Как адаптировать ребенка к детскому саду? Возможные проблемы и их решение. Длительность периода адаптации. Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

Родители часто жалуются на то, что после первых недель посещения детского садика их малыши очень меняются, делаются агрессивными и неуправляемыми. Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, новому этапу в его жизни?

Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Разумеется, заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ

Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СПАТЬ ПОРА

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

Одеваемся

Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!

Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Максимум внимания

Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.

По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.

Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.

Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Не пугайте садиком

Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.

ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».

Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.

Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.

Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Ваш ребенок пришел в детский сад

Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.

Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.

Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка! Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Почему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?

Вопрос детского сада – отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь в адаптации – в какой-то момент возникает в каждой семье. Обычно родители в таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых. Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство семей все-таки склоняются к варианту «отдавать в садик». Возможно, маме необходимо выходить на работу, а сидеть с крохой некому. Или просто родители хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Как бы там ни было, причины могут быть разными, но по итогу кроху все равно приводят в детский сад.

И тут начинается самое интересное. Ваш, такой послушный и хороший ранее, малыш вдруг начинает закатывать истерики, капризничать, отказывается самостоятельно засыпать. Или, наоборот, замыкается в себе, тихо плачет, перестает интересоваться ранее любимыми игрушками и сказками. Что же происходит с вашим ребенком? Пройдет ли все это, или все же надо забирать его из сада? Когда кроха привыкнет к садику? И, главное, как ему помочь?

На все эти вопросы мы и постараемся найти ответы в нашей статье.


Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.

Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

  • отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
  • внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждой детке;
  • необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга – нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:

  1. Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
  2. Снижение или потеря аппетита.
  3. Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
  4. Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
  5. Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
  6. Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
  7. Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
  8. Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
  9. Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.

Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на малыша, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события!


Теперь мы знаем, что происходит с крохой, когда мы отдаем его в детский сад. Но, тем не менее, есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:

1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.

Такой ребенок:

  • входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
  • смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
  • может при необходимости попросить о помощи;
  • сам способен завязывать контакты;
  • может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
  • находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
  • в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
  • принимает установленные правила поведения;
  • нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
  • умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.

Малыш, переживающий адаптацию средней степени:

  • соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
  • после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
  • адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
  • может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.

Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.

3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.

При этом типе адаптации малыш:

  • не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
  • встревожен, замкнут;
  • не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
  • не может развернуть игру;
  • пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.

Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.

Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:

  • темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
  • состояния здоровья крохи;
  • обстановки в семье;
  • уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному событию в жизни крохи.


Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь:

  • самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться;
  • пользоваться горшком;
  • пользоваться носовым платочком.

Когда малыш овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.

Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.

Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с крохой дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким:

  • 7-30 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;
  • 8-30 – время прихода в садик;
  • 8-40 – прием завтрака;
  • 10-30 –12-00 – прогулка;
  • 12-15 – 12-45 – обед;
  • 13-00 – 15-00 – дневной сон,
  • 15-30 – полдник.

Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш» режим.

Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с воспитательницей - обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.

Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома – пошалить, немного пошуметь и побегать.

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой хороший садик вы выбрали для своего крохи и какие чудесные люди там работают.

6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.

8. Создайте малышу бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь малыш сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!

9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.

10. Придумайте свой ритуал прощания - поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям.

11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.

14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.

15. Терпимо относитесь к капризам малыша. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.

16. И в садике, и дома говорите с крохой уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут крохе поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью.
18. Если вы замечаете сильные отклонения от обычного поведения крохи, обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.

19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений.

21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.

22. По возможности укрепляйте иммунитет крохи с помощью закалывания и прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на ночь.

23. Помните: причина постоянных простуд чаще всего кроется в психике. Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но организм начинает ослабевать, с легкостью поддается негативному влиянию. Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.

Список «табу» для родителей

  1. Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
  2. Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!
  3. Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
  4. Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.
  5. Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.
  6. Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
  7. Нельзя водить в садик больного ребенка.

И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите, что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того, чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с большим числом сверстников понадобится свое, определенное количество времени. Дайте ему это время!

Анна Кутявина

То, насколько комфортно будет ощущать себя ребенок в детском саду, в основном зависит от успешности его адаптации к условиям этого учреждения. Однако готовы ли к ней будущие воспитанники и их родители?

Давайте взглянем на эту проблему глазами опытного воспитателя, ежедневно сталкивающегося с массой достаточно грустных историй.

Эпизод первый: малыш и длительное грудное вскармливание

Розовощекая Катюша поступила в ясельки за четыре месяца до своего трехлетия. Немного поплакав при расставании с мамой, она вскоре утешилась и увлеклась игрой с другими ребятишками. Первые тревожные звоночки зазвучали сразу после завтрака: хнычущая малышка слонялась по углам, демонстративно сосала пальчик и непрерывно звала маму.

