Позволяет ли генограмма разыскать дальних родственников. Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений

Генограмма – это карта семейной истории, где при помощи специальных символов описываются события, отношения и различные динамики в поколениях. Генограмма – очень полезная вещь, и иметь её желательно каждому. Она помогает нам явно увидеть свой род – со скрытыми в нём энергией, потенциалом, противоречиями и уникальным опытом предков. Ведь именно они – наши предки – пережили две мировые войны, пару-тройку революций, не потерялись во всём этом потоке истории, женились, выходили замуж, рожали детей, и произвели, наконец, нас любимых, составляющих генограмму. И грех нам не воспользоваться их опытом и накопленной в роду скрытой энергией. Ведь энергия так и останется скрытой, если мы не увидим её и не прикоснёмся к ней.

Особенно генограмму любят семейные психологи. На терапевтических сессиях они постоянно рисуют в своих блокнотах эти самые квадратики и кружочки, отражающие жизнь клиентов и их предков. Почему? Во-первых, это очень наглядно отражает различные процессы в семье, которые могут влиять на жизнь наших клиентов «из прошлого». А во-вторых, рисовать символы гораздо быстрее и удобнее, чем писать словами. Ну, и потом, это всё можно прямо здесь и сейчас показать клиенту. И он увидит то, чего никогда не замечал раньше. Или не увидит… но такое бывает крайне редко.

Итак, прежде чем начать рисовать генограмму, лучше всего определиться с тем, что вы хотите от неё. Варианты «Я работаю с психологом, и он дал мне домашнее задание нарисовать генограмму» принимаются, но лучше всего понимать, зачем генограмма нужна лично мне. От этого будет зависеть то, на чём сфокусируется генограмма. Фокусом могут быть болезни и несчастные судьбы, а могут быть истории успеха в роду. Или просто - восполнение пробела в информации об одной из веток рода. Всё зависит от ваших задач.

Не помешает составить план работ. Это поможет сформировать представление о необходимых ресурсах. Вам могут понадобиться: звонки по телефону, Скайпу, личные визиты к родственникам, поиск информации на специальных сайтах, таких как Российскийгосударственный военный архив или «Подвиг народа» и даже обращение в реальные , а не онлайновые архивы. Хотя можно и просто начать рисовать – сначала себя, потом родителей, потом всех известных вам дядь и тёть, бабушек и дедушек, а дальше уж – как пойдёт.

В настоящее время в интернете можно найти компьютерные программы для рисования генограмм. А можно не заморачиваться высокими технологиями – генограмма от этого хуже не станет. Наоборот, всё, что сделано непосредственно руками, при помощи карандашей и бумаги, по моему мнению, гораздо лучше интегрируется в нашу личность и становится её частью. Итак, начните с черновика – простого листа бумаги формата А4 или А3. Впоследствии, если увлечётесь, может понадобиться и ватман, но об это позже. Ни у кого из моих клиентов, да и у меня самого когда-то, не вышло нарисовать генограмму с первого раза. Будьте готовы к этому. Можно составить макет – матрицу генограммы. Ведь у всех нас и наших предков есть или были папы и мамы, а значит места для них можно уже сейчас предусмотреть на нашем черновике.

В символах генограммы большой премудрости нет. Мужчины изображаются квадратом, женщины – кружком. Отношения между ними – линиями. Мужчина при обозначении отношений в паре обычно рисуется слева, а женщина – справа. Рисовать начинаем снизу-вверх, первым обозначая себя.

Указываем даты жизни, годы вступления в брак и выхода из него. Хорошо, если удастся собрать информацию не только о живых и живших предках, но и прерванных беременностях, выкидышах, мертворождённых детях. Обычно такие сведения важны, по крайней мере на два-три поколения вверх. Дольше не обязательно. Однако стоит помнить, что не вся информация тщательно хранится в роду и оберегается от забвения. Многие драматические и трагические события, такие, как аборты и выкидыши, насильственное лишение жизни часто забываются по причине их тяжести, а зачастую даже невыносимости. Поэтому часть информации добыть не удастся. К этому тоже будьте готовы. Ну, и будьте осторожны и бережны, общаясь со своими родственниками. Обязательно объясните им, зачем вы спрашиваете всё это, и почему это для вас так важно.

В разных психологических школах и разных странах существует множество дополнительных обозначений для генограммы: свои знаки имеют разные заболевания и нюансы отношений, и даже приходилось видеть обозначение для значимого домашнего животного. Не пугайтесь всего этого разнообразия. Самая важная информация – это имена, возраст, годы жизни. Они являются обязательной (насколько это возможно) составляющей генограммы. Всё остальное мы просто записываем рядом с квадратиками и кружочками. Дядя страдал алкоголизмом? Пишем «алк.» рядом с его квадратиком, и этого вполне достаточно. Бабушка была знаменитой актрисой? Пишем «знам.актр.» рядом с её кружочком. Главное – чтобы вы сами могли в этом разобраться. А специалист, если что, спросит о том, что ему нужно.

