День города как современный праздничный комплекс. Московские юбилеи: когда начали отмечать День города День города для чего проводится

В первые выходные сентября Москва будет отмечать свой день рождения. В 2019 году эта дата совпадает с Днем знаний – 1 сентября. Поэтому начало празднование Дня города Москвы в 2019 году перенесут на субботу, 7 сентября, а затем оно продолжится на следующий день, в воскресенье.

Традиции празднования Дня города Москвы

Традиция отмечать этот праздник сложилась давно. Согласно указу императора Николая І, к 700-летнему юбилею города были устроены пышные торжества. Первого января 1847 года жители приняли участие в молебнах, проходивших в московских храмах.

Иллюминация из жировых ламп подсвечивала Кремль, здания Московского университета, памятник Минину и Пожарскому, Новодевичий монастырь и дом генерал-губернатора на Тверской улице, однако из-за сильного ветра часть огней быстро погасла.

Торжественные мероприятия были приурочены и к 800-летию города, состоявшемуся в 1947 году. К юбилейной дате был открыт Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре, а Канал Москва – Волга переименован в канал имени Москвы. В городе прошли народные гуляния, а завершился праздник салютом.

Но лишь в 1986 году было принято решение отмечать день рождения столицы ежегодно. Согласно решению городских властей, празднование Дня города Москвы приходится на первую или вторую субботу первого осеннего месяца.

Площадки празднования Дня города в Москве

Торжества традиционно пройдут на Тверской улице, Красной площади, Васильевском спуске, Поклонной горе и Воробьевых горах. В числе других популярных мест отдыха горожан и гостей столицы можно назвать Цветной, Гоголевский и Покровский бульвары, Болотную и Триумфальную площади, Старый Арбат и Патриаршие пруды.

Сотни арт-объектов украсят столицу в эти дни. Особенно ярко будут подсвечены пешеходные зоны, где пройдут уличные гуляния. В 2019 году День города в столице совпал с завершающими днями летнего московского фестиваля «Цветочный джем», и на многих площадках Москвы расположились цветочные композиции номинантов и победителей одноименного конкурса городского ландшафтного дизайна.

Работами именитых дизайнеров можно полюбоваться на следующих площадках:

  • Новопушкинский сквер – «Краски в окнах» (Сулимова Мария, Россия)
  • Тверской бульвар, вл.19 – «Не торопись» (Мэтью Чайлдс, Питер Финк, Великобритания)
  • Тверской бульвар, вл.28 – «Гирлянда» (Руссу Евгения, Россия)
  • Тверская площадь – «Мыльные пузыри» (Шалыгина Валентина, Чжан Анна, Россия)
  • Столешников переулок, вл.9 – «На семи холмах» (Нечайкина Яна, Россия)
  • ул. Петровка, вл.15 – «Рапсодия в фиолетовых тонах» (Мадзукелли Кристина, Италия)
  • ул. Большая Дмитровка вл.12/1, Сквер Майи Плесецкой – «Кармен» (Джеймс Бассон, Франция-Великобритания)
  • Камергерский переулок, вл.4 – «Подмосковный луг» (Жильцов Никита, Россия)
  • Манежная площадь – «Ботаническая мистерия» (Керри Престон, Голландия)
  • ул. Никольская, вл.7-9 – «Поцелуй среди полевых цветов» (Тривелли Алессандро, Калатрони Сильвия, Италия)
  • ул. Никольская, вл.25 – «Летняя импровизация 2019» (Гонзалез Фернандо, Испания)
  • ул. Новый арбат, вл.13 – «В потоке» (Грибова Ольга, Остроумова Анастасия, Россия)
  • ул. Новый арбат, вл.15 – «Грани Лентулова» (Лозинская Анна, Акопян Анаит, Россия)
  • ул. Новый Арбат, вл.21 – «На семи холмах» (Хлебородова Оксана, Россия)
  • Славянская площадь – «Городской калейдоскоп» (Андросенко Ольга, Россия)
  • ул. Рождественка, вл.7 – «Оазис на реке» (Кондрашова Екатерина, Беляева Ксения, Скибин Алексей, Россия)
  • Площадь Мясницкие ворота – «Поехали!» (Пантелеев Виталий, Головина Анастасия, Россия)
  • Климентовский переулок, вл.8 – «Связи» (Бойко Марина, Россия)
  • ул. Воздвиженка, вл.3/5, стр.2 – «Выбирай!» (Нагорная Анна, Россия)
  • Белая площадь – «Авангард» (Коренева Анна, Россия)

Праздничные мероприятия на День города пройдут и в парках Москвы – в парке им. Горького, «Фили», «Сокольники», «Коломенское», «Кузьминки», «Измайловское», «Таганский», «Бабушкинский сад», парке им. Баумана, саду «Эрмитаж» и других.

Здесь состоятся театрализованные представления, концерты, веселые игры и конкурсы, спортивные состязания. Отдельные площадки будут посвящены различным танцевальным направлениям (бальным танцам, хип-хопу, брейк-дансу), видам спорта (воркауту, паркуру, роллерспорту, футболу, теннису) и др. Для посетителей с детьми проведут игры с аниматорами, творческие занятия, мастер-классы.

Программа праздничных мероприятий на День города в Москве

В 2019 году программа мероприятий, посвященных Дню города в Москва обещает быть достаточно насыщенной, хотя и не столь разнообразной, как в прошлом году, когда отмечалась круглая дата – 870-летие столицы.

Торжества призваны подчеркнуть историческую роль Москвы как выдающегося центра мировой науки, культуры, политики и спорта. Москвичей и туристов ждет большой городской праздник, подготовленный Департаментом культуры города, и каждый найдет здесь для себя что-то интересное.

По уже сложившейся традиции празднование Дня города Москвы в 2019 году начнется в 12:00 и будет транслироваться в прямом эфире. Состоится возложение венков к могиле Неизвестного Солдата, монументам на аллее городов-героев в Александровском саду, памятнику маршалу Жукову и обелиску «Городу-Герою Москве» на Кутузовском проспекте.

Прямо на улицах города состоятся театрализованные представления, выступления известных певцов и музыкантов, свoи номера пoкaжyт жoнглepы, aкpoбaты, эквилибpиcты и артисты других жанров. В каждом районе Москвы будут организованы специально оборудованные концертные площадки, на которых выступят профессиональные и самодеятельные коллективы.

Так, на Тверской улице, которая на время празднования Дня города станет пешеходной зоной, можно будет увидеть показательные выступления участников шоу «Танцы» на ТНТ, освоить азы йоги в гамаках и попробовать себя в хатха-йоге, поучиться ходить по канату и посмотреть на трюки профессиональных канатоходцев.

На площади перед гостиницей «Москва» на Манежной площади будет установлен мотошар – большая сферическая конструкция, внутри которой мотогонщики на высокой скорости продемонстрируют своё мастерство.

Тут же установлен «боул для скейтборда», специальное сооружение по виду напоминающее открытый бассейн, которое рассчитано на выступления профессиональных скейтбордистов. В День города Москва здесь будет открыт доступ и для свободного катания.

Для ВМХ-велосипедов и маунтин-байков смонтировали трамплин высотой 9 метров. Здесь можно будет увидеть показательные выступления и состязания среди любителей и профессионалов. Также здесь установлена «воздушную трапеция», на которой, в «Летающем шоу», пройдут выступления профессиональных спортсменов.

Специальную музыкальную программу ко Дню города Москва подготовили знаменитые артисты. На сцене возле гостиницы «Метрополь» (ул. Охотный ряд, д. 2) выступят Петр Налич, «Несчастный случай», Диана Арбенина и «Ночные Снайперы», Александр Ф. Скляр и «Ва-Банкъ», «Город 312», Найк Борзов, «Приключения Электроников» и другие известные музыкальные коллективы.

На Манежной площади покажут свои представления: уличный театр Транс Экспресс из Франции, Театр Ю (U-Theatre) из Тайвани, хореографический театр Модерн Тэйбл (Modern Table) из Южной Кореи, трио «ОЛЕ!» (OLÉ!, Великобритания – Испания), коллектив «Танцующие музы» (Les Muses Tanguent) из Франции, музыканты группы «Фуриоза» (Furiosa, Бразилия – Германия), московский оркестр духовых инструментов «Пакава ить».

К празднованию Дня города в 2019 году готовятся и театры Москвы, концертные залы и другие учреждения искусства. Зрителей ждут театрально-музыкальные постановки, литературные номера, поэтические чтения, творческие встречи с актерами, писателями и др.

Посещение многих музеев, выставочных залов и арт-центров в этот день будет бесплатным. Среди них несколько десятков учреждений: Манеж, Мультимедиа-арт-музей, Музей моды, Дарвиновский музей галерея Музея Москвы, Solyanka VPA, ММСИ, Государственный музей истории ГУЛАГа и другие. Большинство из них готовит специальные программы, посвященные Дню города Москва.

