Ребенок 11 мес ходит. Занятия с ребенком. Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев? Если ориентироваться на нормы развития, то можно обнаружить, что малыш что-то делает очень хорошо, а что-то у него не получается. Важно учитывать индивидуальные особенности грудничка. Ведь развитие психомоторных навыков зависит от многих факторов: веса, мышечного аппарата, темперамента, климата, наследственности, состояния здоровья, атмосферы в семье.

Если какие-то навыки не наблюдаются, не стоит волноваться раньше времени. Конечно, в этом возрасте кроха должен уверенно сидеть и ползать. Если он не предпринимает попыток подниматься вертикально, это даже лучше, по мнению некоторых ортопедов. Чем позже ребенок освоит вертикальное положение, тем естественнее будут формироваться изгибы позвоночника. Навык ползания может развиваться в течение нескольких месяцев. У некоторых младенцев он настолько совершенствуется, что их проворству можно только позавидовать.

Оценка психомоторного развития по «мюнхенской диагностике»

В 1997 году педагогами, психологами и медиками в Институте социальной педагогики в Мюнхене была создана функциональная диагностика, по которой можно оценивать психомоторное развитие детей до 3 лет. Что может ребенок в 11 месяцев согласно этой диагностике?

  • Из положения сидя подтягивается при помощи опоры и встает.
  • Может сделать несколько шагов вдоль опоры.
  • Делает шаги при поддержке за обе руки.
  • Поднимается на одну ступеньку при поддержке.
  • Ударяет небольшими предметами друг о друга.
  • Может взять и удержать игрушку (еду) вытянутым большим и указательным пальцем.
  • Также может совершать эти движения согнутыми пальцами.
  • Умеет листать картонные книги.
  • Катает машинку, игрушку на колесиках.
  • Бросает предметы в коробку.
  • Перекатывает мяч.
  • Находит спрятанные предметы.
  • Указывает на объект вытянутым указательным пальцем.
  • Складывает самую маленькую деталь пирамидки или матрешки в самую большую.
  • Берет в руки карандаш и пробует рисовать.
  • Выражает желания и требования при помощи звуков, слогов.
  • Указывает, где мама и папа.
  • Может произносить несколько осмысленных слов.
  • Заметна реакция на запреты, порицания и похвалу.
  • Малыш понимает значение слов и выполняет просьбы: «принеси», «дай мне», «иди ко мне».
  • Если его спрашивают о знакомом предмете или человеке, начинает его искать в пространстве.
  • Хорошо хлопает в ладоши, кивает, показывает «пока» рукой.
  • Проявляет заботу о кукле, мягкой игрушке: может погладить, пожалеть, уложить спать.

Подробнее о двигательных навыках

В 11 месяцев малыш умело орудует ложкой, хорошо держит чашку, может нарисовать свой первый рисунок в виде росчерка - все эти движения требуют точности и ловкости, развитой координации «глаза-руки». Что еще умеет делать грудничок?

  • Ползание. Еще месяц назад грудничок мог ползать по-пластунски. Но в 11 месяцев малыш должен уметь свободно и быстро ползать на четвереньках. Передвижение должно быть скоординированным и синхронным. Ребенок переставляет конечности таким способом: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога и т.д.
  • Равновесие. Благодаря постоянному ползанию, у малыша хорошо развивается координация движения и равновесие. Чтобы проверить это умение, можно провести такой эксперимент. Ребенка усадить на ровную поверхность и поднять сначала одну ногу, затем обе. Малыш не будет опрокидываться назад, он старается балансировать и удерживать равновесие, тянется корпусом вперед, вытягивает ручки. Иногда может помогать себе, опираясь на одну руку.
  • Делает первые шаги, держась за руки взрослого. Если кроху поставить на ровную и твердую поверхность, взять его за ручки, слегка приподняв их вверх, он начнет спонтанно делать шаги. Не у всех детей этого возраста получается это упражнение. Первые шаги неуверенные, слишком широкие, ноги при этом сильно выпрямляются.
  • Встает на ноги из положения сидя. Этот навык вырабатывается с опорой. Самостоятельно подняться малыш пока не умеет. Как стимулировать развитие этого умения? Можно положить на краю дивана игрушку и попросить малыша взять ее. Грудничок, который находится на полу, попытается подняться, опираясь о диван, и добыть игрушку. Такие упражнения можно повторять ежедневно. Когда малыш встает, то сначала выносит одну ногу вперед, опирается и подтягивается. Нужно следить, чтобы ребенок при подъеме одинаково умело мог выносить вперед и правую, и левую ногу.
  • Развитие хватательного навыка. Большой предмет ребенок может захватывать всей ладошкой. Но если грудничку предложить маленькую игрушку, кусочек печенья, он возьмет лишь двумя пальцами - большим и указательным. Этот навык называется щипцовым захватом. Он должен быть одинаково хорошо развит на обеих руках. Если малыш отдает предпочтение только правой или левой руке, нужно стимулировать его к симметричному развитию навыка.

