Уроки материнства: чему нас учат наши дети? Чему нас могут научить наши дети? Дети нас учат

После рождения ребенка, со временем, к каждому сознательному родителю приходит понимание того, что не только мы, взрослые, учим и воспитываем детей, но и они, дети, тоже являются отличными воспитателями и учителями для нас! Хотите узнать, какие самые важные уроки преподносят нам наши дети? Тогда эта статья для вас!

  1. Быть гибкими. С появлением ребенка некоторые правила и законы вашего мирного сосуществования с супругом могут разрушиться. На их место приходят новые правила, и чаще всего они уже не такие жесткие и непоколебимые. Ребенок учит нас находить подход, искать другие способы решения задач. Ребенок учит нас находить контакт нашего Я с Я ребенка, подстраиваться и находить компромисы. Да, мы можем стать на позицию: “Я мама - и я всегда права. Я больше и сильнее, поэтому мне решать!”, но от этого наш контакт и взаимопонимание только ухудшится. Поэтому важно быть гибким, но твердым, чему и пытаются нас научить наши дети.
  2. Жить сегодняшним днеи и радоваться каждому мгновению. Дети невероятно быстро растут. Еще вчера он лежал в кроватке и не мог сам перевернуться, а уже сегодня он носится по всей квартире и переворачивает все вокруг, а уже завтра он студент и живет далеко от нас… Дети учат нас замечать радость и наслаждаться каждой минутой, поскольку она уникальна и больше никогда не повторится. И завтра наш малыш будет уже совсем другим…
  3. Быть открытыми к миру, быть любопытными, искать интересное во всем. Ребенок рождается чистым, как лист бумаги. Он полностью открыт к новому опыту, к знаниям. И никто другой, кроме ребенка не будет столь любознательным, и никто больше не задаст столько вопросов, как это делает малыш. С возрастом амплитуда наших эмоций, полученных от новых впечатлений, падает. Мы уже не радуемся первым весенним ручейкам, мы не пищим от восторга, когда увидим самолет в небе. Но с появлением ребенка мы получаем шанс возродить эти чувства и удивляться вместе с ним!
  4. Отдаваться на все 100. Детям не подходит вариант “одной рукой играю, а другой готовлю суп”. Они требуют 100% отдачи во время нашего с ними времяпрепровождения. Даже наши мысли о работе, о других делах дети распознают и чувствуют. Они пытаются всеми возможными способами вернуть маму, отвлечь от мыслей и получить максимум внимания и отдачи. Порой дети прибегают к самым неприятным для нас способам - крикам, капризам, и даже болезням. Но вот если включиться в игру или общение с ребенком на все 100%, если отдаться ему целиком и полностью, то порой и 15 минут в день будет достаточно, чтобы малыш насытился нашим внимание. Важно качество, а не количество!
  5. Быть честными и прямыми. Дети не понимают намеков, двузначных слов и фраз. Они воспринимают все буквально. И если мы в сердцах скажем: “Как ты мне надоел!”, ребенок воспримет это буквально: “Мама хочет от меня избавиться, она меня больше не любит”. Поэтому всегда стоит думать, прежде чем сказать что-то ребенку. Даже самые безобидные намеки могут быть непоняты ребенком, что часто злит и раздражает нас. Но стоит нам сказать более четко, просто и прямо - ребенок тут же выполняет просьбу. Кстати, это очень хороший урок и для общения со взрослыми! Ведь намеки каждый трактует по своему…
  6. Прощать и не держать зло. Что бы ни произошло, мама и папа для ребенка будут самыми любимыми и самыми важными людьми в мире. После любой ссоры малыш стремиться проверить, не разлюбила ли его мама. Дети не держат зла, они умеют прощать тут же, быстро и очень легко. Конечно, некоторые конфликты могут оставить след в психике ребенка и некоторые детские обиды остаются в подсознании. Поэтому нам, родителям, так важно уметь прощать и просить прощения. Этому нас учат наши дети!

Итак, знакомьтесь. Арина и Сергей Афонины. Молодые, красивые, счастливые! И их солнечный мальчик — Тёмушка. Об истории своей любви, мы попросили рассказать ЧудоМаму Арину.

