Разновидности, свойства и применение сплавов серебра. Как отличить серебро от другого металла


Серебро принадлежит к группе благородных металлов, весьма устойчивых на воздухе и во влажной атмосфере при обычной температуре. Серебро - пластичный металл, хорошо поддается ковке, легко прокатывается (можно прокатать серебряную фольгу толщиной 0,00001 мм), обладает очень высокой тепло- и электропроводностью.
Товарное серебро выпускается в виде слитков весом от 1 до 40 кг или гранул. Наиболее чистый металл, получаемый в промышленном производстве, содержит 99,99% серебра.
Примеси в серебре сильно влияют на его свойства.
Серебро в расплавленном состоянии сильно поглощает кислород, который выделяется при затвердевании металла, отчего отливки становятся пористыми.
Мышьяк, сурьма, висмут, свинец, олово и магний придают серебру хрупкость; висмут, кроме того, придает серебру серый цвет и вызывает расширение сплава при охлаждении.
Железо резко понижает температуру рекристаллизации серебра, поэтому является вредной примесью: наличие в сплаве 0,05% железа делает серебро настолько хрупким, что его становится невозможно прокатывать.
В чистом виде серебро применяется редко, чаще оно используется в сплавах.
Один из основных компонентов серебряных сплавов - медь; с увеличением содержания ее в серебре возрастает твердость сплава и изменяется цвет от белого до красновато-желтого. Вследствие большой твердости серебряномедные сплавы полируются лучше, чем чистое серебро. Ho недостаток этих сплавов - сильная ликвация при охлаждении. Сплавы меди с серебром (от 20 до 60% серебра) при 600-700° очень хрупкие.
Наряду с медносеребряными применяются сплавы серебра с цинком, кадмием, никелем, алюминием, магнием и оловом. Серебро с цинком легко сплавляется, дает однородный ковкий и вязкий сплав, хорошо поддающийся прокатке и волочению.
Наибольшее применение получило серебро для изготовления припоев и ляписа. Серебро, используемое для изготовления ляписа, должно содержать меди не более 0,002% и сумму свинца и висмута не более 0,1%. При наличии этих примесей в больших количествах ухудшается качество ляписа.
Серебряные припои стандартных марок содержат от 10 до 70% серебра, остальное медь и цинк. Добавка в обычный оловянносвинцовый припой до 3% серебра увеличивает его сопротивление усталости и ползучести.
Серебро, содержащее селен и теллур, не пригодно в качестве анодов для серебрения, так как эти примеси образуют шламы, препятствующие серебрению.
Серебро применяется также в химической промышленности в качестве предохранительного покрытия и в электротехнической промышленности; для контактов и в сплаве с другими металлами - в качестве материала сопротивления.
В серебросодержащих сплавах электросопротивления 10, 13 и 17% марганца: 3, 8 и 9% олова, остальное серебро. Эти сплавы обладают относительно высоким отрицательным температурным коэффициентом и электросопротивлением в холоднокатаном состоянии.
Добавка от 1 до 5% серебра в свинцовые бронзы, используемые для заливки вкладышей подшипников, работающих при высоких скоростях и больших нагрузках, намного удлиняет срок работы подшипников и лучше сохраняет смазку.
Сплавы серебра с оловом (7-10%), кадмием (5-18%)и сплавы серебра с оловом (до 25%), медью (до 6%) и цинком (до 2%) широко применяются в зубоврачебном деле.
Большое распространение в производстве ювелирных изделий и в промышленности получило покрытие серебром. Серебряные покрытия можно наносить сваркой, распылением, плакированием, горячим погружением, электроосаждением, химическим восстановлением, конденсацией и катодным распылением. Наиболее часто применяется плакирование и электроосаждение.
Добавка в нержавеющую хромоникелевую сталь (18% хрома и 8% никеля) 0,2-0,25% серебра повышает сопротивление ее коррозии, особенно в морской воде, улучшает механическую обрабатываемость и уменьшает склонность к наклепу.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:

Добавить

21.02.2019

Благодаря гравировке на ручках стандартную канцелярскую принадлежность можно превратить в уникальный и солидный предмет. Дело в том, что шикарная ручка их металла с...

21.02.2019

Уютный дом – мечта каждого. Особенно, если он построен своими руками. Сколько труда и души вкладывается в строительство, и какая это огромная ответственность, ведь все...

19.02.2019

Одна из самых крупных компаний в Объединённых Арабских Эмиратах, специализирующаяся на обработке металла и его последующей продаже, Dana Group сделала заявление по...

19.02.2019

По мере увеличения стоимости энергоносителей и иных ресурсов, в том числе и трудовых, увеличивается также цена любой изготавливаемой продукции во всех рыночных сферах,...

18.02.2019

При выборе новостройки казахстанцы пользуются не совсем верными критериями: ищут объект в желаемом районе и подешевле. В результате таких поисков процент обманутых...

18.02.2019

Остров Раб расположен на северном побережье страны и привлекает любителей природы своими многочисленными лесами. Это один из самых зеленых островов, который...

18.02.2019

При продаже квартиры в силу ряда причин возникают различные рисковые ситуации. Большая часть продавцов старается продать квартиру подороже и как можно быстрее найти...