Есть ли разница в моторном развитии девочки и мальчика в 11 месяцев? В «Мюнхенской функциональной диагностике развития», как и в других достоверных и объективных источниках, нет данных о гендерных различиях в формировании навыков. Специалисты считают, что не стоит акцентировать внимание на этой теме. На темпы развития может влиять тип телосложения, развитие мышечного аппарата, темперамент, наследственность, а также родовые травмы и неврологические нарушения.

Речевое и психоэмоциональное развитие

Моторные навыки ребенка в 11 месяцев связаны с развитием речи, интеллекта, эмоций. Нельзя выделить главные и второстепенные умения малыша, их нужно рассматривать в комплексе.

  • Повторение слогов. В этом возрасте кроха может повторять слоги, которые воспроизводят взрослые. Для этого нужно сесть рядом с малышом, медленно и с четкой артикуляцией произносить разные типы слогов. Одиннадцатимесячный грудничок способен хорошо копировать не только слоги, но и интонации.
  • Речь сопровождается жестами. На вопросы грудничок может отвечать движениями головы: «да» или «нет». Можно заметить: когда грудничок что-то просит и произносит «дай-дай», то одновременно протягивает ручку и многократно сжимает ее. Логопеды считают, что такой жест говорит о готовности малыша говорить. Важно в этом возрасте развивать мелкую моторику, которая связана с развитием речи. Гибкие пальчики и множество тонких движений кистями рук подтолкнет кроху к быстрому речевому развитию.
  • Первые слова. Появляются специфические слова детского лексикона: «би-би», «брр» (машинка), «ля-ля» (кукла, ребенок), «па-па» (пока и папа). При этом слова употребляются в широком значении. Например, «ба-ба» может указывать на любую бабушку, не только родную; «ав-ав» может обозначать собаку, кошку, любое животное. Малыш может называть словами не только предметы, но и действия, даже отдельные ситуации. Не сразу мама может разобраться в лексиконе грудничка. Логопеды рекомендуют специфические детские слова переводить на «взрослый» язык и выговаривать их правильно. Исправлять грудничка не нужно, он должен слышать альтернативный вариант и со временем перейдет на него.
  • Развитие памяти и мышления. В 11 месяцев дети умеют воспроизводить в памяти образы предметов. Если попросить грудничка найти мяч или куклу, он будет искать предмет по зрительному образу, который уже заложен в памяти. Малыш пока что мыслит когнитивными схемами, то есть запоминает какую-то цепочку событий и признаки объектов. Но если появляется что-то новое, ребенок может растеряться, потому что это не вписывается в его прежнюю мыслительную схему. Познание мира происходит благодаря постоянному расширению и изменению этих схем. В этом возрасте дети начинают группировать предметы и объекты по признакам: еда, игрушки, люди, животные и т.д.
  • Реакция на запреты. Грудничок понимает, когда ему запрещают что-либо делать. В первую очередь он проверяет реакцию мамы, потому что базовое чувство безопасности связано именно с ней и ее эмоциональными реакциями. Если, скажем, на прогулке он нашел камушек и хочет попробовать его на вкус, то первым делом посмотрит на лицо мамы. Часто в этом возрасте дети послушны и реагируют на табу. Но не за горами тот возраст, когда ребенок начнет испытывать терпение родителей и проявлять свое знаменитое «я сам!».
  • Реакция на поощрения. В 11 месяцев малыш умеет воспринимать и осознавать похвалу. Психологи рекомендуют поощрять грудничка, хвалить, если у него что-то получилось, подбадривать, если что-то не выходит. Похвала и позитивное отношение к деятельности грудничка уже в этом возрасте влияет на формирование адекватной самооценки в будущем.
  • Грудничок выполняет просьбы. Малыш хорошо понимает значение просьб и пожеланий взрослых. Он охотно приносит игрушки, делится печеньем, «помогает» по дому. Начинаются примитивные сюжетно-ролевые игры, которые помогут грудничку социально адаптироваться, развивают коммуникативные навыки.
  • Общение. Постепенно проходит период, когда ребенок боялся незнакомых людей и мог заплакать, если его брали на руки и забирали от мамы. Теперь грудничок больше доверяет миру и охотнее общается с новыми людьми. Также у крохи могут появиться первые друзья в песочнице. Вместе дети пока не умеют играть, но первые ссоры из-за игрушек уже могут возникать. В этом возрасте малыши соглашаются на обмен игрушками с другими детьми, таким способом легко решаются конфликтные ситуации.

Дети этого возраста хорошо улавливают настроение взрослых по глазам, мимике, интонациям голоса. Их эмоциональная сфера также расширяется. Психологи не рекомендуют подавлять негативные эмоции грудничка.

Скоро у вашего малыша первый юбилей - через месяц ему исполнится год. Оглядываясь назад и подводя итоги вы заметите, какие сильные изменения произошли всего за 11 месяцев. Из младенца, способного лишь на простейшие рефлексы, не умеющего даже держать в руке игрушку, ребенок превратился в достаточно ловкого, сообразительного человечка, любопытного и веселого, способного передвигаться и пробующего ходить, воспринимающего и познающего мир вокруг, различающего предметы и пробующего произносить звуки и слова.

