Что делают дети в 11 месяцев. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев? Если ориентироваться на нормы развития, то можно обнаружить, что малыш что-то делает очень хорошо, а что-то у него не получается. Важно учитывать индивидуальные особенности грудничка. Ведь развитие психомоторных навыков зависит от многих факторов: веса, мышечного аппарата, темперамента, климата, наследственности, состояния здоровья, атмосферы в семье.

Если какие-то навыки не наблюдаются, не стоит волноваться раньше времени. Конечно, в этом возрасте кроха должен уверенно сидеть и ползать. Если он не предпринимает попыток подниматься вертикально, это даже лучше, по мнению некоторых ортопедов. Чем позже ребенок освоит вертикальное положение, тем естественнее будут формироваться изгибы позвоночника. Навык ползания может развиваться в течение нескольких месяцев. У некоторых младенцев он настолько совершенствуется, что их проворству можно только позавидовать.

Оценка психомоторного развития по «мюнхенской диагностике»

В 1997 году педагогами, психологами и медиками в Институте социальной педагогики в Мюнхене была создана функциональная диагностика, по которой можно оценивать психомоторное развитие детей до 3 лет. Что может ребенок в 11 месяцев согласно этой диагностике?

  • Из положения сидя подтягивается при помощи опоры и встает.
  • Может сделать несколько шагов вдоль опоры.
  • Делает шаги при поддержке за обе руки.
  • Поднимается на одну ступеньку при поддержке.
  • Ударяет небольшими предметами друг о друга.
  • Может взять и удержать игрушку (еду) вытянутым большим и указательным пальцем.
  • Также может совершать эти движения согнутыми пальцами.
  • Умеет листать картонные книги.
  • Катает машинку, игрушку на колесиках.
  • Бросает предметы в коробку.
  • Перекатывает мяч.
  • Находит спрятанные предметы.
  • Указывает на объект вытянутым указательным пальцем.
  • Складывает самую маленькую деталь пирамидки или матрешки в самую большую.
  • Берет в руки карандаш и пробует рисовать.
  • Выражает желания и требования при помощи звуков, слогов.
  • Указывает, где мама и папа.
  • Может произносить несколько осмысленных слов.
  • Заметна реакция на запреты, порицания и похвалу.
  • Малыш понимает значение слов и выполняет просьбы: «принеси», «дай мне», «иди ко мне».
  • Если его спрашивают о знакомом предмете или человеке, начинает его искать в пространстве.
  • Хорошо хлопает в ладоши, кивает, показывает «пока» рукой.
  • Проявляет заботу о кукле, мягкой игрушке: может погладить, пожалеть, уложить спать.

Подробнее о двигательных навыках

В 11 месяцев малыш умело орудует ложкой, хорошо держит чашку, может нарисовать свой первый рисунок в виде росчерка - все эти движения требуют точности и ловкости, развитой координации «глаза-руки». Что еще умеет делать грудничок?

  • Ползание. Еще месяц назад грудничок мог ползать по-пластунски. Но в 11 месяцев малыш должен уметь свободно и быстро ползать на четвереньках. Передвижение должно быть скоординированным и синхронным. Ребенок переставляет конечности таким способом: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога и т.д.
  • Равновесие. Благодаря постоянному ползанию, у малыша хорошо развивается координация движения и равновесие. Чтобы проверить это умение, можно провести такой эксперимент. Ребенка усадить на ровную поверхность и поднять сначала одну ногу, затем обе. Малыш не будет опрокидываться назад, он старается балансировать и удерживать равновесие, тянется корпусом вперед, вытягивает ручки. Иногда может помогать себе, опираясь на одну руку.
  • Делает первые шаги, держась за руки взрослого. Если кроху поставить на ровную и твердую поверхность, взять его за ручки, слегка приподняв их вверх, он начнет спонтанно делать шаги. Не у всех детей этого возраста получается это упражнение. Первые шаги неуверенные, слишком широкие, ноги при этом сильно выпрямляются.
  • Встает на ноги из положения сидя. Этот навык вырабатывается с опорой. Самостоятельно подняться малыш пока не умеет. Как стимулировать развитие этого умения? Можно положить на краю дивана игрушку и попросить малыша взять ее. Грудничок, который находится на полу, попытается подняться, опираясь о диван, и добыть игрушку. Такие упражнения можно повторять ежедневно. Когда малыш встает, то сначала выносит одну ногу вперед, опирается и подтягивается. Нужно следить, чтобы ребенок при подъеме одинаково умело мог выносить вперед и правую, и левую ногу.
  • Развитие хватательного навыка. Большой предмет ребенок может захватывать всей ладошкой. Но если грудничку предложить маленькую игрушку, кусочек печенья, он возьмет лишь двумя пальцами - большим и указательным. Этот навык называется щипцовым захватом. Он должен быть одинаково хорошо развит на обеих руках. Если малыш отдает предпочтение только правой или левой руке, нужно стимулировать его к симметричному развитию навыка.

