Старший ребенок в семье умнее своих братьев и сестер? Почему не ладят старшие и младшие дети в семье

Психологические аспекты

Исследования Уолтера Тоумена [Тоmaп, 1976] показывают, что модели поведения и реагирования людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми в семье. Изучив тысячи семей, он обнаружил, что люди, занимающие сходные позиции в семье по порядку рождения, имеют весьма близкие психологические характеристики. Стереотипы не означают, что каждый должен быть именно таким. Однако это означает, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего имеют именно такие психологические характеристики.

Старший ребёнок в семье

Старшему ребенку часто свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. 0н может чувствовать себя в ответе за материальное благополучие семьи, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка лишает его исключительной позиции в обладании любовью и вниманием матери и часто сопровождается ревностью к брату или сестре.

Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни. Из известных людей старшими детьми были Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Раиса Горбачева.


Средний ребёнок в семье

Средний ребенок может обладать чертами как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. Средний ребенок, если только это не единственная девочка и не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Такие дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, кстати, сам будучи вторым сыном, отмечал: "Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон - борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший..." [Аdler, 1970].
Если в семье много детей, то черты характера средних детей определяются тем, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними. У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Младший ребёнок в семье

Младший ребенок беззаботен, оптимистичен и готов принимать чужое покровительство, заботу и поддержку. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Родители относятся менее требовательно к его достижениям. И если старшие дети в семье не погибают, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.

Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений, поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша. Младший ребенок знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, oбычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, писал: "Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком... Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи" [Аd1ег, 1970].
Традиционно земельный надел и замок доставался старшему сыну, а младшие уходили искать счастья в чужие края. Библейский блудный сын также был младшим в семье. Из известных людей старшими детьми были Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Раиса Горбачева. Характеристики младших детей ярко выражены у Элизабет Тейлор и Бернарда Шоу.

Единственный ребёнок в семье

Единственный ребенок обладает свойствами как старшего ребенка, так и младшего. Единственный ребенок очень часто наследует черты характера родителя того же пола. Поскольку родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка, он обычно хорошо учится в школе. Единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни и испытывают большие трудности в отделении и самостоятельной жизни. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого и достаточно комфортно чувствует себя в одиночестве. Единственные дети, в силу их большей привязанности к родителям, часто ищут в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру (например, жена, бывшая единственной дочерью и муж, имевший младшую сестру). Браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье, имеют наихудший прогноз.

Близнецы в семье

Для близнецов параметры старший/младший ребенок также важны и зависят от того, в группе каких детей они родились. Например, близнецы, имеющие старшую сестру или старшего брата, будут вести себя как младшие дети. Если родители особо подчеркивают, что один из них родился первым, то роли старшего и младшего делятся автоматически. У близнецов довольно низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с другими детьми. Это связано с тем, что близнецы больше общаются друг с другом и меньше ориентируются на взрослых и сверстников. Во взрослой жизни близнецы одного пола испытывают особые трудности в разделении и обретении собственной идентичности.

Пол ребёнка

Также, большую роль играют установки родителей относительно пола ребенка. Так, в большинстве семей предпочтение отдается сыновьям. Старшая сестра часто несет ответственность за воспитание младших детей и принимает на себя часть родительских функций, а младший брат получает славу и высокие родительские ожидания. Существует большая вероятность, что семьи, в которых рождаются только девочки, будут продолжать попытки родить мальчика, в то время как семьи, где есть только сыновья, остановятся на меньшем количестве детей. [Вгоverman et al., 1972].


Если разница в возрасте составляет более пяти-шести лет, каждый из детей будет иметь черты характера единственного ребенка, и некоторые качества той позиции, к которой ребенок ближе всего. Например, старший брат сестры, который на десять лет старше ее, будет скорее единственным сыном, каким он и был в течение десяти лет, но в его поведении будут заметны и черты старшего ребенка.Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятна конкуренция между сиблингами за достижения. Например, если между старшим братом и младшей сестрой разница всего в год-полтора, то наступит время, когда мальчик будет испытывать страх, что его опередит младшая сестра, которая развивается быстрее.

Согласно исследованиям Тоумена [Тоman, 1976] для стабильного супружества важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди своих братьев и сестер в своей семье.

Выделяют комплементарный (взаимодополняющий), некомплементарный и частично комплементарный браки. Важно отметить также, что комплементарность брака не гарантирует стабильность взаимоотношений.

В комплементарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга. Роли в браке комплементарны, т.е. дополняют друг друга - один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочитает оставаться дома и т.д. Чем больше отношения обоих партнеров напоминают их собственное положение в семьях родителей, тем прочнее и продолжительнее их связь.