В 11 месяцев активность ребенка значительно возрастает, он с небывалой энергией исследует окружающий его мир (см. также: )

Задача родителей не просто чем-то занять малыша, а помочь своему крохе развиваться быстро и гармонично, изучать окружающую обстановку и приобретать необходимые для жизни навыки. Вместе со своими детьми вы сможете заново открыть многие вещи, взглянуть на них глазами ребенка. Постоянно общайтесь со своим малышом, играйте с ним в развивающие игры и игрушки, учите его говорить и ходить.

Занятия по развитию речи

Человек - существо социальное, и одна из важнейших потребностей - общение. Потому все родители прилагают много усилий, чтобы побыстрее научить малыша разговаривать.

Вначале детям свойственно разговаривать упрощенно, используя своеобразную лексику: «ам», «бай-бай» и т.п. Ребенок охотно занимается словотворчеством, используя как распространенные, так и придуманные им самим «детские» слова. При этом некоторые дети так изобретательны, что удивляют не только собственных мам и пап, но и профессиональных лингвистов. А родители, в свою очередь, с гордостью делятся с друзьями фантазиями своего отпрыска.

Первый шаг - научится понимать своего ребенка. Если вы не совсем поняли свое чадо, не бойтесь ошибиться, выскажите все свои догадки. Малыш приходит в восторг, видя, что мама и папа, в отличие от других людей, понимают то, что он пытается выразить.

Его речь для родителей уже не просто набор звуков, она стала осмысленной. И ребенок очень старается, чтобы понять его было проще, пытается говорить правильно. Обязательно похвалите ребенка за его попытки, даже если они не увенчались успехом.

Игра - дело серьезное!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Игра - ключ к становлению личности, формированию жизненно необходимых навыков, речевых, двигательных и мыслительных. Вы можете применять предложенные ниже варианты в неизменном виде или адаптировать их, учитывая склонности и пристрастия своего крохи:

  1. Речевые игры . Изучить новые слова проще в игровой форме. Для пополнения словарного запаса ребенка нужно повторять простые слова, чтобы они отложились в памяти. Будет лучше, если включить в процесс игрушки - пусть любимый мишка покушает мед и скажет об этом, зайчик ляжет в кроватку и пропоет ребенку «баю-бай», а собачка помашет лапкой и попрощается маминым голосом.
  2. Предмет и рисунок . Возьмите игрушку, нравящуюся вашему малышу (например, грузовик), покатайте его вместе с ребенком по полу, а потом спрячьте, положив на его место изображение грузовика. Спросите у ребенка про грузовик. Если малышу сложно сразу понять, в чем дело, помогите ему, показав пальцем на картинку.
  3. «Попроси» . Выберите любимые игрушки вашего ребенка, поиграйте с ним, а потом уберите одну из них за спину. Крошка должен понять, что если ему нужны игрушки, об этом надо сказать. Выучите слово «дай» - как правило, дети быстро учатся его произносить.
  4. «Фото-гид» . Возьмите несколько фотографий близких родственников и расставьте их перед ребенком. Пусть ваше чадо учится узнавать и различать близких людей на фотопортретах. Помогите ему, расскажите где бабушка, где дедушка. Поощряйте кроху самого произносить слова в упрощенной форме. Закрепляйте навыки.

Читаем и поем с малышом

Рифма . Скорее всего, вы уже пели своему малышу колыбельные, но 11 - 12 месяцев - подходящий возраст, чтобы расширить кругозор. Простые мелодичные песни и короткие стишки не только расширят словарный запас крошки, но и привьют чувство ритма, активизируют память и приобщат ребенка к элементам искусства.

Книги . Чтение - прекрасное занятие для абсолютно любого возраста. Если вы раньше не читали ребенку книг, в 11 месяцев однозначно пришло время ввести это в обиход (подробнее в статье: ). Лучше всего подойдут красочные детские сказки, басни и стихи с картинками. Даже непоседа будет с удовольствием слушать сказку, просто более активные дети лучше воспримут чтение, совместив его с другим более подвижным занятием. Кто-то из детей сосредоточится на звуке голоса чтеца, других больше привлечет разглядывание цветных иллюстраций.

Если ваш ребенок любит «взрослые» вещи и предпочитает детской книжке мамин журнал мод - ничего страшного. Покажите ему красочные рисунки красивых тетей и дядей, изучите части тела. Покажите малышке ручку, ножку, ушко, носик на картинке. Пусть он сам покажет части тела в журнале, у себя и у мамы, а вы в это время повторяйте название. Обратная ситуация, когда мама увлеклась детскими книжками и с удовольствием читает сказки, тоже совершенно нормальна.

Развиваем моторику и сообразительность

Помимо развития речи, 11-месячным детям нужны игрушки, помогающие развивать координацию движений и изучать пространство. Ребенок в игровой форме учится двигаться, знакомится с собственным телом и пытается им управлять, овладевает основами ориентирования в пространстве.

Одна из полезнейших игр - «слезь и залезь». Научите малыша спускаться с кушетки и забираться на нее. Возьмите куклу или мячик, посадите малыша на диван, а игрушку скиньте на пол. Поощряйте кроху достать игрушку. Придерживайте своего непоседу, направляйте его ногами вперед, также научите младенца забираться на диванчик или стул. Эти навыки тренируют моторику и прививают самостоятельность.