Желающие смогут бесплатно побывать на интересных экскурсиях. Ко Дню города для москвичей подготовлено 52 бесплатных маршрута под общим девизом «Москва меняется!». На этих экскурсиях можно будет узнать как о историческом прошлом улиц и площадей столицы, а также о том, как менялся облик Москвы на протяжении последних лет.

А завершатся праздничные мероприятия, посвященные Дню города в Москве великолепным салютом.

Часть центральных улиц города будет перекрыта для автомобилей, но метро будет открыто до 2 часов ночи. Безопасность горожан во время мероприятий на День города в Москве будут обеспечивать тысячи сотрудников охранных организаций.

В августе и сентябре 1947 года Москву и другие города Советского Союза посетили американский журналист Джон Стейнбек и военный фотограф Роберт Капа. Из их впечатлений родилась книга "Русский дневник", которая стала доступна на русском языке лишь в 1990-м. В этом году книга переиздана. Какой увидели журналисты Москву в 1947 году? Как в то время отмечался День города? Когда читаешь о праздновании 800-летия Москвы, не верится, что с момента окончания войны прошло лишь два года...

Москва пребывала в состоянии лихорадочной деятельности. Многочисленные бригады развешивали на зданиях гигантские плакаты и портреты национальных героев - они занимали целые акры. Мосты обрамляли гирлянды электрических лампочек. Кремлевские башни, стены и даже зубцы стен тоже были усыпаны лампочками. Каждое общественное здание подсвечивалось прожекторами.

На всех площадях были сооружены танцевальные площадки, а кое-где стояли маленькие киоски, похожие на сказочные русские домики - здесь продавали сладости, мороженое и сувениры. К этому событию централизованно выпустили памятную медаль на колодке, и многие носили ее.

Почти ежечасно прибывали делегации из разных стран. Автобусы и поезда шли перегруженными. Дороги заполнили ехавшие в город люди, которые везли с собой не только вещи, но и еду на несколько дней. Они так часто голодали, что в поездках старались не рисковать, поэтому каждый брал с собой несколько буханок хлеба.

Кумач, флаги и бумажные цветы украшали каждый дом. На здании каждого ведомства висело свое панно. Управление метрополитена выставило огромную карту московского метро, под которой ездил взад-вперед маленький метропоезд. Вокруг каждого стенда собирались толпы людей, которые глазели на него не только днем, но и ночью.

В город прибывали вагоны и грузовики, груженные продовольствием: капустой, дынями, помидорами, огурцами. Это были подарки, которые коллективные хозяйства послали городу к его 800-летию.

Вечером накануне празднования Дня города нас пригласили в Большой театр, но не сказали, что там будет. По какой-то счастливой случайности мы не смогли туда пойти, а позже узнали, что там было шесть часов речей, и никто не мог уйти, потому что в правительственной ложе сидели высокие чины. Это была одна из самых счастливых случайностей в нашей жизни.


Рестораны и кафе были заполнены людьми, а немногочисленные свободные места оказались зарезервированными для делегатов, которые приехали из разных республик Советского Союза и из других стран, поэтому мы никуда не могли попасть. Да что говорить - в тот вечер вообще было трудно поужинать.

Город был просто забит народом; люди медленно гуляли по улицам, останавливались на одной площади, чтобы послушать музыку, а потом не спеша перемещались на другую. Они смотрели, потом шли дальше, чтобы посмотреть на что-то другое. Приезжие провинциалы наблюдали за всем происходящим широко раскрытыми глазами. Некоторые из них никогда раньше не бывали в столице, а такого богато иллюминированного города вообще не видели. На площадях танцевали, но нечасто. Большинство людей просто гуляли по празднично украшенному городу.

В музеях было такое столпотворение, что туда невозможно было попасть. То же творилось и в театрах. Не было ни единого здания, на котором не висел бы хоть один очень большой портрет Сталина. Вторым по размеру был портрет Молотова. Еще были развешаны портреты руководителей союзных республик, героев Советского Союза, но те уже были размером поменьше.

В добавление ко всем украшениям к юбилею города было выпущено много транспортных средств; на улицах появились большие новые трамваи и безрельсовые трамваи (автор имеет в виду, конечно, троллейбусы. - Примеч. ред.). Автомобильный завод "ЗиС" изготовил много прекрасных новых машин, но почти все они использовались для обслуживания больших зарубежных делегаций.


Хотя было только 6 сентября, в Москве становилось очень холодно. Наша комната промерзала, но отопление обещали включить не раньше, чем через месяц. Когда мы не спали, приходилось расхаживать по номеру в пальто. Корреспонденты, проживавшие в гостинице "Метрополь", распаковывали свои электронагреватели, спрятанные на лето.

В день праздника Капа носился по улицам со своими фотоаппаратами почти с рассвета. С ним теперь был русский фотограф, который мог облегчить ему передвижение по городу и, если придется, объяснить милиционерам, что все в порядке. А на Красной площади к нему приставили милиционера - тот помогал ему со съемками и защищал от неприятностей. Теперь Капа мог фотографировать здания, стенды, толпы, лица, группы гуляющих людей и был так счастлив, как он может быть счастлив только во время работы.


На тротуарах многих улиц были устроены небольшие кафе. Одно из них находилось прямо напротив нашей гостиницы и состояло из двух столиков, накрытых белыми скатертями, вазы с цветами, большого самовара и застекленной витрины, в которой находились небольшие сэндвичи (это были открытые сэндвичи с сыром и колбасой), банки с соленьями, груши и яблоки. Все это предлагалось на продажу.

День выдался ясным и холодным. По улицам шествовали слоны из цирка, а перед ними шли клоуны. Военного парада в этот день не было, но на стадионе "Динамо" должно было проходить большое представление. Туда мы днем и отправились.


На стадионе действительно состоялось массовое выступление заводских рабочих в ярких костюмах. Они маршировали по полю, делали гимнастические упражнения, составляли разные фигуры. Мы увидели состязания по бегу среди женщин и мужчин, соревнования по толканию ядра и по волейболу, а еще прекрасно выдрессированных лошадей, которые танцевали вальс и польку, кланялись и делали пируэты.

Здесь находилось какое-то важное правительственное лицо, но кто бы он ни был, мы его не увидели, потому что правительственная ложа была как раз на нашей стороне стадиона. Это был почти рекорд: за все время пребывания в России мы не увидели ни одной важной персоны. Сталин находился на Черном море и на торжество не приехал.

Представление на стадионе длилось весь день. Здесь прошли и показательные выступления велосипедистов, и гонки мотоциклов, и, наконец, был показан номер, который потребовал, очевидно, большой подготовки. По стадиону проехала вереница мотоциклов. Точнее, на каждом мотоцикле сидел мотоциклист, а за ним стояла девушка в облегающем костюме, которая держала огромный красный флаг. Когда мотоцикл разгонялся на полную скорость, большой флаг красиво развевался. Эта кавалькада дважды проехала по кругу стадиона, и программа завершилась.


Вечером мы ужинали с четой Арагонов, которые остановились в гостинице "Националь". У них был номер с балконом, который выходил на огромную площадь перед Кремлем. Отсюда мы наблюдали салюты, которые шли почти непрерывно, и весь вечер слушали артиллерийские залпы.

Площадь под балконом была забита толпой. Наверное, здесь ходили взад-вперед, образуя водоворот, миллионы людей. В центре площади стояла сцена, на которой произносили речи, исполняли музыкальные произведения, танцевали и пели. Единственное место, где мы еще видели вблизи такое скопление народа, - это Таймс-сквер в новогоднюю ночь.


Только поздней ночью мы сумели пробиться сквозь толпу и вернуться в свою гостиницу. А тысячи людей все бродили по улицам, все глядели на огни и электрические панно.

У нас оставалось очень мало времени, а сделать надо было еще многое. Москва входила в зиму. Открывались театры, начинались балетные спектакли, в магазинах стали продавать толстую, подбитую ватой одежду и войлочную обувь, которые здесь носят зимой. На улицах стали появляться дети в шапках-ушанках и плотных пальто с меховыми воротниками. В американском посольстве электрики ускоренными темпами меняли проводку во всем здании. Прошлой зимой проводка перегорела, и без привычных электронагревателей всему персоналу посольства пришлось работать в пальто...


Наша жизнь пошла рывками. Мы бросались из одного места в другое, стараясь за несколько последних дней увидеть как можно больше. Мы посетили Московский университет, где старшекурсники оказались очень похожи на наших. Они толпились в коридорах, смеялись, носились из аудитории в аудиторию. Они ходили парами, юноши с девушками, как ходят наши. Во время войны в университет попадали бомбы, но студенты восстановили здание еще до ее окончания, поэтому он не закрывался.

Начались балетные спектакли, и мы ходили на них почти каждый вечер. Это был самый замечательный балет, который мы только видели. Спектакль обычно начинался в семь тридцать и продолжался до начала двенадцатого. Труппы были огромны. Конечно, коммерческий театр не может себе позволить содержать такой балет. Исполнение, репетиции, декорации и оркестр нужно субсидировать, без этого труппа не выживет. Окупить подобные пышные постановки только продажей билетов просто невозможно.

