Беседа с детьми о дружбе и друзьях – важное задание для воспитателя. Конспект НОД «Беседа о дружбе и друзьях

Цель:

  • раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
  • формировать умение различать дружбу и товарищества;
  • воспитывать культуру чувств.

Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление.

Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме классного часа.

Высказывания по теме.

Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.

М. Джалил.

Друзей познаешь лишь тогда
Когда к тебе придет беда.

Н. Хосраев.

Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость, другого человека.
Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.

В.А. Сухомлинский.

В крепкой дружбе наша сила
Дружбе – слава и хвала.

Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.

В. Г. Белинский

Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войди в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких, знакомых, посторонних, что заслуживает вечной памяти.

Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.

У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?

Возможные ответы: товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.

Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.

Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.

Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?

Отец девушки счел, что юноша, с которым подружилась дочь, ей “ не пара”, хотя в нашем обществе нет сословных различий. Конечно, бывает, что люди не подходят друг другу по уровню развития, воспитанности. Юноша, по просьбе отца Лиды перестал с ней дружить, сначала звонил, писал записки. Вскоре и это кончилась. И вот через месяц она познакомилась с другим и подружилась, а в письме, адресованном в редакции газеты она спрашивает: говорить ли о своем новом друге родителям.

Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь только отца Лиды? (Лида не пыталась бороться за право встречаться со своим другом).

Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?

Итог учителя: Такую дружбу нельзя назвать настоящей, а друга, который не готов к испытаниям верным. Может быть, отец Лиды хотел испытать их дружбу. Иногда девушки называют другом тех, с кем ходят в кино, проводят свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями.

Прекрасный пример благородной, искренней дружбы оставили нам К. Маркс и Ф. Энгельс, в отношения которых, по словам В.И. Ленина, “Превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе”.

Послушайте следующую ситуацию и скажите. Как вы оцениваете поступок Наташи?

Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?

Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.

Учитель: А можно ли критиковать друг другу?

Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Есть хорошее высказывание В.Г.Белинского по этому вопросу. “Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо”.

Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?

Итог: Значит есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.

Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?

Итог: Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению другому.

Послушайте следующую ситуацию и скажите:

Как ба ты вышла из этой ситуации?

Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.

Итог: Если ты настоящая подруга, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.

Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”.

У поэта Е.Евтушенко есть прекрасное стихотворение “Люди сильны друг другом”.

… Люди сильны друг другом,
Так, словно Севером – юг,
Так, словно пахарь – плугом,
Так, словно пахарем – плуг,
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.

А сейчас Исаева и Мусаева прочтут нам стихотворение о дружбе, о друзьях.

А в заключении хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг. Еще хочу пожелать вам доброты словами поэта Алима Кешокова:

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло.

Литература

  1. Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова.
  2. Газета “Комсомолец Дагестана” 1998год (ситуации взяты из этой газеты).

Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Материалы: Игрушка Буратино, записи песен В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг», клубок ниток, телевизор, мультфильм «Мир похож на цветной луг» на DVD

Предварительная работа : Оформление книги о дружбе, заучивание стихов, песен о дружбе. Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание коммуникативной игры «Клубочек».

Ход беседы:

1. Решение проблемы.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, представляете. Прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то пищит. Угадайте, кого я увидела?

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино).

Отгадали! Молодцы! Буратино рассказал мне такую историю. Он с Мальвиной сидел на полянке. Буратино рисовал, а Мальвина сматывала нитки в клубок. Буратино так старался. Что весь перемазался в краске. Мальвина – известная чистюля. Попросила Буратино пойти умыться. А он заупрямился, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так он попал в наш детский сад.

Воспитатель: Буратино, зачем ты отобрал у Мальвины клубок?

Буратино: Не знаю, просто так.

Воспитатель: А давай мы с ребятами покажем тебе, как можно поиграть с этим клубочком.

Буратино: Ой, как интересно!

Проводится игра «Клубочек» (по кругу)

Посмотрите. Ребята, на клубочек. Сейчас я возьму его в левую руку, обмотаю вокруг большого пальца, потом передам Юле, которая стоит справа от меня. (Дети по очереди дублируют действия воспитателя, а воспитатель направляет детей).

Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Воспитатель сматывает нитки, дети рассаживаются на коврике).

2. Беседа.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Буратино, отобрав у Мальвины клубок?

