере того, как сознание становится более зрелым и развитым.

Каждый почерк так же индивидуален, как и отпечатки пальцев. Часто у человека, обладающего, так называемым «красивым» почерком, умственные реакции замедленны, а человек с неразборчивым почерком может быть очень умным или же, по крайней мере, неглупым, но необразованным. Поэтому также не правильно судить о внутренней сути человека по внешнему виду почерка, как считать, что люди с красивым лицом обладают хорошим характером, а внешне некрасивые люди – дурными.

Способность анализировать почерк не является даром, с которым рождается человек.

Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы прийти к разумным выводам.

В конце XX века графология активно разрабатывалась в отечественной и западной науке.

Глава I.

Что позволяет узнать анализ почерка

Что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:

1. Манера писать, характер начертания букв в письме.

2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)

Нас интересует первое значение - манера писать. Говоря вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей так же заметно отличаются друг от друга, как и их отпечатки пальцев.

У анализа почерка существуют пределы возможностей. Нельзя определить принадлежит ли почерк мужчине или женщине, то есть графолог не может отгадать пол писавшего. Почерк не показывает и возраст автора письма, так как письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст. Нельзя узнать по почерку женат мужчина или холост, замужем женщина или одинока, есть ли дети у автора письма, характер работы, род занятий или увлечения, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому что почерки не обладают семейным сходством.

Почерк может открыть наличие состязательного духа, способность ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, а также других качеств, которые помогают человеку преуспеть. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия. Специалист может указать на наличие сильных и слабых сторон испытуемого, а последний может воспользоваться полученной информацией для того, чтобы всемирно укреплять свои достоинства и свести к минимуму свои недостатки.

Одним из первых ученых, рассмотревших и поднявших проблему почерка в школе, стал крупнейший методист Николай Сергеевич Поздняков. Давно известно, что с улучшением почерка в школе повышается грамотность. Современные школьники, боясь допустить ошибку, пишут некоторые буквы одинаково (например: а и о, м и н) ; однако «хитрость» это вредит прежде всего им, потому что их зрительная память так же спорно воспринимает написание слова. Следствие этого – повторяющиеся ошибка даже в несложных словах.

Габриель Тард утверждал: «Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной им бумаги, так как в нем выражается преступность, настроение духа и тому подобное»

Итак, по почерку мы можем сказать оптимист человек или пессимист, щедрый или бережливый; отношение к деньгам, интроверт, экстраверт или амбоверт, есть ли чувство юмора и воображение, скрытый человек или откровенный.

Глава II.

Анализ почерка учащихся 3 «А» класса

Ученики 3 класса, написали текст на листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Ребята писали под диктовку текст. В конце написали то, что пришло в голову. В этом случае почерк более естественный. Каждый ученик подписал свой текст и написал цифру 7.

При исследовании почерка мы пользовались увеличительным стеклом для того, чтобы тщательно рассмотреть все черточки и крючки, которые появляются перед началом буквы или в ее конце.

Для исследования мы взяли только три почерка под № 1, 2, 3 . Получили следующее:

№1. Самый обычный наклон в почерке. Он раскрывает теплую, дружескую натуру. Свои чувства выражает открыто, не очень импульсивная натура. Этот ученик хорошо ладит с другими людьми, потому, что в его характере существует искренняя тяга к общению, и он не будет счастлив, если будет долго находиться в одиночестве. Большое расстояние между словами и строками показывает щедрость души. Полей почти нет – это показатель того, что человек стремится выжать максимум из имеющихся у него денег. Округленные буквы показывают, что мы имеем дело с человеком, склонным к сотрудничеству. У данного человека логический ум. Он ничего не принимает на веру. Для него характерна гордость и большое чувство собственного достоинства. Написание цифры 7 показывает стремление не только к высоким материальным, но и к высоким духовным целям.

№2. Мелкий подчерк указывает на замкнутость и скрытность. Почерк, который не отклоняется от воображаемой линии, а идет по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими событиями или заявлениями других людей. Данный человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем. Манера такого человека –сдержанность. Такой человек хочет разумно взвесить вещи. Хотя у этого человека мягкий характер, он может «встать в позу» и временно принять агрессивный вид (среди заключительных букв появляются угловатые). Бережливый человек (чем меньше расстояние между словами и строчками, тем более бережлив человек). Средний нажим ручки говорит нам, что это амбоверт. Такого человека обычно легче понять, и он более предсказуем по сравнению с интровертом и экстравертом. Любит настаивать на своем. Человек серьезен и не позволяет своему воображению заходить слишком далеко. В отношениях с людьми проявляет душевность, осмотрителен. Исследовав написание цифры 7, мы пришли к выводу: у этого человека хороший самоконтроль и полное владение своими эмоциями.