Я была ещё совсем юной, мне было на тот момент 14 лет. Сообщения своего будущего мужа я упорно игнорировала. Впервые ответила ему в 17 лет и мы начали общаться. Как оказалось мы очень похожи друг на друга. Через две недели нашего общения «в сети», он пригласил меня на свидание. 2 сентября 2012 года мы впервые увиделись. Серёжа потерял дар речи и дрожал (никогда не видела такого большого, брутального парня, который заикается и дрожит от маленькой девочки).
Это была любовь с первого взгляда…
Через два месяца после нашей встречи, Серёжа сделал мне предложение. Это было очень неожиданно. Он пригласил меня на концерт новгородской рок-группы, а после первой песни, вокалистка этой группы позвала Серёжу на сцену (как оказалось, он уже со всеми договорился) и, вновь, с дрожью в голосе, он произносит длинную речь в микрофон, берет меня за руку и приглашает на сцену, встав на колено, он протягивает кольцо с вопросом:

-«Ариша, ты будешь моей женой?»
-«Конечно же — да!»


И тут, буря эмоций, слёзы… Зрители нам апладировали, кто-то даже расплакался. Я никогда не забуду этот день.
Сыграли свадьбу мы через год: 13.09.2013 . Всё как и хотели!
Я в платье и берцах, а он в рваных джинсах и пиджаке


Мы оба хотели ребёночка и поэтому планировали беременность целый год, обследовались и принимали витамины.
А через год, в нашу годовщину свадьбы, тест показал две заветные полоски!
Беременность протекала очень легко. С первого дня я чувствовала, что малыш родится не таким как все.
Рожали мы вместе с мужем, он был со мной рядом от начала первых схваток, до первого крика нашего Артёмушки.
Всё было идеально, нас с ребенком перевели в палату и я считала деньки до нашей выписки, всё как в моих мечтах! Счастливая, окрылённая. Такой я пробыла ровно три дня.
Через три дня к нам в палату зашли четверо врачей, один из них — главврач детского отделения. Окружили моего малыша и небрежно начали его осматривать. На мои вопросы они не давали ответов. Только после осмотра, ко мне подошла глав. врач и пригласила в кабинет.

— «Закройте дверь, садитесь! Мы не будем от вас ничего скрывать, ваш ребёнок родился с генетической мутацией, Синдром Дауна. Можете идти!»

Я ни слова не проронила. Встала с дивана, вышла из кабинета и скатилась по стенке. Проснулась я в своей палате, долго думала, сон ли это и что вообще происходит? И снова заходит главврач, берёт Тёму и увозит его на обследования, на мой вопрос «с чего вы вообще это взяли, что у него синдром?»
Она чёрство ответила: «Посмотри на других детей и на своего!»
Мир рухнул, это состояние не описать словами. Ведь, что я знала о синдроме Дауна? Лишь то, чему меня учили в детстве, что они необучаемы, глупы, ходят с высунутым языком, никого не различают.

Я позвонила мужу и сообщила об этом, муж ответил:
«Ну и что ты плачешь? Что страшного случилось? Это наш сын и я его люблю и никогда не брошу, каким бы он ни был!»
После этих слов, я взяла себя в руки, ведь я не одна!

Муж начал показывать мне знаменитых людей с Синдромом Дауна, начал рассказывать мне про них, опроверг всё то, что я знала о них раньше! И в голове единственный вопрос. Почему так мало информации о этих солнечных людях, почему в роддоме нет стенда с фото этих прекрасных деток? Ведь их рождается очень много и практически 90% оставляют в детских домах. Без недостатка любви, эти дети умирают не доживая до пяти лет и это факт!
Воспитываем мы Артёмушку как и обычного ребенка, ничего особенного. Он очень сообразительный, хитрый и вредный. Такой же как и все.
После появления на свет Тёмы, наша жизнь изменилась в лучшую сторону во всём. Это непонятное никому счастье (без кавычек!) могут понять, лишь особенные родители. Какое это огромное счастье, когда ребенок совершает обыденные вещи. Первый смех, первый шаг, первая самостоятельная ложка каши во рту, первое слово!

Этот ребенок научил нас радоваться каждой мелочи, ценить всё вокруг, изменились и наши мечты. Сейчас мы мечтаем построить большой дом и родить много деток и мы маленькими шагами двигаемся к этой цели!

С тех пор прошло 2 года. Тёма растет, как все малыши любит, когда с ним играют и не очень любит занятия. Если остается с бабушкой или с кем-нибудь из родных, скучает по родителям и очень ждет их прихода домой. С удовольствием, если есть такая возможность, посещает с мамой детские праздники. Когда смотришь на него, кажется, это обычный, солнечный мальчик. Видимо, не случайно детей с синдромом Дауна называют «солнечными» .

