Память не изменяет. Анхельс наварро "задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти"


классификацию - задача не-

простая, читатель должен иметь

в виду, что она представляет

собой лишь частное мнение.

К тому же не стоит забывать, что

интеллект характеризуется с раз-

ных сторон и есть разные виды

интеллекта. Иными словами, то,

Наш читатель должен осознать

что может быть легким для од-

огромное значение тренировки

ного, для другого окажется очень

памяти и когнитивных способ-

ностей. Эта книга представляет

собой руководство для тех, кто же-

лает узнать слабые стороны своей

Порядок работы

памяти и научиться стратегиям

и техникам повышения ее произ-

Уровень сложности, указанный

водительности.

в каждом упражнении, позво-

ный план тренировки памяти.

учную работу о памяти и не пред-

Можно выполнять упражнения

лагает особую программу упраж-

в предложенном порядке или

нений. Техники для запоминания

переходить от более простых

преподносятся в игровой форме,

к сложным. Любая последова-

тельность будет правильной.

самый эффективный и естествен-

Главное - не бросать занятия.

ный способ тренировки памяти.

Прогресс и улучшение наступа-

Игра, вызов, соревнование - вот

ют для каждого в свое время, так

П а м я т ь н е и з м е н я е т 10 - 1 1

как они зависят от внутреннего

Сколько объектов запомнили

ритма человека.

и сколько из них запомнили

правильно?

Какие сложности возникли при

советы

выполнении упражнения?

Сколько повторений потребова-

Большинство упражнений содер-

лось для запоминания?

жат совет, отсылающий к техни-

Учитывайте также любые дру-

кам или методам запоминания,

гие критерии, которые посчита-

облегчающим читателю решение

ете нужными.

задачи. Помимо того, они по-

зволят лучше усвоить стратегии

запоминания из теоретической

ответы

части книги, поскольку их мож-

к УПражнениям

но применять в повседневной

Ответы на большинство упражне-

ний вы найдете в конце книги. Од-

нако некоторые нужно проверить

ЗаПисная книжка

сразу же после решения, заново

Памяти

перечитав задание или обратив-

Лучше ничего не писать и не де-

смотреть в ответы при первом же

лать пометок в книге. Рекомен-

сомнении.

дуется завести блокнот, который,

если желаете, назовите «запис-

Не сдавайтесь! Настойчивость,

ной книжкой памяти». В ней вы

упорство, терпение и сила воли -

можете записывать результаты

вот четыре самых главных каче-

упражнений и контролировать

ства, стимулирующих наш мозг.

свои успехи или же вести запи-

Решение задачи приносит огром-

си о мнемонических методах,

ное удовлетворение. Во время

используемых в каждом упраж-

выполнения на первый взгляд

нении, и делать отметки о том,

непонятной игры или упражне-

какой, по-вашему, тип памяти

ния на развитие интеллекта вы

включался при его выполнении.

обнаружите, что в задании в сжа-

Оценивайте работу исходя из сле-

том виде содержится огромное

дующих вопросов:

количество информации, которая

откроется вам сразу после ре-

Вы потратили на упражнение

шения. В этот самый момент вы

почувствуете себя свободными

ванного времени?

от ограничений, ощутите душев-

ный подъем и в одно мгновение

числе в способность работать

перейдете от осознания собствен-

долго и продуктивно.

ной неуклюжести к виртуозному

Воспринимайте сложность

мастерству владения ментальны-

как отличную возможность

ми приемами. Это чувство, поми-

чему-нибудь научиться. Пом-

мо того что оно очень приятное,

ните: гораздо важнее проде-

чрезвычайно стимулирует мозг.

ланный для достижения ре-

зультата огромный путь, чем

В конце книги вы найдете

для ПолУчения

ответы к упражнениям. Све-

нУжного эффекта

ряйтесь с ними после того, как

выполните задание.

от выПолнения

УПражнений

Анхельс Наварро: Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти. Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.
http://www.labirint.ru/books/472656/

Как поживает ваш мозг?
-Так же, как и в двадцать лет!

