Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений. Пример генограммы

Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений

Составлять генограмму — увлекательное занятие и в то же время полезное для понимания своей жизни.

Человек - лишь звено в цепочке поколений. Передать своим детям и внукам можно не только какие-либо материальные ценности, но и бесценный опыт и силу рода .

Но если материальные ценности и опыт человек может заработать сам в течение своей жизни, то сила рода (составляющая личной силы человека) – это то, что получить невозможно больше нигде, кроме как в своей семье, помня и безоценочно принимая каждого своего предка.

Почитать и уважать предков, хранить память о них — раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. «Человек без роду и племени», «безродный» — так говорили в недалеком прошлом о людях, которые не знали своих предков, и определения эти содержали в себе скорее отрицательный оттенок. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания — генеалогия.

Генеалогия — наука о родственных связях.

Генеалогия — это своеобразное познание мира: изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох. Более того, на основе генеалогических исследований могут проводиться генетические исследования, выявляться генотипы. Тем самым, появляется возможность определить, от кого унаследована та или иная черта характера, творческий потенциал либо талант к чему-либо.

Для этого составляется родовое дерево или генограмма – это графическая запись информации о семье. Графическая схема может быть восходящей (от общего предка ко всем его потомкам) и нисходящей (от Вас к предкам).

Можно составить генограмму хотя бы для того, чтобы определить, как звали ваших предков, кто они были и уже это будет очень полезно, но я предлагаю вам пойти дальше. Дело в том, что в генограмме, таятся огромные возможности познания себя. Да, именно так. Узнавая больше о своих предках, вы начнете лучше понимать себя, есть возможность увидеть источники своих проблем и, более того, скорректировать негативные послания и установки прошлого, которые, оказывается, влияют на нашу жизнь и судьбу. При таком подходе генограмма, ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Как составить генограмму

Генограмма — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины — кругами.

У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод.

Дети изображаются по порядку рождения слева направо.

В системе семьи имеет значение каждый, принадлежащий к ней, даже мертворожденные дети или умершие в младенчестве, на генограмме они обозначаются перечеркнутым кругом или квадратом (в зависимости от пола). Располагаются на схеме они также в хронологическом порядке.

Разрывы, разводы и повторные браки отображаются на схеме так:

Во время составления генограммы вы будете узнавать много новой информации. Для удобства ее отображения и хранения полезно заводить на каждого члена семьи генеалогическую карточку . В нее можно занести следующую информацию:

1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

2. Имя отчество (если менялись, указать, какие были).

3. Дата и место рождения

4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать также местонахождение могилы).

5. Национальность.

6. ФИО отца.

7. ФИО матери.

8. Место или места жительства (с указанием дат).

9. Имена и даты рождения братьев и сестер.

10. Образование, что закончил.

11. Место (места) работы, службы, должности.

12. Участие в войнах (где, каких).

13. Награды, звания.

14. ФИО жены/мужа.

15. ФИО детей, их даты рождения.

16. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917г).

17. Хобби.

18. Дополнительная информация: как описывали человека, характер, поступки, отношения.

19. Источники информации: документы, письма, фотографии, воспоминания, интервьюирование.

20. Дата заполнения.

Эту карточку можно постоянно дополнять новой информацией, которая будет появляться. В дополнение к семейным датам вы можете включить в картотеку описание важнейших мировых событий или событий в стране, регионе, так или иначе связанных с семейной историей.

Семь измерений генограммы

Анализ генограммы можно провести по семи разным направлениям, каждое из которых будет полезно по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное дерево (кто от кого произошел).

Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

2. Медицинские сведения.

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны.

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: “Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений (как члены вашей семьи относятся друг к другу)

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи.

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом

6. Семейные верования, ценности.

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований — начало выравнивания их с вашим потенциалом.

7. Общество и ваша семья.

