Региональные компоненты в доу. Региональный компонент в доу по фгос. Ознакомление с окружающим миром


Содержание регионального компонента «Родной край» направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного села; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Липецкий край; формирование представлений о достопримечательностях родного села и его государственных символах; воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Липецкой области; ознакомление с картой Липецкой области и своего района.


Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям: управление реализацией программы; создание и обновление предметно- развивающей среды; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.


Первое направление – управление реализацией программы. Для реализации регионального компонента в условиях ДОУ необходимо создать соответствующие условия: кадровая подготовка, расстановка специалистов разного профиля: наличие специалиста по краеведческой работе в ДОУ; программно-методическое обеспечение: грамотное сочетание комплексной образовательной программы, ряда инновационных программ и новых эффективных технологий; эстетическая развивающая среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры. Обязательной составляющей является программное обеспечение дополнительных услуг по приоритетному направлению.






Использование экспонатов и краеведческого материала будет способствовать формированию знаний о родном крае, развитию познавательных интересов, духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Создать небольшой музей непосредственно в дошкольном учреждении или посещать районный краеведческий музей.


Третье направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.








Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, семейный проект «Родословное древо моей семьи», конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.




Планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы по краеведению «Родной край»: дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме), природе Липецкой области; проявляют заботу о своей семье; имеют первичные представления об истории родного края; о людях, прославивших Липецкий край; могут рассказать о своем родном селе, назвать его; знают государственную символику родного села; проявляют интерес к народному творчеству, узнают и называют изделия народного промысла Липецкой области (Елецкие кружева, романовская игрушка); знают представителей растительного и животного мира Липецкой области; имеют представление о карте родного края;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 75 «Гвоздичка»

Выступление на семинаре

«Национально-региональный компонент в ДОУ»

Подготовила:

Воспитатель Метуданова А.О.

Набережные Челны, 2013

Сегодня современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка.

При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщённый опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный образовательный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идёт о прогрессивном социальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания.

Второй аспект решения рассматриваемой проблемы связан с реализацией содержания национально-регионального образовательного компонента. Здесь возможны два пути:

1. Накопление Федерального образовательного компонента содержанием, раскрывающим отдельные национальные социокультурные ценности.

2. Включение в программу образовательных учреждений дисциплин, содержание которых непосредственно отражает социальный национальный опыт.

Т. национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определёнными дидактическими и воспитательными возможностями:

Обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

Способен формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;

Позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

Создаёт условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

Способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона;

Формирует региональную общность людей.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:

1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

3. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.

5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.

6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.

7. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.

Условия для успешного решения поставленных задач:

1. Компетентность педагога по данной проблеме.

2. Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме.

Какие пути реализации национально-регионального компонента в ДОУ наиболее оптимальны? Обозначены наиболее приоритетные на сегодня направления деятельности дошкольных учреждений в рамках реализации общей проблемы национально-регионального компонента. Это:

  • интегрирование национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс старших дошкольников;
  • кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, туризм, музей и т.д.)

Обогащая круг представлений о родном крае, мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью. Наиболее эффективной формой работы является использование методов проблемно-поискового развивающего характера: исследования, опытно-экспериментальной деятельности, метод проекта, экскурсий - поисков, бесед, комплексных занятий. Метод диалога является основным в процессе всех видов занятий.

Работа по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Одним из перспективных методов в работе с семьёй является метод исследовательской проектной деятельности.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с родным краем позволит сформировать нравственно-патриотический компонент в базисных характеристиках личности ребёнка-дошкольника:

  • интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду, любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях;
  • интерес к истории родного края, желание заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  • интерес и уважение к культуре и традициям татарского народа;
  • интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице, городу, республике;
  • восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь;

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя, её семантической стороны, формирование навыков понимания и построения развёрнутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.


По социально-коммуникативному развитию воспитанников»

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.


Слайд 2

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП ДОУ № 29 г. Липецка в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Липецка.

Вариативность содержания дошкольного образования в каждом ДОУ индивидуальна и определяется ООП учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы.

С сентября 2014 года наше учреждение является Ресурсным центром по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и мы движемся в данном направлении.

