Дышит ли кожа? Кожа - орган дыхания

Кожу называют органом дыхания, нашими вторыми легкими. Как же она дышит? «Кожа действительно осуществляет 1–2% всего газообмена в организме (остальной газообмен происходит через легкие), – рассказывает дерматолог Екатерина Турубара, эксперт Лабораторий Vichy. – Путем диффузии кислород воздуха через кожу поступает в кровеносные сосуды, а углекислый газ, наоборот, выделяется с поверхности кожи. Кожное дыхание тесно связано с деятельностью потовых желез, богатых кровеносными сосудами». Поэтому так важно давать возможность коже дышать – для этого и существуют одежда из воздухопроницаемой ткани, воздухопроницаемая (некомедогенная) косметика.

Нужен ли ей дополнительный кислород?

Этот вопрос остается дискуссионным. С одной стороны, «кислородное голодание» приводит к ухудшению всех клеточных функций. С другой – кислород обладает мощными окисляющими свойствами, а именно: на оксиданты возложена ответственность за преждевременное старение. «На самом деле окисление – это естественный процесс, который постоянно происходит во всех клетках нашего организма, – объясняет Екатерина Турубара. – Кислород окисляет ряд веществ (углеводов, жиров), и в ходе этого процесса выделяется большое количество энергии, которая запасается в клетке (точнее, в ее энергостанциях – митохондриях) до возникновения необходимости в ней. Деление клеток эпидермиса, синтез фибробластами коллагена и эластина – все это требует энергии».

ФОТО Борис Захаров

Есть средство

Косметические средства, улучшающие дыхание кожи, могут работать на разных принципах. Одни из них действительно содержат кислород. В состав других входят вещества, улучшающие транспортировку кислорода в клетки. Третьи включают активные компоненты, улучшающие все метаболические процессы в клетках. «Важно не столько увеличить количество кислорода, поступающего в ткани, а именно оптимизировать способность клеток использовать поступающий кислород, – объясняет Екатерина Турубара.– Поэтому для кожи очень важны все вещества, которые активизируют процесс поглощения кислорода из крови (например, убихинон или коэнзим Q10, витамин В6 и другие). Можно сказать, они влияют на процессы ее омоложения и самообновления». «В принципе, чтобы улучшить дыхание кожи и стимулировать все метаболические процессы, годятся самые простые косметические приемы, – продолжает Елена Фуфлыгина. – Вовремя освободить кожу от омертвевших клеток, активизировать кровообращение при помощи массажа – не забывать про элементарный ежедневный уход».

Глотнуть кислорода

Существует несколько эффективных способов снабжать организм кислородом непосредственно – такие процедуры получили название «оксигенотерапия».

В буквальном смысле напитаться кислородом помогают «кислородные коктейли»: воздушная пенка из белка или фруктового сока, к которой добавляют витамины группы В и С, настой шиповника, лакрицы и других лекарственных растений. Этот метод под названием «энтеральная оксигенотерапия» изобрел полвека назад советский патофизиолог академик Николай Сиротинин: попадая в ЖКТ, кислород быстро всасывается в кровь, улучшая обменные процессы, повышая иммунитет.

Теперь такие коктейли готовят и в клиниках красоты, и во многих фитнес-клубах. Комплекты для приготовления кислородных коктейлей дома (например, «Экотель») можно купить в аптеке.

Вдыхание кислородной смеси – еще один способ повысить уровень кислорода в крови. Коктейли для вдыхания приготавливаются из смеси кислорода и разных эфирных масел – этой смесью дышат через специальные трубочки или при помощи маски. Такие коктейли дают мгновенный мощный тонизирующий эффект, поэтому устройства для их приготовления стали устанавливать не только в эстетических клиниках, но даже в некоторых танцевальных клубах.

Вдыхание озоновой смеси – одна из составляющих терапии в спа-капсулах, будь то антицеллюлитная, антистрессовая или детокс-процедура (кислород активизирует все метаболические процессы).