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Какими источниками информации вы можете пользоваться в своей работе

1. Родственники. Одно важное предупреждение. Информация всегда доходит до нас не непосредственно, а пропускается через фильтр интерпретаций рассказчика. Всегда воспринимайте информацию в форме: «поэтому и поэтому было сказано следующее», а не: «вот так в действительности все и было». Обязательно установите контакты с членами семьи, которые известны как изгои. Они обычно имеют очень своеобразный и полезный взгляд на семейную жизнь и историю.

2. Архивные данные: фотографии, метрики, дипломы, письма, грамоты и т.д.

Ваше главное внимание должно быть сосредоточено и в трех ближайших поколениях вашей собственной семьи, но с течением лет ваша работа может расшириться и позволить вам осознать всю вашу семейную систему.

Крайне важно указание точных дат. Одна из важных особенностей семейной жизни - это разница в датах, с которыми люди будут связывать определенные события. Они могут ошибаться в датах на пять или десять лет и этим указывать на какие-то значимые связи. Время оказывается очень субъективным переживанием, когда оно относится к семейной истории: у разных членов семьи оно пронизано разными ассоциативными связями. Вам необходимо настаивать на точности в датировке событий.

Кроме того, вы должны ясно представлять, какую работу выполняли и какой деятельностью занимались члены семьи. К примеру, точно выясните, какую работу выполнял ваш дед со стороны отца и что она в себя включала, сколько времени он проводил вне семьи, как влияла его работа на семью, на вашего отца. Какие события привели к уходу одного или нескольких членов семьи? Как разные люди смотрели на это? О ком никогда не упоминают? К кому относятся так, словно они никогда не существовали в семье? Чем вызвана такая ситуация?

Все это - примеры вопросов, они будут содействовать в выяснении воздействия событий на вашу семью. Они также лучше помогут вам понять, что происходило в период, близкий к вашему рождению, и какое влияние ваше рождение оказало на жизнь людей в вашей семье.

Что можно выяснить из генограммы

Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи . Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности — допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин — «патриархов». Хороший материал для изучения и введения в генограмму — семейные традиции .

Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, как мужа-жену уважать, деда-бабку почитать… Список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной… Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру…

Польза сбора таких сведений очевидна. Сведение воедино разрозненных данных — первый шаг анализа. А анализ сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Ритуалы

Поминовение наших родных о здравии, об упокоении.

Полезно составить Календарь памятных семейных дат. В Календарь записываются даты рождения родных людей, даты их свадеб, даты поминовения усопших. Календарь семейных памятных дат создаётся на целый год и на каждый месяц. В календаре записываются все основные даты, события для каждого родственника. К таким событиям относятся день рождения, свадьбы, смерти, крещения, даты других важных для человека событий. Но так как этот Календарь принадлежит лично Вам, то в нём уместно отметить и все другие памятные для Вас даты: это и дни рождения друзей и знакомых, даты окончания учебных заведений, да мало ли какие еще даты, например: религиозные праздники и другие важные события. Постоянное поминовение наших родных о здравии, об упокоении – самым положительном образом повлияет на нашу жизнь, на нашу судьбу. Нам надо чаще туда заглядывать и посылать пожелания добра, счастья, здоровья, благополучия, успехов в благих начинаниях всем нашим родственникам и знакомым. И такое упражнение постепенно отучит нас судить, а тем более осуждать наших близких. Отношения с близкими будут улучшаться и вся наша жизнь станет спокойной и счастливой.

Генограмму нужно дополнить до седьмого колена. Всего в вашем родовом дереве будет 126 человек (ваших прямых предков). Нарисовав свое родовое дерево, вы имеете возможность коснуться своей мыслью каждого из 126 ваших предков, помолиться за них, обратиться за наставлениями, помощью и поддержкой.