Москва все еще пребывала в состоянии возбуждения и бурной деятельности - надо было быстро снять все эти огромные портреты, флаги и полотнища до начала дождей, иначе с них потечет краска. Все это снова понадобится при праздновании тридцатой годовщины революции.

Да, для Москвы это знаменательный год, год больших праздников. Кстати, лампочки на всех зданиях, на Кремле и на мостах оставили, поскольку дождь им повредить не мог. Потом, на седьмое ноября, они еще пригодятся.


Напоследок мы старались увидеть в Москве все, что только можно. Мы забегáли в школы, мы разговаривали с деловыми женщинами, актрисами, студентами. Мы заходили в магазины, в которых за всем выстраивались очереди. Например, если объявлялась продажа грампластинок, то тут же выстраивалась очередь, и за пару часов пластинки распродавались подчистую. То же самое случалось, когда в продажу поступала новая книга.

Нам показалось, что даже за те два месяца, которые мы здесь пробыли, люди стали лучше одеваться. Московские газеты объявили о снижении цен на хлеб, овощи, картофель и некоторые ткани. В магазинах все время было столпотворение, скупали буквально все, что предлагалось.

Экономика Советского Союза, которая была почти полностью ориентирована на военную продукцию, постепенно переходила на продукцию мирного времени. Люди, которые были лишены потребительских товаров - как товаров первой необходимости, так и предметов роскоши, - теперь стремились их купить.

Когда в магазин завозили мороженое, очередь за ним выстраивалась на много кварталов. Продавца с ящиком мороженого моментально окружали, и его товар распродавался так быстро, что он не успевал брать деньги. Русские любят мороженое, и его им всегда не хватает.

Комментировать статью "Как отмечали День города в Москве 70 лет назад"

Хочу отметить день рождения за городом. Съездить семьей на 1 ночь и 1 день. С какого возраста вы даете ребенку выбирать, где / как отмечать день рождения, кого пригласить? 3 года отмечали в Москве, ходили в Тарас Бульбу на Красноказарменной.

Дочери отмечали в прошлом году 14 лет подобным образом, только никуда не выезжали Как отметить летний День рождения на даче, или Опыт праздника для компании Раздел: Отдых. где отмечаете дни рождения мальчишек (10- 13 лет). расскажите где (в москве) отмечали...

Летние занятия в Москве бесплатно. Образование, развитие. Подростки. Темы дня. Родитель или иной законный представитель подает заявление на зачисление ребенка в государственную образовательную организацию города Москвы, определенную перечнем Раздел: С детьми (Досуг в Москве). куда податься с подростком 13 лет. Если бы я была в...

По Москве на кораблике поплавать приводит в восторг даже молодых людей, живущих на реке и в Европе. Маршрут - от Киевского вокзала до куда пойти с подростком? Прошу помощи. К нам приехала родственица 13 лет. В Москве первый раз. Куда можно отвести девочку подростка...

Накидайте, пожалуйста, советов как отметить день рождение сыну-9 лет.Второй класс. В Огнях Москвы писали перьями поздравления, щелкали выключателями освещения всего города и тп. лазертаги всякие есть во всех районах города.

Как отпраздновать юбилей мамы?. День рождения. Праздники и подарки. Надо как-то отпраздновать ДР. Уехать из города /страны не получится по всяким разным обстоятельствам. Просто я в рестораны в Москве не хожу, от слова совсем.

в Москве, если не возить всех далеко и не перекусывать в общепите, можно прожить И нашла себе работу на полный день за нормальные деньги. Ничуть не жалею ни я, ни дети. Они уже 5 лет так живут, т.е. девочке было 9 лет, когда они стали ждать ее скорого замужества. И была у нас в группе девушка - единственная дочь богатых родителей, жили за городом в большом...

Последние 7 лет работает в должности ГБ. Зарплата 28, с постоянными задержками от 1 месяца до 3-4. Добрый день! Предлагаем квартиры в подмосковном городе Руза Московской области. В нашем городе он получал 8 тыс., в Москве 5 лет назад ему предложили 50 тыс...

И каждый год, все меня дружно спрашивают, как я отметила этот день. И каждый год я Я в этом году, после 13 лет отсутсвия побывала в своем родном городе (в Москве), скажу вам вид города меня Мама моей коллеги год назад в таком получила однушку со всеми удобствами.

А день города в Москве для меня ужас-ужас. Была на самом первом и на 850-летии. На седьмом месте рейтинга – Ростов Великий Раздел: Маршрут поездки (зима золотое кольцо россии). Несколько лет назад компанией с детьми провели там часть новогодних каникул...

13 лет мои обе отмечали в кафе - одна в суши, другая в му-му со своими друзьями. я заказывала Раздел: Отдых. где отмечаете дни рождения мальчишек (10- 13 лет). расскажите где (в москве) отмечали дни Как отметить ДР? Где зимой отметить День рождения ребенку.

Музей паровозов на Рижской + поклонная года - 4 день. вечером в субботу, когда никого в городе нет можно погулять по центру - пятницкая до Третьяковки + сама Приедем в Москву на 2 дня. Подскажите, куда могла бы бабушка сводить внука в Москве, где можно развлечься?

Дочери исполняется 16 лет. Не знаем, как отметить это событие. Имеется ввиду с друзьями. Бюджет ограничен. Дома в прошлом году отмечали, не хочет. В боулинг каждый второй приглашает, уже не интересно. Ума не приложу, что можно предложить подросткам...

Мы отмечали два года назад (когда исполнялось 8 лет). Нам понравилось. Экскурсия и программа после экскурсии. Посмотрите другие обсуждения на тему " день рождение в музее огни москвы ": отметить детский др бюджетно. Мы в октябре так праздновали день рождение...

6 лет назад старшей праздновали в Лужниках в спортклубе Мультиспорт, тема была Последний герой. 15 лет девочке. Как отмечать день рождения - чей выбор? Старшая в прошлом году выбрала вечеринку дома, в этом году собирается в детский клуб, в ее дошкольном возрасте...

Самое главное - приствольный круг не рыхлить и не удалять 3 года, палки опоры не вынимать.Если очень раздражают растущие там Дача с 1956 года, тот лес, что там был, так и оставили прямо на участке. собаки есть всегда, писают везде. Не уживаются ели и березы, ели...

День рождения можно праздновать где угодно - на даче, во дворе, в лесу или парке. Как отметить ДР? Раздел: Отдых. где отмечаете дни рождения мальчишек (10- 13 лет). расскажите где (в москве) отмечали дни рождения сыновей? моему исполняется 11 и вот не...

Старинные города вокруг Москвы. Помогите. О своем, о девичьем. Кремль точно есть, а больше ничего не помню, я там в 86 году была. Как показать маленьким москвичам город и окрестности. Во все времена жители Москвы в летние месяцы не только разъезжались по...

Вы лично присутствуете каждый год при записи детей в школу? Я пишу о том, что я знаю. Тестирование - понятие растяжимое, и если под ним вы понимаете беседу с ребенком втечение пяти минут, то да, тогда я с вами согласна, в эту школу тоже надо проходить тестирование.

Курсовая работа

Исполнитель:

Мичурина Ксения,

студентка ФС-45, очного отделения

Научный руководитель: Паршин.Ю.М,

Канд.пед.наук, Доцент

………………………………………….

Введение

Глава 1. Праздник как явление культуры. Общая характеристика

1.1 Эмоционально-психологическое содержание феномена праздника

Глава 2. Анализ и прогнозирование тенденций развития праздничного календаря

2.1 Особенности проведения праздников в современном городе

2.3 Разбор компонентов праздничного комплекса на примере празднования 400летия г. Самара

Заключение

Список литературы

Введение

Важным элементом современной культуры являются праздники. Культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Праздники выполняют консолидирующие и воспитательные функции. Это относится и к городским праздникам.

Появление города, как центра промышленности и торговли, средоточие учреждений культуры и образования повлекло за собой формирование новых реалий: особого городского быта, менталитета населения; а также – особой праздничной культуры, проявления которой нередко вступали в противоречие с традиционной сельской праздничностью.

Город как совокупность разнородных элементов (разные социальные группы, национальности, формы деятельности) со временем формирует палитру городских праздников которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Сложившийся праздничный календарь становится своеобразной народной памятью и праздничной летописью города. Причем здесь важную роль играют местные тематические или «специфические» праздники, основывающиеся на событиях истории именно данного города и отражающие именно его специфику.

Актуальность темы обусловлена во-первых, тем, что в условиях размывания традиций очень важно поддерживать у населения чувство национального самосознания, понимание принадлежности к малой Родине.Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных традиций разнородного в социальном и национальном отношениях городского населения.

В-третьих, потому что праздничная культура имеет тенденцию развития, у людей меняется восприятие к празднику, возрастает интерес к театрализованному представлению, важности быть соучастником массового действа.

Проблема заключается в том, что в последние годы, особенно среди молодежи, заметно активизировался интерес к многообразным формам и жанрам праздничной деятельности. Возврат к народному творчеству – объективный и закономерный процесс как никогда важный сегодня в силу его объединяющей и аккумулирующей силы, способной обеспечить сохранение народа как нации. Праздничная культура к началу ХХI века расслоилась и резко дифференцировалась. Произошло явное изменение ценностных ориентаций. Современный праздничный календарь весьма хаотичен. В нем трудно заметить стройную систему, а главное, не просматриваются тенденции, ведущие к упорядочиванию общественного досуга в различных системах праздников, вносящие ритм в социальное пространство значимых событий. Разрушение системы праздничных традиций ведет к состоянию бесперспективности, разрыву преемственности и ослаблению культурной связи поколений, разрушению единства социально-культурного пространства, неясности статуса религиозно-праздничной культуры, нескоординированности новых государственных праздников, увеличению количества разного рода локальных «привнесенных» праздников.

Объектом изучения является праздничная культура современного общества.

Предмет - изучение особенностей праздника «День города» как современного праздничного комплекса

Цель работы - путем рассмотрения истории празднования «Дня города» охарактеризовать современный уровень праздничной культуры в г. Самара

В связи с рассмотрением данной темы выявляется ряд задач:

1. Раскрыть содержание понятие «праздник», показав его функции и структуру.

2. Охарактеризовать особенности городских праздников, выделив признаки, отличающие их от традиционной праздничной культуры.

3. Проанализировать формирование местных тематических праздников на примере дня города, показав их значение.

4. На примере истории празднования дня города в г. Самара показать формирование событийной основы городских праздников.

5. Рассмотреть развитие праздничных традиций дня города. Анализ

6. Практический разбор компонентов праздничного комплекса на примере празднования 400летия г. Самара

Глава 1. Праздник как явление культуры. Общая характеристика

1. 1 Эмоционально-психологическое содержание феномена праздника

Термин «праздник» и его эквиваленты в других языках принадлежит к словарному фонду повседневной речи и употребляется часто. Для примера можно сослаться на то, что французский эквивалент этого термина - слово «fete» принадлежит к тысяче наиболее часто употребляемых французских слов, таким же по частоте употребления является и слово «fiesta», обозначающие праздник на испанском языке. Современный польский словарь определяет праздник («swieto») как «день, обычно свободный от работы, торжественно отмечаемый вследствие культовых или государственных соображений». Словарь Линде объясняет праздник как «день, который торжественно отмечается, празднуется, особенно в память какого- либо святого».

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «праздное время»- период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). B новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничные дни » следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам (2. С. 324).

Итак, существует ряд определений понятия «праздник». Поэтому остановимся на обобщенной характеристике, подразумевающей два подхода к определению феномена праздника:

1. Праздник рассматривается с сакральных (мистических) позиций как особое время, в течение которого нарушаются границы между миром живых и мертвых, между временем историческим и – временем «оным», мифическим.

2. Праздник рассматривается как временной отрезок, который выделяет, маркирует наиболее значимые события в жизни государства, народа, социальной группы (3. С. 31).

Таким образом, выявлено два основных подхода к определению термина «праздник», конечно же, их существует гораздо больше, однако для нас наибольшую важность представляют вышеперечисленные. В нашей работе, оговоримся, будет использоваться рабочее определение «праздника» - установленного во временном пространстве события, с общественными функциями и регулируемой структурой. Мы, употребляя в работе термин «праздник» основываемся на втором, светском или этикетном значении этого понятия.

Даже краткий анализ происхождения и смысла термина «праздника» в нескольких языках, занимающих видное место в истории европейской культуры, выявляет в ней элементы, важные для исследователя. Праздник семантически связан и со свободным временем, с определенным ритуалом, временем праздности, танцем, приемом, весельем и пиршеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни.

По мнению протоиерея Димитрия Смирнова (РПЦ МП): «Светский праздник - это день памяти святого, отмечаемый на государственном уровне». Из-за множества реформ, которые провела советская власть за годы своего существования, в том числе и из-за языковой реформы, в нашем сознании исказилось значение слова "светский". Праздник как таковой требовал в разные времена разного, но общим остаётся несколько параметров: уважения к самому празднику («праздник свят - все дела спят»-в праздничные дни нельзя было работать), преображения всего вокруг - требовались необычные наряды улиц, жителей; уважения друг к другу- праздник был миротворным моментом, тем более светский: в праздничные дни часто миловали, выдавали амнистии преступникам и так далее (4. С. 69)..

Праздник позволяет людям глубже понять смысл жизни, поэтому идет речь не о ценностях праздника - они всегда вторичны, преходящи, - а о ценностях, пронизывающих всю жизнь, которое в обычное время по необходимости как бы скрыты от большинства людей и которые в особое время, в период праздника, всегда проявляются, подтверждаются и актуализируются. Весь прошедший опыт истории человеческой культуры подтверждает, что потребность в празднике в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости форм празднования. Для того, чтобы проникнуть в суть зрелищного искусства, необходимо не только проанализировать, их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития различных типов зрелища (3. С. 88).

День го́рода - праздник городов (России и бывшего СССР), приуроченный, как правило, к выходным (воскресным) дням.

1.2 Компоненты праздничного комплекса

Изучение праздничных традиций показало, что праздник как явление сложное обладает определенным составом, или комплексом, выявление которого раскрывает характер и степень бытования праздника. Под составом праздника, или праздничным комплексом, подразумеваются различные представленные в нем компоненты, несущие определенную смысловую нагрузку и функционирующие на уровне бытования. Рассмотрение праздничного комплекса, в конечном счете, выявляет степень его традиционности.

Выделение компонентов праздника отнюдь не означает механического его расчленения. Все его части тесно связаны между собой и являются взаимопроникаемыми. Состав того или иного праздника, его праздничный комплекс может быть более или менее полным, что связано прежде всего с особенностями его формирования. В целом же совокупность компонентов, составляющих праздничный комплекс, характеризует праздник как культурно-бытовое явление.

В разных праздниках, бытующих в наши дни, мы считаем возможным вслед за Э.А. Келлер выделять три основных компонента: торжественно-официальный и массово-развлекательный, относящиеся к общественной жизни, и домашне-бытовой, присущий домашней сфере (5. С. 60-61).

В современных общественных праздниках, которым посвящена данная глава, торжественный компонент прямо выражает идейные основы праздника и служит их укреплению. Ареной его всегда являются общественные места (дворцы культуры, клубы, театры, парки, стадионы и пр.). Формы проявления - специфические и вполне устоявшиеся. Для советских праздников, например, характерны собрания, митинги, демонстрации. По своему происхождению они связаны с международным рабочим движением и означают определенный уровень формирования революционных празднеств.

Формы массово-развлекательного компонента очень разнообразны и имеют различное происхождение. Эта праздничная часть, пожалуй, наиболее подвижна, так как подвержена постоянному как стихийному, так и целенаправленному поиску форм, что вызвано стремлением сделать праздничный досуг наиболее интересным и соответствующим духу времени. (6. С. 82).

Домашне-бытовая часть праздника, в отличие от первых двух, протекает в сфере семейного быта, и ее ареной являются соответственно дом, семья. Формы этой составной части праздника по сравнению с другими складывались в течение длительного времени. Они устойчивы и в наибольшей мере обладают этнической спецификой, которая проявляется в таких элементах материальной и духовной культуры, как праздничная пища, застолье, гостевание и др. Несмотря на определенную консервативность домашне-бытового компонента, он также подвержен изменениям (6. С. 83).

Общественные праздники образуют отдельную специфическую сферу праздничного быта. Ее особенности связаны, прежде всего, с природой общественных праздников как идеологического явления. Идейная направленность, лежащая в основе этой группы праздников, является вместе с тем и движущей силой их развития.

Обрядовые и игровые элементы старых календарных праздников выступают в традиционном или трансформированном виде в новых сезонных праздниках, специально созданных, сконструированных силами главным образом специалистов-профессионалов на традиционной основе. Связь с архаической и более поздней праздничной традицией и формы связи бывают весьма неодинаковыми. Это объясняется во многом особенностями формирования подобных современных торжеств, нацеленных на сохранение национального колорита.

Одной из составляющих культурного пространства является праздничное пространство. Праздничное пространство как явление праздничной культуры представляет особый для нас интерес. Это многофакторная и многомерная система, специфическое явление праздничной культуры, определяющей особую форму общественного поведения. Праздничное пространство - преображенное пространство, оно обусловлено смыслом праздника и узнаваемо участниками праздничных действий (3. С. 87). Характерными особенностями праздничного пространства можно назвать четкие временные рамки. Оно временно по отношению к повседневному, будничному пространству; его искусственность чревата игрой, декоративностью, иногда даже наигранной эстетичностью.

Праздничное пространство - это многофакторная и многомерная система, специфическое явление праздничной городской культуры, определяющее особую форму общественного поведения. Архетип праздничного пространства связан с некими константами, которые преображают его и наделяют праздничным смыслом. Этими константами являются: композиционный центр, язык, темпо-ритм, цвет, звук, тип движения.

Характерными особенностями праздничного пространства являются временные рамки, рассчитанные на праздничное время.Это пространство временно по отношению к повседневному, будничному пространству; его отличает искусственность по отношению к будничному пространству, оно «сочиняется», создается, стилизуется, специально украшается, наряжается, стремится к «красивости».

Праздничное пространство наделяется определенным смыслом, декоративностью и эстетической функцией. Вся палитра праздничного пространства (праздничные украшения, специальные временные постройки, символические атрибуты и пр.) «работает» на праздничную атмосферу и соответствует типу праздника. Каждый тип праздника имеет свои особенные правила, свою структуру, эстетику, сопряженные с пространством. В технологическом смысле функциональность праздничного пространства обуславливается местом действия, определяет ролевые функции участников праздника, находится в зависимости от стилевых особенностей повседневного пространства (5. С. 39).С феноменом праздников связаны игры, игровая практика.

Что касается праздников в светском понимании, которое присуще современным культурам, то они характеризуются не только торжественностью, особым эмоциональным подъемом, но и тем, что это время активного проведения досуга, развлечений, веселья. Обрядовая составляющая сведена к минимуму и подчинена массовым зрелищным мероприятиям, гуляниям и играм (11. С. 49).

И, в завершение, если рассматривать праздничную культуру, как совокупность «…коммуникаций, разворачивающихся в праздничном пространстве и времени», то, по мнению польского исследователя К. Жигульского, можно выделить следующие компоненты (12. С. 112).

1. Пространственно-временной, включающий праздничное пространство и время.

2. Структурно-содержательный компонент, включающий – декорации, действия (анимационные мероприятия), костюмы участников, праздничное питание, систему подарков.

3. Идеологический компонент: в основе праздника должна лежать определенная идеологема, событие. Оно должно быть связано с реальными (пусть даже искаженными в сознании потомков) или сакральными, имеющими религиозно-мифологическое происхождение событиями. При этом событие должно само восприниматься как значимый и позитивный символ (12. С. 112).

Близкую, хотя и более развернутую характеристику праздничных действий предлагает культуролог И.И. Шангина (13. С. 111), выделяющая следующие компоненты: а) праздничное время, б) праздничное пространство, в) субъектно-личностный (участники действия), г) ритуальный, д) идеологический

1.3 Драматургия и режиссура массовых праздников

Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.

Массовые праздники можно отнести к двойственным явлениям, сохраняющим исходный синкретизм художественного и утилитарного начал. Вместе с тем, очевидно, нельзя недоучитывать, что праздник – явление комплексное и некоторые его составные части, например массовое театрализованное представление, являют собой самостоятельные художественные ценности.

Искусство массового праздника, представления, зрелища – это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующее в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла, что является первым залогом успеха и заинтересованности зрителя.

Средства идейно-эмоционального воздействия массового праздника:

Живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение, переживания людей. Имеенно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой аудиторией. Действенным средством для сценариста и режиссера служит также и поэтическое слово.

Музыкальная драматургия сценария, которая строится на синтезе готовых музыкальных произведений, принадлежащих разным композиторам.

Художественное и документальное кино. Особенно удачно оно используется в прологе, помогает как бы перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий.

Хореография и спорт. Синтез спорта, хореографии и пантомимы – чрезвычайно сильное и яркое выразительно средство в палитре сценариста и режиссера массового праздника.

Изобразительные средства, велика роль наглядного решения, звука и света, выступающего в качестве одного из важнейших компонентов театрализованного действия.

Глава 2. Анализ и прогнозирование тенденций развития праздничного календаря

1.3 Особенности проведения праздников в современном городе

Таким образом, традиционный, народный праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Уместно отметить, что праздничные традиции, их состав, идейная направленность, характер бытования, способы проведения в целом отражают уровень развития материальной и духовной культуры народа и в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт, накопленный за многие века их существования.

Праздник является необходимым условием социального бытия, существует во всех обществах с глубокой древности, «празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры».

День города - это самый массовый по масштабу, самый большой по размаху подготовки праздник, ведь он затрагивает всех жителей каждого города. В этот день проводятся праздничные мероприятия - выступления руководителей города, парады, шествия, ярмарки, праздничные концерты. День города обычно заканчивается салютом. Как правило, празднование начинается в предшествующую воскресенью субботу (то есть два дня: суббота и воскресенье).

Город как совокупность разнородных элементов повлек за собой разнообразную палитру городских праздников, которые постепенно оформились в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Он стал своеобразной народной памятью, праздничной летописью города. Городской праздничный календарь базируется на традиционном календаре, основу которого составляют народные и религиозные праздники. Традиционный праздничный календарь является результатом длительного культурного процесса, его структура и форма непрерывно развиваются и совершенствуются.

Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженые на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы «на природе» на троицу и т. п.). Сами гулянья назывались в народе «под горами» или «под качелями».

Городская культура (имеются в виду большие города) превратила народный праздник в народное гуляние, в котором поменялся смысл главных элементов: вместо обряда - игра, вместо локальной традиции - массовая усредненная культура, а фольклорное осмысление праздника заменяется потребностью всеобщего веселья, праздничной объединенностью и переключения из будней в праздники. Поэтому народное гуляние близко к площадному ярмарочному гулянию - порождению города (16. С. 97).Гуляние по своей сути не может дать единого праздничного коллектива с одинаковыми традициями и установками, который наличествует в классическом народном празднике.

Народный праздник не предполагает сторонних наблюдателей, зрителей, здесь каждый участник является творцом праздника, знающим и активно реализующим народные традиции. Гуляние же закономерно включает посторонних наблюдателей и людей, которые впервые попали в такую атмосферу. Всех этих людей гуляние как бы втягивает, вбирает в себя и не подчеркивает их чуждость (16. С. 98).Народный праздник не режиссируется, в роли режиссера выступает традиция. В гулянии существуют определенные способы увеселения, поэтому обязательными его элементами являются аттракционы, показ всяких диковинных вещей и другие зрелища.

Гуляние предполагает сценариста и режиссера, то есть специальных людей, которые обеспечивают действо. В сельском празднике, как и в городе, были люди, которые, например, строили ледяные горы, но они были обязательными участниками праздника; в селе не было тех, кто финансировал праздник, специально давал деньги (казна, купцы и др.). Для устройства в городе балаганов и ярмарочных площадных строений существовали специальные артели плотников, маляров и др., работали специальные профессиональные увеселители, за соблюдением порядка следили профессиональные полицейские, отдельные люди обеспечивали питейные и съестные заведения и многое другое (16. С. 99).

Сказанное составляет специфику организации и проведения праздничных мероприятий в современных городах. Места и время проведения праздничных действий регламентируются нормативными документами, а сама подготовка и проведение мероприятий осуществляется профессионально подготовленными специалистами.

Обобщая сказанное, можно отметить, что в рамках традиционной народной (этнической) культуры любого народа сложились традиции проведения досуга и праздников. Отражая специфику исторического развития того или иного народа, они образовывали сложные системы, включавшие обычаи и обряды, игры и состязания, гадания, разные формы фольклора и т.д. Чаще всего, говоря о традиционных истоках анимации, следует признать, что речь идет о реалиях духовной культуры. Все типы анимационной деятельности, о которых речь пойдет ниже, связаны с традиционной культурой, реалии которой используются в современной практике организации досуга.

2.2 История празднование дня города в г. Самара

Первое упоминание о Самаре относится к 1367 году, - это факт. Уже тогда на итальянских картах был отмечен город Samar на месте современной Самары, кстати, с пометкой «особо разбойное место»... А то, что в Самаре отмечают День города в мае, это во многом случайность. Это была инициатива нескольких чиновников Куйбышевского горисполкома, которые в 1986 году решили, что для торжеств по случаю 400-летия города им подходит пролетарский месяц май. Историки знают, что до революции День города в Самаре праздновали 29 августа, то есть 11 сентября по новому стилю. Так было с 1886-го года по 1917-й

по указу Фёдора Ивановича в 1584 г. решено было основать крепость Самара (переименована в город в 1689 г.). трехсотлетие Указа Федора Иоанновича (прямого родственника династии Романовых), приходящееся на 1886 год. При этом, правда, два века самарской доромановской истории оказывались за скобками - но разве может быть история в Диком Поле, еще не вошедшем в состав России? Безусловной заслугой Алабина было то, что до него никто вообще не задумывался о том сколько- 200, 300, 400, 500 ли лет Самаре, не говоря уж о том, чтобы иметь свой городской исторический календарь и праздновать его даты. Алабин провел колоссальную пропагандистскую кампанию по случаю обнаружившегося юбилея, способствующую росту интереса к прошлому Самары.

Добился он и политических целей - внимания Императора Александра III, милостиво издавшего специальное соизволение на празднование 300-летия города в 1886 году.

