Почему ребенок боится темноты и что делать. Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты? Как научить ребенка не бояться темноты

Многие дети боятся темноты. По статистике, фобия развивается у 89% детского населения в возрасте от 3 до 10 лет. Страх темноты у детей заложен на подсознательном уровне и обуславливается инстинктом самосохранения. Он может проявляться и в зрелом возрасте. У древних людей безопасность ассоциировалась со светом, а в темноте люди видели прямую угрозу жизни. Нужно помочь малышу справиться со страхом, иначе в дальнейшем фобия может повлечь за собой серьезные психические расстройства.

Источники

Если ваш ребенок боится темноты, для начала нужно разобраться, что послужило толчком к появлению страха. К распространенным причинам возникновения испуга в возрасте от года до 8 лет относят:

  • влияние взрослых;
  • воображение;
  • отрицательный опыт;
  • генетику.

По утверждению психотерапевтов, новорожденные дети не боятся темноты. Со временем младенец привыкает к свету, начинает различать контуры, очертания и предметы. В итоге, когда свет выключается, его сознание не может соотнести светлую комнату с темной, ему кажется, что это совершенно другое место, не знакомое ему. Еще одной причиной является страх перед мертвым пространством, т. е. тем, которое невозможно осмотреть. Так, зона над шкафом или другим высоким предметом мебели является недосягаемой для детского взгляда, поэтому подсознание идентифицирует его как потенциальную опасность.

Влияние взрослых

Важно понимать, что любое слово взрослого человека малышом воспринимается за чистую монету. Многие родители не понимают, почему ребенок стал бояться темноты. Просмотр любых телепередач, фильмов об убийствах, новостей не способствует нормальному засыпанию. Даже если малыш занят своими делами, на слух он все равно воспринимает слова о происшествиях, и сознание, словно губка, впитывает эту информацию и преобразует ее в фобическое расстройство.

Сюда же относят и конфликтные ситуации между членами семьи. Когда ребенок видит, как родители ссорятся, он начинает ощущать себя ненужным, а иногда и виноватым в происходящем. Если вовремя не объяснить малышу, что причин для беспокойства нет и не скорректировать свое поведение, у него может развиться боязнь темноты.

Некоторые родители наказывают детей, закрывая в темных комнатах. Такие действия губительно отражаются на детской психике и приводят к появлению патологического страха.

Не стоит пугать детей рассказами о нереальных существах (злых сказочных персонажах), которые приходят ночью. Это относится не только к родителям, но и воспитателям в детсадах. Следует тщательно отбирать мультфильмы, допустимые к просмотру. Многие мультипликационные персонажи выглядят свирепо, хулиганят, шалят. Далеко не один родитель столкнулся с ситуацией, когда после просмотра мультфильма «Маша и медведь», «Полли Робокар» дети начинают вести себя агрессивно, истерят без причины. Многие мультфильмы возбуждают детскую психику. Он не может уснуть, т. к. перед сном последнее, что запоминает организм малыша – ярость, обиду. Эти эмоции в подсознании трансформируются в некоего монстра, приходящего во сне.

Воображение

С точки зрения психологии, фобия темного пространства у детей развивается благодаря богатой фантазии. Каждый малыш живет в своем вымышленном мире, где все предметы могут оживать. Каждый шорох в темноте кажется пугающим, малыш все время прислушивается и наблюдает, вглядываясь в темноту. Плохой сон провоцирует разлад психики, дети становятся неуправляемыми, капризными, плаксивыми, начинают часто болеть.

Причины в зависимости от возраста

Побороть страх темноты у ребенка не так просто, причины возникновения фобии для каждой возрастной категории будут отличаться. Психологами была составлена классификация провоцирующих факторов для разных возрастных групп.

  1. 3-4 года – малыш поступает в детский сад. Познает мир, начинает осознавать себя в обществе, встречается с новыми людьми. Взрослые чаще всего не стараются вникать в его проблемы, не объясняют, как избежать конфликтов и правильно себя вести. В этот период большинство родителей переводят малыша в отдельную комнату дома, и он начинает ощущать себя брошенным, ненужным.
  2. 5-6 лет – дети боятся неизвестности. В темной комнате невозможно определить очертания предметов, а бурное воображение рисует в подсознании различные картины.
  3. 7-8 лет – поступление в школу, увеличение мозговой нагрузки. У ребенка появляются новые обязанности. Большое значение имеют социальные страхи (боязнь опоздать на занятия, потерять родителей, столкнуться со смертью). В 7 лет страх перед темной комнатой возвращается или появляется впервые. По статистике, к 8 годам он полностью проходит, если не усугубляется другими стрессорами.
  4. 9-10 лет – дети начинают смотреть фильмы ужасов, общаться в соцсетях. Этот возраст самый опасный, потому как дети стараются показать друг другу, насколько они бесстрашны. Этим часто пользуются преступники. Ярким примером такой игры на особенностях детской психики является группа «Синий кит», которая провоцирует детей на самоубийства.

Генетика

Одной из причин появления различных фобических расстройств является генетическая предрасположенность. Учеными уже давно доказана связь между мутацией генов и страхами. Многие боязни являются фиксированными. Если беременная женщина попала в неприятную ситуацию в темноте (напал грабитель, упала) и сильно испугалась, нервная система малыша кодирует темноту как источник опасности.

Если у родителей в детстве были проблемы с восприятием зеркала и темноты, то не исключено, что их малыш также будет бояться. В этом нет ничего плохого, постарайтесь победить страх вместе, расскажите, как сами справились с ним.

Симптомы

Многие малыши боятся засыпать в темноте. Важно уметь различать нормальный страх и фобию. Если малыш чувствует себя нормально при включенном ночнике, не устраивает истерики, когда родители выходят из его комнаты, и его самочувствие в норме – нет причин для беспокойства, страх вскоре сам пройдет, только не пытайтесь вылечить ребенка тьмой от страха, заставляя подавить его.

