Что можно новорожденному 2 месяца. Отклонения или индивидуальные особенности во второй месяц развития ребенка

Ко 2-му месяцу малыш уже привык к новому миру и начинает потихоньку изучать его. Главные достижения начала второго месяца – это улыбка и лепетание. Если в 1м месяце грудничок улыбался обычно во сне и неосознанно, то с 4й недели малыш уже реагирует улыбкой на нежные прикосновения мамы, на ее голос. Примерно с 4-5 недели ребенок начинает гулить , теперь он активно общается с вами, вы ему «Привет», а он вам «Агу». Мама даже может подметить, какое настроение у крохи в зависимости от произносимых звуков. Развивайте слуховые качества малыша, пойте ему песенки, включайте классическую плавную музыку (например, вальсы Штрауса, произведения Моцарта), ребенок слушает и пытается повторить протяжный звук в тон мелодии.

Следующим достижением грудничка на 2м месяце жизни является улучшение зрения , хотя он по-прежнему видит предметы в черно-белом цвете, но уже может следить глазками за движущейся игрушкой или лицом. Когда малыш слышит какой-то звук со стороны, он поворачивает голову в ту сторону. В этом возрасте очень полезной будет музыкальная погремушка, которая играет мелодичную нежную музыку, например «к Элизе», водите ее перед лицом малыша на расстоянии 50 см, или включите в стороне от ребенка. Приобретите мобиль, движущиеся предметы и мелодичная музыка очень нравятся деткам, а мама может получить пару минут свободного времени, пока малыш лежит в кроватке и с интересом рассматривает мишек и заек на игрушке. Чтобы крохе нескучно было лежать в кроватке или коляске, повесьте на ее стенки какие-то рисунки или предметы, очень хорошо, если это будет черно-белая силуэтная графика. Многие дети любят наблюдать за воздушным шаром, висящим над ними. Подуйте на шарик, он зашевелился, а кроха завороженный и восхищенный «ответит» ему.

На 2м месяце по-прежнему основной пищей ребенку служит мамино молочко . Кроха может частенько менять в зависимости от стадии роста, иногда просит каждые 2 часа, а иногда и через 40 минут. В этом возрасте опасно сбить пищеварение, поэтому следите, чтобы малыш сосал неторопливо и не заглатывал воздух. Возможно усиление кишечных колик, следите за своей диетой, не употребляйте продукты, вызывающие повышенное газообразование: яблочный сок, капуста, бобовые, огурцы, исключите из своего рациона кофе, шоколад, жареную и сильно жирную пищу.

Прибавка в весе на 2м месяце составляет 700-1000 грамм , в росте 3 см. Некоторые богатыри набирают и по 1500 грамм, а некоторые 500, прежде чем беспокоиться о введении докорма посчитайте количество мокрых пеленок за день, если больше 12, то ребенку хватает молока.

Если малыш нервничает и , не спешите бежать за смесью, лучше постарайтесь увеличить лактацию, для этого прикладывайте его чаще к груди, чем больше он будет высасывать, тем больше молока прибудет. Увеличьте свой питьевой режим, хорошо помогает чай с молоком, отвары фенхеля, крапивы с базиликом, можно приобрести в аптеке специальные чаи, а также таблетки «Аппилак» на пчелином маточном молочке. И помните, что молока становится меньше от вашего беспокойства, недосыпа. Спите вместе с крохой, ночные кормления и контакт «кожа к коже» улучшат сон и вам, и грудничку.

Наряду со снижением лактации может возникнуть и такая проблема как лактостаз , которая при несвоевременном лечении перерастает в мастит. В решении этой задачи вам поможет малыш, чаще прикладывайте его к больной груди. Делайте массаж, хорошо помогает теплый душ, компрессы из камфарного масла или спирта, только не забудьте тщательно смыть его перед кормлением. Лучшая профилактика лактостаза – это кормление по требованию и ночные прикладывания не менее 3-4 раз.

На коже ребенка могут появиться . Чтобы эти проблемы не возникали, не перегревайте малыша, проводите каждый день купания, складочки обрабатывайте детским маслом. Вовремя меняйте памперсы и не забывайте устраивать попе малыша воздушные ванны на 20-30 мин между сменой подгузника. Двухмесячные детки очень любят купаться, они уже устраивают в ванне кучу брызг, заливаются смехом и радуются даже в преддверии процедуры.

