Игры для детей от рождения до года. Развивающие игры для малышей от рождения до года: подробное описание для каждого месяца Игры для детей от 0 1 года


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую - под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
6. Вы также удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение.

Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка - основное условие развития восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 7-10 ДНЕЙ)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И СТАРШЕ)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 1 МЕСЯЦА)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее.

Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 1 МЕСЯЦА И СТАРШЕ)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает.

Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕР РЕБЕНКА

В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: “Где же шарик? Посмотри, вот он где!”

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: “Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?”
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: “абу”, “агу”, “бубу”, “а-а-а”, “о-о”, “га-га” и т.п.
Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: “А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.” Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. “А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? - Снимите платок: - А-а-а, вот где Анютка!” Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.
Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: “Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?” и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их (”Ляля”, “би-би”, “Миша”).
Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: “поцелуй маму”, “дай ручку”, “скажи: до свидания”, “покажи, какой ты большой”. Как, например, развить выполнение просьбы “дай ручку”? Протягиваете руку к ребенку и просите “дай ручку”, одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите “дай ручку”, слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: “Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?” и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: “Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи” и т.д.
Играйте с ребенком в “Теремок”. Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. “Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса”. Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 1 ГОДА ЖИЗНИ

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка. Приведем некоторые примеры.

“Идет коза рогатая”.
Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
“Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю”.

“Пободайте” ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

“Ладушки-ладушки”.
Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки!
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили - Шу-у-у… Полетели!
На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

Игра “Сорока-белобока” хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке. Очень полезен массаж пальчиков.

От рождения до года ребенок проходит огромный путь в своем развитии: из беспомощного крохи он быстро превращается в ловкого и любознательного карапуза, которому наравне с пищей, водой и любовью родителей требуются новые впечатления, эмоции и знания. Если родители будут уделять должное внимание развитию своего малыша, он будет расти более гармоничным, уравновешенным, счастливым. В этой статье мы познакомим вас с развивающими играми для деток, которым еще нет года.

1 месяц

В этом возрасте у крохи активно «настраиваются» органы чувств. Поэтому развивающие занятия должны быть основаны на тактильных ощущениях - единственном понятном пока малышу способе познания мира.

Чаще поглаживайте его, говорите с ним. Четко видеть игрушки малыш пока не может, но его взгляд уже на несколько секунд фокусируется на чем-то определенном: в основном, карапуз пытается рассмотреть лицо мамы. Это пока самое интересное для него занятие. А потому постройте «беседы» на смене мимики, улыбках.


2 месяца

Теперь малыш умеет держать головку, лежа на животе, фокусировать взгляд на яркой игрушке на минутку, он пытается поворачивать головку влево-вправо. Развивающие игры для этого возраста направлены на тренировку зрения - игрушкой поводите медленно перед лицом ребенка на расстоянии 35-40 сантиметров. Это позволит ему научиться следить за предметами.

Погремушкой слегка позвените сначала справа от крохи, потом слева - это будет развивать его слух.




3 месяца

В этом возрасте ребенок начинает эмоционально общаться,. Есть первые попытки гулить, он узнает маму, папу, улыбается. Постройте развивающие занятия на развитии эмоциональной сферы. Декламируйте ему с выражением стихи, при этом старайтесь как можно ярче интонировать голосом.

Кошкина считалка

Раз-два-три-четыре-пять,

Потому она немножко

Прибавляет к мышке кошку.

У нее такой ответ -

Кошка есть, а мышки нет!

Считалка малыша

Раз-два -три-четыре-пять,

Мой малыш пойдет гулять.

Очень скоро мой крошка

Будет топать по дорожке.

Подрастет мой милый друг -

Посчитает все вокруг!

С этого возраста очень полезно прослушивать негромкую приятную музыку по четверти часа, а также обязательно пойте малышу свои песенки, даже если природа не дала идеального музыкального слуха и голоса.