Если вы не можете похвастаться тем же, не в состоянии запомнить номера мобильных телефонов, в магазине никак не вспомните, что хотели купить, пропускаете запланированные встречи по причине провала в памяти, поздравляете любимых родственников и друзей с днем рождения спустя несколько дней, или еще хуже - забываете забрать детей из садика или со школы, ну что ж, значит пришло время начать интенсивные тренировки вашей памяти вместе с новой книгой издательства МИФ "Память не изменяет"

Итак, что нас ждет под обложкой?
Первые страницы книги разложат ваш мозг и память по полочкам. Что такое мозг и какие его части отвечают за память, какие бывают виды памяти, где хранятся воспоминания, отчего зависит память и ее главные враги.
Самое главное, о чем говорит Анхель Наварро и что внушает уверенность - не бывает хорошей или плохой, короткой или долгой памяти, бывает только память хорошо или плохо тренированная. Итак, приступим к тренировке?

Огромное количество упражнений разных типов сложности и видов собраны в ней, например, на запоминание больших чисел, фигур, слов, мелких деталей, на тренировку внимания. Очень понравился способ заучивания длинных чисел с помощью логической связи, предложенный Анхельс Наварро.
Понравилось рассматривать фотографии, запоминая подробности, детали и отвечать на вопросы. Например, есть ли на фотографии мужчина с поднятым вверх указательным пальцем? Если наличие мужчины я приметила и запомнила, то вспомнить - держал ли он палец вверх не смогла.
Любителей литературы порадуют задания с отрывками из произведений. Предлагается прочитать текст, потом вспомнить все слова на определенную тему или в аналогичном открывке вставить пропущенные слова. Очень много заданий игр со словами, цифрами, предметами. Некоторые задания в течение книги повторяются, как объясняет автор, чтобы убедиться в достигнутом прогрессе.
Сама книга очень напоминает блокнот для записи (в конце книги, кстати, предусмотрены разлинованные листы для заметок),обложка мягкая, я бы сказала "Soft Touch", очень приятная на ощупь. Прошитый и проклеенный переплет, листы плотные, белоснежные, офсетные, с закругленными углами.
Отличная книга для интенсивных тренировок!
Вперед! Отбросьте сомнения и заставьте свою память работать!


Как поживает ваш мозг? - Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой разницы ни в смысле подверженности заблуждениям, ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу на медицинский конгресс. - Однако должен же быть какой-нибудь предел возможностей мозга, заложенный генетически? - Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему не знакома

Как поживает ваш мозг?

Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой разницы ни в смысле подверженности заблуждениям, ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу на медицинский конгресс.

Однако должен же быть какой-нибудь предел возможностей мозга, заложенный генетически?

Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему не знакома дряхлость. Мое тело сморщивается - этого нельзя избежать. Но мозг - нет!

Как это у вас получается?

Человеческий мозг обладает огромной нейропластичностью. Хотя некоторые нейроны и умирают, другие реорганизуются и выполняют их функции. Но для этого их необходимо стимулировать.

Но как?!

Поддерживайте свой мозг в увлеченном и активном состоянии, заставьте его функционировать, и он никогда не деградирует.

Фрагмент из интервью с Ритой Леви-Монтальчини - итальянским нейробиологом, лауреатом Нобелевской премии в области медицины, за несколько месяцев до того, как ей исполнилось 100 лет.

Как пользоваться книгой

Читатель должен осознать огромное значение тренировки памяти и когнитивных способностей. Эта книга представляет собой руководство для тех, кто желает узнать слабые стороны своей памяти и научиться стратегиям и техникам повышения ее производительности.

Автор не старалась написать научную работу о памяти и не предлагает особую программу упражнений. Техники для запоминания преподносятся в игровой форме, поскольку, по мнению автора, это самый эффективный и естественный способ тренировки памяти. Игра, вызов, соревнование - вот что мотивирует нас в любом возрасте. Важно понимать: человек усваивает лишь то, что кажется ему важным, интересным и мотивирующим, а все остальное забывает.

Уровни сложности

Упражнения разделены по уровням: легкий, средний, сложный и очень сложный. Хотя создать классификацию - задача непростая, читатель должен иметь в виду, что она представляет собой лишь частное мнение.

К тому же не стоит забывать, что интеллект характеризуется с разных сторон и есть разные виды интеллекта. Иными словами, то, что может быть легким для одного, для другого окажется очень сложным.

