Воспитание мальчика в спарте. Особенности воспитания в спарте. Жизнь юношей в период воспитания


Считается, что спартанское общество было одним из самых суровых в мире. Со спартанцами считались, их опасались. Жители Спарты не строили городские стены, поскольку считали, что жители города могут справиться с любой атакой. Сам Александр Македонский даже не предпринимал попыток ввести свои войска в Спарту. Считается, что воины были такими мужественными благодаря спартанскому воспитанию, методы которого сегодня просто невозможны.

1. У слабых детей не было шансов на выживание


Если ребенок рождался слабым, больным или с какими-либо увечьями, то его просто оставляли умирать, что случилась довольно часто. Когда ребенок рождался, то отец не новорожденного к старейшинам города. Старейшины осматривали младенца на предмет выявления болезней и уродств. Если что-либо находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму под названием "apothetae", где его оставляли умирать от голода. Если ребенок выживал, то ему обещали впоследствии свободный участок земли, но шансы на это были довольно низкими. Считается, что около половины всех детей, рожденных в Спарте, умирали в младенчестве.

2. Мальчики жили в казарме с семи лет


Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому "спартанскому воспитанию". Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром "надзирателя". Жизнь в условиях спартанского воспитания была нелегкой. Детей активно поощряли драться и провоцировали их друг против друга. Это была не школа, где учителя поддерживали мир - если двое детей начинали препираться, то надзиратель подстрекал их разрешить спор кулаками.

Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно "выбивали дурь". Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не "портить" детей.

3. Воровство как способ выживания


Во время спартанского воспитания мальчики получали только предметы первой необходимости. Обувь считалась роскошью, поэтому мальчики ходили босиком. Из одежды они носили только тонкий плащ. Пищи им давали только самый минимум, чтобы дети не умерли с голода. Но не означает, что мальчики не могли наесться вдоволь - надзиратели поощряли их воровать еду.

Загвоздка заключалась в том, что им нельзя было при этом попадаться - если ребенка ловили на краже продуктов питания, то его жестоко избивали и лишали даже мизерного пайка.

4. Битвы голодных мальчиков


У спартанцев были странные способы скоротать время. Они проводили ежегодный фестиваль, во время которого на алтарь богини Артемиды клали... кусок сыра. Голодающие дети затем сходились друг с другом в отчаянной битве за сыр. Причем, в то время как они боролись друг с другом, пожилые люди "подбадривали" их плетьми, иногда даже забивая до смерти. Для аудитории подобная "забава" была очень веселой. Собирались целые толпы, которые смеялись, смотря на то, как мальчики жестоко калечат друг друга.

5. Спартанская еда была ужасной


То, что ели спартанцы, сегодня не считалось бы даже помоями. Итальянский путешественник, который как-то попал на обед в спартанском лагере, написал: "Теперь я знаю, почему спартанцы не боятся смерти". Он рассказал о неком "черном бульоне" - блюде, сделанном путем варки мяса в смеси крови, соли и уксуса. Спартанцы ели из одного котла в одной палатке, а черный бульон считался основным блюдом. Мяса в этом вареве каждому доставался лишь небольшой кусочек.

Единственным способом получить больше мяса была охота. Если охотник убивал оленя, он должен был разделить его на всех, но ему было позволено получить дополнительную пайку, чтобы отнести ее домой. Это было единственный случай, когда спартанец мог есть у себя дома, во всех прочих случаях подобное было строго запрещено.

6. Избиение во время викторин


Когда ужин заканчивался, помощник надзирателя садился с детьми и начинал задавать им вопросы. Эти вопросы были с подковыркой, наподобие "кто лучший человек в городе?". Ответ мальчиков должен был быть умным, хорошо продуманным и быстрым. В противном случае их били палкой по пальцам. Что интересно, ситуация у помощника надзирателя была не намного лучше. Когда такая устная викторина заканчивалась, помощник шел к своему "начальству", которое в случае если тот был слишком строгим или слишком добрым, избивало его.