Иван Котва, психолог

Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Генограмма семьи - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод. Характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта - например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

При помощигенограммыможно, задаться целью, исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные болезни, хронические недуги, врожденные проблемы, особенности беременностей, причины смертей. Такая информация, кстати, в иных ситуациях бывает жизненно необходима. Отмечая, генограммой, наличие в роду патологий желудочно-кишечного тракта и соотнося с семейными традициями питания, можно помочь и себе, и семейству в целом. Допустим, выясняете, что женщины рода традиционно страдают холециститами, мужчины умирают от панкреатитов и рака поджелудочной железы. И в то же время на собственном опыте знаете, как ваши родные и близкие любят широкие застолья с обильной жирной и острой пищей.

Составляя генограмму можно обнаружить, что семейное проклятье - холециститы - панкреатиты - можно слегка отодвинуть от родичей, скорректировав систему питания не для конкретного дяди, только что перенесшего операцию, а для семейства в целом. Генограммой можно исследовать отношения внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности - допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Хороший материал для изучения и введения в генограмму - семейные традиции. Анализ генограммы сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Цель методики генограммы - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

Генограмма – это семейная карта или схема истории семьи, в которой используется специальная символика для описания отношений, главных событий и изменений в семье в разных поколениях. Специалисты в сфере здравоохранения, включая психическое здоровье, часто использую генограммы для выявления закономерностей в психическом и физическом здоровье родственников - например, депрессию, биполярное расстройство, рак и генетические заболевания. Чтобы составить генограмму, сначала вам нужно будет опросить родственников. Затем вы сможете нарисовать схему, состоящую из стандартных значков, которая будет фиксировать особую историю вашей семьи.

Шаги

Решите, что вы хотите узнать с помощью генограммы

    Подумайте, зачем вам нужна генограмма. Понимание своей цели поможет вам сконцентрироваться на той информации, которую вы хотите получить о своей семье. Это также позволит вам решить, с кем вы поделитесь этой информацией. Иногда полученная информация может расстроить или оказаться неожиданной для кого-нибудь из членов семьи, поэтому вам придется действовать по обстоятельствам.

    • С помощью генограммы можно проследить наследственность и различные проблемы: злоупотребление психоактивными веществами, психические заболевания, физическая жестокость, а также самые разные заболевания.
    • Генограммы позволяют медикам проследить историю вашего психического и физического состояния, связав ее с историей семьи.
  1. Поймите, что вы хотите найти. Когда вы будете знать, зачем вам нужна генограмма (для врача, для домашнего задания на учебе, для лучшего понимания семейной истории), вам будет проще правильно построить работу с генограммой.

    Решите, сколько поколений будет на генограмме. Это позволит вам понять, с кем вам нужно будет пообщаться, чтобы получить нужную информацию, и будет ли это возможно, учитывая возраст и географическое положение этих людей.

    • К счастью, электронная почта, Skype и другие средства общения всегда будут в вашем распоряжении - они помогут вам связаться с родственниками, которых вы никогда не видели.
    • Зная, сколько поколений вы хотите отследить, вы сможете сделать процесс более простым и быстрым. Вы хотите начать со своих бабушки и дедушки? Возможно, вам нужно дойти до их родителей? Решите, сколько поколений вам нужно, и вы поймете, с кем вам нужно связаться.
  2. Составьте список вопросов, которые вы будете задавать себе и своим родственникам. Отталкиваясь от того, что вы хотите увидеть на генограмме, составьте вопросы, которые помогут вам получить нужную информацию как можно быстрее. Вот несколько примеров таких вопросов:

    • "Начнем с твоей бабушки. Как ее звали? За кем она была замужем? Когда она умерла? Кто она была по национальности?"
    • "Сколько детей было у родителей твоей мамы?"
    • "Были ли у [имя родственника] проблемы с употреблением наркотиков или алкоголя?"
    • "Были ли у [имя родственника] психические или физические заболевания? Какие?"

    Изучите историю семьи

    1. Запишите то, что вы уже знаете. Скорее всего, вы уже что-то знаете об истории своей семьи, особенно если вы близки с одним или несколькими родственниками.

