Как воспитывать ребенка чтобы слушался. Как научить детей слушаться: без крика и без слез

Дети — это наше всё. Для любого любящего родителя нет ничего важней, чем воспитать из своего отпрыска человека.

Как приятно видеть достижения малыша и четко понимать, что во многом это результат ваших осознанных действий, направленных на формирование его личности, мышления и основ поведения.

И как горько и обидно, когда что-то идет не так, когда ребенок ведет себя грубо и эгоистично, выпадает из-под контроля.

Невольно задаешься вопросом: «Что было сделано не так? Какие были допущены? И как исправить сложившуюся ситуацию?».

По вопросам воспитания детей написано очень много. Но это в основном научные статьи на педагогическую тематику, изобилующие множеством специальных терминов, очень сложные для прочтения и понимания не специалистами. Поэтому возникает необходимость в простой и доступной форме изложить молодым и неопытным родителям основные постулаты правильного воспитания ребенка.

  • Постулат №1. Воспитывайте малыша в любви.

Рядом с вами живет, растет и развивается маленький, но все — же человек. И ему очень важно чувствовать вашу любовь и понимание. Почаще обнимайте малыша, говорите ему, как вы его любите, как он вам дорог и как вас огорчает его плохое поведение. Ребенок должен знать, что, несмотря на все его шалости, его любят и всегда будут с ним рядом. Никогда не кричите, Никогда не действуйте свысока или с позиции силы. Если вы разговаривайте с малышом присядьте или опуститесь на коленки, что бы ваши глаза были на одном уровне. Так он не будет чувствовать себя маленьким и беззащитным.

Однако здесь очень важно не перейти грань вседозволенности. Дети очень быстро понимают, что все их шалости сходят им с рук и активно этим пользуются. Четко и ясно дайте понять ребенку, что, несмотря на всю вашу любовь, есть нормы поведения, которые нужно неукоснительно соблюдать.

Правильно воспитываем слушателя

  • Постулат №2. Воспитывайте ребенка без наказаний.

На самом деле это очень сложно, но нужно постараться. Вы должны понимать, для ребенка намного чувствительнее выслушать укоры и наставления родителей, чем просто получить шлепок по попе.

Здесь очень важно разобраться в ситуации и правильно объяснить ребенку причинно-следственную связь. Например, несмотря на запреты, малыш так носился по комнате, что зацепил торшер, уронил и разбил его.

Без телесных наказаний и криков объясните ему, что поскольку, по его вине, произошла такая неприятность, придется отложить покупку детской железной дороги, а купить новый светильник.

Пусть ребенок поймет, что он сам наказал себя за плохое поведение, а не тираны и деспоты родители. И в следующий раз он десять раз подумает, прежде чем ослушаться.

Начиная с рождения и до тех пор, когда ребенок начинает посещать (а в случаях, когда ребенок получает домашнее воспитание то практически до школы), семья, мама, папа, старшие братишки и сестрёнки, бабушки и дедушки, другие вхожие в дом люди – это и есть весь мир вашего ребенка. И то, как ведут себя окружающие, как они относятся друг к другу, оказывает огромное влияние на поведение крохи.

Если в семье царит любовь, уважение, взаимовыручка, если все помогают друг другу, разговаривают вежливо, нет криков, скандалов, бранной речи, то малыш будет думать, что по-другому и быть не может. Волей, неволей он будет копировать это поведение и отношение к окружающим.

Чтобы малыш слушался

  • Постулат №4. Не допускайте в воспитании двойных стандартов.

Этот постулат можно трактовать с нескольких сторон:

  1. Во-первых, недопустима ситуация, когда один из родителей что-то запрещает, а другой разрешает. Например, мама не разрешает есть много конфет, потому что от них портятся зубки, а бабушка тихонько набивает ими карманы малыша, да еще приговаривает: «Не слушай маму, кушай золотко».

    Или дедушка отправляет малыша спать, потому что уже поздно, а папа разрешает ему еще поиграть, потому что он смотрит матч по телевизору и не может оторваться, чтобы умыть и переодеть кроху перед сном. Такие ситуации часто встречаются, особенно если на одной жилплощади проживает несколько поколений родителей.Нередко они конфликтуют между собой по вопросам воспитания.

    И это не удивительно, ведь все мы разные, особенно когда принадлежим к разным поколениям. Но все наши споры должны быть вдалеке от ушей воспитуемого. Ребенку озвучивается единое наставление, или указание и никто не должен его оспаривать.