7. Образование под запретом


Если мужчина был спартанцем, он был воином. Он не был фермером, торговцем или ремесленником, он был просто воином. Спартанцев обучали сражаться, обучали быть жестокими, а читать их учили только по необходимости. Все остальное образование было строго запрещено. Внеклассное образование считалось опасной роскошью.

Спартанским ученикам не разрешалось проводить свое свободное немногочисленное время на то, чтобы научиться складывать и вычитать или задумываться о философских тайнах бытия. Воины должны были подчиняться любому приказу без промедления, поэтому традиционное образование рассматривалось как нечто, что делало их слабее.

8. Публичное избиение


У спартанцев был ежегодный жестокий фестиваль по названию "Diamastigosis". Во время этого события мальчиков ставили перед толпой и били кнутом до тех пор, пока они не могли уже больше выдержать. Хотя это звучит, как пытки, но для спартанцев подобное было большой честью. Они охотно добровольно давали себя избить перед толпой, желая доказать всем, что могут выдержать гораздо больше, чем любой другой человек.

Это было настолько необычным для других культур, что, когда римляне узнали об этом фестивале, они начали приезжать на отдых в Спарту только для того, чтобы понаблюдать за публичными добровольными истязаниями. К 300 г. н.э., спартанцы даже создали театр и продавали билеты на Diamastigosis, получая прибыль от Римской империи.

9. Ритуал "Криптия"


Спартанцы держали рабов, которых они называли "илоты", и они абсолютно ужасно обходились с ними. Среди многочисленных зверств, совершаемых против этих рабов, был ритуал под названием "криптия", который заключался в их жестоком убийстве и подготовке мальчиков к реальному бою. Спартанским мальчикам выдавали кинжалы и немного еды, а затем посылали их в засады возле дорог и полей, где работали илоты.

Мальчики ждали в засаде до ночи, а затем внезапно нападали на подвернувшихся под руку рабов, жестоко убивая их. Это давало ребятам небольшую практику реального боя и напоминало илотам, где на самом деле их место в обществе.

10. Спартанские надгробья


Если спартанец умирал от старости, он не получал никаких наград. Его хоронили в безымянной могиле, по существу, в знак стыда, что они прожили всю жизнь. Единственным способом получить надгробие с именем было умереть в бою. Если спартанец погибал во время сражения, его хоронили на месте, где он погиб, со всеми почестями. Женщины, которые не принимали участие в войнах, также могли бы получить надгробия только при одном обстоятельстве: если мать умирала во время родов.

О Спарте и спартанцах помнят и сегодня. Не так давно

Задачи воспитания. Задача спартанского аристократического воспитания - подготовить сочлена классовой военной общины <…>

Семейное воспитание (до 7 лет). Контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни. Новорожденные осматривались в особом месте -«лесхе»- старшими членами филы, и только здоровые дети передавались обратно на руки отцу. Судьба болезненных не вполне ясна. Во всяком случае, болезненные дети росли вне замкнутой спартанской общины. Здоровые дети до 7 лет остав­лялись в семье <…>

Организация государственного воспитания. В семилетнем воз­расте детей отбирали от родителей и расселяли по особым детским государственным общежитиям <…>

Мужское насе­ление распадалось на три основные группы: «несовершеннолет­них» (до 30 лет), «мужей» (от 30 до 60 лет) и «старцев» (от 60 лет)- причем первые, хотя и составляли (наряду с «мужами») спартан­скую армию, однако не имели политических прав, вторые - обла­дали правом принимать участие в народном собрании, лишенном, однако, законодательной инициативы, и только последние могли входить в состав всевластной герусии, направлявшей - наряду с эфорами - государственный корабль по тем или иным путям.

Такому строгому разграничению возрастов в господствующем классе соответствовало возрастное деление мужской молодежи в условиях государственного воспитания.

В общем этот период государственного воспитания охватывал время от семи до тридцати лет, распадаясь в свою очередь на три «отрезка времени» - от семи до пятнадцати лет, от пятнадцати до двадцати и от двадцати до тридцати лет.