4 месяца

Ребенок в этом возрасте очень любознателен. Он уже умеет хватать предметы и даже пытается тащить их в рот. Постройте развивающие занятие с сыном или дочкой на развитии тактильных ощущений. Давайте ему разные кусочки ткани (шелк, ситец, атлас, вельвет), малыш с удовольствием будет перебирать их, изучая новые для себя ощущения в пальчиках.

На прочную нить или резинку можно нанизать крупные яркие бусины, пуговицы. Эту «гирлянду» следует подвесить в непосредственной близости от крохи, так, чтобы он смог дотянуться и потрогать предметы руками. Многие малыши с энтузиазмом перебирают круглые, плоские и рельефные предметы.




5 месяцев

Малыш очень подвижен, он уже хорошо ворочается с боку на бок, некоторые пытаются сидеть. Движение - это то, что сейчас занимает малыша больше всего. Постройте развивающие игры на несложных физических упражнениях, во время которых вы сможете читать ему уже известные стишки, петь песенки. Например, для этого возраста хорошо подходит игра «Поехали-поехали»:

Мама ложится на диван на спину, сажает ребенка к себе на живот таким образом, чтобы его спинка опиралась на ее согнутые ноги:

Мы пошли -поехали в лесок за орехами!

По кочкам, по тропкам, по маленьким пенечкам!

Вдруг попалась ямка, Коля (Петя, Дима, Оля, Лена и т. д.) в ямку БУХ!

При этом мама слегка разводит ноги, держа малыша за ручки, таким образом у крохи пропадает опора в области спинки. На несколько секунд, не выпуская его рук, можно опустить его вниз, и снова поднять.

Больше разговаривайте с ребенком: сейчас у него активно формируется так называемая внутренняя речь - сказать он пока не может, но уже запоминает, как это должно звучать. Чаще показывайте малышу разные предметы и громко и разборчиво называйте их. Поощряйте лепет, ведь сейчас самое время перейти от гуления к эмоциональному лепету.




От 6 до 12 месяцев

Начиная с полугода заниматься с ребенком желательно каждый день, ведь сейчас стремительно развивается не только его тело, но и головной мозг, самые разные его отделы. А потому существующие развивающие методики подразумевают не только занятия, направленные на развитие отдельных навыков. Предпочтительнее выбирать игры, которые будут представлять собой комбинацию разных познавательных процессов.

Лучшие игры знали еще наши бабушки и прабабушки, современные психологи и детские педагоги дополнили их своими разработками. Получился довольно внушительный список развивающих упражнений и игр, часть которого мы постараемся осветить чуть более подробно:

  • «Прятки». Эта игра развивает эмоциональную сферу ребенка, кратковременную память, реакцию. Через год-другой малыш с удовольствием бегать и прятаться по-настоящему, а пока мама может имитировать процесс исчезновения. Достаточно закрыть лицо руками и сказать: « Где же мой малыш?», а потом открыть ладони, улыбнуться и самой же ответить: «Вот же он!».

Такие нехитрые забавы вызывают у большинства детей сильные положительные эмоции, крохи оживляются, им очень нравится играть в мини-прятки. Месяцев в 8-9 можно показывать ребенку игрушку, а потом прятать ее куда-нибудь рядом, чтобы малыш увидел, куда. А потому вместе ее «искать».


  • «Сорока». Эта игра, известная нам всем с детства, развивает мелкую моторику, координацию движений, воображение и речь малыша. Указательным пальцем одной руки водите по ладони другой круговыми движениями:

Сорока-воровка, кашу варила,

Малышей кормила...

А затем начинайте загибать пальчики на руке, на которой «варилась каша»:

Этому дала, этому дала,

Этому дала и этому дала.

А этому (показываете на мизинчик) - не досталось.

Потом пальчики нужно начать разгибать по одному в обратном порядке:

Ты - воду носил, ты - дрова рубил,

Ты - крупу подавал, ты - ложкой мешал,

А ты, самый маленький, ничем не помогал!

