Внимание со стороны своих родителей. Сколько нужно уделять внимания ребенку? Как внешне проявляется дефицит внимания у ребенка

Если в детские годы взрослые не обращают внимания на чувства и потребности детей, они неосознанно транслируют беззвучные, невидимые установки, которые во многом определяют самооценку и представления о себе во взрослом возрасте.

Детские установки не дают сделать выбор, который будет для нас оптимальным. Мы влюбляемся, создаем отношения, но не можем быть счастливыми в этих отношениях. Мы растим детей, но нам это в тягость.

Мы способны уменьшить влияние детских установок на свою жизнь. Надо лишь обнаружить в себе установки, возникшие из-за недостатка внимания родителей, и не позволять им и дальше мешать движению вперед. Вот эти установки:

1. Плохо быть слишком веселым или слишком грустным. В детстве мы испытывали сильные чувства, как и все дети. И в то время нам нужен был человек, который научил бы понимать эмоции и управлять ими. Но вместо этого нам просто давали понять, что нужно быть сдержаннее. И мы научились сдерживать эмоции.

2. Демонстрировать чувства – значит проявлять слабость. В детстве переживания были искренними. Мы злились, если нас обижали. И любящие родители должны были нас утешать, чтобы со временем мы научились справляться с переживаниями самостоятельно. Но нам внушили, что чувства – это слабость. И мы научились осуждать себя за проявление чувств.

3. Мои потребности и желания не имеют значения. В детстве у нас были потребности, как у всех детей. Мы знали, что важно, что хорошо, что плохо. Нам только было нужно, чтобы кто-то расспросил о наших желаниях и потребностях. Но никто не обращал на них внимания, и мы решили, что это неважно.

4. Рассказывать о проблемах – просто зря напрягать людей. Мы росли, и у нас были трудности в общении в школе, дома с братьями и сестрами, с друзьями. И нам важно было знать, что мы можем рассказать о проблемах родителям. Но им было не до наших проблем, тех пор мы держим их при себе.

5. Плачут только слабаки. Все плачут, потому что плач – естественный способ пережить эмоции. В детстве мы иногда плакали (возможно, часто). Но в нашей семье не знали, что мы плачем не просто так, и игнорировали наши слезы. Желание сдержать слезы и уверенность в том, что плакать вредно, явный признак родительского безразличия.

6. Люди осуждают проявления чувств. Если ребенка наказывали за проявление чувств в родительском доме, он приносит во взрослую жизнь установку «Скрывай эмоции, иначе о тебе подумают плохо или используют твои чувства против тебя».

7. Злость – это негативная эмоция, и ее нужно избегать. В детстве мы часто злились, потому что злость – это часть жизни. Нам требовалась помощь, чтобы осознать злость и управлять ей. Но мы научились подавлять и замещать злость. Потому что нас наказывали за то, что мы ее демонстрировали.

8. Полагаться на других – значит, разочаровываться. Дети нуждаются в помощи, так же как и подростки и взрослые. В детстве мы нуждались в поддержке, направлении. Но родителям было не до нас. И мы поняли, что лучше не просить о помощи, чтобы не переживать из-за отказа.

9. Никому не интересно, что я говорю. В детские годы мы удивлялись окружающему миру и хотели столько рассказать и о стольком спросить. Но в семье это считали пустой болтовней. Тогда мы решили, что наши слова никого не волнуют, а вопросы лучше не озвучивать.

Недостаток внимания родителей к своему ребенку нередко психологи называют главной причиной его проблемного поведения, такого как: воровство, агрессия, замкнутость и депрессия, повышенная тревожность, болезненная обидчивость, жестокость по отношению к животным и пр. Столь разные проявления, а корень зла один – недостаток внимания. Так ли это на самом деле?

Примеры из школы жизни свидетельствуют о том, что зачастую и повышенное внимание не приводит к успешному результату, несмотря на все старания родителей окружить ребенка безусловной любовью и безграничным вниманием. То ли родители неправильно внимание оказывают, то ли что называется «переборщили».

