5 месячная девочка развитие. Развитие ребенка на пятом месяце жизни

7 голос, средняя оценка: 3,14 из 5

Развитие ребенка в 5 месяцев значительно пошло вперед, по сравнению с предыдущим периодом. Из пассивного наблюдателя он превращается в активного участника всего, что происходит вокруг него. Его мышцы достаточно окрепли, улучшилась координация движений. Он уже различает своих и чужих, умеет разными способами выражать свои эмоции, пытается общаться. Каждый день малыш делает для себя новые открытия и важно, чтобы родители смогли активно в этом ему помочь.

Физическое развитие малыша

В пять месяцев масса ребенка удваивается, сейчас он весит 6-6,5 кг. Рост его составляет 64-67 сантиметров. Некоторые дети обгоняют эти показатели, некоторые чуть недотягивают, все зависит от их индивидуальных особенностей. Девочка может расти и поправляться чуть медленнее, чем мальчик. Сейчас малыш больше времени проводит на животе, ему так удобнее рассматривать окружающий мир, он понемножку готовиться ползать. Если уложить ребенка на спинку, он будет выгибать позвоночник и поднимать ягодицы, делая мостик. Это тоже важный навык, так как укрепляет мышцы спины. В 5 месяцев младенец уже спокойно переворачивается, потому нужно внимательно следить, чтобы он не упал с кровати.

Ребенок в 5 месяцев начинает активно изучать собственное тело. Он часто захватывает ножку в руки и начинает сосать пальчики или пятку. Когда малыша подтянуть за ручки, когда он лежит на спинке, он с удовольствием попытается сесть, и будет уверенно держать головку. Долго держать его так пока не нужно, мускулатура у него еще слабая и слишком большие нагрузки могут вызвать искривление позвоночника. Если ребенку очень нравится сидеть, лучше уложить его не между подушками, а в шезлонге. В положении на животе малыш способен делать «самолетики», поднимать ручки и ножки, опираясь только на живот.

На пятом месяце жизни карапуз уже уверенно манипулирует различными предметами. Он может хватать их двумя руками, перекладывать из одной руки в другую, способен до десяти минут играть, не отвлекаясь, с понравившейся вещью, активно трясет игрушку, чтобы услышать звук. Младенец уже научился брать игрушка из рук взрослого, при чем выбирает самый удобный способ для этого, например, берет предмет за ручку, при этом противопоставляет большой палец остальным. Кроме того, он уже понимает, что, разжав ладонь он может бросить игрушку на пол, это становится его любимой забавой. Если уложить малыша на животик, а перед ним разместить какой-то яркий предмет, он будет пытаться к нему подползти. В большинстве случаев у него еще не получается преодолеть больше нескольких сантиметров, но эти навыки каждый день совершенствуются. Иногда крошка, вместо того, чтобы ползти вперед, движется назад.

Итак, в 5 месяцев ребенок обладает целым рядом физических навыков, вот основные из них:

  • Умеет переворачиваться с живота на спинку и наоборот
  • Делает «самолетики», когда лежит на животе, и «мостики» в положении на спинке
  • Способен перейти из лежачего в сидячее положение, если подтянуть его за ручки, при этом уверенно держит голову
  • Умеет хватать игрушку двумя ручками, перехватывать ее из рук взрослого, брать предмет со стола или другой поверхности
  • Делает первые попытки ползать, когда лежит на животике

Развитие зрения, слуха, тактильных ощущений

В 5 месяцев ребенок уже начинает фокусировать свой взгляд не только на предметах, которые находятся вблизи него, но и на отдаленных. При этом может довольно быстро переводить взгляд с одного ракурса на другой. Он уже способен различать мелкие детали, активнее воспринимает яркие и контрастные цвета. Узнает предметы по их очертаниям или по отдельным частям. При быстром приближении предмета к лицу начинает моргать.

Важным навыком в этом возрасте является установление связи между органом зрения и сознанием. Дети реагируют на исчезновение игрушки, пытаются восстановить траекторию ее движения. Они проводят взглядом игрушку, а потом пристально смотрят на то места, где она была раньше. Ребенок способен понимать, что мама дает ему есть. Раньше, когда он был голодными, успокаивались только тогда, когда брали в рот грудь или бутылочку. Сейчас перестает плакать в момент появления мамы. Малыш активно интересуется своим изображением в зеркале, улыбается своему «двойнику».

Слух у ребенка 5 месяцев тоже развит достаточно хорошо. Он уже научился различать голоса мамы и папы, незнакомую чужую речь воспринимает с настороженностью. Слов малыш пока не понимает, но живо реагирует на изменения интонации. Он может расплакаться, когда мама говорит с ним сердито и наоборот, улыбаться при ласковых звуках речи. Воспринимает не только простые звуки, такие как звук колокольчика, стук, звон, но и более сложные. В этом возрасте дети с удовольствием слушают музыку, колыбельные. Под нежные тихие звуки они могут быстро уснуть. Младенец начинает прислушиваться к собственной «речи», ему нравится экспериментировать со звуками и слогами. Он уже не просто гулит и агукает, а выдает целые свирели. Карапуз способен произносить такие слоги, как «да», «ма», «та», «ге». При этом малыш с удовольствием повторяет их по нескольку раз подряд. Правда в произношении пока не задействован в полной мере язык и губы, звуки издаются, в основном, гортанью.

Несмотря на то, что у пятимесячного малыша уже развит слух и зрение, тактильные ощущения продолжают играть важную роль. Когда он берет в руки игрушку, обязательно тянет ее в рот, именно там у малыша больше всего нервных окончаний, которые способны дать ему больше информации о предмете. У некоторых в пять месяцев начинают резаться зубки, потому ребенок часто кусается и пытается грызть все, что попадет ему в руки. Можно купить ему специальные кольца для десен, они облегчат зуд и успокоят. Дети живо реагируют на прикосновения матери, от них они могут успокоиться, перестать плакать, когда капризные.