Есть ли разница в моторном развитии девочки и мальчика в 11 месяцев? В «Мюнхенской функциональной диагностике развития», как и в других достоверных и объективных источниках, нет данных о гендерных различиях в формировании навыков. Специалисты считают, что не стоит акцентировать внимание на этой теме. На темпы развития может влиять тип телосложения, развитие мышечного аппарата, темперамент, наследственность, а также родовые травмы и неврологические нарушения.

Речевое и психоэмоциональное развитие

Моторные навыки ребенка в 11 месяцев связаны с развитием речи, интеллекта, эмоций. Нельзя выделить главные и второстепенные умения малыша, их нужно рассматривать в комплексе.

  • Повторение слогов. В этом возрасте кроха может повторять слоги, которые воспроизводят взрослые. Для этого нужно сесть рядом с малышом, медленно и с четкой артикуляцией произносить разные типы слогов. Одиннадцатимесячный грудничок способен хорошо копировать не только слоги, но и интонации.
  • Речь сопровождается жестами. На вопросы грудничок может отвечать движениями головы: «да» или «нет». Можно заметить: когда грудничок что-то просит и произносит «дай-дай», то одновременно протягивает ручку и многократно сжимает ее. Логопеды считают, что такой жест говорит о готовности малыша говорить. Важно в этом возрасте развивать мелкую моторику, которая связана с развитием речи. Гибкие пальчики и множество тонких движений кистями рук подтолкнет кроху к быстрому речевому развитию.
  • Первые слова. Появляются специфические слова детского лексикона: «би-би», «брр» (машинка), «ля-ля» (кукла, ребенок), «па-па» (пока и папа). При этом слова употребляются в широком значении. Например, «ба-ба» может указывать на любую бабушку, не только родную; «ав-ав» может обозначать собаку, кошку, любое животное. Малыш может называть словами не только предметы, но и действия, даже отдельные ситуации. Не сразу мама может разобраться в лексиконе грудничка. Логопеды рекомендуют специфические детские слова переводить на «взрослый» язык и выговаривать их правильно. Исправлять грудничка не нужно, он должен слышать альтернативный вариант и со временем перейдет на него.
  • Развитие памяти и мышления. В 11 месяцев дети умеют воспроизводить в памяти образы предметов. Если попросить грудничка найти мяч или куклу, он будет искать предмет по зрительному образу, который уже заложен в памяти. Малыш пока что мыслит когнитивными схемами, то есть запоминает какую-то цепочку событий и признаки объектов. Но если появляется что-то новое, ребенок может растеряться, потому что это не вписывается в его прежнюю мыслительную схему. Познание мира происходит благодаря постоянному расширению и изменению этих схем. В этом возрасте дети начинают группировать предметы и объекты по признакам: еда, игрушки, люди, животные и т.д.
  • Реакция на запреты. Грудничок понимает, когда ему запрещают что-либо делать. В первую очередь он проверяет реакцию мамы, потому что базовое чувство безопасности связано именно с ней и ее эмоциональными реакциями. Если, скажем, на прогулке он нашел камушек и хочет попробовать его на вкус, то первым делом посмотрит на лицо мамы. Часто в этом возрасте дети послушны и реагируют на табу. Но не за горами тот возраст, когда ребенок начнет испытывать терпение родителей и проявлять свое знаменитое «я сам!».
  • Реакция на поощрения. В 11 месяцев малыш умеет воспринимать и осознавать похвалу. Психологи рекомендуют поощрять грудничка, хвалить, если у него что-то получилось, подбадривать, если что-то не выходит. Похвала и позитивное отношение к деятельности грудничка уже в этом возрасте влияет на формирование адекватной самооценки в будущем.
  • Грудничок выполняет просьбы. Малыш хорошо понимает значение просьб и пожеланий взрослых. Он охотно приносит игрушки, делится печеньем, «помогает» по дому. Начинаются примитивные сюжетно-ролевые игры, которые помогут грудничку социально адаптироваться, развивают коммуникативные навыки.
  • Общение. Постепенно проходит период, когда ребенок боялся незнакомых людей и мог заплакать, если его брали на руки и забирали от мамы. Теперь грудничок больше доверяет миру и охотнее общается с новыми людьми. Также у крохи могут появиться первые друзья в песочнице. Вместе дети пока не умеют играть, но первые ссоры из-за игрушек уже могут возникать. В этом возрасте малыши соглашаются на обмен игрушками с другими детьми, таким способом легко решаются конфликтные ситуации.

