Меня обзывают в школе. Ребенка обзывают в школе

Впервые с проблемой детской агрессии многие сталкиваются, когда ребята идут в детский сад и начальную школу. Что делать родителям, если ребенка обзывают сверстники, а авторитета воспитателя или учителя не хватает на то, чтобы прекратить это унижение и издевательство?

Истоки проблемы

Из-за чего обычно возникает конфликт? Есть несколько причин:

  • Ребенок, которого дразнят, отличается от других внешне (имеет физический недостаток, одевается не так, как остальные, заикается и т.д.)
  • Он одет беднее, чем большинство детей из его окружения, хуже учится, принадлежит к другой национальности
  • Семья пользуется в социуме плохой репутацией (пьющие родители, скандальная мама и т.д.)
  • Ребенок сам ведет себя неправильно: дразнится, вредничает

К сожалению, есть причины, связанные с недостаточным профессионализмом педагогов. Бывает так, что обидные прозвища исходят от учителей, а дети просто их подхватывают, чувствуя солидарность с взрослым человеком.

Иногда детскую агрессию тоже подогревают педагоги, которым с помощью одного-двух «лидеров» проще управлять детским коллективом.

В любом случае, если у вас появились факты или подозрения на то, что ребенка обзывают , принимайте меры, включайтесь в решение проблемы немедленно, не оставляйте сына или дочь наедине с чужой жестокостью

Как понять, что ребенка травят?

Факты не всегда заметны сразу. Порой ребенок долго терпит и ничего не рассказывает домашним об истинном положении дел. С одной стороны, он боится, что «жалобами» навлечет на себя презрение одноклассников или приятелей, с другой – опасается, что «будет только хуже», потому что обидчики после вмешательства взрослых начнут мстить.

Вы можете заметить, что ребенок стал неохотно собираться в школу, симулирует заболевания («что-то голова болит», «у меня, наверное, температура» и т.д.), отлынивает от внеклассных мероприятий, чаще сидит дома во внеучебное время, замыкается в себе, стал более раздражительным, бурно реагирует даже на спокойные замечания в свой адрес и т.д.

Если конфликт с одноклассниками зашел далеко, то ребенок может приходить домой с ушибами и ссадинами, утверждая, что «упал», прятать в дальний ящик разорванную одежду и т.д. Это уже серьезный сигнал, что дело дошло до рукоприкладства. Нужно бить тревогу.

Что предпринять?

Прежде всего, родители должны понять, что ребенка обзывают не просто так, а по какой-то причине. Ее-то и надо выяснить. Если ребенок скрытничает, то поговорите с его близкими приятелями, учителем, тренером в секции. Наверняка у них есть наблюдения и версии того, что происходит в коллективе.

Если дело в разнице социальных статусов, в школе не умеют работать с детьми из разных слоев общества, то нужно обратить на это внимание классного руководителя, только не в присутствии детей. Без грубости, корректно поясните учителю суть вопроса и спросите, что он намерен предпринять в этой ситуации. Постарайтесь сделать его своим союзником. Порой авторитета педагога хватает на усмирение грубиянов.

Если ребенка обзывают по другой причине: кто-то из неблагополучных детей задет за живое его благосостоянием и так «мстит» за собственную бедность, – тоже следует обратиться к классному руководителю с просьбой повлиять на ситуацию.

К сожалению, в последнее время стали известны случаи, когда от обзывательств и моральных унижений некоторые подростки переходили к активным действиям и избивали детей, делая их калеками. Все это происходило при явном попустительстве со стороны взрослых.

Иногда можно прибегнуть и к запугиванию тех, кто позволяет себе травить ребенка, награждая обидными прозвищами. Мне рассказали о папе мальчика, которого обзывал одноклассник, державший всех детей в страхе перед своей компанией хулиганов.

Увидев, что его сын близок к тому, чтобы начать пропускать уроки из-за постоянных угроз, его отец пришел в школу во время урока и вызвал обидчика за дверь. Привел его в туалет и слегка потряс над унитазом, сказав, что если тот еще раз посмеет открыть свой грязный рот в присутствии его сына или любого другого ребенка из класса, то он лично помоет его в канализации перед всей школой. А если хоть раз его сын придет домой с синяком или ссадиной, полученными от его приятелей, то с унитазом познакомятся и его дружки. Инцидент был исчерпан.