Повторяйте игру, пока ребенок не научится уверенно спускаться и забираться на различные предметы обстановки самостоятельно. Ребенок радуется, что смог достать игрушку, но не забывайте хвалить малыша и называть его ласковыми именами в процессе занятия, особенно когда в его действиях наблюдается прогресс и он добился определенных успехов.

Игры на координацию можно начинать и до 11-месячного возраста. Достаточно, чтобы ребенок умел ползать. Можно организовать дома настоящую полосу препятствий или лабиринт, для чего использовать разные преграды: диванные подушки, пуфики, стулья, большие мягкие игрушки. Предоставьте малышу самому решить, как преодолеть препятствие - ведь его можно перелезть или обогнуть. Разложите любимые игрушки в разных частях лабиринта, чтобы ползунок радовался, обнаруживая их.


Взаимодействие малыша с игрушками в этом возрасте можно разнообразить, чтобы они приносили дополнительный развивающий эффект

Игрушки вроде кубиков и пирамидок дают малышу отличную возможность изучить такие понятия, как форма, размер, цвет, количество. Ставя кубики один на другой, нанизывая диски на ось, пробуя вставить предметы один в другой, ребенок знакомится со свойствами пространства и элементов, в нем находящихся. Во время игры рассказывайте ребенку, что у кубика и пирамидки разные формы, что маленькие кубики лучше ставить на большие, называйте цвета игрушек, считайте предметы.

Ролевые игры

С 11 месяцев уже можно начинать играть в ролевые игры (подробнее в статье: ). Ребенок уже не просто перекладывает игрушку из руки в руку, его действия осмыслены: мишка спит, собачка кушает, кукла ходит. Малыш еще не вполне осознает, что можно о ком-то заботиться и, конечно, не в состоянии нести ответственность. Но ролевые игры - первый шаг на этом пути. Они учат детей любви и заботе.

Наши детки растут очень быстро. Наблюдать за маленьким человечком не только интересно, но и полезно. Ведь это поможет выявить и своевременно устранить отставания в развитии.

Каждому возрасту малыша должны соответствовать определенные успехи. Что должен знать и уметь ваш ребенок в 1 год и 11 месяцев?

Физиология малыша в возрасте 1 года 11 месяцев

В таблице приведены нормы, установленные нашим Министерством здравоохранения. Ребенок, которому через месяц исполнится 2 года, приблизительно должен соответствовать этим параметрам.

Не стоит отчаиваться и поддаваться панике, если ваша кроха не соответствует указанным параметрам.

Каждый ребенок индивидуален!

Конечно, чтобы быть спокойным за развитие своего малыша, можно обратиться к доктору.

Что умеет делать ребенок в 1 год и 11 месяцев?

Рассмотрим подробно, на что может быть способен маленький человечек всего за месяц до своего двухлетия.

  • Речь

Активно речь малыша начинает развиваться с полутора лет. В возрасте год и 11 он имеет уже достаточный для общения словарный запас. В его лексиконе присутствуют порядка 200 слов, которые он успешно складывает в небольшие предложения.

В этом возрасте нужно разговаривать с ребенком как можно больше. При этом не нужно сюсюкаться с ним, подражая его речи.

Напротив, при разговоре со своим крохой нужно четко выговаривать каждое слово. Тогда и речь его быстрее будет становиться правильной и понятной.

Очень полезно читать малышу детские стишки, напевать небольшие песенки. В возрасте год 11 месяцев малыш впитывает информацию, как губка. Он быстро схватывает отдельные фразы и слова, успешно повторяя их и расширяя свой словарный запас.

  • Коммуникабельность

Совсем скоро вашему любимому человечку исполнится 2 годика. Вы устроите праздник, пригласите на него других деток. А умеет ли ваш малыш общаться со своими сверстниками?

За месяц до своей второй годовщины со дня рождения ребенок должен проявлять активное любопытство, стремиться к общению со своими ровесниками, пытаться идти первым на контакт с ними . В этот период между детьми наблюдается своеобразное сотрудничество. Они пытаются вместе выполнить какую-либо работу, к примеру, построить домик из кубиков.

К сожалению, между малышами могут возникать разногласия или ссоры. Кроха, если за несколькими малышами наблюдает один взрослый, может потребовать к себе повышенного внимания, показать задатки будущего характера.

В год и одиннадцать малыш понимает, когда к нему обращаются с просьбой или замечанием. При этом он реагирует на интонацию, выделяя в вашем голосе недовольство, просьбу или одобрение.

Большинство малышей в возрасте года и 11 месяцев охотно идут на контакт даже с малознакомыми людьми.

  • Физическое развитие

Если ваш ребенок развивается нормально, то к году и 11-ти месяцам он уже многие вещи делает.

  • Ходит и бегает без посторонней помощи.
  • Поднимается и спускается по лестнице, при подъеме опираясь на каждую ступеньку только одной ножкой.
  • Повторяет танцевальные движения, приседает и раскачивается под музыку, марширует.
  • Подпрыгивает на двух или на одной ножке, не падая и не наклоняясь набок.
  • Ловит мяч, бьет по нему в указанном направлении.
  • Умеет пятиться назад.

К двум годам малыш должен быть активным, с интересом играть в подвижные игры и обладать хорошей координацией движения.

Чем ближе двухлетний возраст, тем активнее у детей развивается любопытство и любознательность. Они с интересом изучают все новое и незнакомое.

Для чего нужен режим ребенку? Каким он должен быть у малыша в 1 год 11 месяцев?

Режим дня дисциплинирует малыша и приучает его к порядку. Он знает, что после того, как он проснулся, нужно умыться и почистить зубки. Прием пищи в одно и то же время способствует хорошему аппетиту. Регулярный дневной сон успокаивает нервную систему ребенка.

Распорядок дня малыша в этом возрасте мало отличается от режима полутора или двухлетнего ребенка. Небольшое отличие существует между режимом детишек, которые сидят с мамой дома и теми, кто ходит в ясли. В первом случае утром кроха может поспать подольше. В детсад или ясли маленького человечка придется поднимать утром не позднее 7 часов.

Примерный распорядок малыша, который сидит дома с мамой или бабушкой выглядит приблизительно так:

  • 09-00 — 9-30 Подъем, водные процедуры и зарядка
  • 09-30 — 10-00 Завтрак
  • 10-00 — 10-30 Развивающие занятия с взрослыми (лепка, рисование)
  • 10-30 — 12-30 Прогулка и активные игры
  • 12-30 — 13-00 Свободное время (игры с любимыми игрушками)
  • 13-00 — 14-00 Обед
  • 14-00 — 16-00 Дневной сон
  • 16-00 — 16-30 Полдник
  • 16-30 — 18-00 Прогулка
  • 18-00 — 18-30 Развивающие игры с взрослыми (лепка, рисование)
  • 18-30 — 19-00 Свободное время
  • 19-00 — 19-30 Ужин
  • 19-30 — 20-30 Чтение книжек, успокаивающие игры
  • 20-30 — 21-00 Водные процедуры перед сном
  • 21-00 — 9-00 Сон

Данный распорядок дня не является эталоном. Маленькие дети, как и взрослые, делятся на сов и жаворонков. Подстройте режим дня под биологические часики вашего малыша .

Чем кормить ребенка: питание карапуза в 1 год и 11 месяцев

Организм маленького человека значительно отличается от организма взрослого, поэтому для нормального развития и роста малышу необходимо оптимально сбалансированное питание, соответствующее его возрасту. В год и 11 ребенок хорошо управляется со столовыми приборами и умеет пережевывать пищу.

В ежедневном меню обязательно должны быть разнообразные продукты.

  • Курица, говядина или телятина, нежирная свинина . Суточная норма этих продуктов составляет не менее 90 грамм. Обычно мясо подают в виде паровых котлет или мелких и хорошо потушенных кусочков. Можно давать ребенку сосиски или сардельки, но только отличного качества.
  • Рыба . Так как малыш не сможет самостоятельно выбрать косточки, готовить рыбные блюда нужно из филе. Рыбу можно отваривать или тушить с овощами, готовить малышу из нее суп.
  • Печень . Этот продукт очень полезен маленькому организму, так как содержит легко усвояемые высококачественные белки, минеральные соли, гликоген (природный крахмал) и витамины. Печень способствует нормальному пищеварению, благотворно влияя на кровь.
  • Молоко и молочные продукты . В сутки малыш должен потреблять до 200 мл кефира и 600 мл молока (не только в чистом виде, но и с молочными кашами). Кроме того, крохе жизненно необходим творог. Если он не любит кушать его в чистом виде, испеките ему вкусные сырники или сделайте творожную запеканку, а если отказывается от молока, сварите какао. Давайте малышу сливочное масло до 15-20 грамм в сутки.
  • Овощи и фрукты содержат большое количество витаминов и минералов, способствуют нормальному пищеварению. Оптимальным вариантом является использование продуктов, собранных со своего дачного участка. Но если у вас нет такового, старайтесь покупать овощи и фрукты на рынке у мелких российских продавцов, которые продают продукцию со своих приусадебных участков. Там, по крайней мере, не будет нитратов. В сутки малышу достаточно 250 граммов овощей и фруктов плюс 200 граммов картофеля. Не забывайте добавлять в овощные блюда зелень — лук, укроп или петрушку.
  • Крупа . Каши из различных крупяных изделий составляют большую часть рациона ребенка в год и 11 месяцев. Не обязательно варить кашу на молоке. Из круп можно приготовить гарнир, запеканку, биточки или оладьи.
  • Яйца . Продукт содержит такие полезные вещества — лецитин, цистеин и метионин. Вкусный воздушный омлет станет прекрасным завтраком для малыша.
  • Напитки . В магазине имеется огромное количество соков для детей младшего возраста. К ним добавляется обычный (но не крепкий) черный или зеленый чай, компоты из сухофруктов или свежих ягод и кисели.

Приучайте ребенка кушать с хлебом, неважно с каким — пшеничным или ржаным. В нем имеются разные полезные компоненты.

Не давайте малышу блюда с острыми приправами. Кроме того, пища ребенка должна быть немного не досолена.

Досуг ребенка в 1 год и 11 месяцев: обучающие и развивающие игры

Чтобы малыш не отставал в развитии от своих сверстников, ему нужно уделять максимум внимания. Если ребенок ходит в детсад, там с ним занимаются методисты и воспитатели. Домашний же малыш может научиться чему-то новому только от близких людей.

