Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.
Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация регионального компонента в ДОУ
Гоцуляк О.В., старший воспитатель МБДОУ № 56
В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс .
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.
Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…
Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного развития, педагогами ДОУ в сентябре 2012г. была проведена диагностика детей по выявлению уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, истории края.
Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях детей по национально - региональному компоненту. Дети знали сказки, игры, но затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и адыгов в давние времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и растительным миром РА; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства, традиций.
По результатам проведенного исследования нами были определены:
Цель: Построение инновационной модели образовательного пространства ДОУ, обеспечивающей доступность и новое качество образования в соответствии с ФГТ.
Задачи:
Разработать систему мероприятий направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность по региональному компоненту.
Создать условия для повышения квалификации педагогических работников по инновационной деятельности.
Обеспечить обновление предметно - развивающей среды ДОУ.
Наметить последовательность и содержание работы с детьми по национально - региональному компоненту.
Разработать систему мероприятий по региональному компоненту совместно с социумом, обеспечивающих реализацию ФГТ.
Для успешной реализации данных задач были объединены усилия многих специалистов учреждения: воспитателей, музыкальных руководителей, педагога-психолога, инструктора физического воспитания.
В ДОУ пригласили преподавателей АГУ В.В. Зайко, Б.Х. Панеш, и научного руководителя проекта Л.Х. Цееву. Они познакомили педагогов с дополнительной программой «Я и мой мир», отличительным признаком которой является наличие регионального компонента. Программа предусматривает введение ребенка в мир общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Совместно было принято решение создать на базе ДОУ экспериментальную площадку для апробации данной программы.
Так же используем дополнительную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - под ред . О.Л. Князевой. Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа.
Особое внимание было уделено созданию предметно-развивающей среды, с помощью которой ребёнок входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни.
В уголках национально-регионального воспитания для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Именно здесь для детей расширяется подача информации посредством игры. Был отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал: в младшей и средней группе представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Мой детский сад»), в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности города Майкопа», «Мой край», «Наш Майкоп» и др.), куклы в национальных костюмах «Русская красавица» и «Черкешенка», предметы обихода, макеты жилищ адыгейских и русских семей, карты РФ и РА. Так же оформлен наглядный материал по патриотическому воспитанию «Моя большая и малая Родина «, где дети знакомятся с Российской и Адыгейской государственной символикой. Даже в самом оформлении заложен глубокий смысл единства народов.
«Народное творчество» - обогатили предметами народных художественных промыслов («Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись», адыгейская керамика, игрушки, сделанные народными умельцами и др.), музыкальными инструментами.
В методическом кабинете собран материал по краеведению: методическая и художественная литература (стихи, рассказы, народные сказки); оформлены тематические альбомы: «Мой любимый город Майкоп» для знакомства детей с памятниками архитектуры и «Природа Адыгеи» (Большой Кавказский заповедник, Гузерипль, Лаго-наки, водопады Руфабго и т.д.), подобрана видеотека; картотека конспектов занятий и методических разработок в данном направлении; фотоматериалы, наглядно-демонстрационный краеведческий материал: иллюстрации и альбомы для знакомства с растительным и животным миром РА «Птицы нашего края», «Животные РА», оформлена «Красная книга», которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными РА. Существует электронный «Банк идей», где накапливается опыт педагогов ДОУ по работе с детьми.
Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов:
Педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо семьи» и т.д.
Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе и РА способствует перспективно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как: «День Республики», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной культурой. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, по теме «День театра» драматизируются детьми и педагогами народные сказки.
Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Например, планируя работу по образовательным областям:
«Физическая культура» - инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомим детей с достижениями спортсменов нашей Республики Адыгея (мы – чемпионы дзюдо, рукопашному бою, волейболу, гимнастике) - в наших планах создать портретную галерею выдающихся спортсменов нашей РА.
«Познание» - знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии В.Воскобовича: «Игровизор», «Крестики», «Соты», «Конструктор букв», «Веселые цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера» т др.
« Коммуникация – проводим беседы («Я в многонациональной семье», «Знаменитые имена в мире, стране и Адыгее», знакомим с особенностями адыгского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).
« Чтение детям художественной литературы » - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и поэтов России и РА. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки «Наряды разных народов», «Национальные праздники».
« Музыка » - музыкальные руководители разучивают с детьми национальные песни, танцы («Удж», «Лезгинка», хороводы, русские пляски) знакомят с народными инструментами (адыгейские: пшине - гармошка, пхачичи - трещетки; русские-гармошки, флейты, балалайки и др.), помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.
В ДОУ действует театральный кружок «В гостях у сказки». Мы постарались создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно - театрализованных представлений, обыгрывания потешек, небылиц - «Шапка небылиц», «Приключения пчеловода», «Гуси-лебеди», «Хитрый воробей», «Репка» «Сэтэнай-цветок»и др.
Проводим фольклорные концерты и народные праздники.