Инъекции кислорода – один из вариантов мезотерапии, когда смесь вводится под кожу для борьбы с целлюлитом. В процессе этой процедуры не только ускоряется расщепление жиров и выведение токсинов, но и подтягиваются ткани. Другие показания для кислородных инъекций – растяжки, следы от акне, пигментация и прочие проблемы с кожей. Несмотря на то что разные способы оксигенотерапии широко применяются в медицине, следует знать, что для нее существует много противопоказаний: это нарушения свертываемости и другие заболевания крови, перенесенные инсульты, проблемы с щитовидной железой, склонность к аллергическим реакциям.

12.07.2014 05:38

При первых лучах солнца и первых теплых днях нам хочется снять теплую одежду, подставить тело солнечным лучам и легкому ветерку. Тело соскучилось по свежему воздуху. Ошибочно думать, что человек дышит только легкими. У нас еще один важный орган дыхания - наша кожа. Человек дышит всем телом. Мы дышим не только легкими, но и кожей.

Кожа человека выполняет самые разнообразные функции. Она защищает организм от внешних воздействий, выполняет роль барьера между организмом и внешней средой. Кожа не пропускает внутрь возбудителей болезней и инфекций.

Кожа помогает работе почек, выводя наружу вместе с потом отходы жизнедеятельности организма.

Кожа обеспечивает постоянную температуру тела летом и зимой. Она помогает нам не слишком перегреваться в жару и не слишком замерзать в холод.

Кожа является органом чувств. Она позволяет нам познавать окружающий мир при помощи осязания.

И, конечно же, функция дыхания. Через крошечные поры - кожа дышит. Она поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Йоги могут подолгу задерживать дыхание или дышать очень редко, потому что у них хорошо развито кожное дыхание. Очень важно, чтобы поры кожи свободно дышали, получали кислород. Кожа хочет дышать. Если кожа лишена возможности дышать, соответственно она не получает и жизненной энергии.

Кожа, у которой нарушена функция дыхания, внешне выглядит нездоровой. Бледная, дряблая, с синяками и мешками под глазами, лишенная эластичности, пронизанная красными прожилками, нездоровая землистого цвета - все это признаки проблем со здоровьем, в том числе и нарушении кожного дыхания. Для начала нужно помочь коже вернуть ее нормальное состояние - очистить, открыть поры, заставить капилляры нормально работать.

Кожа дышит через поры - это верно. А внутри - с помощью капилляров, которые с кровью поставляют клеткам кислород. Если процесс двойного дыхания нарушен, человек постепенно становится похож на стоячее болото, где рано или поздно могут начаться гнилостные процессы. Восстановить коже истинную функцию дыхания - это значит оживить ее капилляры и открыть поры. Для этого подойдут процедуры лечения холодом: обтирания, обливания; лечение жаром (баня, сауна); энергией ци.

Даосы обнаружили, что можно научиться впитывать эти окружающие нас энергии через кожу и через основные энергетические центры. Впитывание энергии через кожу называется истинным дыханием. Даосские практики позволяют овладеть техникой истинного дыхания.

Мантэк Чиа предлагает следующую технику дыхания кожей:

1. Встаньте, соединив стопы ног вместе. Почувствуйте связь с Землей через стопы своих ног. Спроецируйте ваш ум до самого конца Вселенной и расширьте свою Ци (ауру) в Землю. Продолжайте расширять силу своего ума и Ци, пока не почувствуете связь с бесконечным пространством за пределами Земли.

2. Осознайте свои внутренние органы и Нижний Даньтянь, улыбнитесь им. Представьте себе, что ваш Нижний Даньтянь - это океан. Волны этого океана качают вас вперед и назад. Продолжайте качаться на волнах до тех пор, пока не почувствуете, как тело ваше расслабилось и расширилось, пока вы не станете настолько большим, что ноги ваши уйдут в землю, а голова и руки коснутся небес. Представьте себе, что верхняя часть вашего тела превращается в бамбук, полый внутри, раскачивающийся на ветру. При этом ваша голова слегка кивает.