На головке крохи могут появиться жирные корочки , они возникают не из-за неправильного ухода, а из-за несовершенства сальных желез. Чтобы очистить головку смажьте места с ними детским или растительным маслом, наденьте шапочку на 40-50 минут, затем искупайте малыша и помойте головку детским шампунем, корочки отойдут от кожи, и вы можете удалить их ваткой или специальным детским гребешком с шариками на зубьях, чтобы не травмировать кожу.

На 2м месяце уже полезно разнообразить занятия с малышом массажем и гимнастикой . Если у вашего ребенка повышенный тонус ручек и ножек, скорей всего врач-невропатолог назначит вам лечебный массаж у специалиста. Дома же всем малышам полезно делать 8минутный массаж поглаживаниям, а также гимнастику, которая улучшает моторику ребенка, а также позволяет ему избавляться от газиков в животе. Технику проведения этих манипуляций вы можете найти в специальной литературе. Не забывайте выкладывать малыша на животик, к концу 2го месяца грудничок уже должен удерживать головку в течение 15-20 секунд. Выкладывания на живот не только развивают шейные мышцы, но и способствуют отхождению газиков.

Получайте удовольствие от общения с малышом, разговаривайте с ним чаще , пойте ему, носите на ручках. Детки уже начинают меньше спать и требуют развлечений. Соедините сеанс массажа с чтением веселых стишков и потешек, рассказывайте крохе обо всем, что происходит вокруг, вкладывайте ему в ручку погремушки, колечки с разной фактурой, это будет развивать тактильные навыки ребенка.

Если ребенок путает в режиме день с ночью , то будите его днем, если он спит дольше 3-4 часов, ночью успокойте малыша под грудью и ни в коем случае не играйте с ним, постепенно сдвигайте режим вечернего укладывания спать к 21-22 часа. Иногда дети перевозбуждаются купанием, массажем, поэтому проводите их не 21, а в 18 часов, иногда наоборот купание успокаивает кроху. Ваш малыш индивидуален, спокойная и внимательная мама всегда найдет подход к своему ребенку

Ребенок в 2 месяца: особенности и задачи развития, что умеет малыш

Двухмесячный ребенок очень отличается от ребенка в возрасте одного месяца. В возрасте двух месяцев у ребенка происходит новый скачок в развитии малыша. Этот скачок проявляется в двух новых базовых достижениях ребенка. Что это за достижения, как развивать двухмесячного малыша, какие задачи нужно решить, что будет уметь малыш к 3 месяцам, Вы узнаете из этой статьи.

Двухмесячный ребенок: особенности и задачи развития

В возрасте двух месяцев происходят два крупных изменения в поведении ребенка. Каждое из этих изменений – это одновременно и достижение малыша и знак его благополучного развития.

Особенности развития малыша в возрасте 2 месяца: это важно знать

Первое достижение. У двухмесячного ребенка появляется «комплекс оживления». Комплексом оживления называется комплекс эмоциональных, речевых и двигательных действий ребенка в ответ на общение со взрослым. Объясняется это название очень просто:

1) «комплекс» = это не просто улыбка или действие, а комплекс действий ребенка,

2) «оживления» = малыш оживляется, когда видит маму, слышит ее голос.

Двухмесячный ребенок уже не просто улыбается, как ребенок в 1 месяц. Малыш всеми доступными ему способами показывает, как ему приятно общение с мамой. При этом ребенок начинает вокализировать. Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые произносит ребенок на выдохе и которые потом переходят в длительное гуление.

Появление комплекса оживления – это важный сигнал о том, что развитие малыша идет отлично!

Второе достижение. У двухмесячного ребенка появляются движения руки в сторону игрушки, предмета. Сначала малыш случайно схватывает игрушку, а затем учится не просто схватывать ее из удобного положения тела, но и стремиться целенаправленно притянуть игрушку к себе.

Эти достижения ребенка, его новые приобретения в развитии, дают нам возможность решать новые задачи в играх и упражнениях с крохой. Двухмесячный ребенок уже больше времени бодрствует, поэтому в эти свободные от сна и кормления промежутки времени появляется возможность с ним побольше пообщаться и поиграть.

Развитие предречевых реакций у двухмесячного ребенка

Двухмесячный ребенок все чаще и чаще в своих первых «голосовых экспериментах» начинает тянуть гласные . Он еще не гулит, но уже пытается это делать. Поэтому очень важно в возрасте 2 месяцев говорить с малышом медленно, не торопясь, тянуть утрированно в песенках и потешках гласные звуки, давая ему таем самым образец для подражания.

В этом возрасте очень полезно для развития крохи использовать в своей речи разные интонации , которые он уже хорошо различает: ласковую, сердитую, удивленную, печальную, грустную. В этом очень помогут народные и авторские потешки — диалоги, которые надо произносить крохе с разной интонацией.