Обычно бывает достаточно несколько раз показать малышу это забавную игру, и он начинает сам повторять за мамой движения.

Если этого не происходит, можно помочь крохе, взял его ручки в свои, и показав, как это делается.




  • «Смелый летчик». Старые-добрые «полетели-полетели» всегда были лучшим способом отвлечь ребенка от капризов и плохого настроения. Но для этой игры лучше всего пригласить папу или дедушку, потому что малыши после 6-7 месяцев весят уже достаточно, чтобы маме было тяжело поднимать их на вытянутых руках над головой. Суть игры довольно проста - ребенка надо поднять горизонтально, подложив под грудку руку, и имитировать звук летящего самолета. Такая игра прекрасно тренирует вестибулярный аппарат ребенка, дает ему возможность посмотреть на окружающий мир с большой для него высоты.
  • «Строим домик» . Если ребенок хорошо сидит и уверенно ползает, нужно рассыпать по полу яркие кубики (без острых углов), лучше пластиковые. Задача ребенка - добраться до кубика, взять его и отдать маме, которая будет строить из собранных чадом элементов домик или башенку. Это не только прекрасная физическая тренировка, но развитие логики, воображения, координации движений. Каждую удачную попытку взять «стройматериалы» следует эмоционально хвалить, тогда малышу процесс будет доставлять настоящее удовольствие.




  • «Ладушки». Одна из лучших игр многих поколений: еще наши прабабушки без советов педагогов и психологов догадались, что хлопки ладошками очень благотворны для развития моторики, слаженности движений, реакции и воображения. Действия просты и доступны малышам 6-8 месяцев - нужно просто хлопать:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

Что вы ели? Кашку, кашку- малашку!

На дорожку бабушка напекла оладушки!

Полетели-полетели, на головку сели!

Мама и малыш поднимают руки и кладут на головы.



  • «Большое и маленькое». Дайте ребенку большую коробку (от микроволновки, от папиной обуви), сложите в нее более мелкие игрушки или предметы и закройте крышкой. Задача малыша - открыть, достать и сложить обратно. Игру можно усложнять по мере вырастания ребенка - прятать один из предметов, чтобы малыш смог понять, чего не хватает в его коробке.

Игра развивает мелкую моторику, логику, мышление, познавательные способности, внимание и память. Главное, чтобы положенные вами мелкие предметы были не такими уж мелкими, чтобы их можно было проглотить. Подойдут - чайная ложка, мандарин, коробочка от кольца, чайное ситечко и т. д.



  • «Кто в домике живет?». Для этой игры вам понадобятся картинки, на которых изображены самые разные животные. Их можно скачать в интернете и распечатать, а можно нарисовать самостоятельно (если вы умеете это делать!). В большой плотный конверт или коробку сложите картинки. Во время игры доставайте их оттуда по одной, громко и разборчиво называйте ребенка называние зверя (тигр, кошка, слон, птица, собака), и показывайте, какие звуки производит это животное (кошка-мяу, тигр -р-р-р-р, слон -топ-топ, собака - гав-гав и др.).

Постепенно малыш сможет узнавать животных и воспроизводить не только их звуки, но и названия самих животных. Такая имитация очень полезна для развития речевых навыков, как внутренней речи, так и голосовой, для внимания, стимулирует познание окружающего мира.

Такое рисование стимулирует мышление, развивает творчество, координацию движений. Заниматься пальчиковым рисованием маленькие дети могут довольно долго и увлеченно.