18.02.2019

Фирма Blanco трудится на рынке с середины 1920-х годов, производят керамические мойки высочайшего качества, а также продукцию из иных материалов. Главной специализацией...

17.02.2019

Сегодня лучшими ограждающими конструкциями с возможностью передвижения являются автоматические ворота DoorHan. Ими легко управлять, они обладают высокой прочностью и...

14.02.2019

Фирма Bangladesh Steel Re-Rolling Mills, считающаяся самым крупным изготовителем стальных товаров на территории Бангладеш, рассказала о том, что она собирается вложить...

Подделывать серебро начали еще в древние времени, когда оно ценилось даже выше чистого золота. Сегодня за этот ценный белый металл нередко выдают различные аналоги и сплавы. Чаще всего вместо серебра покупателям предлагают свинец, цинк или алюминий. Профессионал легко отличит подделку от натурального металла, а вот простому обывателю это сделать тяжело. К тому же многие интернет-магазины и сетевые толкучки изобилуют изделиями с пометкой «серебр.» или «silver pl.». Это указывает только на то, что изделие является посеребренным, а не полностью изготовленным из этого металла.

Такие изделия со временем начинают терять свой эстетический вид, чернеть, покрываться налетом и терять информацию о месте пробы и клейма. Если тщательная чистка только усугубила эти признаки, то можно смело утверждать, что изделие оказалось подделкой. Отличить серебро от цинка можно с помощью йода. Необходимо капнуть на вещь каплю средства и оставить изделие на некоторое время. Настоящее серебро не вступит в химическую реакцию с йодом, а цинк проявит себя посинением. К тому же цинковое изделие может оставлять на руках неприятные темные полосы и пятна.

Серебро очень легко спутать с мельхиором, представляющим собой сплав свинца, никеля и меди. Очень часто мельхиор включают в состав так называемого технического серебра. Прежде чем проводить с вещью какие-либо опыты, стоит более внимательно ее рассмотреть. На мельхиоре будет отсутствовать знак пробы, зато будет стоять клеймо «МНЦ». Если надпись на изделии не поддается расшифровке, его можно опустить воду и немного понаблюдать. Мельхиоровый сплав вызовет появление на поверхности воды легкого зеленоватого оттенка. Подтвердить свои предположения можно с помощью ляписного карандаша. Если изделие под его воздействием начнет темнеть, то можно смело утверждать, что в руках находится мельхиоровая вещь.

Реже за серебро выдают алюминий, хотя у этого металла несколько другой цвет, блеск и твердость. После нескольких дней носки такое ювелирное украшение начинает портиться на глазах. Чтобы отличить серебряное изделие от подделки необходимо вооружиться магнитом: алюминиевая вещь моментально к нему притянется. Из какого бы сплава ни была выполнена цепочка, кольцо или шкатулка, это всегда можно проверить, слегка поцарапав изделие иглой. Если под покрытием окажется слой темного коричневого металла, то можно говорить лишь о том, что вещь была подвергнута напылению серебром.

Бывает и так, что необходимо отличить серебро от белого золота. Первое нередко продают под видом дорогого металла, обработав декоративно-защитным покрытием из радия. В этом случае различить эти два металла на взгляд непрофессионалу будет практически невозможно. Здесь большое значение будет иметь цена изделия и его плотность. Необходимо опустить украшение в мензурку и взвесить на точных весах. Затем вычислить плотность и сравнить с «правильными» плотностями металлов. Существует и более кардинальный способ отличить серебро от белого золота – капнуть на изделие соляной кислотой. С золотом в этом случае ничего не будет, а серебро изменит свою структуру.

При описании любого элемента принято указывать его первооткрывателя и обстоятельства открытия. Такими данными об элементе №47 человечество не располагает. Ни один из прославленных ученых к открытию серебра не причастен. Серебром люди стали пользоваться еще тогда, когда не было ученых.

Объясняется это просто; как и золото, серебро когда-то довольно часто встречалось в самородном виде. Его не приходилось выплавлять из руд.

О происхождении русского слова «серебро» ученые и доныне не пришли к единому мнению. Большинство из них считают, что это видоизмененное «сарпу», которое в языке древних ассирийцев означало как серп, так и полумесяц. В Ассирии серебро считалось «металлом Луны» и было таким же священным, как в Египте золото.

С развитием товарных отношений серебро, как и золото, стало выразителем стоимости. Пожалуй, можно сказать, что в этой своей роли оно способствовало развитию торговли даже больше, чем «царь металлов». Оно было дешевле золота, соотношение стоимости этих металлов в большинстве древних государств было 1:10. Крупную торговлю удобнее было вести через посредство золота, мелкая же, более массовая, требовала серебра.

Сначала для пайки

С инженерной точки зрения серебро, подобно золоту, долгое время считалось бесполезным металлом, практически не влиявшим на развитие техники, точнее, почти бесполезным. Еще в древности его применяли для пайки. Температура плавления серебра не столь уже высока – 960,5°C, ниже, чем золота (1063°C) и меди (1083,2°C). Сравнивать с другими металлами не имеет смысла: ассортимент металлов древности был очень невелик. (Даже намного позже, в средневековье, алхимики считали, что «семь металлов создал свет по числу семи планет».)