Когда мама разговаривает с малышом, он может повторять вслед за ней ее звуки и слоги. Это происходит, конечно, случайно, но такие реакции ребенка надо поощрять, играя с ним в диалоги. Разные игры в диалоги Вы можете найти в статье . С двухмесячным малышом они проводятся также, как и с месячным ребенком.

Развитие движений в возрасте 2 месяца

1. Умение держать голову. Двухмесячный малыш уже хорошо держит голову. А к окончанию третьего месяца жизни он в позе лежа на животике приподнимается (опираясь на предплечья рук). При этом он прекрасно удерживает голову. Это «классическая» поза ребенка к трем месяцам. Овладение этим умением очень важно для интеллектуального развития малыша. Ведь как только он сможет в этой позе лежать на животике, он сможет и видеть такой интересный мир вокруг себя!

Двухмесячный малыш может выполнять и новые упражнения.

Упражнение 1.

  • Положите малыша на животик. Если Вы с первого месяца жизни выкладывали ребенка на животик до кормления, то это не вызовет у него трудностей. (Как научить малыша держать голову, лежа на животе – см. «»).
  • На расстоянии 80-100см от глаз ребенка поставьте яркий привлекательный предмет, например, неваляшку. Покачайте неваляшку, чтобы ребенок сосредоточился на ней.
  • Постепенно приближайте неваляшку ближе к ребенку на расстояние вытянутой руки, потом медленно передвигайте игрушку влево – вправо, чтобы ребенок начал за ней следить.

Когда малыш будет легко справляться с этой задачей, усложним упражнение.

Упражнение 2.

Возьмите две яркие игрушки и попеременно играйте то с одной игрушкой, то с другой. В этом упражнении мы учим малыша переключать внимание с одного объекта на другой объект, а это сложно для двухмесячного ребенка. Поэтому такое упражнение мы проводим только 2-3 минуты 2-3 раза в день. Это упражнение очень полезно для двухмесячного ребенка, т.к. развивает:

  • движения ребенка, которые ему нужны для познания окружающего мира.
  • умение следить за предметами и рассматривать их
  • умение переключать внимание с одного предмета на другой

Дополнительные упражнения для развития умения держать голову Вы найдете в статье

2. Переползание. У малыша возникает новое движение – переползание. Двухмесячный ребенок может переползти по кроватке, двигая ручками и ножками. Это не ползание, а именно переползание, т.к. малыш еще тело на весу не держит, а ползет «животом».

3. Подготовка к переворачиванию на бок. Ребенок еще не умеет переворачиваться, но в комлексе упражнений массажа и гимнастики уже нужно предусмотреть упражнения, которые готовят малыша к овладению этим умением.

4. Развитие активности руки (умение удерживать в руке предмет, вложенный в нее мамой)

Развитие слухового сосредоточения

Двухмесячный малыш может сосредоточиться на звуке на 15-30 секунд, прекращая предыдущие свои занятия. Это происходит непроизвольно. Как только он услышит что-то непривычное, занимательное, он замедляет свои движения и начинает искать источник звука. Так он реагирует и на музыкальные игрушки, и на голоса, и на музыку аудиодиска, и на песню мамы. Когда малыш слышит голос мамы, у него возникает комплекс оживления, он хочет видеть ее лицо общаться с ней.

Для развития слухового восприятия будет полезно звучать рядом с кроваткой любой музыкальной игрушкой. Звучащую игрушку каждый раз нужно располагать с новой стороны, чтобы ребенок нашел источник звука и повернул к нему голову. Потряхивая звучащую игрушку, мы перемещаем ее в самых разных направлениях, меняя траекторию движения, делая остановки, меняя скорость перемещения игрушки.

Можно к ножкам или ручкам ребенка привязать колокольчик или звучащее хлопчатобумажное колечко-погремушку. Когда малыш начнет двигаться, колокольчик зазвенит. После игры колокольчик нужно снять с малыша.

Развитие зрительного сосредоточения

Двухмесячный ребенок уверенно сосредотачивает взгляд на интересующем его ярком предмете не менее чем на 5 секунд. Он плавно следит глазами за ярким предметом (который перемещается без звука), когда мама двигает его по кругу, вертикально, горизонтально, змейкой, под разным углом и наклоном, то ближе, то дальше от глаз ребенка. При остановке игрушки малыш останавливает и свой взгляд. Двухмесячный малыш следит за игрушкой плавно в отличие от новорожденного, который передвигает свой взгляд за игрушкой скачками.

