Православный праздник пасха. История и традиции праздника пасха

Пасха на Руси

На Руси страстная неделя и пасха слились с древнеславянским многодневным весенним праздником.

Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и жертвоприношение полевым и растительным божествам. Очистительные магические обряды, по верованиям славян, должны были избавлять людей, поля, скот от нечистой силы, обезвреживать ее. Люди думали, что отправление их обеспечит хороший урожай хлебов, здоровый приплод скота, благополучие в семьях.

Как и все другие древнеславянские праздники, весеннее празднество носило общинный характер. Собравшаяся на праздник община решала сначала важнейшие хозяйственные вопросы, а затем начинались общее пиршество и игрища.

Пережитки древнеславянских обрядов весеннего празднества и поверий, связанных с ним, во множестве сохранились до наших дней в обрядах и обычаях праздника пасхи. Первоначальное их значение забылось, православная церковь постаралась дать им свое толкование и объяснение.

Возьмем хотя бы традиционные чисто пасхальные праздничные блюда: крашеные яйца, куличи, творожные пасхи. Или праздничный колокольный звон, длящийся на пасху целую неделю. Всем этим обычаям и традициям православная церковь дала свое религиозное толкование. Крашеное яйцо, согласно ее учению, является символом воскресения Христа. В качестве обоснования этого толкования приводится рассказ о том, как «святая блудница» Мария Магдалина публично засвидетельствовала на пасху в римском амфитеатре свое христианство, преподнеся императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос воскрес!» Праздничный колокольный звон означал, по уверению православных церковников, радость по случаю победы «живота над смертью» и т. д. и т. п.

Между тем в действительности все эти традиции не имели ничего общего с их богословским толкованием.

Как мы уже говорили, пасха зародилась в южны? странах. Весна там приходит гораздо раньше, чем на Руси, и праздновалась она в начале уборки зерновых Естественно, что праздник был сытный, обильный.

Перенесенная далеко на север, пасха на Руси пришлась на раннюю весну. Первыми продуктами, появлявшимися в хозяйстве славян-земледельцев ранней весной, были как раз молочные продукты и яйца. Тогда же появлялась возможность создать некоторые запасы этих продуктов для празднества. Ко всему этому надо добавить, что после тяжелой, зачастую полуголодной зимы творог и яйца были лакомыми блюдами и поэтому занимали видное место среди праздничных кушаний.

С яйцом был связан ряд религиозных представлений, и о нем надо сказать несколько слов особо. Яйцо в глазах древних славян с его способностью превращаться в птицу было полно таинственного смысла. Люди видели в этом акте подтверждение своей веры в волшебную способность живых существ перевоплощаться. Таинственной силе, заключающейся в яйце, стали приписывать способность переходить на все, к чему оно прикасается.

Общинное праздничное пиршество было в то же время угощением - жертвоприношением духам, божествам. Искони наиболее излюбленной пищей духов считалась кровь, И для того, чтобы сделать яйца наиболее угодными духам, их обмазывали кровью. Позднее вместо крови яйца стали красить красной краской, а еще позднее - просто окрашивать в какой-либо яркий цвет.

Известный пасхальный обычай катания яиц был связан с верой древних славян в демонов. Люди верили, что, катая яйца, можно заставить злых духов плясать, валяться, кувыркаться, что причиняло им якобы ужасные страдания. Если же яйца ударять друг о друга, то можно заставить духов биться лбами. Когда-то люди верили, что так можно бороться со злыми духами, досаждать им.

По древним поверьям, злые духи, как обитателя подземного царства, постоянно живут в могильной тишине и очень боятся крика, шума, стрельбы, лязга, звона. И когда с победой христианства на Руси на пасху в течение целой недели звонили в церковные колокола, то люди верили, что этот звон отгоняет злых духов.

Большую роль в изгнании нечистой силы, по поверьям славян, играл огонь. Поэтому из страха перед демонами верующие во время богослужения в пасхальный четверг держали в руках горящие свечи. Чтобы изгнать злых духов из дома и затем не пускать их обратно, перед пасхой выметали жилища, а затем на потолках и дверях выжигали кресты огнем принесенной из церкви горящей свечки.

Приготовление куличей - пасхального хлеба особой формы - связано с верой в волшебные свойства обрядовой освященной пищи. Как мы уже говорили, в южных странах праздник пасхи по времени совпадал с первым сбором урожая зерновых. Хлеб из муки нового урожая выпекался пресным, его нельзя было мешать с закваской от старого хлеба. Новый хлеб ели только после освящения, и такой хлеб якобы обладал чудесной силой. Его ложно было есть, не опасаясь злых духов. А чтобы не спутать новый хлеб со старым, ему придавали особую форму. Таким образом пасхальный кулич был для верующих хлебом, чистым от злых духов и заключающим в себе «святую» силу растительных духов.

Такому пасхальному блюду, как творожная пасха, первоначально придавали самую различную форму. Но постепенно под влиянием культа мертвых ей стали придавать сначала форму могильного холма, а позднее вид четырехугольного пирамидального надгробия. На стенках творожной пасхи христиане выдавливали буквы «X» и «В», т. е. «Христос воскрес!».