Важная часть генограммы – обозначение эмоциональных связей и разрывов между родственниками. Часто именно они оказывают значительное влияние на жизнь будущих поколений. Впрочем, здесь тоже всё не сложно (см. рисунок ниже).

Всё, что получилось в итоге, переносим в чистовик. И тут нам как раз может пригодиться ватман. Мне приходилось видеть генограммы, нарисованные на четырёх (!) листах ватмана, склеенных друг с другом. Кстати, в чистовом варианте не возбраняется использовать и цветные карандаши или фломастеры для обозначения эмоциональных связей, и даже разных веток рода. В общем, никто вас в творческом порыве не ограничивает! Результат вашей работы хорошо обсудить со специалистом – семейным психологом. Но и само по себе рисование генограммы является большим и важным делом, способствующим восстановлению утерянных связей в роду, решению семейных проблем и укреплению отношений. Включившись в работу, вы и сами не заметите, как генограмма становится вашим личным проектом, которым впоследствии вы точно будете гордиться и рассказывать о нём своим детям и внукам.

©riabovol.blogspot.com

Генограмма — это графическая карта семьи или её история, где применяются специальные символы для всех членов семьи, а также для их взаимоотношений, значимых дат, исторических событий. Геннограмма помогает выявить источники повторяющихся проблем, физических болезней, депрессий, генетических заболеваний и пр. Обычно генограммы используются различными специалистами в области медицины и психологии, но вы можете сделать её самостоятельно.

Для этого вам необходимо расспросить всех членов семьи, а также тех, кто хоть как-то причастен к вашей семье. Затем используя специальные символы составить геннограмму (см. внизу), в результате чего у вас получится настоящее семейное (генеалогическое) дерево.

1 шаг. Схема семьи

Возьмите чистый лист бумаги А3 формата (в дальнейшем вы сможете доклеивать дополнительные листы по мере расширения вашего дерева).

Есть несколько вариантов составления семейного дерева:

1) Начать с себя, добавив в него супруга и детей.

2) Начать с родителей

3) Составить два дерева от каждого из родителей, после чего склеить их между собой, где центром будете вы.

Выберите тот способ, который подходит вам больше всего.

Традиционно мужчины обозначаются квадратом, а женщины — кругом. Нарисовав себя или своих родителей начните расширять схему, размещая своих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, а также всех их детей (включая абортированных, мертворожденных и умерших во младенчестве) до 7-го колена (всего получится 126 человек прямых родственников). Не переживайте, если мало что знаете о своих предках, достаточно просто нарисовать круги и квадраты для всех членов своей семьи. В том месте, где вам известны подробности, разместите имя, возраст, даты рождения и смерти, а также даты браков и разводов.

2 шаг. Физиология семьи

Далее проследите историю заболеваний в семье, поскольку большинство болезней передаются генетически, эта информация будет очень полезна для вас.
Ваша основная задача — найти повторяющиеся заболевания в своём роду.

3 шаг. Психология семьи

Обратите внимание на те чувства, которые испытывал каждый человек в вашей семье как к себе, так и к другим людям. Вы заметите, что некоторые члены семьи открытые, доброжелательные, веселые, оптимистичные, другие напротив — депрессивные, скучные и унылые люди, страдающие страхами и фобиями, имеющие тяжелый характер.
Вы можете определить эти особенности задавав примерно такой вопрос: «Какие 5 слов больше всего характеризуют моего/мою…?» Затем сравните полученные ответы с тем каким вы видите своего предка. Это поможет вам увидеть какие-то свои наследственные черты характера.

4 шаг. Отношения семьи

Теперь посмотрите как члены вашей семьи относились друг к другу. Узнайте какие отношения были у папы с мамой, у дедушки с бабушкой, у прадедушки с прабабушкой. Какие отношения были в каждой паре, открытые или замкнутые, доверительные или осуждающие, манипуляционные или коммуникативные? Как каждая семья справлялась с кризисом в отношениях, кто главенствовал в паре? Всю эту информацию схематично изобразите на генограмме.

5 шаг. Система семьи

Также важно посмотреть то, как различные части вашей системы взаимодействуют между собой. Есть ли какие-то особые семейные группировки? Какие существуют семейные нарушения (разводы, предательства, семейная вражда и пр.)? Есть ли в роду «проблемные» люди? Важно понять как ваша семейная система работает и взаимодействует из поколение в поколение.
Вы можете использовать цветные карандаши для особых частей вашей семейной системы.