Некомплементарным браком считаются взаимоотношения партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться друг с другом и действовать сообща. Когда в брак вступают два старших ребенка, основной психологической проблемой может стать борьба за власть. Два младших ребенка будут избегать ответственности и соревноваться, кто из них младше и нуждается в большей заботе. Двое младших детей могут испытывать трудности после рождения детей, когда возникает необходимость заботиться и распределять ответственность.

Важно, был ли у супругов опыт общения с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Жена, которая произошла из семьи, где все дети были девочками, будет, вероятно, воспринимать мужчин как нечто чужое и непонятное, и ей придется приложить больше усилий, чтобы понять своего мужа, чем женщине, у которой были братья.


Партнеры, которые занимают идентичное положение в родительской семье, легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. Например, младший брат и младшая сестра, старший брат и старшая сестра легко понимают друг друга. Муж и жена, которые были самыми старшими в семье своих родителей, умеют ухаживать за детьми и могут подменить один другого при необходимости, но плохо сотрудничают. Партнеры с одинаковым типом сохраняют полное согласие в браке, когда работают в разных областях, обеспечивают друг другу определенную свободу, имеют разных друзей и параллельно воспитывают детей: например, сыновей воспитывает отец, а дочерей - мать.

Старший ребенок в семье пожинает плоды родительского внимания и тотального обожания. Это может частично объяснить, почему дети, рожденные первыми среди всех братьев и сестер, как правило, добиваются больших успехов в жизни. Мамы и папы тратят всю свою энергию на воспитание и поддержание старших детей. Они более требовательны к своим отпрыскам и не позволяют им расходовать время впустую. По мнению ученых, родители ослабляют вожжи, когда дело доходит до воспитания каждого следующего ребенка.

Действительно ли первенцы находятся в привилегированном положении?

Исследователи из Эдинбургского университета хотели выяснить, на чьей стороне находится истина в многовековых спорах относительно разделения интеллекта среди братьев и сестер. Многие люди полагают, что старшие дети более одаренные по причине привилегированного родительского внимания. В исследовании приняли участие 5000 детей и их родителей. И действительно оказалось, что первенцы, как правило, умнее, чем последующие дети. Ученые настаивают на том, что эти выводы не могут быть показателем того, что природа решила бросить все лучшие ресурсы на создание старших отпрысков в семье. Это, скорее, служит доказательством важности родительского внимания и отдачи, когда дело доходит до вкладывания в детей знаний.

«Влияние порядка рождения»

Рассмотрим выводы научного труда подробнее. Отправной точкой, послужившей интересом для ученых из Эдинбурга, стала теория, которая рассматривает влияние на интеллект очередности рождения. Согласно этой гипотезе, первородные дети в полной мере пользуются всеми преимуществами родительского внимания, а каждые последующие члены семьи лишены такой возможности. И чем больше детей в семье, тем меньше внимания и труда вкладывается родителями в самых маленьких. В какой-то степени мамы и папы перекладывают ответственность за воспитание на своих первенцев, подросших и окрепших. Согласно этой теории, вторые по старшинству дети также могут иметь некоторые преимущества в развитии по отношению к младшим братьям и сестрам.

Как порядок рождения оказывает влияние на развитие личности?

По мнению приверженцев теории, порядок рождения оказывает мощное воздействие на детские эмоции, поведение и развитие личности. Если вы являетесь старшим ребенком в семье, вы никогда не узнаете, каково это, быть третьим или четвертым. В какой-то степени судьба довлеет над каждым из детей, предназначая ему свою уникальную роль. Каждый из малышей взрослеет, укрепляет свои личностные качества и интеллектуальные особенности, исходя из строго установленного порядка последовательности. У каждого в этой цепочке есть свои преимущества, но есть и свои проблемы. Например, первенцы в ранние годы своей жизни получают от родителей колоссальное внимание, однако им недостает детского общения. Среди старших детей более развита ревность к маленьким членам семьи.

Старшие дети имеют больше возможностей для реализации

Ученых интересовал один простой вопрос: будет ли эта теория иметь подтверждение на практике, если рассматривать достижения взрослых людей с точки зрения порядка рождения? Оказалось, что у первенцев действительно имеются очевидные преимущества. Возможности интеллекта развивались по цепочке. Сначала родители вкладывали в старшего отпрыска все свои знания и навыки, и это принесло свои плоды в школе. Высокая успеваемость дала возможность этим детям поступить в более престижные вузы и получить востребованные на рынке труда специальности. Ну и завершает цепочку более высокооплачиваемая работа.