Однако если мы раскроем современный справочник по материаловедению, то и там найдем несколько серебряных припоев: ПСр-10, ПСр-12, ПСр-25; цифра указывает на процентное содержание серебра (остальное медь и 1% цинка). В технике эти припои занимают особое место, ибо паянный ими шов не только прочен и плотен, но и коррозионно устойчив. Никто, конечно, не подумает запаивать такими припоями кастрюли, ведра или консервные банки, но судовые трубопроводы, котлы высокого давления, трансформаторы, электрические шины в них очень нуждаются. В частности, сплав ПСр-12 используют для пайки патрубков, штуцеров, коллекторов и другой аппаратуры из меди, а также из медных сплавов с содержанием основного металла больше 58%.

Чем выше требования к прочности и коррозионной устойчивости паяного шва, тем с большим процентом серебра применяются припои. В отдельных случаях используют припои с 70% серебра. А для пайки титана годно лишь чистое серебро.

Мягкий свинцово-серебряный припой нередко применяют в качестве заменителя олова. На первый взгляд это кажется нелепостью: «металл консервной банки», как окрестил олово академик А.Е. Ферсман, заменяется валютным металлом – серебром! Однако удивляться здесь нечему, это вопрос стоимости. Самый ходовой оловянный припой ПОС-40 включает в себя 40% олова и около 60% свинца. Заменяющий же его серебряный припой содержит всего лишь 2,5% драгоценного металла, а всю остальную массу составляет свинец.

Значение серебряных припоев в технике неуклонно растет. Об этом можно судить по недавно опубликованным данным. В них указывалось, что только в США на эти цели расходуется до 840 т серебра в год.

Зеркальное отражение

Другое, почти столь же древнее техническое использование серебра – производство зеркал. До того как научились получать листовое стекло и стеклянные зеркала, люди пользовались отполированными до блеска металлическими пластинками. Золотые зеркала были слишком дороги, но не столько это обстоятельство препятствовало их распространению, сколько желтоватый оттенок, который они придавали отражению. Бронзовые зеркала были сравнительно дешевы, но страдали тем же недостатком и к тому же быстро тускнели. Отполированные же серебряные пластины отражали все черточки лица без наложения какого-либо оттенка и в то же время достаточно хорошо сохранялись.

Первые стеклянные зеркала, появившиеся еще в I в. н.э., были «бессеребренниками»: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной. Такие зеркала исчезли в средние века, их вновь потеснили металлические. В XVII в. была разработана новая технология изготовления зеркал; их отражающая поверхность была сделана из амальгамы олова. Однако позже серебро вернулось в эту отрасль производства, вытеснив из нее и ртуть, и олово. Французский химик Птижан и немецкий – Либих разработали рецепты серебрильных растворов, которые (с небольшими изменениями) сохранились до нашего времени. Химическая схема серебрения зеркал общеизвестна: восстановление металлического серебра из аммиачного раствора его солей с помощью глюкозы или формалина.

Придирчивый читатель может задать вопрос: а причем здесь техника?

В миллионах автомобильных и прочих фар свет электрической лампочки усиливается вогнутым зеркалом. Зеркала есть во множестве оптических приборов. Зеркалами снабжены маяки.

Зеркала прожекторов в годы войны помогали обнаружить врага в воздухе, на море и на суше; иногда с помощью прожекторов решались тактические и стратегические задачи. Так, при штурме Берлина войсками Первого Белорусского фронта 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе, и это способствовало быстрому исходу операции.

Серебряное зеркало проникает в космос и, к сожалению, не только в приборах. 7 мая 1968 г. в Совет Безопасности был направлен протест правительства Камбоджи против американского проекта запуска на орбиту спутника-зеркала. Это спутник – нечто вроде огромного надувного матраца со сверхлегким металлическим покрытием. На орбите – «матрац» наполняется газом и превращается в гигантское космическое зеркало, которое, по замыслу его создателей, должно было отражать на Землю солнечный свет и освещать площадь в 100 тыс. км 2 с силой, равной свету двух лун. Назначение проекта – осветить обширные территории Вьетнама в интересах войск США и их сателлитов.

Почему так энергично запротестовала Камбоджа? Дело в том, что при осуществлении проекта мог нарушиться световой режим растений, а это в свою очередь вызвать неурожай и голод в государствах Индокитайского полуострова. Протест возымел действие: «матрац» в космос не полетел.

И пластичность, и блеск

«Светлое тело, которое ковать можно», – так определял металлы М.В. Ломоносов. «Типичный» металл должен обладать высокой пластичностью, металлическим блеском, звонкостью, высокой теплопроводностью и электропроводностью. Применительно к этим требованиям серебро, можно сказать, из металлов металл.

Судите сами: из серебра можно получить листки толщиной всего лишь 0,25 мкм.

Металлический блеск – отражательная способность, о которой говорилось выше. Можно добавить, что в последнее время получили распространение родиевые зеркала, более стойкие к воздействию влаги и различных газов. Но по отражательной способности они уступают серебряным (75...80 и 95...97% соответственно). Поэтому сочли более рациональным покрытие зеркал делать все же серебряным, а поверх него наносить тончайшую пленку родия, предохраняющую серебро от потускнения.