Традиционный пасхальный окорок пришел на смену иудейскому пасхальному ягненку и христианскому агнцу. Причем это мог быть окорок как дикого кабана, так и выкормленного дома поросенка.

И, наконец, следует сказать несколько слов о традиционном пасхальном целовании, или христосовании.

С одной стороны, это пережиток обряда радостной встречи членов общины, когда они с наступлением теплых дней сходились на свой весенний праздник, проведя долгую и трудную зиму небольшими группами, прячась от холода. С другой стороны, этот обряд уходит своими корнями в еще более глубокую старину. Первобытные люди считали, что дыхание - это сущность души. И христиане, целуя на пасху мощи, иконы, крест, верили, что таким образом на них переносится волшебная сила этих предметов. Христосуясь, верующие стремились таким образом обменяться духом, таинственной силой, вошедшей в них якобы во время пасхального богослужения и целования различных священных реликвий.

Таково происхождение и истинное значение некоторых пасхальных обрядов и обычаев, которым православная церковь пытается дать иное толкование.

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

Миф о Руси-хранительнице Во второй половине XIX в. активизировался интерес к фольклору и начало формироваться новое отношение к истории страны. Народная культура начинает восприниматься как основа и философия крестьянской жизни. В это время проводятся научные

Из книги Статьи из журнала «GQ» автора Быков Дмитрий Львович

Кому на Руси жить плохо? В: Кому на Руси жить плохо? О: Говорливому меньшинству. Появились удивительные люди. Их появление было вполне предсказуемо, но когда исполняются прогнозы, сделанные по исторической аналогии, это как раз самое обидное: значит, все действительно

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

НАРОДНЫЕ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Возникновение религиозных праздников у славян Научные данные о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных

Из книги Новый мир. № 8, 2000 автора Автор неизвестен

Крещение Руси Летопись рассказывает, что в 988 г. киевский князь Владимир, разочаровавшись в языческих богах, решил переменить веру. После обстоятельного знакомства с различными религиями князь Владимир признал истинной верой христианство. И над Киевом «воссиял свет»

Из книги Невидимая птица автора Червинская Лидия Давыдовна

Рождество Христово на Руси На Русь праздник рождества Христова проник вместе с христианством в X в. и слился здесь с зимним древ-неславянским праздником святками.Славянские святки были многодневным праздником. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Из книги Сочинения русского периода. Проза. Литературная критика. Том 3 автора Гомолицкий Лев Николаевич

Михаил Одесский «В. И. Макаров. „Такого не бысть на Руси преже…“» В. И. МАКАРОВ. «Такого не бысть на Руси преже…». Повесть об академике А. А. Шахматове. СПб., «Алетейя», 2000, 416 стр.Книгу об академике читать интересно, но…Я закончу эту фразу позже, а пока - о том, почему книгу

Из книги «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели автора Эйдельман Натан Яковлевич

«Эта Пасха почти настоящей была…» Эта Пасха почти настоящей была. Как бывает у добрых людей, дети красили яйца. За несколько дней золотые пеклись куличи… И доверчиво таял весь мир от тепла желтым воском пасхальной свечи. И казалось, что купол церковный высок, что

Из книги Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие автора Гиль Ольга Львовна

«Кому на Руси жить хорошо» (Поэма) Пересказ ПрологВ сказочной форме автор изображает спор семерых крестьян о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Спор перерастает в драку, затем мужички мирятся и решают между собой спросить царя, купца и попа, кто счастливее, не

Из книги Тридцать три урода. Сборник автора Иванов Вячеслав Иванович

Народный подвиг (Из жизни Пряшевской Руси) В Пряшевской Руси, и именно в Пряшеве, издается Русской Народной Партией Народная Газета. До апреля месяца этого года газета выходила два раза в месяц, но теперь, благодаря помощи из Америки своих братьев карпатороссов, газета не

Из книги Политические сказки. автора Ангелов Андрей

Л. И. СОБОЛЕВ "Я ШЕЛ СВОИМ ПУТЕМ…" Н. А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" Толпа гласит: "Певцы не нужны веку!" - И нет певцов… "Поэту", 1874 Некрасов писал в трудное для поэзии время. Смерть Пушкина и Лермонтова обозначила конец золотого века русской поэзии. "Silentium" (1833)

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

ПАСХА{115} Эпилог Земля моя, Земля моя, Земля родимая, меня взрастившая, Земля-могила, еще не сытая! К чему, Мать, дала ты мне ясные глаза - видеть великолепие, ужас и красоту твою, и сердце к чему мое из твоей темной глыбы проснулось и забилось - тебя проклинать, смерть

Из книги автора

6. Волшебник всея Руси – Стою я в туалете Кремля, справляю малую нужду. Скрип дверки, кто-то вошел… встал рядом со мной, и справляет в соседнее очко… Я глазки аккуратно скосил, – не каждый день в такой туалет хожу, кто же тут… Гляжу, а это волшебник Чуров! Держится обеими

Из книги автора

«Ты грустишь, что Руси не нужна ты…» Ты грустишь, что Руси не нужна ты, Что неведом тебе ее путь? - В этом сердце твое виновато: Оно хочет забыть и уснуть. Пусть запутана стезя! Спать нельзя! Забыть нельзя! Пусть дремуч и темен лес - Не заслонит он небес! Выходи поутру за

Из книги автора

Быкова Н. Г Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай… Эти слова как бы обещали ввести

П асха, или Светлое Христово Воскресение, - главный православный праздник. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда - куличи, творожные пасхи, - красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями.