Как видим, к пяти месяцам ребенок учится многому, его зрение и слух активно развиваются, неделя за неделей появляются все новые навыки. Вот что он уже умеет:

  • Различать мелкие детали на игрушках
  • Узнавать знакомые предметы по очертаниям
  • Фиксировать взгляд на дальних предметах и быстро переводить их на ближние
  • Моргать, когда что-то приближается близко к лицу
  • Узнавать себя в зеркале
  • Устанавливать связь между зрительными образами и действиями, которые затем последуют
  • Хорошо различает голоса близких людей
  • Интересуется собственной «речью» и совершенствует ее
  • Активно изучает игрушки ртом.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Уже в предыдущем разделе мы рассказали, насколько сильно продвинулся ребенок в установлениях причинно-следственных связей, сознательном анализе той информации, которую он получает из окружающего мира через органы зрения и слуха. В пять месяцев важнейшим навыком для малыша становится умение различать своих и чужих. С одной стороны, он с удовольствием разглядывает новых людей, но слишком активный интерес с их стороны к себе может воспринять негативно. Младенец начинает плакать, если незнакомый ему человек пытается взять его на руки или слишком активно с ним играет.

Для пятимесячного ребенка очень важно, как можно больше находится рядом с родителями. Возле взрослых он чувствует себя уверенным и защищенным. Ведь в таком возрасте совершенствуются не только положительные эмоции, но и отрицательные. У грудничка появляются страхи, которые он еще не может толком объяснить.

Кроме того, он активно подражает старшим, так он учится выражать свои желания, обретает новые навыки. Посадите малыша на диван или в кресло рядом с собой, когда занимаетесь делами, тогда ему не будет скучно и страшно, он с удовольствием будет за вами наблюдать и развлекать «разговорами». Если ребенок капризничает, попробуйте отвлечь его игрушкой, музыкой, книгой, увидите, что в пятимесячном возрасте его уже довольно легко отвлекать и развлекать.

Ребенок на пятом месяце жизни перестает быть пассивным наблюдателем мира, он старается действовать. Младенец уже понял, когда он плачет, кто-то к нему должен прийти. Но в пять месяцев он начинает экспериментировать, останавливает свой плач на несколько секунд, чтобы проверить, есть ли реакции. Также малыш более активно реагирует на упавшие предметы, старается проследить за ними взглядом, часто сам осознанно бросает игрушки. Все, что попадает в поле его зрения, ребенок старается потрогать, вполне сознательно тянется к понравившимся предметам, способен выбирать тот, который больше всего заинтересовал. Запоминает действия, которые делал перед этим, и способен повторить простые движения за мамой. То же самое относится к звукам и речи, дети в 5 месяцев активно пытаются повторять отдельные звуки за взрослыми.

Уход за ребенком в пять месяцев

Пятый месяц часто рекомендуют для введения прикорма, если ребёнок на грудном вскармливании, лучше подождать до полугода. Кормление в этом возрасте уже не такое частое, как раньше. Для грудничка частота приемов пищи составляет 6-8 раз в день, некоторые просыпаются еще и ночью. Если это происходит каждые 2-3 часа и ребенок долго капризничает, следует подумать о том, что молока не хватает и малыш голодный. В этом случае стоит провести контрольное взвешивание, понаблюдать, не стал ли он меньше писать и какать, возможно, придется изменить календарь прикорма и давать новые продукты чаще. Дети на смесях едят чуть реже, 5-6 раз в сутки. Педиатры рекомендуют им в этом возрасте подобрать смесь с большим содержанием железа, вводить в качестве прикорма соки и овощные пюре.

В норме пятимесячный ребенок спит днем уже мало, два раза по два часа. Ночью он может спать до десяти часов, иногда просыпается потому что хочет пить или есть. Ночное кормление в этом возрасте приемлемо, но постепенно грудничка от него нужно отучать. Утром дети просыпаются рано, так что постарайтесь подстроить свой режим под них, ложитесь спать пораньше, если устали, вздремните рядом с малышом днем.

Как и раньше, в пять месяцев за ребенком должен быть правильный уход. Очень важно следить за состоянием кожных покровов. Купать малыша можно и нужно каждый день, в теплой воде с пенкой или детским шампунем. Дети уже с удовольствием воспринимают воду. Купите им специальные игрушки для ванной, тогда купание превратится из обычной гигиенической процедуры в захватывающее развлечение. Некоторые педиатры не советуют в 5 месяцев постоянно держать детей в подгузниках, чтобы не вызвать опрелостей, особенно в жаркое время года.

Занятия с пятимесячным ребенком

Как развивать ребёнка физически, ведь не только уход и кормление для него важны? В этом помогут упражнения, которыми пятимесячный малыш занимается с удовольствием. Положите его на животик и в некотором отдаление разместите цветную игрушку. Карапуз будет пробовать к ней подползти, если у него это получится, похвалите обязательно. Крохе важно слышать положительные отзывы о своих действиях. Когда же совершить сложный маневр не вышло, пододвиньте игрушку ближе, чтобы ребенок мог взять ее в руки. Из положения лежа можно приподнимать кроху за ручки, но пока не заставляйте сидеть его самостоятельно, он к этому еще не готов. Тренируйте ручки, сгибайте их на груди, поднимайте вверх и опускайте вниз. Делайте ножками велосипедик, разводите в тазобедренных суставах. Подбрасывайте малыша вверх и вниз, немножко покрутите. Такие упражнения полезны для развития вестибулярного аппарата. Не забывайте о массаже, он хорошо укрепляет мышцы, снимает остатки гипертонуса. Главное, не переусердствуйте, зарядка должна приносить и вам, и малышу удовольствие.

Для развития моторики рук и пальцев следует использовать маленькие игрушки. В пять месяцев дети достаточно долго, около 10-15 минут, могут изучать новую вещь. Можно дать в руки малышу колечко с подвесками, детали пирамиды. Покажите, как их можно надевать на основу и что из этого получается. Остерегайтесь мелких предметов, чтобы ребенок не потянул их в рот. Хорошо игрушку повесить над кроватью, тогда кроха сможет играть самостоятельно, даже если вы заняты делами. Для развития зрения можно показывать малышу картинки с изображением букв, цифр, разных геометрических фигур. Они должны быть яркими, подбирайте постепенно изображения с более мелкими деталями.