Дети этого возраста хорошо улавливают настроение взрослых по глазам, мимике, интонациям голоса. Их эмоциональная сфера также расширяется. Психологи не рекомендуют подавлять негативные эмоции грудничка.

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

Учимся понимать друг друга

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

Двигательные навыки ребенка в 11 месяцев

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать , ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

Занятие с ребенком 11 месяцев

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Физическое развитие ребенка 11 месяцев

Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.

Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания.

Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем слуховое внимание

Игра 1. «Кто сказал мяу?»

Игра направлена на развитие слухового внимания и восприятия. Различая голоса животных, малыш учится прислушиваться к чужой речи и быстро реагировать на произнесённые слова.

Вам понадобятся

6 мягких игрушек (например, кошка, медвежонок, мышка, поросёнок, собака и лягушка) и непрозрачная ткань размером 40х40 см.

План игры

1. Расположите игрушки в ряд перед ребёнком и дайте ему возможность рассмотреть их. 2. Покажите, как «разговаривают» игрушки, озвучив каждую из них по очереди. 3. Накройте все игрушки тканью, а затем просуньте под неё руку, дотроньтесь до одной из зверюшек, покачайте её из стороны в сторону и произнесите свойственные ей звуки. 4. Снимите ткань и спросите: «Кто так сказал?» Если малыш не угадает, ещё раз покажите ему, как «разговаривают» все игрушки.

Родителям на заметку

1. Игрушки должны быть знакомыми малышу, чтобы он мог сосредоточиться на их голосах и не отвлекался на их внешний вид. 2. Не торопите ребёнка, если он захочет подержать в руках игрушку, чей голос он угадал. Манипуляции с предметом позволяют установить связь между звуком, тактильным и зрительным образами. 3. Важно, чтобы каждая из игрушек говорила всегда одним и тем же голосом, чтобы малыш не запутался. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

В одиннадцать месяцев мальчики весят 8,4-10,5 кг при росте 71,2-76,9 см, соответствующие показатели для девочек: 7,7-9,9 кг и 66,4-71,1 см*.

Большинство детей этого возраста предпочитают ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Многим удается сделать несколько шагов с помощью родителей, специальных игрушек-«каталок» или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно. Делая первые шаги, ребенок выглядит неуклюже: балансирует, расставив ноги, наклоняется вперед, подгибает коленки и высоко поднимает ручки - так ему легче удержать равновесие, ведь центр тяжести вашего крохи постоянно меняется, потому что он активно растет. Некоторые дети предпочитают балансировать с помощью только одной руки, в другой они держат любимую игрушку, с которой чувствуют себя более уверенно.

Словарный запас малыша растет. Он уже способен различать отдельные слова и целые предложения в потоке речи, хотя сам пока еще может произнести всего 2-3 слова. Ваш ребенок прекрасно понимает простые просьбы, например: «Принеси, пожалуйста, маме мячик», - и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими. Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

В этом возрасте ребенок начинает лучше ориентироваться в пространстве и понимает, что такое «внутри» и «сзади». Теперь, если вы прячете игрушку за спину, его гораздо труднее обмануть. Он будет пристально следить за вашей рукой и сразу направится к «тайнику». Малыш испытывает определенные трудности, пытаясь поместить один предмет внутрь другого. Пока еще он не осознает, что схожие по форме предметы могут различаться по размеру, и не оставляет попыток положить большое ведерко внутрь маленького. Совсем скоро ребенок научится «на глаз» соотносить размеры предметов друг с другом и поймет, что можно положить маленькое ведерко в большое, а наоборот - не получится.

Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Малыш становится более общительным, теперь он охотно знакомится с новыми людьми и радостно приветствует не только маму и папу, но и других уже известных ему взрослых. Свое хорошее отношение ребенок выражает не только мимикой и лепетом, но и действиями, например, протягивая вам свою любимую игрушку.

Общение вашего крохи с детьми происходит иначе, чем со взрослыми. Он может довольно долго с интересом наблюдать за играми детей постарше и даже пытаться им подражать. А вот малыши-ровесники, находясь рядом, сначала будут играть по отдельности, не обращая друг на друга внимания. Но через некоторое время они «познакомятся»: начнут рассматривать друг друга, трогать ручки и лицо и даже могут обменяться игрушками.

Дети в этом возрасте достаточно уверенно передвигаются по комнате, забираясь в самые неожиданные места. Возможные ограничения со стороны взрослых вызывают у ребенка бурный протест, ведь они мешают ему исследовать окружающий мир и совершать интересные открытия. Даже понимая слово «нельзя», малыш теперь не всегда к нему прислушивается. Он активно пытается выбраться из коляски, кроватки или детского стульчика и сопротивляется привычным занятиям вроде смены подгузника или умывания после еды, потому что они ему наскучили.