Вспоминаем, как отмечали Пасху в старину.

Игры

Встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко - с хороводами, играми, песнями. Пасху на Руси отмечали от 3 до 7 дней, а в некоторых регионах - и до Троицы (празднуется через 50 дней после Пасхи).

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». В каждом регионе образовались свои правила игры. Например, в Псковской области игрок скатывал крашеное яйцо по наклонной деревянной дощечке или некрутой горке и пытался сбить им другие яйца, стоящие внизу. Если участник добивался цели, то брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий, а неудачно скатившееся яйцо оставалось. Часто использовали деревянные искусно расписанные яйца, иногда специально для этого развлечения изготавливали целые наборы таких яиц. В «каталочки» до сих пор играют в некоторых регионах.

Также на Пасху ставили карусели и большие качели, в Псковской области их называли «зыбки». Считалось, что от качания на них зависит будущий урожай. Именно поэтому качались чаще всего с Пасхи до Троицы, как раз во время активного роста пшеницы. Также существовало поверье, что качели помогают быстрее найти мужа или жену. В русских селах Удмуртской Республики это убеждение сохранилось в пасхальных песнях и частушках, которые пели во время качания: «Красное яичко! / Скажи жениха. / Не скажешь ты его - / Закачаем тебя», «На горе стоят качели, / Пойду покачаюся. / Нынче лето отгуляю, / Зимой повенчаюся», «Закачаем, залучаем, / За себя взамуж возму».

Качельная песня «Красное яичушко» в исполнении Д.П. Дубовцевой и Е.М. Барминой из города Ижевска Удмуртской Республики

Среди популярных была забава, известная под названием «в орла», «в орлянку». В нее чаще всего в играли на деньги. Самый простой способ игры: один из участников подбрасывал монету, а когда она падала на землю, вто­рой должен был не глядя отгадать, какой стороной она упала кверху. Аверс (орел) всегда означал выигрыш, реверс (решка) - проигрыш. Поэтому игра и получила свое название - «в орла». В некоторых селах она сохранилась и до сегодняшнего дня, например в селе Кадышево Ульяновской области .

Песни

До революции пасхальные песни передавались из поколения в поколение. С приходом советской власти в семьях эта традиция почти исчезла, однако фольклорные ансамбли при клубах часто знали и пели их.

Главное пасхальное песнопение - тропарь «Христос воскресе из мертвых» - исполняли во время церковной службы. Но в некоторых деревнях он звучал не только в храме. Например, в Смоленской области исполняли свою, народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». Женщины, которые пели его, голоса не жалели. «Христа кричали» в любой обстановке - за работой, на улице, во время гуляний и праздничных застолий.

В некоторых регионах к каноническому тексту тропаря добавляли и слова от себя. Бога просили о главном: здоровье, достатке, хорошем урожае. Такие песни пели в Бежецком районе Тверской области . Здесь же долгое время сохранялась традиция на Пасху обходить деревню с иконой Богоматери - сельчане верили, что так защищали себя от всяческих бед.

В Псковской области девушки и женщины пели песни в первый же день Пасхи, а в казачьем хуторе Яминский Волгоградской области широкие гулянья начинались позже - в первое воскресенье после Пасхи (Красную горку), а заканчивались на Троицу. Отмечать здесь начинали, как правило, после обеда. Казаки собирались вместе на двух противоположных сторонах хутора, накрывали столы и пели песни - «люлейки» - так их называли из-за припева «ой, люли, люли». Затем двигались в центр хутора и накрывали общий стол на улице.

Танцы и хороводы

С окончанием Великого поста снимался и запрет на танцы. Неотъемлемой частью пасхального гулянья были хороводы, которые водили под особые песни. В деревне Стропицы Курской области водили танки́ - особые хороводы двух видов: круговые и продольные. Круговые были похожи на театральное представление. Танцоры пели сюжетные песни и играли в них разные роли. Продольные танки́ действовали по принципу ручейка. Эти танцы исполняли только один раз в году, на Красную горку.

Карагодная песня «Бросай, нянюшка, работу работать» в исполнении фольклорного ансамбля «Крестьянка» из села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области

Волочёбная песня «Волочилися волочёбнички» в исполнении У. В. и Е. В. Поздняковых из деревни Борисково Невельского района Псковской области

В Костромской области в первое воскресенье после Пасхи обходили дворы молодоженов. Этот обряд назывался «Вьюнец». Утром дети окликали новоиспеченных супругов под окнами и пели песню «Молодая молодица». Юноши и девушки приходили окликать молодоженов в середине дня, а взрослые - после обеда. Обходчики-вьюнишники сначала пели на крыльце, затем их приглашали в дом и угощали за столом.