3. Почувствуйте уважение и смирение ко всему окружающему и физическому миру, а во внутреннем мире - покой, расслабление и мир.

4 Опустошите свой ум в Даньтянь так, чтобы не возникало ни одной мысли. Расширьте ваше осознание до бесконечности. Соединитесь с Галактикой или со Млечным Путем. Вернитесь умом в то место, где вы находитесь, в свое тело и дайте возможность Ци гармонизироваться и интегрироваться у вас внутри.

5 Осознайте свою кожу и корни своих волос, представьте себе, что это листья, каждый из которых дышит.

6 Когда вы делаете легкий вдох, сжимайте область предстательной железы (матки) и анус. При этом возникает ощущение, будто ваша кожа всасывает энергию в тело. Используйте больше силу своего ума и намерение, чем свои мышцы.

7 Направляйте выдох через кожу и чувствуйте, как ваша аура расширяется, заполняя весь мир, окружающий вас: горы, озера, леса и океаны. Почувствуйте контакт с силами. Улыбнитесь и почувствуйте, как ваша собственная Ци объединяется с этими силами, привлекая их в поле вашей Ци и ума. Дайте возможность этим силам циркулировать и расти в вашем поле. Не уступайте силе и не теряйте себя. Делая легкий вдох, сжимайте предстательную железу (матку) и анус, втягивайте Ци в
то место, где вы находитесь, затем в комнату, в кожу, в Нижний Даньтянь.
Повторите от 9 до 18 раз.

Здоровья и благополучия!

Анастасия Смирнова, ваш инструктор по цигун


Это ошибочно думать, что человек дышит только легкими. Нет, у всех нас есть второй орган дыхания - наша кожа. Человек дышит всем телом. Человек дышит не только легкими, но и кожей. Потому что наша кожа - не что иное, как второй орган дыхания.

Конечно, в этом отношении мы уступаем некоторым другим существам - пресмыкающимся, амфибиям, у многих из которых кожное дыхание развито не в пример лучше, чем у человека. Но все же и у человека роль кожи в процессе дыхания очень и очень велика. Достаточно сказать, что кожа за сутки выводит 700-800 граммов водяных паров - в 2 раза больше, чем легкие! Кожа человека - не просто внешняя оболочка тела. Можно только восхищаться мудростью природы, создавшей столь совершенный материал.

Кожа выполняет самые разнообразные функции.
Она защищает организм от внешних воздействий, выполняя роль барьера между организмом и внешней средой.

Кожа - действительно надежный барьер, защищающий от различных повреждений внутренние органы. Кожа не допускает внутрь нашего организма и различных возбудителей болезней и инфекций - и не только потому, что чисто механически защищает от проникновения инфекции внутрь тела, но и потому, что образует на своей поверхности особую кислую среду, в которой болезнетворные микроорганизмы гибнут.

Кожа помогает работе почек, выводя наружу вместе с потом отходы жизнедеятельности организма.

Кожа обеспечивает постоянную температуру тела летом и зимой. Она помогает нам не слишком перегреваться в жару и не слишком замерзать в холода. Это происходит благодаря тому, что кожа насквозь пронизана мельчайшими кровеносными сосудами - капиллярами. При низкой температуре воздуха капилляры сужаются, приток крови к коже уменьшается, и кожа практически перестает отдавать тепло наружу - она сохраняет все тепло внутри организма. Мы можем замерзнуть снаружи, но зато внутри организм остается теплым и деятельным, как всегда! А если температура воздуха высокая, то капилляры расширяются, увеличивается приток крови к коже, и кожа начинает много тепла отдавать наружу, охлаждая таким образом весь организм.

Кожа является органом чувств: она позволяет нам познавать окружающий мир при помощи осязания.