Воспользуемся знаниями новейшего направления в психоанализе — системно-векторной психологией, дабы разобраться в истинных причинах негативного поведения ребенка. От правильной постановки диагноза зависит — излечится больной или нет, так и с поиском причин поведения человека – докопаться до сути дела — означает найти действенное решение проблемы.

Между недостатком и избытком

«Вы своему ребенку мало внимания уделяете, вот он так себя и ведет – всеми ему доступными способами привлекает к себе внимание»

«Ваш ребенок неуправляем и избалован? Не надо было ему много внимания уделять!»

Так как же ? Как отыскать «золотую середину» между недостаточностью внимания и его избытком? Хорошо бы, конечно, иметь некий прибор, эдакий внешний индикатор родительского внимания — зазвенит колокольчик или лампочка красная замигает и родителям становится понятно – мало или много внимания они дали ребенку, становится понятно, что делать.

Пока не изобрели такой прибор, родителям приходится выбирать: либо уделять внимание чаду «на глазок», доверяя своей интуиции, чужим советам, либо изучать психологию. Точнее сказать, системно- векторную психологию, которая на сегодня и есть отличный путеводитель по правильному воспитанию детей для родителей и воспитателей.

Первым делом – дифференцировать

Важно не столько соизмерять количество единиц родительского внимания, сколько по-разному его проявлять к каждому конкретному ребенку. Все дети разные. Разные не только по внешним признакам, которые мы с легкостью различаем: блондин или брюнет, высокий или низкий, толстый или худой. Разные и по внутренним особенностям, которые без психологических знаний мы не различаем.

Мы видим и наблюдаем: один ребенок с рождения активный, подвижный, другой – спокойный, медлительный, первый легко идет на контакт с незнакомыми людьми, а второй от одной мысли об этом впадает в истерику. Почему так? Мы ищем сходства с поведением родителей, своей родни в детстве, если не находим, то разводим руками – «ни в мать, ни в отца». Как же воспитывать такого ребенка, непонятного и непохожего?

Системно-векторная психология объясняет: каждый ребенок рождается с особыми внутренними чертами, определяющими его характер, ценности, тип мышления, поведение – векторами. Вектора не передаются по наследству, поэтому дети и родители по свойствам своего психического могут существенно различаться друг с другом.

Соответственно, рекомендация психолога «побольше уделяйте внимания ребенку» и не работает. Родителям кажется, что они и так достаточно уделяют внимания ребенку или начинают, судя по себе, проявлять еще больше внимания, но негативное поведение ребенка не меняется – он так и не получает того, что ему действительно нужно. Его не понимают. Не могут удовлетворить истинных потребностей. Неудовлетворенность, все издержки неправильного воспитания и выливаются в итоге в негативное поведение ребенка, осуждаемое родителями и обществом.

Спрашивать же ребенка: «Что тебе надо, что тебе не хватает?» тоже не всегда неэффективно – мало кто из взрослых осознает истинные причины своих внутренних состояний и поведения, что уж говорить о детях. Мало ли что они думают, о том, что им надо, о том, что они хотят, вовсе не факт, что это реальность, а не ложные представления, навязанные кем-то – этим, собственно говоря, и отличается сознательное от бессознательного. Возможность заглянуть на самое дно души.

Познай свое дитя

Восемь векторов существует в природе, их сочетания в одном человеке и создают неповторимую личность. Природный потенциал заданный каждому ребенку требует развития и реализации, так как изначально вектора нам даны в базовых свойствах. В каком окружении окажется ребенок, какие условия для его развития будут созданы родителями от этого, в конечном счете, зависит его жизненный сценарий.

Агрессия, воровство, депрессия, истерики ребенка – показатели, прежде всего, неправильного воспитания. Свидетельства о том, что родители выбрали не подходящие методы для его воспитания. В чем конкретно ошиблись и как это исправить – у каждого случая своя предыстория. Общая рекомендация – различать детей по их векторам, узнать, как устроена детская психика.