      • Возьмите вопросы, которые вы уже составили, и подумайте, на какие из них вы можете ответить сами.
    2. Поговорите с родственниками. Когда ваших собственных знаний станет недостаточно, поговорите с родственниками. Задайте им вопросы о связях в семье и о важных семейных событиях. Делайте подробные записи.

      • Слушая истории родственников, вы не только получите ответы на свои вопросы, но и узнаете что-то, чего не знали раньше и о чем не задумывались.
      • Помните, что не всем членам семьи понравятся эти разговоры.
      • Будьте готовы выслушать большое количество историй. Это один из лучших способов получить и передать информацию о семье. Внимательно слушайте, задавайте вопросы, требующие развернутых ответов, которые побудят человека рассказать вам больше.
    3. Изучите семейные документы и информацию в интернете. Родственники не всегда будут помнить все, что вам нужно, или они могут не захотеть рассказывать вам что-то.

      • Поиск в интернете и семейные документы помогут вам проверить то, что вам уже рассказали родственники, или получить недостающую информацию.
      • Помните, что вы должны быть уверены в том, что эта информация точная, если вы намерены использовать ее.
    4. Проанализируйте свою собственную историю. Если у вас достаточно личной информации, она поможет вам проследить историю.

      • Соберите информацию из своей медицинской карточки.
      • Учтите все препараты, которые вы принимаете, поскольку эта информация поможет понять, принимают ли ваши родственники эти же или схожие препараты для лечения заболевания.
    5. Изучите связи внутри семьи. Составляя генограмму, нужно знать, как все в вашей семье связаны между собой. Изучите союзы родственников, соберите информацию о браках, разводах, детях и прочие данные.

      • Зафиксируйте, кто женат или замужем, кто разведен, кто живет не в браке.
      • Овдовел ли кто-нибудь? Кто-нибудь расстался или был разлучен насильно?
      • В зависимости от того, что вы хотите получить от генограммы, вам, возможно, придется задавать сложные и иногда неприятные вопросы родственникам, которые помогут вам установить связи. Возможно, вам придется выяснить, были ли у ваших родственников связи на стороне или краткосрочные отношения и сколько их было. Важно также выяснить, вступал ли кто-нибудь в отношения по принуждению.
      • Помните о том, с кем вы разговаривайте, и аккуратно подбирайте вопросы, поскольку некоторым родственникам они могут быть неприятны.
    6. Изучите эмоциональные связи. Теперь вы знаете, как все связаны, поэтому пришло время узнать, какие эмоциональные отношения были или есть между родственниками. Ответы на вопросы об эмоциональных связях очень важны, если вы хотите выявить какие-либо психологические факторы в семье.

      • Любят ли друг друга члены семейного союза? Хорошо ли они ладят друг с другом? Возможно, кто-то из родственников ненавидит друг друга.
      • Когда вы начнете глубже погружаться в эти вопросы, поищите признаки насилия или пренебрежения. Можно даже пойти дальше и отделить физические факторы от эмоциональных.

    Составьте генограмму

    1. Выберите шаблон для генограммы. Такие шаблоны можно найти в интернете или нарисовать самостоятельно от руки. Можно купить специальную компьютерную программу для создания генограммы.

    2. Для обозначения родственников и связей (как обычных, так и распавшихся) используйте стандартные значки генограммы. Значки являются визуальными обозначениями информации, которую вы собрали во время разговоров. Можно нарисовать эти символы от руки или с помощью функций "рисовать" или "формы" в приложении Word .