Решив, что виной всему – адаптация и не рассказав маме о поведении дочки, через два часа молодая воспитательница попрощалась с повеселевшей воспитанницей. На протяжении нескольких последующих дней воспитатели продолжали наблюдать одну и ту же картину: после завтрака Катюша безутешно плакала, наотрез отказываясь от игр со сверстниками, и все так же требовала маму. Наконец одна из воспитательниц, заинтригованная странным поведением ребенка, спросила у мамы, как она может объяснить дочкины капризы.

Ответ мамы поставил все на места. Оказалось, что девочка, длительное время находившаяся на грудном вскармливании, за два дня до посещения яселек была отлучена от маминой груди. «Ничего страшного, – заверила мама, – Катюша уже достаточно подросла. Похнычет немного и привыкнет» .

Ответственные родители должны помнить о том, что для крохотного ребенка отлучение от материнской груди само по себе является огромным стрессом. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию в этот момент советуют не подвергать малыша каким-либо дополнительным переживаниям.

В описанной нами ситуации вышло так, что мама, изначально заботившаяся о здоровье и психологическом комфорте своей Катюши, вдруг решила, что ее трехлетняя дочурка стала настолько взрослой, что с легкостью привыкнет к непривычной для нее обстановке.

Совет педагога:

Малыша, находящегося на грудном вскармливании, следует либо отлучать от маминой груди за два месяца до начала посещения ясельной группы, либо не отлучать до тех пор, пока он окончательно не адаптируется к новым условиям и распорядку дня в дошкольном учреждении.

Кормление грудью и детский сад — возможно ли совместить?

Как консультант по грудному вскармливанию, я довольно часто слышу такой вопрос от кормящей мамы, когда малышу исполняется 2 года: «Как правильно отлучить ребенка от груди, ведь нам скоро в детский сад?» Надо ли отлучать ребенка от груди перед детским садом? —

Эпизод второй: Настя-неумелочка

Крошечная Настя была отправлена в ясли в связи с тем, что ее молоденькая мама, выплачивающая кредит за купленное жилье, вынуждена была срочно выйти на работу. Час спустя воспитательница с унынием констатировала: девочка ничему не научена.

Полуторагодовалая малышка, не приученная к горшку, непрестанно мочилась в штанишки (), не умела есть ложкой (), пить из кружки (), мыть ручки и была не в состоянии хотя бы показать, чего она хочет, не хотела играть с другими ребятишками.

Поговорив с мамой по телефону, воспитательница выяснила, что девочка до сих пор пьет из бутылочки и продолжает сосать соску (). На резонный вопрос воспитателя о том, почему малышка не владеет элементарными навыками, был получен ответ: «Даже не знаю, а надо было научить?»

Хотя бы на минутку задумайтесь: в состоянии ли воспитатель и его помощница накормить сразу двадцать малышей, не умеющих пользоваться ложкой? Даже если в группе будет три-четыре таких «неумелочки», они останутся полуголодными, поскольку полноценно накормить каждого малыша за отведенное для еды время очень сложно.

Полуторагодовалый здоровый малыш, не имеющий отклонений в развитии, способен самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет, показывать, чего он хочет (или где у него болит) и интересоваться общением с другими детьми.

Совет педагога:

Малыш, поступающий в детский садик, должен иметь элементарные навыки самообслуживания (независимо от возраста поступления) . Это облегчит жизнь и ему, и родителям, и сотрудникам детского сада. Адаптация подготовленного ребенка проходит значительно успешнее .

Эпизод третий: Андрюшины страхи

Два первых дня, проведенных Андрюшей в садике, прошли удачно: ему там очень понравилось. Однако после выходных ребенка было не узнать: отчаянно рыдающего и сопротивляющегося Андрюшу мама буквально втолкнула в группу, а воспитателю стоило немалого труда удержать мальчика, рвущегося за уходящей мамой.

Так продолжалось несколько дней. После ухода мамы всхлипывающий Андрюша одиноко сидел в уголке, успокаиваясь лишь к концу завтрака, но ежечасно донимал воспитателя и нянечку вопросом: «А мама за мной придет?»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Причина такого поведения выяснилась совершенно случайно. Воспитательница, заглянувшая в раздевалку, услышала, как мама, одевающая мальчика, с укоризной выговаривала ему: «Не будешь меня слушаться – оставлю тебя ночевать в садике со сторожем».

Какой же нормальный ребенок после таких слов захочет добровольно остаться в детском саду?

Совет педагога:

Никогда не пугайте своего малыша сами и не позволяйте этого никому другому. Ни злая тетя, ни Баба-яга, ни милиционер (и уж тем более детский сад) не должны стать виновниками детских страхов. Все эти страшилки, сочиняемые ради мифической единовременной пользы, не так уж безобидны для хрупкой детской психики.