6 шаг. Ценности семьи

Определите какой опыт семейных ценностей и верований был вам передан. Это касается любой сферы жизни — воспитания детей, общения с подростками, женитьбы, количества детей, призвания и предназначения, умения справляться с кризисами и потерями, старости и встречи со смертью. Обратите внимание на то, во что вы верите осознанно или неосознанно. Если верования ложные, то они могут блокировать ваше мышление, личностное развитие и раскрытие вашего потенциала.

7 шаг. Взаимодействие семьи

В заключении посмотрите как выглядит ваша семья по отношению к обществу. Как ваша семья взаимодействует с обществом? Как общество отвечает вашей семье? Какие тяжелые исторические события постигли вашу семью и родственников (война, революция, раскулачивание, репрессии и т.д.)

Ниже представлены символы, которые обычно используют при составлении генограммы. Но вы всегда можете проявить своё творчество: завести архивные карточки на каждого члена семьи, или использовать специальные компьютерные программы, придумать свои обозначения, выделить цветом и т.д

Это руководство поможет вам составить генограмму без каких-либо определенных навыков или спец.подготовки. Но если же вы хотите, чтобы процесс составления геннограммы стал для вас еще и целительским, то лучше всего обратиться к специалисту, либо пройти специальный тренинг «Сила рода», и участвуйте в нём в онлайн формате, не выходя из дома.

PS: После того, как ваша генограмма будет готова, можно проделать специальную практику ставя палец на каждый кружочек или квадрат, и говоря примерно такие слова: «Дорогой мой дедушка, я очень благодарна и признательна тебе за жизнь которую ты мне подарил, твоя судьба была очень сложной, но я соглашаюсь с ней». Очень важно говорить не думая, а чувствуя сердцем, говоря всё то, что лежит у вас на душе. Также вы можете осуществить практику поклона для каждого члена в вашей семьи в знак благодарности и согласия.

Генограмма позволяет вам и членам вашей семьи увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи и, используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз.

Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно. Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т. д.

Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи" и центром или "стволом" вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на сх.2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внесите даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?" Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым", другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!" Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные" паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?" "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?" Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные" люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные "можно" и "нельзя", "должен" и "не должен"?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

За дальнейшей информацией о том, как использовать генограмму для положительного развития вашей семьи вы можете обратиться к авторской статье "Системы семейных схем в наследственной психотерапии: теория, преимущества и расширенные приложения генограмм".

Глоссарий

ДОСТИГАТЬ - добиться вхождения внутрь, приоткрыть или осознать, по мере осознания рациональным разумом, холодайны или "настроиться" на любое измерение холодинамической плоскости.

ПОГРАНИЧНЫЕ УСЛОВИЯ - требования прошлого, настоящего и будущего, которые определяют возможность реализации отдельного потенциала. Когда разум фокусируется на потенциале Квантовой волны, его фокус производит волну-эхо, которая возвращается в прошлое, потом идет в настоящее и вперед, в будущее, проверяя условия, необходимые для выравнивания со всеми уровнями Скрытого Порядка, от физического до универсального. Когда встречаются эти пограничные условия, это волновое эхо проводит обратную связь с Квантовой волной, которая проявляется в "частичной" действительности.

ПРИЧИННАЯ ПОТЕНЦИЯ - сила, которая может вызывать действие, воздействовать или создавать.

КОМФОРТНАЯ ЗОНА - как представлено на Модели Разума, это область частичного перекрытия между семейными и культурными верованиями разума, где находятся верования достаточно комфортные, стабильные и постоянно остающиеся в силе как "правильные".

СОЗНАНИЕ - осознание; осознание мыслей, чувств и желаний, которые возникают, когда рациональный и интуитивный процессы разума согласованы и уравновешены.

КУЛЬТУРНЫЕ ВЕРОВАНИЯ - традиции, обычаи, привычки, отношения, мнения и убеждения как коллективные ценности несемейных культурных групп; эти верования, переживаемые личностью, хранятся в холодайнах разума и занимают предназначенную область в Модели Разума.

СЕМЕЙНЫЕ ВЕРОВАНИЯ - традиции, обычаи, привычки, отношения, мнения и убеждения как коллективные ценности, которых придерживается семья или группа людей, живущих вместе в близких отношениях; эти верования также перемежаются личностью, хранятся в холодайнах разума, в предназначенной для них области.

ВЫСШАЯ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ - сокрытая полная возможность личности; его или ее первичный холодайн, "Я", который влияет и формирует переживания на всех стадиях развития, на всех уровнях Скрытого Порядка и по всем измерениям разума.