И, наконец, важная функция кожи - функция дыхания: через крошечные отверстия - поры - кожа дышит. Она поглощает кислород и выделяет углекислый газ - и таким образом помогает легким в процессе дыхания. Заметим: именно кожа - тот орган человеческого тела, который первым соприкасается с воздухом. До легких воздух еще должен добраться, чтобы в организм начал поступать кислород, а через кожу он уже поступает, достаточно оказаться на воздухе и снять одежду. Кстати, йоги могут подолгу задерживать дыхание и дышать очень редко именно потому, что у них чрезвычайно развито кожное дыхание, которое при определенных тренировках во многом заменяет дыхание легкими! А вот если тело поместить в ядовитую среду, где кожа не сможет дышать, а голову оставить на самом свежем воздухе, то легочное дыхание в этом случае не спасет: поры будут закупорены ядами, и любое живое существо, будь то животное или человек, умрет в этих условиях, не сможет выжить.

Вот как важно, чтобы поры кожи свободно дышали, получали кислород. Вот почему кожа - поистине второй орган дыхания, без которого мы не можем жить так же, как и без легких.

Кожа требует свободного дыхания, как требует ее весь наш организм. Именно поэтому в теплый день нам так хочется снять одежду. Кожа хочет дышать, кожа не может без воздуха! Ведь если кожа лишена возможности дышать, она не получает нужного количества кислорода, а значит, и жизненной энергии. Если держать человека одетым в воздухонепроницаемую одежду, да еще в душном помещении, но давать ему при этом дышать кислородом - он все равно не будет чувствовать себя здоровым и сильным. Одного легочного дыхания недостаточно для поступления нужного количества праны в организм! Для этого требуется поступление кислорода и жизненной силы через кожу.

Природа не случайно создала нас обнаженными - она ведь не предполагала, что мы оденемся в тесные одежды, запрем себя в душных помещениях и забудем, как важно кожное дыхание. Современный человек отучил свою кожу дышать. И кожа в большой степени утратила эту свою важную функцию: она действительно почти разучилась дышать! Человек, у которого кожное дыхание выражено очень слабо, рискует своим здоровьем. Во-первых, он лишает себя большого количества жизненных сил, а потому чувствует себя вечно слабым и усталым. Во-вторых, исследования показали, что недостаток кислорода в клетках кожи создает предпосылки для развития раковых клеток.

Кожа, у которой нарушена функция дыхания, и внешне выглядит нездоровой.

Бледная, дряблая кожа, с синяками и мешками под глазами, лишенная эластичности, имеющая нездоровый землисто-серый цвет, пронизанная красными прожилками, - это признаки многих отклонений от природы, в том числе и нарушения кожного дыхания. Когда кожа дышит - в ней движется жизненная сила. Жизненная сила несет в себе не только здоровье, но и молодость! Кожа, которая дышит, выглядит молодой, эластичной, красивой, на ней разглаживаются морщины, цвет лица становится живым и свежим. Поэтому я считаю, что обнажение тела на свежем воздухе - не только закаливающая процедура, но эффективный метод профилактики и лечения многих болезней.

Но чтобы лечение обнажением помогло, надо сначала восстановить утраченную функцию кожного дыхания, помочь коже снова начать дышать. Что для этого нужно? Конечно, необходимо, чтобы в коже началось движение энергии, чтобы не было застоев. Как добиться того, чтобы энергия в коже начала двигаться, если кожа безжизненна, если у нее закупорены поры, если она плохо снабжается кровью? Сначала нужно постараться вернуть коже нормальное состояние - очистить, открыть поры, заставить кожные капилляры нормально работать.

Кожа дышит через поры - это так. Но каждая клетка организма, в том числе и клетки кожи, дышат еще и изнутри - с помощью капилляров, которые с кровью поставляют клеткам кислород. Здоровый организм - это организм, в котором существует баланс такого внешнего и внутреннего дыхания. Если хорошо работает дыхательная система, если легкие нормально снабжаются кислородом, если они снабжают кислородом все ткани организма до каждой клеточки, если кислород доносится капиллярами к самой поверхности кожи, к каждому миллиметру этой поверхности, если кожа вдыхает кислород каждой своей порой и этот кислород, поступающий через поры, встречается с кислородом, доносимым до каждой клетки капиллярами, - вот тогда можно сказать, что организм по - настоящему жив, здоров, он дышит каждой своей клеткой, в нем нет ни малейшего участка, куда не поступал бы кислород, где наблюдался бы застой энергии. Такой человек силен, весел, активен, чист, как горная речка. Если же процесс такого двойного дыхания - изнутри и снаружи - нарушен, если оба дыхания не встречаются в клетках нашей кожи, тогда человек постепенно становится похож не на чистейшую горную реку, а на стоячее болото, где рано или поздно начнутся гнилостные процессы.