Эпизод четвертый: Сонечка и ее трудолюбивая мама

Сонечка впервые пришла в детский сад в понедельник. Будучи умным и общительным ребенком, она тут же нашла общий язык с большинством ребятишек в группе. Время, отпущенное для первого дня адаптации, прошло для нее весело и незаметно. Мама, пришедшая за Сонечкой, предупредила воспитательницу, что через два дня ей необходимо выйти на работу, поэтому в четверг девочка останется в группе на целый день.

«Почему же Вы не пришли пораньше, чтобы дать Сонечке возможность привыкнуть к новым для нее условиям?» — спросила удивленная воспитательница. Мамин ответ был довольно странным: «Мне хотелось, чтобы дочка как можно дольше оставалась дома».

Результат был закономерным. В четверг, после того как дети пообедали, Сонечка начала беспокоиться, спрашивая воспитательницу, когда же ее заберут домой. Душевная женщина попыталась успокоить девочку, объяснив ей, что мама, вынужденная пойти на работу, сможет забрать ее только вечером.


К вечеру истосковавшаяся малышка уже не могла сдержать слез. Наутро сцена со слезами повторилась: раздраженная мама вела рыдающую дочку в садик, в сотый раз объясняя, как ей необходима эта работа. Адаптация, столь удачно начавшаяся, была практически сорвана.

Нет большего испытания для психики ребенка, привыкшего все время находиться рядом с любимой мамой, чем внезапное многочасовое ее отсутствие и замена ее какими-то малознакомыми людьми, сопряженная еще и с радикальной сменой привычного уклада жизни.

Оказавшись в этой ситуации, малыш считает, что его попросту бросили из-за того, что он чем-то не угодил маме, которая за ним больше не придет. Мамино объяснение, касающееся необходимости выхода на работу, для него не более чем набор малопонятных фраз, а происходящая ситуация воспринимается им как самое настоящее предательство.

Совет педагога:

Адаптация (процесс неторопливого поэтапного привыкания ребенка к детскому коллективу, к новому режиму дня, к воспитателям) необходима для того, чтобы уберечь ранимую детскую психику от влияния сильной стрессовой ситуации.

Если сделать ее постепенной, можно избежать многих неприятных моментов: нервных срывов, слез, истерик при прощании с мамой и тревожного ожидания, преследующего малыша в течение целого дня.

Читаем также: адаптация ребенка к детскому саду —

Как разбудить ребенка в детский сад без капризов —

Любящие родители в период адаптации ребенка к детскому саду должны окружить его своей любовью, заботой и пониманием, проявляя максимум такта и родительского терпения.

Для малыша это трудный период. Оторвавшись от дома, он не скоро привыкнет к спальне с двадцатью кроватками, походам строем на горшок и прочим прелестям общественного воспитания. Не бросайте его в этот тяжелый момент, переложив ответственность на воспитателя. Ни для кого не секрет, что воспитатели бывают разные.

Итак, что нужно сделать родителям?

Обязательно обратите внимание, как ведет себя ваш малыш, как привыкает к саду. Почаще стойте незамеченным у ограды садика или открытой двери группы, наблюдая за вашим ребенком. Как он играет со сверстниками, как он разговаривает, агрессивен или забит. Ваши наблюдения помогут вам понять, всё ли в порядке, стоит ли вам что-либо предпринимать, чтобы изменить ситуацию.

Научите его дружить. Если вчерашний приятель вашего сына Андрей заболел, а сегодня появился новый, обязательно поинтересуйтесь, чем болеет Андрюша, когда придет, поохайте, поахайте, и не забудьте вернуться к разговору через 2-3 дня.

Если малыш с радостью рассказывает о новенькой, которая все время ревёт, мягко остановите его, посочувствуйте девочке, а утром собирая в сад, положите в карман конфету для рёвы, и пусть не забудет улыбнуться и позвать её играть.

Старайтесь, не возмущаясь, выполнять все требования воспитателя. От задания что-то принести до подготовки карнавального костюма. Ребенок не должен чувствовать себя хуже других, завидовать им или стыдиться своих родителей.

Никогда не выясняйте отношения с воспитателем (что бы ни случилось!) в присутствии ребенка . Иначе потом будете удивляться, почему малыш вдруг не хочет идти в сад и называет воспитательницу «плохой тётей», а ведь всё было так хорошо!

Но если есть какие-то претензии, обязательно их выскажите наедине. Если отношения воспитателя и ребенка не улучшаются, чадо лучше перевести в другую группу.

И всегда помните, что несчастья ребенка, даже если они нам кажутся пустяковыми, для него — настоящее горе, и ему сейчас так нужны наши понимание и сочувствие.

А что делают воспитатели?

Мамочки, обратите внимание на следующее:

  • как встречают детей утром: дежурным «здравствуйте» или находят время поговорить с каждым ребенком. Как воспитатели обращаются к детям, по именам или по фамилиям (да, бывает и такое).
  • часто ли одергивают других детей (не шуми, не дерись, прекрати). Не скучают ли дети? Нет ли обделенных вниманием ребят, которые стоят где-то в сторонке вне общей игры и скучают, а по сути страдают? Не слишком ли долго детишки сидят на стульях без дела (чтоб не шумели, не бегали)? - не унижают ли ребенка замечаниями («будешь так себя вести -отправлю в ясли», «как тебе не стыдно, совсем распустился», «посмотри, какой Ваня молодец, аккуратный, а ты так испачкалась, а еще девочка»).