№3 . Этот человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным, стремясь продвигаться вперед. Ровные узкие поля справа и слева показывают, что человек проявляет бережливость и разумную расчетливость в своих покупках. Угловатые буквы свидетельствуют о духе состязательности. Почерк не совсем разборчивый, что говорит об энергичности, беззаботности, а также о нервозности. Обладает напористой и честолюбивой натурой. Он ненавидит быть в подчиненном положении. Не отличается застенчивостью. Этот человек – экстраверт . Он направляет свои интересы к окружающему миру. Любит работу, связанную с человеческими контактами. Его нелегко расстроить. Он будет идти вперед. Более того, неудача может лишь подхлестнуть его к активности. Неровные, волнообразные строки – признак хитрости. Широкие поля, оставленные лишь слева (при узких полях справа), являются проявлением расточительного поведения, с которым пытается бороться человек.

У этого человека общительный характер и развито чувство ритма и координации. Не умеет хранить секреты. Еще одной чертой характера этого человека является медлительность, откладывание дела с одного дня на другой (по написанию цифры 7). Стандартная незамысловатая подпись указывает на уверенность в себе и смелость

Таким образом, исследовав почерк учеников 3 класса, мы получили разные характеристики на ребят. Эти характеристики мы прочли в классе, и одноклассники сразу узнали, что под №1 - это Маша Шестакова, под №2 – Данилов Илья, №3 –Асеев Сергей. Итак, мы пришли к выводу, что действительно изучая особенности почерка, можем понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, сможем лучше понимать друг друга.

Заключение

Мы, ученики 3 класса – Даша и Азалия, проанализировали теоретические работы, посвященные анализу почерка, выяснили, насколько изучен данный вопрос в современной литературе, самостоятельно исследовали почерк одноклассников и пришли к следующим выводам:

  1. Основы почерка закладываются в детстве.
  2. На четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.
  3. У каждого человека – свой почерк, который характерен только для него. Наши почерки индивидуальны, как и отпечатки пальцев. Значит, и характеры у нас разные, что мы и доказали при исследовании нашего почерка.
  4. Большинство учеников 3 класса считает свой почерк разборчивым 14 человек (63%),

21 ученик хотели бы, чтобы их почерк стал лучше, красивее. Ребята считают, что для этого нужно не торопиться при написании текста и выполнении упражнений, стараться выводить каждую букву слова, писать аккуратно.

Предлагаем по классам в школе оформить выставку лучших тетрадей учащихся 1-4 классов.

По мнению графологов, существует прямая связь между почерком и психологическими качествами личности. Действительно, все мы знаем, что почерк – это и «визитная карточка», и удивительно присущая человеку форма общения, и как бы « письменный голос» его обладателя. У одних он приятный, располагающий к общению, гармоничный, у других – некрасивый, отталкивающий, вызывающий антипатию.

В отличие от капризов моды, на одежду, мода на красивый почерк не изменится во все времена. Поэтому вполне естественно, что красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нем веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, дает положительный психологический заряд всей последующей жизни, что многократно увеличивает вероятность получения хорошей работы.

Полученные данные нашей работы можно использовать учителям воспитателям для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, кружков и факультативов по предмету.

Литература

1. Дударева Е. Как исправить почерк.

  1. Жовтонижко А. Плохой почерк врача может стоить пациенту жизни.
  2. Паррхимик Е. Г. Как найти работу. Минск, 1998 год.
  3. Поздняков Н. С. Почерк в современной школе.
  4. Сара Д. Тайны почерка. Москва, 1996 год.
  5. Хустова Д. А. Москва, ж. «Русский язык» №12 2006 год.
  6. Интернетресурсы

Приложение 1

Анкета

  1. Разборчивый ли твой почерк?
  2. У кого из ребят в классе по – твоему мнению красивый почерк?
  3. Хотел бы тв, чтобы твой почерк был лучше? Красивее?
  4. Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы изменить свой почерк?
  5. Оцени почерк своих родителей. Нравится ли тебе их почерк? (Разборчивый – неразборчивый, красивый – некрасивый)
  6. Похож ли твой почерк на почерк родителей?

Диктант.

Каждый из Вас уникален. Вы – единственный и неповторимый. Нигде нет другого такого же человека, как Вы. Скажите себе: «Я постараюсь помнить об этом и научусь уважать другого человека, как личность».