Отправить

Обязательно разговаривайте со своим малышом, комментируйте все, что он делает, называйте предметы, которые он берет в руки. Если у крохи получилось сказать какой-то сложный слог, повторите за ним, он тоже начнет его повторять, тренируя произношение. Следите за своей речью, ведь дети в пять месяцев реагирует больше на интонацию, чем на смысл. Постарайтесь, чтобы в разговоре не звучало злых и сердитых ноток. Малыш не способен еще понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, ваша ругань только напугает его. Зовите чаще ребенка по имени, чтобы он начал себя с ним ассоциировать. Также называйте ему имена родственников, знакомых, других детей, которые живут с вами или приходят в гости. Прочитайте малышу книгу, стишок, спойте колыбельную, если умеете, дайте послушать хорошую музыку. В таком возрасте ребенок начинает проникать в мир звуков, учится их анализировать и понимать.

Очень хорошо влияет на развитие мозга игра с прятаньем предметов. Накройте игрушку одеялом, а через несколько секунд покажите ее опять. Попробуйте сами спрятаться за дверью, а потом показаться из-за нее. Возьмите яркую игрушку и медленно уберите ее из поля зрения ребенка, затем сделайте это немного быстрее, чтобы малыш учился следить за ее траекторией. Покажите, как игрушка может издавать звук, например, нажмите на кнопочку пищалку. Возможно, малыш еще не сможет повторить такое движение, но точно его запомнить. Подставьте под руки игрушечное пианино, случайно нажав на клавиши, ребенок быстро сообразит, что ни могут издавать звук и уже осознано будет повторять движение. Такое упражнение очень хорошо помогает укреплению связи между причиной и следствием.

Развитие ребенка в пять месяцев продолжает совершенствоваться, для него очень важными становятся социальные связи. Потому мама с папой должны стать для него не просто нянями, а настоящими друзьями, с которыми интересно играть, «разговаривать». Также стоит помнить, что маленькие дети остро нуждаются в чувстве защищенности. Только ласковые слова, прикосновения, радостны эмоции могут его дать в полной мере. Если вы устаете, попросите помощи, но ни в коем случае не сбрасывайте свой негатив на ребенка. Обязательно снимайте то, что делает ребенок на видео. Ведь эти моменты взросления уже никогда в жизни не повторятся, они бесценны. И не заглядывайте каждый раз на женский форум, чтобы сравнить своего малыша с другими. Ведь у каждого малыша свои особенности, и ваш не должен уметь именно то, что ребенок подруги. Советоваться об особенностях развития ребенка, сроках введения прикорма, деталях ухода, лучше с педиатром. Некоторые нюансы поможет понять таблица с нормальными показателями физического и умственного развития детей.

Родители пятимесячного ребенка с удовольствием отмечают, как многому он уже успел научиться в этом возрасте и как быстро растет и развивается их малыш. В 5 месяцев ребенок уже не похож на того беспомощного младенца, которым был совсем недавно, он умеет переворачиваться, уверенно хватает игрушки, громко смеется и даже пробует сам сидеть. Внимательные родители в этом возрасте уделяют внимание не только росто-весовым показателям малыша, но и его навыкам и умениям, ведь именно они демонстрируют степень умственного развития малыша. Итак, что должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Физическое развитие

К 5-му месяцу жизни ребенка темпы его роста немного замедляются, прибавка в весе составляет примерно 500-600 гр, рост увеличивается на 1-2 см. К концу пятого месяца вес малыша должен, как минимум, быть в 2 раза больше, чем при рождении, прибавка в росте составляет около 12-15 см , в среднем рост ребенка около 60-75 см.

Начиная с этого месяца, малыш становится все активнее, он уже отказывается спокойно лежать во время бодрствования и старается постоянно что-то делать, играть, общаться или осваивать новые навыки. Ребенок в 5 месяцев должен уметь переворачиваться со спины на живот, крепко хватать и удерживать в руках игрушку или какой-либо другой предмет, а также пытаться садиться с опорой на подушки.

Пятимесячный малыш уверенно держит рукой игрушки, причем противопоставляя пятый палец остальным, тянет в рот любые предметы, попавшие в поле его зрения , любит играть со своими ручками и ножками и начинает «ползать», приподнимает верхнюю часть тела и опираясь на ручки. К концу 5-го месяца многие дети пытаются сесть самостоятельно и очень любят, когда их тянут за ручки, помогая занять нужное положение. Но если ваш ребенок пока не демонстрирует таких умений, огорчаться не стоит – для освоения навыка есть еще целый месяц, большинство детей начинают сидеть после первого полугода жизни.

Также родители должны знать, что в этом возрасте детям нельзя долго сидеть с опорой – ребенок садится самостоятельно только тогда, когда его позвоночник достаточно окрепнет.

Если 5 месячный малыш будет слишком много времени проводить сидя, его неокрепшие кости и суставы под воздействием слишком большой нагрузки могут искривиться и, в результате, у ребенка в будущем разовьется сколиоз или другие заболевания позвоночника. Также запрещено сажать ребенка, не умеющего самостоятельно садиться и сидеть без поддержки, в сидячую коляску, ходунки или любые другие приспособления, в которых позвоночник будет испытывать нагрузку.

Нервно-психическое развитие ребенка

В этом возрасте дети начинают делить людей на «свой — чужой», малыши проявляют бурную радость при виде знакомых лиц, но настороженно относятся к незнакомым людям, которые пытаются взять их на руки, заговорить или просто находятся рядом с ними. Многие родители удивляются и даже пугаются: их недавно такой общительный и улыбчивый ребенок становится «букой» , отказываясь идти на руки к кому бы то ни было и плача при виде незнакомых людей. На самом деле это — демонстрация очень важного этапа в развитии ребенка, он впервые осознает свое место в мире, наполненном другими людьми, и родители должны помочь ему социализироваться и почувствовать себя защищенным. Ни в коем случае нельзя ругать или стыдить малыша за такое поведение или, тем более, насильно заставлять его идти «на ручки» или «общаться» с людьми, которых ребенок редко видит и не признает «за своих». Такое поведение может стать источником сильных негативных переживаний у ребенка, и он потеряет безоговорочное доверие к родителям. К тому же, чрезмерная доверчивость ребенка – не самое лучшее качество в современном мире, а если такое инстинктивное поведение будет успешно подавлено родителями, через несколько лет объяснить подросшему малышу, почему нельзя открывать чужим двери или уходить с ними, будет гораздо сложнее.