В технике весьма распространено серебрение. Тончайшую серебряную пленку наносят не только (и не столько) ради высокой отражательной способности покрытия, а прежде всего ради химической стойкости и повышенной электропроводности. Кроме того, этому покрытию свойственны эластичность и прекрасное сцепление с основным металлом.

Здесь опять возможна реплика придирчивого читателя: о какой химической стойкости может идти речь, когда в предыдущем абзаце говорилось о защите серебряного покрытия родиевой пленкой? Противоречия, как это ни странно, нет. Химическая стойкость – понятие многогранное. Серебро лучше многих других металлов противостоит действию щелочей. Именно поэтому стенки трубопроводов, автоклавов, реакторов и других аппаратов химической промышленности нередко покрывают серебром как защитным металлом. В электрических аккумуляторах с щелочным электролитом многие детали подвергаются опасности воздействия на них едкого кали или натра высокой концентрации. В то же время детали эти должны обладать высокой электропроводностью. Лучшего материала для них, чем серебро, обладающее устойчивостью к щелочам и замечательной электропроводностью, не найти. Из всех металлов серебро самый электропроводный. Но высокая стоимость элемента №47 во многих случаях заставляет пользоваться не серебряными, а посеребренными деталями. Серебряные покрытия хороши еще и тем, что они прочны и плотны – беспористы.

По электропроводности при нормальной температуре серебру нет равных. Серебряные проводники незаменимы в приборах высокой точности, когда недопустим риск. Ведь не случайно в годы второй мировой войны казначейство США раскошелилось, выдав военному ведомству около 40 т драгоценного серебра. И не на что-нибудь, а на замену меди! Серебро потребовалось авторам «Манхэттенского проекта». (Позже стало известно, что это был шифр работ по созданию атомной бомбы.)

Следует отметить, что серебро – лучший электропроводник при нормальных условиях, но, в отличие от многих металлов и сплавов, оно не становится сверхпроводником в условиях предельно достижимого холода. Так же, кстати, ведет себя и медь. Как ни парадоксально, но именно эти, замечательные по электропроводности металлы при сверхнизких температурах используют в качестве электроизоляторов.

Машиностроители шутя утверждают, что земной шар крутится на подшипниках. Если бы так было на самом деле, то можно не сомневаться – в столь ответственном узле наверняка применялись бы многослойные подшипники, в которых один или несколько слоев серебряные. Танки и самолеты были первыми потребителями драгоценных подшипников.

В США, например, производство подшипников из серебра началось в 1942 г., тогда на их производство было выделено 311 т драгоценного металла. Через год эта цифра выросла до 778 т.

Выше мы упоминали о таком качестве металлов, как звонкость. И по звонкости серебро заметно выделяется среди других металлов. Недаром во многих сказках фигурируют серебряные колокольчики. Колокольных дел мастера издавна добавляли серебро в бронзу «для малинового звона». В наше время струны некоторых музыкальных инструментов делают из сплава, в котором 90% серебра.

Фото и кино

Фотография и кинематограф появились в XIX в. и дали серебру еще одну работу. Особое качество элемента №47 – светочувствительность его солей.

Более 100 лет известен фотопроцесс, но в чем его сущность, каков механизм реакции, лежащей в его основе? До последнего времени это представляли весьма приближенно.

На первый взгляд все просто: свет возбуждает химическую реакцию, и металлическое серебро выделяется из серебряной соли, в частности из бромистого серебра – лучшего из светочувствительных материалов. В желатине, нанесенной на стекло, пленку или бумагу, эта соль содержится в виде кристаллов с ионной решеткой. Можно предположить, что квант света, падая на такой кристалл, усиливает колебания электрона на орбите иона брома и дает ему возможность перейти к иону серебра. Таким образом, пойдут реакции:

Br – + hv → Br + e –
и
Ag + + e – → Ag

Однако весьма существенно то, что состояние AgBr более устойчиво, чем состояние Ag + Br. Вдобавок к этому выяснилось, что совершенно чистое бромистое серебро вообще лишено светочувствительности.

В чем же тогда дело? Как оказалось, чувствительны к действию света только дефектные кристаллы AgBr. В их кристаллической решетке есть своего рода пустоты, которые заполнены добавочными атомами серебра или брома. Эти атомы более подвижны и играют роль «электронных ловушек», затрудняя обратный переход электрона к брому. После того как электрон будет «выбит из седла» квантом света, один из «посторонних» атомов обязательно примет его. Вокруг такого «зародыша светочувствительности» адсорбируются и закрепляются выделившиеся из решетки атомы серебра. Освещенная пластинка ничем не отличается от неосвещенной. Изображение на ней появляется лишь после проявления. Этот процесс усиливает действие «зародышей светочувствительности», и изображение после закрепления становится видимым. Такова принципиальная схема, дающая самое общее представление о механизме фотопроцесса.

Фото- и кинопромышленность стали крупнейшими потребителями серебра. В 1931 г., например, США на эти цели расходовали 146 т драгоценного металла, а в 1958 – уже 933 т.