Уже в детстве явно видны различия в интеллекте

Исследование, в котором принимали участие 5 тысяч детей от двух до 14 лет, курировали сотрудники трех групп: из Экономического университета Эдинбурга, Сиднейского университета и независимой аналитической группой. Экономисты из трех организаций тщательно изучили данные опроса Бюро статистики труда США. В итоге было обнаружено сразу несколько любопытных тенденций. Уровень образования, дохода и интеллекта коррелируют с порядком рождения. В ходе эксперимента каждому ребенку была дана оценка, которая соответствовала общему интеллекту. Баллы ставились за чтение и тесты. У самых маленьких членов эксперимента задания были проще: сопоставление простых слов, имен и букв, а также чтение простых слов.

Помимо этого учитывались условия воспитания. Один из инструментов оценки присуждал баллы родительскому поведению на всех этапах развития малыша, включая беременность матери. Исследователи учитывали то, насколько родители вовлечены в эмоциональное воспитание детей, вредные привычки взрослых и некоторые другие факторы. В разряде дополнительных условий значились финансовое благосостояние семьи, этнические корни и семейные традиции.

Результаты исследования

Вследствие хорошей умственной стимуляции в ранние годы первородные дети набрали большее количество баллов в интеллектуальных тестах еще в детском возрасте. Однако по данным Национального бюро статистики эта тенденция продолжила развиваться и далее. Анализ данных показал, что, став взрослым, старший ребенок получает более престижное образование и, как правило, зарабатывает больше своих младших братьев и сестер. Как видим, предположения ученых подтвердились на практике в виде статистических данных.

Почему так происходит?

Перед нами осталась одна неразрешенная задача. Мы должны выяснить, чем именно обусловлена эта корреляция. На основе полученных от родителей данных ученые смогли сделать определенные выводы. Родительское участие в воспитании младших детей уменьшается, поскольку внимания требуют все малыши. Маленькие члены семьи изначально оказываются в незавидной роли. Им достается меньше сказок на ночь, меньше обучающих уроков, меньше прогулок и бесед по душам. И эту ситуацию невозможно изменить, ведь родители не могут обделять вниманием старших, чтобы делиться знаниями и опытом с младшими.

Сравнение эмоциональной поддержки

Как же обстоят дела в сравнении эмоциональной поддержки (любви, привязанности, внимания и прочих факторов)? И в этом случае сформировалась любопытная тенденция. Считается, что маленькие дети получают больше родительской ласки и поддержки. Но на практике это утверждение оказалось далеким от истины. Родители чувствуют, в кого из детей вложено наибольшее количество сил, они видят, кто из них демонстрирует лучшие результаты в учебе. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы продвигать свои эмоциональные вложения и дальше. Так, исследователи обнаружили, что родители уделяли приоритетное внимание нуждам и задачам первенцев.

В заключение

Результаты этого эксперимента показывают, что родительское поведение с рождением последующих детей претерпевает определенные изменения. Кажется, ученым удалось найти правдоподобное объяснение в наблюдаемых на рынке труда и образовании различиях. Первенцев действительно удерживают на более высоком уровне воспитания. Когда в семье появляются еще дети, родители дают себе возможность расслабиться. Любопытно, что по статистике первенцы чаще занимают руководящие должности, а большинство президентов США были старшими или единственными детьми в семье.

Если у вас в семье несколько детей, вы наверняка не раз сталкивались со стереотипами и мифами на эту тему. Это неудивительно, ведь идея о том, что порядок, в котором человек появляется на свет в семье, воздействует на его личность, существует множество столетий и распространена в разных культурах по всему миру. Проблема только в том, что на самом деле все не совсем так. По данным исследований, порядок, в котором рождаются дети, не оказывает существенного влияния на их интеллект или личность. Словом, пора разобраться с некоторыми стереотипами и развеять их. Вполне возможно, что эта информация изменит то, как вы смотрите на свою семью.

Первый ребенок в семье любит командовать

Существует идея, что дети, которые появляются в семье первыми, любят командовать, но это не всегда так. Такая черта является наиболее распространенной в семьях, где у старшего ребенка есть ответственность за присмотр за младшими. Тем не менее, если родители не слишком часто прибегают к помощи ребенка, такая черта может и не развиться. Словом, как и в большинстве ситуаций, все зависит от конкретных родителей, а не от порядка появления ребенка на свет.

Средние дети не получают внимания

Некоторые люди убеждены, что средних детей в семье игнорируют чаще всего. Тем не менее это совсем не так. Средние дети являются своего рода мостом между старшим и младшим ребенком, поэтому они получают немало внимания. К тому же это достаточно распространенный стереотип, поэтому многие родители стараются обращать внимание на среднего ребенка целенаправленно. В результате такая проблема вообще никак не проявляется в подобной семье.

Младшим ребенком занимаются больше всего

Не стоит думать, что с младшим ребенком больше всего нянчатся. Напротив, в многодетной семье родители начинают относиться к воспитанию проще, а значит, младший ребенок получает больше свободы и имеет большую ответственность. Не стоит считать, что младшие дети всегда избалованные. Статистика указывает, что это совершенно не так.