У кукморских удмуртов также существовал обычай, напоминавший традиционные русские обходные обряды. Молодые девушки и парни верхом на празднично украшенных конях заезжали в каждый двор и пели хозяевам закличку «Урай!», вызывая их на улицу. Позже все садились за сто, и гостей угощали праздничной едой.

В старину было принято, чтобы в первый день Пасхи хозяйки оставались дома, а мужчины ходили с поздравлениями к своим близким и знакомым.

Столы были накрыты весь день и на них уже стояли скоромные (не постные) блюда.

Пасхальный стол обычно украшали преимущественно холодные блюда: запеченый барашек, жареная телятина, свиные окорока.

Подавать в этот день рыбу было не принято.

Обязательным украшением стола был пасхальный барашек, либо сахарный на куличе, либо из сливочного масла на пасхе (существовали специальные формочки-барашки для выпечки и для масла).

Пасху и куличи украшали также бумажными цветами, а крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы или специально выращенного кресс-салата.

На Светлой седмице обязательно посещали всех родственников и хороших знакомых, особое почтение оказывая пожилым людям.

Многие из этих и других традиций остались в прошлом. Но есть ещё семьи, где обряды празднования Пасхи передаются из поколения в поколение. И пока они есть, можно надеяться на то, что наши дети и внуки тоже будут уметь красить пасхальные яйца.

Пасха называется праздником праздников, торжеством торжеств. Недаром наши предки окружили этот праздник особенными обычаями, которые до сих пор живут в быту. Даже неверующие люди по древней русской традиции красят в этот день яйца и пекут куличи.

В давние времена зажиточные хозяева на пасху подавали 48 различных блюд, по числу дней истекшего поста.

Сдобные куличи и творожные пасхи всегда украшали самодельными цветами, символизировавшими пробуждение природы и расцвет духовности.

Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, было чрезвычайно увлекательным занятием. И взрослые, и дети вырезали цветочки и веточки из яркой цветной бумаги и украшали ими стол, дом, иконы и мебель.

Обрядовые пасхальные блюда всегда связывали с ритуальной символикой урожая. Остатки освящённых в церкви пирогов, яиц и других блюд нельзя было выкидывать, их закапывали в поле, дабы почва была плодородной и дала много урожая в текущем году.

Одно пасхальное яйцо обязательно хранили до начала сева, его брали с собой, когда шли сеять первый раз и съедали в поле, чтобы урожай был богатым.

Пасха - праздник воскрешения, возрождения и принято на стол ставить проросшее зерно (пшеничное, ячменное или другое), поскольку нежная зелень, вышедшая из сухого семечка символизирует умирание и возвращение к жизни вновь.

Возродив старинный обычай празднования Пасхи, мы возвращаемся к своим истокам, и тут следует вспомнить, какое место отводилось традициям стола. После длительного семинедельного Великого поста, предшествующего празднику, каждая хозяйка старалась накрыть стол с особой торжественностью. И. никогда в течение всего года на Руси так много не ели, как на Святой неделе.

Пасхальный стол всегда был богатым: кроме перечисленных блюд на стол выставляли разнообразные закуски из овощей, тушёные куриные потроха, блюда из рыбьей икры и молок, сельдь, заливная рыба, студень и холодец, калья из говяжьих почек с солёными огурцами, сальник из печени, няня - томлёная гречневая каша с бараньим мясом, жаркое с грибами, заготовленными впрок ещё летом, говядина с репой, буженина в сенной трухе с пивом, утка или гусь в мёде или жареные с можжевеловыми ветками. Напитки тоже были разнообразны: пиво, домашние настойки, наливки и вина, кисели и сбитни.

Основой трапезы в эти дни было мясо - по нему за шесть недель воздержания все успевали соскучиться: запеченные окорока, ветчина или барашек; фаршированные утки, индюшки и гуси; молочные поросята и домашняя колбаса; а еще - сыры, шпик и сало, огромные целые осетры…

Вот, например, меню пасхального обеда семьи Романовых в 1903 году: «Пасха. Куличи. Яйца. Осетрина. Белуга. Лососина. Судаки. Севрюга. Фазаны. Куропатки. Тетерева. Рябцы. Утки. Барашки. Ветчина. Языки. Говядина на кости. Телятина ярославская. Пироги разные» .

Русский пасхальный стол всегда был не только щедрым, но и очень красивым.

Даже в самых бедных семьях на него непременно ставили свечи, корзиночки со свежей проросшей зеленью пшеницы или овса, куличи и пасхи украшали цветами - их делали из ярких лоскутков ткани и цветной бумаги, которые специально для этого собирали в течение всего года.

Впрочем, наши пасхальные обычаи связаны не только с едой. Русский человек всегда любил разные забавы: на позднюю Пасху в деревнях катали по траве яйца, а на раннюю играли в «битки»: бились носиками яиц, у кого самое крепкое - тому и счастье.

Традиционные пасхальные блюда: куличи, пасхи, бабы, крашенные яйца. Раньше яйца красили не только на Пасху, но еще и на Троицу их окрашивали в зеленый цвет. А куличи и пасхи в наше время, как и раньше, пекут один раз в год - на Пасху.

Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели очертания зайчиков, петушков, голубков, жаворонков.

К праздничному столу готовили много блюд. Запекали барашка, окорок, жарили телятину. Их подавали только в холодном виде, так как одним из главных правил Пасхального стола было исключение горячих блюд.

По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, который специально заранее проращивали для праздника.

В домах зажигали свечи, лампады, люстры, светильники. Пасха считалась семейным праздником, поэтому вокруг праздничного стола собирались самые близкие люди.

А в течение всей Светлой Недели в дом приходили друзья и знакомые, которых угощали всевозможными кушаньями.

В наше время празднование Пасхи начинается с пасхального богослужения, которое начинается ночью. На пасхальную службу не стоит брать с собой корзины с едой, это можно сделать накануне в субботу или утром в день Пасхи.

Освятите еду в церкви, поставьте свечку и помолитесь. После возвращения из церкви вся семья садится завтракать. На столе должна быть освященная еда, которую обычно несут в церковь: куличи, паски, крашенки, колбаса, сыр, сало, мед, конфеты, копченое мясо. Батюшка освятит бутылку вина, но водку, коньяк в церковь не несите. На освящение еды люди становятся в круг возле церкви, а священник освящает все святой водой. Помощник священника собирает добровольные пожертвования. На Руси было принято собирать в этот день деньги для выкупа должников из тюрьмы. Считалось, что все добрые дела, которые ты совершаешь в пользу других людей, особенно тех, кто обделен судьбою, помогают снять с души грех.

Пасхальный стол должен быть обильным и очень красивым, отличаться праздничным великолепием. По традиции к этому дню запекали поросенка или барашка. Барашек должен быть на столе хотя бы в виде кондитерского изделия. Его несложно выпечь из песочного теста. Барашек - символ жертвенной смерти Христа во искупление грехов человеческих. Традиционный пасхальный стол украшает окорок, буженина, студень, утка (гусь) с яблоками, пироги. В этот день едят все скоромное, поэтому все блюда сытные и изысканные. Центральное место на столе занимает кулич. Крашенки поставьте на видное место, не обязательно на столе. Оригинально они будут смотреться, если вы их положите на блюдо с пророщенными зелеными ростками из пшеницы, овса или кресс-салата, а вокруг разложите пасхальные сувениры - птичек, зайчиков, декоративные яйца и свечи, веночки и маленькие пасочки.

На Пасху нужно ходить в гости и принимать гостей у себя в доме. Можно провести праздник только в кругу семьи, но не забудьте, что работать в этот день нельзя, впрочем, как во все воскресные дни. Шесть дней для работы, а на седьмой отдыхать - это одна из божьих заповедей. Отдыхайте, играйте с детьми или займитесь тем, что приносит вам удовольствие. Праздновать Пасху нужно с душой, если вам хочется организовать выезд на природу, с шашлыками и печеной картошкой, пожалуйста.

Празднование Пасхи длится сорок дней - на сороковой день Иисус Христос вознесся на небо к своему Отцу, и в этот день мы отмечаем Вознесение. В первую неделю после Пасхи принято принимать гостей, дарить крашенки и куличи. В следующее воскресенье после Пасхи проводы, когда нужно поминать усопших и проведывать их могилки.

В Пасхальные праздники не принято забывать и о детях. Существуют разнообразные игры, во время которых родители приобщают своих чад к семейным традициям празднования этого светлого праздника.

Игра с Пасхальными яйцами - катание крашеных яиц: принимают участие в ней все желающие из числа гостей и сами хозяева. Перед игрой каждому игроку выдают по одному Пасхальному яйцу, с которым он принимает участие в данной игре. В специально подготовленный желоб каждый игрок опускает яйцо и катит по нему, цель этой игры: сохранить как можно дольше яйцо целым, и как можно дальше его укатить. У кого бьется яйцо, сразу выбывает из игры, а победитель забирает все яйца себе.

Устройте игру-забаву для самых маленьких присутствующих гостей: битье яиц.

Битье яиц - всем знакомая и любимая игра нашего детства. Детей, примерно одного возраста, поделите на две команды по два ребенка. Объясните детям принцип игры: биться Пасхальными яйцами до тех пор, пока у одного участника не разобьется скорлупа яйца. Победитель тот, кто смог сохранить яйцо в целости и сохранности.

Сегодня в семьях возрождается интерес к праздникам и традициям их проведения. Праздников в России много. Древние праздники были связаны с земледельческим народным календарем. В их основе лежали языческие представления об устройстве мира.

После принятия христианства на Руси в конце 10 в. получили признание в народе праздники православной церкви. Время празднования Пасхи на Руси совпало с весенними языческими славянскими праздниками. До сегодняшнего дня в праздновании Пасхи сохранились древнеславянские обряды и обычаи. Накануне праздника принято готовить традиционные пасхальные яства: куличи, крашеные яйца, творожные пасхи. В способности яйца перевоплощаться в живое существо – птицу древние славяне находили волшебство, таинственную силу. Яйца, обмазанные кровью, служили жертвоприношением духам. Со временем яйца стали красить красной краской. В наше время для окрашивания яиц используют разные цвета, наклейки с рисунками и узорами.