Старые фотоснимки и, в частности, фотодокументы со временем выцветают. До последнего времени был лишь один способ их восстановления – репродукция, пересъемка (с неизбежными потерями качества). Совсем недавно найден иной способ реставрации старых фотографий.

Снимок облучают нейтронами, и серебро, которым он «нарисован», превращается в свой короткоживущий радиоактивный изотоп. В течение нескольких минут это серебро испускает гамма-лучи, и если в это время на фотографию наложить пластинку или пленку с мелкозернистой эмульсией, то можно получить изображение, более четкое, чем на оригинале.

Светочувствительность серебряных солей используют не только в фотографии и кино. Недавно из ГДР и США почти одновременно поступили сообщения об универсальных защитных очках. Стекла их изготовлены из прозрачных эфиров целлюлозы, в которых растворено небольшое количество галогенидов серебра. При нормальном освещении такие очки пропускают около половины падающих на них световых лучей. Если же свет становится сильнее, то пропускная способность стекол падает до 5...10%, поскольку происходит восстановление части серебра и стекло, естественно, становится менее прозрачным. А когда свет снова слабеет, происходит обратная реакция и стекла приобретают большую прозрачность.

Атомная служба серебра

Кинематограф и фотография достигли расцвета в XX в. и стали потреблять серебро в значительно больших, чем прежде, количествах. Но во второй четверти этого века появился еще один претендент на первоочередное использование элемента №47.

В январе 1934 г. была открыта искусственная радиоактивность, возникающая под влиянием обстрела нерадиоактивных элементов альфа-частицами. Немного позже Энрико Ферми попробовал иные «снаряды» – нейтроны. При этом регистрировали интенсивность возникающего излучения и определяли периоды полураспада новых изотопов. Облучали поочередно все известные к тому времени элементы, и вот что оказалось. Особенно высокую радиоактивность под действием бомбардировки нейтронами приобретало серебро, а период полураспада образующегося при этом излучателя не превышал 2 минут. Именно поэтому серебро стало рабочим материалом в дальнейших исследованиях Ферми, при которых было открыто такое практически важное явление, как замедление нейтронов.

Позже этой особенностью серебра воспользовались для создания индикаторов нейтронного излучения, а в 1952 г. серебро «прикоснулось» и к проблемам термоядерного синтеза: первый залп нейтронов из плазменного «шнура» был зафиксирован с помощью погруженных в парафин серебряных пластин.

Но атомная служба серебра не ограничивается областью чистой науки. С этим элементом сталкиваются и при решении сугубо практических проблем ядерной энергетики.

В современных атомных реакторах некоторых типов тепло отводят расплавленными металлами, в частности натрием и висмутом. В металлургии хорошо известен процесс обезвисмучивания серебра (висмут делает серебро менее пластичным). Для атомной техники важен обратный процесс – обессеребрение висмута. Современные процессы очистки позволяют получать висмут, в котором примесь серебра минимальна – не больше трех атомов на миллион. Зачем это нужно? Серебро, попади оно в зону ядерной реакции, будет по существу гасить реакцию. Ядра стабильного изотопа серебро-109 (на его долю в природном серебре приходится 48,65%) захватывают нейтроны и превращаются в бета-активное серебро-110. А бета-распад, как известно, приводит к увеличению атомного номера излучателя на единицу. Таким образом, элемент №47 превращается в элемент №48, кадмий, а кадмий – один из сильнейших гасителей цепной ядерной реакции.

Трудно перечислить все современные службы элемента №47. Серебро нужно машиностроителям и стекловарам, химикам и электротехникам. Как и прежде, этот металл привлекает внимание ювелиров. Как и прежде, часть серебра идет на производство медикаментов. Но главным потребителем элемента №47 стала современная техника. Не случайно уже довольно давно была отчеканена последняя в мире чисто серебряная монета. Слишком ценен и нужен этот металл, чтобы ходить по рукам.

Серебро и медицина

О бактерицидных свойствах серебра, о целительности «серебряной» воды писали много. В особо крупных масштабах воду «серебрят» на океанских кораблях. В специальной установке, ионаторе, пропускают переменный ток через воду. Электродами служат серебряные пластинки. За час в раствор переходит до 10 г серебра. Этого количества достаточно, чтобы дезинфицировать 50 кубометров питьевой воды. Насыщение воды ионами серебра строго дозируют: избыток ионов представляет определенную опасность – в больших дозах серебро токсично.

Об этом, разумеется, знают фармакологи. В клинической медицине применяют многочисленные препараты, содержащие элемент №47. Это органические соединения, преимущественно белковые, в которые введено до 25% серебра. А известное лекарство колларгол содержит его даже 78%. Любопытно, что в препаратах сильного действия (протаргол, протаргентум) серебра меньше, чем в препаратах мягкого действия (аргин, соларгеитум, аргирол и другие), но в раствор они отдают его значительно легче.