В возрасте год и 11 нужно продолжать занятия и игры на развитие мелкой моторики . Рисование, лепка из пластилина, глины или теста, сборка пазлов, нанизывание бусинок не только укрепляют ручки малыша, но и способствуют развитию его речи.

Чтобы развивать интеллектуальные способности крохи, предложите ей разложить по цветам кубики или другие игрушки (красный к красному, зеленый к зеленому и т. д.).

Учите ребенка понятиям большой и маленький . Если у него есть матрешка или другие одинаковые игрушки разного размера, предложите ему выстроить их по росту. С тем же успехом можно разделить игрушки на мягкие и твердые.

Чтобы малыш не заскучал за монотонными ежедневными занятиями, проявите смекалку, и каждый день учите его чему-нибудь новому . К примеру, когда он освоит понятие твердый и мягкий, предложите ему найти и показать все мягкие или твердые предметы в вашем доме.

Чтобы маленький человечек развивался гармонично, уделяйте ему как можно больше времени . На прогулке рассказывайте обо всем, что вас окружает — о растениях, животных, домах или машинах.

Не забывайте уделять достаточно времени активным играм на свежем воздухе.

Чтобы развить коммуникативные способности, особенно если малыш не ходит в садик, гуляйте с ними на площадке, где много других детишек.

Общайтесь со своим любимым человечком каждую свободную минуту!

Уже совсем скоро вашему малышу исполнится один год. Он уже многое умеет делать самостоятельно, все меньше времени проводит на руках у мамы, и все больше - исследуя окружающий мир.

Таблица развития

Как спят дети в этом возрасте?

Общее время, отведенное на сон одиннадцатимесячного малыша, составляет около тринадцати часов. Оно также делится на десять часов ночью и по полтора часа два раза в день.

Дневной сон теперь представляет все большую проблему для мамы. С каждым днем, узнавая новые игры, получая новые впечатления, малыш соглашается засыпать с все возрастающей неохотой. Поэтому мама должна четко установить режим дня, чтобы ребенок выработал определенные привычки, связанные как с отходом ко сну, так и с другими важными действиями.

Психологическое развитие на 11 месяце жизни

Режим дня для малыша важен не только с точки зрения сна-бодрствования. К этому возрасту ребенка необходимо знакомить с понятием времени , а проще всего сделать это с помощью четко фиксированного режима. Нет, не стоит устраивать дома режимное предприятие, время для игр и фантазий тоже должно быть. Но вот время и последовательность обязательных ежедневных процедур лучше зафиксировать и стараться не менять. Можно даже составить красивую табличку с картинками и повесить ее напротив кроватки или на дверь детской.

Общение ребенка приобретает некоторые черты манипуляции. Он уже освоил границы дозволенного у близких родственников, но все еще пытается их сдвинуть для получения желаемого предмета. Например, заходится громким плачем в магазине игрушек, если вы отказываетесь купить очередной игровой набор.

Как отличить искреннее расстройство от манипуляции? Очень просто. Малыш выгибается, плачет, кричит, но в глазах нет и следа слез? Поздравляем, вами манипулируют. Не стоит поддаваться на такие провокации, иначе вместо хорошего доброго ребенка у вас в доме поселится маленький тиран.

Речь так же не стоит на месте. Малыш спокойно повторяет за всеми даже самые сложные звуки, прекрасно понимает обращенные к нему слова и даже может сам произнести около десяти простых слов. Он отзывается на простые просьбы родителей, может как соглашаться с их действиями кивком головы, так и отвергать предлагаемое.

Постепенно карапуз учится выстраивать цели и последовательность действий, с помощью которых эти цели реализуются. Если же что – то не получается, он будет повторять это снова и снова пока не добьется нужного результата. А добившись, ждет от вас похвалы. Сейчас он вообще очень зависим от вашего одобрения его действий. Поэтому, чтобы малыш развивался в гармоничную и здоровую личность, хвалите его как можно чаще.

Как правильно хвалить ребенка в зависимости от половой принадлежности: мальчика следует хвалить за сделанные дела или совершенные открытия. Этим вы стимулируете его на дальнейшие свершения и развитие. А вот девочку наоборот следует хвалить всегда, просто за то, что она есть, естественно в разумных пределах. Так вы сумеете вырастить здоровую, полноценную девушку без комплексов и зажимов.

Малыш учится отличать игру от жизни . Так, если раньше он мог испугаться или заплакать, когда вы прячете его любимую игрушку, то теперь он понимает, что это всего лишь игра.

Движения и действия малыша на 11 месяце жизни

Ползанье на четвереньках остается в далеком прошлом. Малыш уже оценил преимущество передвижения на двух ножках и старается совершенствовать этот навык. Скорее всего, он уже уверенно бегает по дому и заглядывает во все углы. Некоторым для таких перемещений еще требуются специальные ходунки, но большинство деток уже не нуждаются в дополнительной опоре для крайне шустрых перемещений.

Теперь кроха с легкостью присаживается на корточки из стоячего положения, а значит, для него не составит труда самостоятельно пользоваться горшком. Так что пришла пора приучать его проситься в туалет и садиться на горшок.