Первенцы более амбициозные

Считается, что первенцы всегда амбициознее остальных детей, но это не так. Исследования действительно показывают, что первенцы справляются с впечатляющими достижениями, тем не менее амбиции связаны с тем, в какой семье вы родились, а не с тем, в каком порядке это произошло. Если родители поощряют в детях стремление к успеху и саморазвитию, они будут амбициозными, неважно, первенец это или самый младший ребенок.

Средние дети умеют договариваться

Если ребенок был средним в семье, ему, наверное, приходилось все время улаживать конфликты, не так ли? Не совсем так. Многие убеждены, что средние дети играют роль посредников между старшими и младшими, тем не менее исследователи установили, что в реальности все иначе. Средние дети отличаются большей эмпатией, но не готовы на уступки. В целом умение налаживать общение с окружающими определяется только личностью человека и его характером. Особенности семьи не играют большой роли.

Младшие дети - самые очаровательные

Предполагается, что у младших детей развивается особенное очарование, потому что им нужно как-то выделяться среди прочих. Это далеко не всегда так. Многие дети просто учатся поведению на примере старших, в результате им совершенно не требуется постоянно использовать очарование. Они ведут себя точно так, как и все остальные в семье, просто в силу возраста порой могут быть более открытыми и непосредственными. Это и становится причиной стереотипа.

Первенцы более ответственные

Думаете, что ваш ответственный подход к делу как-то связан с тем, что вы были первым ребенком в семье? Вы ошибаетесь. Исследования демонстрируют, что порядок появления ребенка в семье никак не влияет на склонность к проявлению ответственного поведения. Как и в большинстве других ситуаций, описанных в данном списке, все определяется преимущественно индивидуальностью ребенка и тем, как к вопросу воспитания подходят родители. Если стремиться к тому, чтобы привить ребенку ответственное поведение, он будет проявлять такие качества, неважно, сколько у него братьев и сестер и в каком порядке они появились.

Средние дети более асоциальные

Предполагается, что меньшее количество внимания может приводить к склонности к асоциальному поведению, но в реальности все не так. Исследования демонстрируют, что средние дети нередко оказываются наиболее активными и открытыми членами семьи. В целом все определяется личными характеристиками, а не особенностями семьи.

Младшие дети больше склонны следовать по стопам старших

Существует миф, что младшие дети в восторге от старших и склонны следовать по их стопам. На самом деле это бессмысленный стереотип. Исследователи установили, что младшие дети даже более склонны прислушиваться к собственным интересам, чем те, кто родился перед ними. Если человек и ведет себя уступчиво, это лишь говорит о его мягком характере, а не о том, что он родился в семье последним.

Первенцы больше склонны к риску

Предполагается, что первый ребенок больше склонен рисковать, потому что хочет показать пример младшим детям, тем не менее все не так. По данным исследований, младший ребенок обычно меньше всех боится риска, а вот старшие, напротив, больше всего остерегаются. У ученых нет точного объяснения тому, почему так происходит. Возможно, это проявляется в семьях, где старшие склонны больше заботиться о младших и потому ведут себя осторожнее.

Средние дети реже добиваются успеха

Считаете, что средний ребенок склонен меньше стремиться к успеху, чем его братья и сестры? К счастью, это совсем не так. Ученые установили, что порой средние дети даже превосходят старших и младших. Если ребенок целеустремленный и амбициозный, порядок появления в семье ему определенно не помешает в жизни.

Младшие дети бывают наиболее успешными

Многие люди думают, что повышенное внимание, которое уделяется младшим детям в семье, гарантирует максимальный успех, тем не менее все совершенно не так. По данным статистики, в большинстве случаев наиболее успешным в семье оказывается самый старший ребенок, тем не менее для любого правила есть исключения, и добиться успеха может любой.

Первый ребенок более дружелюбный

Может показаться логичным, что старший ребенок в семье должен быть самым дружелюбным, ведь именно ему нужно все время идти на уступки, чтобы поладить с младшими. На самом деле все не так. По данным исследований, порядок появления на свет никак не воздействует на степень дружелюбности человека, все определяется исключительно его характером.

Средние дети следуют за остальными

Вопреки распространенному мнению, средние дети не такие уж ведомые. Ученые установили, что средние дети могут быть вполне целеустремленными и отличаться впечатляющими лидерскими качествами. В конце концов, Уоррен Баффет, Авраам Линкольн и Билл Гейтс были средними детьми. Это вполне очевидно демонстрирует, что средний ребенок не обязан быть податливым и застенчивым.