ХОЛОДИНАМИКА - (От "холо", что значит "целый" и "динамика", что значит "сила в действии или в движении"). Имеет дело со Вселенной, как проекцией Квантовой Силы на холодайны, взаимодействующие на всех уровнях Скрытого Порядка для того, чтобы создать физическую материю, жизнь на Земле и человеческий опыт внутри единого, динамичного целого.

ХОЛОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЛОСКОСТЬ - плоскость разума, где все мысленные паттерны можно рассматривать частью целого; в Модели Разума - это диагональная плоскость между рациональными и интуитивными частями разума, где действуют и взаимодействуют холодайны; по протяженности эта плоскость занимает все жизненные действия по всей холодинамической Вселенной.

ХОЛОДАЙН - основная часть холодинамической Вселенной; первый порядок организации на проявленной плоскости; многоразмерная, голографическая часть хранилища памяти. Холодайны - это мыслеформы с причинной потенцией, которые ведут себя как живые существа внутри разума, создающие, направляющие, формирующие и воздействующие, как тончайшие притягивающие элементы, или селекторы потоков мысли; на холодинамической плоскости они кодируют резонирующие частоты Квантовой Волны по мере их прохождения по всем уровням Скрытого Порядка.

"Я" - см. Высшая Потенциальная Сущность.

СКРЫТЫЙ ПОРЯДОК - сокрытый, основополагающий порядок Вселенной, из которого проявляется все обычные переживания. Скрытый Порядок состоит из шести взаимодействующих уровней, от физического до универсального, которые соответствуют шести стадиям развития.

ВОЛНА ИНТЕРЕСА - прилив и отлив внимания, фокуса, страсти или любопытства, управляемых сознательно или бессознательно, внутри разума она формируется и контролируется холодайнами на холодинамической плоскости. Волна интереса имеет измерения интенсивности и частоты и изображена топологически проходящей через центр Модели Разума.

ИНТУИТИВНОЕ ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ - использование чувств интуитивного разума. Физическая реальность возникает в функциях "частиц" и "волн"; чувственное восприятие человека имеет соответствующий дуализм. "Частичные" функции постигаются рациональными чувствами и, главным образом, обрабатываемые в левом полушарии мозга при рациональном мышлении, которое является линейным, аналитическим, логическим и техническим. "Волновые" функции постигаются интуитивными чувствами и обрабатываются в правом полушарии мозга с помощью интуитивного мышления, которое является нелинейным, творческим, холистичным и художественным. Сознательное использование И.Ч.В. позволяет разуму непосредственно отслеживать холодайны и "порядки внутри порядков" своего потока мыслей и вмешиваться в их динамики так же, как и согласовывать ментальные процессы на уровнях сложности за пределами царства обычной рациональной мысли.

ПРОЯВЛЕННАЯ ПЛОСКОСТЬ - мир, каким мы привыкли его видеть, мир, который является очевидным и постигаемым рациональными чувствами, обычно ограниченными тремя измерениями длины, ширины и высоты.

РАЗУМ - ум, заключающий в себе всю ментальную активность, как рациональную, так и интуитивную, проявленную и непроявленную, квантовую или физическую, индивидуальную или коллективную.

МОДЕЛЬ РАЗУМА - топологическая модель, представляющая различные аспекты разума (семейные и культурные верования, рациональное и интуитивное мышление, холодайны на холодинамической плоскости и стадии развития), и как это все взаимодействует с Квантовой волной.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ - миры, которые существуют в плоскостях, параллельных проявленной плоскости нашего мира. Такие миры мыслятся взаимодействующими на протяжении времени, где прошлое, настоящее и будущее - одно целое.

ФАЗИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА - процесс рассмотрения любой динамики в отношении ее "пространства" на Модели Разума. Фазирование пространства позволяет нам сознательно отступить на шаг от любой проблемы и рассматривать ее с точки зрения развития и выбора, по отношению к семейным и культурным верованиям, рациональному и интуитивному мышлению, холодайнам на холодинамической плоскости и стадиям развития - и как все они взаимодействуют друг с другом.

ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ - реализация любого потенциала путем фокусирования на нем и выравнивания его с холодайнами, отношениями, системами и вовлеченными принципами и со Вселенной в целом. Потенциализация происходит обычно, когда встречаются пограничные условия, и Квантовая Волна обрушивается в проявленную ("частичную") реальность.

КВАНТОВАЯ СИЛА - универсальная сила, проникающая в ткань пространства и времени. Квантовая Сила мыслится источником всей энергии на проявленной плоскости, являющаяся такой мощной, что один кубический сантиметр пространства содержит больше энергии, чем вся известная энергия во Вселенной.