Помимо того, что ребенок уже способен сам попросить покушать, к одиннадцати месяцам он уже и кушает самостоятельно: правильно держит ложку и подносит ее ко рту, может взять бутылочку и попить.

Запаситесь терпением и влажными салфетками. Скорее всего, малыш посчитает, что кашу весело не только есть, но и разбрасывать по полу и размазывать по стенам. А еще он уже довольно метко плюется, если что-то кажется невкусным.

К одиннадцати месяцам в жизни малыша появляется новое увлечение - ступеньки. Он готов спускаться и подниматься по ним часами. Естественно, задача мамы – обеспечить абсолютную безопасность в период этого увлечения.

Основные направления развития

Первым пунктом в списке развивающих занятий остается развитие речи . Всячески стимулируйте у малыша желание разговаривать , предлагайте разные речевые игры: например, сложите в коробку разные игрушки и, доставая их оттуда, рассказывайте малышу, что же вы достали. Попытайтесь вместе с малышом разбить игрушки на смысловые группы: машинки, колесики, шлемы – это одна группа, а кукла, платье, бутылочка для куклы – другая. Помимо речи такие игры развивают еще и мышление.

Не стоит забрасывать и освоение мелкой моторики . Игры с крупами, лепка или рисование остаются вашими главными помощниками в этом.

Если ваш малыш еще не ходит , не стоит заставлять его насильно. Используйте некоторые хитрости: например, поставьте любимые игрушки так, чтобы кроха мог достать их только из положения стоя. Продолжайте регулярно делать гимнастику и укрепляющий массаж.

Совсем скоро вашему карапузу исполнится годик. Продумайте настоящий праздник, торт и свечи. А возможно у вас уже появились друзья? Пригласите и их на это торжественное мероприятие.

Игры в 11 месяцев

Ваш малыш уже не слишком охотно играет со старыми игрушками. Скорее всего, теперь он предпочитает что-то посолиднее: например, мамин сотовый телефон или крышки от кастрюль. Папина бритва или наушники тоже подойдут для развлечения. Словом все те предметы, в которые играют мама с папой. Как с этим бороться? Предложить малышу детские аналоги всех этих предметов, благо, что разнообразие игрушек в детских магазина это позволяет.

Что же теперь вызовет у крохи интерес?

  • Сотовый телефон. Приобретите ребенку свой собственный игрушечный сотовый, который умеет читать сказки, петь песенки и даже разговаривать.

Наличие разных интерактивных игрушек ни в коем случае не заменяет маму. Продолжайте читать малышу книжки и петь, ведь ему по-прежнему очень важна близость с вами.

  • Интерактивные обучающие книжки.
  • Набор детской посуды или пластиковых инструментов в зависимости от предпочтений вашего малыша.

11-месячный ребенок уже многое умеет: некоторые дети к этому возрасту начинают ходить и не дают своим родителям ни минуты покоя, а если не могут ходить, то энергично ползают. Им все интересно, они все хотят попробовать, в том числе, на вкус. Это трудное и приятное время: за малышом нужен постоянный присмотр, но многие сложности раннего младенчества уже решены, а до переходного возраста в 3 года еще жить да жить.

В 11 месяцев ребенок может быть уже совсем самостоятельным, в том числе что касается передвижений, однако это индивидуальный показатель

Вопрос безопасности стоит на первом месте. Родители должны тщательно подготавливать квартиру к активности ребенка: все острые и режущие предметы надо убрать в шкафы и запереть их на ключ, тяжелые вещи – утюг и прочее, тоже надо убрать. Неплохо будет, если мама и папа позаботятся о смягчении острых углов столов и тумбочек, замотают их мягким поролоном, прикрепят к ножкам. Обязательно надо закрыть специальными крышечками электрические розетки - крышечки продаются в магазинах.

Поговорим о навыках ребенка, которые должны у него появиться в этот период. Их надо знать, чтобы не пропустить нарушения в развитии малыша, хотя надо учитывать, что срок появления определенных навыков является приблизительным. Если малыш отстает на пару месяцев, это может быть связано с его характером, а не с психической отсталостью.

Физические навыки малыша

За 11 месяц малыш набирает в весе до 400 грамм и прибавляет в росте 2 сантиметра или чуть меньше. Мальчики весят больше и по росту они выше: рост до 74 сантиметров, вес до 10-11 килограмм. Девочки весят на килограмм меньше – около 9 кг, а рост у них на пару сантиметров меньше. В этот период у ребенка уже имеются 6–8 зубов.

Другие физические показатели развития ребенка в это время довольно приблизительны. В зависимости от характера и темперамента малыш способен начать ходить, может только ползать или просто вести себя спокойно, играя в манеже и не просясь «на свободу». Многие младенцы-мальчишки начинают ходить уже после года - это вполне нормально.