«Художественное творчество» - на занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и адыгской посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков по теме «Русские и адыгские народные сказки».
«Социализация» - знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении РА на карте России, достопримечательностями РА, Символикой России и РА - герб, гимн, флаг.
Даем первоначальные представления об истории коренных народов РА - черкесов, адыгов, русских, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов РА. Говорим о национальной кухне адыгов, русских, традиционной национальной одежде.
Разработали краеведческие игры: -Поле чудес по теме: «Моя большая и малая Родина», «Люби и знай свой край». «Старинное-нестаринное», «Особенности быта народов России и Адыгеи», «Достопримечательности родного города»; -игры-беседы «Нам нужны различия», -игры – путешествия «Россия-страна моя родная», «Отгадай, где живут»; игры-экскурсии «Лавка сувениров».
«Труд» - создали макеты города Майкопа и городского парка из бросового материала.
«Безопасность» - педагоги разработали игры «Безопасность на улицах города», «Найди дорогу домой» и др.
В работе используем мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Москва – столица нашего Отечества», «Адыгейский национальный костюм», «Сказка о толерантности»). В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.
Национальный колорит всегда присутствует в различных мероприятиях. Особым значимым событием является празднование дня города Майкопа - педагоги изготавливают поделки совместно с детьми и родителями, приуроченные к этому дню.
Особо хочется отметить проведение открытого мероприятия: к «Международному дню родного языка» - было организовано театрализованное представление по мотивам р. н. с. «Гуси – лебеди» с целью пропаганды знания родного языка, русского и адыгского фольклора и народных детских игр, развития интереса к изучению народных сказок. Ребята пели частушки, читали стихи русских и адыгских поэтов о родном языке и родном крае: «О родном языке» Г. Пурга, «Родной язык» М. Паранук). Были приготовлены национальные блюда (щелям, блины) с помощью родителей и сотрудников ДОУ.
Воспитатели совместно с родителями составили «Книгу народной мудрости» - сборник, включающий русские и адыгские пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, загадки, считалки, приговорки, песенки.
В ДОУ проводим развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой: «День адыгейского национального костюма», «День славянской письменности и культуры», «День адыгейского языка и письменности». Были организованы: конкурсы чтецов стихотворений на родном языке и на лучшую иллюстрацию к произведениям адыгейских авторов, открытые показы ООД. Дети с интересом принимают активное участие во всех мероприятиях.
Семья является главным источником народных традиций. Мы заинтересовали их проблемой приобщения детей к культурно - историческим ценностям России и РА. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как: - родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»); -консультации для родителей («Русские и адыгские традиции в воспитании детей», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная»); -практикумы в форме деловых игр, посещение национального музея.
Родители принимали активное участие в создании предметно- развивающей среды в группах (собирают экспонаты для музея), оказали помощь в изготовлении народных костюмов, участвуют в народных праздниках и развлечениях.
В рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Национальный костюм», «Генеалогическое древо моей семьи »).
Были организованы встречи детей с сотрудниками Национального музея г. Майкопа (игровая программа по ознакомлению детей с предметами быта адыгов «Бабушкин сундук», с народной игрушкой «История игрушки»), ансамблями «Майкопчанка», «Казачата».
После апробации программ в апреле 2013 года, было проведено контрольное исследование. Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы : что работа по программам « Я и мой мир», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» принесла положительные результаты: у многих детей повысились знания о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно - прикладного творчества. Это говорит о том, что большинство воспитанников групп имеют представления об этнокультурных ценностях и готовы к познанию истории народа.
Активно включившись в проектную деятельность, наши педагоги в прошлом году особое внимание обратили на создание проектов, методических разработок и авторских программ по региональному компоненту, представленных в рамках городских и республиканских конкурсов: проект - «Я и моя республика Адыгея!» и методические разработки – «Наша многонациональная семья», «Моя родина – моя Адыгея», программа «Родной свой край люби и знай…..» Опыт работы по региональному компоненту обобщается в печати, на педагогических чтениях, обсуждается на научно-практических конференциях.
Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего то, что созданная единая система:
Дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;
Позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;
Дает возможность гармонично ввести требования ФГТ в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального
компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
1. Интеграция предполагает планирование (отражение тематики в планах. У нас есть темы недели и про город и мир животных и растений сюда и можно включать региональный компонент и приоритетное направление ДОУ)
2. формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
3. подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
4. создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
5. организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
-определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
-выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования
-использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.
Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.
б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.
в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.
К субъективным условиям относится:
а) Личность воспитателя.
б) Предметно-развивающая среда.
Всё это учитывается в разработке региональной программы и её реализации.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования- заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.
Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап)
На пятиминутке было принято решение о сборе материала по региональному компоненту. Каждая группа вытянула фант с заданием (ископаемые, животные, растения и тд). Педагогами собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомами и презентациями. Воспитатели имеют возможность пользоваться разработками своих коллег. Весь материал есть в электронном виде.
Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений.