Часто дети, которые пытаются унизить других, трусливы. Как только они понимают, что ребенок находится под защитой, быстро умеряют свой пыл.

Чего не стоит делать?

Психологи не советуют учить ребенка обзываться в ответ, стараясь уязвить обидчиков больнее. Этим он может только доказать свою слабость.

Не советуйте ему жаловаться учителям или собирать собственную компанию для оказания сопротивления. Это только углубит конфликт.

Не принимайте за обзывательства прозвища, которые дети часто придумывают друг другу и которые являются частью подросткового общения.

А вот отдать ребенка в спортивную секцию для повышения самооценки и научить его с юмором реагировать на неумное поведение детей, которые обзываются, полезно.

Многие не понаслышке знают, как нелегко справиться с обидой, обусловленной тем, что кто-то неадекватно себя ведет, говорит грубые слова или насмехается над физическими недостатками или допущенными ошибками. Эта проблема, к сожалению, не редкость даже во взрослом коллективе, не говоря о том, что дети с этим сталкиваются буквально на каждом шагу. Обзывающий другого испытывает удовольствие от того, что рядом кто-то унижен и вытирает слезы, и если в роли обиженного выступаете именно вы, наши советы помогут вам разобраться, как правильно вести себя в подобных ситуациях и избежать повторного унижения.

Неправильная реакция на оскорбления

Как правило, тяжелее всего адекватно отреагировать на обидные слова детям. Школьники отличаются особой чувствительностью. Однако и многие взрослые, оказавшись в подобной ситуации, реагируют следующим образом:

  • защищают себя с помощью силы (это больше относится к представителям мужской половины человечества);
  • оскорбляют в ответ;
  • замыкаются в себе и остро реагируют на проблему, которая часто становится причиной суицида;
  • прилагают максимум усилий для того, чтобы сменить коллектив.

Даже смена коллектива, что для взрослых часто намного сложнее, чем для ребенка, которого всего-навсего переводят в другую школу, часто не дает ожидаемых результатов. Поэтому, чтобы решить проблему, лучше обратиться за помощью к психологу, который даст рекомендации и посоветует, как себя вести.

Опытный психолог гораздо быстрее поможет детально разобраться в проблеме, и первое, что он сделает, — установит реальную причину того, почему человек, обзывающий другого, позволяет себе подобное поведение. Как утверждают психологи, часто настоящая причина того, что вас обзывают, кроется глубоко внутри вас. Это только на первый взгляд кажется, что делающий вам больно насмехается над вашим внешним видом или умственными способностями. На самом деле, проблема того, кто принял на себя роль жертвы, заключается в том, что человек:

  • реагирует на насмешки и критику;
  • плачет;
  • огорчается;
  • угрожает и оскорбляет в ответ.

Любая попытка прекратить издевательства приводит к тому, что делающий вам больно испытывает еще большее удовольствие, наблюдая за вашей реакцией. Ведь для обидчика важен не столько процесс, сколько достигнутый результат, и распознать жертву даже в огромной толпе бывает совсем просто.

Что делать, чтобы тебя не дразнили?

Лучшее, что может сделать человек для того, чтобы его не дразнили, — не отвечать на оскорбление и изменить свое отношение к сложившейся ситуации. Не стоит давать повода обидчикам для того, чтобы они выставляли вас на посмешище. Изменив свое отношение к оскорблениям, можно остановить любые нападки в свою сторону.

Научитесь игнорировать любые замечания и насмешки, перестаньте жаловаться на обидчиков коллегам или друзьям. Конечно, очень неприятно, когда тебя обзывают толстой, но может, стоит заняться собой и сбросить парочку килограммов? А если вам проще оправдываться или требовать извинений от обидчиков, придется запастись терпением и ждать, когда ваши обидчики перенесут свои насмешки на другой объект. Учитывая то, что это время может никогда не наступить, постарайтесь убедить их, что их слова не способны вызвать у вас гнев или обиду, и всякий интерес к продолжению насмешек исчезнет через какой-то период времени. Оставайтесь спокойным, и человек, который не сможет вывести вас из себя, всячески пытаясь это сделать, в течение нескольких дней утратит к вашей персоне всякий интерес.

Любого ребёнка могут дразнить и обзывать в детском саду или школе. Причины для такого агрессивного поведения одноклассников бывают самыми разными: им не нравится рост, какие-то привычки, черты характера, недостатки внешности, и так далее.