При наличии фобического расстройства наблюдаются такие симптомы:

  • тремор подбородка или пальцев рук;
  • страх оставаться в комнате одному;
  • страх ходить по улице, когда начинает смеркаться;
  • паника при виде темного помещения, неизвестного места;
  • тахикардия;
  • одышка;
  • истерика;
  • снижение сопротивляемости организма вирусам;
  • нарушения речи, задержка психомоторного развития.

Методы лечения

Если дети боятся спать в темноте, не стоит игнорировать проблему, но и слишком сильно акцентировать на ней внимание нельзя. Первым делом нужно поговорить с малышом и попробовать выяснить, чего он так сильно боится. Постарайтесь заменить просмотр мультиков перед сном доброй сказкой или длительной прогулкой на свежем воздухе. Не стоит забывать, что бурные эмоции провоцируют появление тяжелых сновидений. Не стоит кормить малыша прямо перед сном. Лучше всего сделать это за час до.

Принятие успокаивающих ванн способствует крепкому сну. В ванну можно добавить любимую пену малыша с приятным запахом, морскую соль или успокаивающее ароматическое масло (чайное дерево, лаванда, мята).

Коррекция страха

Если ребенок боится темноты, психологи советуют заняться коррекцией восприятия. По сути, любая фобия развивается из-за извращенного, неправильного отношения к действительности. Обесцвечивание страхов помогает понять, что в темноте ничего такого страшного нет. Обойдите с ребенком все комнаты, загляните в каждый угол, на балкон, в шкаф, под кровати. В комнате включите ночник заранее, а не прямо перед сном. Выключать свет во время детского сна не рекомендуется, иначе, проснувшись в темноте, малыш может впасть в состояние паники.

Поиграйте в прятки. Это поможет лучше узнать свою квартиру и перестать бояться. Спрячьте игрушки по разным комнатам. Дайте ребенку задание найти, как можно большее количество игрушек, поощряя находку в темном помещении больше, чем в светлом. Играть можно вдвоем или целой компанией детей: когда к вам пришли гости. Прятки можно следующим образом адаптировать под способ избавления от страха темноты. Назовем эту игру «Охотник». Ребенок будет зверем, которого ищут. Ему нужно спрятаться в норке, чтобы охотник не смог достать. Так как норка темная, следует соорудить ее из стула, накрытого скатертью или стола. Смысл игры в том, чтобы зверек просидел в норке как можно дольше, пока охотник шныряет по комнате, а затем перепрятался в другое место.

Такие приемы помогают сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты в возрасте до 5 лет. С детьми постарше лучше сходить предварительно на консультацию к психологу.

Психокоррекционная работа с детьми старшего возраста

Боязнь перед темнотой у детей может появиться в возрасте 7, 8, 9 и 10 лет. Раньше такой проблемы не было. Этот симптом является серьезной причиной для посещения специалиста, особенно если чадо заявляет: «Боюсь зеркал». И не хочет к ним подходить. 7-летний возраст для ребенка является очередным переломным моментом, когда он учится воспринимать себя как взрослую личность, у которой есть свои особенности, чувства и мнение.

Страх перед зеркалами чаще всего спровоцирован неуверенностью в себе, недовольством своей внешностью или мифическими домыслами. Научить ребенка не бояться в таком возрасте поможет психолог. Иногда целесообразно использование медикаментов. Обычно достаточно легких седативных препаратов и витаминов для снижения перегрузки головного мозга и купирования неприятных симптомов.

Советы психолога, которые помогут ребенку преодолеть страх темноты:

  • выясните причину;
  • поработайте над коррекцией страха вместе с ребенком;
  • пересмотрите свое поведение в семейном кругу, узнайте, как у ребенка обстоят дела с общением в школе;
  • усильте физическую нагрузку, записав на дополнительные секции;
  • найдите для ребенка занятие по душе, в котором он сможет отразить свои страхи: рисование, лепка, аппликации;
  • для школьников отличной профилактикой является графический тест: в сочинении ребенок должен описать свой страх, далее следует разобрать с ним, чего он боится и донести до него, что монстр – это не более, чем слова.

Заключительная часть

Если у ребенка появился страх, не стоит игнорировать испуг. Никтофобия может перерасти в шизофрению. Первым делом разберитесь с причинами возникновения страха. В зависимости от степени его проявления, вы можете скорректировать поведение самостоятельно или же воспользоваться помощью психиатра, невролога.

Данные опросов родителей показывают, что 80% детей возраста с 3 до 10 лет испытывают страх при необходимости зайти в темное помещение. Около десяти процентов людей сохраняют боязнь темноты на всю жизнь. Взрослым здравомыслящим людям бывает очень непросто принять такую особенность своих отпрысков – они искренне считают, что нужно просто объяснить малышу, что в комнате нет ничего страшного, и ребенок должен это понять. Однако дети не торопятся довериться логичным доводам и осмелеть. Почему ребенок боится темноты, что делать, чтобы избавить его от этого страха, какие методы неприемлемы – об этом пойдет речь в данной статье.

Для борьбы с любым нежелательным явлением необходимо, прежде всего, знать его природу. Только поняв, почему дети боятся темноты, можно помочь им преодолеть свой страх. Существует два основных подхода к объяснению подоплеки этого явления:

  1. Сторонники первой теории утверждают, что страхи – это генетическая программа, связанная с инстинктами. Врожденное избегание темноты дано человеческому существу с целью сохранения жизни.
  2. Оппоненты данной гипотезы утверждают, что новорожденные дети не имеют страхов – они начинают бояться по мере взросления и приобретения опыта. Психиатрические исследования доказывают, что страх в подавляющем большинстве случаев – последствие травмирующей психику ситуации, а его функция – защита организма от потенциальной опасности.

Остановимся подробнее на втором подходе. В основе страха темноты чаще всего лежат необдуманные действия и слова взрослых. Поскольку детская психика находится на стадии формирования, окружающая действительность воспринимается искаженно. То, что родителям кажется глупым или смешным, может серьезно травмировать дитя – критическое мышление, помогающее отделить зерна от плевел, начинает развиваться только в старшем дошкольном возрасте.

Фундамент большинства страхов составляет неизвестность – если ребенок боится темноты, значит, он предполагает, что в этой темноте может скрываться что-то страшное, опасное. Это «что-то» в детском воображении обретает неведомые формы, размеры, ужасный голос, острые зубы, когти и прочие атрибуты чудовищ и злодеев, которые могут вызвать настоящую панику.

Что может спровоцировать стойкую боязнь темных пространств?

  • Запугивания родителями, бабушками-дедушками, воспитателями и даже посторонними людьми на улице, причем сюда относятся страшилки на любую тему. Взрослые, пытаясь добиться послушания, идут на угрозы и обман: позову бабайку, отведу тебя жить в зоопарк, отдам злому дядьке, придет полицейский и накажет тебя – вариантов великое множество.

Если вы хотите внушить ребёнку опасность или неприемлемость его поведения, говорите о реальных последствиях. Неправильно: «Если не почистишь зубы, отдам тебя злому Мойдодыру». Правильно: «Если не чистить зубы, они зарастут микробами и могут сильно разболеться».

  • Неконтролируемый информационный поток – родители смотрят при детях фильмы, в которых есть страшные сцены или новости, освещающие убийства, нападения, катастрофы. Порой телевизор работает дома «вхолостую», для фона, и никто не следит за тем, что происходит на экране. Оказавшийся рядом малыш может не испытать осознаваемого ужаса при просмотре, но подсознание крепко запечатлит этот момент.
  • Конфликтные ситуации с друзьями, другими детьми.
  • Постоянные запреты.
  • Проблемы со здоровьем, переутомленность, неправильное питание, нарушения сна.
  • Нездоровая обстановка в семье. Дети отлично считывают стрессовые ситуации, противоборства (даже тщательно скрываемые), возникающие между мамой и папой, реагируя на конфликты доступными им способами: болезнями, истериками «на пустом месте», фобиями.
  • Необходимость засыпать в одиночестве. Когда мама оставляет малыша в кроватке, выключает свет и уходит, маленький ребенок испытывает одиночество. Когда ребенок боится спать один, его на самом деле больше пугает время перед засыпанием. Малыш может привыкнуть к такому способу отхода ко сну, но его нервная система обязательно компенсирует этот стресс – например, возникновением боязни темноты.

Психологические исследования природы детских страхов показали несколько интересных зависимостей: боязнь темных помещений чаще развиваются у детей, не имеющих братьев и сестер, а также у «позднорожденных» детишек. Специалисты связывают этот феномен с гиперопекой, имеющей место в обоих случаях. Чрезмерная забота, в свою очередь, становится причиной повышения общего уровня тревожности и нервозности, который приводит к возникновению фобий.

Что может усугубить ситуацию

Самый важный фактор борьбы со страхом – реакция родителей на то, что ребенок боится темноты – что делать нельзя, дабы не спровоцировать уверенности: действительно в темноте живет кто-то страшный, появления комплексов и чувства вины:


Фраза ребенка: «Я боюсь», — это прежде всего обращение за помощью, доверие родителям самого сокровенного. Отмахнуться от малыша – значит, спровоцировать возможные проблемы в будущем, ведь непроработанные детские страхи выливаются в устойчивые фобии во взрослой жизни, психозы, депрессии, комплексы. Не нужно недооценивать чувства и эмоции испуганного человечка: подумайте о причинах и научите, как побороть страх темноты, освободиться от страшных видений, поверить, что ничего страшно не случится.

Помогите ребенку победить страх

Необузданная фантазия, интенсивное скачкообразное развитие психики и насыщенная жизнь могут стать причинами страхов уже с двух лет. На протяжении третьего года жизни детишки часто просыпаются ночью в слезах, с криками, но не умеют связно объяснить, что их беспокоит. Одной из причин таких кошмаров может быть сформировавшийся страх неосвещенных помещений. Как пережить такие ночные истерики, что делать, если ребенок – боится спать один? – многие родители выбирают путь наименьшего сопротивления и кладут кроху с собой. Со временем малыш становится более самостоятельным, взрослым, автономным, и с удовольствием уходит спать в свою кроватку.

Дети 3-4 лет идут в садик, переселяются в свою «взрослую» кровать или даже комнату, много смотрят мультики. Одним словом, происходит довольно революционное отделение от мамы. Придумайте ритуал отхода ко сну, с поцелуями и «обнимашками», дайте малышу плюшевую игрушку-спюшку, чтобы он может положил ее рядом на всю ночь, расскажите, что это самый смелый ночной друг и защитник всех малышей. Дверь в комнату малыша можно оставлять приоткрытой, оставить включенным маленький детский ночничок.

Уделите внимание оформлению детской комнаты. Внесите больше светлых, неброских красок, можно сделать на потолке звездное небо. Повесьте красивые шторы, кроватку выбирайте вместе с ребенком по его вкусу. Можно воплотить в детской дизайн пиратского корабля, волшебного замка или джунглей. Комната, выполненная в игривом, легком стиле, станет уютной, родной и безопасной для малыша.

5-6 летки обладают развитым воображением, они способны увидеть в темной комнате настоящих чудовищ, способных вызвать панику и категорический отказ заходить внутрь. Расспросите отпрыска, чего конкретно он боится. Включите большой свет, загляните во все углы, проверьте шкаф, кровать, тумбочки, выгляните в окно. Расскажите, что вы, родители, всегда рядом и охраняете сон своих детей. Расскажите, что вам в детстве тоже было очень страшно, вы долго учились не бояться темноты, и у вас получилось.