Младшие дети чаще шалят

Младший ребенок в семье вовсе не обязательно будет таким уж шалуном. На самом деле, вопреки распространенному убеждению в том, что младшие дети больше склонны к плохому поведению, исследователи установили, что у этого стереотипа нет никаких оснований. Просто младший ребенок ведет себя соответственно своему возрасту, на контрасте с более осознанным поведением старших это может казаться шалостью.

admin

В каждой второй семье как минимум двое детей, где дети делятся на старших и младших. И как раз это разделение во многом влияет на развитие, психологические и поведенческие особенности ребенка.

Помните, как начинаются многие сказки, где у отца было три сына? Старший умный, средний – и так, и сяк, ну а младший – совсем «не вышел». Верно ли утверждение авторов русских народных и мировых сказок? Как влияет наличие старших и младших детей в семье на особенности развития первого, второго ребенка?

Старшие дети в семье

Детям, рожденным в семье первыми, принадлежит вся родительская любовь, внимание и забота. Чаще всего родители еще молоды и обеспокоены каждым чихом, взволнованы каждым новым движениям, рады новым достижениям.

Сохраняются первые зубки, запечатлеются на пленку чуть ли не каждый день жизни. Все это в новинку и родители чувствуют невероятную .

Старший ребенок при появлении младшего ребенка

Но наступает момент, когда вдруг жизнь старшего ребенка в семье круто меняется, все вокруг говорят о новом члене семьи и, хотя его пока даже нет и не видно, внимание к старшему ребенку ослабевает. И мысли родителей уже не принадлежат только ему.

Взрослые выпытывают у старшего ребенка, кого он больше хочет – сестренку или братика, как он хотел бы назвать младшего члена семьи. А пока еще единственный ребенок в семье недоумевает, что происходит вокруг и почему вдруг все озабочены и говорят о каком-то еще ребенке.

Затем мама на несколько дней пропадает, а папа в это время все время куда-то озабоченный бегает. И наступает тот самый час, когда домой приносят того, о котором говорили на протяжении последних месяцев. Теперь ни у кого не остается на старшего ребенка время, все умиляются и восхищаются непонятным существом, который еще даже не умеет ни говорить, ни ходить.

Старший ребенок недоумевает, что случилось? Почему некогда принадлежавшие только ему родители вдруг игнорируют его, а если даже находятся рядом, в основном говорят и думают о новом члене семьи? Неужели родители перестали любить?

Как ведут себя родители со старшим при появлении младшего?

Так-то оно так, но вот почему-то мама и папа забывают подготовить «взрослого» малыша к такой жизни.

И при неправильной подготовке, старший подвергается , что в свою очередь еще больше усугубляет обстановку. Ребенок закатывает истерики, капризничает, всеми силами обращает на себя внимание. А родители нервничают, и сами того не осознавая отталкивают старшего ребенка еще дальше, что приводит ко всяким проблемам: энурезу, замедлению развития, нечеткой речи и прочим.

Как подготовить старшего ребенка к рождению младшего?

Для предупреждения развития кризиса уделяйте старшему ребенку особое внимание еще до рождения младшего. Вовлекайте в общие семейные дела, общайтесь на равных, говорите о предстоящем событии. Ребенок должен слышать эти обращения от вас именно ему, а не додумывать что-то сам, услышав разговоры взрослых.

После рождения младшего отделите для выросшего ребенка час в день на совместные игры, не отвлекаясь на маленького. Пусть в это время малышом займется второй родитель, после чего поменяйтесь ролями. Так старший ребенок будет знать, что есть его личное время, когда братишка или сестренка не помешают ему провести его с мамой или папой.

С рождением крохи, ему покупаются много новых вещей, мебели, игрушек. Важно в такие моменты не обделять старшего ребенка. Помните, что для ребенка не важен размер подарка, а важно ваше внимание. Пусть это будет просто конфетка, но лично для него.

Вовлечение старшего в жизнь младшего

Прежде чем поручать старшему какие-либо задания, помните, рождение младшего ребенка – это ваше желание, а не первого ребенка. Поэтому не говорите ему, что он обязан сделать то-то или то-то только потому, что он старший. Ребенок должен иметь желание помочь, завлекайте его в игровой форме, а не в приказном тоне. Так первый ребенок отнесется к «работе» с интересом, а значит и более ответственно.

Ребенок, которого не обязывают любить и лелеять младшего, заботится о братике или сестренке по собственному желанию, в итоге в нем просыпается истинная любовь к маленькому человеку, а не агрессия, ревность и иногда даже ненависть.

Поведенческие особенности старшего ребенка

При правильном подходе к ребенку, старшие дети, в силу обстоятельств, становятся ответственными людьми. Они умеют и желают заботиться об окружающих, и контролируют происходящее вокруг.