Ребенок стремится все время быть в центре событий и будет громко выражать свое недовольство, если вы попытаетесь пообщаться с друзьями или сесть за стол без него. Некоторые дети даже отказываются ложиться спать, боясь пропустить что-нибудь интересное.

У одиннадцатимесячных детей отличное чувство юмора. Они чутко улавливают настроение взрослых и могут развеселиться просто за компанию. Если родители совершают «детские» поступки, подражая малышу, это рассмешит ребенка и вызовет у него искреннюю радость.

Питание

Детям в этом возрасте рекомендуются следующие нормы суточного потребления продуктов: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) - 400 г, овощи - 180-200 г, каши -180-200 г, фрукты - 70-90 г, сок - 60-70 г, мясо - 60-70 г, молочные продукты - 40-50 г. Малышу можно съедать не больше половины желтка в день. Яичный белок детям до одного года давать не желательно, поскольку велика вероятность возникновения аллергических реакций.

Основу рациона одиннадцатимесячного ребенка составляют грудное молоко и фруктово-овощные пюре, однако, для правильного формирования речевого аппарата и тренировки пищеварительной системы пора попробовать «взрослую» пищу с кусочками. Чтобы заинтересовать малыша новой пищей, предложите ему вкусные мягкие кусочки, которые растворяются во рту при рассасывании: ломтики груши или яблока, макароны, вареную тыкву или картошку. В кашу на завтрак можно добавить ягоды, кусочки банана или яблока. На обед приготовьте малышу мясное блюдо с гарниром из овощей «как большому» - не в виде пюре, а с кусочками. Например, телятину по-домашнему с брокколи. Чтобы малыш не проголодался до ужина, предложите ему на полдник кусочек печенья или пшеничный сухарик.

Утром и вечером главной пищей малыша по-прежнему остается материнское молоко.

2. О времени введения прикорма не забудьте посоветоваться со своим педиатром.

Уход за ребенком

Малышу в этом возрасте полезно как можно чаще ходить босиком по разным поверхностям, от мягкого ворса ковра до плитки в ванной. Разнообразие очень важно при восприятии мира через ощущения. Позже, это поможет ребенку при знакомстве с новыми предметами и явлениями: его не будет пугать и беспокоить резкая смена ощущений.

Во время ежедневного купания развивайте координацию и глазомер ребенка. Например, с помощью «утиного супа». Запустите в ванну к малышу резиновых утят и вооружите его обыкновенной поварешкой. Покажите, как можно поймать утенка с помощью поварешки и «перелить» его в тазик. Совсем скоро ваш кроха самостоятельно сможет набрать целый тазик «утиного супа».

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Большой интерес у детей в этом возрасте вызывают книжки с картинками. Сначала ребенок воспринимает их как обыкновенные игрушки и только потом начинает сосредотачиваться на их содержании. Для начала лучше выбрать книжки с простыми историями и яркими крупными картинками, на которых изображены знакомые малышу предметы. Читая вслух книжки, сядьте так, чтобы ребенок мог видеть картинки и помогать переворачивать страницы, а также наблюдать за вашей мимикой и артикуляцией. Подражайте голосам зверей, меняйте тембр и интонацию голоса для того, чтобы удержать внимание малыша на процессе чтения. Детям нравится рифмованная речь. Если вы будете часто читать вслух одно и то же стихотворение, скоро ваш кроха сам сможет вставлять правильные звуки и слова в нужных местах.

Поощряйте попытки ребенка начать диалог: «разговаривайте» с ним по игрушечному телефону, «звоните» вместе с ним куклам или любимым мягким игрушкам. Задавайте малышу вопросы, на которые он сможет ответить жестами: «Где мамино ушко?», «Где папина рука?» и т.п.

Играя в кубики или собирая с ребенком пирамидку, рассуждайте о разнице в размерах разных предметов. Попросите малыша найти самую большую или самую маленькую деталь. Помогите ему, разложив все детали в определенной последовательности.

Учите ребенка правильно использовать понятия «теплый» и «холодный». Например, дайте ему пощупать продукты, которые вы достали из холодильника, обсудите с ним, какие они холодные. Ну, а руки после этого надо помыть теплой водой.

Веселым и познавательным для малыша может стать любое обычное для взрослых занятие, например, поход в магазин. Подробно описывайте товары, стоящие на полках, «советуйтесь» с малышом о том, что именно купить. Разрешите ребенку самому положить в корзинку небольшие продукты.