Дети: Нет, не правильно. Он обидел Мальвину.

Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда. Я надеюсь, что Буратино извинится и помирится с Мальвиной. А сейчас, пусть Буратино останется у нас и послушает что же такое «дружба» и кто такой «настоящий друг».

Буратино: Конечно, я останусь, мне очень-очень всё это хочется узнать.

Воспитатель : Женя, а у тебя есть друг?

Женя: Да. У меня есть друг, его зовут…

(спросить несколько детей)

Воспитатель: Почему вы считаете их хорошими друзьями?

Дети : (ответы детей) Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…

Воспитатель: А как ты ласково называешь друга?

(Ответы детей).

Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)

Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…

Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?

Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?

Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Помогать друг другу, заботиться о друзьях…

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо рассказали, как надо дружить. Тот, кто

хорошо дружит – не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил – придумает, как его развеселить.

Друг

Друг - это тот, кто тебя понимает.

Друг - это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда

Друг остается с тобой навсегда.

Друг никогда тебя не обидит,

Друг - это тот, кто тебя насквозь видит.

И если с тобой приключится беда,

Только от друга жди помощь тогда...

Друг и советом мудрым поможет,

Если тебя изнутри что-то гложит.

И если вдруг стало тебе "горячо",

Ты обопрись на друга плечо.

Лишь другу ты можешь доверить секрет,

Ведь между друзьями предательства нет.

И тот у кого миллионы друзей,

Намного богаче всех королей.

И даже когда никого нет вокруг

Незримо с тобою твой лучший друг...

Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говориться: «Старый друг, лучше новых двух».

Буратино, ты понял, о чём говорили ребята?

Буратино: Понял. Надо друзей беречь, не обижать их.

3. Физкультминутка.

Подойдите к своему другу, возьмите его за руку и мы вместе со своими друзьями отправимся в путь (инсценировка песни «Если с другом вышел в путь»).

4. Моделирование ситуаций.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: А сейчас мы с вами вместе обсудим некоторые ситуации.

1. Чтение стихотворения:

Подарок

Елена Благинина

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была, -

А всё-таки подружке

Лягушку отдала.

Правильно ли поступила девочки? Как ты будешь вести себя в этом случае?

2.Твой друг заболел. Что ты будешь делать?

3. Как поведёт себя ваш друг, если вы попадёте в беду?

5. Традиция группы.

Давайте встанем в круг, положим, друг другу руки на плечи и скажем наше ежедневное приветствие:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро.

А ещё в дороге нужно:

Знать секреты прочной дружбы.

Один за всех, все за одного.

6. Домашнее задание. Заключение.

Воспитатель: Ребята, было бы очень хорошо, если бы вы с папами и мамами выучили новые пословицы и поговорки о дружбе. Договорились? Это ваше домашнее задание. Буратино, ты узнал что-нибудь новое и интересное для себя? А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Мир похож на цветной луг».

DVD мультфильм «Мир похож на цветной луг».

Буратино: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Мальвину. Мне так хочется побыстрее всё исправить, извиниться.

Воспитатель: Ребята, давайте отдадим Буратино клубочек. Он отдаст его Мальвине, помириться с ней, научит своих друзей нашим замечательным играм. До свидания, Буратино! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей.

Буратино: До свидания. Приду обязательно.

Задачи:

— формировать понятия «друг», «дружба»;

— учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои поступки;

— развивать речевое общение;

— коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми;

— воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

Предварительная работа:

— чтение рассказов о дружбе: «Три товарища», «Синие листья» (В. Осеева), «Друг детства», «Друзья познаются в беде» (В. Драгунский);

— заучивание пословиц, поговорок и песен о дружбе и друзьях;

— изготовление подарков для друзей;

— просмотр мультфильмов «Бременские музыканты», «Зимовье зверей»;

— совместные дни рождения;

— выставка детских рисунков и рассуждений детей «Мои друзья».

Дети под песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского) входят в группу.

Воспитатель . Дети, я предлагаю начать сегодня занятие с игры «Клубок дружбы». Нить свяжет нас вместе. Когда вы будете передавать клубок, каждый может сказать добрые слова своим товарищам. Последний, получая клубок, начинает его сматывать, при этом произносит слова, сказанные ему. Легко ли говорить приятные слова другим?

Друг задушевный навеки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка

Надежного, верного друга рука.