КВАНТОВОЕ МЫШЛЕНИЕ - мышление, которое сочетает рациональные "частичные" и интуитивные "волновые" процессы сбалансированным, синергетическим образом и которое позволяет разуму схватывать события, изменения и связи, недоступные или непостижимые для других процессов разума. Квантовое мышление достигает квантового измерения Скрытого Порядка, которое лежит в основе всей проявленной реальности.

КВАНТОВАЯ ВОЛНА - универсальная волна, содержащая все возможности на непроявленной плоскости для любого обстоятельства. Ее также называют "Волной Предложения". С рациональной ("частичной") точки зрения Квантовая Волна состоит из бесчисленных "квантов" или отдельных "частей и кусочков", которые вместе составляют совершенный комплекс возможностей для любых данных обстоятельств. С интуитивной ("волновой") точки зрения - это поле, в котором все возможности существуют без различия до тех пор, пока разум не сфокусируется на поле с определенным намерением.

РЕЗОНИРУЮЩЕЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ - поле закодированных резонирующих частот, исходящих из источника с причинной потенцией, например, из "Я" или из холодайна; и создающих развивающуюся окружающую среду, в которой материя и живые существа формируются, обретают форму или растут, как кристаллы, молекулы, клетки, растения, животные, люди и социальные системы.

КРУГЛЫЙ СТОЛ - в отслеживании - место внутри разума, где зрелые холодайны могут встретиться и общаться друг и другом, с "Я" и с сознательной сущностью, так, чтобы мирные и принципиальные процессы могли соединяться в индивидуальной жизни.

ТОНЧАЙШИЙ ПРИТЯГИВАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ - основополагающее и потенциально сильное влияние любого намерения, которое проявляется сознательно или бессознательно, и привлекает вещи, людей, отношения, системы или принципы на выравнивание с ними.

ТОНЧАЙШИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА - биологическая сенсорная система, отличная от нормальных пяти чувств, распространяющихся по телу, где каждая клетка действует как принимающая и передающая тончайшие энергии. Система управляет лимбическим центром мозга, который обрабатывает сенсорную информацию и определяет ответные реакции тела через гипоталамус и гипофиз.

ТОПОЛОГИЯ - направление математики, которое имеет дело с изменчивой формой объекта без изменения его функции; в приложении к Модели Разума - это диаграммное представление аспектов разума, которые не изменяют его функций.

ОТСЛЕЖИВАНИЕ - процесс, с помощью которого личность достигает определенного холодайна, становится его другом, узнает его положительное намерение, трансформирует его в его зрелый образ (потенциализирует его) и обязуется вступить с ним в систематические, принципиальные и универсальные отношения.

Предлагаемая литература

Клив Бакстер. "Способность биокоммуникации: человеческие доноры и лейкоциты в пробирке". Международный журнал биосоциальных исследований. Такома, 1985.

Роберт О. Беккер и Гарри Селден. "Электрическое тело: электромагнетизм и основа жизни". Нью-Йорк, 1985.

Дэвид Бом и Ф. Дэвид Пит. "Наука, порядок и творчество". Нью-Йорк, 1987.

Джон Бредшоу. "Семья".

Джон П. Бриге и Ф. Дэвид Пит. "Зеркало Вселенной: появление холистической науки". Нью-Йорк, 1984.

Джеймс Глейк. "Хаос: создание новой науки". Нью-Йорк, 1987.

Бьорн Норденстром "Биологически замкнутые электрические цепи". Журнал открытий, апрель, 1986.

Пек. М. Скотт. "Люди лжи". Нью-Йорк, 1983.

Росси. Эрнест. Л. "Психобиология исцеления тела и разума". Нью-Йорк, 1986.

Джонас Салк. "Анатомия реальности". Нью-Йорк, 1983.

Руперт Шелдрейк. "Новая наука жизни". Лос-Анжелес, 1981.

Жаклин Смол. "Трансфермеры: терапевты будущего". 1982.

Стоун Гал и Сидра Винкельман. "Объять самих себя". 1985.

Томас Левис. "Жизни клетки: заметки биолога". Нью-Йорк, 1974.

Вильбер Кен. "Голографическая парадигма и другие парадоксы". Бостон,1982.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Такова жизнь — повторяем мы вслед за французами, объясняя свои неудачи в разных областях жизни. Но причины трудностей следует искать... в семейной истории. Что такое генограмма и как с ее помощью разобраться в зигзагах судьбы, объясняет семейный терапевт Александр Черников.