Приближается большой церковный праздник Христово Воскресенье. Христианская Пасха празднуется после иудейской Пасхи, накануне которой после праздничной вечери Христос был предан апостолом Иудой Искариотом и распят в первый день праздника. Воскресение произошло в ночь с субботы на воскресенье. Этот воскресный день называют Христовым Воскресеньем.

Пасхе предшествует Великий пост, время строгого воздержания. Запрет у христиан налагался на проведение свадеб, гуляний, игр, посиделок. В дни Великого поста соблюдались жесткие ограничения в пище, запрещалось употреблять мясо, молоко, яйца, рыбу. Нарушение поста считалось большим грехом. Дозволено было есть ржаной хлеб, картофель, репу, соления, кисели, щи и каши на постном масле.

Верующие ели только два раза в день, а на последней неделе поста, страстной неделе – один раз. В страстную неделю ели только хлеб и воду.

На первой и последней неделе поста было принято ходить на исповедь.

Страстная неделя

Каждый день недели называли Страстным. Со страшного понедельника до Чистого четверга стирали, мыли избу, белили печь, приводили в порядок двор. В Чистый четверг мылись в бане.

С четверга по субботу верующие в память о мучениях Христа совершали народные очистительные обряды, посещали храмы. В Великую субботу освящали в храмах пасхальные угощения.

В ночь с субботы на воскресенье совершалась Пасхальная служба с крестным ходом, посвященная событию Евангелия — Воскресению Христа. После службы прихожане христосовались - трижды целовались со словами: «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!». После 40-дневного Великого поста все шли по домам на утреннюю пасхальную трапезу. Начинали трапезу с яйца. Хозяин дома очищал и раздавал по кусочку всем членам семьи первое пасхальное яйцо, делил поровну пасху и кулич.

Праздничная Пасхальная неделя начиналась с гуляний, игр, хороводов, ярмарок. Ее называют Светлой, Красной, Радостной. Гармонисты играли на гармошках, девушки и парни плясали, пели песни, водили хороводы, катались на качелях.

В первый день Пасхи начинался волочебный обход. По традиции женатые мужики и молодые парни обходили дома соседей, исполняя волочебные песни.

Название «волочебники» произошло от слова «волочиться» в значении «брести». Руководил всем ходом, начинал песни и получал подарки от хозяев «начальник». Припев пели «подхватнички».

Отдельно от взрослых совершали обходы домов и дети. Хозяева угощали детей крашеными яйцами, конфетами, пирогами. Волочебные обходы – один из видов развлечений. Люди верили, что визит волочебников принесет семье благополучие и не скупились на дары.

На пасхальной неделе было принято ходить в гости к родственникам на праздничное застолье.

Всю пасхальную неделю мужики и парни устраивали игры с пасхальными яйцами. На пасхальные состязания приходила поглазеть вся деревня.

Участник игры пускал крашеное яйцо с некрутой горки, у подножия которой остальные участники ставили полукругом по одному яйцу. Задача игрока — сбить как можно больше яиц. При удаче игрок брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. При промахе первого игрока в игру вступал второй. Победителем становился игрок, набравший себе большее количество яиц.

Творожная пасха

Для приготовления пасхи нужно взять творог (700 грамм), сливочное масло, сметану (стакан), сахар, вареные яичные желтки (3-5) и изюм (100 грамм). Сливочное масло, сметану, сахар и изюм добавляют в творог по вкусу. Все это растирается до однородной массы и укладывается в дуршлаг в марлевом мешочке под гнет. После того как вытечет вся жидкость, пасху переворачивают и ставят на тарелку. Приятного аппетита!

Для пасхального кулича готовят сдобное тесто. Для приготовления теста нужны следующие ингредиенты: 1 литр молока, 5 яиц, 1 стакан сахара, пачка дрожжей (10 грамм), полстакана растительного масла, 200 грамм маргарина, пачка ванилина, щепотка соли, полстакана изюма, мука. Муки брать столько, сколько возьмет тесто.

В блюдо разбить яйца, высыпать сахар и добавить пол литра горячего кипяченого молока. Все это смешать до получения пены. Теперь вылить оставшееся молоко. Отдельно высыпать в теплую воду дрожжи и щепотку сахара для подъема. Дрожжи добавляют тогда, когда смешанное молоко станет теплым. Размешиваем соль, ванилин и муку, кладем жир – маргарин и растительное масло, изюм. Маргарин можно заменить полстаканом растительного масла, тогда для теста использовать стакан масла.

Тесто размешиваем некрутое, так чтобы оно отставало от рук. После трех подъемов и перетираний укладываем тесто в формы. Печется кулич 40 минут. Необходимо чаще проверять его готовность.

После остывания кулич покрывают глазурью. Для глазури смешивают до однородной белой массы 1 стакан сахара и белок сырого яйца.

Уважаемый читатель! Очень надеюсь, что моя статья будет кому-то интересна. А какие особенности проведения Пасхи на Руси известны Вам?