Но в любом случае обзывание глубоко травмирует детскую психику, приводит к неуверенности в собственных силах, замкнутости и даже отвращению к детскому коллективу. Дети очень уязвимы — им трудно быть «единоличниками», иметь собственное мнение, уметь отстаивать свои интересы в любой ситуации и при любых обстоятельствах. Рассмотрим подробнее, что делать родителям и как вести себя ребенку, если его по какой-то причине начали обзывать и дразнить в школе, и как помочь ему преодолеть стрессовую ситуацию.

Родители должны оказать всяческую поддержку в такой неприятной ситуации, чтобы она не отразилась на успеваемости и душевном состоянии сына или дочки.

Чего нельзя делать

Психологи советуют не вмешиваться открыто в школьные конфликты. Ведь такое вмешательство только увеличит негатив. Пострадавшего от насмешек одноклассники сочтут за человека, не способного постоять за себя и полностью зависящего от воли родителей. Его авторитет упадёт ещё больше!

Такая ситуация чревата полной изоляцией в кругу сверстников. А обиженный школьник сделает неверный вывод и разуверится как в себе, так и родителях – они не помогли, когда он обратился за помощью, и только ухудшили его положение.

Как помочь

Большинство родителей советует открыто спросить у обидчиков, в чём дело. Обычно это заканчивается дракой или шумным выяснением отношений в классе. К сожалению, не всегда побеждает тот, кто прав. Но сам факт участия в драке иногда ставит ребёнка в выигрышное положение. На него начинают смотреть с другого ракурса, как на человека, не побоявшегося защитить себя.

Злоупотреблять такой тактикой напора не стоит! Потому что подобное разрешение конфликта учит детей, что всего в жизни можно добиваться криками и кулаками. Благовоспитанного члена общества из такого агрессивного малыша не вырастет.

Дома с обиженным человечком должны поговорить в дружественной обстановке и пояснить, что дело не в нём самом, а в недостатках других детей. Несчастными должны быть именно они, так как поступили неправильно и глупо. И самый действенный способ показать, что ты счастлив и всем доволен, это – не обращать внимания на обидчиков и всячески игнорировать их поведение и слова.

Данный способ работает эффективнее других! Но убедить вести себя именно таким образом достаточно сложно. Здесь будут уместны аналогичные истории из жизни родителей, известных людей или звёзд.

Главное, чтобы обиженный школьник смог продемонстрировать, что он уверенная в себе личность самостоятельно, без помощи взрослых (родителей или учителей):

  • не отреагировать на оскорбления;
  • посмеяться над своими недостатками вместе со всеми;
  • сделать вид, что не услышал отдельные слова, и они не доставили ему никакого дискомфорта.

Перевод в другую школу

Вопрос о переводе в другое учебное заведение решается с учётом конкретной ситуации и желания самого ребёнка. Но в любом случае конфликт должен завершиться здесь и сейчас – ребёнок просто обязан выйти из неприятной ситуации.

Если он не пересилит себя, сформируется позиция жертвы и тогда очередной неприятности уже в новой школе не избежать.

Унижение и «бегство с поля боя» никогда не идёт на пользу! Если не пробовать постоять за себя, неуверенность вновь приведёт к очередным обидам и желанию укрыться от них за спиной учителя, мамы или папы.

Перед тем как сын или дочка пойдёт в другую школу необходимо ещё раз проанализировать сложившуюся ситуацию и выяснить её причины. Это позволит в будущем «обойти острые углы». Зачастую помогает смена поведения и не повторение прежних ошибок.

Конечно, люди не меняются за несколько дней. Это сложная ежедневная работа над собой, над отношениями с окружающими людьми. Но такая тактика всегда приводит к желаемому результату. Об этом должны знать все «тихони» и «плаксы».

Родители обязаны объяснять своим детям, что всё в жизни зависит только от них самих, включая отношения с одноклассниками. Люди не роботы, меняться им сложно. Даже взрослый человек с трудом отказывается от старых привычек. Но последовательность и желание сгладить конфликт обязательно увенчиваются успехом.

Поэтому основное «оружие» уверенного в себе и доброжелательного человека – это:

  • и самокритичность;
  • умение понимать недостатки и слабости других людей;
  • в любой ситуации;
  • внимательное отношение к собственному поведению и анализ ошибок.

А уход в себя, неуверенность, боязнь и плаксивость ещё никому не помогли стать коммуникабельным и уважаемым человеком.