  2. Во-вторых, если в семье воспитывается несколько детей, недопустимо разное отношение к ним, наличие любимчика. То есть, то, что нельзя делать одному ребенку, ни в коем случае нельзя разрешать другому. Какие-то поблажки возможны только в качестве поощрения, например за хорошее поведение. Но в этом случае, обязательно нужно разъяснить второму ребенку почему так происходит и что он должен сделать для того, чтобы получить те же привилегии.
  • Постулат №5. Научите ребенка быть вежливым.

Как приятно, когда окружающие, пообщавшись с вашим малышом, разливаются в похвалах «Ах какой хороший ребенок! Какой воспитанный и вежливый!». Но, что бы было так, вы должны научить его всем этим нехитрым премудростям.

Малыш должен знать, как и когда нужно поздороваться и попрощаться, как поблагодарить, как пожелать приятного аппетита. И не страшно, если поначалу он что-нибудь перепутает, или скажет не так. В мягкой и доступной форме объясните ему как правильно, не ругайтесь и не одергивайте. А если все у него получилось, поощрите его доброй улыбкой и таким же вежливым обращением.

Как сделать послушным?

  • Постулат №6. Обязательно поощряйте ребенка за послушание.

Разработка системы поощрений — Никогда не оставляйте без внимания хорошее поведение, помощь или добрые поступки. Всегда хвалите ребенка, говорите какой он молодец и как вы гордитесь им. Как правило, довольно и словесной похвалы.

Однако за длительный период хорошего поведения можно поощрить малыша и посущественней. Например, за то, что он вел себя хорошо всю неделю, в выходной сводите его в кино или в зоопарк.

И обязательно пообещайте, что если такое положение сохранится и дальше, то к дню рождения он обязательно получит долгожданные ролики, или велосипед. Здесь очень важно не переборщить с подарками. Иначе кроха будет вести себя хорошо только за вещественное выражение вашей похвалы.

  • Постулат №7. Будьте последовательны в своем воспитании.

Итак, вы сформулировали малышу все свои требования:

  1. Ограничили его передвижение, скажем, в рамках двора.
  2. Обозначили , которого он должен придерживаться.
  3. Объяснили ему, как правильно разговаривать, вести себя в компании детей и взрослых.
  4. Озвучили, какие поощрения он получит и так далее.

Теперь очень важно четко гнуть свою линию и не отступать от намеченных целей. И тогда очень скоро вы увидите результат своих стараний.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с десятью секретами воспитания послушного ребенка на видео ниже:

Заключение

Подводя итог, хочется отметить, что универсальных методик воспитания, и постулатов, которые будут полезными абсолютно всем родителям, просто не существует. Выбирая модель взаимоотношений с вашим ребенком, нужно руководствоваться его уникальностью, темпераментом, характером, то есть всеми теми знаниями, которые вы получили о своей крохе с момента рождения.

Помните, что какими бы правильными не казались советы психологов и педагогов, не надо воспринимать их как догму . Осознайте, что ребенок – это маленький человек, личность, со своими уникальными особенностями, которые нельзя не учитывать в процессе воспитания.

03.07.2018 10:01:38

Как вы знаете, я есть в Инстаграмм. И часто пишу туда небольшие заметки о том, как я воспитываю своего сына Владимира. Как я приучаю его читать книги, дружить с друзьями, и вообще стараюсь, чтобы он был послушным ребенком. Конечно, я не идеальная мать, и совершаю свои ошибки. Но я работаю над собой, и всегда ищу решения возникающих проблем. Стараюсь воспитать в нем успешную и самодостаточную личность.

И сегодня я расскажу, как это делаю. Если хотите еще больше полезных заметок - добро пожаловать в мой инстаграмм: https://www.instagram.com/oksana.duplyakina/

Научите ребенка ЛЮБИТЬ читать книги

Что такое любовь, как она рождается?

Любовь - это вовлеченность в какой-либо объект.

Представьте себе шести-семи летнего ребенка, который не любит читать книги. Любая мать знает: если хочешь вырастить из своего отпрыска успешную личность - нужно приучить его любить читать книги. Что для этого нужно сделать? (Кстати, эту методику я изобрела сама:))

Что такое семейная идиллия? Это когда ваш малыш берет толстую книгу, садится с вами на диван, и САМ читает вам сказки. И делает это с УДОВОЛЬСТВИЕМ!