  • «Формы». Для развития логики и познавательных процессов крохе можно купить специальные развивающие конструкторы, в которых нужно в основание с прорезями разных геометрических форм поместить соответствующие фигуры. Вырезать фигуры можно и своими руками, из цветного картона, а основание для них сделать из белого картона. Малыш сможет понять, что круглое - не умещается в квадратное, а треугольное никак не запихнуть в овальное. Несколько раз покажите малышу формы, называйте их, а затем хвалите каждый раз, когда кроха правильно подбирает фигуру.​

В желании развивать свое чадо мамам следует знать меру. Не стоит предлагать ребенку игры, которые пока сложны для его понимания. Он быстро потеряет к ним интерес. Все занятия должны быть адаптированными для того или иного возраста, и правильно будет учитывать особенности развития именно вашего ребенка. Если малыш в 6-7 месяцев еще не сидит, не стоит проводить игр, которые подразумевают сидение.

Если ребенок немного отстает от среднестатистических норм, не нужно ждать от него невозможного.

Продолжительность занятий следует увеличивать поэтапно, чтобы карапуз не уставал.

Занятия желательно всегда проводить в одно время, довольно скоро малыш будет знать, что предстоит игра, и будет ждать этого с нетерпением.

Для развивающих занятий лучше выбирать время, когда ребенок не устал, не хочет спать, есть, гулять. Оптимально подходит время за час до обеда (обычно это от 11 до 12 часов дня). В вечернее время не стоит играть перед сном, чтобы не перевозбудить малыша. Знакомые стишки можно просто почитать ему во время вечернего массажа и купания.

Будьте терпеливы и последовательны. Чаще хвалите ребенка, даже если у него пока ничего не получается. Ведь развивающие занятия - это еще и отличный способ наладить тесный контакт между ребенком и родителями.


Пример развивающих игр вы узнаете из следующего видео.

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность…

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает. На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки. Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит. Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца

Играть с трехмесячными малышами - сплошное удовольствие! Кроха уже многое понимает и радостно реагирует на внимание близких.

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

Бибабо. Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. У вас получится очень веселый дуэт!

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. При этом можно приговаривать:

На качелях я лечу,
Веселюсь и хохочу!
Раскачаюсь я повыше
И рукой достану крышу…
(Ю. Каспарова)

Игр с малышами очень много! И, конечно, у каждой мамы, папы и их малыша есть свои собственные игры, ими вместе придуманные и любимые. Ведь именно они по-настоящему сближают родителей и детей, учат их любви, заботе, взаимопониманию.

Онлайн игры для детей 1 года, в первую очередь, оценят родители. Самим малышам пока не с чем сравнивать: опыта почти нет, да и кругозор крошечный. К слову, грамотно подобранные онлайн игры за считанные месяцы это исправят. Для мам и пап, заинтересованных во всестороннем развитии детей, они станут неоценимыми помощниками. Предлагаем эксперимент. Ежедневно уделяйте детским онлайн играм для детей 1 года 10-15 минут в день, и уже через пару недель количество слов, которые узнает и понимает ваш малыш, увеличится вдвое. Дети первых лет жизни, как губка, впитывают все, что предлагает окружающий мир. И только от родителей зависит качество доступного им «контента». Так почему бы не взять процесс под свой контроль? Тем более, что поступающую из сети информацию можно дозировать и распределять так, как считаете нужным. Еще один весомый плюс: все игровые материалы на нашем сайте выложены бесплатно. Чтобы получить к ним доступ не нужно ничего кроме соединение с Интернетом.

  • Для детей 1 года

    Сборник дидактических игр для сенсорного развития малышей. Играть в развивающие пазлы-раскраски можно и на мобильных устройствах.

  • Онлайн версия самой популярной детской игры «Пирамидка», в которую советуют играть для развития моторики, мышления, интеллекта все эксперты.

    Развивающая игра, в которой дети будут учиться по форме узнавать предметы. Смотрите на очертания на поле и подбирайте подходящий под них объект.

  • Дидактическая про животных для детей 1-2 года

    В развивающей игре малыши расширят познания о фермерских животных. Укажите, что едят, какие звуки издают животные, покормите зверушек.

  • В этой игре родители смогут познакомить своего малыша с животным миром и потренировать слух. Узнавайте по звуку, какое это животное.