Дети 7-8 лет – первоклашки, оказавшиеся в совершенно новых жизненных условиях. Появляются обязанности, ритм жизни меняется, ребенок неизменно оказывается в стрессовом состоянии. С поступлением в школу страхи могут обостриться, но к восьми годам обычно дети приходят в свое нормальное состояние, фобии уходят. В этом возрасте важно уделять ребенку больше времени и внимания, слушать, разговаривать, спрашивать.

Проводите время на природе, занимайтесь спортом, делайте утреннюю зарядку – этими простыми действиями вы дадите школьнику чувство уверенности в себе, доверия к вам, поддержите общее эмоциональное состояние. Используйте метод переноса страшного образа на лист бумаги, который позволяет выплеснуть эмоции, визуализировать свои страшные фантазии, тем самым снизив их потенциальную опасность. Предложите отпрыску нарисовать свой страх, добавьте к изображению какую-нибудь забавную нелепую деталь. Потом рисунок можно разорвать, таким действием символизируя освобождение от опасений.

В 9-10 лет дети ведут полноценную школьную жизнь, имеют широкий круг общения. Многие ребята играют в компьютерные игры, смотрят фильмы и обсуждают их, рассказывают друг другу страшные истории. Несмотря на то, что в этом возрасте дети хорошо понимают, где вымысел, а где правда, большое количество просматриваемых передач и фильмов могут сильно будоражить психику. Страхи также вызываются конфликтами в школе или дома. Поговорите с ребенком, предложите помощь. Попросите школьника написать рассказ о своем страхе, описать то, что его пугает, а потом обсудите написанное. Если есть такая возможность, заведите домашнее животное, и пусть кот или собака спит в детской комнате.

Лучше всех знают, как перестать бояться темноты, сами дети – они делают это спонтанно каждый день, в играх. Игротерапия – один из самых действенных способов избавиться от страхов. Прятки с игрушками, другими детьми, родителями. Ищите новые места для укрытий, в том числе неосвещенные. Играйте в разведчиков – ребенка назначьте храбрым шпионом, который выполняет сверхсекретное задание, проникает во вражеский штаб, добывает информацию, а потом получает награду от генералиссимуса.

Совет, подходящий для всех возрастов, — окружить ребенка заботой, любовью и вниманием. Подбадривайте, когда у него получается победить свои тревоги, сделать что-то, чего он раньше не умел. Цените самостоятельные, смелые поступки, желание помочь, научиться, узнать. Эмоциональный фон стабилизируется, к чаду вернется спокойствие, и страх отступит.

Когда бить тревогу

При грамотных действиях родителей, их спокойном последовательном поведении детские страхи изживают себя самостоятельно. Однако бывают ситуации, когда обращение к специалисту – психологу или психотерапевту – является оправданным и даже необходимым.

  • Если 10-летний ребенок все еще сильно боится оставаться и спать в комнате без света. Такие взрослые дети в норме четко отличают вымысел от реальности и перестают воображать монстров под кроватью. Если этого не произошло, возможно ребенку требуется профессиональная помощь.
  • Сын или дочь регулярно просыпается ночью в истерике, с громким криком, говорит о смерти.
  • Страх вызывает панические атаки – удушье, жар, головокружение, тошноту и онемение конечностей.
  • Внезапное появление боязни темноты у большого ребенка – младшего школьника. Скорее всего, это говорит о наличии стрессовой ситуации дома или в школе.
  • Обратиться к психологу стоит в том случае, когда вы чувствуете и видите, что сами не справляетесь, теряете самообладание, считаете, что страх отпрыска переходит все границы, и вы не находите способов, как перестать бояться темноты и возобновить спокойную жизнь.

Страх считается чем-то негативным, лишним, неуместным, чему не место в жизни счастливого человека и тем более ребенка. На самом деле это всего лишь одна из множества эмоций – полностью избежать ее невозможно, а попытки агрессивно с ней бороться заканчиваются ее усилением и возникновением других психологических проблем. Признание нормальности страха, позволение себе и своим детям иногда бояться порой являются той единственно верной тактикой, которая позволяет обрести чувство безопасности, комфорта и умиротворения.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

​Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма - некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.

Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего "я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п.

Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).

Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные .

Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..

Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.

Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте - уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.

По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.

Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: "Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?", "Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?", "Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?", "Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?", "Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?", "Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?" и т. д.

Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности.

Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми, без исключения, людьми.

Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя при необходимости и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.

По данным статистического (корреляционного) анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего, в области межличностных (социальных) отношений. Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения.

Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым.

Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение. Это подтверждают и данные опроса в классе. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.

Как мы видим, страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.

Следовательно, подростковая проблема "быть собой среди других" выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего "я" и уходом от реальной действительности.

В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.

Физиологически навязчивость - это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т. д. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.

Навязчивые страхи - это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.

Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время. Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.

Скажем, испытанный однажды страх при ответе у доски, растерянность, замешательство могут непроизвольно запечатлеваться в эмоциональной долговременной памяти (а она всегда выражена у тех, кто предрасположен к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных вызовах к доске. Разовьется тогда и волнение в ожидании очередной неудачи, даже просто от представления о ее возможности. Итогом будут скованность, напряжение, сбивчивая, невнятная речь, потеря хода мысли и получение не той оценки.

Подобным образом идет непроизвольное саморазвитие страха, воспринимаемого как чуждое, не подчиняющееся воле образование. Все большее переживание своей неполноценности, снижение активности, отказы от какого-либо риска, неестественная возбудимость в ожидании и торможение при ответах и есть типичная картина невроза навязчивых состояний, в виде страхов, или невроза ожидания, как говорили раньше.