Пример из жизни

В начальной школе стали жаловаться на мальчика, который начал воровать у одноклассников письменные принадлежности, конфеты. Семья более чем обеспеченная. Мама и папа занимают высокооплачиваемые должности. Психолог и сделала вывод: «родители мало внимания уделяют ребенку». Мама бросила работу, сосредоточилась на сыне, но покражи не прекратились. Мальчик изворачивался, прятал сворованное, лгал, что это не он, потом при предъявлении доказательств его вины пытался оправдаться, говорил, что сам не знает, почему он это сделал.

Мама слезно плакала: «Что тебе не хватает? У тебя все есть! Как тебе не стыдно!». И в качестве решения проблемы и избавления от общественного позора семьи, вырастившей «ребенка – вора» она перевела сына в другую школу. Решила начать с чистого листа. Однако проблема «из прошлого» не заставила себя долго ждать и в новом месте, с новым коллективом сверстников.

Недаром системно-векторная психология говорит нам о том, что если не заглядывать вглубь психического ребенка, то борьба с последствиями душевной травмы будет неэффективной. Дети с кожным вектором склонны к воровству. В архетипичных свойствах кожного человека присутствует потребность создавать запасы, подбирать все, что плохо лежит и припрятывать. Дальше кожный вектор развивается, с воспитанием приходит понимание своего и чужого, усвоение закона, существующих ограничений. Если кожный ребенок находится в стрессе, не чувствует себя защищенным, то нередко он снимает свое негативное состояние именно с помощью покражи.

Первый случай воровства мальчика – он подобрал упавшую ручку одноклассницы и припрятал ее к себе в пенал. Он еще не усвоил понятия «мое – чужое», необходимо было ему это просто спокойно объяснить. Но родители помимо возмущения, наказали его физически, что для кожного мальчика – стресс. Правильно, который снимается покражей. Это глубинный механизм самосохранения, заложенный в бессознательном. Припрятанная вещь, дает некую иллюзию защищенности кожному человеку во внешнем мире, так как его жизненные ценности – материальные. Когда мама бросила работу, ограничила сына во всем, продолжала лупить его, то проблема воровства не могла решиться от проявления такого рода родительского внимания.

Это один из тысячи случаев неправильного воспитания ребенка, непонимания его внутренних свойств. Хотелось бы, чтобы было наоборот – один негативный пример из тысячи позитивных. Хотелось бы, чтобы как можно больше родителей стали психологически грамотными. Хотелось бы, чтобы родители помнили народную мудрость: «маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки» и сделали все возможное, дабы предотвратить появления проблем (решать проблемы гораздо тяжелее, нежели их пресечь на корню). Благодаря тренингу по системно-векторной психологии это более чем реально и доступно для каждого.

Статья написана по материалам тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Однажды пятилетний Дима, вернувшись из детского сада, обнаружил дома настоящего фокстерьера. «Я нашла его на улице, он, видимо, потерялся и теперь будет жить у нас», -сказала мама.

Но Дима, пока все вокруг хлопотали вокруг «нового приобретения», не выглядел счастливым и предложил… отпустить собаку обратно на улицу. Взрослые решили, что он просто испугался.

Веселый и жизнерадостный пес быстро стал всеобщим любимцем. Но вскоре родители заметили, что при каждом удобном случае Дима старается побольнее дернуть фокстерьера за хвост. Хорошо еще, что собака все сносила, будто понимала, что перед ней маленький ребенок! Вместо того чтобы радоваться появлению лохматой «живой игрушки», малыш воспринял собаку как соперника, который отнимает у него часть родительской любви…