    Развивающая игра для пополнения знаний об окружающем мире. Выберите сначала на картинке вещи, которые тонут в воде, а потом, плавающие на поверхности.

    Добрая раскраска для малышей, на картинке которой изображены фермерские животные. Для раскрашивания достаточно одного клика мышкой.

    Сборник из 6 раскрасок, на которых запечатлены персонажи детского мультфильма «Клео и Сикуин». Оживляйте картинки цветами одним кликом.

    Увлекательная html5 игра по мотивам обучающей программы для детей «Улица Сезам». Выбирайте среди множества пряники заданного цвета.

    Развивающая забава наподобие «Пирамидки». Малышам предстоит выбирать из множества мячиков самый крупный, пока не разберут все.

Раннее развитие ребенка влияет на его способность к общению и обучению в будущем. Какие игры и игрушки выбрать для малыша? На развитие каких навыков следует обращать внимания по мере роста? В этих вопросах поможет разобраться данная статья.

С появлением в семье ребенка перед родителями встает огромное количество вопросов, связанных со здоровьем малыша, правильным уходом и развитием. Интуитивно каждая мама чувствует, что маленький человечек более всего нуждается в любви и постоянном эмоциональном и физическом контакте со взрослыми. Играя, малыш познает мир, учится общению и гармонично развивается.

Какие игрушки выбрать ребенку?

Выбор игрушек для ребенка первого года жизни играет большую роль. С помощью простых предметов малыш получает первые представления об окружающем мире и испытывает положительные эмоции от игры.

  • Простые формы . Для начала предложите ребенку предметы простых форм – кубики, колечки, мячики. Так малыш учиться удерживать в ручках разнообразные вещи
  • Безопасность и экологичность . Игрушки должны быть безопасными и прочными. Будьте готовы к тому, что их будут бросать, пытаться кусать, обсасывать, поэтому обращайте особенное внимание на материал изготовления
  • Яркие цвета . Все игрушки должны иметь четкие формы и яркую окраску. Если это фигурка животного, то она должна быть выполнена с наличием всех присущих этому животному особенностей. Например, если это игрушка — кошка, она должна иметь очертания мордочки, обязательно глаза, лапки, хвост. Игрушки ярких расцветок помогут малышу учиться различать цвета
  • Разнообразие фактур . Выбирайте игрушки, выполненные из разных материалов: дерево, ткань, пластмасса, силикон могут иметь гладкую либо фактурную поверхность. Это важно для развития тактильных ощущений
Развивающие игрушки для детей до года

Как играть, развивая месячного ребенка?

  • Разговаривайте с малышом . Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха
  • Наблюдение . Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см. Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых
  • Мамино лицо . Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.
  • Мамин голос . Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве
  • Массаж . Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует


Массаж и гимнастика грудничков

Как играть с 2 месячным ребенком?

  • Улыбка . Не забывайте показывать малышу проявление эмоций. Каждый раз, склоняясь к кроватке, перед тем как взять на руке улыбнитесь малышу. Спросите: «Как улыбается мама?» «А как улыбается Саша, Маша, Даша…?» уже через некоторое время малыш будет улыбаться в ответ
  • Колокольчик . Двухмесячный малыш может поворачивать головку, лежа на спине. Если повесить недалеко от кроватки колокольчик или погремушку и дать ребенку несколько раз послушать звучание, затем он сам будет поворачивать голову на этот звук
  • Мягкие ладошки . Во время отдыха возьмите разные кусочки тканей (шерстяную, хлопковую, шелковую, пушистый мех) и проводите по ладошкам. Это позволит формироваться чувству осязания
  • Короткие стишки . Сопровождайте свои действия забавными стишками-потешками. Ребенок обращает внимание на повторяющиеся звуки и ритм голоса


Эмоциональное развитие малыша через общение с мамой

Какие игры для 3 месячного ребенка?