Мы не случайно начали нашу встречу с игры «Клубок дружбы» и таких замечательных слов. Сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе.

Как вы думаете, что такое дружба? Как вы выбираете друзей? Что нужно делать, чтобы было больше друзей? С каким человеком вы не хотели бы дружить? Почему каждый человек достоин любви? Почему так важны хорошие друзья? Кто может быть твоим другом, кроме сверстника? Может ли быть другом мама или папа?

Во все времена люди ценили друзей и дружбу. Существует много пословиц на эту тему. Какие вы знаете?

Без беды друга не узнаешь.

Один за всех и все за одного.

Один в поле не воин.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Дерево крепко корнями, а человек — друзьями.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Одна пчела много меда не принесет.

Друг познается в беде.

А знаете ли вы рассказы о друзьях? Назовите их. (Показывает иллюстрации.)

Какая иллюстрация подходит к рассказу В. Осеевой «Три товарища»? Почему вы так думаете? Кто из мальчиков поступил верно, по-дружески? Какие четверостишие или пословица подходит к этому рассказу?

Воспитатель показывает иллюстрацию к рассказу В. Осеевой «Синие листья».

Из какого рассказа эта иллюстрация? О чем он? Как вы оцениваете поступок Кати? Как поступают настоящие друзья?

Проводится физкультминутка

Сказала кошка мышке:

— Давай с тобой дружить

И будем нашей дружбой

До смерти дорожить.

— Боюсь, — сказала мышка, —

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка.

— Ну что ж, — сказала кошка, —

Могу тебя понять,

Я вижу, что смекалки

У мышки не отнять.

Дети, что вы больше всего с друзьями любите делать? Конечно, играть. Мы сейчас поиграем в игру-пантомиму «Живые картинки». Одной подгруппе я дам картинку. Вы должны без слов, только жестами, показать, что нарисовано, чтобы все остальные догадались.

А другая подгруппа должна будет самостоятельно придумать сюжет и показать остальным, что загадала.

Молодцы, дружные ребята у нас в группе.

Тогда следующее задание можно выполнить только сообща, вместе. (Достает два конверта.)

В конверте карточки со словами, разрезанными пополам. Ваша задача — найти половинки, сложить из них слово, прочитать, а из слов составить пословицу. Затем объяснить ее смысл.

Вы молодцы, эти мудрые слова подходят к вашим дружным действиям.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Гусеница». Возьмите мячи, постройтесь цепочкой. Мы будем вместе передвигаться по группе. Руки положите на плечи впереди стоящему ребенку. Мяч зажмите между животом и спиной впереди стоящего сверстника. Таким образом, мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.

Под песню «Если с другом вышел в путь» «гусеница» продвигается по группе.

Дети, положите мячи и сделайте один большой круг. Давайте споем песню о дружбе и друзьях.

Дети исполняют песню «Дружба крепкая...».

Берегите своих друзей, и вам будет радостнее жить на свете!

Делайте добро, и оно обязательно вернется к вам. Занятие закончено. Спасибо.

Беседа - игра «Что такое дружба?».

Цель: обогащение социального опыта ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Задачи:

    формировать понятия «друг», «дружба»;

    учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;

    развивать коммуникативные навыки;

    воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

Ход мероприятия.

1. Здравствуйте дети! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас было всегда. А сейчас мы улыбнемся, поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной (звучит легкая музыка, звуки природы).

Приветствие: Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй крепенький дубок!

Мы живем в родном краю, всех я вас приветствую!

2. Молодцы, ребята! Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры «Клубок дружбы». Первый человек держит в руках кончик клубка и передает его соседу, при этом должен сказать доброе слово, сделать ему комплимент. Второй должен повторить это слово, назвать новое и передать клубок следующему игроку. А последний, получая клубок, сматывает его и произносит все слова, сказанные ему.

Наша игра не просто так называлась «Клубок дружбы». Именно о дружбе и о друзьях мы поговорим с вами на сегодняшнем занятии.

3. А у вас есть друзья? Назовите, кто они. Где они живут? В какие игры вы с ними играете?

А сейчас послушайте стихотворение.

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете,

Ведь с друзьями веселей,

На любой планете!

4. А вы знаете что такое дружба? Что значит дружить? Почему вы так думаете? С чего начинается дружба? Как ведут себя друзья?