С удовольствием будет двухмесячный малыш рассматривать и игрушку би-ба-бо. Это игрушка, надевающаяся на руку, как перчатка. Если Вы будете перемещать такую игрушку в разных направлениях, то малыш будет следить за ней взглядом.

К 3 месяцам у малыша развивается конвергенция – способность рассматривать предметы на близком расстоянии. Поэтому в упражнениях с малышом после 2,5 месяцев уже можно приближать и удалять от его глаз игрушку .

Для двухмесячного малыша уже можно повесить около кроватки картинку и, держа ребенка на руках, показывать ее малышу. Пусть он просто смотрит на картинку, «обследует» ее глазами. При этом Вы можете рассказывать малышу, что на картинке. Например, если это иллюстрация к потешке, то можно спеть песенку об этой кошечке или прочитать стишок. Картинка должна быть яркой и иметь крупные детали. Также можно повесить рядом с кроваткой и разноцветный ленточки, чтобы он мог к ним прикасаться и их рассматривать. В таких рассматриваниях картинок или предметов очень важна речь мамы. Ребенок, слушая речь мамы, учиться вслушиваться в звуки, выделять из них отдельный часто повторяющиеся слова и звуки, свое имя, накапливает словарь. Все это очень понадобится малышу в ближайшем будущем, когда он начнет говорить.

Для двухмесячного малыша не рекомендуют использовать зеркало. Зеркало лучше начать применять к концу месяца, т.е. к 3 месяцам, когда у ребенка сформируется конвергенция. Тогда можно будет проводить упражнения с ним. Для этого маленькое безопасное детское зеркало можно повесить в кроватке на высоте 18 см от глаз. Пусть малыш рассматривает в нем свое лицо, которое для него очень интересно.

Можно давать малышу рассматривать большую куклу типа голыша, класть ее в кроватку, давать рассматривать смешные рожицы и маски, которые есть у Вас дома.

ЭТО ВАЖНО:

С 2,5 месячного возраста игрушки в кроватку ребенка вешаются уже не на расстояние примерно 50 см от глаз, а на расстояние 14-20 см. При подвешивании игрушек надо следить за тем, чтобы ребенок мог достать их рукой. Лучше всего менять высоту подвешивания игрушек – то поднимая их (для рассматривания), то опуская (для захвата ручкой малыша). Придумайте, как Вы будете опускать игрушки выше — ниже, но в любом случае Ваша конструкция должна быть прочной!

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Что важно знать о физическом развитии малыша в 2 месяца? Зачем нужен ребенку мамин массаж?

Как проводить дома массаж для двухмесячного ребенка?

Что умеет двухмесячный малыш к концу месяца?

К концу месяца ребенок умеет:

  • Длительно сосредотачивать свой взгляд на игрушке (25 и более секунд), находясь при этом в положении лежа на спине.
  • Рассматривать игрушку в вертикальном положении тела на руках у мамы малыш может в течение 10 секунд.
  • Интересуется игрушкой и тянется к ней в разных положениях тела: на спине, на животе, на руках у взрослого.
  • Лежа на животе, поднимается на предплечья и смотрит на передвигающегося взрослого или игрушку. Лежа на животе, может высоко поднять голову. Сохраняет это положение 1 минуту и более.
  • Выпрямляет руки в сторону заинтересовавшего его предмета или игрушки, наталкивается руками на низко подвешенные игрушки, оживляется при этом.
  • Пытается дотянуться до игрушки, разжать ладонь.
  • Удерживает в руке вложенную в нее ленточку (в течение двух-трех секунд в два месяца и до 10 секунд и более в три месяца).
  • У ребенка наблюдается «комплекс оживления»: а) в ответ на общение с мамой, б) в ответ на голос мамы, который ребенок слышит, в) в ответ на звуки музыки или показ игрушки, г) в моменты комфорта.
  • Ребенок пытается привлечь к себе внимание мамы с помощью улыбки, поворота головы, вокализации.
  • Малыш пытается гулить в ответ на речь мамы (мама дает образец – протягивает гласные звуки), гулит по-разному в плане интонационной выразительности.
  • Крепко упирается ступнями о стол, когда взрослый его держит под мышки. При сопрокосновении с опорой выпрямляет ноги («приседает») и упирается обеими стопами о поверхность.
  • Держит голову прямо вертикально до 1 минуты на руках у мамы.
  • Может до десяти секунд держать в руке подведенную к ней игрушку (кольцо, вкладыш, ленточку и т.д.)