Явление нередкое, но все ситуации строго индивидуальны. В первую очередь необходимо установить причину, по которой это происходит. От этого, в частности, будут зависеть последующие действия и меры. Стоит сразу отметить, что роль родителей в данном случае заключается в том, чтобы помочь ребёнку и направить его, но не решать проблему лично, без его участия. Это очень важный момент, т. к. от него зависит, будет ли ребёнок в дальнейшем справляться с жизненными трудностями или привыкнет к мысли, что это не его задача.

Кроме того, прямое вмешательство родителей может не только не решить, но и усугубить текущую ситуацию, а также спровоцировать возможное её повторение. Пускать всё на самотёк, предоставив школьнику самому разбираться со своей проблемой, тоже не стоит. На взгляд взрослого человека, она может показаться несерьёзной, но необходимо помнить, что степень сложности соразмерна возрасту и для ребёнка это, скорее всего, самый острый и болезненный вопрос на текущий момент.

За что такая напасть?

Это первый вопрос, на который необходимо найти ответ. Есть ли хоть какая-то вина ребёнка или родителей в сложившейся ситуации, можно устранить причину насмешек или нет, стоит ли вообще это делать – решать взрослым. Но реализовать решение придётся школьнику. Причины нападок со стороны сверстников можно разделить на несколько видов.

  • Из-за недостатков во внешности: избытка/недостатка веса, высокого или низкого роста, очков, цвета волос, их отсутствия, анатомических дефектов, странностей в одежде и т. д.
  • По причине особенностей поведения. К ним относятся заносчивость, боязливость, склонность к сплетням, жалобам, вранью, излишняя эмоциональность, рассеянность и т. д.
  • Вследствие неудачного выхода из какой-либо ситуации. Ее пример – неприятное событие, возникшее вопреки воле ребёнка, в результате которого он предстал в смешном или невыгодном свете.
  • По причине личного отношения сверстников к ребёнку. Имеется в виду глубокая неприязнь или, напротив, влюблённость, при которых видимая причина насмешек лишь формальность, скрывающая истинный мотив.
  • Из-за третьих лиц. Например, друзей или родственников, которые по какой-то причине вызывают негативную реакцию детей.

Это основные причины, по которым, как правило, дети дразнят друг друга. Их устранение не всегда возможно, иногда даже нежелательно. В любом случае причины не главное в данной ситуации. Гораздо важнее способность ребёнка справиться с ней. Решать проблему необходимо комплексно.

Уверенность в себе – фундамент успеха

Самое главное – это правильный психологический настрой ребёнка. Надо дать ему понять, что это неприятность, с которой можно справиться, а не трагедия всей жизни. Ни в коем случае не демонстрировать свой гнев, страх, неуверенность, боль за ребёнка, желание пойти и «покарать немедленно» всех его мучителей, хотя это и вполне естественная реакция любящих родителей.

Дети очень болезненно воспринимают критику в свой адрес, тем более исходящую от сверстников, в такие моменты они чувствуют неуверенность в себе. Именно её недостаток и требуется восполнить в первую очередь. Ребёнок должен почувствовать, что родители, во-первых, заинтересованы в преодолении возникших неприятностей, относятся к ним серьёзно, но ни секунды не сомневаются, что её удастся решить, и готовы дать конкретные советы.

Вообще, уверенность в себе – ключ ко многим успехам в жизни, поэтому её стоит воспитывать в детях сразу, следя, однако, чтобы она не переросла в излишнюю самоуверенность. Уверенный в себе ребёнок крайне редко подвергается травле, его не воспринимают в качестве жертвы, стараются избегать конфликтов с ним, чтобы самим не превратиться в объект насмешек. Для того чтобы воспитать в нём это качество, достаточно следовать нескольким простым правилам.

Во-первых, никогда не осуждать самого ребёнка, а порицать только негативные его действия и поступки . Избегать выражения «ты плохой», а говорить «ты поступил плохо». Ребёнок подсознательно чувствует, что только у хорошего человека есть выбор, как поступить – хорошо или плохо, у плохого этого выбора нет. Очень опасно повторять ему, что он злой, глупый, некрасивый и т. п. Рано или поздно он поверит и привыкнет к этому, станет вести себя соответственно.