Слайд 3

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.


Слайд 4

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Слайд 5

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

Знакомить детей с особенностями и традициями города Липецка;

Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

Знакомить с именами знаменитых земляков;

Формировать знания о живой и неживой природе города;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Слайд 6

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:


  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

  • использование программ и технологий по краеведению;

  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

  • учет специфики организации и построения педагогического процесса;

  • использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Слайд 7

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:


  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

  • принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства

  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

  • принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

Слайд 8

Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:


  • Создание культурно-развивающей среды в ДОУ



  • Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность

Слайд 9
Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент)


3-4года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители.

Знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке, называет домашний адрес, название города в котором он живет.

Знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города, называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников.

Имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города.

Слайд 10

Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.
Слайд 11

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п. Наше ДОУ сотрудничает с Липецким музеем народного и декоративно-прикладного искусства). Среди детей и педагогов популярна выездная программа «Музей в корзинке», «Школа ремёсел». В музее накоплен определённый опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, воспитателями детских садов и методистами. Программа «Прикоснись к музею» рассчитана именно на эту аудиторию. Для реализации программы привлекаются различные специалисты: научные сотрудники и методисты Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства, преподаватели художественно-графического факультета ЛГТУ, народные мастера, художники. В рамках реализации программы в музее особое место отводится семейному воспитанию. Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства предлагает различные формы сотрудничества:

Обзорные (по всем залам музея) и тематические экскурсии (по заказу), данную форму мы взяли для себя основой.

Интерактивные музейные занятия (по заказу) в помещении музея и на

выезде. Так же проводятся мастер – классы для детей:


  1. «Тряпичная кукла».

  2. «Плат узорный» (техника набойки).

  3. «Птички» (лоскутное шитьё).

  4. «Романовская игрушка».

  5. «Ткачество. Фенечки».

  6. «Вырезанки», работа с бумагой

Слайд 12

Интеграция регионального компонента

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День металлурга, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

Слайд 13

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

Для достижения качественного результата по реализации регионального компонента в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в нашем ДОУ в вариативной части образовательной программы мы используем парциальные программы и технологии:


  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.А. Князева, М.Д. Маханева);

  • «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитаний (под общ. ред. Т, И. Оверчук)

  • С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. (Под ред. Л.А. Кондрыкинской)

  • Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

  • Ботякова О. А. Солнечный круг: Детский народный календарь.

  • Опыт работы ДОУ №118 и №103 г. Липецка по теме « Региональный компонент содержания образования детей в ДОУ»

  • Программа патриотического воспитания «Патриот» (для детей старшего дошкольного возраста) воспитателя ДОУ №29 Чистяковой Л.А
Любовь к родному городу прививаем детям с младшего возраста.
Слайд 14

Творческой группой ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 5 блоков:


  1. ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТО РИЯ

  2. ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА

  3. МИР ПРОФЕССИЙ

  4. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ
5 . ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
По каждому блоку разработаны темы и определены формы работы с учетом возрастных особенностей детей группы.
Слайд 15, 16
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ»

Задачи

Темы и формы работы

Формировать знания о родном городе Липецке, его культурных и исторических ценностях

Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями

Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала


Тема «Где мы живем»


  • «Мой дом, моя улица»

  • «Любимый детский сад»

  • «Улицы родного города»

  • «Жизнь города»
Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы:

  • вокруг детского сада, к зданиям, по улице города.
Сюжетно-ролевые игры:

  • Семья

  • Улица города
Содружество с семьей

  • Анкетирование «Знаете ли вы как достопримечательности города»

  • День открытых дверей


Расширять знания детей о родном городе Липецке, его культурных и исторических ценностях.

Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города.

Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала.


Старший дошкольный возраст

Тема «Где мы живем»


  • Мой родной город, край

  • Символика города

  • Памятные места

  • Путешествие в прошлое города

  • Липецк - город будущего
Экскурсии:

  • Азбука пешехода

  • К местам боевой славы

  • В Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства
Сюжетно-ролевые игры:

  • Дом-семья

  • Улица города

  • Стройка
Конкурсы:

  • Рисунков «Липецк-город будущего»

  • Изготовление макетов о родном городе»
Содружество с семьей

  • Анкетирование «Знаете ли вы свой город»

  • День открытых дверей

  • Стенд «История одной фотографии»

  • Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми

  • Семейный проект «Семейные традиции»

Слайд 17, 18
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА»


Задачи

Темы и формы работы

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ.

Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу



Младший и средний дошкольный возраст


  • «Деревья вокруг нас»

  • «Труд в природе»

  • «Как птицы в городе готовятся к зиме»

  • «Подкормка птиц»

  • «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо»
Акции

  • Трудовые прогулки-акции

  • Покормим птиц

Содружество с семьей


  • Конкурс «Скворечники для птиц»

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края.

Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её


Старший дошкольный возраст

Тема «Добро пожаловать в экологию»


  • Беседа о домашних и диких животных

  • Кто живет в реке Воронеж?

  • Доктора леса. Для чего человек сажает лес? («Лесное хозяйство Липецка»)

  • «Живая, неживая природа города Липецка»

  • «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе»

Конкурс. Акция. Выставка


  • «Фантазия» /поделки из природного материала/

  • Акция «Вторая жизнь бросового материала»

  • Выставка рисунков «Природа родного города»

Содружество с семьей


  • анкетирование «Что я знаю о природе Липецка»

  • конкурс семейных традиций

  • туристические походы

  • субботник «Озеленение участков д/сада»

Слайд 19, 20
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «МИР ПРОФЕССИЙ»


Задачи

Темы и формы работы

Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе и профессиями их родителей.

Познакомить детей с некоторыми профессиями (врач, воспитатель, строитель и др.)

Воспитывать в детях уважение к труду взрослых.

Младший и средний дошкольный возраст

Тема «Всякий труд почетен»


  • Кто работает в детском саду? /пом.воспитателя, повар, врач, воспитатель, муз.руководитель, дворник/

  • Зачем люди трудятся на кухне

  • Хочу быть как мама, хочу быть как папа

  • Кто работает в городе? /строитель, маляр, каменщик, шофер, продавец, парикмахер, милиционер, почтальон/
Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы)

  • Кто построил этот дом

  • В парикмахерскую
Сюжетно-ролевые игры:

  • Стройка

  • Салон красоты

  • Почта

  • Магазин

  • Детский сад

  • Поликлиника
Встреча с :

  • Наш милый доктор

  • Главный повар

Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе

развивать интерес к труду родителей, родственников, знакомых.

Показать значимость труда каждого человека в благополучии жителей Липецка.

Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, гордиться героизмом и успехами известных людей, ветеранов.

Создавать предпосылки для мотивации дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе.


Старший дошкольный возраст

Тема «Всякий труд почетен»


  • Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, руководитель по ФК, швея/

  • Кто работает в городе? /архитектор, каменщик, сталевар, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД, ветеринар, стоматолог/

  • Кто построил новый город

  • Мебельная фабрика

  • служба «01», «02», «03» всегда на страже города

  • Кем ты будешь, когда станешь взрослым

  • Кто работает на НЛМК /водитель автобуса, машинист крана, экскаватора/
Экскурсии:

  • В школу, библиотеку
Сюжетно-ролевые игры:

  • Стройка

  • Школа, библиотека

  • Железнодорожный вокзал

  • Ателье мод

  • Улица города

Встреча с интересными людьми:


  • Семейная династия
Содружество с семьей:

  • Сбор материала о профессиях родителей

  • Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых»

  • Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны»

Слайд 21, 22
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ»


Задачи

Темы и формы работы

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников.

Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города.


Младший дошкольный возраст


  • Знакомство с фольклором

  • В гости к нам пришли матрешки

  • Чудесный русский сундучок

  • Ярмарка

  • Лавка ремёсел

  • Бабушкина сказки

  • Дедушкины золотые руки
Старший дошкольный возраст

Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям»


  • Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа)

  • Мастера народных ремёсел

  • Традиции русского народа

  • Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

  • Культурные и спортивные центры города

  • Спорт-это здоровье

  • Традиции родного города

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

Слайд 29

Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций Липецкого края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы липецких авторов, знакомим с народными играми т.е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.