( Помогают другу в беде, умеют разделить радость и горе, не смеются над недостатками друга; вовремя остановят друга, если он делает что-то плохое; умеют принять помощь, совет, не обижаются на критику; не обманывают друга; умеют признать свои ошибки, помириться с другом; относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.)

Ребята, а кто из вас знает пословицы о дружбе. Вам нужно собрать пословицы из слов.

1.Дружбу и топором не разрубишь.

2.Без друга - сирота, с другом - семьянин.

3.Нет друга, так ищи; а нашел, так береги.

4.Друг познается в беде.

5.Старый друг лучше новых двух.

6.Друга за деньги не купишь.

5. А дружить это хорошо или плохо? Я предлагаю вам поиграть в игру «Две половинки». Каждый по очереди достанет то, что лежит в «Волшебном мешочке». У каждого из вас половинки сердец, нужно сложить целое сердце и найти себе пару. (Звучит песня «Дружба крепкая», дети находят свои половинки).

Вашим парам надо будет выполнить следующие задания. Будьте внимательны! Вам нужно правильно и быстро собрать разрезную картинку. Ваше умение договариваться, поможет быстро справились с заданием.

6. Молодцы! Я вижу, что вы очень дружные ребята. Как вы понимаете такое выражение: «Друзья не разлей вода». (Которые всегда рядом, вместе, готовы прийти на помощь и поддержать друга).

У вас очень интересные мысли, вы все правильно понимаете значение этого выражения. А теперь вспомним с вами сказки, в которых герои были друзьями? («Три поросёнка», «Кот, петух и лиса», «Репка», «Зимовье зверей», «Цветик - семицветик»)

7. Ребята, вам нравится, когда светит солнышко? А вот и солнышко. Только чего-то не хватает у нашего солнышка? Правильно, лучиков! Вот сейчас мы с вами и украсим наше солнце лучиками – ладошками. Каждая пара договаривается между собой у кого красный. А у кого жёлтый лучик. Договоритесь между собой, кто какой лучик выберет. Во время работы детей звучит песенка «От улыбки». (Дети обводят свои ладошки на цветной бумаге - желтой и красной, а затем вырезают и приклеивают ладошки на солнечный круг.) Насколько ярче, светлее и добрее стало у нас! Какое солнышко у нас получилось? (Веселое, доброе, яркое, лучистое, счастливое, горячее, радостное). Конечно, у дружных ребят только такое солнышко светит.

8. Вы молодцы! Вы показали, как должны вести себя настоящие друзья. А как вы себя вели по отношению друг к другу? Были внимательными друг к другу, слушали и слышали друг друга, умели договариваться между собой. Вы умные, добрые, дружные ребята.

Заключение. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Поговорим о друзьях и дружбе.

Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя!

♦ Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут? Сколько ему лет?

♦ Какие качества характера привлекают вас в нем?

♦ Много ли у вас друзей?

Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это и вправду замечательные свойства человеческой души!

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Лучший друг

Мой любимый друг хороший —

Это сверстник мой Алеша.

Бескорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу,

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор,

Понимает шутки, смех.

Друг Алеша — лучше всех!

♦ О каких хороших качествах Алеши рассказывает его друг в этом стихотворении?

Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. В ней есть замечательные слова:

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки...

В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей.

♦ Почему, как вы думаете?

Верно! Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух частей — «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек — тот, кто желает вам добра.

Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка — начало дружбы.

Чтобы иметь хороших верных друзей, нужно уметь дружить.

В чем же заключается умение дружить?

Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми так, как бы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, — улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Вспомним остальные правила дружбы: не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками и книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить — значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.

Народ сложил о дружбе мудрые пословицы и поговорки: «Друг — ценный клад, ему всякий рад», «Дружба дороже денег», «Дружба что стекло — разобьешь, не склеишь», «За друга держаться — ничего не бояться».

♦ Какие вы знаете стихи, сказки, истории о дружбе?

♦ Знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе? Назовите их.

♦ Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.

♦ Почему говорится: «Дружба познается в беде»?

Послушайте несколько стихотворений о друзьях и ответьте на вопросы.

Мои друзья

Друзей немало у меня:

Я со всем двором дружу.

Не прожить без них ни дня!

О друзьях вам расскажу.

Любит Ксения гостей,

Добротой от Ксюши веет:

Ни игрушек, ни сластей

Для подружек не жалеет,

Утешает, привечает

И душистым поит чаем.