и какие обычаи существуют в других странах

Пасха - праздник семейный. В воскресенье с утра верующие идут в храм на службу, потом - время разговляться куличами и сладкой пасхой. Ближе к вечеру соберутся за одним столом родные и близкие.

По русскому народному обычаю, в течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.

Кулич

Еще одним традиционным пасхальным блюдом, несомненно, является кулич. Сложно представить праздник Воскресения Христова без этой сладкой сдобной выпечки, творожной пасхи и крашеных яичек. В Великую Субботу в церкви после службы производилось освещение всей той снеди, которую хозяйки приготовили к празднику.

Традиционно куличи готовились в русской печке в огромных формах цилиндрической формы, которые по размерам могли сравниться с ведром. В современных духовках, конечно, сложно приготовить кулич такого размера, но традиционная форма сохранилась благодаря многообразию различных формочек, которыми изобилуют прилавки магазинов. В качестве украшения куличей и пасх использовали разноцветное пшено, а теперь его заменяют специальными цветными сахарными обсыпками. В древней Руси принято было сохранять остатки пасхального кулича до праздника Светлого Вознесения, который отмечается через 40 дней после Пасхи .

Пасха

Разновидностей Пасхи великое множество. Делают ее и из сливок, и из топленого молока (тогда она приобретает красноватый оттенок), и на основе желтков, и с малиновым вареньем, и с мукой. Пасха бывает даже сырной и делается из творога, но не из обычного, привычного нам молочного продукта. На Руси творогом считалось прокисшее молоко, хозяйки собирали его в течение всего Великого поста и оставляли до Пасхи. Кислое молоко настаивалось, постепенно становясь более плотным. Именно поэтому пасха в старину получалась очень легкой, мягкой и обладала удивительным запахом.

Празднование Пасхи

Традиционно празднование Пасхи открывается с торжественного богослужения во всех православных храмах. Торжественная служба начинается ночью (перед воскресением) с пения и молитв. Во время службы священники с прихожанами совершают крестный ход вокруг церкви. Ровно в полночь, зажигают все свечи и огни, звучит звон колоколов, именуемый в народе, благовестом. На традиционное поздравление: «Христос воскресе!», отвечают: «Воистину, воскресе!». Пасхальное приветствие сопровождается троекратным целованием и обменом «крашенок». После богослужения, многие верующие стараются принести лампаду с благодатным огнем в дом. Начинаются гуляния. На праздничном столе непременно должны быть освященные куличи, пасхи из творога, крашеные яйца. Приготовленные блюда имеют христианскую символику. Вообще, для разговения, в старину накрывали столы, где присутствовало не менее 40 блюд (по числу дней поста). Пред началом застолья зажигают свечи и произносят молитву господу. Трапеза начинается с вкушения крашеных яиц. Сохранилась шуточная традиция: «яичные бои». Символ возрождения - пасхальное яйцо. Считается, что оно не портится в течение года. В старину, такое сохраняли для разных случаев. Считается, что пасхальное яичко помогает при лечении некоторых недугов, помогает найти затерявшуюся скотину. В православных традициях, Пасха - самый продолжительный праздник, длится 39 дней, до Вознесения.

Во время празднования Пасхи, принято угощать бедных и стариков, делать добрые дела, подавать милостыню, заниматься благотворительностью. Пасхальная неделя на Руси, традиционно, празднуется весело и с размахом.

Народные поверия и приметы

На Руси считалось, что если в первый день Пасхи пройти с первым снесенным яйцом, катая его по углам двора, то можно прогнать всю нечистую силу.

Также можно изгнать дурные мысли, злые наговоры, грехи, окропив комнаты в доме водой, набранной в пасхальную ночь из колодца (или хотя бы из крана).

Тот, кто родился в пасхальную неделю, будет иметь отличное здоровье, удачу и достигнет высоких чинов.

Чтобы девушке быстрее выйти замуж, во время церковного служения на Пасху нужно сказать: “Восресение Христово! Пошли мне жениха холостого!”

На Пасху сбываются все любовные приметы. Ушибешь локоть - вспомнит милый. Губа зачешется - к поцелую, а бровь - кланяться с милым.

Последнее (и, может быть, самое актуальное и по сей день) - в дни Пасхи нельзя шуметь и напиваться до потери сознания.

Праздник Пасхи любят не только в России, но во всем мире этот добрый праздник собирает за обильным пасхальным столом родственников и друзей. Правда, обычаи несколько разнятся.

В пасхальное воскресенье американские семейства обязательно посещают церковь, где проходит служба во славу Иисуса Христа, восставшего в этот день из мертвых. Служба сопровождается коллективным пением в честь этого события. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами. Дети получают корзинки от "пасхального кролика ", который еще ранним утром наполнил их цветными пасхальными яйцами и массой шоколада и конфет. В Америке очень популярна пасхальная игра: катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются, кто дальше и без остановки сможет прокатить свое яйцо. Самое большое соревнование бывает в пасхальное воскресенье на газоне близ Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца

Австралия

Здесь очень популярны пасхальные яйца из шоколада или сахара - очень крупные и поменьше. Еще здесь пасхальные яйца любят делать в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента - билби. Оказывается, зверек вскоре может стать пасхальным символом Австралии. Ученые таким образом надеются предотвратить исчезновение этого вида, привлекая внимание населения к серьезной экологической проблеме. По традиции пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами, подобными картофелю, моркови, тыкве, фасоли, гороху или брокколи. На десерт подают традиционное сладкое австралийское пасхальное блюдо - «Pavlova», это торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед обязательным посещением церкви.