  • Занятия на мяче . В возрасте 3-х месяцев ребенок уже умеет лежать на животике достаточно долго. Положите малыша на гимнастический мяч и немного покачайте – это развивает ориентацию в пространстве и вызывает положительные эмоции
  • Возьми игрушку . Предложите ребенку дотянуться до игрушки в положении лежа на животе. Не предлагайте сразу много предметов, положите 2-3 в пределах досягаемости. Если вы увидите, что малыш пытается дотянуться ручкой, подставьте ладони под его стопы. Почувствовав опору, ребенок начтет отталкиваться. Позвольте ребенку хорошо рассмотреть предмет, подержать в ручках и использовать по назначению – погреметь, постучать
  • Слушаем музыку . Включайте для малыша на умеренной громкости разную музыку – классическую музыку, ритмичные мелодии, детские песенки. Старайтесь совершать движения в такт музыке – хлопать в ладоши, качать ребенка. Купите музыкальную игрушку – особенно нравятся деткам карусели и мобили, когда вместе с музыкой появляется возможность следить за вращающимися предметами


Упражнения на гимнастическом мяче для развития координации

Как развивать ребенка в 4 месяца?

  • Поменяемся игрушкой . Вложите ребенку в ручки игрушку, которая ему интересна, следите за правильным захватом предмета – положением большого пальца. Через некоторое время предложите ему поменяться на другую вещь, не забывайте улыбнуться и ласково попросить. Малыш протянет игрушку и возьмет другую. Такое упражнение направлено на развитие мелкой моторики, напряжение и расслабление мышц руки, а также навыков социального поведения
  • Прятки . Игра в прятки с ребенком выглядит следующим образом – мама закрывает лицо руками или платком, можно спрятаться за бортик кровати, а потом появиться с возгласом «Ку-ку». Можно также «спрятать» домашнего питомца или игрушку. Не забывайте сопровождать действия словами и правильной интонацией «Где собачка спряталась?» — «Вот где собачка»
  • Кто там? Когда в комнату входят папа, бабушка, братик или сестренка, обратите на это внимание ребенка. «Кто к нам пришел?» Малыш, находясь в вертикальном положении, может различать людей с расстояния 2-3 метров и эмоционально на них реагировать


Карусели и модули для развития слуха, зрения и внимания ребенка

Как развивать ребенка игрой в 5 месяцев?

  • Давай попрыгаем . В пятимесячном возрасте ребенок любит стоять на ножках, если его придерживают. Держа малыша за ручки, позвольте ему приседать и подпрыгивать, обязательно проговаривайте стишок или потешку
  • Предложите малышу первые книги с крупными, яркими картинками. Показывайте предметы, животных, растения, рассказывайте о том, что он видит. Если на картинке есть люди или какие-то зверюшки, называйте части лица и тела – «Вот это глазки», «Вот это носик», «Вот это ушки». Показывайте одновременно то же самое на личике ребенка – это вызовет интерес и улыбку малыша
  • Развивайте тактильное восприятие ребенка – давайте подержать предметы с различной формой и поверхностью – гладкие и пупырчатые мячики, кубики, мягкие игрушки с различным наполнением – рисовые, шуршащие. Очень крепко пришейте к плотной ткани разные пуговицы, бусины, шнурки и давайте изучать ребенку


Коврик из пуговиц помогает развитию осязания

Как играть с 6 месячным ребенком?

  • К 6-ти месяцам ребенок начинает различать отдельные слова. Когда вы ходите с малышом на руках по квартире, показывайте и называйте предметы . Начинайте с тех, к которым ребенок проявил интерес, затем постепенно расширяйте перечень знакомых слов. Поднесите ребенка к окну, покажите деревья, облака, птиц. Каждое название произносите отдельно и четко
  • Поговорим с мамой . Когда малыш произносит слоги: га, гу, ма, ба и др., повторяйте их за малышом нараспев. Детки сразу реагируют на такое общение – начинают активно гулить, протягивать ручки и улыбаться. Такие игры развивают слух и начальные разговорные функции
  • Ребенку становятся интересны игровые коврики и функциональные игрушки – с кнопочками, звуками, кармашками, отрыванием окошек.
  • С 6-ти месяцев регулярно проводите с ребенком пальчиковую гимнастику . Начинайте с массажа пальчиков и ладошек, затем используйте стишки и потешки. Со временем ребенок сам будет повторять движения пальчиками