Захлебываясь в верноподданнических чувствах, Самарская городская дума во главе с Алабиным пошла дальше, и чтобы уже наверняка связать историю города с правящей династией решила «установить для этого торжества такой день, который почему-либо был бы особенно памятен и любезен городу Самаре», а именно 29 августа- день посещения города Александром II, заложившим Кафедральный собор, и день тезоименитства самого Александра III. На что также получили монаршее соизволение. Торжества по случаю внезапно обнаруженного юбилея вышли на славу, став одним из наиболее заметных событий в дореволюционной истории города: были и именитые делегации, и фейерверки и телеграмма Его Императорскому Величеству, и ответ Его Императорского Величества, и ответ на ответ, и ответ на ответ на ответ («Благодарит»), и т.п.- а во главе всего этого весь в белом мундире- действительный статский советник П.В.Алабин.

Но создав данную систему исторических координат, Алабин не только подарил современникам праздник 300-летия (а нам 400-летие) города, сделав все те замечательные вещи, что упомянуты выше, но и надолго «закрыл» тему Самары 14-15 века, сократив историю города по крайней мере на два века. До 1986 года День города праздновали осенью, а после 1986 года с 400-летия Самары этот праздник стали отмечать в мае.

В 1986 году городу Куйбышеву исполнилось 400 лет. Эта дата знаменательна еще и тем, что впервые в этот год жители Куйбышева отмечали День города. К Золотареву пришли коллеги из организационного отдела и предложили устроить праздник. Первый секретарь горкома инициативу поддержал. Торжество состоялось. На Волге было устроено представление на воде, посвященное 400летию города. Многие до сих пор помнят этот грандиозный праздник. Весь Волжский проспект был забит людьми, даже

на крышах домов не было места. Впервые на Волге устраивали салют. В этом же году второе рождение пережил Грушинский фестиваль. Неделя авторской песни на берегах Волги была бесценным подарком куйбышевцам к юбилею родного города.

Но мы проанализируем последние 3 года празднования дня города.

День города - это праздник городов России и стран СНГ. День города проводится, как правило, в выходные дни. Если день города выпадает на будний день, то его зачастую отмечают в ближайшие выходные. День города - наиболее масштабный праздник любого города. Многие города проводят свои Дни города в дни государственных или профессиональных праздников. У других это день совпадает с датой освобождения от немецко-фашистских захватчиков в ходе ВОВ. Наконец, у некоторых городов день города - это день основания или же день получения статуса города.

В Самаре День города проходит в последнее воскресенье мая. Проводятся различные мероприятия, посвященные этому событию. Это могут быть выступления городских властей, праздничные парады и шествия. Чаще всего, именно ко дню города приурочивается открытие новых памятников, окончание ремонта старых или строительства новых объектов. В этот день проводят ярмарки и праздничные концерты с участием звезд эстрады. Вечером в день города звучат залпы праздничного салюта.

В 2009 году городу Самара исполнилось 423 года. Традиционный праздник, посвященный дню рождения, горожане отмечали в самом конце мая - 30 числа. В этом году администрация Самары подготовила особую программу, кульминацией которой стало лазерное шоу невиданного до сих пор масштаба. Городские гуляния начались на Красноармейском спуске с костюмированного бала под названием "Россия начинается с Пушкина и Гоголя". Всех желающих жителей Самары учили старинным классическим танцам - мазурке, полонезу, менуэту, краковяку, дети читали стихи известных русских поэтов и знакомились с историей искусства в России и в Самаре в частности, а взрослые могли примерить на себя образ городского обитателя прошлого, и даже позапрошлого века.

Особое внимание в программе празднования дня города 2009 года было уделено детям. Праздник футбола, запуск воздушных шаров, спортивные соревнования с ценными призами и возможность бесплатно покататься на аттракционах - администрация города позаботилась о том, чтобы маленькие горожане запомнили этот день надолго. Взрослых тоже не обделили вниманием - концерты известных самарских артистов и приглашенных звезд, открытые летние кафе - все гарантировало прекрасное праздничное настроение на целый день. Продуманная развлекательная программа для молодежи и взрослых разделилась на 5 площадок, каждая из которых нашла своего зрителя. Наибольшей популярностью пользовался у молодых жителей Самары рок-концерт с участием молодых звезд.

Однако главный сюрприз ждал горожан вечером. Лазерно-фонтанно-пиротехническое шоу проходило в Самаре впервые. Для того, чтобы никто ничего не пропустил, около каждой площадки был установлен большой светодиодный экран, транслирующий все происходящее в режиме он-лайн.

2010г. пройдут концерты на нескольких площадках - выступление духового оркестра, детских коллективов, представителей творческой интеллигенции города, гала-концерт пройдет вечером у Ладьи, после чего в 23:00 прогремит салют.

«Гвоздем» программы станет нововведение, которое раньше никогда не проводилось в Самаре - в утренней программе праздника появится ретроспектива. «Так как это сугубо городской праздник, то мы должны показать горожанам, что есть у города за душой. Поэтому по площади Куйбышева пройдут колонны трудящихся – представители всех девяти районов города и представители крупных муниципальных предприятий – таких как МП «Самарский метрополитен», МП «Самараводоканал». На Красноармейском спуске будут организованы 5 тематических площадок: «Самары дети самые лучшие на свете», «Дружбой народов Самара сильна», «Спорт любить сильным быть», «Твори, выдумывай, пробуй», а также впервые заработает площадка «Веселых малышей» для дошкольников и их родителей.

Перед бассейном ЦСК ВВС, традиционно, соберется молодежная аудитория. В этом году площадка будет иметь спортивную направленность: здесь пройдут турниры по стритболу.

На Маяковском спуске с 11:00 до 15:00 пройдет концертная программа с выступлением муниципального детского театра «Задумка», и с 12:00 до 19:00 пройдет акция «Поменяй сигарету на конфету», а также спортивное состязание по армрестлингу.

С 11:00 до 21:00 на Чкаловском спуске выступят творческие коллективы муниципальных домов культуры. Здесь же молодежная аудитория впервые может принять участие в акции «Денс фо лайф», направленной на профилактику СПИДа, а также научиться современному танцу. В 18:00 для гостей праздника выступит духовой оркестр и сборный ансамбль бальных танцев. На площадке у кафе «Отдых» состоится детский праздник.

На 4-ой очереди набережной (Ладья) в этом году будет представлена программа лучших творческих коллективов города. Закончится праздничное мероприятие фейерверком в 22:30.

Программа праздника 2011

29 мая Самара празднует свой День Рождения. О том что, где и когда можно будет увидеть. В этом году праздник откроет торжественное шествие, с участием представителей Администрации города и районов, а также муниципальных предприятий. Более 12 тысяч человек колоннами пройдут от Дворца спорта ЦСК ВВС по ул. Молодогвардейской до площади Куйбышева. Зрелище напомнит первомайскую демонстрацию. Демонстранты будут формироваться в колонны с 10.30 и окажутся на площади в 12.00. Для тех, кто не сможет стать участником шествия, телеканал "ГИС" будет транслировать мероприятие в прямом эфире.

С 11.00 до 14.00 в Струковском саду в семнадцатый раз пройдет традиционный журналистский Фестиваль «Пресса-2010», организаторами которого выступают Самарская областная организация Союза журналистов России совместно с Администрацией городского округа Самара.

С 11.00 начнут работу площадки на Маяковском и Чкаловском спусках. На Маяковском спуске выступит коллектив муниципального театра «Задумка», а на Чкаловском – начнет работу детская развлекательная площадка.

С 12.00 будет работать вся набережная. Самарцев ждет очень насыщенная программа. На Красноармейском спуске будут организованы 5 тематических площадок.
Одна из них - концертно-творческая площадка «Самары дети самые лучшие на свете». Вниманию жителей будет представлен гала-концерт с участием лауреатов городских конкурсов, посвященных юбилею Победы. Выступления творческих коллективов детей и педагогов будут чередоваться с проведением занятий школы бального танца. Каждый пришедший на праздник сможет научиться танцевать полонез, краковяк и другие танцы.

На этой же площадке расположится выставка детского и учительского декоративно-прикладного, изобразительного и фото-творчества «Люблю тебя, моя Самара».

18 юных художников на пленере будут рисовать картины, посвященные подвигу героев-земляков в Великой Отечественной войне.

Здесь же пройдет конкурс среди знатоков природы родного края природоохранной тематики.

Площадка «Дружбой народов Самара сильна», на которой пройдут выступления национальных коллективов города, воспитанников и педагогов национально-культурных центров и национальных воскресных школ города. Здесь же будет работать «Слобода мастерских народных промыслов».

Площадка «Спорт любить сильным быть». Здесь состоится семейная спортивно-игровая эстафета «Папа, мама и я – славная самарская семья», а также детский городской шахматный турнир. Также зрители смогут посмотреть показательные выступления ДЮСШ – по аэробике, спортивным танцам, рукопашному бою, спортивной акробатике, а также свое мастерство продемонстрируют победители городских состязаний по брейк-дансу.