Польша

В Польше в пасхальное воскресенье на столе появляются холодные мясные закуски и колбасные изделия, среди них - знаменитая белая колбаса из свинины, приправленной солью, перцем, мускатным орехом, чесноком и майораном. К ней обычно подают хрен со свеклой. Это блюдо называется «цьвикла». Праздничное застолье, конечно, не обходится без домашней выпечки и сладостей. В Германии тесто для пирога замешивают на молоке и яйцах, добавляют изюм, заплетают косичкой и выпекают в продолговатых формах. В Страстную Субботу устраивались похороны постного супа - «жура», а селедку, которая тоже была основной составной частью постной еды, вешали на дереве. Священнослужители в костелах кропили святой водой пироги, яйца, хрен, колбасу, ветчину, соль, перец, огонь и воду, которые потом использовались для различных магических действий.

Болгария

По болгарской традиции на Пасху много крашеных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба. Как и в России, болгары «чокаются» пасхальными яйцами до тех пор, пока на одном из них не появляется трещина, и желают при этом друг другу удачи. Самым удачливым считается тот, у кого дольше других пасхальное яичко останется целым.

Швеция

В Швеции Пасха не такой большой праздник, как Рождество, но в школах его начинают отмечать еще за неделю до наступления. Дети и учителя вспоминают и говорят о том, что Иисус умирал, а потом воскресал из мертвых. Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками желтого, зеленого и белого цвета. В своих домах жители Швеции повсюду устанавливают желтых цыплят в обрамлении цветных нарядных перьев. Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большой красивой конфете.

Италия

Темпераментные итальянцы необычайно трепетно относятся к чистоте собственного жилища и Пасха для них — это повод для грандиозной уборки. В Пасхальное воскресенье главной площади Рима собираются тысячи человек, чтобы услышать поздравления Папы. Испокон веков в Италии на Пасху было принято есть баранину с жареными артишоками, салатом из сладкого перца оливок и помидоров и соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательные атрибуты Пасхи — это коломба, что-то вроде русской пасхи, но с более ярким лимонным ароматом. Часто она покрывается миндалем и миндальной глазурью. На следующий день после Пасхи у итальянцев принято ходить на пикники с соседями и друзьями семьи.

Исландия

В Исландии Пасха празднуется очень весело. Основным пасхальным подарком, конечно же, является яйцо, их расписывают вручную специальными кисточками и красками или красят в луковой шелухе и устраивают на голове игрушечного цыпленка, что служит символом новой, светлой жизни. Всем знакомым дарятся карточки или открытки с пожеланиями и мудрыми изречениями, которые призваны помочь в дальнейшем данному человеку. Основным блюдом на Пасху считается ягненок, запеченный с овощами и рисом. На десерт подается двухцветное печенье.

Германия

Пасхе предшествует Страстная пятница. Многие немцы обязательно едят рыбу в этот день. Никто в Германии не должен работать ни в пятницу, ни в субботу, предшествующие пасхальному дню. А в субботний вечер в разных населенных пунктах Германии устраивают большой Пасхальный костер. Это очень популярное мероприятие, и очень многие люди приходят посмотреть на этот костер - символ конца зимы и сгорания всех плохих чувств. Утром в Пасхальное воскресенье каждое семейство в Германии проводит вместе время за завтраком. Родители накануне прячут корзины со сладостями, пасхальными яйцами и небольшими подарками. После завтрака они говорят детям: «Пасхальный зайчик спрятал от вас корзины, вы должны их найти». Дети ищут их по всему дому, и это очень веселый момент праздничного дня. Во второй половине пасхального воскресенья семьи наносят визиты своим друзьям и родственникам и пьют вместе чай.

Франция

Во французской Швейцарии к пасхальным обычаям относится «украшение родников». В более чем двухстах церковных общинах родники в деревнях украшают гирляндами из пестрых пасхальных яиц, бумаги, веток и лент. Рекорд принадлежит Бибербаху: на «самом большом в мире пасхальном роднике» висит гирлянда из более чем 8 000 яиц. Имеет смысл отправиться на прогулку по Оберлаузицу между Бауценом, Каменцем и Хойерсвердой, когда в пасхальное воскресенье через деревни проходят сорбские пасхальные рыцари. В шествии принимают участие до 400 великолепно разодетых мужчин. Они несут церковные знамена, крест, а иногда и статую Иисуса. Во Франции, согласно легенде, в Страстную пятницу все церковные колокола покидают страну, чтобы «пойти» в Рим. Снова они зазвучат только по возвращении в пасхальное воскресенье. На обратном пути они приносят детям шоколад в форме маленьких колоколов и раковин.