Слайд 30

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:


  • Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

  • Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

  • Определяет свою социальную роль;

  • Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

  • Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

  • Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

  • Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

  • Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Слайд 31

Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Слайд 32
Литература:
1.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.

2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края». - Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, 1965.

3. А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории». - Липецк: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991.

4. А. Березен «Земля наша Липецкая». - Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, 1974.

5. «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, 2008.

6. Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Липецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», 2000.

7. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, 1996.

8. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, 1999.

9. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального
компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

1. Интеграция предполагает планирование (отражение тематики в планах. У нас есть темы недели и про город и мир животных и растений сюда и можно включать региональный компонент и приоритетное направление ДОУ)
2. формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
3. подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
4. создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
5. организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
-определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
-выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования
-использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.
Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.
б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.
в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.
К субъективным условиям относится:
а) Личность воспитателя.
б) Предметно-развивающая среда.
Всё это учитывается в разработке региональной программы и её реализации.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования- заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.
Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап)
На пятиминутке было принято решение о сборе материала по региональному компоненту. Каждая группа вытянула фант с заданием (ископаемые, животные, растения и тд). Педагогами собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомами и презентациями. Воспитатели имеют возможность пользоваться разработками своих коллег. Весь материал есть в электронном виде.
Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений.
В каждой группе должны быть оформлены краеведческие уголки.
Работа с семьей (2 этап)
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

Зульфия Низамова

Детство-каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия (В. А. Сухомленский)

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными , географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края выражается в следующем :

Воспитание у ребенка любви к привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

Расширение представлений о городах Республики Татарстан;

Знакомство детей с символами (греб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности :

Центр позновательного развития-уголок УМК :

Для работы и реализации национально-регионального компонента создано предметно – развивающая среда. Которая включает в себя символику России и Татарстана, народное творчество.

Репродуктивная деятельность



После проведения бесед, чтение художественной литературы, экскурсий и прогулок, дети рисовали (лепили из пластилина) то, что им больше всего запомнилось и понравилось :

«Дом в котором мы живем»

«Татарский орнамент»

«Укрась тюбетейку»

«Укрась читек»

Чтение художественной литературы

1. Габдулла Тукай

2. Муса Джалиль

3. Абдулла Алиш

Проводятся беседы с детьми, на которых дети знакомятся с историей села, символикой, с названиями улиц, а также его жителями и их профессиями :

«В единстве наша сила!»

«День флага РФ»

«Знаменательные места села»

Виртуальные экскурсии

Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с историей края и родного села проводятся виртуальные экскурсии. Все это расширяет представления детей о городе, селе, его жителях, достопримечательностях.

Дидактические игры :

«Бу кем?»

«Татар милли рнклре»

«Одень куклу»


Непосредственно-образовательной деятельности :

«Моя семья»

«Моя улица»

«Мой детский сад»

Работа с родителями :

«МЧС - России»

«Мастер-стилист»

Таким образом, любая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает себе возможность решения многих задач, о самое существенное- может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.

Публикации по теме:

Наша Соколовка» (старший дошкольный возраст) Реализация регионального компонента. Задачи. Образовательные. Познакомить детей с историей.

Реализация регионального компонента в условиях ДОО «Реализация регионального компонента в условиях ДОО» Мартыновская Татьяна Александровна, Воспитатель МАДОУ №118 г. Мурманска Жизненный.

Физкультурное–оздоровительное занятие с использованием регионального компонента «Мы идем на ярмарку!» Тип: Физкультурно – оздоровительное. Вид: Физическое развитие Тема: «Мы идем на ярмарку» Цель: Внедрение регионального компонента в работу.

Формирование нравственно-патриотических чувств в формате регионального компонента Патриотизм- это не доблесть, и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко.

Перспективное планирование национального регионального компонента в старшей группе. Перспективное планирование НРК в старшей группе. Сентябрь: Чтение худ. литературы: «Легенды и сказки полярной ночи» Октябрь: Рисование:.

Представление педагогического опыта работы «Реализация национально - регионального компонента в детском саду» 1. Актуальность и перспективность опыта Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного.