Приучаем ребёнка к горшку

Как рассстаться с памперсом

Когда же пора начинать приучать ребенка к горшку? Этот вопрос беспокоит многих родителей. Некоторые мамы пытаются отрегулировать данный вопрос уже в 3-4 месяца. Есть другая крайность – мол, делать этого не надо вовсе. Иногда можно встретить рекомендации высаживать ребенка на горшок, как только он научиться сидеть.

Для осознанного приучения ребенка к горшку необходима определенная зрелость нервной системы, обеспечивающая сознательный контроль мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника). Такой контроль у большинства детей формируется между годом и двумя. Именно в этот период происходит осознанное приучение ребенка к горшку. Но в этом возрасте ребенок может противиться чему-то новому, поэтому постепенное приучение можно начать несколько раньше.

Во втором полугодии количество мочеиспусканий постепенно уменьшается, и к годовалому возрасту ребенок может оставаться сухим час и более. В это же время вырабатывается определенный ритм опорожнения кишечника. Кроме того, в этом возрасте дети перед тем, как «сделать свои дела» могут беспокоиться и подавать определенные сигналы, понятные родителям. Это значит, что можно начать приучать малыша к горшку. Если вы меняете подгузник, а он оказывается сухим, подержите малыша над горшком или высадите на него. Удалось добиться желаемого – похвалите, нет – не беда. Ребенок еще слишком мал.

Очень важно, чтобы контроль за деликатными действиями ребенка был максимально доброжелательным и не сопровождался выговорами, насмешками или (ни в коем случае!) телесными наказаниями. Период приучения к туалету не всегда проходит гладко. Суровые методы воспитания могут оставить след в сознании или подсознании на всю жизнь.

Как помочь ребенку преодолеть этот непростой этап в развитии? Постарайтесь выбрать теплое время года (конечно, лучше всего лето), когда проще переодеваться и сушить одежду.

Обязательно объясните ребенку, что он может обходиться без подгузников, потому что вырос. Помогите ребенку осознать ощущения, возникающие при необходимости сесть на горшок. Если вы видите характерные изменения в поведении ребенка, мягко, но настойчиво предложите ему сесть на горшок. Когда ребенок поймет, какие ощущения возникают при необходимости посещения туалета, ему проще будет сообщить об этом вам.

Если ребенок опоздал с предупреждением, не ругайте его, а похвалите и скажите, что в следующий раз обязательно получится. Малышу очень важна ваша в него вера. Часто первый этап приучения к горшку выражается тем, что ребенок сообщает о горшке, как только намочит штанишки. Наберитесь терпения, это первый шаг.

Нередки ситуации, когда малыш, вроде уже привыкший к горшку, вновь отказывается от него. Попробуйте понять, с чем это связано, если явных причин нет – наберитесь терпения и повторите все сначала. Не надевайте снова подгузники, если случился конфуз, это замедлит становление навыка опрятности.

Важно, чтобы отказ от подгузников не проходил в стрессовой ситуации, не совпадал по времени с другими заметными переменами в жизни (переезд, выход мамы на работу, начало посещения детского учреждения, болезнь, рождение младшего ребенка), в этом случае процесс отвыкания может быть слишком трудным и долгим. Если к 3-летнему возрасту ваши усилия не увенчались успехом - это повод задуматься и обратиться к помощи специалиста.

У родителей часто возникает вопрос: когда и как приучить малыша к горшку. Вроде бы и горшок красивый купили и ребенку нравится, но использовать по назначению ребенок не хочет. Как быть? Попробуем вам помочь.

Уже в девять месяцев можно и нужно приучать ребенка к горшку

Когда малышу исполнятся девять месяцев, его уже можно (и пожалуй, нужно) приучать к пользованию горшком. Разумеется, к этому времени ребенок должен в совершенстве овладеть навыком сидения. Психическое развитие девятимесячного малыша уже достаточно для того, чтобы он понимал, чего именно и для чего от него добиваются.