Учите малыша одеваться и раздеваться самостоятельно, например, застегивать и расстегивать молнию или кнопки. Сначала попробуйте сделать это на игрушечном костюмчике у куклы или плюшевого мишки, а потом - и на настоящей одежде. Научиться надевать перчатки или варежки ребенку будет гораздо легче, если вначале использовать большие перчатки мамы или папы.

Все дети от природы очень музыкальны, устраивайте перерывы между «серьезными» занятиями, чтобы попеть и потанцевать вместе. Отбивайте ритм, используя столовые ложки или бубен.

В этом возрасте внимание ребенка очень быстро переключается. Как только вы заметите, что ему становится скучно, начинайте заниматься другими делами. Ваш малыш всегда готов узнать что-то новое об окружающем мире.

Сон

В одиннадцать месяцев малыш прикладывает много усилий, учась самостоятельно ходить и осваивая игры с мелкими предметами, поэтому полноценный сон ему просто необходим. В этом возрасте дети спят около 13 часов в сутки*. Оптимальный режим: длинный ночной сон продолжительностью 10-11 часов и 2 перерыва на сон днем.

Постарайтесь следовать одной и той же схеме, готовя ребенку ко сну. Соблюдение определенных ритуалов поможет ему почувствовать себя в безопасности. Скорее всего, ваш малыш уже умеет засыпать самостоятельно, ведь он совсем большой. Однако из-за повышенной физической активности, дети легко перевозбуждаются, и поэтому могут спать беспокойно и часто просыпаться ночью. Не оставляйте ребенка плакать в одиночестве. Поцелуйте его, обнимите, пожелайте спокойной ночи и напомните, что вы совсем недалеко. Чаще всего, малышу достаточно знать, что мама рядом, чтобы успокоиться и снова заснуть.

У многих детей со сном ассоциируются определенные слова или поступки родителей: например, мама только перед сном гладит малышу пяточки и называет специальным ласковым словом – «сплюшечка», «сонюшка» и т.п. Такие «сонные» традиции также помогают крохе расслабиться и быстрее заснуть.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Еще раз убедитесь в том, что ваш дом достаточно безопасен для подросшего малыша. Уберите в труднодоступные места все потенциально опасные вещества и предметы, в том числе мамины украшения и косметику.

Если вы храните игрушки малыша в сундуке или коробке с крышкой, убедитесь, что крышка не может захлопнуться и прищемить ребенку ручки. Позаботьтесь о том, чтобы острые углы на мебели были снабжены специальными накладками, а дверцы - заглушками, не позволяющими малышу самому их открыть. Возможно, стоит заклеить стеклянные или зеркальные дверцы шкафов специальной защитной пленкой, которая предотвратит рассыпание осколков.

Не оставляйте ребенка одного в ванной или на кухне. Не позволяйте ему без присмотра играть целлофановыми пакетами или оберточной бумагой.

Помните, что даже самый дружелюбный и воспитанный домашний питомец в мире не должен находиться наедине с малышом без вашего контроля.

И не перестает вас удивлять, и по вечерам, глядя, как он сладко сопит в своей кроватке, вы даже не представляете, как вы раньше жили без него. А, всего каких-то 11 месяцев назад вы только могли представлять, каково это быть молодыми родителями. Как раз в помощь таким вот молодым родителям, которые радуются каждой улыбке своего малыша, мы предлагаем нашу сегодняшнюю публикацию, которая посвятит их во все тонкости развития ребёнка в 11 месяцев. Мы обсудим аспекты физического развития, психоэмоционального становления, поговорим о том, что должен уметь ваш малыш и как помочь ему научиться всё это делать.

Ребёнок в 11 месяцев – важные этапы

Для многих родителей 11 месяц жизни их крохи ознаменовывается 2-мя самыми важными (после появления самого малыша на свет) событиями. Это первый шаг, и первое слово. Но, даже если этого не произошло – не отчаивайтесь. У вас обязательно всё впереди.

Первые шаги

Так, попытки делать свои первые шаги, держась за опору — вашу руку, бортик кроватки, ребёнок предпринимал ещё раньше, но сейчас – самое время для того, чтобы сделать свой главный шаг – без поддержки и вполне уверенно. Кстати, психологи уверяют, что в этом возрасте детки шагают уже вполне осознанно . Но, даже если ваш малыш ленится это делать – подумайте, как его заинтересовать, чтобы он проявил такую свою самостоятельность.

Первое слово

Физиологические аспекты развития ребёнка в 11 месяцев

Двигательная активность ребёнка в 11 месяцев

Для этого возраста характерны следующие навыки: ползание, устойчивое сидение, возможность твёрдо стоять, держась за опору, умение подниматься, переворачиваться, наклоняться, перекладывание игрушки из одной руки в другую… Возможно, ваш малыш уже пробует ходить, правда, такие шаги ещё не слишком уверенные. Если же вы включите музыку ребёнку – то, он будет изображать танцевальные движения, стараясь попасть в такт музыки.