Порядок работы

Уровень сложности, указанный в каждом упражнении, позволит читателю создать собственный план тренировки памяти. Можно выполнять упражнения в предложенном порядке или переходить от более простых к сложным. Любая последовательность будет правильной. Главное - не бросать занятия. Прогресс и улучшение наступают для каждого в свое время, так как они зависят от внутреннего ритма человека.

Cоветы

Большинство упражнений содержат совет, отсылающий к техникам или методам запоминания, облегчающим читателю решение задачи. Помимо того, они позволят лучше усвоить стратегии запоминания из теоретической части книги, поскольку их можно применять в повседневной жизни.

Записная книжка памяти

Лучше ничего не писать и не делать пометок в книге. Рекомендуется завести блокнот, который, если желаете, назовите «записной книжкой памяти». В ней вы можете записывать результаты упражнений и контролировать свои успехи или же вести записи о мнемонических методах, используемых в каждом упражнении, и делать отметки о том, какой, по-вашему, тип памяти включался при его выполнении. Оценивайте работу исходя из следующих вопросов:

Вы потратили на упражнение больше или меньше рекомендованного времени?

Сколько объектов запомнили и сколько из них запомнили правильно?

Какие сложности возникли при выполнении упражнения?

Сколько повторений потребовалось для запоминания?

Учитывайте также любые другие критерии, которые посчитаете нужными.

Ответы к упражнениям

Ответы на большинство упражнений вы найдете в конце книги. Однако некоторые нужно проверить сразу же после решения, заново перечитав задание или обратившись к рисунку. Не рекомендуется смотреть в ответы при первом же сомнении.

Не сдавайтесь! Настойчивость, упорство, терпение и сила воли - вот четыре самых главных качества, стимулирующих наш мозг. Решение задачи приносит огромное удовлетворение. Во время выполнения на первый взгляд непонятной игры или упражнения на развитие интеллекта вы обнаружите, что в задании в сжатом виде содержится огромное количество информации, которая откроется вам сразу после решения. В этот самый момент вы почувствуете себя свободными от ограничений, ощутите душевный подъем и в одно мгновение перейдете от осознания собственной неуклюжести к виртуозному мастерству владения ментальными приемами. Это чувство, помимо того что оно очень приятное, чрезвычайно стимулирует мозг.

Внимательно читайте задание, тщательно концентрируясь на всех деталях.
Не торопитесь приступать к заданию. Убедитесь в том, что поняли, что требуется сделать.
Если вы поняли задание, попытайтесь найти среди прошлых событий своей жизни подобный опыт, который поможет вам решить задачу.
Каждое упражнение - это вызов, поэтому ваш психологический настрой очень важен.
Если сначала у вас ничего не получается, не теряйте присутствия духа. Не бросайте упражнение. Настойчивость, упорство и терпение - очень полезные качества для решения любой задачи. Совершенное усилие откроет ваши сильные стороны и заставит поверить в свои способности, в том числе в способность работать долго и продуктивно.
Воспринимайте сложность как отличную возможность чему-нибудь научиться. Помните: гораздо важнее проделанный для достижения результата огромный путь, чем сам результат.
В конце книги вы найдете ответы к упражнениям. Сверяйтесь с ними после того, как выполните задание. Вперед! Отбросьте сомнения и заставьте свою память работать! опубликовано

Упражнения

Анхельс Наварро, испанский психолог, журналистка и автор книг по развитию памяти и интеллекта.

Анхельс предлагает собственную методику постоянной тренировки памяти, основанную на полезных привычках, здоровом образе жизни, формирования вокруг себя дружелюбного и предсказуемого пространства, а также ежедневных упражнениях. Иными словами, она предлагает следить за гигиеной своего мозга, не давать ему застаиваться без дела, не душить его токсичными веществами и тревогой. Всё это поможет избежать крайне неприятных старческих болезней, связанных с дегенеративными повреждениями мозга и нарушениями памяти - болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера.

Помимо практических советов и подробных инструкций о том, что нужно делать, чтобы остаться в здравом уме и трезвой памяти, Анхельс разработала целый цикл упражнений разного уровня сложности - именно они составляют львиную часть книги.

В России книга публикуется впервые силами издательства «Манн, Иванов и Фербер», а мы её прочитали и делимся с вами выдержками из нескольких глав, иллюстрируя их практическими упражнениями из второй части книги.

Память - это навык

Память - это психическая функция и вид умственной деятельности, поэтому это ещё и способность, навык. Сколько раз мы говорили себе сами или слышали от других: «К несчастью, у меня плохая память» или «У него короткая память». Оба эти утверждения в корне неверны. Память не оценивается с точки зрения плохого или хорошего и не имеет ничего общего с врождёнными способностями человека. Память характеризуется эффективностью используемых им техник и приёмов. Поэтому если тренировать эту способность, то можно улучшить её.

Иными словами, не бывает хорошей или плохой, короткой или долгой памяти, есть память хорошо или плохо тренированная.

Каждый человек способен запоминать очень разную информацию: слова, звуки, движения, лица, образы - словом, многое. Согласно результатам недавно проведённых исследований, существует множество видов памяти, которые описываются и классифицируются с разных точек зрения.

Приведённая ниже классификация учитывает содержание информации и время её хранения.

Враги памяти

Если мы узнаем, почему забываем, то получим представление о слабых местах человеческой памяти. Знание о том, как функционирует наша память, называется метапамятью. Это очень важно понимать всем, кто желает улучшить производительность памяти и предотвратить её ухудшение.

Прежде всего необходимо сказать, что забывать - не всегда плохо. Забывание столь же важно, как и запоминание. Было бы очень сложно запоминать всю получаемую ежедневно информацию, а затем разыскивать её в хранилище нашего мозга. Поэтому специальные механизмы в мозге (например, протеинофосфатаза) предназначены именно для забывания. Важно также отметить, что забывчивость и сбои памяти случаются у людей разных возрастов, как, впрочем, и запомнить новое тоже можно в любом возрасте.

И наконец, нужно опровергнуть мнение о том, что якобы забывание вызвано чрезмерным количеством информации, хранимой в памяти. Это абсолютно не так. Иногда память не срабатывает под воздействием некоторых факторов, перечисленных ниже, а также из-за того, что ею редко пользуются.

Факторы, негативно влияющие на память

То, что по нашему мнению, вызывает нарушения памяти, как правило, приводит к обычному забыванию и ни в коем случае не провоцирует амнезию. Эта болезнь часто бывает последствием травмы или другого заболевания.

Внутренние факторы

Неправильное запоминание. Полученная от органов чувств информация часто исчезает или видоизменяется, если с ней не работать (не повторять её).

Время. Забывание бывает вызвано тем, что с момента запоминания информации прошло много времени. Новые знания оставляют что-то вроде следа в нашем мозге. Но если ими не пользоваться, со временем этот след стирается или исчезает.

Помехи. На информацию, хранящуюся в кратковременной памяти, влияют новые поступающие данные. Они могут помешать усвоению предшествующей информации.

Вытеснение. Печальные, беспокоящие, травматические воспоминания забываются помимо нашей воли.

Искажение. Воспоминания трансформируются в соответствии с нашими ценностями или позицией по отношению к чему-либо, поэтому иногда мы запоминаем информацию в искажённом виде.

Ошибки хранения. Если информация не сохраняется полностью или сохраняется неправильно, её бывает сложно воспроизвести.

Ошибки воспроизведения. Иногда мозгу бывает трудно найти место, где хранится воспоминание, несмотря на то, что оно не исчезло и не было искажено в результате внешнего воздействия.

Внешние факторы

Биологические факторы обусловлены генетикой, и на них практически невозможно влиять. Снижение уровня эстрогенов и тестостерона тоже вызывает ухудшение памяти.

Психологические и эмоциональные факторы , такие как одиночество, потеря любимого человека, беспокойство, тревога, тоска, депрессия, стресс, травматическое событие, пост-травматическое расстройство, оказывают влияние на память. Недостаток мотивации или невысокая требовательность к себе тоже могут привести к снижению памяти.

Физическое состояние и здоровье. Усталость, боль, возбуждение, стресс, бессонница и апноэ, хронические заболевания (например, повышенное давление, диабет, заболевания сосудов, повышенное содержание холестерина в крови, дисфункция щитовидной железы), нерациональное питание, гиподинамия и недостаточное упражнение ума ухудшают память. Алкоголь, никотин и другие токсичные вещества уменьшают поступление кислорода в мозг. Приём некоторых фармацевтических препаратов, таких как бензодиазепины, антихолинергические средства, негативно воздействуют на процессы памяти.