Характерно и развитие в подобных случаях невротического заикания с неизбежными письменными ответами, прекращением вызовов к доске и ответов с места вообще. Нужно ли говорить, что это только способствует фиксации заикания, развитию пораженческих настроений и инвалидизации психики подростка.

По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.

В обоих случаях речь идет о фобиях - навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.

Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки. Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством "я", обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.

С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли. В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему "быть собой среди других", поскольку довлеющий страх "быть не собой", то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.

Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.

Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему.

Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему "в наследство" от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.

Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода "горе от ума", невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.

В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений. Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т. д. и т. п.

Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть "выброшены из головы" одним усилием воли.

Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому как дополняют друг друга их источники - тревожность и мнительность. Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так. Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения - как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы. (Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки).

Проиллюстрируем сказанное рядом наблюдений. В первом случае речь идет о боязливой, неуверенной в себе и мнительной девочке 14 лет, которую преследовал навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания (один раз это произошло незаметно для окружающих). Из-за страха повторения неприятного эпизода она становилась скованной и застенчивой в новых ситуациях общения, а от постоянного напряжения - раздражительной, подавленной и плаксивой.

Детство не было счастливым. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года. Девочка долго грустила, временами была капризной и плаксивой, скучала по отцу, к которому успела привязаться. Но непримиримая мать была категорически против дальнейших контактов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга как две капли воды.

В 6 лет на фоне возрастного страха смерти девочка тяжело перенесла двукратную операцию по удалению аденоидов, боялась всех медицинских процедур и ее нельзя было уговорить идти лечить зубы. В школе возникли проблемы из-за застенчивости и насмешек сверстников. В результате все больше стала уходить в себя, сдерживая внешнее выражение чувств, появились головные боли и, наконец, произошел эпизод с непроизвольным мочеиспусканием.

Ее организм не выдержал многолетней нервно-психической перегрузки, состояния постоянного беспокойства и страха. Переживания были настолько сильны, что стала контролировать каждый свой шаг, без конца посещать туалет и навязчиво думать о том, что может произойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навязчивые мысли, опасения, страхи были результатом болезненного расстройства эмоций, невротического конфликта между рациональными, контролирующими и эмоциональными, чувствующими сторонами психики.

Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится конкретно, так как боялась всего, а особенно - сделать что-либо не так, как нужно. Из-за этого была крайне скованной, нерешительной и застенчивой в общении. К тому же, будучи беззащитной и доброй, чувствительной и обидчивой, не могла постоять за себя, и ее мог обидеть кто угодно. Боялась смерти, темноты и наказания, что, как мы знаем, присуще более раннему возрасту.

Вследствие нарастающей с годами неуверенности, страхов и тревожности испытывала все больше затруднений в общении со сверстниками, часто была вынуждена отмалчиваться, переживая, что не такая как все, не умеет вести себя свободно и непринужденно. Соответственно и настроение становилось все более подавленным, и когда мы впервые увидели ее, она производила впечатление сникшей, заторможенной и потерявшей веру в себя.

Выяснилось, что живет она с матерью и ее родителями, а отец был устранен из семьи вскоре после ее рождения. Всем в семье единолично распоряжается бабушка, считающая себя всегда и во всем правой. Недоверчивая и подозрительная, бабушка к тому же постоянно опасается, как бы чего не случилось, никогда не выходит из дому одна, не пользуется транспортом.

Ее постоянно сопровождает муж, человек исключительно мягкий и податливый. В то же время он постоянно сомневается в правильности своих действий, назойлив и приставуч - зануда, как оценивают его близкие. Как и многие мнительные люди, он педант, болезненно воспринимающий любые перемены. Поэтому у него все разложено по полочкам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто - на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, церемонно расшаркиваясь, говорит одни и те же слова приветствия.

Общее у всех в семье - повышенная принципиальность в сочетании с постоянной озабоченностью, недовольством, отсутствием жизнерадостности, пессимизмом и неверием в возможность перемен. Кроме того, у всех взрослых внутренний способ переработки переживаний (импрессивность), крайне ограниченный круг контактов и подчеркнутая избирательность в них, недостаточная общительность в целом.

Очевидно, что в свое время жизнерадостный, контактный, общительный и тем самым "легкомысленный" для "глубокомысленной" семьи отец девочки "не пришелся ко двору" и был "предан анафеме" авторитарной бабушкой с ее категоричностью и нетерпимостью. Лишив дочь мужа, она продемонстрировала всем ее несамостоятельность и неумение жить "как нужно", "правильно", "как нас учили". Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь.

Неудивительно, что мать девочки и сама в подростковом возрасте испытала все теперешние проблемы дочери. Она также, скованная страхом, часто молчала, покрывалась красными пятнами при волнении, была застенчивой и стеснительной, робкой и нерешительной. И сейчас не уверена в себе, боится, что в окружении незнакомых людей будет выглядеть смешной, уродливой, хотя и понимает неоправданность этих опасений.

У дочери та же картина: застенчивость, робость и страх, что она скажет сверстникам, не смешно ли будет выглядеть при этом. Из-за навязчивых опасений теряется естественность в поведении, появляется скованность, меняется интонация голоса. Как она сама говорит: "Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сообразить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень переживаю это".

Застенчивость не обошла стороной и мальчика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спрашивали внезапно или не о том, что он так старательно учил дома. Большинство же его сверстников не только не испытывали подобных проблем, но, скорее, не очень переживали по поводу своих ответов, демонстрируя независимость и отсутствие страха.

Наш же мальчик, будучи крайне осторожным и предусмотрительным, постоянно боялся сделать что-либо не так и полностью растерялся в 4-ом классе, когда лишился прежней учительницы, к которой привык за три года, понимая, чего она от него хочет, на что может рассчитывать, то есть он мог прогнозировать ее требования и приспособился к ним.