Площадка детского технического творчества «Твори, выдумывай, пробуй». На ней юные моделисты покажут свои радиоуправляемые и трассовые автомодели и впервые – метательные планеры.

В этом году впервые заработает Площадка «Веселых малышей» для дошкольников и их родителей. Здесь малыши продемонстрируют свои таланты на Гала-концерте воспитанников детских садов Самары.

Помню, как я впервые побывал на Дне города. Было это в начале 1980-х годов в городе Свердловске (тогда еще Свердловске!). Я приехал туда к знакомым. Приехал в середине августа, и как раз угодил на празднование Дня города.

День города в Свердловске был «фишкой» местного городского и областного начальства, которое возглавлял тогда Б.Н.Ельцин. Мои друзья-свердловчане гордились, что такого праздника в то время в самой Москве не было. Ельциным они тоже гордились, потому что, в отличие от множества «безголосых» первых секретарей российских обкомов, стоявших перед столицей навытяжку, он упрямо «тянул одеяло на себя» и худо-бедно продовольствовал вверенную ему область. В том году Ельцину ставили в заслугу то, что, в Свердловске, наконец, отменили талоны на молоко. Молока, правда, от этого не прибавилось. Кто хотел им разжиться шли к молочным магазинам рано поутру. Зато вдруг стали «выбрасывать» в продажу кур с какого-то местного птицекомбината, строительство которого, вопреки центру, на областные средства, горожане тоже приписывали «своему» Ельцину.

Во время Дня города продовольственное обилие было явлено народу на центральной площади, где те, кому повезло, сумели купить творог, сметану и сосиски. И кур, конечно. Так с авоськами наперевес, я со своими приятелями посетил несколько площадок, где танцевали и пели, где звенели девичьи голоса и блистали девичьи коленки. Вершиной культурного празднества была площадь перед знаменитым Политехническим институтом, где выступали творцы самодеятельной песни и даже местные рокеры! Нет, правы были мои друзья, такого в то время и в самой Москве не водилось! В Москве первый День города состоялся только в 1987 году, в то недолгое время, когда Московский горком возглавлял все тот же Б.Н.Ельцин. Но это было уже другое время и почти что другая страна.

Дни Города до этого никогда в широком масштабе не праздновали. В советское время городам вообще не рекомендовалось слишком высовываться со своей «особостью». Поэтому новый праздник расценивался как символ новизны, как символ перемен, и – не побоюсь вспомнить эти слова – перестройки и ускорения. В 1986 году его сделали городским праздником в Ленинграде и в Воронеже, в 1987 году – в Новосибирске, Жданове и в Угличе. Далее процесс, как говорил М.С.Горбачев, пошел. Всякий уважающий себя город обзавелся своим местным праздником, Днем города.

Праздник этот чаще всего приурочивали к дню основания населенного пункта. Но иногда российская погода протестовала. Дата основания того же Екатеринбурга – 18 ноября. Холода и серое небо, плачущее то дождем, то снегом, не способствуют гульбищам и ристалищам. Посему в Ебурге (так для краткости нынче называет свой город местная молодежь) День города перенесли на теплый август.

Собственно говоря, Дни города не праздновали не только в советское время, но и в дореволюционное время тоже. На всей территории империи были только два города «с лицами», Москва и Петербург. Все остальное – губернский или уездный город N. Даже такие немалые центры, как Нижний Новгород, Казань, Одесса, Киев, Тифлис и Варшава проходили по этому безликому разряду.

Великая (и невеликая) русская литература тому свидетель. Место жительства героя в Москве или Санкт-Петербурге описывалось весьма подробно и в деталях: в Коломне, на Песках, в Марьиной Роще, на Арбате в Кривоколенном переулке... В провинции же никаких милых сердцу подробностей автор не сообщал. Ну да, есть в Симбирске красивейшее место, Венец, но кто про этот городской район кроме самих симбирцев слыхивал?

За исключением столиц, империи не нужны были уникальные города и населенные пункты. Люди, живущие в этих бесчисленных городах N, должны были чувствовать себя не жителями какого-то города или края, а подданными одного государства. При советской власти общий курс не изменился. Москва была символом всей страны, Ленинград – колыбелью революции, а Урюпинску была судьба попасть в анекдоты именно оттого, что там не слыхивали ни о Марксе, ни о Ленине, ни даже о Сталине.

В 1960-е годы курс маленько изменился. Краеведение стали развивать и поощрять, а любовь к малой родине пестовать. Тогда-то вдруг стало модным, чтобы все города вплоть до районных центров, получили гербы. Причем, как правило, старые, дореволюционные, гербы восстановить осмелились немногие. А у некоторых городов, построенных во время советской власти, таковых и совсем не было.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов стало оживляться не только национальное, но и региональное движение. Это было связано, в частности, с тем, что регионы получили больше экономической и финансовой самостоятельности. В результате начался процесс брендирования регионов. Каждый город и городок обзаводился своим гербом, флагом, музеем, местной историей и местными достопримечательностями. И Днем города тоже.

День города, как и всякое празднество, должен проводиться по грамотному сценарию. Этот сценарий, во-первых, включает в себя создание специальных праздничных пространств. На некоторых улицах и площадях перекрывается движение. Там, где раньше двигались машины, можно, не торопясь, прогуляться.

Во-вторых, организованное праздничное пространство одновременно становится и торговой площадкой. Продавать можно все, но желательно, чтобы на фоне китайского ширпотреба были представлены и местные товары и продукты местного производства. И да, торговую площадку весьма украсят аттракционы и павильоны быстрого питания.

На любой свадьбе должен быть свой генерал. Третьей важной составляющей Дня города должна стать официальная программа. Присутствие местной власти и местной элиты обязательно. Они возглавляют город в реальной жизни, они должны быть и на празднике.

Четвертая составляющая Дня города – праздничный концерт, где непременно должны выступить «звезды» и «звездочки». Своеобразным «разогревом» публики к предстоящему концерту могут быть выступления народных коллективов.

Общая канва праздника должна разнообразиться в соответствии с тем, чем привык себя славить город. Это может быть память о военных победах, или же историческая и экономическая слава города. Есть города – просто готовые символы межнациональной – не скажем дружбы – но долгой успешной совместной жизни. Примером такого города, одновременно и русского, и татарского, является Казань.

К сожалению, до сих пор такие праздники, как День Города, остаются слишком официальными. Организаторы стремятся свести к минимуму всякого рода не предусмотренную самодеятельность. Жители города не являются участниками праздника, а только его зрителями. Хотя главное назначение данного праздника – это как раз проявление местной самодеятельности, которая толкает людей друг к другу, заставляет ощутить себя единым социальным организмом, жителями города, праздник которого празднуется.

Москва празднует 870-летие: завершается десятидневный фестиваль с концертами, экскурсиями, шоу и фейерверками. Москвичи привыкли к масштабным торжествам в честь дня рождения столицы, но с размахом его праздновали не всегда да и отмечать снова начали не так уж давно.

Споры о дне рождения Москвы

Дата, которую следует считать , — до сих пор камень преткновения для историков. Достоверных сведений об основании города не сохранилось: летописные источники и церковные документы, противореча друг другу, называли 880, 1117, 1140, 1147 и 1156 годы.

Николай Карамзин в «Истории государства Российского» принял за точку отсчета 1147-й, под которым Москва впервые упомянута в Ипатьевской летописи: «В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» .

6655 год в современном летоисчислении — 1147-й. Князь Юрий Долгорукий приглашает Святослава на пир, но зачем? «Того же лета (1156-го) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы», рассказывает Тверская летопись . Правда, есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве. Это дает основание считать, что на самом деле крепость заложил Андрей Боголюбский, сын Юрия .

Признавая авторитет Николая Карамзина, большинство ученых придерживались версии, что город основан в 1147 году. Но в какой день отмечать праздник? Карамзин в своем масштабном труде указал не только год, но и дату — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Его версию поддержали историк и журналист Михаил Погодин и писатель Александр Герцен. Оспорил ее профессор Иван Снегирев, который «перенес» дату, сославшись на сдвиги церковного календаря. Его вариант приняли ученик профессора Петр Хавский и молодой археолог и историк Иван Забелин. Впрочем, эти споры ни к чему не привели, и по указу императора Николая I Москва отпраздновала 700-летие… 1 января 1847 года.

Незаметный праздник: первый юбилей

Считается, что впервые о 700-летии Москвы заговорил историк Михаил Погодин, хотя юбилейная дата упоминалась еще в 1831 году. В стихотворении «Ау!» Николай Языков писал:

Я здесь! Да здравствует Москва!

Вот небеса мои родные!

Здесь наша матушка-Россия

Семисотлетняя жива!

Через 10 лет похожие слова прозвучали в послании Каролины Павловой «Графине Е.П. Ростопчиной», в 1842-м о круглой дате упоминалось в стихотворении «Железная дорога» Степана Шевырева . Все они общались с Погодиным, и возможно, из разговоров единомышленников и родились поэтические строки.