Недостатком такого воспитания становится неумение отпустить любую ситуацию из-под своего контроля, нежелание увидеть в выросшем младшем брате или сестре личность, вечное желание опекать и наставлять.

Характер человека, условия жизни и прочие факторы корректируют некоторые особенности старшего ребенка. Но, в основном, старшие дети в семье опытнее и успешнее.

Младшие дети в семье

Младший ребенок в семье всегда, сколько себя помнит, окружен заботой, опекой и вниманием и со стороны родителей, и со стороны старших детей. Они постоянно находятся под защитой, им всегда готовы прийти на помощь.

Кажется, живи да радуйся, но и тут не все так просто. Да, с них меньше спрашивают, да, от них меньше ожидают, больше балуют и сюсюкают. Но, в то же время, их постоянно поучают, называют маленькими и редко дают принимать решения самостоятельно.

Поведенческие особенности младшего ребенка

И не, потому что старший в этом возрасте был умнее или делал лучше. А потому что они просто забывают, что и первый ребенок был когда-то в таком возрасте, им кажется, что старший сразу был таким взрослым и ответственным.

Отсюда у младших детей зачастую заниженная самооценка, что в дальнейшем им мешает в жизни. Неуверенность в собственных силах, неумение проявлять себя – это оттого, что рядом всю их сознательную жизнь были люди, которые лучше него знали, как и что делать. Нередко младшие дети в уже взрослом возрасте не знают, что хотят.

Однако они, как никто другой умеют приспосабливаться к обстоятельствам, людям и условиям. Кроме того, они с легкостью манипулируют людьми так, что люди даже не замечая этого, покровительствуют ему, поддерживают его и дают нужные советы.

Но и здесь, многое определяет, и характер человека, и условия в котором воспитывался ребенок. Младший при сильной опеке в детстве может , которому все дозволено и ничего за это не будет. И такое поведение приводит к сложнейшим ударам судьбы, от которых порой очень сложно отправиться.

В заключение

Сколько бы детей в семье ни было, кто бы из детей ни был старшим или младшим, главное, что должны уяснить родители – каждый ребенок – это личность со своими переживаниями и потребностями. Старший ребенок в силу возраста при рождении младшего не становится в сию минуту взрослым, а младший не может оставаться маленьким всю жизнь.

Умейте находить взаимопонимание со своими детьми вне зависимости от их возраста и тогда они станут счастливыми членами семьи и общества.

26 февраля 2014

Он – общий любимец и баловень, проказник и такой еще несмышленыш. По сравнению со старшими детьми, конечно. Это ему можно простить любые проделки, это ему нужно отдать все самое лучшее. Потому что он – самый младший. Потому что он – еще ребенок. По сравнению со старшими детьми, конечно. Почему по сравнению? А потому, что «младшенькому» может перевалить уже за двадцать, а родители по-прежнему будут видеть в нем малыша.

Маленький принц

Старшие дети часто жалуются: «А мама с папой младшего любят больше!» – «Что ты! – успокаивают родители. – Просто ты уже большой, сам можешь о себе позаботиться. А он еще такой маленький, несамостоятельный». Ну конечно! Так старший вам и поверил!

Родители действительно всех детей любят одинаково. Только старшему трудно в это поверить , потому что младшему вы позволяете то, чего не позволяете ему. Младшего вы окружаете заботой двадцать четыре часа в сутки. Желание младшего – закон. В углу младший бывает гораздо реже старшего. Психологи говорят, что с младшими детьми родители менее строги, занижают планку требований. Почему?

Во-первых, они уже набрались кое-какого опыта со старшим ребенком, проанализировали ошибки, допущенные в его воспитании, поняли, какие приемы и тактики следует отсеять, а какие – оставить и укрепить. Во-вторых, родителям и самим не очень хочется быть строгими с младшеньким. Он последний, другого после него может и не быть. Почему бы и не простить ему шалости? Он ведь еще маленький. Но ведь и старший ребенок когда-то был таким же маленьким, а ему родители не шли столь поспешно на уступки. Ответ прост. Старший был маленький сам по себе, а не по сравнению. Младший же мал «по сравнению». То, что можно простить ему, вовсе непростительно старшему, ведь он должен лучше знать, что «так нельзя».

По той же причине родители часто перекладывают на старшего ответственность за младшего. Младший же никакой ответственности ни за что не несет. Кто ж будет ее с него – с маленького – спрашивать, когда в семье есть дети постарше?

Кроме того, младший в отличие от старшего не травмирован ревностью, которая сопутствует появлению в семье новорожденного.