Пальчиковая гимнастика для стимуляции развития мелкой моторики

Игры для ребенка 7 месяцев

  • Покажи . Попросите ребенка показать предмет или игрушку, которая находится неподалеку – «Покажи мячик». Сначала сделайте небольшую паузу и покажите сами. Постепенно паузы нужно увеличивать, вскоре малыш сам будет протягивать ручку к названной вещи. По такому же принципу следует тренировать умение ребенка выполнять простые действия
  • Уделяйте внимание развитию мелкой моторики – приготовьте для малыша мешочки, наполненные разными крупами и семенами – рис, гречка, горох, фасоль, семя подсолнуха, которые можно ощупывать, трясти, бросать. Следите, чтобы мешочки были прочными и плотно завязанными
  • Давайте ребенку мягкие книжки или деревянные игрушки в форме книги, которые он может самостоятельно рассматривать, переворачивая страницы. Часто в таких книгах присутствуют вставки из разных материалов, которые приятно ощупывать


Мягкие книжки развивают тактильное и цветовое восприятие

Как играть с 8 месячным ребенком?

  • В возрасте 8-ми месяцев детям нравится складывать и вынимать вещи из коробки . Сложите погремушки, мячики, кубики, небольшие мягкие игрушки, игрушечные овощи и фрукты в короб или корзину и предложите малышу самому поочередно вынимать их. Обязательно называйте вслух предметы: «Желтый мячик», «Зеленая машинка», «Красное яблоко» и т.д. Попросите ребенка достать определенный предмет, обязательно похвалите его работу
  • Точно также заинтересует малыша игра с посудой – складывание кастрюль, ложек, пластиковых стаканов, чашек. Приготовьте для игры разноцветные крышки – от баночек с детским питанием, джема, соков. Складывание и перекладывание таких предметов способно занять ребенка на длительное время, к тому же развивает мелкую моторику
  • Наполните пластиковые бутылочки (объемом 0,3 -0,5 л) разными крупами, камушками, песком, водой так, чтобы оставалось 2/3 пустого пространства. Переворачивая бутылки, ребенок будет наблюдать за перекатывающимися зернышками, бульканьем воды. Это хорошо стимулирует развитие зрения и концентрации внимания
  • Не оставляйте малыша одного во время игр – занимайтесь вместе с ним, разговаривайте, хвалите за успехи. Общение со взрослыми очень важно для формирования социальных навыков и психоэмоционального развития детей


Игры с предметами помогают различать цвета, формы, размеры

Как играть, развивая 9 месячного ребенка?

  • Поиграем в водой . В возрасте 9 месяцев почти все детки уверенно сидят. Обычно купание можно превратить в увлекательную игру. Положите в ванну кораблики, утят, 2 небольших пластиковых чашки. Покажите ребенку, как плавают кораблики, как ныряют утята, переливайте воду из одной чашки в другую
  • Кубики и пирамидки . Сначала стойте башенки из кубиков, хвалите ребенка за его старания, не забывайте называть цвета предметов. Первые простые пирамидки с небольшим набором колец также вполне под силу деткам такого возраста, хорошо развивают способность к сравнению предметов
  • Матрешки, наборы из стаканов , складывающихся один в другой. Покажите малышу, как маленький предмет прячется внутри большого. Начните с 3 элементов, когда ребенок научится их укладывать, постепенно увеличивайте количество предметов
  • Коробка с отверстиями по форме фигур . Такую игрушку можно купить или сделать самостоятельно. Покажите малышу, как фигурка исчезает в коробке, откройте ее вместе, посмотрите, куда спрятались игрушки. Через некоторое время дети учатся сами находить подходящее отверстие, а затем вынимать фигурки


Развивающие игрушки для детей после 6 месяцев

Во что играть с 10 месячным ребенком?