Окружающая обстановка. Шум, запахи, свет, присутствие людей и многое другое влияют на качество запоминания.

Сенсорная недостаточность. Полная или частичная потеря зрения либо слуха тоже оказывает влияние на качество запоминания.

Познавательные способности. Недостаточная концентрация внимания, сложности с пониманием информации ухудшают качество запоминания.

Профессиональная жизнь. Смена должности, стресс, усталость, плохие взаимоотношения на работе влияют на процессы памяти.

Окружающая среда. Контакт с ядовитыми веществами вредит памяти. Такое может произойти на работе на неэкологичных предприятиях, при употреблении мяса животных, откормленных пищей с вредными химическими веществами, в автомобилях, при питье и контакте с проходящей по свинцовым трубам водой. Ртуть, алюминий, пестициды и вещества-растворители тоже могут вызвать нарушения памяти.

Образ жизни. Курение: табачный дым уменьшает количество кислорода, поступающего в мозг. Различные виды зависимости: алкоголь и другие токсические вещества. Бессонница и апноэ, плохое питание, гиподинамия, приём некоторых фармпрепаратов.

Некоторые стратегии

Сорок лет - отличный момент,чтобы начать вести здоровый образ жизни. Занимаясь полезной умственной и общественной деятельностью, можно избежать многих расстройств памяти в более позднем возрасте.

Изучение информации

    Используйте для запоминания вспомогательные средства: составляйте планы и расписания дел, наклеивайте стикеры с напоминаниями, ведите дневник.

    Используйте необычное как средство для запоминания информации: надевайте кольцо на другой палец, завязывайте узелок на платке.

    Выполняйте повседневные дела устоявшимся способом.

    Старайтесь связывать с определённым контекстом всё, что хотите запомнить. Ваши мысли должны быть похожи на кино, ведь образы запоминаются лучше.

    Создавайте ассоциации: связывайте разные идеи и предметы друг с другом.

    Визуализируйте информацию во время запоминания или запоминайте перед зеркалом. Хорошо было бы также при этом снимать себя на видео.

    Добавьте ритм и весёлую мелодию, вызывающие ассоциации с запоминаемым материалом.

    Изучая информацию, карикатурно преувеличивайте её черты. Так потом вам будет легче её вспомнить.

    Для запоминания списков разбейте слова по категориям, структурируйте их.

    Запомнить слово из пяти букв проще, чем запомнить пять букв по отдельности, поэтому информацию следует группировать. При запоминании длинных чисел тоже объедините цифры в группы.

Закрепление информации

    Перед сном размышляйте о прошедшем дне, о том, что вы хотите запомнить. Ночью воспоминания консолидируются.

    Не действуйте автоматически, сознательно сосредоточивайтесь на своих действиях во время их выполнения.

    Повторяйте - это важно для закрепления информации.

    Повторяйте прочитанное вслух. Проделывайте это три раза подряд. Поскольку в этом процессе принимают участие два органа чувств (зрение и слух), вам будет гораздо проще закрепить информацию.

    Связывайте новые данные с уже усвоенной информацией.

Воспроизведение информации

    Если у вас возникло ощущение, что вы вот-вот вспомните слово, подумайте обо всех согласных в нём и свяжите их с гласными. Очень скоро слово всплывёт в памяти само собой.

    Желая что-нибудь вспомнить, мы принимаем особые позы и делаем особые движения: кладём руку на голову, чешем подбородок. Проделайте это, чтобы сконцентрироваться.

    Потратьте необходимое количество времени на запоминание и закрепление информации.

И помните: хорошую память можно иметь в любом возрасте.

Полный текст книги можно приобрести на сайте издательства «МИФ» . А вот какую фразу приводит автор книги - из интервью с Ритой Леви-Монтальчини, итальянским нейробиологом, лауреатом Нобелевской премии в области медицины, за несколько месяцев до её столетнего юбилея:

Поддерживайте свой мозг в увлечённом и активном состоянии, заставьте его функционировать, и он никогда не деградирует.