Четырехлетний Максим был покладистым и послушным ребенком. Но стоило родителям пригласить в дом гостей, и мальчика будто подменяли. Услышав звонок в дверь, он навешивал на себя все оружие из имеющегося игрушечного «арсенала», начинал целиться в гостей и кричать: «Ба-бах!» Родители старались обратить все в шутку, пытались удалить «воина» из комнаты или отвлечь игрушками — бесполезно. «Пальба» длилась весь вечер, мальчик практически не давал маме и папе возможности пообщаться с друзьями и родными. Он ни с кем не хотел делиться родительским вниманием

В обоих случаях дети испытывали сильную ревность. При этом внешние обстоятельства, которые вызвали ее к жизни, реакции детей, их поведение были совершенно различными. А вот внутренние причины — практически одинаковы. Ведь корни возникновения ревности лежат очень глубоко.

Желание любым способом привлечь внимание к себе говорит о том, что у ребенка серьезные внутренние проблемы. Возможно, он испытывает дефицит общения и не уверен в себе: «Вдруг папа и мама увлекутся гостями (или собакой) настолько, что забудут обо мне? Надо напомнить о том, что я существую!» Если, несмотря на ваши просьбы и даже наказания, ребенок вновь и вновь совершает одни и те же проступки (например, кричит, не давая взрослым беседовать по телефону, упорно рисует на обоях), это может говорить именно о такой модели поведения. С «демонстративным» ребенком нужно много разговаривать, укрепляя его уверенность в себе, повышая самооценку.

Зачастую малышам не хватает физического контакта с родителями, особенно в том случае, если их редко целуют и обнимают, стесняясь таким образом проявлять свою любовь. В итоге ребенок чувствует себя заброшенным и начинает добиваться внимания любыми способами. Каким бы не было наказание, малыш в глубине души будет рад, что достиг своей цели — родители наконец вспомнили о нем! И физические наказания, и долгий, серьезный разговор «по душам» только закрепят выводы ребенка : «плохие» поступки — отличный повод для того, чтобы родители уделили ему время.

Что же делать в такой ситуации? Не забрасывать же все дела и закрывать двери дома наглухо, чтобы в итоге воспитать маленького эгоиста?

Прежде всего стоит установить в семье определенное расписание. Очень хорошо, если вы отведете конкретные часы для занятий с ребенком. Тогда малыш будет твердо знать, что, например, в субботу днем он непременно рисует с мамой, утром в воскресенье идет с родителями в кафе, а вечером мастерит поделки с папой. Это даст крохе ощущение незыблемости окружающего мира («Да, сейчас папа занят, но я знаю, что он меня любит. Сегодня вечером мы будем доделывать вместе кормушку для птиц»).

Помните, демонстративный ребенок считает, что лучше быть наказанным, чем остаться без внимания.

Поэтому, если уж вы его наказываете, используйте для этого один и тот же способ. Пусть кроха знает, что за плохое поведение его «всего лишь» поставят в угол или лишат сладкого, а сам поступок не вызовет особого интереса.

И наоборот, всякий раз, когда малыш делает что-то хорошо, не скупитесь на похвалы («Какой замечательный рисунок ты сделал! Как ты помог папе!»). Хвалите кроху громким голосом, глядя ему в глаза и улыбаясь.

Не забывайте хвалить и просто за хорошее поведение («Маша молодец, она сегодня совсем не капризничала!»).

Если ребенка все-таки приходится ругать, делайте это ровным и тихим голосом. Со временем он запомнит, что самая сильная эмоциональная реакция со стороны родителей связана именно с его хорошими поступками. А для того чтобы дать выход желанию демонстрировать себя другим, лучше всего
подойдет театральный кружо?
?. Тогда оно будет направлено в нужное русло, да и гостям в самом деле будет что показать!

Воскресная история

А вот еще один случай. В понедельник утром бесследно исчезают папины ключи от машины и мамина записная книжка. Пока родители осуществляли отчаянные поиски по всей квартире, шестилетний Славик спокойно играл в углу. Наконец пропавшие вещи обнаружились в его игрушечном домике, причем записная книжка была изорвана в клочья. Рассерженный папа уехал на работу, предварительно надавав сынишке шлепков, а мама села с малышом в детской и начала долгий и серьезный разговор:
«Почему ты так поступил?»