Если читают длинную мораль прямо на входе, если часто одергивают и наказывают «виноватых», на корню гаснет детская инициатива, а дети в группе много и подолгу ссорятся, тогда родителям есть повод задуматься: а туда ли вы попали?

Вот такие характеры

Мы прекрасно знаем, что все дети разные (как и все люди). У каждого свой, неповторимый характер. Иногда у малыша спрашивают: «Что тебе не нравится в садике?» Он отвечает: «Здесь так шумно и все кричат!» Обычно так отвечают тихие дети, предпочитающие спокойную обстановку.

Постоянный шум, гам и назойливость сверстников их быстро утомляют, вызывая раздражение и апатию.

К индивидуальным особенностям относится и уровень потребности в общении с окружающими. Кому-то из ребят оно более необходимо, другие малыши наоборот, ориентированы на свой внутренний мир. Им гораздо интереснее побыть в одиночестве, размышляя и фантазируя.

При этом общения со сверстниками они не избегают, но быстро пресыщаются им. Такие особенности составляют индивидуальность и неповторимость каждого малыша. Но, к сожалению, порой всё это не соответствует ритму жизни в детском саду.

А ведь нервную систему насильно не перестроишь. Но она достаточно пластична, и родители могут помочь крохе приспособиться к детскому садику.

Попросите воспитателя, чтобы у ребенка была возможность заняться любимыми делами . Например, поиграть с конструктором вдали от детей, не спеша сложить мозаику или даже какое-то время побыть в одиночестве.

Сверхподвижному малышу, наоборот, надо обеспечить плотный двигательный режим. Для воспитателя он может стать хорошим помощником в организации подвижных игр и физкультурных занятий.


После сада

В этот сложный период привыкания многие родители вдруг перестают узнавать своего ребенка. Вот, например, Настя всегда была ласковой и послушной девочкой, конечно, и побаловаться могла, как все дети, и поупрямиться, но все в меру. И вот, вечером, дома…

В ответ на просьбы грубит, отказывается выполнять. Сильно раздражается из-за пустяков, громко кричит и плачет.

Такое поведение продолжается весь вечер с небольшими перерывами. Казалось бы, вот уже успокоилась на руках у мамы, но минут через 10 находится новый «раздражитель», и все начинается сначала...

Нелегко всем: и девочке, и родителям. Настю можно понять: она целый день тоже была «на работе», жила по распорядку, выполняла определенные требования, слушалась воспитателей (не бегай, не прыгай, а то упадешь). А теперь дома она расслабляется, как и любой взрослый после работы.

Напряжение должно все-таки находить выход! Конечно, Настины родители к вечеру тоже уставшие и хотят отдохнуть, но вместо отдыха или приятных совместных занятий (ведь за день все друг по другу соскучились), начинается процесс «воспитания».

Положительных эмоций уже не остаётся, у родителей появляется желание накричать, а то и шлёпнуть, а утром побыстрее опять отвести в садик. А ведь ребенку жизненно необходимо чувствовать любовь и ласку! И на физическом уровне (объятия, поцелуи) ему нужно ощущать её не менее 5 раз в день. А что же у нас получается? Ни разу?!

Совет здесь простой: постарайтесь понять, пожалеть ребенка, уделить ему больше внимания. В конце концов, ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции, а мы, взрослые, умеем.

Хорошо, если рядом есть парк, где осенью можно пошуршать листьями, а зимой побросаться снежками. А если нет парка - не беда, ведь по пути всегда есть детские площадки. Такая прогулка улучшит настроение и малышу, и маме. Только не одергивайте его во время прогулки, будьте доброжелательны.



И еще один момент. Сейчас в садиках есть различные кружки. Многие родители в целях раннего развития стремятся отдать малыша во все кружки сразу, причем чуть ли не с первого дня в саду. Прежде чем так поступить, присмотритесь к своему ребенку: как он ведет себя в саду (поговорите с воспитателями), как после сада, не устаёт ли, не капризничает?

Вполне возможно, что на прогулке ребенок вроде бы успокоился, а дома опять закапризничал. Ну что ж, опять терпение, только терпение.

Пусть посмотрит любимые мультики (никаких «взрослых» фильмов и сериалов), почитайте ему интересную книгу, можно рассматривать фотографии, можно достать из шкафа какие-нибудь интересные вещи или заранее припрятанные игрушки, о которых малыш уже успел позабыть.

Это его обрадует и отвлечет. Ну а перед сном — водные процедуры, ведь купание любят все дети. А еще в ванной можно дуть мыльные пузыри, не боясь что-либо забрызгать.