Многие родители, к сожалению, ЗАСТАВЛЯЮТ детей читать книги. А их дети не любят этого делать. Поэтому в свое время я задалась вопросом, КАК приучить сына не просто читать, а ЛЮБИТЬ читать . Способ нашелся сразу.

Любой ребенок любит проводить время с родителями. Я просто сделала перенос с любви к совместному времяпровождению на любовь к чтению книг.

Мы играли в простую игру:
Я садилась и читала ребенку страницу любой сказки. Его задачей было прочитать последнее слово на странице. Затем два слова. Затем целое предложение. Через некоторое время ребенок уже с удовольствием читал целый абзац.

Потом мы стали играть в игру, где одну страницу читаю я, а следующую - он.

А теперь мы просто вместе садимся на диван, и он сам с удовольствием читает мне сказки. Со временем у ребенка появляются любимые книги, которые он уже будет читать сам для себя.

Хотя есть еще одно условие:
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос интеллектуалом - выбросьте из дома телевизор. А мультфильмы разрешайте смотреть только в строго определенное ограниченное время. В остальное время ребенку будет скучно. И он САМ начнет много читать.

Если ситуация запущенная, и ребенок читает из-под палки - выход один! Читайте вместе с ним. Постепенно он обязательно втянется, и ему понравится этот процесс (подходит для детей любого возраста). Ведь книги - они такие интересные!

Постепенно они в это дело втянулись, и стали вместе читать разные книги по личностному развитию. В этом году дочь уже заканчивает магистратуру, и работает по профессии. А мать сделала хорошую карьеру.

Верно говорят, что воспитание детей - это воспитание родителей!

Если не оправдываются детские надежды

Недавно мой сын-второклассник пожаловался, что его друг в школе не хочет с ним общаться, постоянно сидит в телефоне и говорит всем грубости. Проблему мы решили в процессе общения:

- Понимаешь, Владимир, вполне возможно, у твоего друга сейчас тяжелый период. Может быть, его ругают родители. Может быть, проблемы дома. Ему тяжело и обидно, поэтому он сидит, уткнувшись в телефон, и всем грубит.

На следующий день сын обдумал мои слова и сказал, что ему жалко своего друга, он посмотрел на него совершенно другим взглядом. А через неделю похвастался, что они снова вместе играют.

Но если бы я сказала: "Ну и не играй с этим вонючкой!" - ребенок бы лишился одного друга, и еще массы возможностей в жизни...

Лучший способ не обижаться на человека - это "влезть в его шкуру". Понять его мотивы. И это качество важно прививать как себе, так и своим детям. Моей задачей родителя является вырастить ребенка, который хорошо относится к окружающим людям. Тогда он будет гораздо легче идти по жизни, у него будет возникать меньше проблем во взаимоотношениях. А самое главное - он будет легче достигать своих целей.

Что такое обида?

Это наши неоправданные надежды. Мы ожидаем, что наши друзья или близкие всегда будут добрыми и милыми, всегда нас поддержат и поймут. Но так не бывает... А если нет этих глупых ожиданий - тогда и не будет обид.

Если ты умеешь не ждать от окружающих, что они всегда будут соответствовать твоим желаниям - ты никогда не будешь страдать, что они что-то делают "не так".

Говорят, на обиженных балконы падают. Совершенно согласна. Обида - это чувство слабых людей, измученных своими собственными страданиями. Обиды приводят к конфликтам, портят отношения. Обиды не дают человеку трезво посмотреть на мир, и ведут его к вредным привычкам...

Счастливого человека невозможно обидеть. Самодостаточная личность на грубости или чужие покусы только удивленно вздернет бровь, или проникнется жалостью к тому, кто закидывает тебя словесными отбросами. Он понимает: человек, говорящий гадости другим - сам страдает в душе, имеет деструктивные программы жизни, боится или сильно обижен на людей.

Почему нельзя бить детей?

Вчера я увидела на улице то, что давно уже не видала. Двухлетний малыш рыдает навзрыд, а мамаша, чтобы он успокоился - хлещет его наотмашь по попе.

Почему нельзя детей наказывать физически?

Вроде дети - это как взрослые, только маленького роста. У них есть, как и у нас - руки, ноги, голова, и даже мозг.

Только дело в том, что мозг ребенка серьезно отличается от мозга взрослого. Да, он уже сформирован, в нем миллионы нейронных связей, он вроде как должен все осознавать. Но не тут-то было!