Каждый из нас может нарисовать свое генеалогическое древо. Генограмма очень похожа на схематичное изображение родословной одной семьи, только помимо имен и дат жизни в нее записывается много другой подробной информации о членах семьи, по крайней мере в трех поколениях. Семейный психотерапевт заносит в нее род занятий и образование каждого. Также задает вопросы о родительских семьях супругов — живы ли родители, чем занимаются, разведены ли, когда они встретились и поженились, есть ли братья и сестры, какова разница в возрасте и т. д. Записывается также информация о серьезных психических заболеваниях, о сахарном диабете, гипертонии, алкоголизме родственников. Кроме того, психотерапевт обязательно задаст вопросы, касающиеся недавних событий: рождения, смерти, браков и разводов, переездов, смены места работы членов семьи, — чтобы и эти ответы записать на генограмме.

К слову, подобная графическая запись позволяет другому эксперту, не знакомому с этой семьей, быстро считать большое количество информации о ней и получить представление о ее потенциальных проблемах. Собрав и проанализировав эти данные, можно выяснить, например, что лежит в основе выбора супругами друг друга. Зачастую скрытой пружиной взаимного притяжения является бессознательное сличение партнера с образами своих родителей, сестер/братьев и других важных фигур нашего детства. Изучая историю семьи, можно только удивляться, насколько логичен выбор супругами друг друга, даже если их брак через некоторое время разваливается. Опыт взаимоотношений с родителями, их модель общения, порядок рождения в семье задают матрицу малоосознаваемых ожиданий от будущего партера...

Так что в некотором роде генограмма — ключ к дальнейшему исследованию трудностей, возникших в семье, которые психотерапевту предстоит распутывать и прорабатывать вместе с ее членами.

Изучая генограмму, я пытаюсь выяснить, насколько проблема, которая привела ко мне данную семью, связана с семейной историей: существует ли она только здесь и сейчас или повторяется в нескольких поколениях.

Этот метод разработал известный американский психолог Мюрэй Боуэн, один из основателей системной семейной психотерапии. В его основе предположение, что семьи повторяют сами себя, иначе говоря, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколения в поколение. Иначе говоря, определенная модель существования семьи, которая сформировалась, скажем, 50-70 лет назад — на уровне бабушек и дедушек — может неким образом влиять на семьи их внуков.

Существует несколько способов анализа генограммы. Семейный психотерапевт обязательно задаст вопрос о том, сколько было детей в родительской семье и каков порядок их рождения. Дело в том, что модели поведения людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми. Ведь каждый из этих типов имеет свой психологический профиль. Скажем, в браке между супругами остро стоит проблема борьбы за власть. Если проанализировать их генограмму, может выясниться, скажем, что муж и жена были старшими детьми в родительских семьях. А это значит, что именно поэтому они не могут сейчас четко поделить обязанности, сферу деятельности между собой.

Если мы видим, что в этой семье три брата, то тяжелее всего приходится среднему — ведь между детьми одного пола будет очень сильна конкуренция. Но, если он средний брат, у которого старшая и младшая сестры, ситуация иная. Мальчик при таком раскладе оказывается на особом положении, он окружен вниманием сестер и родителей. Считается также, что чаще чем у других детей, у средних может сложиться комплекс неполноценности — старший ребенок более успешен, а младшим больше занимается мама. Таким образом, средний оказывается в ущемленной позиции. С другой стороны, у него больше возможностей развивать в себе коммуникативные навыки — он может быть старшим для младшего и младшим для старшего ребенка. Он учится также находить общий язык с разновозрастными детьми. Яркий пример среднего сына — президент СССР Михаил Горбачев. А старшего — прямолинейный Борис Ельцин, экс-президент РФ.

К слову, считается, что более стабильным будет тот брак, в котором повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Таким образом, брак между старшим и младшим ребенком считается комплиментарным. Иначе говоря, таким супругам легче договориться и подстроиться друг к другу, так как они в своей семье воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами. Они играют комплиментарные роли — старший заботится, младший принимает его заботу. Такая связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей.

Некомплиментарный брак, как правило, заключается между партнерами с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно. Как говорилось выше, когда в брак вступают два старших ребенка, они могут бороться за власть и конкурировать во взаимоотношениях друг с другом. Два младших, наоборот, могут избегать какой-либо ответственности и соревноваться, кто из них младше.

Другой момент, на который обязательно обращает внимание психотерапевт, анализируя генограмму семьи, связан с совпадениями. Речь идет о датах, например, родители развелись и у ребенка возникли проблемы в школе. Или у ребенка вдруг появился энурез. Генограмма показала, что за год до этого в семье было пополнение — родился младший брат, что, вероятно, и стало причиной этого заболевания.