Первые шаги - самое приятное новообразование этого периода развития малыша

Есть некоторые базовые навыки, которые должны быть у одиннадцатимесячного малыша:

  • Возможность сидеть без опоры и садиться без помощи взрослых. В этот период ребенок способен вставать на ножки и стоит, держась за прутья манежа или кроватки.
  • Он начинает ходить , держась за устойчивые предметы мебели, за руку с мамой малыш тоже хорошо ходит.
  • Он координирует свои движения , меньше падает и врезается в мебель, но описанные выше меры предосторожности не стоит забывать: в порыве радости или других чувств ваше дитя может неосмотрительно встать на ножки под столом или неудачно повернуться и ушибить голову.

В 11 – 12 месяцев малыш каждый день совершает открытия, он любознателен, стремится всюду залезть и все посмотреть (рекомендуем прочитать: ). Более спокойные дети удобны для своих родителей, но если чадо устраивает в квартире кавардак, все берет и пробует на ощупь и на вкус, всюду пролезает, не дает маме отдохнуть ни минуты, общается с ней, требует внимания - все в порядке, он развивается точно по графику.

Нервно-психические показатели и умения

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Одиннадцатимесячный малыш играет в свои игрушки «по-взрослому» : он укачивает любимую куклу, кормит ее с ложки, он собирает пирамидку и складывает конструкции из кубиков, с удовольствием катает с папой машинку или мячик. Свои действия он часто сопровождает соответствующими звуками: катая машинку, говорит «би, би» или «ду, ду». Он совершает логические действия - если спрятать игрушку под подушкой у него на глазах, ребенок ее вытащит через несколько секунд.


Малыши очень разные: кому-то нравятся подвижные игры, кто-то предпочитает тихие спокойные занятия - все это вписывается в рамки нормы

Лепет становится осмысленным . Дети говорят первые слова: «дай, мама, папа, баба». Показывая на собачку, говорят «ав, ав», на кошечку – «ма-а», то есть их слова являются указательными, характеризующими определенных существ и предметы. Если ребенок выучил какое-либо слово, он может обозначать им не только человека, но и связанные с человеком предметы или действия. Словом «мама» он определит мамино платье или туфли, а также купание в ванночке.

В первое время бывает, что сказав какое-то слово, малыш его «забывает». На самом деле это не так - он просто утрачивает интерес к слову, которое уже одолел. Вскоре он станет повторять все слова, которые умеет говорить, поэтому тревожиться не надо.

Малыш уже может донести до взрослого свою мысль . Очень важно разговаривать с ребенком как можно больше, при этом не коверкая слова, не «сюсюкая» - благодаря этому малыш научится разговаривать быстрее. Читайте ему сказки и стихи, показывая картинки - малыш будет смотреть и сопоставлять определенные слова с изображением.

В 11 месяцев ребенок общается не только с родителями и бабушкой, ему становятся интересны и другие люди. Поначалу он боится чужих, но в присутствии родителей начинает с ними общаться, также старается завести знакомства с другими детьми, приходящими к вам в гости. Это хороший признак, но обязательно следите за играющими детьми - они еще маленькие и многого не понимают. Дети могут поссориться из-за игрушки, кого-то из них могут заинтересовать глазки приятеля или его волосы. Только взрослый способен урегулировать такие ситуации.

Что нужно уметь ребенку в 11 месяцев?

У малыша складывается своя схема мира, которую он способен пополнять или менять при поступлении новой информации. Развитие малыша в 11 месяцев, по мнению врачей, в том числе доктора Комаровского, состоит в следующем:
(рекомендуем прочитать: )

  1. Ребенок отличает помещения в доме одно от другого и знает, за какими предметами куда надо идти: за соской – в спальню, за ложкой – на кухню и так далее, то есть у него развивается память.
  2. Он может самостоятельно сидеть без опоры и садится самостоятельно.
  3. Встает на ножки и стоит, держась за опору, ходит с мамой за ручку, делает 1 – 2 шага самостоятельно.
  4. Пьет из чашки, ест с ложки.
  5. Знает, как использовать различные предметы, то есть, что ложкой кушают, расческой причесываются.
  6. Понимает, что ему говорят взрослые, реагирует на их предложения типа «давай наденем кофту», «пойдем на улицу», выполняет короткие просьбы типа «дай мячик», «положи книжку».
  7. Самостоятельно играет в кубики и пирамидку, при этом берет игрушки большим и указательным пальцами.
  8. Сопоставляет предметы с их изображениями на картинках. Может принести вам предмет, если вы покажете его изображение и попросите принести.

Как подкрепить достижения малыша?

К концу первого года жизни устанавливается определенный режим жизни человечка, который сильно зависит от индивидуальных предпочтений. Одни дети любят подольше поспать, другие – пораньше встать. Подстройтесь под биологические часы конкретного ребенка и вы не будете испытывать неудобств. Каждому малышу надо обязательно спать днем - некоторые дети спят 2 раза по часу, некоторые – 1 раз, но долго, по 2 – 3 часа.

В описываемый период меняется рацион ребенка. Грудное молоко остается основой питания, но в меню вводят и другие продукты. Рацион больше походит на питание взрослого человека. Для развития костей ребенку нужно мясо, но давать его надо в виде пюре, все остальные продукты тоже нужно измельчать для лучшей усвояемости. Есть ряд продуктов, которые противопоказаны ребенку - это маринованные, острые, засоленные, копченые продукты. Не забывайте давать малышу фрукты в виде фруктовых пюре и свежевыжатые соки.