      • Мужчины обозначаются квадратом. Если хотите изобразить брак, расположите квадрат слева.
      • Женщины обозначаются кругом. Если хотите изобразить брак, расположите круг справа.
      • Одна горизонтальная линия означает брак, а две наклонные черты - развод или расставание.
      • Самый старший ребенок должен быть размещен в нижнем левом углу семьи, а самый младший - в нижнем правом.
      • Все прочие символы позволяют изобразить семейные события: беременности, выкидыши, болезни, смерти. Существует также значок бриллианта, который обозначает домашних животных.
    3. Оформите схему на основании семейных связей так, чтобы самое старое поколение из тех, что вас интересует, оказалось сверху. Например, можно начать генограмму с бабушки и дедушки либо даже с их родителей. Генограммы демонстрируют разнообразие семейных отношений, а также определенные закономерности или заболевания.

      • В генограммах есть символы, которые обозначают такие взаимодействия, как конфликт, близость, отчуждение и так далее. У эмоциональных связей есть особые значки, которые делают генограмму понятной.
      • Существуют также символы для обозначения сексуального и физического насилия, а также психических и физических расстройств.
    4. Поищите закономерности. Когда ваша генограмма будет готова, изучите ее и поищите закономерности. Есть много наследственных программ или особых психологических склонностей, которые становятся заметными на такой схеме.

      • Не делайте поспешных выводов. Данные - это полезно, но не стоит использовать их для подтверждения того, что в семье передается определенное заболевание или психическое расстройство. Поговорите со специалистом и попросите его проанализировать наследственность.
      • Не делайте выводы о мотивах родственников на основании генограммы и не идите на конфликт, вооружившись этой информацией. Возможно, ваша тетя действительно бросает работу каждый раз, когда находит ее, а ваша двоюродная сестра любит уводить парней у других девушек, однако не стоит говорить людям о том, что им нужна консультация психотерапевта, лишь на основании генограммы. Не осуждайте родственников из-за полученной генограммы. Прежде чем сделать выводы, поговорите с родственниками или с психологом.
      • Если вы описываете историю семьи, закономерности помогут вам понять, почему в прошлом родственники переехали в другое место, какие отношения были между членами семьи. Кроме того, вы, возможно, узнаете о других родственниках, которые не были официально признаны вашей семьей.
    • Не используйте генограмму для решения конфликтов с членом семьи без помощи адвоката или специалиста в сфере здравоохранения.
«Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Семья выступает в разных «ликах» в зависимости от масштаба рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реально существующей семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой - семья рассматривается и как малая социальная группа, и как структурная единица современного общества» .

Рассматривая семью в масштабах психологии, можно увидеть, что представители различных подходов, направлений и школ по-разному подходят к вопросу изучения семьи, в том числе работы с семьёй.

Для наглядности, кратко изложим концепции двух подходов:
психоанализа и системной семейной терапии.

Начнем изложение с точки зрения психоаналитического подхода .

В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса, а также проявления амбивалентных чувств и переживаний, возникающих у ребенка при его общении с сестрами и братьями.
З. Фрейд (1856-1939) уделял значительное внимание раскрытию существа эдипова комплекса, последствий проявления нежных и враждебных чувств ребенка в семье по отношению к его родителям, семейного романа невротиков, формирования Сверх-Я .

В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу со всей семьёй.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия .
Классическая системная психотерапия сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании социальных групп, семьи прежде всего. Элементы системы связаны друг с другом через взаимодействие всякого рода, и любое взаимодействие несет информацию системе как об отдельных элементах, так и обо всей системе в целом .

Различия во взглядах и методах психологической работы с семьёй подразумевают использование инструментария, характерного определённому подходу, однако возможен интегративный стиль работы. Психоаналитики, системные семейные терапевты, гештальт-терапевты и представители других подходов могут придерживаться в собственной практике инструментария, как относящегося к культивируемому ими подходу, так и заимствовать из других школ, направлений и подходов. Инструментом, который может быть использован в работе с семьёй представителями различных психологических подходов, является генограмма.

«Генограммы показывают семейную информацию графически» .

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе .

Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе - остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

1). Первый вариант, ориентированный на сбор информации , является наиболее распространенным и чаще всего используется в системном подходе, когда необходимо записать информацию о семье и, задав определённые вопросы, выстроить гипотезу. В нашем случае генограмму предлагается использовать в любом подходе, соответственно, какие вопросы задавать для того, чтобы выстраивать гипотезы, остается на усмотрение специалистов.

Генограмма состоит из символов, рассмотрим основные обозначения :

Обозначение эмоциональных отношений между членами семьи


Структурные особенности метода «Генограмма»


Дополнительные характеристики семьи (по детям)


  • Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе.

Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе.

Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна:

семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему .

Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

  • 1 шаг.
    Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»)..
  • 2 шаг.
    Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.
  • 3 шаг.
    Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

  • 4 шаг.
    Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы
    (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись?
    Изображать ли дедушку, если он умер?
    ).

Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения.

1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента (Рис. 1).

2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи (Рис. 2).

3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других (Рис. 3).

Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности - это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.

Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений,
и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика - оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.

Список использованной литературы:

  1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
  3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 192 с.
  4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2012. - 570 с.
  5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2012. - 496 с.
  6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
  7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.
«Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Семья выступает в разных «ликах» в зависимости от масштаба рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реально существующей семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой - семья рассматривается и как малая социальная группа, и как структурная единица современного общества» .

Рассматривая семью в масштабах психологии, можно увидеть, что представители различных подходов, направлений и школ по-разному подходят к вопросу изучения семьи, в том числе работы с семьёй.

Для наглядности, кратко изложим концепции двух подходов:
психоанализа и системной семейной терапии.

Начнем изложение с точки зрения психоаналитического подхода .

В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса, а также проявления амбивалентных чувств и переживаний, возникающих у ребенка при его общении с сестрами и братьями.
З. Фрейд (1856-1939) уделял значительное внимание раскрытию существа эдипова комплекса, последствий проявления нежных и враждебных чувств ребенка в семье по отношению к его родителям, семейного романа невротиков, формирования Сверх-Я .

В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу со всей семьёй.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия .
Классическая системная психотерапия сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании социальных групп, семьи прежде всего. Элементы системы связаны друг с другом через взаимодействие всякого рода, и любое взаимодействие несет информацию системе как об отдельных элементах, так и обо всей системе в целом .

Различия во взглядах и методах психологической работы с семьёй подразумевают использование инструментария, характерного определённому подходу, однако возможен интегративный стиль работы. Психоаналитики, системные семейные терапевты, гештальт-терапевты и представители других подходов могут придерживаться в собственной практике инструментария, как относящегося к культивируемому ими подходу, так и заимствовать из других школ, направлений и подходов. Инструментом, который может быть использован в работе с семьёй представителями различных психологических подходов, является генограмма.

«Генограммы показывают семейную информацию графически» .

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе .

Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе - остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

1). Первый вариант, ориентированный на сбор информации , является наиболее распространенным и чаще всего используется в системном подходе, когда необходимо записать информацию о семье и, задав определённые вопросы, выстроить гипотезу. В нашем случае генограмму предлагается использовать в любом подходе, соответственно, какие вопросы задавать для того, чтобы выстраивать гипотезы, остается на усмотрение специалистов.

Генограмма состоит из символов, рассмотрим основные обозначения :

Обозначение эмоциональных отношений между членами семьи


Структурные особенности метода «Генограмма»


Дополнительные характеристики семьи (по детям)


  • Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе.

Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе.

Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна:

семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему .

Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

  • 1 шаг.
    Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»)..
  • 2 шаг.
    Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.
  • 3 шаг.
    Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

  • 4 шаг.
    Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы
    (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись?
    Изображать ли дедушку, если он умер?
    ).

Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения.

1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента (Рис. 1).

2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи (Рис. 2).

3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других (Рис. 3).

Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности - это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.

Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений,
и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика - оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.

Список использованной литературы:

  1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
  3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 192 с.
  4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2012. - 570 с.
  5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2012. - 496 с.
  6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
  7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.