Если же ваш ребёнок в 11 месяцев ещё не стоит твёрдо на ногах – не впадайте в панику. Согласно отечественным стандартам педиатрии, не считается патологическим нарушением отсутствие навыков ходьбы у детей до … 18 месяцев . Однако, для того, чтобы успокоить себя и убедиться в том, что с ребёнком всё в порядке – рекомендуется посетить невропатолога и ортопеда. Именно эти специалисты смогут ответить на вопрос, почему малыш не ходит, и как ему помочь. В этом случае, вам, скорее всего (при условии отсутствия патологий) будет прописан гидромассаж ножек, разрабатывающая гимнастика и . Кстати, если вы думаете, что использование такого приспособления, как ходунки, будет способствовать тому, что ребенок быстрее пойдёт – то, вы ошибетесь. Дети, родители которых используют этот аксессуар, напротив, позже начинают ходить. Да, и в общем, в последнее время, всё чаще можно услышать, что и лучше от их использования отказаться.

Питание

Поскольку, ваш малыш уже почти совсем большой, его можно более близко знакомить с блюдами взрослой кухни. Однако, ребёнку по-прежнему нельзя давать жаренного, жирного, острого, солёного и сладкого . А, вот супы, каши, овощные и фруктовые пюре, мясные тефтели, приготовленные на пару или паровая котлетка – всё это в обязательном порядке должно входить в ежедневный рацион питания малыша. Ну и, конечно же, молочные и кисло-молочные продукты – куда уж без них.

Как правило, у ребёнка в 11 месяцев уже есть 4-6 зубов, поэтому, справиться с таким рационом он вполне может. Кстати, некоторые специалисты утверждают, что не стоит слишком измельчать продукты детского питания, превращая их в пастообразную массу. Ребёнок уже должен учиться жевать. Более того, пережёвывая небольшие кусочки пищи, он тем самым , соответственно раньше и лучше начнёт говорить. Да, и в этом случае вероятность того, что вы будете посещать логопеда в дальнейшем, тоже снижается. Так что, обратите на это внимание. Однако, кусочки должны быть такими, чтобы ребёнку было удобно их пережёвывать, а вы должны постоянно находиться рядом, для того, чтобы ребенок не подавился и не поперхнулся такой почти что взрослой пищей. Что касается рыбных блюд, то, в случае, если у ребёнка нет на них аллергии, рыбу можно давать 1 раз в неделю.

Что же касается количества кормлений, то, в этом возрасте ребёнка можно переводить на 4-х — 5-ти разовое кормление, сделав упор на сытный ужин (для того, чтобы ребёнок ночью не просыпался и не просил кушать). Хотя, если малыш проснётся в 10-11 вечера и попросит молока или кефира – отказывать ему не стоит.

Режим дня

В 11 месяцев вы же начинаете догадываться, кто такой ваш малыш. Он или жаворонок, который поднимается в 5 утра, и ложится спать в 8 часов вечера, либо сова, которая спит до 10-11 утра, но и ложится в 10-11 вечера. С ритмом биологических часов крохи родителям придётся смириться. Позвольте ребенку таким образом проявлять себя. К тому же, ему пока не надо спешить в садик или в школу, так что, пускай, спит тогда, когда ему нравится. К тому же, ваша попытка подстроить биологические часы под себя, может стать причиной стресса у малыша, а это негативно отразится на его нервной системе. Так что, придётся вам подстраиваться под ребёнка, а не ему под вас.

Что касается дневного сна, то, ребёнок спит уже не так часто, как раньше, и если вы укладываете его в течение дня 3 раза спать – можете считать, что вам повезло. Большинство же родителей заявляют о том, что их малыши отдыхают 2 раза, и такой сон длиться в среднем от 1,5 часа до 2, 5 часов.

Ребёнок и горшок

Как приучить ребёнка к горшку?

Первые слова, первые шаги, осознание предметов, которые окружают ребёнка и того, что происходит с ним – всё это располагает . Правда, некоторые родители стараются оттянуть этот момент, мотивируя тем, что ребёнок ещё слишком мал. Как бы там ни было, запомните одно золотое правило – легче ребёнка научить чему-либо, чем потом переучивать . Это же можно сказать относительно знакомства с горшком. Однако, здесь также стоит учитывать тот факт, что все детки – разные, поэтому, вы как родитель – сами должны ориентироваться, готов ли ваш ребёнок или нет.

