Способен ли онегин на высокую дружбу. Сочинения С1, С2 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило положение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым общением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в отношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к общению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой социальной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уединение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно общаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Ленскому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались стихи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особенны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаментально, нежели их различие с соседскими помещиками, которые считали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко.

Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие

Говоря о сходстве и различии сестёр Лариных, мы фактически можем говорить только о различиях. У них была одна фамилия, и только. Живая, весёлая, поверхностная, недалёкая Ольга - и глубокая, мечтательная, томная и меланхоличная Татьяна. Одна скоренько забывает о смерти жениха и выскакивает замуж за какого-то улана, пленённая «любовной лестью», другая любит избранника беззаветно, несмотря на отказ, изо всех сил пытается понять его. Татьяна стала в результате светской королевой, а Ольга... Ольга канула в безвестность.

Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство. К Ольге он более равнодушен, чем к прочим, и меньше внимания уделяет ей ввиду типичности её характера. Ленского он любит, хоть и слегка подтрунивает над ним. Онегин, занимающий основное авторское внимание, подвергается пристальному рассмотрению в своих различных проявлениях. То же можно сказать и о Татьяне. Наверное, наиболее трепетно авторское отношение именно к Татьяне, которая предстала самой целостной и развивающейся натурой.

Отношение Герцена к Ленскому

Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением, достаточно глубока. Сам поэт, пытаясь обрисовать возможную будущую судьбу Ленского, указывает возможный вариант его развития - превращение в доброго патриархального хозяина с доброй же, гостеприимной и глупой женой (Ольгой). Ленский был слишком оторван от жизни и слишком плохо понимал людей, чтобы быть действительным талантом, все его кипучие эмоции слабо согласовывались с тем, что происходило вокруг. Поэтому в словах Герцена есть большой резон.


Каждому в жизни не понаслышке знакомы такие понятия как «друг» и «дружба». Каких людей мы считаем друзьями? Мне кажется, что друзья – это люди, что идут с тобой рука об руку годами; люди, которым ты доверяешь самые сокровенное и знаешь, что тебя не предадут. В жизни случается всякое. А может ли дружба в один миг превратиться во вражду? И на всякую ли дружбу это распространяется? Подобные вопросы волновали многих писателей и поэтов.

Не остался в стороне от этой проблемы известный русский писатель и поэт А. С. Пушкин. В своем романе «Евгений Онегин» он удачно раскрывает тему дружбы и вражды на примере двух друзей – Онегина и Ленского. Казалось бы, два совершенно противоположных человека с различными характерами, взглядами на жизнь и опытом вдруг становятся друзьями.

Но настоящая ли это дружба? Сможет ли она пройти через все испытания, которые преподнесет им непредсказуемость жизни? Думаю, нет. Ведь еще в самом начале Пушкин писал, что их дружба была от нечего делать. Но несмотря на все различия между Онегиным и Ленским, все же было то, что их объединяло: положение в сельской глуши, навязанное общение со стороны соседей и острый ум. В свою же очередь, они будто бы дополняли друг друга. Владимир Ленский в силу возраста был неопытным человеком, плохо разбирался в людях и любви: вспомним его любовь к Ольге. Как вы думаете, это были те самые возвышенные чувства, о которых пишут многие писатели и поэты, именно любовь к человеку, со всеми его недостатками, или же это была слепая погоня за образом девушки, которая была далека от идеала этого молодого человека? Мне кажется, второе.

Что же касается Онегина в этом дружеском дуэте, то он был прекрасным слушателем, часто молчал, а если и возражал, то обязательно обосновывал свою точку зрения и был заинтересован в теме разговора. Ленскому требовался такой человек, которому он мог бы излить свою душу и прочесть стихи, с этим неплохо справлялся всё тот же Евгений Онегин.

Если эти два человека так неплохо ладили между собой, так что же стало толчком к их дуэли? А началом всех бед стала легкомысленность Онегина: приглашение на танец Ольги вызвало ревность у ее кавалера. Именно недоверие Ленского послужило началом их вражде. Неужели дружба этих двоих оборвалась так легко? Разве не было возможности всё исправить? Шанс был. Но воспользовались ли им теперь уже бывшие, друзья? Нет. Возможно, исход этой истории был бы несколько другой. Это еще раз доказывает поверхностность и формальность их дружбы. То, что их связывало, было настолько малым, что они смогли с легкостью это отбросить и стрелять друг в друга на дуэли.

Таким образом, можно сделать вывод, что дружба может перерасти во вражду, но далеко не каждая. Ведь если люди дружат по-настоящему, без формальностей и корыстности, то такая дружба будет существовать долго и пройдет через множество лет и испытаний, приготовленных судьбой.

Обновлено: 2017-07-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

Речь о героях романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Сначала надо разобраться, была ли у них настоящая дружба. Владимир Ленский приехал в деревню в одну пору с Евгением Онегиным. Ленский – образованный молодой человек, учился в университете в Германии, сирота. Онегин, также сирота, решил отдохнуть в полученной в наследство от дядюшки деревне. Судя по характеристике деревенского общества общение друг с другом было для них наиболее приемлемым. Реакция Ленского на соседей: " господ соседственных селений ему не нравились пиры, бежал он их беседы шумной". Если же Онегин видел на дороге визитеров, то "с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца". Но Евгению очень скоро стало скучно в деревне. Ленский, я думаю, хотел обсудить с бывалым старшим товарищем как философские и поэтические темы, так и свои чувства и светские сплетни. Тем более, что Онегин имел "счастливый талант без принуждения в разговоре коснуться до всего слегка".
Они "съезжались каждый день верхом и скоро стали неразлучны".

Но Пушкин говорит прямо об их отношениях: "Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья".

Такая "дружба" не выдержала первого же испытания, и повод для дуэли легко нашелся.

Зная о чувствах Владимира и эгоистически не уважая их, Евгений, вымещая свое недовольство вечеринкой, на которую тот затащил его, стал флиртовать с Ольгой, благосклонно принявшей знаки внимания столичного франта. Романтик Ленский, верящий в любовь и дружбу, воспринял это как двойную измену и прислал вызов на дуэль. Зарецкий, предчувствуя развлечение, постарался не допустить перемирия. Онегин, как того требовали светские правила чести, вызов принял. Он понимал свою вину в конфликте, но побоялся сплетен и обвинения в трусости в случае отказа. Признавать свою вину и извиняться он не привык. Евгения, на словах презиравшего мнение света, останавливала от примирения мысль о том, как будет воспринят его отказ драться. О том, что он может быть убитым или убийцей (друга!), даже и не подумал. Онегин спокойно уснул и чуть не проспал дуэль. Ленский, напротив, мысли о возможности своей смерти изливал в стихах, но о том, что и недавний близкий приятель может быть убит, также не подумал. Владимир воспринимал это, как игру. Он боялся, что Евгений откажется и ему не придется выступить в роли дуэлянта. Как на нестоящее внимания дело смотрел на дуэль и Онегин. Подспудно-то он, наверное, хотел, чтобы дуэль отменили, т.к. сознательно взял в секунданты слугу, а не человека своего круга. Но выстрелить в воздух ему в голову не пришло. Более того, Онегин выстрелил первым и убил Владимира Ленского.

Дружба пылкого максималиста Ленского и скучающего холодного эгоиста Онегина была обречена. "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой". И лед погасил пламя.

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем - стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...