Во-вторых, никогда не забывать хвалить ребёнка за успехи и достижения, выражать своё одобрение, когда он поступает правильно . Полезно также проявлять гордость за достигнутый им результат работы, демонстрировать при случае родственникам и друзьям, например, рисунки, поделки, сообщать об успехах в обучении музыке, о новых прочитанных книгах и т. д. Для ребёнка это признание так же необходимо, как заработная плата для взрослых. Радость родителей – лучшее поощрение для детей.

В-третьих, не следует смеяться над ребёнком . Над его шутками, над забавной ситуацией, вместе – да, но не над ним. Он должен быть уверен, что родители всегда на его стороне. До определённого возраста ребёнок считает отношение отца и матери к происходящему единственным критерием его оценки.

Перечисленные выше правила относятся к проблеме с точки зрения длительной перспективы. Что же касается немедленной реакции на уже сложившуюся ситуацию, при которой школьник подвергся насмешкам других детей, то тут потребуется обстоятельный анализ с приведением логических доводов, способствующих укреплению пошатнувшейся уверенности в себе. Итак, возвращаемся к вопросу о причинах травли.

Устранение причин – стоит ли это делать

Если проблема кроется во внешности, то устранять её не имеет смысла, даже если это возможно. Исключением является, пожалуй, подход к одежде ребёнка. Необходимо объективно оценить его внешний вид, может быть, стоит внести некоторые коррективы с учётом предпочтений детей его возраста. Поинтересоваться у него, что бы он хотел носить сам, понаблюдать, как одеты другие дети, подобрать одежду, в которой ему будет комфортно.

С лишним весом стоит бороться с точки зрения общей пользы для ребёнка, его здоровья, желания ощущать себя красивым. Однако это может занять много времени. При этом желательно внушить ребёнку, что сам по себе лишний вес не является препятствием к достижению успеха, это лишь временное обстоятельство, с которым можно справиться. Уместно при этом привести примеры очень успешных, талантливых людей, для которых это вовсе не проблема.

Сверстнику же, который дразнит ребёнка за лишний вес, можно ответить по принципу «я-то смогу похудеть, а ты сумеешь научиться рисовать, как я?». Лучше удержать школьника от соблазна ответить взаимным оскорблением или насмешкой, это только подольёт масла в огонь. Можно ответить фразой «у всех есть недостатки, просто я слишком хорошо воспитан, чтобы указывать на твои».

Как бы ни было сложно, но ребёнок должен научиться не показывать, что насмешки его уязвляют и ранят , т. к. именно этого и добиваются обидчики. Если они не достигнут результата, скорее всего, оставят свои бесплодные усилия. Например, на фразу «у тебя длинный нос», можно ответить «и что дальше?», выразив при этом удивление, как будто дразнящий совершил что-то неестественное, тут же переключившись на другие дела и разговоры. Если же он будет продолжать дразнить ребёнка, можно, отвлекшись от своих дел, с подчёркнутой озабоченностью спросить: «У тебя всё в порядке? Ты как себя чувствуешь?». Если реагировать на нападки без злобы, с удивлением и равнодушием, обидчик почувствует себя неловко и отстанет.

В случае, когда причиной насмешек стали особенности поведения, необходимо проанализировать всё очень тщательно. Если поведение неправильное, надо это объяснить ребёнку, помочь ему исправить недостаток. Например, сдерживать гнев, слёзы, иные эмоции. При необходимости обратиться за помощью к психологу. Помочь ребёнку избавиться от желания сплетничать, ябедничать, вредничать и т. д., в зависимости от ситуации.

Бывает, что причиной нападок становится, напротив, положительное поведение, например подчёркнутая вежливость, стремление защищать слабых, щедрость и бескорыстность, ассоциирующаяся у некоторых с глупостью. Тут необходимо отстаивать свою правоту, ни в коем случае не уступать обидчикам. Объяснить ребёнку, что такие качества характера – редкость, чтобы воспитать их в себе необходимо иметь силу воли, доброту, принципиальность, мудрость. Следовательно, он обладает такими качествами, надо ценить это. А дразнят, потому что завидуют, что не могут так.

Неприятную ситуацию, в которой ребёнок оказался случайно, став объектом насмешек, лучше забыть. По возможности посмеяться над ней вместе со всеми. На подтрунивания не обращать внимания или отвечать по принципу «и не говорите, сам удивляюсь, как так вышло». Жизнь детей обычно очень насыщенна, и такие обстоятельства скоро забываются, если на них правильно реагировать.