Определен механизм действия серебра на микроорганизмы. Оказалось, что оно инактивирует определенные участки молекул ферментов, то есть действует как ферментный яд. Почему же тогда эти препараты не угнетают деятельность ферментов в человеческом организме, ведь и в нем обменом веществ руководят ферменты? Все дело в дозировке. В микроорганизмах процессы обмена идут намного интенсивнее, чем в более сложных. Поэтому можно подобрать такие концентрации соединений серебра, которых с лихвой хватило бы па уничтожение микробов, но безвредные для человека.

Заменители серебра

Дефицит серебра – явление не новое. Еще в первой половине XIX в. он стал причиной конкурса, победители которого не только получили большие премии, но и обогатили технику несколькими весьма ценными сплавами. Нужно было найти рецепты сплавов, способных заменить столовое серебро. Так появились нейзильбер, мельхиор, аргентан, «немецкое серебро», «китайское серебро»... Все это сплавы на основе меди и никеля с разными добавками (цинк, железо, марганец и другие элементы).

Серебро и стекло

Эти два вещества встречаются не только в производстве зеркал. Серебро нужно для изготовления сигнальных стекол и светофильтров, особенно когда важна чистота тонов. Например, в желтый цвет стекло можно окрасить несколькими способами; окислами железа, сульфидом кадмия, азотнокислым серебром. Последний способ самый лучший. С помощью окислов железа очень трудно добиться постоянства окраски, сульфид кадмия ужесточает технологию – при длительном воздействии высоких температур он превращается в окись, которая делает стекло непрозрачным и не окрашивает его. Небольшая добавка (0,15...0,20%) азотнокислого серебра придает стеклу интенсивную золотисто-желтую окраску. Правда, здесь есть одна тонкость. В процессе варки из AgNO 3 выделяется мелкодисперсное серебро и равномерно распределяется по стекломассе. Однако при этом серебро остается бесцветным. Окраска появляется при наводке – повторном обогреве уже готовых изделий. Особенно хорошо окрашиваются серебром высококачественные свинцовые стекла. С помощью серебряных солей можно наносить золотисто-желтую окраску на отдельные участки стеклянных изделий. А оранжевое стекло получают, вводя в стекломассу золото и серебро одновременно.

Самая известная соль

Фамилия одного из самых запоминающих персонажей Ильфа и Петрова, Никифора Ляписа, ассоциируется обычно со словом «ляпсус». А ляпис – азотнокислое серебро – это самая известная соль элемента №47. Первоначально, во времена алхимиков, эту соль называли lapis infernalis, что в переводе с латыни на русский значит «адский камень».

Ляпис обладает прижигающим и вяжущим действием. Взаимодействуя с белками тканей, оп способствует образованию белковых солей – альбуминатов. Свойственно ему и бактерицидное действие – как и всякой растворимой соли серебра. Поэтому ляпис широко применяют не только в химических лабораториях, но и в медицинской практике.


Чистое серебро – металл невероятно красивый, но не очень практичный. Серебро высшей пробы мягковато, легко царапается, быстро теряет глянец. Ажурные детали ювелирных изделий из чистого серебра при интенсивной носке и неаккуратной чистке даже мягкими абразивами теряют рельефность, сглаживаются. В результате серебряное украшение утрачивает выразительность. Снижается его привлекательность и художественная ценность.

Быть может, для изготовления ювелирных украшений есть смысл использовать сплавы с легированным серебром? Есть, и немалый – уверены мастера всего мира. Вот только процент лигатурных включений в серебряные сплавы у всех разный. Кто-то считает 5% добавок достаточными, а кто-то смело прибавляет к драгоценному металлу до 50% бог весть каких лигатур – и громко нахваливает свой товар.

Потому и пришлось властям ввести стандарты пробирования сплавов благородных металлов. Только так удалось прекратить произвол самодеятельных мастеров, охочих до получения сверхприбыли.

Некоторые отечественные и зарубежные пробы серебра

В целом российская система пробирования серебра соответствует международным нормам. Трехзначное число – номер пробы – отражает точное количество граммов драгоценного металла в килограмме ювелирного сплава.

Лигатурой в серебряных сплавах чаще всего является медь: металлы «дружат» между собой, отлично смешиваясь, прекрасно сплавляясь, а главное, сообщая друг другу множество полезных свойств.

Добавка в лигатуру кадмия резко удорожает изделие, заметно повышая при этом выразительные свойства металла. Вместо меди (или вместе с медью) к серебру могут примешиваться алюминий, цинк, никель. Однако общепринятым ювелирным стандартом является сплав серебра с медью.

Минимально допустимой считается 750-я или 800-я пробы. При этом в странах бедного юга с успехом изготавливают украшения из серебра 600-й пробы.

Кстати говоря, нередко рыночные торговцы Юго-Востока настойчиво предлагают нашим туристам серебряные безделушки заметно красного оттенка, утверждая при этом: металл изделия – качественное серебро полноценной 600-й пробы.

На самом деле покраснение серебряного сплава говорит о том, что количество меди в изделии просто зашкаливает. Красноватым сплав становится уже тогда, когда соотношение серебра и меди паритетно (по 50%). Чем больше меди – тем краснее отлив.

Есть все основания полагать, что внешний вид таких изделий сильно страдает в течение минимального времени пользования, ведь даже 720-я проба серебра означает: украшение желтовато цветом, образование окисной пленки происходит быстро...