В мозгу малыша нет достаточного количества миелина - вещества, покрывающего аксоны нервных клеток. Ученые выяснили, что миелинизация увеличивает скорость передачи и силу нервных импульсов. Скажу проще: благодаря ему мы можем хорошо и быстро думать. А дети не могут!

Их мысли в мозгу то скачут в нужном направлении, то нет. Поэтому ребенок до 7 лет не понимает ПРИЧИНЫ и СЛЕДСТВИЯ. И когда он ломает игрушку - он не осознает до конца, что она будет сломана. Когда рвет обои, и обзывает маму - он не понимает, что что-то испортит. Поэтому орать на него, и уж тем более бить - просто БЕСПОЛЕЗНО.

Во-первых, он не понимает, почему и зачем на него орут или бьют. У него в мозгу еще не может сформироваться связь, что его наказывают за его же провинность.

А во-вторых, наказав малыша, родители никогда не получат желаемого результата. И не воспитают хорошего человека. Невротика - да, будущего пациента психотерапевта - возможно. А вот ЧЕЛОВЕКА, самодостаточную личность - нет. НИКОГДА!

Не бейте детей! Не орите на них! Ведь у каждой мамы в запасе может быть 256 способов получить от ребенка желаемое бесконфликтным способом.

Как воспитать ПОСЛУШНОГО ребенка?

Этот вопрос волнует любого родителя. Но проблема в том, что не все знают на него ответ.

"Иди чистить зубы! Уберись в комнате!" - можно повторять эти фразы хоть 100 раз, но упорное чадо даже не пошевелится. Спокойная просьба переходит в крик - но толку мало. Дети привыкают к любому поведению родителей. Женщины в письмах мне жалуются, что им приходится часто и безрезультатно орать на своего ребенка.

Но есть простой тактический прием, который однажды меня спас. Орать больше ни придется. Вообще!

Прием называется:

Если вам нужно, чтобы ребенок пошел чистить зубы или убрал свои игрушки - нужно просто встать рядом с ним и сказать: "Я жду, когда ты сделаешь это!" У него не останется вариантов, придется сделать - ведь мама стоит и ждет его.

Только говорить "Я жду!" нужно вежливо. Грозный или нервный возглас не способствует воспитанию, т.к. ребенок начинает беспокоиться. Поэтому ждите с любовью:).

Если эту тактику использовать ВСЕГДА - ребенок постепенно свыкнется с мыслью, что он не может не выполнить просьбу мамы, у него просто нет других вариантов. Постепенно время ожидания сократится, и однажды вы заметите, как после спокойной фразы: "Иди чистить зубы!" - ребенок СРАЗУ ЖЕ встанет и пойдет это делать.

В дрессуре, как и в воспитании - важна последовательность.

Послушным ребенок становится только при грамотном использовании метода.

Иногда мамы мне пишут, что уже привыкли кричать на своих детей, и им трудно применять этот метод. В этом случае я рекомендую изучать нашу В ней подробно объясняется, что делать, если вы кипите от злости, как справиться со стрессом, и как грамотно уходить от конфликтов - ведь маленькие спиногрызы любят провоцировать своих родителей:)

А как вы используете метод "Я жду, когда ты сделаешь это!" со своим ребенком? Расскажите нам в комментариях.

9 комментариев


03.07.2018 13:49:52

Оксана, спасибо за статью!
Как прочитала статью, так стало легко. Потому что сама воспитываю сына и очень хочу, чтобы он был самодостаточным мужчиной. И вопрос научить его читать у меня возникает сейчас постоянно. А тут все легко и просто. Я даже ваш метод Оксана применяла с сыном, но только не доводила его до конца. А ведь у него даже интерес просыпался и он мне предлагал прочитать еще раз книги, особенно, его заинтересовали книги Бодо Шеффера.
А так как я сама в сценарии "не могу доделать работу" и "у меня ничего не получается и не выйдет", внедряю и в него этот сценарий.
Так стало легко от статьи, от анализа ситуации. Спасибо, Оксана!
Да, и в умении дружить сына, смогла на его вопрос о мальчике с класса ответить, что он ведет себя так, потому что дома на него не обращают внимание, покупают всякие новомодные вещи домой, но ему при этом поговорить не с кем, вот он и дерется со всеми, пытается, хоть так привлечет внимание родителей. И через определенный промежуток времени этот мальчик становиться лучшим другом сына и стремиться брать пример с него. Если не это статья, Оксана, я бы и дальше стала переживать в отношении этой дружбы, а сейчас понимаю, что помогла сыну научиться дружить с разными ребятами. Он сам выстроил свой авторитет и в школе, потому что очень сильно увлечен футболом и уже даже цели есть, кем хочет быть. И он входит в состав футбольного центра нашего города, но в ней он с сильными ребятами, которые входят в состав основной команды не дружит, в своей команде сидит на скамье запасных и сейчас после чемпионата, их вновь будут расформировывать. И очень хочу помочь сыну играть в основной команде, чтобы он поверил в себя в этой коман де.И, именно, в отношениях с сыном увидела мои сценарии, потому что наградила их и его. А сейчас для меня четко проследила, что я не дожимаю до результата, т.е. делаю делаю, а потом когда уже все получилось, я перестаю заниматься этим делом.
Сразу вспомнилось ваше предложение из книги "Высокая самооценка женщины действует на мужчин магически", как избавиться от сценария - это не давать поблажки самой себе! ни в коем случае!хватит себя считать жертвой, бедной и не счастной, хватит себя жалеть, и ругать при этом.
Еще, Оксана, наконец-то до меня дошло, что значит создавать семейные традиции.)))))
Спасибо, Вам огромное!


04.07.2018 06:22:54

Оксана, спасибо и за комментарий и за веру, что все у меня получится.
Правда, что последнее время саму меня не узнаю, пока не совсем четко, но понимаю, что выхожу из сценария и нуждаюсь в поддержке. Не знала, что сразу будет столько перемен и это поначалу так сложно. Потому что чтобы объяснить другим, что со мной, приходиться учиться понимать себя.


10.07.2018 08:32:41

У меня дочка, 11 лет записалась на гитару, но после первого занятия внесла себе вердикт "у меня не получится". Уговоры и слова не помогали. Тогда я попросила ее тоже учить меня игре на гитаре. Она втянулась:) и теперь и сама учится и меня гоняет. Вижу, что у нее есть качества учителя, очень терпеливая!


10.07.2018 11:07:16

Добрый день, уважением родители,вы делаете большую работу. К сожалению мало кто сейчас приучает детей к книгам,одни телефоны,планшеты. А ведь через книги воспитывается дружба,уважение,любовь,поддержка. Говорю,как воспитатель. У меня нет пока детей,но надеюсь.

Так или примерно так называется изрядное количество брошюр и статей, популярных у православных родителей. Еще бы. Помню, как, ожидая появления первенца на свет, я с ужасом наблюдала типичные сценки в супермаркетах с детскими воплями «Купи!!», дрыганием ногами на полу и затравленно орущей на кассе мамой. «Как предотвратить?» — я готовилась к худшему, собирая советы по обузданию детского своеволия в печатных изданиях и у собственных знакомых. Так что к моменту выхода из роддома я в теории была уже вполне профессиональным… дрессировщиком. Ну а как еще можно назвать маму, которая намерена вырастить из ребенка не какую-нибудь дворняжку-разгильдяйку, а самую благовоспитанную паиньку в своем приходе?

Конечно, оптимизм времен начала дрессировки сопровождался временами приступами уныния, поскольку то и дело приходилось видеть печальные плоды, созревшие в детской у моих единоверцев. Вот дочь священника выходит замуж «в положении», а у знакомой прихожанки сын-наркоман, а у еще одной — благочестивые подростки, но готовенькие невротики, худые, сутулые, в глаза не смотрят, болеют еженедельно…

А у своей трехлетней дочери я вдруг обнаружила характерное покашливание, с которым она подходила, смотрела на меня, подергивала как-то по-особому плечами и уходила. Только позже, когда это покашливание начало откровенно меня раздражать, я установила причину: ребенок так привык получать по разным поводам «смиряющее нет» , что, подходя с просьбой, был уже заранее невротизирован возможным отказом. Типичный пример патологической привычки — детской реакции на недостаток внимания или такую вот хроническую фрустрацию*. Отличное выходит «православное воспитание»: думаем, что прививаем ребенку умеренность и начала воздержания, а на выходе получаем стойкую привычку не просить. И не верить в получение просимого. То есть вообще не верить. Растим булгаковскую Маргариту?