Адаптироваться таким же образом к многочисленным учителям в 4-ом классе уже не мог, поскольку все они требовали по-своему, и часто им было не до его особой чувствительности. Тем не менее, больше всего на свете он боялся, когда ребята начинали дружно смеяться над его ответами. Тогда речь становилась невнятной, и он готов был от стыда провалиться сквозь землю.

Друзей у него не было, школу невзлюбил окончательно и ходил в нее, как на исправительные работы, отбывая повинность. Все это можно понять, если учесть, что мальчик был невротически привязан к матери и мог делать уроки только в ее присутствии, будучи спокойным и уверенным только тогда, когда она тут же, без промедления, проверяла домашнее задание и исправляла все допущенные ошибки, то есть приготовление уроков было тщательно отрепетированным ритуалом, устраняющим вероятность неудачи.

Но как раз в школе она его и настигала из-за растерянности и страха в отсутствие поддержки со стороны матери. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только беспокойной матерью, но и мнительным отцом, который более чем серьезно принялся за его воспитание в 10 лет, когда сын был по возрасту повышенно восприимчив к внушениям.

Отец педантично проверял каждый шаг и без того ответственного сына, читал без конца мораль, угрожал всяческими карами и даже наказывал физически за ошибки. Вскоре на отца стала равняться и мать, что сын воспринял крайне болезненно, поскольку она начала раздражаться и сердиться.

В итоге, вместо того чтобы помочь сыну преодолеть неуверенность и зависимость, родители непроизвольно усиливали их излишним давлением, моральным гнетом и физическими наказаниями. Делали они все это во имя любви к своему единственному и поздно родившемуся ребенку, но результат, как видим, был противоположным их стремлениям.

Вселившийся в мальчика страх истощал остатки уверенности, вызывал замешательство при ответах в школе и общении со сверстниками.

За помощью к нам обратился отец, письменно изложивший, что его беспокоило у сына: 1) временами не слышит, не обращает внимания на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) боится всего, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и становится сам не свой в незнакомом месте.

Вначале отец был таким же нетерпеливым и требовательным к нам, как и к сыну, ожидая незамедлительного решения всех его проблем. Постепенно он понял, особенно после того, как ответил на опросники и мы поговорили с ним, что многие проблемы сына присущи и ему самому, и жене, а "глухота" сына не что иное, как защитная, охранительная реакция мозга в ситуации болезненного перенапряжения нервных сил и возможностей.

К чести отца, он смог во многом перестроить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по развитию контактности, уверенности в себе и адекватной психической защиты. Мать также в чем-то перестроила свою тактику, предоставляя большую самостоятельность сыну и помогая ему при реальной необходимости.

Так были устранены его страхи и остановлено развитие тревожной мнительности в характере. Слагалась она, во-первых, из навязчивых страхов не оправдать требований и ожиданий родителей, лишиться поддержки и любви, особенно матери, инфантильная зависимость от которой только усиливалась напускной строгостью отца. Во-вторых, из навязчивых опасений не соответствовать роли хорошего ученика и, в-третьих, из навязчивых сомнений в своей способности быть "как все", дружить и общаться. В этом и состоит триединство навязчивых страхов, опасений и сомнений как основы формирования тревожно-мнительных черт характера.

Внутренний мир ребенка полон фантазий и эмоций, которые формируют привычки, симпатии, особенности поведения. Мысли крохи не всегда безоблачны, а эмоции положительны, ведь многое во взрослом мире малыш не может объяснить для себя. В результате появляются безотчетные страхи, один из которых – боязнь темноты. С ним сталкиваются около 90% детей 3-10 лет.

Со страхом темноты сталкивается подавляющее большинство детишек

С наступлением сумерек мир теряет краски, очертания становятся размытыми, а тени от домашних предметов – зловещими. В это время в полной мере проявляется детская фантазия. Ребенка пугает не темная комната, а то, что она скрывает. После того как мама выключила свет, любимая детская, наполненная яркими игрушками, наполняется в его воображении пришельцами, ведьмами, монстрами. Такое происходит обычно, когда малыш спит один. Получается, что страх тьмы – это страх одиночества.

Причины страха темноты у детей

В какой период малыш начал пугаться плохо освещенных мест? С рождения? После того как родители заперли его в комнате одного, не реагируя на плач? После того как старшие смотрели фильм ужасов, игнорируя присутствие младших членов семьи в комнате? После неосторожно сказанных взрослыми фраз, направленных на запугивание чада? Понять это очень важно, чтобы быстро успокоить ребенка и не допустить подобных действий в дальнейшем.

Одним из источников возникновения страха темноты являются неосторожные фразы родителей. Устав от детских проказ или после трудного дня, они невольно произносят фразы: «Не будешь слушаться, отдам тебя злому волшебнику» (иному отрицательному персонажу). Вероятно, малыш поверит в это не сразу, но может наступить время, когда ему будет казаться, что в каждом углу его поджидает что-то страшное, и он откажется оставаться один в комнате с выключенным светом.



Причиной появления страха могут стать даже неосторожные слова мамы или папы

Распространенных причин детских страхов перед тьмой немало. Дитя может испугаться, пережив одну из таких ситуаций:

  • события, которые оказали глубокое эмоциональное влияние;
  • увиденные в новостях катастрофы;
  • семейные конфликты, особенно если они затрагивают детские интересы;
  • страшилки, рассказанные намеренно старшими детьми;
  • конфликты со сверстниками;
  • повторяющиеся запреты на что-либо.

Практика показала, что страха темноты можно избежать, если родители следят за темой разговора и тоном в присутствии младшего поколения. Невольно подслушанные или подсмотренные истории также могут произвести сильное впечатление и стать источником фобий. Игнорировать их неправильно, важно найти причину проблемы и решить ситуацию, не давая ей развития.



Иногда ребенок может невольно увидеть или услышать что-то, что его испугает

Ребенок признался, что боится оставаться один в темноте: чего не стоит делать родителям?