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, надо постараться узнать, что же предшествовало ей? Оказывается, Славик с нетерпением ожидал воскресенья, чтобы, как было обещано, съездить с родителями за город. Но машина сломалась, и папа провел весь день за починкой. Мама в это время болтала с подругами по телефону. Славик решил, что, раз на него не обращают внимания, он сам восстановит гармонию и справедливость в семье. Тогда папа не сможет уходить в гараж, а мама звонить, и у обоих появится время с ним поиграть.

Перед нами пример деструктивной, то есть разрушающей, ревности. Чаще всего она возникает, если родители придерживаются суровых принципов воспитания и применяют физические наказания. Деструктивное чувство направлено на уничтожение самой причины ревности. При этом ребенок может быть очень агрессивным — например, испортить вещь, что вызвала его зависть, побить другого малыша, которого похвалили в его присутствии. Часто такие дети проявляют и аутоагрессию: в случае недовольства какой-либо ситуацией начинают бить себя, царапать, обкусывать губы.

Иногда приводят в полное замешательство взрослых, обращаясь к ним с просьбами вроде: «Мама, ударь меня, я плохой!» Если аутоагрессия проявляется неосознанно, малыш внезапно заболевает, причем болезнь будет иметь психологическую подоплеку. Обижаться на ребенка с деструктивным поведением бесполезно. Он всего лишь пытается своими методами исправить ситуацию и дать выход чувствам, названия которых еще не знает и не может высказать. Но они мучают его. Что же предпринять?

Пусть у ребенка будет возможность выплеснуть эмоции. Выделите, к примеру, специальную «подушку для битья», которую малыш сможет лупить, когда захочет.

Расскажите крохе историю об «одном знакомом мальчике», страдавшем в подобной ситуации, а потом понявшем, что переживал напрасно. Используйте и наши истории. При этом акцент стоит сделать на той стороне ситуации, которая выгодна для самого ребенка : «…тогда мальчик понял, что иметь дома собаку здорово. Ведь она может защищать его, как настоящий друг, с ней так весело играть в мяч. У всех знакомых ребятишек собаки игрушечные, а у Димы — самая настоящая, и она его любит».

Дайте ребенку краски и бумагу и предложите нарисовать историю, которая его мучает. Выплеснув свои эмоции в рисунках, малыш почувствует облегчение.

Любовь без границ

Ревность почти неизбежный признак эмоционального неблагополучия , но причина ее не вовне, а внутри человека. Поэтому мудрым будет решение не идти на поводу у ребенка , а попробовать изменить его отношение к ситуации. Например, малыш недоволен, что папа уходит чинить машину. Что ж, возьмите его с собой в гараж и дайте мелкие поручения. Кроха сердится на то, что мама не играет с ним, а готовит обед? Значит, стоит привлечь его к приготовлению еды. Обижается, что родители часто гладят и хвалят кошку?

Дайте ему поручение наливать воду в кошачью миску, подчеркивая, как это важно, как вы ему доверяете и как благодарна ему будет кошка. Не оправдывайтесь перед ребенком («Прости, я сейчас очень занята»), не занимайте униженную позицию. Лучше спокойно объясните ситуацию, иначе малыш решит, что вы и в самом деле виноваты. А главное — как можно чаще и искреннее напоминайте ему о своей любви. Повторяйте, что будете любить его при любых обстоятельствах. Это лучшая профилактика ревности.

Это важно!

Некоторые особенности в поведении малыша должны стать тревожным сигналом.
Ребенка беспокоит все, что способно отвлечь от него внимание родителей.
Он плохо переносит разлуку, пусть и недолгую.
Не выносит критику даже в деликатной форме.
Не прощает сам себе ошибок и неудач.
Отказывается от игры, если не уверен в успехе.