Мы общаемся с семьями, в которых воспитываются особые дети. Мы стали очень близки. Я знаю 5 таких семей, живущих в Великом Новгороде.

ЧудоМама Арина не скрывает, что воспитание ребенка с синдромом Дауна — непростое дело. «Солнечные дети» медленнее развиваются, чем обычные, медленнее растут, и вообще все делают медленно. Если здоровые ребята сами могут организовывать игры, включаться во всеобщую суматоху, то таких малышей надо подталкивать, и даже заставлять, повторять одно и то же несколько раз, каждый день, из года в год. Только тогда будет результат. Сейчас самое главное для Артёмки — научиться говорить и выражать свои мысли.

Родителям, оказавшимся в похожей ситуации, Афонины советуют: надо полюбить ребенка, принять таким, какой есть, и способствовать его развитию в меру сил и возможностей. Надо терпеть и верить в себя, и в него. Через слезы, через «не могу».

«В юности я была уверена, что инвалиды рождаются только у наркоманов или пьяниц, а со мной этого быть не может. И, наверное, раз 100 задавала себя вопрос: почему я? За что это мне? Психологи говорят, что надо искать ответ не на вопрос — за что, а на вопросы — для чего, почему и зачем. Ответ был для меня удивителен. Значит, у нас в семье чего-то не хватало, и всем нам надо учиться любви, терпению. Может быть, „солнечные дети“ для того и рождаются, чтобы мы, люди, учились быть более терпимыми, толерантными и дружелюбными по отношению друг к другу».

Перед нами стоит цель не просто вырастить Артёма самостоятельным, а сделать его единственным во всём мире образованным и талантливым. И пусть на это уйдёт много сил и времени. Конечно же, без посторонней помощи мы не справимся, т. к в России для таких деток, к сожалению, не вся реабилитация бесплатна. Сейчас мы хотим пройти курс дельфинотерапии, ведь все знают как положительно влияют дельфины на человека и на его сознание.

Реабилитировать солнышек нужно на протяжении всей жизни и поэтому мы вынуждены просить помощи у добрых людей.

Группа помощи маленькому солнышку Тёмочке

Дети наши учителя – мы можем научиться у них много большему, чем они у нас. Вы можете не согласиться со мной, я же скажу только одно: Дети учатся у нас технической стороне жизни, ну и немного социальной. Мы же учимся у них быть Человеком с большой буквы, вопрос лишь в том понимаем ли и хотим ли мы этого...

Дети учат нас можно сказать всему. Материнство – великий дар, воспитание детей – великая школа. Школа в первую очередь для новоиспеченной матери.

Само появление нового человечка на свет – непременно связано с болью. Дети учат нас, не смотря ни на что вставать и брать ребенка на руки, превознимогая усталость и боль.

С первых же дней жизни маленькому человечку 24 часа в сутки требуется внимание и уход. Поначалу молодой маме, не обладающей необходимой долей терпения, очень тяжело. В момент физической усталости, только терпение и спокойствие может спасти ситуацию. А со временем становится гораздо легче, с одной стороны ребенок растет, с другой стороны взрослеет вместе с ним и мама. Дети учат нас терпению и уравновешенности, хотя кажется что нервничать мы начинаем больше.

С появлением новой жизни на свет, с момента осознания того, как хрупка и беззащитна эта жизнь, постепенно возникает любовь. Вопреки мнению многих скажу, что Любовь материнская не возникает сразу после рождения или еще до этого знаменательного события, появляются лишь ее зачатки. Сама же Любовь взращивается в течение многих лет. Растет ребенок – усиливается и видоизменяется любовь. Дети учат нас любить, причем любить ни за что-то, а просто так.

А теперь повторюсь осознанно: С появлением новой жизни на свет, с момента осознания того, как хрупка и беззащитна эта жизнь, начинаешь понимать, что есть жизнь более ценная, чем твоя собственная. Дети учат нас не быть эгоистами.