Описание развивающих упражнений для двухмесячного ребенка, которые помогут ему овладеть этими умениями, Вы найдете в следующей статье —

Самый сложный, адаптационный период, когда и для малыша, и для родителей все было ново и непривычно, успешно завершен. Следующие тридцать дней — время других, не менее важных открытий, грандиозный период усвоения новых навыков, обретения опыта и формирования привычек.

Физическое развитие

На втором месяце жизни организм вашего малыша продолжает развиваться чрезвычайно высокими темпами: взяв хороший старт на первом месяце, малыш активно растет. За предстоящие четыре недели он должен набрать 800–1000 г веса, увеличить рост на 3–4 см, увеличить объем груди и головы на 10–15 мм. В этот период развитие внутренних органов ребенка приобретает активный характер, системы и органы малыша уже не столько адаптируются, сколько входят в ритм, соответствующий внеутробной среде.

Показатели ребенка от 1 до 2 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

53.51-54.53 см

4.150-4.320 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Для обеспечения роста и развития малыша родители должны обеспечить своему ребенку стабильный режим сна и кормления. Задача стоит, прежде всего, перед матерью. Конечно, навязанная еще советской педиатрией система почасового кормления себя изжила, и вполне реально кормить малыша по требованию, при этом ничуть не нарушая его режим. Однако, важно учитывать, что месячный малыш должен спать 18–20 часов в сутки и съедать такое количество материнского молока, которое соответствовало бы 1/5 массы тела малыша.

Если взять, как эталон, вес ребенка 4 килограмма, то в сутки мама должна обеспечить своего грудничка не менее, чем 800 граммами молока. Такое количество пищи дает ребенку возможность полноценного энергообмена, он остается активным, веселым и хорошо набирает вес.


Если родители замечают, что малыш чуть меньше (больше) спит или кушает, то бить тревогу не стоит. Каждый детский организм индивидуален, и соблюдать какие-либо нормативы при налаживании режима отдыха и кормления не стоит - их просто не существует. Как правило, здоровые дети уже в этом возрасте чувствуют свою норму сами и умеют отчетливо дать маме понять о том, что уже насытились.

Если на протяжении второго месяца жизни вашего ребенка вам так и не удалось самостоятельно наладить его режим, - он мало ест и, в основном, спит или капризничает,-то лучше обратиться за помощью к педиатру. Кроме здорового сна у месячных малышей обязательно должен быть еще один источник энергии - обильное питание.

На втором месяце лактация у матери должна быть активной - молока нужно много и часто. Если заметили, что малыш не наедается, измените свой рацион: пейте много жидкости - не менее двух литров в день, добавьте в свое меню творог, рыбу, нежирное мясо, молоко и кефир. Перед кормлением возьмите за правило выпивать чашку некрепкого чая с молоком.

Малыш обретает новые двигательные навыки

Он уже уверенно поднимает головку и может удерживать ее на протяжении 10–20 секунд, в положении лежа на животе ребенок, кроме головы, поднимает и грудь и может оставаться так на некоторое не очень продолжительное время. Лягушачья поза, характерная для первых недель, начинает трансформироваться в человечью: руки и ноги ребенка более расслаблены, он все больше вытягивает их в стороны. Если кто-то из старших поддерживает малыша в сидячем положении, он может покачивать головой, а непроизвольное вздрагивание и подергивание мускулов случается у ребенка все реже.

Любое яркое пятно, погремушка, издающая мелодичные звуки — прелюбопытнейшие предметы для малыша в этом возрасте.


Он крепко хватает игрушку и может удерживать ее некоторое время. А когда руки ребенка не заняты игрушкой, то кулачки его частично раскрыты. Иногда малыш изо всех сил молотит руками по воздуху - и это вполне нормальное явление для детей такого возраста.

Плачет малыш когда устал или не может уснуть

Кроме того, плач малыша может быть своеобразным сигналом родителям о том, что ему одиноко и хочется в родные объятья. Для большинства малышей - попасть на руки к маме или папе - это отличное средство, чтобы успокоиться.

Если ребенок подолгу плачет, доводя себя до того состояния, при котором дрожат ручки и подбородок, при этом он сильно запрокидывает голову, слишком часто срыгивает и мало спит - немедленно покажите его невропатологу.

У малыша и на втором месяце могут остаться кишечные колики. Чтобы свести их к минимуму, маме снова следует обратить внимание на свой рацион: ограничить сладкое, отказаться от винограда и овощей, богатых на клетчатку, от газированной воды и напитков на ее основе.