Когда за насмешками скрывается симпатия, всё можно повернуть в положительную сторону. Мальчик или девочка, стараясь скрыть свою заинтересованность, начинают дразнить объект своих пристрастий. Они не могут выразить свои чувства и куда более уязвимы, чем тот, на кого они нападают. Лучше постараться подружиться с ними, оказать какую-то мелкую помощь, спросить совета и т. д. Скорее всего, обидчик превратится в друга или, во всяком случае, у него пропадёт необходимость привлекать к себе внимание таким способом.

Надо при этом объяснить ребёнку по мере сил всю деликатность ситуации. Попросить его проявить великодушие, не задеть и не ранить обидчика, как бы странно для него это ни звучало. Не допускать грубости, ведь, как известно, от любви до ненависти…

Травля ребёнка из-за третьих лиц наиболее болезненна. В первую очередь потому, что его вины тут нет, исправить он ничего не может. Именно это и надо ему объяснить. Сказать также, что от родственников и друзей отрекаться нельзя, даже если они совершили ошибку или кому-то не нравятся. В данном случае выход из ситуации будет зависеть от личных качеств ребёнка, его характера и деликатной помощи взрослых. Можно принять меры по предупреждению подобных негативных явлений, при которых ребёнок подвергается травле, унижениям или игнорированию, становясь изгоем в обществе сверстников.

Способы профилактики нежелательных ситуаций

Самое лучшее и безотказное средство уберечь ребёнка от возможных нападок со стороны сверстников, а также помочь ему социализироваться, обзавестись друзьями и снискать признание окружающих – это сделать его в чём-то успешным. Все без исключения дети имеют способности к чему-либо. Если на первый взгляд кажется, что у него нет интереса ни к чему или отсутствуют таланты, то это вовсе не означает, что так оно и есть.

Существуют специальные техники в практической психологии, позволяющие определить, в какой области расположены интересы ребёнка (и не только), в каком направлении следует приложить усилия, чтобы добиться результата. Если самостоятельно определить эту область затруднительно, стоит обратиться за помощью к психологу, поставив перед ним конкретную задачу. Когда дети добиваются успеха в чём-то, они обретают уверенность в себе, могут находить единомышленников, пользуются уважением окружающих.

Часто родители предпочитают отдавать детей в спортивные секции, обучать единоборствам и т. д. Существует мнение, что это не лучший способ реагирования, если речь идёт о защите ребёнка в коллективе сверстников, т. к. провоцирует его на агрессию и силовой метод решения проблем. Однако это не совсем верно.

Во-первых, проявлять агрессию можно и без специальных навыков в боевых искусствах, а при правильном воспитании такой проблемы не возникнет ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, спорт не только развивает детей физически, но и дисциплинирует их, укрепляет здоровье. Кроме того, если возникнет необходимость защищать себя или кого-то, у ребёнка будет возможность выбирать – применять силу или нет. Наличие выбора всегда плюс, от родителей зависит, будет ли он сделан правильно.

Фото:David Castillo Dominici, FreeDigitalPhotos.net

Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок приходит из школы весь в слезах и жалуется, что в школе его теперь называют не по имени, а по прозвищу. Детские прозвища на самом деле не всегда бывают обидными, они могут означать чего-то или же ничего не значить. Поэтому, не стоит сразу расстраиваться и принимать активные действия, чтобы немедленно наказать обидчика.

Прозвище может быть образовано из имени, фамилии, от внешнего вида и поведения ребенка. Так мальчик Сергей всегда становиться Серым в классе, девочка Соловьева - Соловьем. Такие прозвища могут быть не обидными для ребенка, потому что так обычно всех называют в школе, он не один в этом случае. Ребенок переживает тогда, когда его прозвище обидное и только его одного так называют одноклассники. Например, если мальчиков с именем Михаил все называют Мишкой, а только одного Мишак или Ишак.

Богатую почву для прозвищ дает телосложение, рост, мимика, одежда и здоровье . Если ребенок упитанный, то не стоит удивляться тому, что в школе он получил прозвище "Толстяк". Ребенка носящего очки обязательно обзовут "Очкариком". Эти прозвища, конечно же, обидно для ребенка, но в том, что так обзывают его, виноваты в этих случаях сами родители.