В каждой группе должны быть оформлены краеведческие уголки.
Работа с семьей (2 этап)
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников»
Слайд 2
Слайд 3
В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на:
Усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование к готовности к совместной деятельности со сверстниками; -формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.
Слайд 4
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1.Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Слайд 5
Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города.
Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города Махачкалы; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Слайд 6
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Слайд 7
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений; принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития; принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства; принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.
Слайд 8
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Слайд 9
Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент)
Слайд 10
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Слайд 11
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)
Слайд 12
Интеграция регионального компонентаБольшое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Навруз Байрам, Ураза Байрам, День птиц, День Воды и др.
Слайд 13
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
Слайд 14
Комплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 5 блоков:
1. ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ 2. ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА 3. МИР ПРОФЕССИЙ 4. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ 5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ
Слайд 15
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ»
Слайд 16
Слайд 17
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА»
Слайд 18
«ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА»
Слайд 19
Слайд 20
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «МИР ПРОФЕССИЙ»
Слайд 21
Слайд 22
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ»
Слайд 23
Слайд 24
5.ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА Махачкалы.
Слайд 25
Слайд 26
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Слайд 27
Дети МБДОУ №56 регулярно посещают Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой
Слайд 28
Просмотры спектаклей, участие в фольклорных праздниках позволяют формировать у ребят знания о родном городе, о творческих людях и коллективах.
Слайд 29
Лезгинская сказка «Весёлый ковёр»
Слайд 30
При изучении краеведческих традиций Республики Дагестан стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем.
Слайд 31
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Слайд 32
Вывод: реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО:
Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Слайд 33
Литература:
1.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, 1965. 3. А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991. 4. А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, 1974. 5. «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, 2008. 6. Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Липецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», 2000. 7. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, 1996. 8. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, 1999. 9. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.
Посмотреть все слайды
В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном , учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Задача современного — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.
Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к русской национальной культуре и истории родного края может быть представлена следующим образом:
Блок «Вместе дружная семья» призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней своего рода в разных поколениях; расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.
Блок «Моя малая Родина» предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, героическом прошлом родного города, знакомятся с гербом и другими символами города (поселка). Наличие памятников архитектуры, достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое города. Развитие народных промыслов также уходят своими корнями вглубь истории. Дети знакомятся с традиционно-кустарным искусством области: для конкретной области это свои промыслы. На занятии дети получают информацию и о людях, которые прославили родной край, знакомятся с их родословной.
Блок «Широка страна моя родная» — самый объемный раздел, который предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае, стране, знакомится с истоками зарождения нашей прародины — Древней Руси, с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского языка, традиционными ценностями, народным календарем. Впечатления о полученных знаниях дети отражают в художественно — продуктивной деятельности.
Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Создание единого образовательного пространства с учетом региональной специфики должно охватить дошкольные и школьные учреждения, учебные заведения, социальные и культурные учреждения, комплексы в их взаимосвязи. В таком контексте именно образование будет выступать как одно из важных средств развития региона.
По материалам Н.В. Рудской, ведущий специалист — эксперт отдела комитет образования города Курска
Эльвира Шабанова
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края
Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;
Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;
Познакомить с именами знаменитых земляков;
Сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;
Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
Результаты диагностического этапа показали, что реализация регионального компонента в ДОУ происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально-культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий.
Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер.
Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают патриотическое воспитании с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок, затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного поселка, страны, всего культурного мира.
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.
Специально организованные занятия
Знакомство детей с особенностями Севера включает в себя интеграцию 4 познавательных блоков. По каждому блоку разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе по обучению грамоте (работа с предложением, словарная работа).
При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил:
События местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;
Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
Предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;
При организации совместной деятельности большую роль в реализации данного принципа играет проектная деятельность. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А методические продукты проекта «Кизема – железнодорожная держава» альбомы, фотографии, схемы, худ. и энциклопедическая лит – ра, широко используются в работе воспитателей, в частности, подробный перспективный план по ознакомлению дошкольников с железной дорогой. В старших группах организована с – р игра «Железная дорога»;
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. На протяжении последних 5 лет в учреждении функционировали следующие мини – музеи: «Железная дорога». «Русская изба», «Изделия из бересты», «Северный лес», «Наша старина», «Головные уборы», «Ломоносов – Великий помор», «Музей хлеба». Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
В 2010 -2011 учебном году в ДОУ была создана агитбригада «ЛУЧ», где творческий коллектив старших дошкольников и педагогов, выступающий по различной тематике, большое внимание уделяет экологической направленности выступлений. Это единственно – доступный жанр, позволяющий в понятной для детей форме, обратиться к природоохранной теме.
Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли» (более 10 лет, поэтических сезонных утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре.
А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. (на слайде результативность).
Взаимодействие с родителями .
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений.
По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту детей старших групп и уровня подготовленности педагогов ДОУ по использованию регионального компонента в практике, что подтверждают представленные диаграммы.
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».