Облегчить участь ребенка, когда у него начинаются проблемы колик, можно, выкладывая малыша на животик, прикладывая теплую грелку или поглаживая его пузико по часовой стрелке.

В этот период особенное внимание родители должны обращать на кожу малыша и уход за ней . Воздушные ванны, массаж, вечернее купание - не только очень полезные процедуры, но и весьма приятные для ребенка.

На втором месяце жизни дети проявляют все большую активность, уже отдают предпочтение тому или иному виду общения. Самое любимое занятие почти каждого месячного малыша - покачиваться и подпрыгивать. Любят полежать, удобно устроившись на отцовской груди.

К двум месяцам малыш должен обязательно быть осмотрен педиатром, окулистом, ортопедом и невропатологом.

Психическое развитие

Второй месяц жизни - тот этап, когда ребенок начинает увереннее пользоваться органами зрения и слуха. Зрительный орган, по сравнению с первым месяцем, развился значительно, позволяя младенцу фиксировать взгляд на неподвижном ярком объекте целых полминуты.

Малыш уже умеет следить глазами за движущимся предметом, при этом он «цепляется» за привлекающий его внимание объект не только взглядом, но и изо всех сил помогает себе, вертя головкой.

Ребенок теперь умеет ловить взгляды родителей , настолько его зрительные способности «повзрослели» за этот короткий отрезок времени. Ребенок может сосредоточить свое внимание на любом из предметов, попадающих в его поле зрения. Обычно родители, проверяя зрительную реакцию малыша, используют несложный тест: в полуметре от глаз ребенка медленно проводят цветной игрушкой - малыш обязательно ведет глазами следом, с той же скоростью, с которой движется заинтересовавший его объект.

Слуховые способности ребенка на втором месяце жизни тоже заметно возрастают. Теперь, услышав любой звук, нарушивший тишину комнаты, малыш активно пытается обнаружить источник шума и определить его местонахождение.

Тест на слух можно провести с помощью той же погремушки, позвенев ею не более 10 секунд вне поля зрения ребенка. После огорошившего его звука, малыш на долю секунды замирает, подсознательно анализируя природу явления. А потом начинает вертеть головой, пытаясь обнаружить «шумный» предмет.

Кроме звуков, издаваемых погремушками, пищалками и другими игрушками, кроме различного рода искусственных звуков, месячный малыш начинает прислушиваться к голосам. Он прекрасно различает интонацию, в ответ на тихий ласковый голос будет поворачиваться спокойно и неспешно, но может испугаться резкого выкрика. Поэтому главное правило разговора в детской комнате: негромко, не резко, спокойно.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 1 до 2 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Динамика в эмоциональном развитии младенца

В месяц дети способны одарить родителей первыми улыбками. Но эта улыбка не будет беспричинной - она, скорее, станет ответной реакцией ребенка на ваше нежное обращение к нему. Кроме улыбаться многие дети в этом возрасте могут смеяться, и характер смеха у каждого разный: от тихого прерывистого до громкого заливистого.

Ребенок в месячном возрасте предпринимает первые попытки отличать одушевленный объект от неодушевленного: присмотритесь, насколько больше вашего малыша заинтересует другой ребенок, нежели предложенная игрушка. На ребенке или ком-нибудь из взрослых малыш сосредотачивает все больше внимания и наблюдает за ними с таким интересом, что в какой-то момент может показаться - месячный малыш размышляет об увиденном. Характерная неподвижность тела и некоторые из мимических нюансов дают повод сделать выводы о месячном «мыслителе».

Одиночные гортанные звуки, характерные для первого месяца жизни, теперь перерастают в лепетание. Малыш отчетливо произносит «а», «у», «о», «э», «эээ». Гуление зачастую наблюдается на втором месяце жизни.

В конце месяца ребенок уже старательно начинает соединять гласные с согласными и такие «слова», как «эхе», «ах», «хо», «хэ» положат начало богатому словарному запасу вашего малыша.

Если месячный ребенок гулит, то делает это очень эмоционально. В гулении можно уловить и бульканье, и кряхтение, и визжание, и чавканье, и воркование. В каждый звук малыш вкладывает чувство и, возможно, он способен чувствовать настроение родителей, особенно матери, поскольку не утратил с ней ту близкую связь, которая присутствовала между ними на протяжении девяти месяцев вынашивания. Маме он доверяет больше всех, даже сочувствует, когда она чем-то огорчена - уловив настроение, малыш тоже огорчается и начинает плакать.

Дети в этом возрасте начинают интересоваться лицами окружающих. Подолгу изучают черты родителей, пристально их рассматривая.