Ну, снова эта ваша «фрустрация», снова психология, что за мода — поверять ею духовное воспитание, — заметит, быть может, читатель? Ответить на это лучше в отдельном разговоре, пока же скажу, что совсем недавно и я недалека была от подобных мыслей. Но при таком подходе и к педиатру ребенка вести незачем: чем-де он отличается от нашего взрослого терапевта? Мы, верующие родители, часто не учитываем именно этого возрастного различия, естественной душевной незрелости ребенка, о которой весьма осведомлены психологи. Не понимая и не желая изучать особенности детской психики, мы приписываем ребенку абсолютную разумность и способность к саморегуляции, свободному волеизъявлению. А следовательно, мы приписываем ему и наши взрослые, сознательные грехи, которые и бросаемся с энтузиазмом попалять.

Типичный пример: ребенок двух с половиной лет носится по храму и с каким-то уже звериным остервенением визжит, а бабульки поочередно отлавливают «хулигана» и строгим голосом выговаривают нечто ему, а затем и маме — про «беснование», «покропить водичкой» и разбалованность. Мама в отчаянии: какое растет неблагочестивое чудовище, какое оскорбление Господу нанесено. Дома дитя водворяется в угол, из коего вскоре и вываливается в бурной истерике и… засыпает.

Ну не умеет детский организм реагировать на усталость и голод иначе как перевозбуждением, агрессией, неуправляемостью! Тем более бессмысленны для него любые нотации: понимать связь слов в предложении ему еще сложно, смысловая связь нескольких предложений — вообще недоступна, а когда еще тетя незнакомая говорит, или знакомая, но сердитая…. Представьте, что кто-то вас ругает через звуконепроницаемое стекло. Вы видите мимику, а слов не слышите. Вы смотрите, смотрите на это дело — а серьезность сохранить сможете? «Ах, ты еще улыбаешься?! Ты издеваешься надо мной?» — негодуем мы на улыбку и даже смех трехлетки, видя в нем сознательное желание нас поддеть, непочтение к старшим и прочие ужасы. А это просто растерянность при виде мимического спектакля мамы, которая на «тарабарском языке» призывает к благоговению.

Незнание этих нехитрых возрастных особенностей восприятия заставляет нас в отчаянии и безысходности называть непослушным и своевольным ребенка, когда он «не хочет» одеваться, сидеть тихо и прочие наши «элементарные» распоряжения выполнять. И не всегда хватает любви и терпения, чтобы заметить: у него просто не получается или он нас не до конца понял, но еще не умеет грамотно озвучить проблему. А к тому времени, когда понимать и озвучивать он научится, мы уже так крепко «вобьем» его в роль неслуха своими бесконечными попреками да жалобами, что попробуй из нее выйди.

А еще нас, православных мам, часто подводит неточное представление о цели наших воспитательных усилий. Кажется, что воспитать ребенка послушным — это и значит вырастить христианина, который всю жизнь будет верен нашему, родительскому, «правильному» мировоззрению и, следовательно, Богу. И мы начинаем «вырабатывать привычку к послушанию».

— Хочу пватье! - плачет малышка лет трех, когда мама, подавляя сопротивление, запихивает ее в юбку:

— Я тебе сказала, юбку!

— Почемуууу?!

Ну почему, действительно, в чем разница по существу между юбкой и платьем? «Она должна уважать решение матери!» «Я же не буду потакать непослушанию!» Потакать, действительно, не надо. Если ребенок орет, то исполнять его просьбу — значит закреплять такой способ достижения цели. Но при внимательном подходе мы заметим, что детскому крику всегда (если только мы не закрепили у чада истерическую реакцию намертво) предшествуют уговоры. Соглашаясь с ребенком на этой стадии, мы не только не потакаем своеволию — мы учим ребенка важнейшим вещам: осознавать и аргументировать свою позицию, убеждать. Для «тренировки» смирения и послушания вполне достаточно объективных «нельзя»: нельзя брать спички, грубить взрослым, есть конфеты до обеда, саботировать сон…

А «нельзя, потому что потому» — это как раз способ убить авторитет взрослых и вообще веру в их здравый смысл, ибо ребенок очень быстро научится видеть в подобной дрессировке лишь дуболомство и нелюбовь и реагировать либо неосознанной агрессией, либо «букетом» патологических привычек.