«Часто младшие дети становятся для родителей второй попыткой доказать себе, что они – хорошие мамы и папы, – объясняет детский психолог Алена Синенко. – В воспитании старшего ребенка они допустили ряд промахов, а потому не уверены в том, что состоялись как родители. Рождение младшего ребенка дает им шанс на реабилитацию. Вы можете рьяно заняться воспитанием младшего ребенка и повысить мнение о себе. Но в то же время не стоит махать рукой и на старшего, обреченно говоря, что «первый блин комом». Дарите всем детям равную долю внимания, иначе старший неминуемо затаит обиду на младшего. А пострадают от этого оба».

Право выбора

Семья – ячейка общества со своими устоявшимися законами и правилами. А младший ребенок появляется на свет, когда она уже сформировалась. Причем без его участия . Единственное, что ему остается, – подчиниться правилам, установленным в семье. Он должен занять то место, которое ему отвели более старшие члены семьи.

Но какое это место? Чаще всего навязанное. Представьте себе такую картину. В семье было двое детей. Первый, старший – воспитанный, послушный мальчик. Второй – капризный и своенравный. И вот появляется третий ребенок – младший. Он не может стать послушным и воспитанным, ведь в таком случае на него никто не будет обращать внимания. Зачем? Ведь уже есть один послушный. Причем старший преуспеет в своем послушании гораздо лучше неопытного младшего. По той же причине он не может стать и капризным. «Капризное место» уже занято средним. И тогда младшему придется изобретать что-нибудь третье, искать незанятую нишу. Причем если семья многодетная, то практически все ниши, за исключением какой-нибудь одной, оказываются занятыми, и простор для изобретений остается невелик.

«Безусловно, младший ребенок впишется в семью, – говорит Алена Синенко. – Он будет ее законопослушным членом, ведь иначе его жизнь будет трудна. Однако родители должны понимать, что в будущем, для того чтобы войти во взрослую жизнь, ему придется выбраться из той ниши, в которую его поместила семья. Сделайте этот выход безболезненным, не травмируйте младшего ребенка, заявляя, что совсем не этого вы ждали от него, что думали, будет он таким, а он оказался другим. Не примеряйте на него тот образ, который он носить не хочет и не может».

Дух соперничества

Психологи говорят, что чаще младший ребенок в семье играет роль маленького шута. Дурачится, паясничает, смешит старших. А все для того, чтобы привлечь к себе внимание. И неважно, что ему хотелось бы быть послушным или, наоборот, капризным. Места заняты, альтернатив нет.

А если старшие дети наделены талантом, то младшему еще труднее бороться за родительское внимание. К примеру, старший хорошо рисует. Разумеется, его все хвалят. Но младшему тоже хочется! Не рисовать! А чтобы его хвалили… Он берет цветной карандаш, начинает водить им по листу бумаги, но выходят одни лишь каракули. Малыш забросит карандаши, ведь он понимает: ему никогда не стать лучше старшего. Но события могут развиваться и по другому сценарию. Младшему во что бы то ни стало захочется заниматься рисованием, подражая старшему, а не искать других возможностей самовыражения. Неважно, как плохо это искусство ему дается. Тогда он рискует стать плохим подражателем или карикатурой на художника. А мог бы, не тратя времени на то, к чему у него нет способностей, открыть в себе талант к чему-нибудь другому. К музыке или спорту, например.

Однако есть еще и третий сценарий. Младший может проявить недюжинные способности к рисованию и оставить старшего далеко позади. Старший начнет ревновать его. Он дольше живет на этом свете, он дольше рисует, у него, по определению, все должно выходить лучше, чем у младшего. Конфликт между детьми неизбежен.

«Помогите младшему ребенку найти себя, – советует Алена Синенко. – Если старший действительно талантлив в рисовании, непременно хвалите его. Но при этом найдите повод похвалить и младшего: если не удается рисунок, за то, что он замечательно читает стихи или танцует. Младший получит свою долю похвалы и внимания, поймет, что его призвание не в рисовании, как у старшего, найдет для себя другое интересное задание и не превратится в неудачного подражателя старшего ребенка. Если же и младший проявляет способности, скажем, к рисованию, то равнение на старшего ему нисколько не повредит, ведь тогда он быстрее разовьет свои способности».

Сплошные капризы

Ну почему старший такой спокойный, такой послушный, а этот – настоящий фейерверк эмоций? Именно потому, что старший такой послушный и такой спокойный. Если бы старший был, наоборот, шумным капризулей, то младший, скорее всего, воспитанным тихоней. По мнению психологов, в семьях с двумя детьми часто происходит именно такое распределение ролей. Младшему ведь нужно чем-то отличаться .

Часто родители удивляются, когда слышат о своем младшем ребенке отзывы бабушек и дедушек, у которых тот гостил: «Он такой послушный, почему вы называете его хулиганом?» Родители ничего не могут понять. «Неужели наш малыш так преобразился за пределами дома?» Не преобразился, а стал самим собой. Он оказался в гостях один, без старшего. А значит, нет необходимости играть отведенную ему дома роль. У него появляется возможность раскрыть совершенно другие стороны своего характера.