Даже плач малыша на втором месяце жизни привязан к ассоциативной цепочке: проголодался - плачу - сигнал слышат - меня кормят.

Несмотря на семимильные темпы развития малыша, месячного кроху нужно беречь от слишком яркого света, слишком громких звуков, во время его сна лучше выключать или максимально убавлять звук телевизора и сдерживать при ребенке свои негативные эмоции.

Ученые считают, что умственные способности месячных детей намного выше, чем мы привыкли думать, однако чтение художественной литературы младенцу вслух, скорее всего, практиковать еще рано.

Но вербальное и визуальное контактирование, а также контакт посредством прикосновения принесут много пользы в построении ваших отношений с малышом. Общайтесь с ним как можно чаще, в том числе во время кормления: нежно прижимайте ребенка к себе, поглаживайте, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним. В дальнейшем он будет это «помнить».

Первый месяц - самый сложный - позади. На 2 месяце жизни ребенок подарил вам самое главное достижение первых недель - улыбку. Это означает, что он уже не боится этого огромного мира, он узнал вас и полюбил.

Рост и вес ребенка в 2 месяца

К концу второго месяца ребенок набирает от 600 до 1000 г. Вырасти он может примерно на 3 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 2 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 2 месяца:

Чаще распрямлять ладошки (постепенно пропадает хватательный рефлекс);

Издавать звуки, напоминающие воркование голубя; звуки «а», «е» соединяю с «х»;

Пугаться, если слышит строгий и громкий голос;

Живо реагировать на звук, ожидая его продолжения;

Видеть очертания предметов и их детали;

Чтобы привлечь внимание, не только плакать, но и менять выражение лица;

Следить за предметом, передвигающимся на расстоянии 15 см от его лица.

Развитие ребенка в 2 месяца

На втором месяце жизни ребенок не просто улыбается - он смеется, озорно сверкая глазками. С этого момента вы стали еще ближе. Младенец улыбается маме, как улыбаются солнышку, он любит вас бесконечно. Мама вызывает у малыша восхищение, удивление и ликование. Веселый смех тому подтверждение.

Гуление, тренировка слуха ребенка

В два месяца ребенок уже пытается общаться с вами, произносит простые звуки, гулит. Подобные звуки издают все дети, даже глухонемые.

Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Самое простое, что вы можете сделать для развития ребенка, - чаще разговаривать с ним, причем в лицах. Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче, фальцетом и басом. Причем во время беседы вам не обязательно оставаться в поле зрения крохи. Обращайтесь к нему, когда вы, например, ходите по комнате. И ребенок будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Это хорошая тренировка слуха. Используйте также погремушку. Потрясите ею за спиной ребенка. Он с любопытством обернется, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Зрение ребенка двух месяцев

Зрение маленького человека стало немного острее. Он концентрирует взгляд на заинтересовавшем его предмете в течение 20-30 секунд. Для развития глаз водите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка на расстоянии 50 см (дальше, чем в прошлом месяце). Над кроваткой тоже повесьте яркую игрушку, и малыш с удовольствием начнет наблюдать за ней.

Теперь каждый день будет приносить новые открытия - и не только вашему ребенку. Вместе с ним вы тоже познаете мир заново!

Режим дня ребенка 2 месяцев

Всего несколько недель назад основными занятиями маленького ребенка были сон и еда. Теперь он больше времени бодрствует. Маме остается лишь подстраиваться под него и корректировать режим дня. Конечно, не стоит постоянно сверять часы. В режиме дня ребенка допустимы отклонения на полчаса и даже на час. Но когда с первых дней ребенок знает, что его ожидает утром, днем и вечером, он чувствует себя более спокойно. Да и маме, чтобы все успевать, надо иметь хотя бы приблизительное расписание. Ведь нужно найти время и мужа, и на домашние дела, и на отдых.

Кормление по требованию

Кормите ребенка по требованию. Однако не держите малыша у груди долго, старайтесь укладывать его в кроватку сразу, как только он уснул. Иначе кормление будет занимать у вас большую часть дня.

Для прогулки с двухмесячным ребенком лучше использовать коляску-люльку. В ней малыша можно укачать, укрыть от солнца, шума и осадков. Слинг тоже удобен, но тогда все необходимые на прогулке вещи (бутылочки, памперсы, салфетки, запасную одежду) вам придется нести отдельно.

На втором месяце жизни ребенок спит уже чуть меньше - около 17 часов в сутки. Иногда дети днем спят, а вечером просыпаются. Если ваш ребенок путает день с ночью, тогда каждый день укладывайте его пораньше. Потребуется месяц, чтобы малыш смог перестроится на новый лад.