В 5 месяцев дети начинают произносить первые слоги – «ма, «ба», «па», несказанно радуя этим своих родителей, постоянно гулят, «поют», смеются. В этом возрасте дети пытаются повторять движения родителей, хорошо различают интонации голоса, могут начать плакать или смеяться «за компанию» с окружающими. Пятимесячные дети могут уже подолгу заниматься новыми игрушками или рассматривать яркие картинки, особенно в этом возрасте им нравится хватание и изучение предметов не только на ощупь, но и на вкус.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В 5 месяцев ребенок обычно уже может:

  • приподнимать верхнюю половину туловища, садиться при поддержке;
  • уверенно хватать игрушку, рассматривать ее и тянуть в рот, а также толкать, раскачивать, вертеть и удерживать заинтересовавшие его предметы;
  • стоять несколько минут на ногах, если его придерживать и поддерживать;
  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • пытаться ползти с опорой на ноги;
  • узнавать родителей и других взрослых по голосу;
  • лежа на спине, поднимать и сгибать ножки и ручки, в этом возрасте некоторые дети могут сосать пальчики не только на руках, но и на ногах;
  • издавать певучие звуки, гулить, лепетать и произносить слоги;
  • обращать свое внимание на все происходящее вокруг, ребенок активно интересуется всем – он осматривается, гулит, лепечет, привлекая внимание взрослых. Радуется при виде знакомого лица, оживляется, когда видит маму, папу или других родственников, пытается направить взрослых, держащих его на руках, к заинтересовавшему его предмету, «рулит», а получив желаемое, бурно радуется и приступает к изучению новой игрушки или предмета домашнего обихода.

Тревожные признаки

В возрасте 5 месяцев дети должны быть активными, шумными и энергичными, родителям малыша стоит начать беспокоиться и обратиться за консультацией к специалисту, если их ребенок.

Казалось, что только вчера мамочку с малышом выписали из роддома, а этому карапузу уже скоро исполнится полгода! Малыш в 5 месяцев уже перерастает территорию своих кроваток и колясок: ему хочется вылезти за их пределы и узнать как можно больше об окружающем его мире и людях. Он подрос, стал достаточно увесистым, так что на руках его слишком долго не продержишь. А самое главное - с каждым днем в его развитии и поведении появляется что-то новенькое. Это радует родителей, и в то же время они нет-нет да и зададутся вопросом, соответствует ли развитие их малыша возрастным нормам и что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Знание основных особенностей, характерных для данного возраста, поможет родителям вовремя выявить даже малейшие отклонения.

Пятимесячные детки активно хватают игрушки, осознанно их рассматривают

Основные умения

В 5 месяцев малыш приобретает два самых важных умения для всей своей дальнейшей жизни. Во-первых, он учится произносить звуки и складывать из них слоги. Во-вторых, он получает радость от общения с близкими людьми, и лишать его этого нельзя ни в коем случае.

Физическое развитие

Ребенок в 5 месяцев:

  • с удовольствием рассматривает лица людей на картинках и в телевизоре;
  • мелодично, напевно гулит, изредка переходя на приятный лепет;
  • активно и осознанно хватает предметы, удерживает их, ощупывает пальчиками, притягивает к себе и даже бросает;
  • переворачивается из положения лежа на спинке на живот, может подтянуться на ручках, пытаясь присесть;
  • в положении лежа на животе твердо опирается на ладони уже не согнутых, а напряженных, но выпрямленных рук;
  • играет в звукоподражательные игры типа «ку-ку»;
  • лепечет в такт песенкам, потешкам и стихам.

Социализация

Пятимесячный малыш:

  • умеет различать знакомых людей и незнакомых;
  • к последним демонстрирует очень настороженное отношение;
  • вполне может самостоятельно заниматься игрушками на протяжении 5–10 минут.

Начиная с 5 месяцев развитие малыша увеличивает свои темпы. Практически каждый день родители будут замечать в поведении карапуза что-то новое. Это будет и радовать, и пугать одновременно. Все ли идет своим чередом? Не отстает ли малыш от своих сверстников? Если какие-то отклонения от стандартных норм присутствуют, на них нужно обратить более пристальное внимание.

Если ваш кроха еще чего-то не умеет, не стоит отчаиваться, но будьте начеку: при тревожных симптомах стоит показать ребенка педиатру

Отклонения

Если ребенок в чем-то не соответствует выше заявленным возрастным стандартам, характерным для 5-месячного ребенка, еще не время бить тревогу. Это может быть обусловлено его индивидуальными особенностями. Однако если отступления от этих норм существенны, их много и они бросаются в глаза не только родителям, но и другим людям, то рекомендуется как можно быстрее показать ребенка врачам и посоветоваться с ними. Отклонения налицо, если малыш не пройдет самый элементарный тест на проверку основных умений, которые должны сложиться у ребенка к концу 5-го месяца его жизни.

  1. Дайте ему сначала бесцветный предмет, а затем яркий. Он должен рассматривать последний гораздо дольше, чем первый.
  2. Дайте ему мяч. Нормально развивающийся ребенок сумеет его обхватить, растопырив пальчики. Если есть отклонения, мячик выпадет из рук крохи.
  3. Накройте лежащего на спинке малыша пеленкой: он должен суметь стянуть ее.
  4. Поддерживая верхнюю часть тела своего малыша, заставьте его из положения лежа на спине приподняться. Если стремление сесть отсутствует, головка безжизненно опускается, тело расслаблено, есть повод задуматься о физическом развитии ребенка.
  5. Возьмите его на руки и походите по комнатам. Если выспавшийся, накормленный, здоровый с виду ребенок не вертит головой по сторонам – это ненормально.
  6. Положите его на кровать (диван) и пройдитесь перед ним несколько раз: нормально развивающийся кроха будет следить за вами взглядом, поворачивая голову в ту сторону, куда вы направляетесь.
  7. Попытайтесь отобрать у него погремушку. Если он будет сопротивляться и не давать вам ее - это очень хорошо.

Есть случаи, когда родители, не обращая внимания на отклонения от возрастных норм развития и ссылаясь на яркую индивидуальность своего крохи, упускали нужный момент, когда все еще можно было изменить. Своевременная корректировка развития маленького человечка помогает ему выправиться на этом пути и догнать все-таки своих сверстников.