Есть более сложные системы совпадений — так называемый юбилейный синдром. Известно, что, например, Томас Джеферсон и Джон Адамс (второй и третий президенты США) умерли в один день — 4 июля 1926 года — в день 50-летия независимости Америки...

Точно так же этот синдром работает в семейной системе. Скажем, отец умер в 40 лет от сердечного приступа. Сын накануне своего сорокалетия испытывает колоссальную тревогу — он боится, что умрет в том же возрасте, что и его отец, и по той же причине — из-за проблем с сердцем. Его страхи не убывают даже несмотря на кардиологическое обследование, которое подтвердило, что у него здоровое сердце... Он может даже не осознавать причину этого кардионевроза.

Известны случаи, когда люди кончали жизнь самоубийством в годовщину смерти своих братьев или сестер.

Также нередки совпадения, связанные с рождением детей. Скажем, если незадолго до появления на свет ребенка в этой семье умер его старший брат или сестра. Обычно такое совпадение имеет сильное влияние на ребенка. Ведь его родители в момент его рождения еще переживают потерю старшего, у них просто нет сил, ресурсов для новорожденного, который в результате будет для них замещает умершего. Эта тема, если она присутствует в генограмме, требует отдельного разговора.

Старший, средний, младший...

Наше поведение определяется тем, были мы старшими, средними, младшими или единственными детьми.

Старшему ребенку в семье обычно свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Акцент на высокие достижения делает его более серьезным и менее склонным к играм, чем другие. Частая психологическая проблема старших детей — тревога не оправдать ожидания родителей.

Младшему ребенку свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. К его достижениям родители относятся менее требовательно. У него могут возникать проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений. Он знает, что силой ничего не добьешься, поэтому добивается желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в общении и популярен среди друзей.

Средний ребенок может демонстрировать характеристики как младшего, так и среднего, или их комбинации. Однако часто, если он не является единственной девочкой или единственным мальчиком в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших.

Если семья многодетная , то характеристики средних детей во многом зависят от того, когда они родились: среди младших или среди старших. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим в семье. В результате такие дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранять в себе детские качества до зрелого возраста. Единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка. Будучи исключительным фокусом внимания, единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого.

Для близнецов параметры старший/младший также имеют значение и проявляются в зависимости от того, в группе каких детей они родились. Если родители подчеркивают, что один из них появился на свет раньше другого, то роли старший/младший могут быть поделены ими между собой. Близнецы показывают самые низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с детьми, занимающими другую позицию в порядке рождения. Возможно, это связано с тем, что они функ-ционируют как отдельная команда и меньше других ориентируются на взрослых. Во взрослой жизни они испытывают сложности в разделении.

Совпадения жизненных событий

Семейный психотерапевт, составляя генограмму, обращает внимание на разного рода совпадения в семейной истории. Ведь они имеют глубокое влияние на то, как строится жизнь семьи.

Совпадение важного жизненного события в семье с началом развития симптома у какого-либо ее члена или с этапом его обострения. Типичным примером подобного совпадения является возрастная регрессия ребенка после рождения младшего братика или сестренки.

Синдром годовщины . Некоторые совпадения могут быть понятны как реакции на годовщину какого-нибудь важного или травматического события. Например, депрессивное настроение, возникающее каждый год в одно и то же время, может совпадать с годовщиной смерти родителей или брата/сестры, причем такая связь необязательно будет осознаваемой.

Группирование важных жизненных событий в переходный период между стадиями жизненного цикла . Например, крах профессиональной карьеры отца в качестве начальника лаборатории проектного института после начала перестройки может наложиться на переход между подростковым возрастом и фазой отделения ребенка от семьи и особенно ожесточить взаимоотношения отца с сыном, который пытается идти своим путем. Совпадение ряда событий с рождением ребенка может сделать его положение в семье особым. Скажем, в год рождения создателя психоанализа Зигмунда Фрейда умирает отец его отца, через год рождается и вскоре умирает его брат. Через пару лет после его рождения старшие сыновья отца от другого брак иммигрируют в Англию. Зигмунд стал для родителей заменой всех потерь.

Бывает, что никакая логика не объясняет, почему происходит то, что происходит. Такое бывает, если человек продолжает жить по сценариям и программам, заложенным его предшественниками, предками. Чтобы разобраться, какая именно программа прошлого влияет на сегодняшний день, надо построить генограмму. И сегодня статья о том Как составить генограмму.

  • Женщина обрекает себя на страдания.
  • Удача обходит стороной.
  • Усилия и труд никак не приносят дохода.
  • По жизни преследует ощущение недосказанности, неопределенности.
  • При отличном здоровье никак не получается зачать детей.