А представьте себе, если малыш попал в больницу. Ему столько всего пришлось преодолеть. Ему пришлось не сладко. Память его еще не работает в должном режиме и он своих мучений не помнит и не осознает. Ребенок продолжает жить и радоваться маме, он не жалеет себя и не думает, какой он несчастный, не задается вопросом – за что на него свалилась эта болезнь, как только ему становиться лучше, он вновь радуется жизни. А вспомните, как если у маленького болит животик, берешь его на ручки и ему становиться легче. Ребенок не помнит прошлого, не знает о существовании будущего, он живет настоящим, здесь и сейчас. Именно поэтому часто дети выздоравливают гораздо быстрее взрослых. Глядя на детей, понимаешь, что нужно учиться жить настоящим, не холить и не лелеять свою болезнь, лечиться, но при этом делать вид, что ее не существует. Плохо чувствуешь себя – не надо надрываться, надо больше отдыхать, можно лечь поспать лишний раз, но ни в коем случае не думать о том, какой ты несчастный, не спрашивать себя: за что на тебя свалилась это проклятая болячка и т.д. и т.п. Нам всем надо поучиться у детей выздоравливать, плевать на свою болезнь и радоваться жизни и тогда болезнь будет много легче победить. Дети учат нас жить настоящим, ценить момент, который после уже не вернуть.

С нескольких месяцев ребенок начинает улыбаться осознанно, в ответ на улыбку взрослого. И даже, если ты сам не столь улыбчив, детская улыбка не пройдет мимо тебя. Дети учат нас улыбаться. Дети учат нас быть счастливыми не почему-то, а просто так.

Ребенок пытается сесть, начинает ползти, делает первые шаги и т.д., много еще маленьких и больших успехов ждет его в жизни. Эти маленькие шажочки по жизни становятся на какой то момент гораздо более важными для тебя, чем твои великие достижения в карьере или где-либо еще. Дети учат нас радоваться сильнее не своим успехам и достижениям, а чужим, ведь роднее и дороже нет ничего на свете.

Ребенок в первый год жизни очень быстро развивается. Все, что касается кормления, укладывания спать, купания, развлечения ребенка, в общем, всего поведения может буквально в один день кардинально измениться и причем в течении года меняться может все ни один раз. Дети учат нас быть более гибкими и быстро подстраиваться к новым условиям и ситуациям.

На и на последок, думаю никто не бдет спорить:

Дети учат нас быть детьми

Дети учат нас играть

Дети учат нас сообразительности находчивости изобретательности

Дети учат нас ответственности, серьезности.

Дети учат нас быть взрослыми

Дети учат нас по настоящему любить

Будем откровенны, понятие «осознанное материнство» совершенно не знакомо большинству мам первого ребенка. И это не удивительно,- ведь чтобы действительно понимать, что такое дети, нам надо было бы рождаться в прошлом/позапрошлом веке в какой-нибудь крестьянской семье и плавно переходить из состояния няньки малолетних братьев и сестер в гордое звание «мать собственного семейства». Все эти благостные картинки, которыми пестрят глянцевые журналы, все эти «умиротворенные мадонны с младенцами» совершенно не отражают истинную сущность того, с чем вам предстоит столкнуться.

Если вы сейчас рисуете в голове благостные картинки того, как вы гордо вышагиваете за ручку с нарядно одетым малышом по зеленеющей травке, то хочу вас огорчить, до наступления подобного момента вам предстоит полностью переродиться и отказаться от многих старых привычек. Ведь не зря же говорят, что люди до появления ребенка и те же самые люди после его появления - это совершенно разные люди.

Итак, чему же учат дети?
Осознанию того, что есть создания, которым абсолютно начихать на ваши интересы.
Первое, к чему вы должны быть готовы, что Декларация Независимости, провозглашенная американцами, для вас отныне теряет всякий смысл. Отныне вы будете пожизненно привязаны к маленькому домашнему тирану, который будет требовать вашего постоянного присутствия и участия. Да, это приятная привязанность, но временами, когда вам захочется «принять ванну и выпить в одиночестве чашечку кофею», все это определенно будет раздражать.
Вы готовы убить за лишнюю минуту сна? Ха, среди пяти моих знакомых, только один ребенок соглашался полежать/посидеть в кроватке, пока мама витала в объятиях Морфея. Все остальные после пробуждения требовали немедленного маминого участия и присутствия, и им было совершенно все равно, сколько там, на часах - 9 утра, или половина седьмого. От момента рождения до момента, когда деть сможет сам насыпать хлопья в пиалу, залить их молоком, а после пойдет собирать очередной гараж из кубиков, пройдет года три. Так что если вы привыкли спать до 12-ти, то забудьте об этом, иначе получив дневной сон, вы очень быстро забудете о вечерах, которые можно посвятить себе.
Кстати, знаете ли вы, что профессия мамы предполагает работу без выходных? Поэтому и то, что на календаре суббота, скорее всего никак не повлияет на график жизни вашего отпрыска.