Психологические аспекты развития ребенка в 11 месяцев

Ваш малыш уже достаточно взрослый, чтобы адекватно воспринимать ваши слова и правильно (с эмоциональной точки зрения) на них реагировать. Поэтому, не удивляйтесь тому, что ребёнок поддерживает ваш шутливый тон и воспринимает его, как приглашения к игре, а вот ваша строгость его расстраивает и может даже довести до слёз. И хотя возможно, не все значения слова ему понятны – ваш тон он понимает прекрасно.

Ну, а для того, чтобы ребёнок не просто был слушателем, но и стал вашим собеседником, вы должны поощрять его стремление говорить. Для этого необходимо стараться ежедневно пополнять словарный запас новыми простыми словами, и звуками. В свою очередь побольше разговаривайте с малышом, называйте постоянно предметы, которые окружают вас, комментируйте свои действия. Всё это откладывается в сознании ребёнка.

Примечательно, что согласно этапам психологического развития детей – возраст 10-11 месяцев считается вполне приемлемым для обыгрывания ролевых и сюжетных игр . Так что, составьте малышу компанию и поиграйте с ним его любимыми игрушками.

Чувства и поведение ребёнка в 11 месяцев

Все дети в 11 месяцев – страшно любопытные. Поэтому, не удивительно, что они стремятся не только осязать окружающие их предметы, но и пробовать их на вкус. Причём, это касается не только продуктов питания и игрушек, но и различных поверхностей. Родители должны понимать, что такая любознательность – это замечательное проявление процесса развития ребёнка, однако – это и большой риск. Поэтому, заранее позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка, а уж тем более ему в рот, не попали вещи и предметы, которые могут причинить ему вред. Особое внимание хочется обратить на лекарственные препараты. Малыш, запомнив, что мама давала ему таблетки, может выпить всю упаковку, и это приведёт к беде…

Эмоциональная палитра чувств у ребенка также становится шире. У малыша уже бывает хорошее и плохое настроение, он может быть задумчив, а может быть игривым. Родителям необходимо улавливать его эмоциональный настрой и стремиться помочь его выровнять. В случае же апатичного поведения, отсутствия интереса к игрушкам и играм – обязательно найдите причину. Ведь, у маленьких детей настроение – это не только показатель того, что у них творится в душе, но и показатель того, как чувствует себя ребёнок. И, многие заболевания как раз начинаются с таких вот и грусти .

Речь ребёнка в 11 месяцев

Речевые навыки – очень важный индикатор развития ребёнка, как физического, так и психологического. И, на то, как скоро заговорит ребёнок, конечно же, влияют многие факторы. Однако, родители должны понимать, что многое также зависит и от них. Так, в среднем словарный запас крохи уже должен состоять из 3-5 понятных, пускай и сокращённых слов. Он также может использовать «свои» слова, которые обозначают один предмет или игрушку.

Ну, а для того, чтобы разговорить малыша, как мы уже писали выше – побольше с ним общайтесь, задавайте ему вопросы, . Кстати, в этом возрасте дети понимают в 6 раз больше информации, чем могут её воспроизвести.

Все ближе первый в жизни юбилей Вашего чада! Прочитав эту статью, Вы узнаете, с какими показателями нужно подойти к этой дате, чему можно научиться и в какие игры играть с малюткой.

Общее развитие ребенка 11 месяцев

Любящая мама обязательно заметит, что развитие ребенка 11 месяцев, перешло с количественного на качественный уровень. У деток не появляются новые умения в таком количестве, как раньше. Но все уж приобретенные навыки активно развиваются и закрепляются ежедневно.

Сокращаются периоды двухразового дневного сна. Более того, некоторые детишки самостоятельно и добровольно переходят на одноразовый сон.

Если Вы на протяжении года придерживались выбранного режима, то крошка полностью привык к основным моментам: просит кушать и укладывается спать вовремя, любит гигиенические процедуры, гимнастику, массаж и купание.

Купайте малыша ежедневно или же через день. Уже можно пользоваться детским шампунем и мылом. Если на теле крошки есть небольшие высыпания, раз в неделю можно искупаться в маленькой ванночке с травяным отваром или противовоспалительной солью.

Не спешите сокращать количество приемов пищи!

Пусть их будет по-прежнему пять. Специалисты советуют кормить карапуза вареной, тушеной, запеченной, приготовленной на пару пищей с общего стола.

Пока еще не пришло время для: орехов, шоколада, колбасы, фабричных полуфабрикатов, цитрусовых и любых грибов.

Если рядом с Вами нет молочной кухни, можно понемногу предлагать малютке наполовину разбавленное коровье молоко.