Если это так, то стоит пока подождать, пусть ребенок адаптируется, иначе будет только вред. У малыша появится усталость, апатия к занятиям, он станет относиться к ним как к наказанию.

Если же кроха бодр и весел и не знает, куда девать энергию, тогда — вперед. Но опять же, пусть сначала в один кружок походит, прислушивайтесь к предпочтениям вашего чада.

Итак, все трудности решаемы. Просто доверяйте своему ребенку, будьте в курсе событий, происходящих с ним, а к преодолению трудностей подходите с оптимизмом.

Ирина Вайтехович

Уважаемые читатели! Как происходила адаптация к детскому саду у вашего малыша? С какими проблемами вам пришлось столкнуться? Ждем ваши комментарии!

После того как родители собрали ребенка в детский сад (сделали необходимые прививки, оформили медицинскую карточку и купили тапочки для группы), наступает самый сложный момент. Адаптация ребенка к детскому саду может пройти почти незаметно, а может стать трудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой. Как сделать так, чтобы ребенок легко влился в коллектив и стал с удовольствием посещать учреждение? Существует несколько способов, которые помогут родителям сгладить период привыкания малыша к саду, научить его получать удовольствие от посещения детского коллектива.

Вопрос психологической адаптации ребенка в садике даже более важен, чем покупки и приготовления к нему

Физическая и психологическая составляющие

Ребенок, который только начинает посещать детский коллектив, испытывает стресс. Ему нужно привыкать к резко изменившимся внешним обстоятельствам. Это коллектив детей, новое помещение, режим и правила. К тому же ему необходимо каждый день подниматься рано и расставаться с мамой. Малышу нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам и адаптировать к ним нервную и другие системы организма.

Условно привыкание ребенка к детскому коллективу делится на две составляющие - физическую и психологическую. Физическая включает привыкание к:

  • новому режиму дня;
  • другой пище;
  • постоянному контакту со сверстниками;
  • прогулкам на новом месте.

Психологическая составляющая включает в себя необходимость подчиняться воспитателю, расставание с мамой, новые требования. Кроме этого ребенок получает меньше внимания со стороны взрослых, у него появляется минимальная самостоятельность – некоторые решения приходится принимать самому.

Насколько легко малыш приспособится к детскому саду и сколько времени займет период привыкания? Это зависит от многих факторов, в большей степени – от характера и психической зрелости крохи. Существует три вида адаптации – легкая, средняя и тяжелая.


Если ребенок открытый и жизнерадостный, легко идет на контакт с другими - его адаптация пройдет достаточно легко

Легкая адаптация

Она характерна для здоровых детей с высокой психологической устойчивостью. Они чувствуют себя в «своей тарелке» уже через месяц, а то и раньше. Весь срок адаптации здоровье малыша в порядке, он не демонстрирует изменений в поведении. Можно выделить несколько признаков, характерных для легкого привыкания:

  • малыш остается в саду без слез и спокойно прощается с мамой до вечера;
  • без опасений заходит в группу;
  • вечером рассказывает о событиях своего дня;
  • легко общается с воспитателем, не боится его;
  • общается с детьми;
  • играет игрушками, которые есть в группе;
  • не демонстрирует перепадов настроения.

Средняя адаптация

Для детей, которые привыкают к садику сложнее, в этот период характерны частые болезни. При этом эмоционально они относительно стабильные. Со стороны кажется, что малыш не испытывает сложностей в общении, но болеет он регулярно. Такая неприятность обусловлена тем, что в организм новичка постоянно попадают вирусы и бактерии от других детей. Для постоянных членов коллектива эти бактерии неопасны, поскольку малыши уже выработали к ним иммунитет. По мнению педиатров, адаптация средней тяжести имеет протяженность один-два месяца. Ее характерные признаки у крохи:

  • нелегко прощается с мамой, плачет некоторое время после ее ухода;
  • быстро переключается на интересную игрушку, особенно если воспитатель старается отвлечь малыша;
  • отлично играет с ровесниками после недолгой настороженности;
  • не всегда желает общаться с воспитателем;
  • старается следовать режиму и спокойно относится к замечаниям;
  • может иногда стать нарушителем правил, но в большей степени идет на компромисс.

Если малышу сложно расстаться с мамой, можно говорить о средней степени адаптации

Тяжелый вид адаптации

Эти дети с трудом привыкают к садику, им наиболее сложно почувствовать себя «своим» в любом детском коллективе. Как правило, такие малыши не только часто болеют весь срок адаптации, но и находятся в подавленном эмоциональном состоянии. Без помощи взрослых эти дети могут вообще не приспособиться к новым условиям. Часто им требуется консультации детских психолога и невролога. Признаки тяжелой адаптации:

  • малыш вообще не хочет общаться со сверстниками, не реагирует на воспитателя;
  • отказывается заходить в группу, плачет и не отвлекается на интересные игры или занятия;
  • весь день он ждет маму, говорит о ней, постоянно выбегает в раздевалку, потому что боится упустить родителей;
  • не хочет играть, не берет игрушки, замкнут и агрессивен;
  • если воспитатель делает замечание или хвалит ребенка, он пугается, прячется, плачет.