Готовясь «ударить по рукам», пусть словесно, нам стоит вспомнить, а сколько еще в течение дня будет объективных, неоспоримых «нельзя» и «надо»? Может быть сейчас — все-таки «можно»? Можно ему ощутить вкус свободно принятого решения? Честно скажу, я не до конца освоила исполнение того, о чем пишу, без срывов не обходится, ведь «нельзя» и «уйди» весьма и весьма удобны... Но покашливать мы перестали. А «харизма парламентария» у ребенка четырех лет действует даже на папу.

Если же мы слишком увлекаемся, взращивая в детях «отсечение воли» полностью и в любой ситуации, мы должны быть готовы к тому, что этой послушной игрушкой в будущем захотят поиграть другие. Мысль о том, что навык послушания родителям учит послушанию Богу, в наши дни реализуется не всегда. Слишком много новых авторитетов замаячит в переходном возрасте перед подростком, у которого родители успели отбить навык критического осмысления и свободного выбора. До Бога ли будет? Всегда ли?

Да и вообще хорошо бы выйти из круга технологических выкладок о том, «как сделать его человеком». Он уже человек, а наша задача, в идеале, показать ребенку, что он — свободный человек. Это не моя «ересь». Замечательный философ и педагог протоиерей Василий Зеньковский писал о том, что задача воспитания — научить ребенка распоряжаться даром свободы, помочь ему освободиться от греха, но не столько через отсечение ненужного и формирование нужного, сколько через «духовное пробуждение». Готовы ли мы увидеть в своем чаде личность, достойную «дара свободы», или нам подавай дрессированную таксу, способную лишь «служить» и вызывать умиление окружающих?

* Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема фрустрации связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между фрустрацией и агрессией. В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Очень послушный ребенок – безусловно, заслуга родителей. Сегодня поговорим о том, какие методики воспитания помогут мамам и папам наладить контакт со своими отпрысками.

Послушания нужно добиться с первой просьбы, после этого воспитание будет проходить более плодотворно. Если карапуз получил указания сделать что-то, он должен их получить так убедительно, чтобы выполнить с первого раза. Дети в любом возрасте стараются увильнуть от выполнения поручений, как и каждый человек. Малыш понимает слабости взрослых, он знает, кто из членов семьи может дать ему свободу в действиях.

Примеры обходов просьб малышом.


Пресекается сознательное неповиновение. Если у чада не получается убрать, помыть посуду, только потому что он не умеет и никогда этого не делал, – ругать его нельзя . Но если родители день за днем делают одинаковые замечания, это говорит об осознанном непослушании.

Пусть кроха знает обо всех последствиях своего непослушания. После того, как разбил или разлил что-то – должен за собой убрать; потерял ценную вещь, которую нельзя было выносить из дома – больше таких ценных вещей и игрушек не получит.

Старайтесь придерживаться одной линии воспитания с другими членами семьи, иначе чадо будет манипулировать каждым. Матери и отцу необходимо поддерживать друг друга, советоваться, даже, если их точка зрения не совпадает. Малыш должен понимать, что он тоже член семьи, что его мнение важно, но родители для него авторитетны.

Когда хороший послушный ребенок перестает быть паинькой

Даже самый послушный ребенок иногда может устраивать «концерты». Некоторыми психологами определяются такие стадии кризисов у малышей:

  • ранний кризис в 1-3 года. В этот период ребенок только формирует свое отношение к родителям и осознает свое «Я»;
  • от малого дошкольного – до дошкольного возраста, когда ребят нужно приучать к самостоятельности.
  • школьные годы. В этот период малыш может манипулировать родителями.

Как воспитать ребенка чтобы он слушался: полезное видео

Полезные советы тем, кто хочет, чтобы в их семье росли послушные дети, видео.

?», то попали по адресу: больше не нужно читать никаких статей, в том числе и эту. Я отвечу прямо сейчас: «Никак!»

Заставить ребёнка слушаться нельзя никак. Заставить можно только подчиняться, и то недолго.

Известный немецкий психотерапевт, основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз (Fritz Perls) утверждал, что есть две возможности повлиять на другого человека: стать «собакой сверху» или «собакой снизу». «Собака сверху» - это власть, авторитет, приказы, угрозы, наказания, давление. «Собака снизу» - это лесть, ложь, манипуляции, саботаж, шантаж, слёзы. И когда эти две «собаки» вступают в противоборство, «собака снизу» всегда побеждает. Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок вас слушался, первым делом перестаньте его заставлять. Перестаньте командовать, читать нотации, стыдить. Вот несколько советов, чем заменить эти неэффективные средства.