Таким образом, первый этап воспитания продолжался семь лет. Уклад жизни в этих отрядах был в полной мере построен по военному образцу, как о том очень ярко повествует Плутарх: «Они жили и ели вместе и приучались играть и проводить время друг с другом... Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С летами их воспитание становилось суровее - им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. На тринадцатом году онм снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе по «илам», отделениям, и «агелам» на постелях, сделанных из тростника, который собирали на берегах Еврота, причем срывали его руками без помощи ножа»

Однако, вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего господствующего класса - в лице представителей его старшего поколения: «Ста­рики... ходили в их школы для гимнастических упражнений, смотрели, если они [дети и подростки] дрались или смеялись один над другим <…>

Важною формой «общественного контроля» над тем, что происходило при такой воспитательной работе, являлись ежегодные публичные испытания, проводимые на началах соревнования, так называемые «агоны» <…>

Все подростки данного возраста подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды Ортии, причем это сечение являлось также своеобразною формой состязаний в терпенье и выносливости <…>

Год испытания протекал для молодежи главным образом вне Спарты. В то время из подростков образовывали особые отряды, рассылаемые по всей стране и долженствующие нести полицейскую и военную службу - главным образом по поддержанию покор­ности среди многочисленного, бесправного илотского населения.

В свете этих исторических фактов можно понять любопытный обычай ежегодного объявления спартанским правительством «войны» илотам, с проведением которой в жизнь связывалась так называемая «криптия», т. е. право входящей в указанные выше военные отряды молодежи - убивать любого из илотов, кажущегося подозрительным, без соблюдения каких-либо правовых формальностей <…>

«Пробный год» завершался после возвращения в Спарту новым публичным «агоном», после чего молодежь зачислялась в состав так называемых «эйренов» (делившихся на две группы: - от 15 до 17 лет и - от 17 до 21 года), - еще не обла­давших гражданскими правами (т. е. прежде всего - правом посе­щения народного собрания), но являвшихся ближайшими помощ­никами полноправных руководителей воспитательной работы с молодежью.

У Плутарха мы находим ряд указаний на то, к чему сводились права и обязанности эйренов в их «воспитательной работе» и даже описание отдельных приемов такой работы: «Начальником ста­новился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях. Остальным следовало брать с него пример, исполнять его приказания и беспрекословно под­вергаться от него наказаниям, так что школа эта была школой по­слушания <...>

Плутарх вспоминает также любопытный спартанский «воспитательный прием», согласно ко­торому дети были обязаны доставать продовольствие для своего стола путем хищения в окружающих садах и огородах «Одни от­правлялись... в сады, другие прокрадывались в сисситии, ста­раясь выказать вполне свою хитрость и осторожность... Попа­давшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали кушанья, причем учились нападать на спавших и на плохих сторожей... кого ло­вили в воровстве, того били и заставляли голодать...»

Период жизни от двадцати одного года до тридцати лет являлся переходным временем на пути к полному получению прав члена спартанской государственной общины.

Получая в это время формально гражданские права, молодежь обычно, следуя дедовским обычаям, не могла приложить их к практической жизни.

Что касается воспитания спартанских девушек, то это воспита­ние мало чем отличалось от воспитания юношей. Такая система женского воспитания вызывала восхищение у представителей афинской аристократии эпохи Сократа и Платона. Отголоски этого восхищения мы находим у Ксенофонта в его «Лакедемонском Государстве» <…>

Общую картину можно пополнить данными, сообщаемыми Плутархом:

«Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом... Действующие уставы запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессий без платья и плясать и петь на некоторых праздниках в присутствии и на виду молодых людей. Оки имели право смеяться над кем угодно, ловко пользуясь его ошибкой, с другой стороны- прослав­лять в песнях тех, кто того заслуживал, и возбуждать в молодежи горячее соревнование и честолюбие».

<…> Военная подготовка и физическая трени­ровка лежали в основе занятий спартанской молодежи. Даже ис­кусство читать и писать не вхо­дило в официальную программу, и ему обучались как-то «между прочим».

Крайнюю недостаточность вос­питательной работы в этом на­правлении только отчасти воспол­няли те публичные хоровые выступления <…>

Cпартанское воспитание не давало никаких положи­тельных знаний. Это обстоятельство имело самые печальные последствия для культурного уровня Спарты. В историю гре­ческой философии, литературы и искусства Спарта не внесла ни­чего или почти ничего.

Жураковский. Г.Е. Очерки по античной педагогике.- М., Гос. учебно-педагогическое издательство, РСФСР.- 1947.- с.11-23.

Спартанское воспитание - государственная система воспитания детей спартиатов в Спарте в 8-4 вв. до н. э. Система спартанского воспитания имела целью воспитать из каждого спартанца воина. В Спарте отец не имел права решать судьбу своего ребенка и никто не имел права воспитывать детей по своему усмотрению. В семь лет мальчиков отбирали от родителей, с детства прививая им ценности государственного и общественного устройства и уделяя огромное внимание военной подготовке подрастающего поколения. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости, привычки к лишениям и безоговорочному выполнению приказов. Обучали также чтению, письму и хоровому пению. В отличии от юношей, девушки воспитывались в семье.

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином Спарты. Спартанские войны обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившей дальнейшее развитие в римской армии. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцырь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался - гоплит . Каждый гоплит имел слугу - илота. В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легко вооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.
Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н.э. спартанская армия имела 8 лохов. В IVв. до н.э. организационная спартанской армии еще более усложнилась. Низшим подразделением было братство или эномотия (64 человека); два братства состовляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха состовляли мору (1024 человека). Таким образом у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии. Но в бою эти подразделения самостоятельно не действовали.
Все гоплиты входили в одну фалангу , которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга - это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2м. , при атаке - 1м., при отражении атаки - 0.5м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1км. Поэтому фалангаа не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника. Фаланга - это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Спартанцы считали тактически нецелесообразным делить свою фалангу на более мелкие части. До боя при Левктрах (371 г. до н.э.) спартанская фаланга считалась непобедимой. Уязвимым местом ее были фланги, особенно фланги первой шеренги, которая прежде других наносила или отражала удар. Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легко вооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завазывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения.
Атака носила фронтальных характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрирование. При построении боевого порядка учитывалось только соотношение протяжения фронта и глубины построения фаланги. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фалангии на основе воинской дисциплины и боевой выучки.
Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IV в. до н.э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Крайне слаб был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480 г. до н.э. Спарта смогла выставить лишь 10-15 кораблей.

Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.
Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно». Поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали представителей старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью.
Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению больших успехов.
По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах», которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.
В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав.
Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.
Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина.
По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали поодиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.
Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа «общественного контроля» над воспитанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.
Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.
В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели». И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязаясь с бьющим его, кто из них первым устанет». Возможно, сечение у алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испытательный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста, подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты . Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране, что способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям настоящего военного похода», а чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала большой граммотности и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления». Позднее понятие «лаконическая » речь (от названия государства - Лаконика ) становится именем нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.
Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.

На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. Кроме того, начиная с этого возраста, государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.
Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность...
О мальчиках заботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чистоту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - своего рода «детских домах».
Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазить по горам босиком. Надзирали за ними юноши 19-20 лет (ирены). «Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, - писал Плутарх, - не имел гражданских прав».

С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми
Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу - илота. В состав спартанского войска включались и легковооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легковооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легковооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легковооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.
Во Франции в конце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским. Вот типичный журналистский пассаж: «Спартанцы придерживались воспитания, которое мы назвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям температуры, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться».
Всех детей делили на отряды (агелы ); в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Британские археологи, проводившие раскопки в храме Артемиды Орфии, обнаружили многочисленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде. Если мальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.
Полномочия командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося мальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».
Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними. Каста спартанцев была сродни рыцарскому ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира - от этой дьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца. Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту .
В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели воспитывать в юношах солдат. С детства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика.
Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания - своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка - столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного никаких правил «фейр-плэй». Запрещалось лишь применять оружие. В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментаторы, подобные игры больше всего напоминали поединки гладиаторов - жестокие, безжалостные бои.
Впоследствии, в римскую эпоху, когда Спарта превратилась в скромный, провинциальный городок, спартанские «бои без правил» стали популярным аттракционом. Очевидцами подобных игрищ были и Павсаний, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятным упорством (юноши) сражались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; они предпочитали погибнуть, чем признать поражение».
Другим видом испытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. Некогда жертвенник богини орошали человеческой кровью, казня любого, выбранного жребием. По преданию, Ликург заменил подобные казни бичеванием юношей. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшое деревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображение становилось таким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвиняла бичующих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей.
Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность. Вздумай юноша пожаловаться отцу, тот принимался сам колотить несчастного. Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал, он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Современные историки считают этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотя он психологически точен. Если бы мальчик признался в краже, вытащил добычу из-за пазухи, то его - за неловкость и трусость - запороли бы до полусмерти. Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что крепился даже когда терпеть уже было нельзя.
«Терпеть» - вот что было главным в спартанской «школе мужества». Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми: летом под палящими лучами солнца; зимой - невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ подстилки клали чертополох; считалось, что это растение согревает. Жили впроголодь. Впрочем, античные авторы считали, что это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым», пояснял преимущества такой «диеты» Плутарх. Недаром немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман называл телосложение спартанцев образцом греческой красоты.
Однако красота была лишь побочным результатом спартанского воспитания. Точно так же спартанцы занимались музыкой или танцами отнюдь не ради звуков нежных. Пиррихий, танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее, напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы, молниеносные удары копьем - то есть все, что требовалось воину во время боя. Исполняли его в полном вооружении. Занятия танцами мало чем отличались от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». В песнях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту.
Как только юноши подрастали, они могли испытать это «счастье». Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет).
Рассказывая о жизни Ликурга, Плутарх подчеркивает то, что главным в спартанской системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан таким образом, чтобы они не могли жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.
Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей. Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был "хилым или плохо сложенным", то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания, сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине» - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. Кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.
Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был, прежде всего, воином, то женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

Таким образом, спартанское воспитание сводилось почти исключительно к физической военной подготовке. Плутарх отмечает, что некоторые уступки были сделаны в отношении грамотности: "Их обучали чтению и письму лишь в той степени, в какой это было минимально необходимо; главным для них было воспитать послушных граждан, научить их выносить боль и побеждать в бою".
Военная муштра, охота, плавание, конный спорт, искусство разведчика, умение шпионить и тяжелые, напряженные упражнения в гимнастическом зале - вот к чему сводилось спартанское воспитание. Спутниками и помощниками в этом воспитание служили национальные песни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментами в подъеме боевого духа. Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой не занимался ни один спартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, за исключением боевого расчета при построении воинских формирований.
Хотя к риторике относились с презрением и ее преподавание было запрещено, спартанцы с уважением относились к остроте ума, находившему выражение в коротких и весомых фразах, лаконичных выражениях, которые прославили речь спартанцев. Эта особенность речи проявилась, например, в знаменитом приказе царя Леонида, отданного им в день битвы при Фермопилах: "Завтрак - здесь, ужин - Аиде". После ужина старшие обучали детей искусству, как давать "верные и содержательные ответы" на практические вопросы, провоцируя у детей и юношей способность высказывать суждения по текущим делам. В этом нет ничего похожего на диалоги Сократа. Таким образом, пишет Плутарх, они получали информацию о достоинствах и недостатках своих соотечественников и учились выражаться кратко и в стиле сурового юмора, что особенно поощрялось взрослыми. Если мальчик не справлялся с заданиями взрослых, то они кусали его за большой палец.

Полноправные спартанцы считались равными между собой, их образ жизни от рождения до смерти жестко регламентировался. Младенец после рождения осматривала специальная комиссия. Если оно имело явные физические недостатки, было инвалидом, то подлежало отрицательных ном умерщвления.

С 7 лет мальчики воспитывались в гимнасиях, под наблюдением наставников-педагогов. Они содержались в суровых условиях, чтобы из них выросли выносливые воины, умеющие безоговорочно подчиняется-ваться. Дети спали на непокрытых сухом очеретник, ходили босые, купались в холодных ручьях. Ночью юноши устраивали засид-ки на дорогах и «охотились» на илотов. Так их приучали к войов-ничости и жестокости. Девушки же регулярно занимались гимнастич-ными упражнениями, чтобы стать здоровыми матерями.

Обучению грамоте и другим наукам не оказывалось большое значение. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выход-цы из низших слоев общества, в частности мофакы - дети от из-смешанных браков (между спартанцем и илоткою). Главная цель обуче-ния и воспитания - подготовка будущего воина. Достигнув 14-лет-него возраста, подростки подвергались испытаниям (агонам) - жор-сток избиению перед алтарем Артемиды.

Совместное воспитание мальчиков с девочками имело своим результатом ранние браки. Жених, следуя древних обычаев, воровал невесту. Впрочем, это делалось по взаимному согласию своих и ее родите-лей. Спрятав невесту в своих знакомых, будущий муж секретности но посещал ее, пострижен и одетую в мужское платье. Когда он снимал с нее пояс - символ целомудрия, невеста становилась де-факто его женой, но вступала в дом мужа после ве-солью. Невесты приносили жертвы Зевсу и его жене. Приданое невесте не принадлежал. При заключении брака, кроме воли родителей, учитывалась и мнение должностных лиц.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным и должен был систематически, почти ежедневно совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. К ЗО лет он не имел политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усы. К ЗО лет спартанец должен был женит-ся, иначе он ежегодно во время религиозного праздника подлежал побит-ю со стороны женщин. Тем, кто имел трех, четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись различные льготы.

Социальный статус женщин в Спарте был сравнительно высоким. Они не знгалы многих забот по хозяйству, илоты доставляли им продукты, детей воспитывало государство. Мужчины часто погибали в воен-нах. Жены и вдовы из знатных семей имели значительное материальное обеспечение. В их руках в IV в. до н. е. сосредоточилось около двух пятых, а в III в. до н. н.э. - более половины богатств С: парты.


Единство спартанцев обеспечивалось совместными трапезами (сис-сети), во время которых простые граждане и. цари ели за общим столом и занимались групповыми атлетическими упражнениями. Каждый вносил ежемесячно натуральный взнос в общину. Тот, кто не мог этого сделать, считался «таким, опустившийся», и лишался по-литических прав. Любая роскошь осуждалась. Свой дом спарта-нец мог строить только при помощи топора, пилы и молотка.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартанцев имело преимущественно целью подготовить членов военного сообщества. По утверждению Плутарха, новорожденных спартанцев осматривали старейшины (эфоры). Судьба нездоровых новорожденных неизвестна. Плутарх говорит, будто их казнили. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартанцы воспитывались в семье под присмотром нянь, которые славились своим умением на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подрастающих спартанцев. Такое воспитание было довольно длинным во времени и делилось на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети попадали к воспитателю пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были очень насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонком соломенном настиле.

В 12-летнем возрасте воспитания становилось еще более жестоким. Во все времена года верхней одеждой подростков был легкий плащ. Их приучали к короткосливья. Произвольное намек на красноречие преследовался. Применимы были и наказания, но они носили, скорее, символический характер. Например, того, кто провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, которые имели некоторые гражданские права. При инициации подростка жестоко испытывали. Эйрены были помощниками пайдонома в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартанцев. На втором этапе испытания до минимального обучения грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались более углубленно.

Приемы воспитания становились еще более жестокими. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Тот, кто вловився на краже, очень били, но не за то, что украл, а за то, что попался.

В 20 лет эйрены получал военное снаряжение и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращалась военная подготовка. К запреты не относили, например, никак и ни в чем не ограниченную половую жизнь. Но резко осуждалось и преследовалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартанцы могли воочию убедиться, насколько непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек-спартанок мало отличалось от мужского. Оно состояло преимущественно из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В таком же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же свободным, как и у юношей, было сексуальное поведение.

На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание были малоплодовитою ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. А вообще, не весь педагогический опыт Спарты забыл.

Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали наследоваться и в другие эпохи.

Жизнь граждан Спарты от рождения и до смерти полностью контролировало государство, поэтому и воспитание в Спарте находился целиком в компетенции государства. По Плутарху, автором системы спартанского воспитания царь Ликург, которого относят к величайшим греческих законодателей античной эпохи.

Плутарх утверждает, что судьба новорожденных в Спарте зависела от их жизнеспособности: их осматривали старейшины, и жизнь сохраняли только здоровым детям, тех же, кто рождался больным и слабым, относили на гору Тайгетос и сбрасывали в пропасть. Не все современные историки соглашаются с этими данными. Очевидно одно: такие дети были исключены из общей системы воспитания.

В семилетнем возрасте мальчиков забирали из семьи * й и селили укрытых полувоенных заведениях вроде казарм - агелах. Основное внимание при воспитании уделялось физической и идеологической подготовке молодежи. Наук в Спарте учили только поверхностно, ровно настолько, сколько требовала жизненная необходимость: детей учили читать и писать. Уделяли внимание обучению музыки, поскольку считалось, что музыка предназначена збадьорюваты дух и разум человека, помогать ему действовать.

В возрасте двенадцати лет подросток-спартанец получал наставника, который занимался подростком.

Питание молодых спартанцев было чрезвычайно ограниченным. Разрешалось и даже поощрялось стремление прокормиться самостоятельно любыми путями, в том числе и кражами пищи. Если подросток попадался, его жестокая наказывали, но не за то что воровал, а за то, что не был достаточно осторожным и позволил себя поймать.

Ежегодно объявлялся период, когда илоты были вне закона - подростки спартанцы могли убивать рабов. Молодые спартанцы организовывали отряды, и ночами совершали рейды по селам илотов. Так развивались организационные способности и навыки действовать ночью.

Важнейшими качествами спартанцы считали активность и мужество, безоговорочное выполнение военных приказов. Учителя ставили целью привить детям идеалы служения родине и своему народу. По словам Плутарха, Ликург приучал сограждан к тому, чтобы они не хотели и не умели жить отдельно, а находились в неразрывной связи с обществом и полностью принадлежали родине, почти забывая о себе. Идеалы военной достоинства и патриотизм были провозглашены высшими нравственными ценностями. Таким образом, с юного спартанца воспитывали мужественного и выносливого воина, преданного своей стране, сильного духом и лишенного недостатков - страха, пассивности, несдержанности в поведении, неумеренности в желаниях и наклонностях. Воспитатели были изобретательными в достижении этой цели. Среди других человеческих пороков, в Спарте строго осуждалось пьянство, и уже через Ликурга было введено своеобразные "уроки трезвости", когда воспитанникам показывали пьяных рабов, чтобы вызвать у них отвращение и уберечь от этой недопустимой склонности.

Этого было ещё недостаточно: он должен был удовлетворять требованиям военного образа жизни, быть человеком спартанского военного воспитания (agoge). Закон и обычай установили формы этого военного воспитания, чья дисциплина охватывала всю жизнь спартанца от раннего детства до старости и делала его служителем государственных интересов. Дорийцы, вторгнувшись в Лаконику , завоевали её. Силой оружия они покорили себе население гораздо более многочисленное, чем их племя, и поддерживать своё владычества приходилось им силой оружия. Потому военное ремесло должно было оставаться их профессией. Жизнь их должна была навсегда сохранить военный характер, чтобы, как сказал им дельфийский оракул , «мужеством и единодушием поддерживалась их достославная свобода». Главной заботой спартанского государства было делать дорийцев сильным и отважными воинами. Это и достигалось особой системой воспитания.

Спартанское воспитание мальчиков

По словами Плутарха , спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Это преувеличенное предание, скорее, надо понимать в том смысле, что они выбрасывали таких малюток из дорийского племени, отдавали их периэкам . Здоровые мальчики, по достижении шестилетнего возраста, были переводимы из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина в них была строгая. Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии , сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры.

Упражнения происходили под открытым небом и в ненастье и в холод. Воспитанники ходили босые, хотя грунт земли в Спарте был каменистый; волоса у них были острижены коротко, голова оставалась и под дождем и в холод непокрытою; теплой одежды им не давали; они спали на сене, соломе или камыше, который ломали для себя сами на берегах Эврота. За всякий проступок, всякую небрежность их строго наказывали палками или бичами; педонома всегда сопровождали служители с бичами в руках. Спартанцы полагали, что чем строже воспитание, тем лучше. Пища воспитанников была грубая. Твердость характера мальчиков испытывалась жестоким бичеванием, которому каждый год подвергали их у жертвенника Артемиды Орфийской, и были юноши, без стона умиравшие под бичами – к такому терпению были приучены эти «победители в испытании при жертвеннике». Развивая гимнастикой физические силы мальчиков и юношей, спартанские воспитатели строго учили быть скромными, почтительными к старшим, послушными.

Спартанцы даже и в позднейшие времена мало ценили умственное образование. По их мнению, важно было только уменье понимать и ловко вести житейские дела, приобретаемое опытностью и разговорами с опытными людьми, и уменье выражать свои мысли коротко и сильно; к этому и приучало их воспитание. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать ловкие ответы, говорить ясно, сильно и коротко, «лаконически». Они были люди практической жизни, воины, потому для них дороже образованности были находчивость и привычка сохранять присутствие духа. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать как надо. Жизнь сердца и воображения была у них мало развита.

По достижении 18 лет спартанские мальчики выпускались из воспитательных заведений и получали право носить длинные волосы, не брить бороду. Они теперь назывались меллиренами (будущими юношами), должны были заниматься военными упражнениями и учиться партизанской войне. Меллиренами они оставались до 20 лет; с 20 лет поступали в разряд иренов (юношей) и оставались в нем до 30 лет. Спартанцы-ирены все еще находились под надзором воспитателей и продолжали обучаться военному делу. Из числа их были выбираемы 300 всадников, находившихся в мирное время на службе при эфорах , а на войне составлявших свиту царей . Из дослуживших в этом отряде до 30 лет эфоры выбирали людей, которых посылали исполнять свои распоряжения; эти люди назывались агафоэргами (доброделами); их было пять.

Одним из важнейших средств давать должное воспитание подрастающему поколению спартанцы считали то, чтобы мальчики и юноши имели опытных друзей, были соединены чувствами личной преданности с людьми солидных лет, потому каждый спартанец зрелого возраста постоянно имел при себе мальчика или юношу. Эта близкая дружба могла иногда быть соединена с извращением полового чувства; но вообще мотивом её было желание старших помогать развитию гражданских и военных доблестей в молодом поколении. Если же старший друг позволял себе вступать в порочные сношения к молодому другу, то это считалось постыдным преступлением, и он подвергался презрению.

Воспитание спартанских юношей и девушек. Художник Э. Дега, ок. 1860

Спартанское воспитание девушек

Из рассказа Плутарха мы видим, что спартанское воспитание девушек велось в таком же духе, как воспитание юношей. Места гимнастических упражнений девушек были, вероятно, отдельные от мужских. Но были публичные состязания и игры, на которых юноши выказывали свое искусство при девушках и наоборот; вероятно, на этих праздниках спартанские юноши и слышали от девушек те похвалы или насмешки, которые, как говорят древние писатели; очень сильно возбуждали их усердие заниматься гимнастикой. Но при всей свободе отношений между девушками и юношами, спартанское воспитание обеспечивало безукоризненную нравственность девушек. Отношения спартанцев к спартанским женщинам и девушкам славившимся и красотою, и цветущим здоровьем, имели рыцарский характер. Форма брака имела вид похищения невесты, и был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой; это придавало отношениям молодых супругов романическую прелесть. Брак у спартанцев имел своей целью давать государству крепких телом будущих граждан и гражданок. Обычай видеться с женою в первое время брака лишь украдкой, конечно, был полезен тому, чтобы дети родились крепкими; потому что удерживал молодых супругов от излишества в чувственном наслаждении, предохранял их силы от изнурения. Нередко случалось, что жена, уж родившая детей, всё ещё виделась с мужем лишь украдкой. Положение женщины было в Спарте свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. С детства привыкнув благодаря соответствующему воспитанию чувствовать себя гражданками и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, их патриотизм; симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались их уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте владычествуют женщины. Но при всей свободе своего положения, спартанки в старые времена славились своими хорошими хозяйственными качествами и своей супружескою верностью.