Прежде чем задуматься над тем, как же заставить обидчиков уважать вашего ребенка и не обзывать его, подумайте о том, что обидное прозвище никогда не возникает на пустом месте. Если ребенок имеет лишний вес, надо принять меры чтобы помочь ему похудеть. Нельзя давать ребенку имена, не обдумывая над тем, как могут обзывать его сверстники. Лучше назвать ребенка сложным именем, чем коротким, но вызывающим насмешку. Например, вместо того, чтобы дать ребенку имя Эдик, назовите его Эдуардом и сами старайтесь к нему обращаться по этому имени.

Всем известно, что дети дразнят Эдика Педиком . Такое прозвище может испортить ребенку всю жизнь. Если фамилия ребенка располагает к тому, что хочется над ним посмеяться, то стоит подумать о смене фамилии. Имена и фамилии ребенка не должны стать причиной развития у ребенка закомплексованности, ведь выбирают их своим детям родители.

Дети очень болезненно реагируют на обидные прозвища и ищут поддержки у родителей. Советовать ребенку: не отзываться на прозвище, правильно не во всех случаях. Так можно поступить ребенку, который уверен в себе, не страдает заниженной самооценкой и имеет друзей в школе. Если же ребенок не очень активный и не имеет железного характера, то ребенку бороться с обидчиками одному бывает очень трудно. В этом случае отвечать на прозвище безразличием бесполезно, чем дальше он будет игнорировать, тем больше будут его дразнить. Чтобы избежать этого, начните работу над повышением самооценки у ребенка. Чаще хвалите его, помогите ему принять и полюбить себя.

Пусть он знает, что если называют "очкариком ", то это не повод для обиды, ведь очки носят многие известные люди. Например, "очкариком" обзывали в школе и Белл Гейтса, но он стал самым успешным человеком в мире. Приведите примеры из жизни других знаменитостей и объясните, что избежать прозвища в детстве удается единицам, просто надо спокойно реагировать на них. Задача родителей - убедить ребенка в том, что он красив и может нравиться даже в том внешнем виде, какой у него есть. Например, если у него рыжие волосы убедить, что они золотые, а если слишком длинный нос, говорить ему, что у него римский профиль лица.


Еще в садике научите ребенка дать отпор обидчику, оставив за собой последнее слово и тем самым защитить себя от прозвища. Дети дошкольного возраста должны знать рифмованные фразы, которые надо крикнуть в ответ обидчику. Например, "кто обзывается, тот сам и называется", "длинных людей не бывает, длинным бывает только язык", "обзываешь меня - переводишь на себя", " а я и не знал, что тебя так зовут, рад с тобой познакомиться" и т.д. Одно дело, когда ребенок едва слышно мямлит про себя "сам такой", другое - когда уверенно отвечает: "шел голодный крокодил, твое слово проглотил".

Закомплексованность детей, которых постоянно обзывают в школе, может стать причиной того, что он замыкается в себе, начинает плохо учиться и в глубине души возненавидит родителей за то, что они не принимают его проблемы всерьез. Поэтому оставлять без внимания жалобы такого ребенка на то, что его обзывают в школе, не следует. Сначала настройте ребенка положительно.

Расспросите его о том, как дразнят других детей , расскажите ему, как вас самих дразнили в школе, и как вам удалось победить обиду на сверстников. Во многих школах лидером в классе становится тот, кто имеет хулиганистый характер и плохо учится. Ему стараются подражать другие дети, а того, кто не желает стать таким же плохим как остальные, начинают обзывать, чтобы заставить его подчиниться лидеру. В таких случаях часто ситуация доходит до драк, где ребенок может получить даже травму. Бездействие родителей отрицательно может сказаться не только на психическом, но и на физическом развитии ребенка.

Вмешиваться в ситуацию надо с учетом обстоятельств . Сначала придите в школу, поговорите с учительницей и с директором школы. Если классный руководитель не может справиться с проблемой самостоятельно, то сами поговорите с обидчиком вашего ребенка или сходите к его родителям. Если ребенок хорошо учится и отличается от своих сверстников примерным поведением, надо подумать о переводе его в другую школу, где уровень знаний остальных детей также высок.

Попав в среду, где все дети будут такими же, как он, его перестанут обзывать и он вырастит в спокойной обстановке. Если же ребенок сам ведет себя нелепо и то, что его дразнят, связано с проблемами его характера, то перевод в другую школу тоже не выход. В новой школе его также начнут обзывать уже новые одноклассники. В этом случае надо заняться перевоспитанием самого ребенка и помочь ему справиться с проблемами в общении с другими детьми.