Восстановить коже ее истинную функцию дыхания - значит оживить ее капилляры, с одной стороны, и открыть, заставить дышать ее поры - с другой стороны. Упражнение для капилляров поможет справиться с первой задачей. Но есть еще и другие, веками проверенные методы, которые позволяют решить сразу две задачи - улучшить кровоснабжение кожи и очистить ее, подготовить для улучшения ее питания наружным кислородом.

1. Обозначь на рисунке цифрами ярусы леса. Подпиши из названия.

1 ярус - деревья

2 ярус - кустарники

3 ярус - трава

2. Разгадай кроссворд.

1) Плод этого дерева - желудь.

2) Это дерево - символ России.

3) "Новогоднее" дерево.

4) Семена этого дерева - летучки

5) Это дерево отличается от "новогоднего" длинными иголками

3. Вспомни текст из учебника, воспользуйся справочником и допиши предложения.

Дуб живет 800 лет, а береза 100 лет.

Липа живет дольше, а рябина живет столько же, сколько живет береза .

4. Отметь "галочкой" правильный и полный ответ. Объясни свой выбор.

Для роста растению нужны

Тепло, воздух, вода

Тепло, воздух, свет, вода, почва

5. Подпиши названия деревьев.

Береза, клен, липа, дуб.

6. Прочитай стихотворение. О каких деревьях рассказывает поэт? Какие особенности каждого дерева ему удалось подметить?

Мы выходим из деревни,

Ходим по лесам.

Я в названиях деревьев

Разбираюсь сам.

Вот развесистая ива -

Соловьиный дом .

С малахитовым отливом

Клены под бугром.

Белоногие березы

Просятся в стихи.

Длиннокрылы, как стрекозы,

Листья у ольхи.

Дуб стоит , как витязь древний,

Шлемом в небосвод .

Знаю все теперь деревья:

Я ведь лесовод.

7. Подчеркни только травянистые растения.

Береза, папоротник , вороний глаз , ель, калина, ландыш , фиалка , можжевельник, ромашка .

8. Чем белка отличается от бурундука? Обведи цифру с правильным ответом.

1. Бурундук - зверь, а белка - насекомое.

2. У бурундука на спине есть темные полоски, а у белки их нет.

3. Белка устраивает гнездо на зземле под старым пнем, а бурундук - в дупле.

9. Закончи предложения.

Дятел - птица, а муравей - насекомое .

Пчела - насекомое, а белка - зверь .

Крот - зверь, а сова - птица .

10. Закончи высказывания.

Все звери кормят своих детенышей малоком.

Белка - зверь, значит, она кормит детенышей молоком.

Еж - тоже зверь, значит, он кормит детенышей молоком.

Посмотри внимательно на рисунок 4-5 секунд. Постарайся охватить взглядом весь рисунок. Затем переверни страницу и скажи, сколько синиц прилетело на кормушку. Обрати внимание на то, как часть рисунка осталась незамеченной, чтобы в следующий раз быть внимательнее. Если ты играешь с другом, выигрывает тот, кто называет число, наиболее близкое к числу синиц на рисунке.

Отметь "галочкой" одно утверждение.

Я внимательный человек.

Мне нужно тренировать внимание.

11. Отметь "галочкой" правильные высказывания.

Все звери - млекопитающие.

Все насекомые - шестиногие.

У паука шесть ног, значит, он насекомое.

12. Представь, что ты находишься в зимнем лесу. Следы каких животных там можно увидеть?

Заяц, волк, олень, белка, лось, лиса.

Подготовь рассказ о каком-нибудь животном леса. Нарисуй (подбери) иллюстрации к своему рассказу.