Сделать из апатичного ребенка жизнерадостного исследователя зачастую вполне реально, нужно только не жалеть на это сил и внимания

Корректировка развития

Корректировка развития маленьких деток производится согласно рекомендациям врачей, если они существенны, после выявления причин. Если же отступления от нормы незначительны, родители сами могут направить развитие своего крохи в нужное русло посредством ежедневных занятий, игр и активного общения.

  1. Больше разговаривайте с малышом, причем не сюсюкаясь, а произнося слова четко, по-взрослому, правильно, хоть и ласковым голосом.
  2. Читайте ему книжки со стихами и потешками.
  3. Включайте ему красивую музыку.
  4. Ребенку в 5 месяцев нравится бросать предметы на пол: оберните это в полезную для его моторики игру. Поднимайте брошенные на пол игрушки вместе с ним: заставляйте его хватать их с пола.
  5. Протягивая ту или иную игрушку (или любой предмет) ребенку, называйте его, произнося четко и по слогам.
  6. Уже пора рассматривать с малышом яркие картинки в книжках с изображением животных, при этом произнося звуки, свойственным этим зверям. Показывая на иллюстрациях лицо и тело человека, называйте их составные части: ушки, ротик, носик, ножки, ручки и т. д. Можете параллельно с этим показывать их сначала на себе, а потом и на самом малыше. Деткам это нравится.
  7. Описывайте вслух все, что вы делаете: как вы его умываете, кормите, одеваете и т. д. Это обогатит и сформирует у него в будущем правильную, грамотную речь и полноценный словарный состав.
  8. Продолжайте радовать ребенка яркими и разнообразными игрушками, но особое внимание уделите мягким, тканевым, разноцветным кубикам.
  9. Подушечки разной формы и ярких расцветок с разными наполнителями также помогут выровнять отклонения в развитии пятимесячного малыша.

Родителям лучше заранее подготовиться к такому ответственному этапу в жизни и развитии малыша: узнать, что должен уметь пятимесячный ребенок и как направить его путь развития в нужном русле, соответствующем его возрасту. Это поможет в дальнейшем избежать опасных последствий и серьезных проблем со здоровьем малыша. Если родители понимают, что отклонения достаточно значительны, и сами они не в силах справиться с ними никакими развивающими играми и занятиями, им нужно как можно быстрее обратиться за помощью к специалисту. Вовремя проведенные мероприятия и выявленные проблемы зачастую могут выправить ситуацию и сделать так, чтобы малыш ничем не отличался от своих сверстников, полноценно развивался и рос здоровым.

На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.

Развитие ребенка в 5 месяцев идет по пути закрепления того, чему он научился ранее. Малыш теперь должен более уверенно переворачиваться, он проявляет желание сесть и активно меняет позы. Продолжают развиваться и коммуникативные навыки: малютка более осмысленно улыбается, лопочет и смеется. Подробнее об основных вехах физического и психического преображения малыша можно узнать, заглянув в наш календарь развития.

Педиатры и родители продолжают с волнением следить за изменениями роста и веса крохи, произошедшими за месяц, и фиксировать новые навыки.

В два раза больше

Обычно к концу пятого месяца вес малыша удваивается и достигает в среднем 6,5-7,5 кг . Общая месячная прибавка составляет 650-700 г . В длину малыш прибавляет порядка 2 см, рост становится равным 63-65 см . Окружность головы увеличивается на 1 см, а груди – на 1,5-2 см. У некоторых деток к этому периоду жизни даже появляется первый зубик. Но еще до появления зубов у малыша возможно повышенное слюноотделение и набухание десен. Кроха пытается кусать все попавшее ему в ручки.
Большинство безусловных рефлексов, характерных новорожденным, у ребенка в возрасте 4-5 месяцев угасают. Несколько позже исчезает рефлекс Моро – к концу пятого месяца. (О рефлексах).

Закрепляем старое, готовимся к новому

Физическое развитие стремительно готовит пятимесячного малыша к этапу самостоятельного передвижения. Кроха закрепляет и совершенствует старые навыки и начинает развивать новые. Ребенок словно стремится внимательнее разглядеть окружающее пространство, где вскоре начнет перемещаться на четвереньках, из-за чего ему необходимо сменить положение тела.

  • Малютка больше и больше времени проводит лежа на животе. Одновременно из подобной позы пытается подняться сначала на локти, а потом на выпрямленных руках. Подобные действия помогают ребенку лучше разглядеть окружающий мир и укрепить спинные мышцы, благодаря чему тело малыша готовится к ползанию.
  • Малыш способен недолго находиться в сидячем положении. Однако детской спине необходима поддержка, опору рекомендуется убрать лишь с началом самостоятельного сидения. К тому же не стоит надолго присаживать кроху. Малыша, которому нравится сидеть, усаживайте в шезлонг.
  • Сидячее положение освобождает руки и позволяет ребенку активнее исследовать предметы, находящиеся у малыша в руке: трясти ими, пробовать на вкус, внимательно разглядывать.
  • Лежа на животике, кроха продолжает активно изучать мир и себя. Он поднимает ноги и руки, тянет в рот стопы.
  • Первые попытки сидеть проявляются и во время подтягивания малыша за ручки из горизонтального положения, причем он начинает тянуться, уверенно удерживая голову.
  • На пятом месяце малыши не только поворачиваются на бочок, но и переворачиваются с живота на спинку, а возможно, и в обратном направлении.
  • У малыша в возрасте пяти с половиной месяцев уже неплохо развиты мышцы спины, благодаря чему дети способны подниматься на животе, удерживая голову и двигая ручками и ножками.
  • Некоторые дети делают попытки ползать по-пластунски.
  • Пятый месяц жизни малыша можно назвать периодом хватания. Именно этот навык, наряду с остальными, сейчас активно развивается у ребенка. К концу пятого месяца крохе недостаточно лишь тянуться к движущемуся предмету, ему надо уметь схватить, удержать, оттолкнуть, потрясти и отпустить. Подобное не касается недоношенных деток, большинство из них сейчас еще делают попытки ухватить игрушку.
  • Поддерживая ребёнка за подмышки, попытайтесь поставить его, и он попробует удержать вертикальное положение тела, не подгибая ножки.
  • Попробуйте положить кроху животиком на руки, не прижимая к себе. Он станет удерживать голову и верх туловища на средней линии.