Сам историк только в 1846-м опубликовал статью «Семисотлетие Москвы» в журнале «Москвитянин», где предложил длинный список мероприятий юбилея. Большинство из них — подготовка статей и книг об истории города, его достопримечательностях и основных учреждениях. Также в список вошли жития святых, биографии ученых, литераторов, художников и других знаменитых горожан, юмористические описания московских нравов и изображения города на живописных полотнах .

Неизвестно, как предложение отметить юбилей Москвы дошло до Николая I. Москвичка Елизавета Попова в дневниках упоминала, что о важности юбилея Степан Шевырев рассказал министру народного просвещения Сергею Уварову, а тот передал суть императору. Государь якобы ответил: «Празднуйте, как хотите, и делайте, что хотите» . Но исследователи ставят под сомнение этот эпизод: в глазах царской семьи призывы вернуть Москве столичный статус напоминали революционный лозунг. Поэтому император постановил: празднику быть, но… незаметному.

Главным его эпизодом стало «торжественное молебствие» в кафедральном Чудове монастыре . Большинство москвичей и не знали, что в первый день 1847 года отмечается юбилей города: распоряжение генерал-губернатора Москвы князя Алексея Щербатова опубликовали прямо 1 января. Кто стал бы их читать в этот день?

Кроме перезвона, о празднике напоминала только вечерняя иллюминация. Федор Глинка в статье «Семисотлетие Москвы» писал: «Городская часть и длинные линии лавок опоясаны были широкою огненной лентой и по столбам обнизаны огнями. Подножие памятника Минину и Пожарскому было также освещено, а по сторонам его отличались две высокие пирамиды с замечательными надписями. Императорский Московский университет, осыпанный огнями, и многие другие здания привлекали толпы двигавшегося народа, между тем как длинные ряды экипажей тянулись по улицам под розовым заревом освещения. Можно сказать, что Москва встретила 1847 год и свое семисотлетие светло и радушно» . Скорее всего, поэт преувеличил масштабы иллюминации: сильный ветер быстро задувал пламя сальных плошек.

Из дневников горожан ясно, что первый юбилей Москвы отмечали в семейном или дружеском кругу. Славянофил Василий Панов собрал родных и единомышленников на именины, но на встрече звучали и тосты за Москву. Михаил Погодин вспоминал «приятный разговор» за обедом у коллеги-историка Степана Нечаева. Хозяин созвал гостей, чтобы отпраздновать Новый год и 700-летие «нашей матушки Москвы» .

В тот вечер Погодину написал Михаил Дмитриев: «Что узнал теперь народ из этой иллюминации? Ровно ничего… Этим не вспомянули торжества семисотлетия, а заставили забыть его или об нем не думать, сливши его с Новым годом!» В этом письме поэт предложил свою программу: «Всего приличнее было сделать трехдневное торжество, начав его именно 28-го марта, которое приходится в пятницу на Святой неделе, когда и без того бывает гуляние и собрание народа. В первый день пусть было бы торжество церковное и иллюминация; на другой день торжество ученое — в Университете и бал у генерал-губернатора и опять иллюминация; на третий день — торжество народное: и быки жареные на площадях, и фонтаны, а вечером бал в Благородном собрании для дворянства и купечества и иллюминация... Да мало ли что можно бы придумать, а Москва этого стоит!»

Спортивное представление, высотки и улица 800-летия: праздник по-советски

Масштабный праздник ожидал Москву только в честь 800-летия. В 1947 году на заседании правительственного комитета утвердили новую дату проведения торжеств — 7 сентября 1947 года.

Председатель исполкома Моссовета Георгий Попов вспоминал: «Но я внес другое предложение, и оно было принято: праздновать в день 135-летия Бородинского сражения, когда еще тепло, много овощей и фруктов, и обычно в первую неделю сентября бывает хорошая погода. Кроме того, это давало больше времени на подготовку к празднованию — надо было провести большую подготовительную работу» . В послевоенной Москве предстояло заменить фанеру на окнах стеклом и привести в порядок дорожное покрытие на основных магистралях, выкрасить указатели и фонари, осветить все лестничные клетки и подъезды, высадить на бульварах и скверах цветы и установить садовые диваны, оформить вывески и витрины.

Праздновали четыре дня. Центральным местом торжеств стал стадион «Динамо». Впервые вместе с профессиональными спортсменами и гимнастами в выступлениях участвовали артисты искусств и самодеятельные коллективы. Заводские рабочие в ярких костюмах выстраивались в разные фигуры, женщины и мужчины соревновались в беге, толкании ядра, играли в волейбол, дрессированные лошади танцевали вальс, польку, кланялись и делали пируэты. Американский писатель Джон Стейнбек писал в своем «Русском дневнике»: «Здесь прошло и выступление велосипедистов, и гонки мотоциклов, и, наконец, выступление, которое требовало большой подготовки. По дорожке ехала вереница мотоциклов. Впереди сидел мотоциклист, а сзади на каждом мотоцикле стояла девушка в облегающем костюме и держала огромный красный флаг, поэтому, когда мотоциклист разгонялся до полной скорости, большой флаг развевался. Кавалькада проехала по кругу стадиона дважды, и это стало заключительным номером программы» .

В программу праздника вошли и торжественное заседание Моссовета, и закладка всех высоток, которые позже назвали сталинскими, и начало установки памятника Юрию Долгорукому на Советской (ныне Тверской) площади, и салют из 20 залпов. В честь юбилея получили названия улица Восьмисотлетия Москвы и беседка в Нескучном саду. Последняя появилась в 1951 году, но указ о строительстве комплекса Иосиф Сталин подписал в 1947-м.

Опера, фестиваль и спектакль в честь 850-летия

В следующий раз о Дне города вспомнили во второй половине 1980-х. Бюро горкома КПСС в начале 1987 года приняло решение провести праздник, а прошел он 19 сентября. Очередной юбилей — 850 лет — отметили в сентябре 1997-го. На Соборной площади в Кремле собрались звезды мировой оперной сцены, на Красной площади прошли фестиваль «Славянский базар приветствует Москву» и большой концерт, в «Лужниках» — спектакль «Москва на все времена». Праздничные мероприятия проходили в каждом районе столицы.

К юбилею открылись торгово-пешеходный мост «Багратион», который соединил Краснопресненскую набережную с набережной Тараса Шевченко, парк 850-летия Москвы в Марьине, экспозиции первой очереди генеральной реконструкции Московского зоопарка. Гости зоосада смогли увидеть животных, которых здесь давно или никогда не было: пингвинов Гумбольдта, шлемоносных казуаров, белолобых лемуров, восточных колобусов, азиатских львов, южноафриканских жирафов.

Цифра 850 долго украшала колесо обозрения на ВДНХ, построенное ко дню рождения города. До 2012 года оно было крупнейшим в России: его высота составляла 73 метра, диаметр — 70 метров. В 2016-м технически устаревший и небезопасный аттракцион демонтировали. Его место займет самое большое в Европе 140-метровое колесо обозрения.

От фестивалей и фейерверков до МЦК: Москве — 869

На Тверской улице , на площади Революции , на Рождественке . В вейк-парке между площадью Революции и Манежной площадью устраивают катание в свободном формате Jam Session и показывают шоу в честь 870-летия Москвы. В программе парков модные показы столичных дизайнеров, выступления европейских и российских оперных певцов и любимые фильмы о столице.

Праздничные раскрасили небо 9 сентября. В этом году их запустили с музыкальным сопровождением — песнями о столице. 20 тысяч залпов прогремели с 30 точек. Главной площадкой стала Раушская набережная, где небо украсили цифры 870.

Архивные материалы предоставлены Главным архивным управлением Москвы.

Использованные источники

  1. Канторович И.В. Из истории Москвы. — М.: МИРОС, 1997. — С. 5-22.
  2. Дмитриев С.С. Русская общественность и семисотлетие Москвы (1847 г.) // Исторические записки. Т. 36. — М., 1951. — С. 219-251.
  3. Бак Д. Семисотлетие Москвы как историко-культурный текст // Politropon. К 70-летию В.Н. Топорова. — М. : Индрик, 1998. — С. 992-1014.
  4. Погодин М.П. Семисотлетие Москвы // Москвитянин. — 1846. — Ч. 1. — № 1. — С. 287-289.
  5. Бочаров Н.П. К семисотпятидесятилетию Москвы // Русское обозрение. — СПб. : 1896. — С. 353-375.
  6. Москва юбилейная. Так это было. — М. : Мосгорархив и др., 1998. — С. 20-21.
  7. Хавский П.В. Семисотлетие Москвы, 1147-1847, или Указатель источников ея топографии и истории за семь веков. — М. : Университетская типография, 1847. — С. 506-512.
  8. Таранов Е. «Партийный губернатор» Москвы Георгий Попов. М. : Издательство Главархива Москвы, 2004. С. 234.
  9. Киселев А., Горинов М. История Москвы: Столица России и советского государства (1914-1991 гг.). Том IV. М. : АО МДС, 1997. С. 292.