13. Закончи предложения.

Тело птиц покрыто перьями . Такой покров помогает птицам летать .

Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют перелетными .

Где чей дом? Нарисуй животное рядом с его жилищем.

14. Напиши, каких перелетных птиц ты знаешь.

Трясогуска, иволка, дрозд, жаворонок, зяблик.

Сочини продолжение истории.

Случай в лесу

Уж - житель леса. Его можно встретить в пожухлой листве, небольшой канавке, на старом, гнилом пне. Однажды Аленка и Коля собирали грибы. Вот на поваленной сухой березе они увидели семейку опят. Вдруг оттуда вылез уж! Ребята бросились бежать, и все закончилось хорошо.

15. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Опиши какое-нибудь растение. Ответь на вопросы: как оно называется? каков его внешний вид? где оно растет?

Ромашка - вот его название. Это трава. Она растет повсеместно. Это лекарственное растение.

16*. Прочитай стихотворение. Как в вороньем гнезде появился необычный "ребенок"? Нарисуй иллюстрацию.

Птенцы

Пять птенцов,

Веселых сорванцов,

Уселись на суку,

Проглотил

По червяку.

Карр, спасибо!

Ах, мамочка,

17*. Постарайся по памяти нарисовать какого-нибудь жука (например, божью коровку). Расскажи, что ты знаешь о нем: каков его внешний вид, где живет, чем питается и т.д.

18. Верно ли переданы сведения о жизни животных в этом стихотворении? Можно ли его назвать шуточным?

Проверь себя

Выполни задания и оцени свою работу.

1. Егор сделал такую схему-рисунок.

Как ты думаешь, прав ли он? Есть ли у природы враги и друзья? Или каждое живое существо по-своему необходимо природе?

Ответ: нет, у природы нет врагов и друзей

2. Прочитай стихотворение. Какие леса описывает поэт?

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...

Ответ: лиственный лес (смешанный)

3. Сравни дерево, которое выросло на просторе, с теми, которые выросли в чаще. Чем они различаются?

Ответ: на просторе дерево выросло лучше.

4. Прочитай стихотворение. О каком растении идет в нем речь?

Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.

Мне кажется, его задень - от тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы....

Давай послушаем, а вдруг услышим - я и ты?

19. Назови объекты неживой природы, состоящие из воды.

Ответ: пар, лед, снег, град, облако, айсберг

20. Отметь "галочкой" свойства воды.

Не имеет запаха.

Имеет цвет.

Принимает форму любого сосуда.

Не имеет цвета.

Не прозрачна.

В ней отражаются предметы.

Отгадай загадки.

Заря-заряици, красна девица,

По полу гуляла, бусы потеряла.

Месяц увидел, солнце подняло.

Бел, да не сахар, ног нет, да идет,

На всех садится, а тепла боится.

21. Напиши, какие бывают водоемы.

Море, река, пруд, ручей, болото, озеро, океан.

22. Закончи высказывание.

Вода может находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

23. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Прочитай в учебнике рассказ "Путешествие капельки". Сделай к нему рисунок-схему "Как капелька путешествовала".

Проведи опыты и ответь на вопрос: какие предметы плавают, а какие тонут?

Спичечный коробок в воде не тонет .

Пластмассовый кубик в воде не тонет .

Лист бумаги в воде не тонет .

Гвозди в воде тонут .

Кусок дерева в воде не тонет .

24. Все ли правильно обозначено на рисунке? Исправь ошибки, если они есть.

25. Прочитай потешку "Щука". Объясни, почему щукам не нужна никакая другая "наука". К каким рыбам - растительноядным или хищным - относится щука?

Щука

Хватать, глототь умеют щуки - другой не нужно им науки!

Ответ: Щука - хищная рыба. Она умеет хватать и глотать - и больше ей никак не надо уметь.

1. Сделай два рисунка-схемы. На одном - река вытекает из озера. На другом - река впадает в озеро. Отметь на схемах исток и устье.

2. Сделай подписи к рисункам.