Дети учат терпению и состраданию .
Младенец, которому положено быть «благообразным кабачком», в реальности может оказаться почти непрерывно орущим созданием. Даже удивительно, сколько мощи оказывается в этих полуметровых карапузах и как неприглядно они выглядят во время ора - совсем не похоже на красивые картинки с обложки. Скорее всего, со временем вы научитесь отличать крик «я хочу есть» от крика «мне скучно» и «мама, меня опять навестила колика», но нервная система за это время успеет дать изрядные сбои. Нет, разумеется, все мы знаем, что младенцы кричат… А знаете ли вы, что они могут кричать часами, порождая желание схватить его за маленькие плечи, трясти и вопить «ну чего ты хочешь????». Причем их совершенно не интересует, что часы показывают далеко за полночь, что вчера вы не спали полночи, а сегодня весь день или носились с ним, или как ненормальная наглаживали пеленки (кстати, забейте на это дело), или пытались соорудить ужин к возвращению мужа с работы. В эти моменты помогает только осознание того, что ребенку на самом деле, видимо, гораздо хуже, чем вам, иначе бы он не орал, так, как будто вы совершаете над ним противоправные действия.
Кстати, если ребенок не дает делать домашние дела, то на кого надо забить в первую очередь? Правильно, - на дела. Вздохните, если ребенок здоров, то в итоге он перестанет сотрясать воздух и все-таки даст вам помыть посуду или загрузить ее в посудомойку (это уж кому как повезло). Так что дети, в числе прочего, приучают и к философскому взгляду на окружающий мир - «и весь мир подождет»

Дети развивают тактическое мышление .
Прогулка с коляской на самом деле представляет из себя огромный забег, сначала вы бегаете, укачивая малыша, так как далеко не все дети при размещении в коляске принимают это, как команду «спать», потом половину прогулки раздумываете на тему: «а может ему жарко, а может ему холодно», а потом бежите домой, так как пришло время покормить/переодеть и прочее прочее. Кстати, в летний период вполне можно покормить ребенка на улице, если вы кормите грудью - это избавит вас от многих проблем и от голодного ора по дороге домой в том числе.

Дети учат планированию.
После воспитания ребенка, вы можете смело идти на работу, которая требует многозадачного мышления с оптимальным решением проблем. Попробуйте распланировать свой день так, чтобы и ребенка по максимуму выгулять, и покушать вкусно приготовить, и чтобы квартира при этом блестела и вы не были похожи на полубезумную зомби. На самом деле, все реально))).

Дети учат ответственности.
Будьте готовы к тому, что муж попытается всю ответственность за принятие каких либо решений попытается переложить на вас. Ведь вы же «Мать» и ему никак по началу будет не понять, что вы пока только учитесь ею быть.

Дети заставляют выполнять неприятные действия.
Вам придется забыть о брезгливости, ведь не удастся брать памперс двумя пальцами, морща свой прелестный носик и отвернув его в сторону. Именно в тот момент, когда амбре приобретает наиболее ярко выраженную концентрацию (это обычно совпадает с моментом введения прикорма), ребенок уже весьма ловко может успеть перевернуться и укатиться с места переодевания. Да и в более взрослом возрасте вам вполне могут притащить к утреннему завтраку какого-нибудь симпатичного червяка, которого вы будете должны детально рассмотреть и высказать свои комментарии.

Дети показывают, что вся прошлая жизнь определенно была сказкой .
Вы поймете, что до появления ребенка на свет понятие усталость, имело совсем не то значение, что сейчас. Мне очень нравится слушать, как мои знакомые, не имеющие детей, жалуются на то, что они устают после работы и у них ни на что не остается времени, кроме как возлечь перед телевизором. Хм, попробовали бы они делать все тоже самое, но с учетом наличия у них дома ребенка.

Дети приучают к аккуратности.
Вы видите эту маленькую пылинку? Нет? А зря, можете не сомневаться - это именно та пылинка, которая через пару минут окажется в вашем домашнем мини пылесосике.

Дети приучают к одиночеству.
Знаете, если бы у меня был хвост, то по приходу мужа с работы, он бы не переставая вилял, так я была рада обмолвиться словечком с тем, кто не срыгивает каждые 20 минут. Да и готовьтесь к тому, что ваши бездетные друзья будут выдавать сногсшибательные перлы, предложив вам уложить ребенка спать, а самим отправиться с мужем на дискотеку. Ничего, придет время, и вы отомстите им, предложив покататься на лошадках, когда они будут на 9-м месяце беременности.