У Лёни — золотые руки.

Все он может делать сам:

Утюгом погладить брюки,

Починить на кухне кран!

Петя может дать совет,

Посочувствовать другому.

Он не скажет слова «нет»,

Помогает всем знакомым.

Петя кормит хомяка,

Чистит клетку попугая,

Приласкает он щенка

И с сестренкой погуляет.

Помогает Саша маме —

Возится он с малышами.

И сочувствует другим —

Верный друг, хороший сын!

Егор и честен, и правдив,

Он ненавидит ложь,

Настойчив и трудолюбив —

Его не проведешь!

♦ О каких хороших качествах друзей рассказывается в этих стихах? Назовите их.

♦ Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»?

Вряд ли найдется много ребят, готовых дружить с зазнайками, хвастунишками и лгунами.

Послушайте стихотворение.

Хвастливый Андрей

Однажды хвастался Андрей:

«Нет никого меня храбрей!

Не боюсь опасных змей,

Ни лягушек, ни червей.

Не боюсь я тьмы ночной,

Справлюсь с бурною волной.

Не боюсь я привидений,

Привиденья — это тени!

Не боюсь...» — и вдруг молчок:

Хрустнул в темноте сучок,

И послышались шаги

По тропинке у реки.

Побледнел слегка Андрей,

Убежал домой скорей!

Чтобы дружно играть всем вместе, нужно выполнять определенные правила. Надо справедливо распределять игрушки, роли, уметь соблюдать правила игры, быть покладистым и сговорчивым.

Игра в «Поликлинику»

Однажды Зоя предложила ребятам играть в «Поликлинику».

— Как это в «Поликлинику»? — удивился Артем.

— Очень просто, — объяснила Зоя, — куклы будут нашими детьми. Одни девочки станут мамами и поведут их в поликлинику на осмотр, другие ребята станут врачами.

— Чур, я врач! Чур, я врач! — сразу же закричал Артем.

— Анна Анатольевна! — обратилась Зоя к воспитательнице. — Можно мы поиграем в «Поликлинику»?

— Ну, конечно, можно, — согласилась та. — Вы пока распределите роли, а я принесу набор «Кукольный доктор», — сказала Анна Анатольевна и пошла в другую комнату за набором.

Ребята быстро распределили роли. Коля стал детским врачом, Саша — глазным, Вера — хирургом, Катя — медицинской сестрой.

— А кем же буду я? — спросила Алла.

— Ты будешь работать в регистратуре. Выдавать талоны, отвечать на звонки по телефону, записывать «больных» на прием.

Алла капризно надула губки.

— Не хочу сидеть в регистратуре. Это не интересно! Хочу тоже быть врачом.

— Но ведь кому-то нужно выдавать талоны, — рассудительно заметил Коля.

— Немного «поработаешь» в регистратуре, а потом поменяешься в Верой и тоже будешь врачом.

— Ты согласна? — спросила Зоя.

♦ Что бы вы ответили на месте Аллы?

♦ Умеет ли Алла соблюдать правила игры?

♦ Справедливое ли решение предложила Зоя? Почему?

— Ну нет! Я не согласна! — ответила Алла. — Раз не даете мне роль врача, лучше я одна буду играть с куклой.

Она взяла куклу и ушла с ней в другую комнату.

Игра в «Поликлинику» оказалась очень интересной. Ребята увлеклись и совсем забыли про Аллу, которая села в кресло, положила куклу на колени и задумалась: «Эх, зря я отказалась играть со всеми. Вон как они весело смеются, болтают, а мне одной очень скучно. Может быть, пойти и попросить, чтобы меня приняли в игру?»

♦ Попадали ли вы в подобные ситуации?

♦ Какой выход находили из них?

♦ Что бы вы посоветовали Алле?

Лариса, лучшая подруга Аллы, заметила, что девочка не участвует в игре, пошла за ней.

— Аллочка, почему ты с нами не играешь? Мне без тебя очень скучно! Пойдем играть, — позвала она подругу.

Алла объяснила, почему она не участвует в игре. Тогда Лариса сказала:

— Не беда! Пойдем со мной, и для тебя найдется подходящая роль.

Лариса и Алла пошли к детям, и Лариса предложила:

— Ребята, у нас в поликлинике нет зубного врача. Пусть Алла будет им.