Жители морей и океанов

26. Закончи предложения.

Рыбы-хищницы питаются другими рыбами.

Другие рыбы питаются планктоном и растительностью.

Все земноводные рождаются в воде. Тритон - земноводное, значит, он рожден в воде.

Подготовь рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подбери к рассказу иллюстрации.

27. Отметь только земноводных.

28*. Составь пищевые цепи.

Колосья злаков, орел, лиса, мышь, волк, еж, рысь, заяц, осина, шишки, белка.

Колосья злаков > мышь > орел

Шишки > белка > волк

Осина > еж > лиса

29. Верны ли эти высказывания?

Пруд, озеро - просные водоемы. (верно)

Морская вода соленая, поэтому море называют соленым водоемом. (верно)

30. Сделай подписи к рисункам.

Рогоз, жук-плавунец, кувшинка, выдра, уклейка, щука, камыш, утка кряква, карп, пиявка, рак, осока.

31*. Правильно ли составлена пищевая цепь?

Касатка - тюлень - треска - сельдь - личинки крабов - мелкие растения.

Ответ: Нет, надо наоборот

Выпиши в правый столбец названия зверей, а в левый - названия насекомых.

Левый столбец: пчела, комар, шмель, оса, муха, бабочка, клоп, стрекоза

Правый столбец: заяц, еж, барсук, белка,бобр, лягушка, жаба, волк, лось, зубр

Проверь себя

Выполни задания. Не спеши обращаться за помощью, лучше загляни еще рав в учебник.

1. Закончи предложения.

На Земле много различных водоемов: реки, озера, болота, ручьи, моря, пруды и океаны.

Самый большой водоем на Земле - тихий океан

Ребенок лягушки - лягушенок

2. Отметь правильный ответ.

Бобры - рыбы, потому что живут в воде.

Бобры - звери, потому что рождают живых детенышей и кормят их молоком.

Бобры - земноводные, потому что могут жить как на суше, так и в воде.

Земноводные - животные, которые могут жить только в воде.

Земноводные - животные, которые могут жить только на суше.

Земноводные - животные, которые могут жить и в воде, и на суше.

Кувшинка - растение луга.

Кувшинка - растение водоема.

Кувшинка - растение леса.

3. Найди ошибку.

В лесу под березами были заросли камыша .

4*. Прочитай стихотворение. Благодаря чему зародилась жизнь на Земле?

Вся в черемухе белой, Вода вышла замуж за Небо!

Это было не знаю когда, на Земле никого еще не было.

И у них родились мотыльки, родились голубые стрекозы,

Родились золотые жуки, родились облака и березы,

И ужи, и бобры, и лисицы, и плакучие ивы, и цапли

Родились из таинственной капли.

Ответ: благодаря воде

32. Отметь только насекомых.

Напиши, каких животных ты можешь увидеть на лугу.

Ответ: крот, еж, мышь

33. Закончи высказывания.

У паука восемь ног, значит, паук - это не насекомое.

У таракана шесть ног, значит таракан - это насекомое.

У кузнечика шесть ног, значит кузнечик - это насекомое.

34. Придумая названия к стихотворениям. Впиши пропущенные слова.

Ящерица

Вот ящерица мчится, прохожих не боится.

На хвост лишь наступите - оставит под ногой:

Пожалуйста возьмите, найду себе другой!

Клевер

Здесь у рощицы березовой клевер весело цветет,

И его "пчелиной кашкой" называет наш народ.

Тысячелистник

Тысяча листиков, столько же цветков,

Тысячелистник называем мы его.

Одуванчик

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет - нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

35*. Отметь правильные высказывания.

Тысячелистник - растение ядовитое, его животные не едят.

Тысячелистник - растение полезное, его используют как лекарство для лечения ран.

Сурепка - лекарственная трава. Ее настой дают детям при плохом аппетите.

Сурепка - сорняк, растение бесполезное.

Придумай подобное задание про крапиву.

36. Объедини слова в три группы. Объясни, по какому признаку их можно объединить.