Если ребенок часто просыпается и его приходится долго укачивать, посоветуйтесь с педиатром, чтобы найти причину такого поведения. Возможно, это связано с темпераментом новорожденного. В этом случае врач подскажет, что необходимо изменить в режиме дня: купать ребенка пораньше или больше гулять с ним. Обычно сон прерывается, если малышу холодно или жарко, если ему мешает свет лампы или мокрый подгузник. Ребенок проснется и в том случае, если мама и папа ссорятся, пусть даже шепотом. Он чувствует, что в семье что-то не в порядке, и переживает. Но чаще всего новорожденные дети просыпаются из-за боли в животе.

Колики у новорожденных

На втором месяце жизни многих детей беспокоят колики. Ферменты желудка еще не полностью сформировались, и стенки кишечника сокращаются недостаточно ритмично. Обычно боли в животе появляются после еды. При этом ребенок плачет и поджимает ножки.

Самое верное средство - помочь отходу газов из пищеварительного тракта. После каждого кормления держите ребенка вертикально, чтобы проглоченный во время сосания воздух вышел наружу. Полезно также положить ребенка на спину и поднять обе согнутые ножки к животу. Отлично помогает от колик у новорожденных и детский лечебный чай из фенхеля.

При коликах у ребенка помогает тепло. Наденьте теплый свитер, прижмите ребенка к груди и походите с ним так. Или приложите к животу ребенка проглаженную теплую пеленку, через нее сделайте легкий массаж по часовой стрелке.

Диета кормящей матери

Колики означают, что организм ребенка еще не в состоянии воспринимать пищу, которую ест его мама. Кормящей матери можно есть белое куриное мясо или мясо кролика, картофель, морковь, крупы, чуть подсушенный хлеб, пить - зеленый некрепкий чай, минеральную воду без газа. Часто кормящей маме нельзя употреблять молоко и молочные продукты. Ведь белок попадает и ребенку, а его неокрепшей пищеварительной системе тяжело с ним справляться. Для того чтобы у ребенка не было газов, маме нельзя употреблять капусту, виноград, бобовые. Свежие овощи кормящим матерям лучше заменить на печеные или приготовленные на пару, а жажду утолять свежезаваренными отварами ромашки и мяты, которые регулируют работу желудка и кишечника.

Что делать, если:

- у ребенка кривые ножки

Ступни ребенка повернуты вовнутрь, ножки при соединении не соприкасаются в коленках.

Ноги новорожденных детей не похожи на ноги взрослого человека, дети же не умеют ходить. Небольшая косолапость и искривление - в пределах нормы. Если ножки разводятся в стороны, сгибаются, разгибаются, педиатр не нашел никаких отклонений, значит все в порядке.

Не лишним будет массаж. Делайте его самостоятельно: разводите ножки, сгибайте, разгибайте, «крутите велосипед», массируйте пяточки, разминайте каждый пальчик.

В дальнейшем, когда организм ребенка получит дополнительную нагрузку: малыш научится ползать, стоять, ходить - ноги выпрямятся.

- когда ребенок начинает улыбаться

Некоторые дети умеют улыбаться уже в две недели, а кто-то не улыбается и в 5. Все это в пределах нормы. Почаще разговаривайте с ребенком, ласкайте его, и он обязательно ответит вам. Улыбка отличается от гримасы новорожденных тем, что ребенок осознанно улыбается вам всем лицом, радуется, пытается повторить улыбку снова.

Если ребенок не улыбается после 6-7 недель, посоветуйтесь с детским неврологом


Двухмесячный ребенок.
Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца.

Двухмесячный ребенок
Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от новорожденного -- его поведение более осознанно. Он уже не находится в полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с условиями окружающей обстановки. В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом держать их в поле зрения. Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанные в предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать и поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточно долго, не нервничая и не переутомляясь. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша -- он стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель -- при виде знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки
Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые существенные изменения в характере его движений. Независимо от того, отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди, видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов, возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в рот, -- собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать. Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот, когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух месяцев, он делает это целенаправленно. У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, который можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут, лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд. Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках и некоторое время сохранять такое положение. Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое.

Способность видеть, слышать, чувствовать
Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять. Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякива-ние, малыш обернется в поисках источника звука. В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться. Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.

Понимаем своего ребенка
К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами. В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного "лепета". Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала "а-а-ее-ее" или "э-э", повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает-звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает "гулить", и между ними завязывается своеобразная "беседа". Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей -- смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.