Ребенок быстрее научится ходить на горшок и быстрее сможет проситься на горшок, если сие действие будет иметь понятное ему и доступное его произношению звуковое обозначение. В понятном ребенке «языке» уже есть такие простые обозначения, как «ам-ам» (кушать), «бай-бай» (спать), а теперь этот «язык» еще должен обогатиться классическим «а-а!». Регулярно высаживая малыша на горшок, мама должна неустанно повторять «а-а!», и малыш однажды поймет, что горшок - это и есть то самое «а-а!», и то, что делается в горшок, - тоже есть «а-а!», он поймет затем, что, если возникает необходимость в общении с горшком, нужно только произнести это многообъемлющее «а-а!». Мама же, увидев, что общение ребенка с горшком оказалось успешным, должна этому «а-а!» порадоваться; одобряющая реакция мамы - для ребенка немалый стимул. Так, постепенно под звуки «а-а!» ребенок учится ходить на горшок...

Мы должны, однако, особо отметить: маме не следует ожидать, что ребенок ее после первого удачного опыта сходить в горшок освоит этот навык - сразу и бесповоротно. Нет. Малыш не раз еще наделает в штанишки (и после года, и даже после двух лет - увлекшись игрой и не обратив внимания на позывы), прежде чем «наука» закрепится у него в сознании, и мама не однажды еще разочарованно покачает головой, услышав исходящий от ползающего малыша запах известного досадного происшествия... Понадобится некоторое время для того, чтобы обре-тенный навык закрепился; мама скоро заметит тенденцию - «аварии» с ее малышом будут происходить все реже.

Набравшись терпения, мама должна работать над совершенствованием важного навыка ребенка. За этим делом она не должна забывать о некоторых простых, но важных правилах.

Это правила следующие:

♦ ребенок не должен сидеть на горшке слишком долго; рекомендуется - не больше восьми минут;

♦ в том случае, если малыш просидел на горшке и семь, и восемь минут, и ни к какому эффекту это не привело, «общение» с горшком следует закончить; но несколько позже - предложить ребенку горшок снова;

♦ ребенок, которого мама посадила на горшок, должен быть сосредоточен только на том важном деле, ради которого «общение» с горшком и затеяно; малыш никоим образом не должен отвлекаться от важного дела; иные мамы, посадив ребенка на горшок, дают ребенку в руки какую-нибудь игрушку; эти мамы поступают неправильно;

♦ ребенок быстрее приучится к «хождению» на горшок, если горшок не будет вызывать у него неприязни; так, края горшка не должны быть мокрыми и холодными, и горшок не должен быть источником дурного запаха; маме совет: всякий раз готовить горшок - ополаскивать его горячей водой, после чего вытирать насухо; если от горшка - даже вымытого - исходит неприятный запах (совсем старый, видавший виды горшок), то горшок этот лучше выбросить и купить новый.

Тема приучения ребенка к горшку – одна из наиболее обсуждаемых среди молодых родителей. Есть мамы, которые готовы «тренировать» свое чадо чуть ли не с рождения, держа его над ведром или ванной. Другие чуть более терпеливы – они ждут, пока малыш научится сидеть (около 7–8 месяцев), и потом «знакомят» его с горшком.
И тех, и других очень волнует тот факт, что ребенок не ходит на горшок. У такой спешки есть две причины:

Зависимость от убеждений, интересов, удобства взрослых. Некоторые мамы стремятся быстрее приучить ребенка к горшку, потому что долгое использование одноразовых подгузников довольно накладно. Или же, наоборот, мама может сознательно не торопиться с решением туалетного вопроса, потому что пользоваться подгузниками удобнее, не нужно переживать за испорченные вещи и неожиданные казусы.

Давление извне. Молодая семья с маленьким ребенком всегда находится под определенным прессингом со стороны бабушек и дедушек, воспитателей в детском саду, друзей с детьми. Кроме того, родителям первенца свойственно сравнивать достижения своего малыша с успехами ровесников и хвастаться тем, что им удалось приучить ребенка к горшку.

Таким образом, раннее приучение ребенка к горшку обусловлено чем угодно, только не собственными интересами ребенка. Между тем умение самостоятельно пользоваться горшком для малыша – не просто рядовой навык. Первые попытки приучить ребенка к горшку – это большой шаг на пути взросления, качественно новый этап детства, связанный со зрелостью психики ребенка. До недавнего времени все в жизни малыша определяла мама (когда и что есть, чем заниматься), с которой он ощущал неразрывную связь. Но в определенный момент кроха начинает понимать, что мама решает не все, что он сам, по своему желанию может «делать свои дела» и, главное, видеть результат своих действий. Это очень ценное, с точки зрения психологии, «приобретение» для маленького человека.