Я, кстати, не шучу, подобные предложения поступали мне раза два. Это замечательно, если все ваши подруги решили родить детей практически одновременно вместе с вами, однако, как показывает практика, такое счастье выпадает далеко не всем.

Невоспитанных маленьких детей не бывает.
Это чужие дети до того, как вы родили своего, сплошь и рядом были невоспитанными, а ваш просто устал/хочет есть/переутомился/у него кризис очередного возраста.
Помню, уходя с одного День Рождения, где праздновалось трехлетие сына моей подруги (мы так раз ждали первенца), мой муж сказал: «Мой ребенок, никогда не будет таким невоспитанным жадиной! Ты видела, он же ни одну игрушку не дал никому!». Прошло три года и в нашей семье живет такая же маленькая жадина.
Ну вот, в общем то, наверное, и все, что нужно знать тем, кто планирует родить ребенка.

Взаимоотношения с детьми, воспитание детей – процесс не простой, но увлекательный и интересный, особенно для людей, которые готовы учиться всю жизнь.

Восточная мудрость гласит:

«Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя»

Наши дети – это наши лучшие учителя. У некоторых людей вопрос о том, чему они учатся у своих детей, вызывает недоумение. Они считают, что у маленьких человечков нечему учиться, поскольку сами их учат и воспитывают. Однако для того, чтобы кого-то воспитывать, надо самому находиться в потоке познания Жизни.

А может все-таки наши дети способны нас чему-то научить? Давайте задумаемся!

Жить здесь и сейчас!

Большинство людей живет либо мечтами о будущем, либо воспоминаниями. Однако, что интересно, ни среди «вспоминателей», ни среди «мечтателей» вы не найдете людей, которые были бы полностью удовлетворены своей жизнью, были бы счастливы. Счастливы те люди, которые живут настоящим и это объясняет тот факт, почему почти все дети счастливы, даже если живут в тяжелых условиях. Дети живут по принципу:

«Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь.»

Дети помогают нам вспомнить о том, что можно любить не за что-то, а просто так. Ведь они любят родителей именно так, бескорыстно.

Многим людям, когда они сталкиваются с какой-то проблемой, не хватает психологической гибкости. Дети намного гибче воспринимают реальность .

Большинство взрослых закрыто для окружающих, в отличие от детей, которые открыты миру . Закрытость в той или иной степени необходима, но ПОСТОЯННО закрытый человек начинает негативно воспринимать окружающий мир и себя в нем. В ответ со стороны окружающих он получает соответствующее отношение.

Нередко приходится слышать, как человек говорит, что его ничем нельзя удивить. Однако то, что человек утратил способность удивляться вовсе не говорит о том, что он стал мудрецом. Дети могут нам помочь вернуть эту утраченную способность.

Взрослые часто ведут себя неестественно, что обусловлено различными установками, правилами, традициями, привычками. В отличие от взрослых дети в большинстве случаев естественны и непосредственны .

Еще один урок, который могут преподать нам дети – это способность к необусловленной радости . Ребенку не нужны какие-то особые поводы, он может быть радостным без особой причины.

Чем старше становится человек, тем больше, как правило, его «опутывают» различные условности, ограничения, стереотипы, которые подавляют способность видеть и воспринимать новое. В жизни маленького человека условности, шаблоны и стереотипы отсутствуют. Взаимоотношения с детьми, осознанное желание научиться у них чему-нибудь, может если не порвать «путы» условностей, то хотя бы значительно ослабить их воздействие.

Дети легко воспринимают новое. Консерватизм, некоторые опасения перед неопробованными действиями являются необходимыми условиями выживания. Однако консерватизма должно быть в меру, иначе человек остановится в своем развитии.

Всем детям присуще стремление к творчеству. И от родителей во многом зависит заблокируют ли они эти каналы творчества или поймут и поддержат ребенка, и тогда он будет творческой личностью и во взрослой жизни. Дети обладают способностью жить в стране Фантазии и по мере взросления покидают ее. Лишь немногие взрослые изредка в нее возвращаются. Фантазируйте вместе детьми! Это .

И конечно же, у детей нужно учиться способности быть счастливыми .

Русский философ Григорий Померанец писал:

«Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором. Они проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным – небу, дереву, человеку».