Тем не менее, серебро 720-й пробы в отечественной ювелирной практике используется: как припой между высокопробными деталями, как материал для застежек и замочков, пружинок, игл и т.п.

Серебро 800-й (и даже 750-й) пробы считается пригодным для изготовления столовых приборов, солонок, масленок и прочей посуды. Правда, такое серебро требует постоянного ухода – то есть периодического очищения от окисной пленки.

Немного легче живется владельцам столового серебра 875-й пробы. Это все еще низкопробный сплав, однако из него уже можно изготавливать не только посуду и столовые приборы – салфеточные кольца, рюмки, бокалы и разливочные емкости, пепельницы – но и интерьерные украшения.

Хорошим столовым серебром заслуженно считается сплав 916-й пробы. Именно этот сплав используется для изготовления наборов, украшенных эмалевым покрытием или позолотой.

Знаменитое стерлинговое серебро – это серебряный сплав 925-й пробы. Стерлинг – древняя (ΧΙV века) английская монета. Принято считать, что серебро, шедшее на чеканку стерлингов, было наиболее качественным. Стерлинговое серебро и сегодня считается наилучшим материалом для изготовления украшений, предметов искусства и быта.

Применяемое в ювелирной практике серебро 960-й пробы не имеет внешних различий с чистым серебром. Изделия из этого сплава отличаются высочайшими художественными достоинствами, но в носке требует особо бережного отношения. Пластичность мягкого металла нисколько не способствует долговечности таких украшений.

Серебро 999-й пробы в большом почете у жителей Дальнего Востока. Японцы, давно и прочно уверовавшие в тесную взаимосвязь чистого серебра и Луны, населенной милостивыми к людям божествами, с охотой покупают украшения из серебра 1000-й пробы.

Система проб металлов:
Металл Метрическая Золотниковая Каратная
Золото 375 36 9
Золото 500 48 12
Золото 583 / 585 56 14
Золото 750 72 18
Золото 958 92 23
Золото 999 96 24
Серебро 750 72 18
Серебро 800 - -
Серебро 875 84 21
Серебро 916 88 22
Серебро 925 - -
Серебро 960 - -
Серебро 999 96 24
Платина 950 - -
Палладий 500 - 12
Палладий 850 - -

Прагматичные французы всего более любят серебро 800-й пробы – в то время как остальные европейцы предпочитают покупать изделия из серебряного сплава пробы 935.

Виды серебра

Разноцветным золотом уже никого не удивишь. Серебро же выпускается в единственной цветовой вариации – белой! Но все-таки благородный металл бывает разным.

Стерлинговое серебро бело, прочно, не склонно к почернению. Цвет его характеризуется как ослепительный, а качество – как эталонное. Черненое серебро – продукт применения особых ювелирных технологий, связанных с созданием расплавов черного цвета.

Черненые серебряные украшения производят впечатление старинных, считаются магически сильными и превозносятся как амулеты и обереги. Современные технологии позволяют полноценное чернение заменять быстрым и неглубоким оксидированием. Новое оксидированное серебро неотличимо от серебра черненого, но сохраняет высокие эстетические кондиции не так долго.

Филигранным серебром зовутся изделия ажурные, выполненные с выделением мельчайших деталей. По сути, филигранное серебро – это кружево, сплетенное из тонких серебряных проволочек и либо напаянное на фон, либо помещенное в оправу.

В последние десятилетия стало популярным матовое серебро. Микрошероховатости на поверхности изделий создаются путем обработки серебра специальной жидкой взвесью химически активных ингредиентов.

Имитации серебра

Имитации серебра – вовсе не обязательно подделки драгоценного металла. Мельхиор и нейзильбер создавались как недорогая замена дорогому материалу. Серебряная поталь – тонкая фольга из алюминиево-цинкового сплава – используется для облицовки неметаллических скульптурных форм с целью придания им серебристого блеска.

Мельхиор – известный с доисторических времен сплав меди и никеля с небольшими включениями железа и марганца (или без них). Столовые приборы из мельхиора долго считались достойной заменой серебряным ложкам и вилкам, однако теперь признано: никель вреден для организма.

Нейзильбер – разновидность мельхиора с примесью цинка. Сплав недорог, но для изготовления столовых приборов пригоден лишь условно: если ложку из нейзильбера не покрыть слоем натурального серебра, еда приобретет металлический привкус.

Имитации серебра существуют официально, на законных основаниях. Поддельное серебро – это сплавы, создаваемые для злонамеренной имитации природного серебра. В состав смеси нередко входит немного серебра и даже золота (хотя основой является все тот же нейзильбер), а также железо.

Из поддельного серебра изготавливаются ювелирные изделия, чеканятся фальшивые инвестиционные монеты, отливаются слитки небольшой массы – с целью активной реализации через интернет.

Особым мастерством в подделке серебра «славятся» китайцы. Многие покупатели почему-то уверены, что пробирование серебряных изделий не обязательно, и потому наличие так называемых именных или фирменных клейм, по их мнению, равнозначно наличию оттиска с пробой. Китайские «специалисты» настолько поднаторели в фальсификации серебряных сплавов и клейм, что не стесняются выпускать в оборот не слишком точные копии продукции известнейших брендов.