Адаптация через болезни: медицинский аспект

Педиатры отмечают, что те дети, для которых характерен легкий вид адаптации, могут продемонстрировать незначительное снижение аппетита. При этом они станут съедать свою обычную порцию уже на десятый день посещения садика. Эмоциональный фон, активность, коммуникабельность и речевой аппарат приходят в норму в течение 2-3 недель посещения учреждения. Обычно такие дети почти не болеют в период адаптации.

Дети, которые сложнее адаптируются к новым условиям, медленнее приходят в норму. Сон и аппетит у ребенка, который попадает в категорию детей среднетяжелой адаптации, восстанавливаются лишь по истечении месяца. Специалисты отмечают снижение активности малыша, ухудшение речи, которые особо заметны в начале заболевания.


Стресс, связанный с поступлением в садик, может стать причиной плохого аппетита

Тяжелый вид привыкания – это изменение физиологических показателей, что предшествует частым заболеваниям. Доктор Комаровский советует сразу готовиться к тому, что малыш первое время будет болеть регулярно. После выздоровления такой ребенок снова может заболеть, цикл будет повторяться в течение полугода-года. Затем малыш станет крепче, его иммунитет приспособится к сложным условиям и болезни перестанут одолевать дошкольника. Кроме этого отмечается изменение поведения крохи и его эмоционального настроя.

Возраст имеет значение

Возраст ребенка,в котором он начинает посещать детский сад, имеет значение. Самые маленькие детки от двух до трех лет сложнее идут на контакт со сверстниками, они в большей степени нацелены на общение с воспитателем. В этом возрасте очень желательно, чтобы в группе был хороший воспитатель, который сможет расположить малыша к себе. Для облегчения привыкания к новому окружению необходимо, чтобы:

  • ребенок умел пользоваться ложкой, пить из чашки;
  • проситься на горшок (рекомендуем прочитать: ) (пусть с «авариями» - они неизбежны);
  • имел желание идти в сад.

Если малыш отправляется в детское учреждение в возрасте 4-5 лет, стоит помнить, что в этом возрастном промежутке ему важнее общение с ровесниками. Успешная адаптация зависит от умений дошкольника:

  • организовывать игры со сверстниками;
  • слушать взрослых, правильно реагировать на замечания;
  • избегать конфликтов, в идеале – идти на компромисс.

Рекомендации специалистов однозначны: нужно постараться заранее подготовить малыша к новому статусу, объяснить ему, что детский сад – веха на пути его взросления. В это время нужно чаще говорить с дочкой или сыном, напоминать ему, что его дома любят. Также важно не избегать физического контакта – обнимать малыша, читать ему перед сном. Вечером стараться ежедневно разговаривать с крохой, спрашивать о том, как прошел день, что интересного или необычного произошло с ним.

3 этапа привыкания к саду

Привыкание ребенка к детскому саду психологи условно разделили на три периода: острый, умеренно острый и компенсированный. Все эти уровни неизбежны, перепрыгнуть через «ступень» не получится.

Острая фаза – самая первая, она наиболее заметна. Длительность этого этапа составляет 2-3 недели, но может достигать 2 месяцев. Характеризуется он максимальной степенью напряжения – все системы и органы работают в полную силу, нервная система маленького человека находится в постоянном возбуждении. Обычно малыш в этот промежуток времени плаксивый, нервный, часто капризничает.

Отмечается уменьшение аппетита, неспокойный сон, проявление агрессии в общении с родственниками. Если во время острого этапа провести медицинское обследование ребенка, будут заметны и другие изменения. Частота сердечных сокращений может увеличиться или уменьшиться, изменятся показания артериального давления, частота дыхания, формула крови. На слизистых ребенка будет обнаружено много новых микроорганизмов.

Далее острый этап плавно перетекает в умеренно острый. Медики его еще называют фазой неустойчивого приспособления. То есть малыш уже начинает постепенно приспосабливаться к новым условиям, но о стабильности говорить пока рано. Все его системы успокаиваются и начинают работать слажено. Первое, что могут заметить домашние – улучшение аппетита, который приходит в норму в течение двух недель. Чуть позже станет спокойнее сон, уйдут тревожные состояния, нормализуется эмоциональный фон. Если ребенок во время острого этапа стал хуже говорить, пропускать буквы, глотать слова, в этой фазе он возвращается в свое комфортное состояние и через пару месяцев восстанавливает разговорный навык.

Когда проходит среднеострая фаза, начинается следующая – компенсированная, она является заключительной. В компенсированном периоде ребенок полностью возвращается в исходное состояние. Все физиологические и психические реакции его организма восстанавливаются, малыш становится спокойным, уравновешенным и приобретает новые навыки.