Екатерина Денибекова
«Как важно уделять внимание детям!» Консультация для родителей

«Чтобы вырастить ребёнка счастливым, нужно тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени». Эстер Селс дон

Я очень часто вспоминаю эту цитату!

Действительно, в первую очередь ребёнку необходима родительская забота , а самое главное любовь и внимание ! Самое главное – каждый ребенок должен чувствовать, что он любим родителями ! Только в этом случае он будет чувствовать себя счастливым. Мы же часто из-за нехватки времени «откупаемся» «отговариваемся» от детей подарками и дорогими игрушками. Но возникает вопрос : А заменят ли они живое общение, подарят ли столько позитива и радости, как совместные игры?

Порой во время прогулки на детской площадке мысли мамочек находятся, где-то далеко. Одни продумывают меню обеда и ужина, другие размышляют над тем, как успеть проверить уроки у старшего, выгладить кучу белья, кто-то с головой уходит в социальные сети…. а дети сами по себе, сами себя развлекают, как могут! Ведь так и происходит-дадим ребёнку лопатку в руки, а сами где-то далеко, в своих мыслях, бытовых делах. Отгуляли и бегом домой!

А вы только представьте, сколько было б счастья у ребёнка, если вы с ним поиграли! Сколько восторга вы бы увидели в детских глазах! Достали игрушки, настроили башен, дорог и гаражей, разложили посудку и тут папа бы присоединился и вот идеальный вечер в кругу семьи, а самое главное ребёнку столько радости бы доставили!Если он не будет чувствовать любви родителей , то и не будет чувствовать себя счастливым. А это очень важно для его развития , становления полноценной личностью.

И потом ребёнок не помеха в домашних делах, привлекайте и его к домашним делам, если папа взялся за какую-то работу по дому, то пусть он попросит ребенка оказать ему посильную помощь, то есть подержать какой-либо инструмент. Если же вы хотите пожарить картошку, тогда попросите ребенка помочь вам, а взамен после приготовленного ужина пообещайте поиграть с ним в его самую любимую игру. Если вы собираетесь за покупками, скажите ребенку, что вам очень необходима его помощь.

Я уверена, что совместными играми и временем, проведённым вместе, невозможно избаловать ребёнка, а вот сделать счастливее-вполне! Просто сумейте оторваться от домашних хлопот на 20-30 минут и побыть со своим ребёнком! И тёплые объятия Вам обеспечены! Ваша ласка, поцелуй, объятия могут заменить ребенку буквально все, потому что в первую очередь вы даете ему опору в жизни.

Публикации по теме:

Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка. Чем полезны сказки? Во-первых, сказки развивают.

«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные.

Сегодня я бы хотела поделится своими мыслями о том как важно уделять время детям, любить их, играть с ними. Конечно же мы все приходим.

Консультация для родителей «Как развить внимание у ребенка» Консультация для родителей. «Как развить внимание у ребенка» Уважаемые родители! Помните, что внимание - важный психический процесс. Это.

Консультация для родителей «А можно ли тренировать внимание?» А можно ли тренировать внимание? Я, как педагог, в своей работе много внимания по вопросам воспитания детей уделяю сотрудничеству с семьями.

Консультация для родителей «Что важно знать о ребёнке третьего года жизни, чтобы понимать его?» Очень часто у родителей возникает такой вопрос. Маленький несмышлёныш ведёт себя так, что волей – неволей, ради его же собственного благополучия,.

Консультация для родителей «Что важно знать о ребенке трех лет, чтобы лучше понимать его» (О кризисе ребенка трех лет) Наконец-то вашему ребенку ровно три года. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает, разговаривает. Ему многое можно доверить, ваши требования.

Многие считают, что уделять внимание нужно только маленьким детям. Пока ребенок не станет самостоятельным, его опекают, ему уделяют внимание, но когда он становится немного старше, все реже и реже интересуются его делами. Но взрослеющим детям не меньше нужны внимание и помощь, чем грудным детям. Взрослеющие дети могут одеться, выйти на улицу, поесть, но им трудно принять более правильное решение. И им нужны родители, которые забыли, что должны больше уделять внимание взрослым детям. Если только они не пустили на самотек процесс воспитания. К большому сожалению, есть еще такие родители, которые думают, что сложности и улица закаляют характер ребенка.