Дайте младшему возможность быть тем, кем ему хочется быть.

«Почаще отправляйте младшего ребенка на нейтральную территорию, то есть к бабушке с дедушкой, чтобы у него была возможность выйти из привычной роли и проявить себя как-нибудь иначе. Дайте ему возможность побыть не на вторых, а на первых ролях, ведь иначе он может вжиться в образ хулигана, который может негативно повлиять на его характер в целом», – рекомендует Алена Синенко.

Риск – благородное дело

Этот младший – сущее наказание. За ним нужен глаз да глаз! То взберется на подоконник, то схватит с кухонного стола нож, то… да мало ли что еще он может вытворить! И что ему, как другим ребятишкам, спокойно не играется во дворе? Почему непременно нужно подойти к чужой злой собаке? Или взобраться на дерево? Он видит в глазах мамы страх и понимает: она боится за него, а значит, любит. Вывод прост – почаще обнимайте своего младшенького, говорите ему, как сильно его любите, и он станет меньше бедокурить.

«Малыш рискует, чтобы понять, а любите ли вы его наравне с другими детьми, – объясняет Алена Синенко. – Как только заметите, что в борьбе за родительское внимание малыш готов идти на риск, постарайтесь повернуть его энергию в другое русло. Побегайте с ним наперегонки, поиграйте в активные игры. Так вы поможете выплеснуться его энергии и в то же время подарите ему свое внимание и любовь».

Беру огонь на себя

Младший ребенок подрастает и со временем начинает понимать: мама с папой уделяют ему больше внимания, они с ним мягче, они отдают ему все самое лучшее. Чем вызывают бурю негодования, обиды и ревность со стороны старших детей. Конечно, всю свою обиду те стараются выместить на младшем братике/сестричке – отобрать у него игрушку, толкнуть, как-нибудь по-детски обидно обозвать. Младший слабей, он не может за себя постоять. Приходится ему хитрить. Нет, он вовсе не начинает подлизываться к старшим или заискивать перед ними. Его снова спасает та же роль маленького паяца. Он смешит старших, строит уморительные рожицы, передразнивает взрослых. Старшие, да и родители вместе с ними, просто покатываются со смеху. Ну как не любить такого шалуна? Он завоевывает любовь старших, становится для них своим, и они принимают его в свои игры. Младшего устраивает роль клоуна, но лишь до поры до времени. Придет время, и он непременно ощутит потребность быть серьезным: ведь роль паяца ему навязана, а по натуре он чаще всего совсем другой. Он станет самим собой, а старшим детям придется пройти тест на любовь – принять младшего и любить его таким, какой он есть. Скорее всего, они пройдут тест успешно, ведь младший – уже свой человек. Он уже сто раз успел доказать, что достоин их любви и уважения.

«Младшие дети довольно часто примеряют на себя роль клоуна, – говорит Алена Синенко. – Потому что инстинктивно понимают: старшие не ждут от него серьезных «взрослых» поступков и не всегда в состоянии их оценить. Если ваш малыш начнет дурачиться, не стоит всегда подыгрывать ему, иначе он вживется в роль шута».

Последний шанс

Младший ребенок часто становится для родителей последним шансом удержать уходящую молодость. Ведь распашонки, пеленки и погремушки – атрибуты молодых родителей. И папа с мамой продолжают сюсюкать с подрастающим отпрыском, не думают отнимать у него соску, поздно вынимают из коляски. Каждый шажок, совершенный малышом от манежа и коляски в сторону самостоятельной жизни, все больше отдаляет ребенка от родителей. А им этого порой совсем не хочется. Да и сам малыш прекрасно понимает: для того чтобы продолжать быть королем, нужно оставаться маленьким. Разговаривая с родителями, он лопочет, хотя в детском саду или во дворе общается с ребятами на другом, членораздельном языке. Он не желает приучаться к горшку, не желает отказываться от памперсов. Все это он делает для того, чтобы родители продолжали относиться к нему как к маленькому. Не думайте, что ваш младший будет развиваться медленней своих сверстников. Напротив! Ведь он, словно канатоходец, постоянно балансирует на тонкой грани – с одной стороны ему нужно быть маленьким для родителей, а с другой, он тянется за старшими, старается угнаться за ними, потому и взрослеет быстрей. Это для вас ваш младшенький – ребенок, а на самом деле он – смышленый и мудрый малыш.

Младший ребенок понимает, что каждый шаг, сделанный им, воспринимается вами с ностальгией. Ведь он взрослеет, а вы стареете. Не тормозите его развитие и не воспринимайте его как последний шанс на реализацию ваших надежд.