Лягушка - болото - комар

Улей - цветок - пчела

Капуста - гусеница - бабочка

37. Соедини стрелочкой начало и конец высказываний.

Любимая еда бабочек - сок разных цветков.

Жук-плавунец - хищник.

Рот у бабочки - длинный тонкий хоботок.

Любимая еда кузнечиков - различные травинки.

Понаблюдай за развитием картофеля. Посади клубень картофеля в горшок или в ящик. Запиши дату (число, месяц) появления ростка, листьев. Запиши название месяца, в котором появятся у картофеля цветки, клубни.

1. Положи клубень картофеля в теплое место. Накрой газетой. Запиши дату появления ростка.

2. Посади клубень в землю. Запиши дату появления ростка. Сравни даты.

38. Соедини название растения с рисунком, на котором изображено место его произрастания.

39. Придумай задание о животных, если известны такие условия.

Птицы - 2, звери - 4, насекомые - 6, пауки - 8.

Ответ: Всего было 20 животных. Птиц было в два раза больше, чем зверей, но в два раза меньше, чем насекомых, сколько было животных, если известно, что пауков было шесть?

40. Нарисуй любое растение, из которого получают зерно. Подпиши его части.

41. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Закончи сказку.

"В корзинке лежали: капуста, тыква, морковь, чеснок, перец и укром. Вдруг тыква сказала: "Я самая главная среди вас, потому что я самая большая ". "А я самый маленький ", - прошептал укроп"...

42*. Расположи овощи последовательно: от самого легкого к самому тяжелому (пронумеруй названия).

Капуста - 5

Картофель - 3

Помидор - 1

Свекла - 4

Проверь себя

Напиши, где можно встретить эти растения и этих животных.

Пшеница, василек, овес, подсолнух, мышь - луг .

Кувшинка, рогоз, лягушка, цапля - болото .

Муравей, сосна, лиса, сова, дятел - лес .

Найди в саду или в лесу улитку. Положи на прозрачное стекло или зеркало. Понаблюдай, как она передвигается. Обрати внимание на ее внешний вид. Сравни улитку со слизнем. Чем они похожи? Чем различаются?

Ответ: у слизня, в отличие от улитки, нет раковины, но у обоих склизкие тела, оставляющие слизь

43. Назови растения сада по плодам.

44. Раскрась ветки рябины. Одна из них - летняя, другая - осенняя.

Нарисуй свои любимые фрукты и ягоду.

45. Разгадай кроссворд.

3) клубника

1.Закончи предложение:








Передача нервных сигналов.
Перенос веществ и газов


Залить рану йодом или спиртом






В печени
В почках
В кишечнике




1.Закончи предложение:
Главный орган кровеносной системы_________________________________

2.Подчеркни названия органов кровеносной системы:
Желудок, сердце, лёгкие, пищевод, кровеносные сосуды.

3.Соедини название органа и его функцию
Сердце с помощью желудочного сока переваривает пищу
Желудок защищает органы от повреждений
Скелет позволяет совершать различные движения
Мышцы руководит работой всех органов
Нервная система «качает» кровь по кровеносным сосудам

4.Обведи правильное высказывание:
Какова главная функция кровеносной системы
Передача нервных сигналов.
Перенос веществ и газов
Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе
Прижать к ране бинт или чистый носовой платок
Залить рану йодом или спиртом

5.Подчеркни названия органов выделения:
Печень, почки, мочеточники, тонкая кишка, мочевой пузырь, лёгкие, сердце, кожа.

6.Отметь правильное высказывание:
Какова роль почек в организме человека?
Выводят из организма непереваренные остатки пищи
Выводят из организма жидкие продукты жизнедеятельности
В каком органе образуется моча?
В печени
В почках
В кишечнике

7.Известный хирург Н. И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку при переломах, а также йод и спирт для лечения ран. Это было в 1855 году. В каком веке жил Н. И. Пирогов?________________________

8.Отметь правильное высказывание:
Кожа не пропускает внутрь тела болезнетворные бактерии.
Кожа не пропускает внутрь кислород и углекислый газ.