Как добиться послушания

Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых - восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь . Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых - шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела ! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.

Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно , когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:

Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.

Следующий отличный приём - превратить нужные действия в или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку - совсем другое дело.

Игра - естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.

Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.

Несколько слов о распространённой практике - платить детям за выполнение домашних дел… В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим - нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.

Как правильно запрещать

Запреты нужны не только для физической безопасности. Многочисленные исследования показали, что в детстве негативно сказывается на личности и судьбе человека. Поэтому запреты должны быть обязательно. Но очень важно не перегнуть палку, ведь их избыток тоже вреден. Посмотрим, что советуют психологи.

1. Гибкость

Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить всю активность ребёнка на четыре зоны: зелёную, жёлтую, оранжевую и красную.

  1. Зелёная зона - это то, что разрешено без всяких условий, то, что ребёнок сам может выбирать. Например, какими игрушками играть.
  2. Жёлтая зона - разрешено, но с условием. Например, можно пойти гулять, если сделаешь уроки.
  3. Оранжевая зона - разрешено только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться спать вовремя, так как сегодня праздник.
  4. Красная зона - это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах.

2. Последовательность и согласованность

Если какие-то действия находятся в красной зоне, их нельзя разрешать ребёнку никогда. Достаточно один раз дать слабину, и всё: дети мгновенно понимают, что можно не слушаться. То же самое относится и к жёлтой зоне. Если не сделал уроки, он обязательно должен быть лишён прогулки. Твёрдость и последовательность - главные союзники родителей. Столь же важно, чтобы требования и запреты были согласованы между членами семьи. Когда мама запрещает есть конфеты, а папа разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Дети быстро учатся использовать разногласия между взрослыми в своих интересах. В итоге ни папа, ни мама послушания не добьются.

3. Соразмерность

Не требуйте невозможного и с осторожностью подходите к трудновыполнимым запретам. Например, дошкольникам очень сложно (а некоторым просто невозможно) сидеть спокойно дольше 20–30 минут. Запрещать им прыгать, бегать и кричать в этой ситуации бессмысленно. Другой пример: в три года у ребёнка начинается период, когда он на все предложения родителей отвечает отказом. Как с этим справиться - отдельная тема, но «Хватит мне перечить!» принесёт только вред. Родители должны иметь представление о возрастных особенностях детей, чтобы согласовывать свои запреты с возможностями ребёнка.

4. Правильный тон

Спокойный дружелюбный тон эффективнее строгости и угроз. В одном эксперименте детей заводили в комнату с игрушками. Самым привлекательным был управляемый робот. Экспериментатор говорил ребёнку, что уйдёт и, пока его не будет, с роботом играть нельзя. В одном случае запрет был строгим, жёстким, с угрозами наказания, в другом воспитатель говорил мягко, не повышая голоса. Процент детей, нарушивших запрет, оказался одинаков. Но через две недели этих детей снова пригласили в ту же комнату…

На этот раз никто не запрещал им играть с роботом в одиночку. 14 из 18 детей, с которыми в прошлый раз были строги, немедленно брали робота, как только воспитатель выходил. А большинство детей из другой группы по-прежнему не играли с роботом до прихода воспитателя. Такова разница между подчинением и послушанием.


stokkete/Depositphotos.com

5. Наказания

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  1. Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  2. Нельзя наказывать публично.
  3. Наказание никогда не должно унижать.
  4. Нельзя наказывать «для профилактики».
  5. Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. лучше свести к минимуму.

6. Немного непослушания

Абсолютно послушный ребёнок - это не норма. Да и какой жизненный опыт получит ваше чадо, если будет всё время следовать инструкциям и указаниям? Иногда следует позволить ребёнку сделать что-то, что причинит ему вред. Столкновение с плохими последствиями - лучший учитель. Например, ребёнок тянется к свечке. Если вы видите это и уверены, что контролируете ситуацию (поблизости нет легковоспламеняющихся предметов), позвольте ему коснуться пламени. Это избавит вас от многословных объяснений, почему нельзя играть с огнём. Естественно, следует адекватно оценивать возможный вред. Разрешить ребёнку сунуть пальцы в розетку - преступление.

Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей - понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать. К сожалению, волшебных палочек и единорогов не существует. Невозможно прочесть статью на Лайфхакере и решить все проблемы во взаимоотношениях с . Но можно хотя бы постараться.