Познаю себя и окружающий мир

Психическое развитие крохи в пять месяцев направлено на изучение собственного тела, становление первых навыков общения с близкими людьми и исследование заинтересовавших предметов.

  1. Ребенок начинает словно разговаривать со взрослыми, лепеча различные комбинации звуков. Иногда подобным способом малыш привлекает к себе внимание.
  2. Кроха хорошо узнает родителей и реагирует на них радостными криками. Ребенку удается запомнить цельный образ: привычную ему одежду, голос, прическу, глаза мамы и папы.
  3. Малыш внимательно разглядывает родных, трогает их лица, иногда засовывают пальчик к ним в рот, пока они с ним разговаривают.
  4. Порой малютка беседует сам с собой, задумчиво издавая звуки. Появление взрослого активизирует лепет ребенка.
  5. Новых людей дети на пятом месяце жизни встречают с настороженностью, особенно когда отсутствует мама.
  6. Ребенок понимает, строго с ним говорят или ласково. Причем может обидеться за строгость.
  7. Внимательно слушает того, кто с ним разговаривает, в то же время затихая.
  8. Покажите ребенку различные портреты людей. Ему, скорее всего, понравится их разглядывать, а предпочтение кроха отдаст улыбающимся лицам.
  9. У пятимесячного малыша гораздо лучше развита взаимосвязь между зрением и движением: ребенок легко берет понравившийся предмет.
  10. У крохи к пятому месяцу начинает развиваться цветоразличение: малютка отличает желтый и синий цвета.
  11. Малыш улавливает звук от источника, расположенного на расстоянии 2,5-3 м.
  12. Ребенок постепенно становится самостоятельным, способен поиграть в одиночестве 5-10 минут, но во время самостоятельных игр малыша не стоит оставлять без присмотра взрослого, ну или хотя бы оставляйте его в манеже, кроватке.
  13. Малыш отдает предпочтение определенным игрушкам, запоминает качественные характеристики, например, цвет, тактильные ощущения.
  14. Частично закройте игрушку пеленкой, и кроха поймет, где она находится.
  15. Чадо теперь больше любит проводить с вами время в играх, смеется, если его приподнимают, дуют на него, и т.д.
  16. К началу 6 месяца карапуз начинает протестовать и сопротивляться, если вы попробуете забрать предмет, взятый малышом.

Подобные вехи психического развития свойственны большинству малышей. Однако у каждого крохи все проходит по индивидуальному плану.

Но стоит проконсультироваться с неврологом, когда по окончании пятого месяца ребенок:

  • с трудом переворачивается с животика на спину;
  • плохо держит голову;
  • не тянет ручки к игрушкам и иным предметам;
  • не произносит отдельные звуки;
  • не различает строгие и доброжелательные выражение лица и тона мамы.

Развиваемся с мамой и папой

Каждый из родителей хочет помочь крохе расти здоровым и крепким, участвуя в развитии малыша. На пятом месяце нужно уделить особое внимание укреплению опорно-двигательного аппарата. Выполняйте с малышом упражнения, развивающие мышечный аппарат спины — он поможет ребенку в дальнейшем уверено сидеть. Также помогите ему оттачивать навык переворотов с животика на спину и обратно. Гимнастикой и массажем надо заниматься до получаса в день.
Считайте во время зарядки, включите ритмичную музыку, так вы разовьете у ребёнка чувство ритма.

Учим кроху приседать

Хорошим является упражнение на приседание с прогибом позвоночника, выполняющееся раз в день. Положите малыша на спинку и приступайте к упражнению:

  • дайте ребеночку сжать кулачком ваши большие пальцы, а остальными пальцами обхватите за запястья;
  • слегка разведите ручки крохи в стороны и начните тянуть к себе до тех пор, пока малыш не сядет;
  • потом поднимите руки ребенка вверх и удерживайте одной рукой;
  • свободной рукой легким движением проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника, кроха разогнет спинку;
  • помогите малышу лечь, придерживая за головку.

Время учиться ползать

Хоть привычное ползанье еще не характерно для малышей в пять месяцев, пора начать делать с ним упражнения, которые станут первым шагом к полезному навыку.

  1. Сначала уложите малыша животиком на коврик.
  2. Положите перед ним игрушки, чтобы кроха мог прикоснуться к ним кончиками пальчиков. Сядьте перед ним и подбадривайте попытки ребенка продвинуться к игрушке.
  3. Если у малыша не слишком хорошо получается оттолкнуться, то помогите ему, подставив в качестве опоры возле ног свою ладошку.

Такое своеобразное барахтанье на животе послужит ребенку отличной подготовкой к передвижению на четвереньках и укрепит мышцы малыша.

Массаж пятимесячного карапуза необходимо усложнить. К легким растирающим и поглаживающим движениям добавьте пощипывания, валяния и щипцеобразные разминания. Лучше пригласить профессионального массажиста, способного показать вам новые движения, посмотреть видео, хорошо показывающее элементы массажа в домашних условиях и гимнастика, предназначенная малышам 5-6 месяцев.

Важным для пятимесячного малыша остается процесс ношения на руках. Объясняйте ему происходящее вокруг, описывайте свои действия и действия остальных людей. Пусть ребенок трогает и исследует наибольшее количество предметов, при условии уверенности в их чистоте и безопасности.

Пятый месяц дает вам возможность на короткий период оставлять малыша в манеже и кроватке. Но будьте осторожны — у крохи от длительного пребывания там может появиться ощущение замкнутости пространства. В результате возможно уменьшение естественного желания ребенка познавать мир, негативно сказывающееся на развитии.

Поиграй со мной

Интересным и вам, и малышу покажется развитие в игровой форме.

В помощь вам — различные потешки и короткие стишки, развивающие память и чувство ритма у детей.

Самая популярная и важная в развитии игра – «Ку-ку», веселящая и детей старше полутора лет. У нее существует масса вариантов, например:

  • закрывайте свои глаза либо глаза малыша руками;
  • прикройтесь пеленкой и выглядывайте из-за нее;
  • изобразите рожицу на большом пальце и периодически прячьте палец в кулак.