  • Первые пазлы . Чаще всего в продаже можно встретить крупные пазлы из дерева, где нужно просто вставить картинку нужной формы или собрать рисунок из 4-6 частей
  • Можно также купить наборы, с помощью которых можно выбирать и устанавливать одежду и выражение лица изображенному персонажу. Такие игры хорошо развивают зрение, умение сопоставлять размеры и цвета
  • Первые конструкторы из небольшого числа крупных деталей прекрасно развивают пространственное мышление, логику, мелкую моторику
  • Показывайте на мягких игрушках, куклах части лица и тела . Попросите ребенка указать нос, глаза, руки, волосы на игрушке, а затем на маме и на себе. Сначала помогайте малышу, очень быстро он научится делать это самостоятельно


Первые пазлы для развития мышления и логики

Игры для 11 месячного ребенка

  • Формировать способность к ориентации в пространстве позволяет игра в «догонялки ». Если ваш малыш активно ползает, покажите, что вы хотите догнать его. «Кто так быстро ползает?» — «Догоню, догоню!». Вы можете ходить или также встать на четвереньки. Догнав малыша, обнимите и поцелуйте, а затем позвольте снова «убежать»
  • В таком возрасте многие детки делают первые шаги, поэтому важно помочь малышу развивать равновесие и координацию движений. Для этого хорошо подходят игрушки, на которые можно садиться (лошадка-качалка, резиновый ослик, машина). Такие игры должны проводиться только под присмотром взрослых
  • Игрушки-каталки на колесах – машинки, бабочки, гусеницы на палочке, которые на прогулке можно катить перед собой, хорошо развивают понятие движения, опоры, учат ходьбе


Игрушки-каталки помогают малышу при первых шагах

Развивающие игры для годовалых детей

  • Настало время творческих занятий – начните рисовать . Карандаши и краски давать ребенку еще рано, поэтому начать можно с пальчиковых красок, губки, смоченной в акварельной краске (медовой), мелков. Возьмите большой лист бумаги, направляйте ручку малыша, рисуя простые формы, называйте то, что он видит, меняйте цвета. Затем позвольте проявить собственную фантазию
  • Прекрасно развивает мелкую моторику лепка . Приготовьте соленое тесто – оно полностью безопасно, даже если малыш попытается взять его в рот, или купите специальную пластичную массу разных цветов. Лепите вместе шарики, тарелочки, жгутики. Покажите малышу, как раскатывать колбаски, резать их пластмассовым ножичком
  • Выбери цвет . Годовалые дети уже достаточно хорошо различают цвета. Приготовьте игрушки разных цветов и форм, попросите малыша отделить игрушки определенного цвета и сложить их, например, в коробку. Вариантом игры может стать «покажи такой же ». Покажите ребенку синий кубик и попросите найти такой же среди других игрушек. Обязательно хвалите ребенка, подсказывайте, если что-то вызывает затруднение


Рисование и лепка развивают воображение, мышление и мелкую моторику детей
  • Развивающие игры для маленьких детей – это не занятия в школе. Они должны проводиться не по расписанию, а по настроению и желанию малыша. Нельзя заставлять ребенка что-то делать, если это не вызывает его интереса
  • Откажитесь от этого занятия, попробуйте вернуться к нему позже. Обратите внимание на эмоциональный контакт с ребенком. Игра с раздраженной, усталой мамой не принесет радости и желаемого эффекта
  • Улыбайтесь малышу, обнимайте, хвалите, показывайте, как важны для вас его успехи. Даже не понимая речь, дети прекрасно чувствуют настроение мамы и чутко на него реагируют