Продолжайте учить малютку пользоваться собственной ложкой и пить из своей чашки. Подберите для ребенка качественную и безопасную яркую посуду. Будьте заранее готовы к тому, что не все детишки сразу понимают, зачем нужна ложка и что с нею делать.

Возможно, Ваш карапуз освоит это умение немного позже.

Рост и вес ребенка в 11 месяцев, в среднем, следующие:

  • Мальчики 7.7-11.7кг, а девочки 7-11.1кг
  • Рост 70-79см и 67.8-77.8см соответственно.

Головка в окружности 48.3-47.3см у мальчиков - девочек.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Относительно того, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, то это начало периода возросшей самостоятельности.

Маме становиться немного легче, потому что крошка может какое-то время делать что-то один.

  • Карапуз уже уверенно стоит, и, если не пошел раньше, вполне может сделать это сейчас. Приобретите ортопедическую обувь карапузу, яркие ходунки-толкатели, чтобы стимулировать малютку к ходьбе
  • Вы замечаете первые признаки сюжетно-ролевых игр. Малютка может «кормить» свои игрушки или укладывает их спать
  • Ребенок учится объединять предметы по группам, правда, группы эти могут быть весьма неожиданными. Так, мяч может быть любым круглым предметом
  • Появляется «автономная», то есть собственная речь малютки. Он называет одним, придуманным или похожим на настоящее, словом предмет или действие
  • Намного лучше имитирует звуки животных и машин, и охотно демонстрирует это умение
  • Говорит осознанные короткие слова: «папа», «баба», «дай», «мама»
  • Продолжайте знакомить крошку с горшком и не расстраивайтесь, если он не понимает его назначения. Полностью малыш осознает предназначение горшка после двух лет

Если позволяет погода, гуляйте как можно дольше, при этом побуждайте малютку ходить активнее. В качестве толкателя можно использовать коляску: многие детки это очень любят.

В целом, развитие малыша в 11 месяцев не стоит на одном месте, как может иногда показаться. Крошка просто учится лучше понимать и осознавать происходящее вокруг него.

Развивающие игры для детей 11 месяцев

В силу качественного скачка в сознании, развивающие игры для детей 11 месяцев становятся намного более предметными.

Начинаются ролевые игры, в которых малютка копирует Ваши действия или действия близких.

Для того, чтобы максимально приблизить игровую обстановку к реальности, приобретите набор крупной кукольной посуды и мебели. Карапуз будет сажать игрушки за стол, кормить их и укладывать спать. Разумеется, вначале с Вашей помощью и комментариями.

Усовершенствуйте навыки малютки в складывании пирамидок, приобретите разные сортеры и рамки-вкладыши крупного размера.

Попутно закрепляйте названия цветов и учите геометрические фигуры.

Пробуйте собирать несложные картинки из четырёх кубиков.

Учите карапуза находить на картинке нужные предметы или знакомых животных и просите, чтобы малыш рассказал что-то от себя, например, «Как говорит коровка?».

Направьте усилия на воспитание эмоциональной доброты и отзывчивости малыша. Просите пожалеть брата или сестру, если тому больно.

Чему учить ребенка в 11 месяцев

Сравнивая желаемые показатели того, что крошка должен уметь, с показателями своего чада, теперь становится понятным, чему учить ребенка в 11 месяцев.

Не пытайтесь научить карапуза всему и сразу, а выделите один результат, которого Вы хотите достичь. Когда «высота» будет взята, переходите к следующему моменту.

Например, если ребенок 11 месяцев не ходит, но активно ползает и Ваш доктор не находит отклонений, постарайтесь увлечь маленького упрямца ходьбой, но не переусердствуйте.

Обычно большинство детишек делают самостоятельные шаги ближе к годику.

Знакомьте крошку с новыми взрослыми людьми и почаще выходите «в свет», чтобы малютка привыкал к обществу и общению.

Увеличивайте время игр с другими детками. Подходите к окошку, показывайте ребенку окружающий мир и комментируйте происходящее, называя предметы, цвета и звуки.

Карапуз старается подражать взрослым во всем, поэтому дайте крошке взрослую одежду: шапку или перчатки и посмотрите, с каким удовольствием он будет учиться надевать их.

Обучайте малютку простейшим навыкам самообслуживания

  • Пускай поучится чистить зубки
  • Мыть маленькую ванночку
  • Надевать сапожки или туфли.

Таким образом, развитие ребенка в 11 месяцев становится более социально направленным, но, по-прежнему, очень индивидуальным. Не стоит расстраиваться, если карапуз пока чего-то не достиг.

При должной, но не чрезмерной, настойчивости с Вашей стороны, крошка обязательно освоит все, чему Вы хотите его обучить.

Возможно, Вам понравится видео из жизни