1. Как понять, что пора ребенка отучать от подгузников?

Чаще всего физиологическая готовность малыша прислушиваться к сигналам своего организма возникает около 1 года. В это время большинство детей уже уверенно сидят, могут сами добраться до горшка и встать с него, подать сигналы о своих намерениях. Поэтому годовалого ребенка уже вполне можно знакомить с навыками туалета, не отменяя при этом привычных подгузников, поскольку контроль за мочеиспусканием и дефекацией формируется от 1.5 до 2-3 лет. Не стоит забывать, что ребенок развивается по собственному графику. Например, грудничок, испытывая дискомфорт при позыве к мочеиспусканию, может активно подавать сигналы маме плачем, призывая ему помочь. Такое поведение, конечно, не означает, что пора приучать ребенка к горшку, но игнорировать его потребности тоже не стоит, ведь это его первые попытки осознать себя и свои желания.

2. Как подготовить ребенка к переменам?

Для начала купите горшок. Он должен быть устойчивым, гладким, теплым и легко доступным. Подберите штанишки или шортики, которые можно было бы легко снять и надеть. Ребенок должен привыкнуть к этому новому предмету и понять, для чего он нужен, а для этого необходимы ваши объяснения. Объясните, что у взрослых есть «большой горшок», покажите, как и для чего им пользуются, и расскажите, что малыш уже достаточно вырос, чтобы тоже получить свой, маленький горшок. Обращайте внимание ребенка на других детей, которые уже умело используют этот навык, и плавно предлагайте ему тоже попробовать

3. В каком возрасте приучать ребенка к горшку?

Пожалуй, возраст 1,5 – 2,5 года – оптимальное время для того, чтобы всерьез заняться приучением ребенка к горшку. Кроха уже в состоянии вырабатывать условный рефлекс не на определенное слово и высаживание, а на ощущение наполненности и позывы к мочеиспусканию и дефекации. Это и лежит в основе самостоятельной регуляции процессов выделения.

4. Ребенок не сидит на горшке. Как его удержать: настаивать или превращать в игру?

Некоторая настойчивость не помешает, если вы хотите, чтобы использование горшка вошло в привычку. Но это не должно переходить в принуждение и часовые сидения на горшке с плачем, иначе возникнет стойкая негативная реакция на сам процесс… В то же время горшок не должен превращаться в игровой предмет, а поход в туалет – в повод для семейного торжества. Малыша можно увлечь книжкой или игрушкой (им можно даже присвоить статус «туалетных»), но потом забавы должны отойти на второй план, а время сидения на горшке – сократиться.

5. Как приучить ребенка к горшку? Нужно ли подлавливать момент и высаживать малыша или стоит ждать, пока он сам начнет проявлять инициативу?

На первых порах маме придется проявить максимум наблюдательности, чтобы помочь малышу сформировать необходимую связь между своими импульсами и нужным действием. Но не стоит в этом вопросе проявлять слишком много усердия, иначе ребенку просто незачем будет учиться себя контролировать, ведь мама всегда рядом. Чтобы малыш сам начал действовать, необходимо создать для этого условия (сократить использование подгузников, объяснить правила и ввести «пени» за их нарушение и т.д.), а не пускать процесс на самотек.

6. Как относиться к промахам ребенка?

Пока ребенок не ходит на горшок, а только начинает с ним знакомиться, ни о каких наказаниях не может быть и речи, поскольку малыш еще толком не понимает, что от него хотят. На следующем же этапе, когда ребенок уже усвоил правила, но не хочет им следовать, стоит показать ему свою реакцию. И здесь к каждому малышу свой подход: кто-то быстрее заметит мамино расстройство, другой откликнется на то, что мама сердита, третий поймет лишь наказание, например, лишение просмотра мультика. Оставить промахи малыша можно незамеченными в случае, когда ребенок болен, переживает переезд или ссору родителей и т.д., или испачканные трусики – результат досадной случайности, которые бывают даже у детей старшего дошкольного возраста.

7. Надо ли реагировать на «труды» малыша?

Ребенку необходимо видеть, что родители выражают заинтересованность его «приключениями». Тогда ему будет легче расставаться с чем-то «своим», не удерживать это внутри себя. Только важно хвалить содержимое горшка без фанатизма, ведь ребенок ходит на него не ради удовольствия взрослых, а по своей необходимости.

Отношения малыша с горшком очень нестабильны, и достаточно долгое время могут быть моменты протеста, сопротивления, капризов. Но это нормально, малыш не робот, и на его настроение, самочувствие и поведение влияет множество факторов. Однако, если 4-летний ребенок не просится на горшок, не испытывает никакого дискомфорта от мокрого и грязного белья, ходит в подгузниках и не откликается на ваши уговоры воспользоваться туалетом «как взрослый», есть повод насторожиться. Вероятно, вы что-то делали неправильно, или у малыша есть некоторые проблемы в развитии и вам стоит обратиться к психологу. Это же касается и тех случаев, когда ребенок боится горшка: терпит до последнего, лишь бы не пользоваться им. Такие запоры могут быть следствием психологических проблем или определенных неполадок в организме ребенка, которые вызывают у него болевые ощущения. Все эти проблемы могут заставлять ребенка бояться горшка.

9. Как реагировать на успехи и неудачи?

Для малыша огромное значение имеет оценка его действий родителями. Не забывайте поощрять ребенка за старания и применять адекватное наказание в случае активного игнорирования горшка. Однако это вовсе не означает, что ребенок должен стоять в углу за каждые мокрые штаны. Если вы видите, что малыш сам расстроен, не успел, заигрался, но стремится исправиться (например, запоздало бежит к горшку или сообщает вам о случившемся), лучше не обратить внимания на неудачу и помочь ребенку справиться с недоразумением. Но когда уже подросший ребенок явно манипулирует родителями, бывает полезно проявить строгость: «Что ж, раз ты не хочешь меня слушать, мне придется убрать твои любимые носочки с собачками, чтобы они не испортились. Я верну их тебе, когда штаны станут сухими».

Приучение ребенка к горшку – это естественный момент воспитания малыша. И родители должны создать благоприятные условия для крохи, в которых он мог бы тренироваться и закреплять навык.

Приучение малыша к горшку – болезненная тема для многих родителей. Для некоторых – этот вопрос решается сам собой, а для других – становиться целой проблемой. И вот, а все дела продолжает делать в штанишки. Переучить ребенка бывает сложнее, чем начать действовать с нуля. В воспитании чада неопытным родителям не избежать ошибок. Поэтому так важно их предупредить.

1. Слишком рано

Порой новоиспеченные родители слишком требовательны к своему ребенку, пытаясь усадить малыша на горшок, когда тот еще не готов к этому ни морально, ни физически. Для осознанного хождения на горшок требуется определенная зрелость ребенка. Высаживание на горшок в неосознанном возрасте до года с осмысленным хождением в туалет не имеет ничего общего. Ребенок, который едва может сидеть, скорее всего, просто не поймет, что от него хотят. Победные улавливания момента будут радовать родителей, но для ребенка не будут что-то значить.

Малыш должен быть физически готов к горшку: уверенно стоять, ходить, спокойно сидеть около 10 минут, более двух часов оставаться сухим. Нервная система малыша также обязана быть готова. Ребенок должен начать контролировать позывы в туалет, вырабатывать рефлексы расслабления и терпения.

Не думайте, что ваш ребенок отстает в развитии, если сверстники уже просятся на горшок, а ваш малыш никак не хочет этого делать. Всему – свое время. Насильные действия могут только причинить вред нервной системе малыша. Наберитесь терпения и пробуйте.

2. Не тот момент

Бывает и такое, что все шло хорошо, малыш делал первые успехи в приучении, но внезапно все изменилось. Возможно, родители выбрали неподходящий момент. Психика малыша очень нежная, она резко реагирует на изменения в режиме и привычной жизни. Не стоит приучение к горшку совмещать с другими обучениями, сменой режима. Стоит повременить с горшком на период болезни ребенка, или . Любой стресс или волнительное событие может прервать привыкание или и вовсе вызвать отторжение к горшку.

Важно выбрать подходящий момент и оградить малыша от серьезных эмоциональных всплесков.

3. Подгузник всегда и везде

Зачастую применение всевозможных подгузников превращается для родителей в маниакальную идею. Потом с ребенка резко снимают то, что всегда помогало ему оставаться в комфорте, и требуют резко сменить привычки. Так не бывает. Ребенок, привыкший постоянно справлять нужду в подгузник, дольше приучается к горшку. Чтобы осознать, что подгузника больше нет, ребенку иногда требуется до полугода. Поэтому чаще снимайте подгузники, а если вы беспокоитесь о коврах, ламинате и мебели, сшейте чехлы, застелите клеенкой. В идеале малыш должен оставаться сухим даже в ночное время, использование подгузников, конечно, препятствует этому приучению.

4. Мания горшка

Существует категория родителей, которая заражается идеей приучить чадо ходить на горшок. Маниакальное высаживание через каждые полчаса, не позволение встать с горшка, пока не сделаешь свои дела, способность пристыдить и сравнить с другими. Такие методы не приведут к желаемому, а напротив, могут вызвать отрицание и явно негативное восприятие малышом.

Всегда верьте, что ваш ребенок индивидуален, он умен и сообразителен, придет время – и у него все получиться.

5. Давление

Излишняя строгость родителей, порицание и даже наказание за неумение малыша справлять нужду, куда положено, травмирует психику ребенка. Малыш замыкается в себе, начинает бояться последствий. Возможно и такое, что ребенок начинает терпеть, задерживая естественные процессы организма, что чревато и других проблем с кишечником.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помните, что ни один малыш не садится на горшок одномоментно, от вас потребуется усердие и терпение. Контролируйте свой гнев и раздражение. Используйте технику счета до десяти. Здоровье малыша важнее, чем ваши предубеждения.

6. Мама поможет

Контролировать процесс очистки кишечника и мочевого ребенок должен научиться сам. Ошибкой будет постоянно пытаться помочь ему в этом. Позвольте малышу самому снимать штанишки, усаживаться на горшок, дайте проявить самостоятельность. Выберете подходящую одежду ребенку. Малышу в комбинезочике труднее снять его, чем штанишки на резинке. Если ребенок не успел на горшок, или сделал дела на пол, поговорите с ним, вместе возьмите тряпку, погрузите вещи в стиральную машину. Пусть малыш учиться ответственности за поступки.

7. Здесь горшок, там горшок

Обратите внимание на тот факт, не кочует ли горшок по всему дому. Любой ребенок очень . Поэтому если малыш не найдет предмета туалета на привычном месте, не стоит удивляться, что он просто пописает в штаны. Определите вместе с ребенком место горшка, будь то в ванной комнате, туалете или другом подходящем месте, убедитесь в свободном доступе туда.

8. Сделал дело молча

Часто родители, сажая дитя на горшок, начинают заниматься своими делами, или просто молча ждут, когда ребенок закончит процесс. Такое поведение подойдет, когда ваше чадо будет свободно, рефлекторно бежать к горшку по каждому требованию организма. Пока же идет процесс приучения, создайте игровую атмосферу. Пусть с сидением на горшке будет связано что-то приятное и увлекательное. Но не перестарайтесь, ребенок должен не забыть, зачем он здесь. Не нужно поощрять ребенка в форме конфет, других угощений, подарочков и мультиков. Ваше одобрение должно быть устным, но очень честным и откровенным. Не стоит также приобретать горшок-игрушку, ребенок должен воспринимать предмет в соответствии с его предназначением, а не ассоциировать с развлечением. Иначе приучение сильно затянется.

9. Прочь стеснениям

Ни в коем случае нельзя делать вид, что хождение в туалет что-то неприличное и постыдное. Не нужно «фукать», кривиться и бегом бежать выливать все в унитаз. Психологи уверяют, что дети зачастую свои выделения рассматривают как часть себя. Поэтому их расстраивает такое поведение родителей. Пусть малыш посмотрит на содержимое горшка, а потом вместе с вами пойдет его выносить.

10. Бессистемность

Высаживание малыша бессистемно может не увенчаться успехами. Присмотритесь к ребенку. Дети, так или иначе, выражают свое желание сходить в туалет. Это может быть кряхнение, определенные звуки, «зависание», натуживание. Если малыш уже говорит, научите его проситься на горшок. Понятно, что родители не могут целыми днями, не отводя глаз, наблюдать за реакцией малыша, но ваши старания точно дадут результаты после ночного сна, перед ним и после длительной прогулки. Привлекайте для инструктажа игрушки, пусть они в процессе игры тоже бегут на горшок.

Не слушайте сказок, как другие дети просятся «пи-пи» с полугода, не поддавайтесь манипуляциям других людей, учащих вас, как жить и воспитывать вашего ребенка. Помните, что только ваша огромная любовь, трепетное отношение к малышу и безграничное терпение помогут малышу преодолеть все ступени развития успешно.

История Марии

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Процесс приучения следует начать со знакомства ребенка с горшком. Необходимо поставить горшок на пол на видном для малыша месте. Пусть несколько дней ребенок просто привыкает к нему, как к новому объекту в помещении. Возможно, малыш будет с ним играть, складывать в него игрушки и пр. Препятствовать этому не стоит.


Далее можно начинать высаживать ребенка на горшок, сначала на минуту-две, потом дольше. Естественно, с первого раза ребенок вряд сделает свои дела в горшок, пусть он просто посидит. Дети обычно – создания не усидчивые, поэтому, усадив ребенка на горшок, можно почитать ему книжки, поиграть с ним. Как только малыш пописает, нужно его похвалить, но не слишком бурно, иначе ребенок переключится на ваши эмоции и вскоре забудет, за что вы его хвалили. Если малыш отказывается сидеть на горшке, то силой держать его там не стоит, это вызовет у ребенка только неприязнь и отторжение от горшка.


В процессе привыкания к горшку ребенок будет писать , на пол, на кровать... Ругать за это ребенка не нужно. Также не нужно акцентировать внимание ребенка на сделанной им луже, ведь это тоже не лучший вариант. Необходимо просто спокойно сказать ему, что он уже большой, поэтому ходить в туалет он должен в определенное место. При этом можно подвести его к горшку.


Процесс приучения может быть достаточно длительным. Он может занять не неделю, и даже не две, а пару-тройку месяцев (все зависит от возраста ребенка и поведения родителей). Но, в конце концов, малыш усвоит все уроки и будет исправно посещать своего «пластмассового друга» и вовсе не для того, чтобы поиграть с ним.

Видео по теме

Важный этап в жизни малыша – это обучение пользоваться горшком. Научить ребенка вовремя присесть на этот «предмет интерьера» нужно правильно и не торопясь. К полутора годам малыша многие родители уже замечают, что ребенок может потерпеть, что он показывает свое желание пописать жестами или какими-то фразами. Готовность ребенка к обучению можно определить, если подгузник сухой в течение двух-трех часов.

Инструкция

Купите ребенку яркий и интересный горшок. Он должен быть по размеру: для начала подойдет небольшой емкости и невысокий. Поставьте горшок в комнате, в зоне видимости ребенка. Пусть ваш малыш заинтересуется им, познакомится.

Расскажите малышу, что это и для чего нужен горшок. Если у вас есть старшие дети, то пусть они наглядно продемонстрируют, что нужно делать с горшком. Предлагайте присаживаться на горшок, первое время не снимая штанов.

Снимите с ребенка дневной подгузник. Пусть ребенок увидит свои «нижние» органы, потрогает их. Для того чтобы ребенок понимал, что нужно делать в горшок и когда ему проситься на него, он должен не раз увидеть, как он и писает.

Предлагайте ребенку присесть на горшок после и до сна, перед прогулкой, после нее. В это время есть наибольшая вероятность, что он сделает «свои дела» в горшок.
Если получилось – похвалите; покажите, как вы рады его действиям. Если не получилось – не ругайте малыша, не показывайте ему ваше разочарование. В течение дня следите за ребенком: как только ребенок затихает, начинает кряхтеть, или тужиться – сразу предлагайте присесть на горшок.

Приучайте ребенка к горшку в игровой форме. Комментируйте все действия: как снимаете малышу штаны, как присаживаете, что нужно сделать в горшок, как после «дела» поднимаете штаны, куда выливаете содержимое горшка, как ополаскиваете. Позже ребенок начнет повторять за вами все. Играя, дети лучше запоминают.