Чаду понравятся различные звуковые игры.

  1. Помогайте ребенку в познании собственного тела: притрагивайтесь к маленькому носику, глазкам, пухлым щечкам и произносите малышу названия частей тела.
  2. Показывайте малютке картинки с животными, одновременно имитируйте голоса изображенных зверей и птиц.
  3. Кроху заинтересует звон бубенчиков, пришитых к носочкам, ленточке, привязанной к ручке. Другим интересным вариантом станут браслетики с нашивками в виде цветочков, бабочек, божьих коровок.
  4. Слушайте малыша и повторяйте произнесенные им звуки. Карапуз будет внимательно слушать вас, а спустя некоторое время начнет вторить вам в ответ. Так происходит начальное развитие коммуникативных навыков.

Попробуйте подносить ребеночка к зеркалу. Ваше с ним отражение кроха начнет воспринимать в качестве других людей. Возьмите в руки игрушку — ребенок не заметит этого, потому как станет тянуться к ее отражению. Осознавать собственное отражение дети начинают в районе 1,5 лет.

При отсутствии аллергии рекомендуется начать знакомить малыша с различными запахами — и приятными, и неприятными. Возьмите ватные шарики и смочите духами, соками ягод, фруктов, чеснока, молоком и т.д. Но не давайте за раз понюхать много ароматов. Рассказывайте об источнике запаха. Благодаря упражнению вы не только поможете малышу узнать мир ароматов, но и выясните предпочтения ребеночка.

Сделайте малютке подушечки из тканей, отличающихся по цвету и текстуре. Подобные игрушки окажутся полезны и подросшему малышу, например, в изучении цветов.

Мастерицам, хорошо владеющим навыком шитья, стоит смастерить мягкую текстильную книжку с пришитыми пуговицами, шнурками, липучками, аппликациями, нашивками и т.д.

Нормы питания и сна

Общая продолжительность и режим сна у малыша мало чем отличается на пятом и четвертом месяцах. Сон крохи очень индивидуален и зависит от характера и самочувствия малютки. В среднем в сутки малыш спит 14-16 часов, причем 10 часов – ночной сон, и 4-6 часов разбиваются на 3 дневных сна. Многие детки, особенно груднички, продолжают просыпаться на перекус ночью. Но не стоит волноваться, отнеситесь к подобным кормлениям проще, ведь многие дети могут просыпаться и будить родителей среди ночи до трех лет, потому как до пятого месяца нервная система еще созревает.

В начале пятого месяца питание малыша не отличается от прежнего. Остается кормление грудью либо смесью по требованию.

Обычно еще не начинают прикорм — введение рекомендуется искусственникам в 5,5 месяцев, а грудничкам – с 6. Недоношенного ребенка не рекомендуется знакомить с новыми продуктами до семимесячного возраста.

Но мамам пятимесячных детей стоит начать читать о первом прикорме, готовясь к знакомству малыша с первой «взрослой» пищей.

Но иногда допускается и вводить прикорм в 5 месяцев. Причины тому могут быть следующие:

  • недостаточное количество материнского молока;
  • существующие питание не обеспечивает необходимый набор веса ребенком;
  • длительные и сильные колики, запоры;
  • частое срыгивание.

По поводу подобных проблем, обнаруженных у малыша, о необходимости введения и особенностях прикорма проконсультируйтесь с педиатром.

Вообще, не забывайте — все дети индивидуальны. Календарь развития на пятый и любой иной месяц — в помощь вам. Конечно, существует ряд вещей, которые малыш должен уметь делать на определенном этапе взросления, и отсутствие соответствующих навыков способно насторожить. Но и в тогда не стоит сразу паниковать, а следует задать вопросы врачу.

Считается, что первый год жизни ребенка - самый трудный как для родителей, так и для самого малыша, поскольку каждый месяц преподносит свои сюрпризы и новшества. Стоит родителям подстроиться к ритму жизни крохи, как тот уже снова меняется.

К 5-му месяцу у ребенка начинается более активный период. Его возможности движений растут и теперь во время бодрствования он не просто спокойно лежит на месте, а усердно переворачивается на живот и обратно на спину. Надолго оставлять карапуза одного даже в кроватке уже нежелательно, а вот обычный коврик или покрывало, расстеленные на полу, будут самыми подходящими помощниками малышу при совершенствовании имеющихся навыков движения и приобретении новых.

Развивающий или обычный мягкий коврик может стать настоящим полем для исследований крохи (рекомендуем прочитать: ). Малыш с него не упадет, поэтому риск травмироваться минимален

Основные параметры ребенка в 5 месяцев

Следя за развитием своего малыша, все мамочки в первую очередь контролируют два главных параметра:

  • рост.

К пяти месяцам вес, с которым младенец появился на свет, обычно увеличивается в два раза. Средний вес для мальчиков находится в пределах 6,6-8,5 кг, для девочек - 6-8 кг. Первая волна тревог и волнений, связанных с набором веса и месячной прибавкой в весе, у большинства мамочек к этому времени проходит, и малыш уже не так часто оказывается на весах.

Так же дела обстоят и с прибавкой в росте: норма роста у мальчишек изменяется в диапазоне 63,5 - 68,1 см и 61,5 - 66,3 см у девчонок.

Организуем день малыша

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На 5-ом месяце суточная норма сна для большинства детей составляет 14-16 часов. Чаще всего ночной сон длится порядка 10 часов, остальное время ребенок досыпает днем за 3 раза по 1,5-2 часа. В этом возрасте грудничок может перестать будить маму для ночного кормления и способен проспать всю ночь, о чем так мечтают родители.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни ребенка являются прогулки. Гулять с крохой нужно минимум дважды в день: летом, если состояние крохи и погода позволяют, длительность прогулок может быть 3-4 часа и даже больше. Зимой это время сокращается до 2 часов при умеренной температуре воздуха.

Ниже в таблице показан пример того, как можно составить график дня для ребенка, который достиг пятимесячного возраста, отталкиваясь от продолжительности его сна:

Данный вариант режима дня является приблизительным, а время, как и последовательность действий и процедур по уходу за ребенком, может варьироваться. При составлении подобного распорядка для своего крохи, ориентируйтесь на его индивидуальные потребности.