— Ну ладно, пусть Алла лечит куклам зубы, — согласились все.

— А ты согласна, Алла? — спросила девочку Зоя.

— Согласна! — радостно согласилась девочка. — А потом я могу поменяться с Катей и поработать в регистратуре.

♦ Что вы можете сказать о Ларисе? Хороший ли она друг?

♦ Почему вы так думаете?

♦ Почему Алла сама согласилась поработать в регистратуре?

Многие выдающиеся люди размышляли о друзьях и дружбе. Послушайте их высказывания.

Настоящая дружба правдива и отважна.

Лучше во тьме пребывать, чем без друга.

Брат может не быть другом, но друг — всегда брат.

Но, пожалуй, лучше всех сказал о дружбе Александр Сергеевич Пушкин:

Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга!

Я надеюсь, и в вашей жизни обязательно будет добрый и преданный друг. Ведь без друзей жить нельзя!

Если вы хотите, чтобы у вас были добрые и верные друзья, никогда не жалуйтесь на ребят, не ябедничайте, научитесь сами разрешать конфликты, не привлекая взрослых.

Послушайте стихотворение.

Ябеда

Любит ябедничать Таня

На подруг и на друзей:

Опоздал на завтрак Ваня,

Грузовик сломал Сергей.

Нина вкусную котлету

Отдала коту тайком,

Руки не помыла Света,

Коля ходит босиком.

«Ябедой-корябедой»

Дразнят дети Таню.

Хорошо быть ябедой?

Догадайтесь сами!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. В группе детского сада появился новый мальчик. Он еще не познакомился с ребятами, не освоился в коллективе. Вы заметили, что мальчик хочет с вами подружиться. Как вы поступите?

1. С радостью примете его дружбу. Чем больше друзей, тем лучше!

2. Поможете ему на первых порах, но не больше. У вас уже есть друзья, и новый друг вам не нужен.

3. Не обратите на него никакого внимания.

II. Ваш друг заболел и попал в больницу. Как вы поступите?

1. Будете часто звонить маме друга, передавать ему привет и спрашивать о здоровье.

2. Попросите свою маму или бабушку отвезти вас в больницу, чтобы навестить друга, поддержать его в трудную минуту.

3. Напишите письмо или записку и попросите маму друга передать ему письмо.

III. Перед вами четыре правила. Вычеркните одно, которое не является правилом дружбы.

1. Не ссорьтесь по пустякам.

2. Уступайте другу.

3. Стремитесь быть везде и во всем первым.

4. Делитесь с друзьями игрушками и книжками.

♦ Как вы думаете, приятно ли дружить с капризным, плаксивым ребенком?

Верно, не очень. Если кто-то плачет по пустякам, обижается понапрасну, всем недоволен, портит интересную игру, ребятишки вряд ли захотят с ним играть.

Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Царевна Несмеяна

Девочку Тоню в детском саду частенько дразнили то плаксой-ваксой, то ревой-коровой, потому что она капризничала и плакала по любому пустяку.

Пьет чай, уронит на пол кусочек булки и сразу в слезы.

— Ай! Я вкусную булку уронила, а ведь с пола есть нельзя!

Подружка Вера ей свою булку отдаст.

— Возьми мою булочку. Только, пожалуйста, не плачь.

Развяжется ли бантик в косичке, не получается ли рисунок, Тоня плачет в три ручья.

Анна Анатольевна ее успокаивает, уговаривает, подружки стараются во всем угодить. А толку никакого!

Играть с Тоней ребятам в самом деле не интересно! Чуть что, она дуется, плачет. Улыбается редко. Вот и получилось, что все играют вместе, а Тоня — одна.

Сережа — добрый отзывчивый мальчик. Ему Тонечку жалко, он никогда не дразнит ее плаксой-ваксой. Он зовет ее сказочным именем — Царевна Несмеяна. Сереже кажется, что Тоня и вправду похожа на сказочную царевну. Глаза у нее большие, синие, а золотистые волосы длинные, вьющиеся колечками.

Однажды он задумался, как бы развеселить Тоню. Долго думал и кое-что пришло ему на ум. Сережа рассказал о своей задумке Анне Анатольевне, и той его затея очень понравилась.