Генограмма — это карта отношений нескольких поколений семьи. Семейное древо, или родословная, дополненная фактами. В генограмме указываются данные о жизни и смерти, здоровье, важных событиях и потрясениях, клятвах и преступлениях. Все события, помыслы и идеи, оказывающее влияние на образ мышления, чувства- всё должно найти место в генограмме.

Как составить генограмму

К фактам относятся знания, которые точно известны и проверяемы – например, дата рождения, фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, должность и т.п. Факты обладают самой высокой степенью достоверности. Для получения фактов, можно, по возможности, расспросить своих родственников, которые могут что-то знать. Информацию о погибших и пропавших без вести на войне, репрессированных родственниках можно найти в архивах. Некоторые архивы свободно доступны через Интернет, и, при желании, Вы можете попробовать найти информацию о своих родственниках прямо со своего компьютера. (* Адреса online архивов можно узнать в службе поддержки.)

2. Легенды.

Во многих семьях существуют рассказы, истории, мифы и легенды о предках, которые передаются от поколения к поколению.

3. Семейные ценности (артефакты).

Любые предметы, которые передаются по наследству, от поколения к поколению. Предметы, которые несут потомкам память о предке, обладавшем ими. Например, это могут быть драгоценности, медали, бабушкин самовар, фотографии, документы, книги – у каждой семьи что то свое.

4. Воспоминания.

К воспоминаниям можно отнести воспоминания о каких-либо событиях, происходивших с членами семьи. Например, это могут быть какие-то зрительные образы, или любимая мелодия детства, или ощущение блаженства, запах свежескошенного сена, вкус парного молока, бабушкин грибной суп или что-то еще, о чем люди хоть что-то помнят и могут рассказать.

5. Предположения и домыслы.

Клиент сам может иметь, или составить, какие то представления о своих предках. Например, если он знает, что кто-то из предков был купцом, то в исторических книгах можно почитать о том, как жили купцы. По возможности, можно посетить музей, посмотреть быт того времени и сформировать предположение о том, как приблизительно жил этот купец — предок. Необходимо так же отметить, что вся информация о каждой системе за все время ее существования может быть получена из информационного поля. Поле существует всегда, независимо от нас и наших знаний о нем. Даже если клиенту ничего не известно о своих предках – поле все равно есть, и данные из него могут быть считаны, например с использованием метода семейных расстановок. Все эти знания могут быть полезны при составлении генограммы.

Как составить генограмму

Для начала, Вы можете изобразить обычные символы людей — круги или квадраты. Сделайте это для стольких членов семьи, сколько сочтете необходимым.

Медицинские сведения. При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии — например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически.

Эмоциональные паттерны. Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие — страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав. Эмоциональные паттерны можно выявить, задавая вопросы такого плана: “Какие пять слов, по вашему мнению, могут лучше всего описать этого родственника?”

После этого можно сравнить то, как вы видите этого родственника Вы с тем, как его видят другие люди. Кто-то из членов семьи может сказать: Большую часть времени (70%) он был злым, сердитым, неразговорчивым», другой добавит, что «Он плохо контактировал с людьми, конфликтовал и был несчастным человеком.» Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

Динамика внутрисемейных отношений. С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу. Например, можно уточнить у родителей: «Какие отношения были у бабушки и дедушки, у дяди и тети и т.п.» Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс.

С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше. Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

Система семьи. Вы можете попытаться выяснить, каким образом работает ваша семейная система, как ее разные части работают вместе, или как это у них не получается. Можно заметить, существуют ли какие-нибудь особые группы (коалиции), которые держатся вместе и не дают туда доступа другим, или особые роли, предписанные определенным членам семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди?

Семейные верования, ценности. Хотите Вы того, или нет — члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это происходит в любой сфере жизни семьи: как растить детей, как обходиться с подростками, когда и на ком жениться, сколько надо иметь детей, как следует зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой, трагедией, как стареть и как встречать смерть. Обратите особое внимание на ваши семейные верования. Скорее всего, они очень похожи на то, во что сознательно или бессознательно верите вы. Они диктуют вам, как надо жить, чтобы выжить. Они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала, если они дисфункциональны, надломленны или незрелые.

Ваша семья и общество. Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на то, какой видит себя ваша семья, будучи частью общества. Как ваш род представляет себя обществу? С какими другими системами он себя отождествляет? И как обычно общество отвечает вашей семье? Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем – к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.

Пример генограммы

Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин – кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми – вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод.

Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода — близкие, конфликтные, и т.п. Для собственной генограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои.

Строить генограмму можно на листах различного формата, но гораздо удобнее использовать компьютерные программы, разработанные специально для работы с генограммами. В созданный файл генограммы Вы в любой момент можете внести новую информацию, что-то изменить, подкорректировать.