Пока малыш не привыкнет к детскому саду, мама и папа должны всячески поддерживать свое чадо. Привыкание длится не менее одного-двух месяцев, за это время важно не усугубить состояние ребенка, а максимально облегчить стресс. Для малыша родители являются главной опорой, именно они должны поддержать его, сделать все, что в их силах, чтобы ребенок как можно быстрее почувствовал себя комфортно в коллективе. Как адаптировать ребенка к детскому саду, что могут родители сделать для этого?

Готовить заблаговременно

  • Готовить сына или дочь к посещению детского учреждения следует заблаговременно. Сначала нужно поговорить с ним/с ней, рассказать, что такое садик, чем там можно заниматься, как играть. Обязательно предупредить малыша о том, что нужно придерживаться режима.
  • Иногда оставлять ребенка с бабушкой, няней или кем-то из родственников. Пусть он привыкает к тому, что мама с папой могут уйти, эта ситуация вполне рядовая.
  • Создать дома условия, близкие к режиму детского учреждения. Пусть малыш поднимается с кровати в такое время, в которое ему придется просыпаться в будущем. Можно узнать распорядок дня в саду и попытаться подстроиться под его режим. Обязательны завтрак, дневной сон и прогулки. Важно, чтобы кроха укладывался в постель не позже 21.00 - так ему будет легче просыпаться рано. Этим можно значительно снизить уровни физической и эмоциональной нагрузок самого острого периода адаптации, даже сократить его раза в два.

Дневной сон на выходных - обязательное условие для успешной адаптации. Постепенно ребенок возвращается в нормальное состояние, начинает хорошо кушать и спокойно засыпать
  • Отличный способ настроить малыша на правильную волну – познакомить его с воспитателем. Если удастся заранее побеседовать с педагогом, ребенок будет воспринимать воспитателя, как уже знакомого взрослого. Тогда новая обстановка станет немного комфортнее.

В процессе посещения сада

  • Стараться развивать у крохи навыки общения и совместной игры со сверстниками. Для этого чаще приводить малыша на детскую площадку, приглашать домой соседских детей.
  • Потренироваться выполнять простые правила – научить держать ложку, пить из чашки, самому одеваться. Также важно, чтобы малыш умел пользоваться горшком, иначе в группе он будет регулярно ходить в мокром белье. Воспитатели не всегда успевают вовремя переодеть ребенка.
  • Научить сына или дочь позитивному мышлению, рассказать, что детский сад нравится многим детям. Можно играть дома, взяв на себя роль воспитателя. Пусть младший член семьи поучаствует в игре – так он научится следовать правилам.
  • Можно разрешать малышу брать с собой игрушку. Этот метод имеет двойное значение: знакомая вещица будет напоминать о доме, а также поможет наладить отношения со сверстниками, которые непременно захотят поиграть новой машинкой или куклой.
  • Постарайтесь внушить сыну или дочке спокойствие и уверенность собственным поведением. Психологи давно доказали, что малыш перенимает настроение мамы, ощущая малейшие эмоциональные колебания. Пусть кроха чувствует, что родители знают: садик – это хорошее место для него, здесь ему непременно понравится.

Любимая игрушка в садике успокаивает малыша, делает его более уверенным в себе

Первый день в детском коллективе

Первый день чрезвычайно важен. Именно он станет первой ступенькой в нелегком пути адаптации к саду. Очень важно правильно выстроить свои действия и поднять уровень позитивного настроя на весь период посещения детсада:

  • Нужно понимать, что первые 4-5 дней малыша лучше не оставлять в группе до вечера. Вполне достаточно будет половины дня. За это время ребенок осмотрится, получит первые впечатления и познакомится с другими детьми. Забрать домой его лучше перед дневным сном. Некоторые специалисты советуют приводить малыша только на прогулку, чтобы максимально ограничить воздействие на него негативных факторов. И только через несколько дней попытаться оставить его в группе.
  • Желательно побеседовать с воспитателем, попросить его быть с новичком тактичнее, рассказать о том, что нравится малышу, а что – нет. Также имеет смысл подсказать педагогу, какими словами лучше поощрять ребенка, как усмирить его в случае чересчур активных игр.
  • Важно, чтобы малыш был полностью здоров. Первый день насыщен впечатлениями, а плохое самочувствие дополнительным грузом ляжет на нервную систему.
  • Стоит поддержать малыша в первый его «рабочий» день - отвлечь, провести с ним время за разговором или спокойной игрой. Можно вместе посмотреть видео: добрые мультфильмы или художественный фильм. Чтобы уменьшить нагрузку на нервную систему, следует отказаться от поездок в гости, цирк или другое место, где ребенок получит массу впечатлений.
  • Хорошим стимулом посещать садик станет новая игрушка. Можно вместе купить куклу или мягкого мишку, которого он выберет сам. Затем объяснить ему, что эта игрушка будет вместе с ним ходить в сад, чтобы ему было там веселее. Вечером можно расспросить ребенка, как поживает его игрушечный друг, чем он занимался, не было ли ему грустно.