3 222253

Фотогалерея: Как родителям больше уделять времени своим детям?


Как уделять детям больше внимания?

Обычно женщина говорит, что она работает, убирает, ходит по магазинам, у нее нет времени уделять ребенку внимание. И потом, он взрослый и может сам себя занять. Это главная проблема, что он себя может чем-то занять. Только не всегда заранее известно, чем он займется и понравится ли это вам.

Родители не задумываются, что детям нужно уделять больше внимания. Ребенок вырастет самостоятельным, но в плане общения с ним, когда он повзрослеет, будут определенные трудности. Он станет скрытным и замкнутым.

Как только вы вернулись с работы, то вы просто обязаны уделять больше внимания детям и вашим родительским долгом является воспитать вашего малыша хорошим человеком. Нельзя допустить чтобы «улица» воспитывала ребенка. Но как можно все успевать и уделять детям больше времени и внимания?

Постарайтесь привлекать детей к домашним делам. Вы хотите сварить суп. Привлеките ребенка к чистке картошки, взамен пообещайте с ним поиграть в любимую игру. Тем самым вы сможете «убить 2-х зайцев». Обед приготовится быстрее, а вы проведете время с ребенком, в процессе готовки пообщаетесь с ним, научите его делать то, что не раз ему пригодится в жизни, а поиграв в интересную игру, вы сможете полностью расслабиться после работы. Можно не только же играть в детские игры, научите играть ребенка в такую игру, которая будет и вам интересна.

Когда вы собираетесь в магазин, скажите ребенку, что вам нужна его помощь и возьмите его с собой. К тому же, чем раньше вы станете привлекать ребенка ходить по магазинам, тем скорее у него сформируется мнение, что это нужно и интересно. В магазине купите ему какую-нибудь мелочь – машинку, киндер-сюрприз или сок, тогда от посещения магазина у ребенка останется только приятное воспоминание.

С раннего возраста приучайте ребенка отдыхать в кругу семьи. И даже если у вас с мужем не было никаких общих интересов, их нужно придумать для малыша. Мать, вспомнив свое детство, полное приятных воспоминаний и приключений, может уговорить мужа взять дочь на рыбалку.

Дочь привыкает быть рядом с родителями, все выходные проводятся на рыбалке друг с другом, они помогают друг другу выуживать рыбу, подобрать снасти, разжечь костер и поесть шашлык. В такой семье не будет возникать вопрос, куда пойти на рыбалку или на дискотеку. Как правило, одноклассницы выбирают дискотеку, хотя в 14 лет по ночным клубам рано бегать. А дочке интересно быть с родителями, и они стараются уделять ей больше внимания. Днем дочь общается со своими сверстниками, а вечером родители берут велосипеды и всем семейством катаются. Такие вечерние прогулки полезны для неокрепшего организма, полезны для суставов и мышц, к тому же они еще больше сближают семью.

Если эти поездки начинались с детства, то ребенок не будет воспринимать их как насилие над личностью. То, какими вырастут дети, зависит от родителей, а не от друзей, улицы и школы. Если родители относятся спустя рукава к своим обязанностям, то и дети такими же вырастут.

А вот если родители будут уделять много времени своим детям, вкладывают в их воспитание любовь и душу, тогда дети вырастут порядочными и воспитанными людьми. Но если в семье постоянные пьянки, драки, ссоры, ребенок растет, как «сорняк» и тут ни о каком воспитании не может идти речи. Ведь дети впитывают в себя, как губки, все то, что видят. И если они видят хорошее, то и впитывают только «хорошее». Бывают и исключения, но они единичны. Любите детей и не забывайте с ними общаться, уделяйте им свое время.