Кормление остается наиболее значимой частью дневного режима, поэтому маме лучше всего подстраиваться под аппетит и потребности ребенка, но при этом соблюдать определенные интервалы

Психофизическое развитие малыша

Ребенок в 5 месяцев уже обладает определенными навыками, связанными с движением рук. Сейчас он оттачивает свои умения и продолжает их совершенствовать: малыш не просто хватает то, что попадется, а сначала смотрит в сторону понравившегося предмета и только потом направляет к нему руку. Заполучив интересующую вещь, ребенок способен самостоятельно играть и изучать ее в течение некоторого времени. Вместе с развитием зрительного управления у карапуза появляется способность концентрировать внимание и умение делать выбор, что играет значительную роль в дальнейшем обучении.

Благодаря развивающимся хватательным движениям, процесс исследования окружающего мира становится для него еще более увлекательным. Малыш уже способен отличить холодное от горячего, гладкую поверхность от шероховатой. Новые возможности рук позволяют ему правильно обращаться с предметами: любая вещь, попавшаяся малышу в руки, теперь пройдет тщательную неоднократную экспертизу на ощупь и на вкус.

Кроме того что кроха может дотянуться и схватить нужную вещь , он еще и сознательно умеет разжимать руку, чтобы находящийся в ней предмет выпал. В это время у малыша появляется новая любимая игра с родителями: игрушка падает из кроватки или коляски, а мама или папа возвращают потерю обратно ребенку.

Именно в этом возрасте малыш совершает свои первые попытки подняться из лежачего положения и присесть , ухватившись ручками за пальцы взрослого, однако не стоит ускорять этот процесс и специально усаживать малыша. Такая спешка может привести к искривлению позвоночника и другим проблемам в физическом развитии. Если хотите помочь ребенку, лучше используйте кольца, за которые малыш может подтягиваться и таким образом тренировать мышцы спины.

Сводная таблица умений и навыков малыша в 5 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность В положении лежа на спинке кроха делает попытки встать: приподнимает голову и плечи. В положении лежа на животе поднимает корпус, ручки при этом выпрямляет и упирается ладошками. Делает попытки перевернуться со спины на живот. При поддержке под мышки, всей ступней стоит на твердой поверхности около 3 минут, переступает ножками. Может недолгое время сидеть, держась за опору обеими ручками.
Действия с предметами Изучает предметы с помощью осязания: берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее около минуты. Обследует игрушки не только с помощью пальчиков - тянет их в рот. Начинает координировать свои действия, глаза «управляют» рукой: схватывает предметы, достает.
Навыки Учится есть с ложечки полугустую пищу. Открывает ротик, когда ложка касается губ. Пьет воду из чашечки.
Зрение Безотрывно следит за перемещение игрушки в течение 10-15 минут, сам выбирает объекты, на которых сфокусировать внимание. Отличает близких от чужих, плохо реагирует на незнакомцев, в связи с сильной привязанностью к маме.
Слух Узнает голоса близких, различает интонации. Уверенно поворачивается в сторону источника звуков.
Эмоции Смеется в голос. Может нахмуриться и заплакать, если слышит строгий голос мамы. Гулит, привлекая внимание мамы. Радуется другим детям, берет у них игрушки.
Речь Гулит, напевая гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, хаа, маа, эу.
Интеллект Понимает, что у него, кроме ручек, есть и другие части тела, но рука, по прежнему, - главный объект для изучения. Интересуется не только близкими предметами, но и теми, что находятся на расстоянии до 1 метра. Сосредоточенно фокусируется на мелких деталях, изучая их.

- Я уже многое могу!

Другие важные моменты в развитии

Помимо освоения новых навыков и двигательной активности, 5-ый месяц у малыша связан с:

  • началом прорезывания зубов;
  • детским лепетом;
  • новым этапом психического развития.

Прорезывание зубов - процесс достаточно длительный и может растянуться на несколько недель, а то и месяцев. В самом начале на деснах у малыша появляются белые бугорки, которые постепенно увеличиваются и краснеют. Хотя сам процесс не сопровождается болезненными ощущениями, он вызывает сильный зуд: малышу постоянно хочется чесать десна, и он не перестает засовывать в рот пальцы и все, что окажется под рукой. По настоятельным рекомендациям доктора Комаровского, с целью помочь ребенку при прорезывании зубов следует использовать специально предназначенные для этого прорезыватели. Они абсолютно безопасны и безвредны, а их выбор по цвету, форме и материалу, из которого они изготовлены, просто огромен.

Ребенок всегда получает массу удовольствия от общения с родителями, однако сейчас он пытается уже в нем участвовать не криками, а с помощью простых, пусть еще и немногочисленных, звукосочетаний. Такой первый детский лепет обязательно стоит заснять на видео, которое в будущем будет вызывать только улыбку.

На 5-6-ом месяцах жизни малыш уже начинает разделять окружающих людей на своих и чужих. Если лица, которые он привык видеть с рождения, не вызывают у малыша тревоги, то незнакомцы могут спровоцировать истерику, особенно в отсутствие мамы. С этого момента малыша всегда стоит ненавязчиво знакомить с теми, кто к нему приходит, говорить, кто это и как его зовут - постепенно малыш привыкнет, и перестанет бояться.

Питание

Питание 5-месячного нормально развивающегося ребенка непосредственно зависит от типа вскармливания, на котором он находится:

  • естественное;
  • искусственное;
  • смешанное.

При естественном вскармливании пятимесячный ребенок кушает исключительно грудное молоко, на искусственном вскармливании - молочную смесь. При смешанном вскармливании в рационе малыша присутствует и мамино молоко и смесь.


Несмотря на взросление малыша, грудное молочко продолжает быть для него наиболее легкоусвояемым продуктом

Грудное вскармливание имеет ряд весомых преимуществ перед остальными видами вскармливания:

  1. Грудное молоко содержит сбалансированный набор всех необходимых питательных веществ.
  2. Мамино молочко намного легче усваивается.
  3. Укрепление иммунитета.
  4. Формирование и нормальное функционирование микрофлоры кишечника.
  5. Снижение вероятности появления аллергии.

Прикорм

Прикорм 5-месячному здоровому ребенку вводится только в случае искусственного или смешанного вскармливания, при грудном вскармливании прикорм начинают вводить с