Первые пять дней в детском саду

Первый день очень важен для ребенка, но первая неделя наиболее показательна и сложна. В этот период ребенок может быть особо возбудимым – устраивать истерики по любому поводу, капризничать, не слушаться. Иногда у родителей опускаются руки и появляется желание строго наказать малыша. Сразу скажем – лучше не наказывать чадо, а поговорить с ним и попытаться вместе пережить непростое время.

В первую неделю ребенок находится в острой фазе привыкания к саду. Кроме того, иногда малыш в новом коллективе сдерживает себя, держит эмоции под замком. Зато дома, в привычной для него обстановке, выплескивает все накопившееся за время, проведенное в саду. В этот промежуток времени нужно повысить уровень доброжелательности.


Ругать малыша в первые дни пребывания в садике не надо - лучше откровенно поговорить с ним

Как помочь?

  • Если у мамы возникло подозрение, что крохе некомфортно в группе, можно попытаться выяснить причину. Психологи рекомендуют поиграть с сыном или дочерью в игру под названием «детский сад». Пусть в сад отправится его любимая игрушка, а мама станет воспитателем. В процессе диалога можно выяснить, что тревожит малыша. Может, кто-то из детей его обижает? Или воспитательница наказывает без причины? С помощью такого распределения ролей можно скорректировать поведение ребенка, вложить в него способы решения проблем.
  • Утром, отводя малыша в группу, нужно постараться сделать так, чтобы он сам отпустил маму. При этом момент расставания не должен быть затянутым, чтобы не вызывать лишние эмоции. Главное – дать малышу четкую информацию о том, когда его заберут домой, затем выполнить обещание неукоснительно. В следующий раз он будет уверен, что мама придет за ним пораньше, если он ее об этом попросит.
  • Выходные дни должны максимально близко повторять режим дня в детском саду.
  • Важно правильно одевать ребенка. Если в группе не холодно, достаточно надеть спортивные брюки и футболку. Если это период межсезонья, и отопление не работает, можно надеть на малыша что-нибудь с длинным рукавом, а также добавить жилетку.
  • Бывает, что сын настолько привязан к матери, что с трудом отпускает ее от себя. В этом случае можно пойти на маленькую хитрость – пусть сына отводит в группу отец или бабушка.
  • Не стоит делать перерыв в посещении сада без уважительной причины. Так можно свести на нет все усилия ребенка и родителей, а также показать малышу, что в сад можно и не ходить.
  • Если чадо плачет, не хочет отпускать маму, нужно подбодрить его, пообещать поиграть с ним дома. Нельзя ругать за слезы, хотя и капризы поощрять не следует.

На выходные лучше составлять режим дня так, чтобы он совпадал с садиковским укладом

Памятка для родителей: 5 ошибок, которых нужно избегать

Мы рассказали, как правильно себя вести с малышом, чтобы его привыкание к детсаду прошло гладко и безболезненно. Однако некоторые родители все же склонны делать ошибки – эта памятка для них. В ней мы подробнее остановимся на самых распространенных заблуждениях и дадим советы, как их избежать:

  1. Нельзя сравнивать ребенка с его друзьями или одногруппниками, приводя в пример их поведение или действия. Это правило действует всегда, но в момент адаптации оно особенно актуально. Лучше время от времени напоминать малышу, что он хороший, что дома его любят.
  2. Не следует обманывать кроху, надеясь, что он забудет обещанное. Он будет помнить, что мама обещала вернуться за ним через полчаса, а забрал его домой папа только вечером. Малыш почувствует, что его предали и будет особенно переживать обман.
  3. Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, угрожая ему садом. Этот путь тупиковый, он научит ребенка еще больше не любить сад.
  4. Иногда родители обещают, что за посещение сада они купят малышу игрушку или конфеты. Это тоже неверно, поскольку чадо будет отбывать положенный срок, думая только о гостинце. Кроме того, со временем это превратится в систему, маме с папой придется ежедневно баловать малыша.
  5. Все мамы знают, что не стоит отводить в сад больного ребенка. Иногда небольшой насморк не мешает малышу хорошо себя чувствовать в компании сверстников, особенно если мама не может взять больничный. Однако во время адаптации такой ситуации лучше избегать, чтобы физическое недомогание не усугубило эмоциональную подавленность крохи.

Пережить период адаптации к детскому саду нелегко, но вполне возможно. Родители не должны опускать руки, а действовать взвешенно и рассудительно. Главная задача – внушить ребенку, что мама с папой его любят и всегда поддержат. Не стоит забывать напоминать малышу об этом, тогда он вырастет самодостаточной личностью, всегда будет легко находить друзей и без труда сможет построить собственную семью.