Продавцы бижутерии нередко применяют выражение «тибетское серебро», говоря о высоком процентном содержании природного серебра в сплаве. На самом деле речь идет о хорошо знакомом нейзильбере, действительно (чаще – мнимо) обогащенном настоящим серебром.

В лучших образцах так называемого тибетского серебра содержится до 30% драгоценного металла. В худших – серебра не обнаруживается вовсе.

Мошенниками введено в оборот понятие «ленинградского серебра». Без вины виноватыми оказались предприятия петербуржской фирмы, выпускающей посеребренную латунную бижутерию. Преступники скупают весьма качественную продукцию, оснащают украшения рельефным клеймом, напоминающим пробирный штамп, навешивают фальшивые ярлыки и продают изделия как серебряные. На самом деле никакого специального «ленинградского серебра» не существует в природе!

Как определить подделку?

В домашних условиях определить подлинность серебряного изделия и соответствие пробы действительному качеству металла очень сложно. Распространенные советы рекомендуют прислушиваться к чистоте звона приобретаемого серебра, проверять его на твердость и теплопроводность, воздействовать на сплав доступными в быту химикатами.

Выполнение любой из рекомендаций не дает достоверного результата. Выход один – покупать серебро нужно только у авторитетных поставщиков клейменных государственной пробирной палатой ювелирных изделий. Все остальные способы приобретения серебра не дают уверенности в справедливости сделки.

Серебро известно человечеству с древних времен, но продолжает оставаться востребованным и в настоящее время. Его физические свойства резко отличаются от всех других благородных металлов.

Серебро очень пластично, хорошо поддается ковке и крайне тягуче. Степень мягкости ниже чем у золота, но выше меди. Металл обладает самой высокой электро- и теплопроводностью, отличной отражательной способностью, не вступает в реакцию с другими металлами и прекрасно полируется.

Ювелиры издавна используют серебро для изготовления украшений. Однако в чистом виде его не используют. Из-за своей мягкости изделие легко деформируется, царапается и теряет четкость рельефных узоров. Серебро боится сероводорода и озона и быстро темнеет, покрываясь черным трудноудалимым налетом. Для усиления прочностных характеристик серебро соединяют с некоторыми металлами: медью,алюминием, кадмием, никелем, цинком и родием. Такие добавки называют лигатурами.

Они придают серебру твердость и износоустойчивость. Из металла с полученными качествами ювелиры изготавливают высокохудожественные изделия самой сложной техники исполнения.

Чтобы оценить содержание серебра в сплаве пользуются знаком проба, который показывает какое количество граммов серебра содержится в одном килограмме сплава. Наиболее известны широкому потребителю 875, 925, 960 и 999 пробы.

При сплавлении с несколькими металлами используется более сложная технология. Так для получения сплава серебро-медь-цинк-кадмий каждый металл предварительно раскатывают в тончайшие пластины. Потом эти пластины заворачивают в серебряные листы, пакетируют, прессуют, отбивают и плавят.

Однако введение несоответствующего количества лигатуры в серебро, сплав может не улучшить свойства серебра, а резко ухудшить. Например, при введении в сплав 1% никеля, прочность его повышается, а уже при 2,6% сплав приобретает ломкость. Если в сплав серебра с медью добавить больше чем 9% олова, то такой сплав получится хрупким, начнет плавиться и окисляться.

Во избежание таких проблем ювелиры добавляют к серебру наиболее подходящий металл- медь. Обычная норма введения меди составляет от 5 до 50%. Изделия имеют прекрасный внешний вид и похожи на чистый металл.

Сплав шибуичи , полученный в Японии, состоит лишь на ¼ из серебра, а ¾ приходится на медь. Сплав с добавлением 5% золота тоже имеет такое же название. Сплав очень популярен в настоящее время. Изделия обычно патинируются для придания красивых оттенков. Широко применим в изготовлении браслетов, рукояток ножей, колец, сережек и брошей.


В России сплавы металлов регулируются ГОСТ. Согласно ему, серебро имеет краткое обозначение – Ср, золото- Зл, палладий – Пд, медь- М.

Сплав серебра и меди, формула его легко читается и понятна своей простотой.

Так сплав ЗлСрМ585-80 (именуемый красное золото) содержит в себе золота 585 частей, серебра – 80 частей, оставшиеся части составляет медь (1000-585-80=335). То есть слиток сплава такой марки весом 100 грамм содержит 58,5 г золота, 8г. серебра и 33,5 г. меди.

Наиболее известные и широкоприменяемые сплавы: Ag 960, Ag 925, Ag 875, Ag 830, Ag 800

  • Также стоит отметить так называемый сплав технического серебра

Металл марки серебра содержится от 49,5 до 50,5%. Железа не более 0,13%, свинца – 0,005%, сурьмы и висмута – по 0,002%. Остальное медь.

Вместе с тем, для защиты серебра от воздействия окружающей среды применяют и гальванические покрытия родированием, никелированием или нанесением слоя прозрачного лака. В случае длительного хранения изделие пассивируют воском.