Основная ошибка родителей – высмеивать опасения ребенка или пытаться объяснить, что темнота ему ничем не угрожает. Страх перед ней иррационален, малыш не всегда может обосновать, что его тревожит. Пытаться объяснить пугливому чаду, что в темной комнате безопасно, бессмысленно. Он может замкнуться и перестать делиться своими опасениями.

Нельзя и подыгрывать малышу, делать вид, что страшилища во мраке существуют, разговаривать с ними. Это усилит фобию и нарушит сон ребенка, который будет ждать их ночного визита. Когда он рассказывает о страшном сновидении, следует придумать продолжение с хорошим концом.

Высмеивать страхи ни при каких обстоятельствах нельзя. Они никуда не уйдут, но возникнет недоверие к родителям, нежелание в дальнейшем делиться с ними своими чувствами.

К чему может привести страх темноты?

Страх тьмы не позволяет ребенку контролировать чувства и эмоции. При необходимости действовать дитя теряется и не может сконцентрироваться на главном. В будущем из него могут развиться социальные фобии: боязнь неудач, одиночества, ответственности.

Во взрослой жизни «внутренние монстры» порождают низкую самооценку, ощущение собственного бессилия, опасения не соответствовать ожиданиям близких. Эти чувства могут передаваться в дальнейшем и новому поколению. Потому родители, чьи дети испытывают страх перед плохо освещенным пространством, должны обратиться к своему прошлому. Возможно, детям передались их опасения и страхи?



В будущем детские страхи могут трансформироваться в низкую самооценку

В каком возрасте малыши начинают бояться темноты?

Около 80% мам ребят 3-10 лет выносят страх темноты на первое место. Он может появиться в любом возрасте – в 3 годика, когда малыш уже может высказать свои чувства, и в гораздо старшем периоде под влиянием определенного момента. Избавиться от негатива можно совместными усилиями семьи, при необходимости важно вовремя подключить психолога.

Страх темноты в 3 года

В трехлетнем возрасте мир для ребенка расширяется за границы дома, детской площадки и маминых рук. Он поступает в сад, где общается с ровесниками, потихоньку учится себя обслуживать, обходиться какое-то время без опеки родителей. Подросшему детке часто выделяется отдельная комната, где он играет и спит. Когда родители гасят свет и уходят, пожелав ему приятных снов, он зовет их вновь, боясь остаться в одиночестве.

Решить проблему детских страхов в этот период позволит любимая мягкая игрушка, которую можно обнять вместо мамы. Не следует брать малыша к себе в кровать, оставлять включенным верхний свет. Однако когда он сильно плачет, лучше переночевать в его комнате.



“Защитником” ребенка может стать любимая мягкая игрушка

Страх темноты в 4-5 лет

Четырехлетние ребята впечатлительны. Они ухватывают и хорошо запоминают все увиденное, услышанное, оценивают ситуации со своей точки зрения. Когда 4-х летний ребенок боится темноты, отказывается засыпать один, маме важно поговорить с ним, выяснить причину тревог (конфликт со сверстниками, угрозы воспитательницы, услышаны страшные истории). Диалог легче вести в процессе игры. Если взрослые будут чутки и терпеливы, малыш «раскроется» и расскажет, что его беспокоит.

Страх темноты в 6 лет

Развитое воображение ребенка 5-6 лет позволяет ему представлять, что во тьме скрываются фантастические существа, злые герои из сказок. Он чувствует себя беспомощным, паникует и зовет взрослых. Задача родителей – объяснить малышу, что темное место не всегда таит опасность, осветить все затемненные участки и продемонстрировать ему это.

Можно рассказать историю, как они тоже пугались в детстве тьмы, теней от стульев, комода, придумать веселое окончание. Нередко выходом становится перестановка в детской. Следует закрыть углы и постараться расставить предметы мебели так, чтобы не было бликов и участков, которые могли бы напугать ребенка при выключенном свете.



В воображении ребенка темнота может скрывать чудовищ

Страх темноты в 7 лет

В этот период подросшее чадо идет в школу, сталкивается с новым и неизвестным, которое только предстоит изучить. Он уже может определить свои предпочтения, оценить происходящее вокруг. Вечером в темной детской первоклассник остается один со своими мыслями. В это время могут возникнуть новые фобии или вернуться страхи из прошлого.

Высмеивание опасений ребенка – непростительная ошибка родителей. Аргументы, что он уже взрослый и бояться нечего, не работают. Важно выслушать малыша, честно ответить на вопросы, предложить нарисовать, что он видит в темной комнате, добавить в рисунок позитивные детали.

Страх темноты в 8-10 лет

Как правило, к этому возрасту малыши перерастают страхи. Однако сигналы, когда малыш плачет ночью, утверждает, что на него кто-то смотрит, просит спрятаться в родительской кровати, не следует игнорировать. Столкнувшись со страхом темноты у подросшего ребенка, родители обычно впадают в две крайности. Первая – игнорирование проблемы, убеждение самих себя, что «малыш перерастет». Это ведет к тому, что чадо замыкается, а вопрос страха перед темнотой остается нерешенным.

Вторая крайность – чрезмерная опека. Она заключается в том, что взрослые начинают советоваться по вопросу страхов со всеми своими знакомыми, водят ребенка к экстрасенсам, пробуют новомодные методики, успокаивая самих себя. Однако дитя при этом все равно чувствует одиночество и не гарантировано, что его страхи со временем уйдут.



Страхи – не повод сразу вести ребенка к специалистам, нужно просто уделить ему побольше внимания

Что предпринять родителям?

Игнорировать боязнь темноты нельзя, но и акцентировать все свое внимание на этой проблеме неправильно. Этот страх возникает у эмоциональных, чувствительных детей. Видя, что родители обсуждают его проблему с чужими людьми, слушают их советы, дитя замыкается и перестает доверять родным. Задача мамы и папы – разговорить малыша, понять, что и почему его тревожит. Сделать это желательно в процессе совместных игр или творчества.

Почему подросший ребенок вдруг стал бояться темноты?

Случается, что страх темноты появляется у детей 7-10 лет, которые ранее не боялись ничего. Они опасаются спать одни, входить в неосвещенную комнату, придумывают истории о том, что кто-то прячется на темном балконе. Это связано с ростом и изменениями психики. Лучшее, что могут сделать родители – выслушать, пройти вместе по дому, заглянуть в каждый уголок и показать, что никого нигде нет.

Не исключено, что подобные «обходы» придется делать не один раз. Когда ребятам снятся плохие сны, стоит задуматься о том, как на них влияют телевидение и интернет. Иногда они боятся спать одни после просмотра передач про привидений, инопланетян, домовых. Важно заменить просмотр телевизора прогулками на воздухе перед сном.



Лучше всего заканчивать день семейной прогулкой на природе, которая успокоит ребенка и подготовит ко сну

Как побороть страх темноты?

Справиться со страхами перед наступлением ночи у ребенка родителям помогут внимание и терпение. Прежде всего, следует приобрести ночник, который светит приглушенным, «лунным» светом. Его стоит расположить в изголовье кровати и держать включенным всю ночь (малыш может проснуться и испугаться отсутствия света).

Не менее важно исключить компьютерные игры, просмотр телепередач, чтение книг со страшными героями. Лучше записаться в бассейн или спортивную секцию, посещать ее в вечерние часы. Никогда нельзя смеяться над опасениями детей, упрекать их в трусости, оставлять детку одного в квартире в вечернее время (страх может перерасти в ужас перед тем, что скрывает соседняя неосвещенная комната). Успешно преодолеть проблему позволят:

  • глубокое желание родителей поддержать ребенка, перестройка неправильного поведения по отношению к нему;
  • вера в возможность преодоления ситуации, готовность бороться, сколько нужно;
  • личный положительный пример победы над страхом, описанный позитивно и эмоционально;
  • снижение контроля, давления, лишней опеки.


Сделать ребенка уверенным в своих силах поможет посещение спортивной секции

Игротерапия для ребят

Хороший эффект в борьбе со страхами дает рисование. Изобразив мотивы беспокойства на бумаге, добавив на картинке веселых мотивов, обговорив с мамой ситуацию, малыш вскоре перестает бояться. Не менее эффективны коррекционные игры, направленные на то, чтобы ребенок смог воспринимать темноту не как потенциальную угрозу, а как элемент игры. Они помогут избавить от проблемы незаметно, в скором времени фобии отступят. Мальчикам и девочкам одинаково интересны такие виды игр:

  • «Кукольные прятки». Ситуацию нужно обыграть так, что от малыша убежали игрушки и спрятались по комнатам (темным и светлым). Деткам нужно отыскать как можно больше игрушек. Те, которые нашлись в темной комнате, поощряются больше.
  • «Бобры». Классические прятки, адаптированные под конкретную цель – победить страх темноты. Родитель выступает в роли охотника, которому нужно найти бобра, спрятавшегося в темной норке (под стулом, накрытым скатертью столом). Цель бобра (ребенка) – просидеть в темноте, пока охотник не выйдет из комнаты.
  • «Разведчики». Можно играть небольшой компанией, или малышу и родителю. Придумывается легенда о храбреце разведчике, которому нужно проникнуть в стан врага (темную комнату) и посчитать размещенное там оружие. За это он получит награду от генерала (взрослого).


Традиционная игра в прятки поможет ребенку лучше узнать свою квартиру и перестать бояться

Когда следует обращаться к психологу?

Страх темноты – неизбежный этап взросления. Пережить его приходится практически всем детям, а поддержка родителей играет в преодолении немалую роль. Если страхи не отступают к 8-9 годам, стоит побеспокоиться о профессиональной консультации психолога. Подросшие дети отличают вымысел и реальность, когда рассказы об опасностях, похищениях, страшных существах повторяются – это должно стать поводом для беспокойства.

Стоит принять меры, если ребенок очень боится темноты, просыпается в ужасе, плачет, утверждает, что ему хотели причинить физический вред. Нередко это свидетельствует о скрытых проблемах малыша или о сложном психологическом климате в семье. Возможно, коррекция поведения потребуется и взрослым.

Боязнь темноты – не прихоть ребенка. Родителям важно понимать, что гиперопека или полное игнорирование проблемы – кратчайшие пути для закрепления фобий. Преодоление опасений всей семьей поможет побороть проблему быстрее, чем на сеансах у психотерапевта. Однако когда ребенок испытывает ужас от одной мысли о том, что наступит ночь, боится малейших проявлений темноты (закрытой кладовки, сундука, прикрытой тумбы), консультация специалиста неизбежна.

Довольно часто можно услышать от ребенка: «Мам, я туда не хочу идти, там темно»? На вопрос о причине его страха, он отвечает, что боится, вдруг в комнате прячутся привидения или монстры. Чаще, чем следовало бы, мы высмеиваем детей, говоря, что таких вещей, как привидения не существует. Но если задуматься…

Эти, казалось бы, мелочи раннего детства во взрослой жизни проявятся в фобиях , и могут сделать нормальное существование человека очень трудным.

Почему дети боятся темноты?

Существует немало причин. Не умея четко видеть в темной комнате, они включают воображение, которое услужливо подсовывает им образы чудовищ и привидений. А образы эти внедряются в их сознание через кино и мультфильмы, которые они смотрят в течение дня. Чтение страшных книжек и пугающих историй вносит огромный вклад в создание страшной картинки в детском рассудке. Пока вы рядом с ребенком, страх не показывается наружу, но стоит вам только уйти и выключить свет, он тут как тут.