Так и сделали. Ребятишки приготовили красивые костюмы, разучили смешные стихи, песенки, танцы. Анна Анатольевна распределила роли, а Тоне сказала:

— Тонечка! Ты будешь играть роль Царевны Несмеяны. Кто из ребят сумеет тебя рассмешить, тот и получит приз!

— Хорошо, — согласилась Тоня.

Быть царевной ей очень хотелось!

Началось представление. Тоне надели на голову красивую корону, усадили ее в кресло. Ребята стали выступать, стараясь изо всех сил рассмешить Несмеяну.

Клоуны в ярких колпачках кувыркались на ковре, так и сыпались веселые шутки и смешные истории. Но Тоня оставалась серьезной и ни разу не улыбнулась. Представление уже подходило к концу, когда в костюме Царевны Несмеяны в зал вошел Сережа. Его окружали мамушки и нянюшки.

Одна из них протянула Сереже румяное яблоко.

— Дитятко, съешь яблочко.

— Не хочу, не буду! — захныкал Сережа. — Оно кислое, невкусное.

Он оттолкнул яблоко, оно упало на пол и закатилось в угол.

— Яблоко упало, — заревел мальчик в три ручья.

Мамушки и нянюшки заахали, заохали, стали суетиться вокруг него. Одна собирала в малюсенькое ведерко слезинки, другая утирала слезы носовым платком. Словом, настоящий переполох.

Сережа при этом так капризно надувал губы, морщил нос, тряс головой, что стал чем-то похож на Тоню. Девочка словно увидела себя в зеркале, не выдержала и рассмеялась! Ребята в ответ тоже засмеялись и захлопали в ладоши.

— Молодец, Сережа! Рассмешил ты нашу Царевну Несмеяну. Вот тебе в подарок книжка веселых рассказов с забавными картинками. — Анна Анатольевна протянула Сереже книгу.

— Спасибо, Анна Анатольевна! Можно я буду ее читать вместе с Тоней, чтобы она почаще улыбалась и никогда не плакала? — спросил мальчик.

— Конечно, можно! — ответила воспитательница, обнимая Сережу за плечи.

Постепенно характер Тони изменился к лучшему. Она стала меньше капризничать. Когда ей хотелось заплакать, девочка вспоминала веселое представление, которое устроили для нее ребята, и ей становилось стыдно: ведь они так старались ее рассмешить. Анна Анатольевна даже сказала: «Ты нам гораздо больше нравишься, когда смеешься! Улыбайся и смейся почаще!»

♦ Как вы думаете, интересно ли было играть с такой плаксой и капризулей Тоней? Почему?

♦ Почему Тоню дразнили плаксой-ваксой?

♦ Как звал ее Сережа?

♦ Почему?

♦ Что придумал Сережа, чтобы развлечь Тоню?

♦ Удалась ли его затея?

♦ Как вы думаете, почему засмеялась Тоня?

♦ Изменится ли после этого характер девочки?

Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Волшебное перышко

Утром Федя как обычно капризничал и ворчал:

— Чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!

— Не надоело тебе ворчать? — вздохнула мама. — Одевайся поскорее, а то я опоздаю на работу, а ты — в детский сад.

— Не пойду я сегодня в детский сад! — угрюмо сказал Федя.

Мальчик не хотел говорить маме, что вчера поссорился с Колей.

— Но почему? Может быть, ты заболел? — встревожилась мама.

— Ничего я не заболел, просто неохота мне в детский сад идти. Вот и все.

— Может, кто-то тебя там обидел?

— Да никто меня не обижал, — хмуро бросил Федя.

— Тогда хватит капризничать, поскорей надевай куртку, шапку, завязывай шарф и побежали!

Делать нечего! Пришлось Феде послушаться маму, одеться и идти в детский сад.

Не успел Федя повесить куртку в шкафчик, как к нему подлетела Верочка. Тряхнув короткой кудрявой челкой, она затараторила:

— Доброе утро, Федя! Надеюсь, ты не забыл, что мы с тобой сегодня дежурные! Быстрей переобувайся и пошли помогать Зинаиде Ивановне столики для завтрака накрывать.

— Не забыл, не забыл, — хмуро ответил Федя, даже не поздоровавшись с Верочкой. «Какая болтливая, вертлявая девчонка», — подумал он, когда Верочка танцующей походкой убежала в игровую комнату, и нехотя пошел следом за ней.

Нельзя сказать, что Федя был ленивым мальчиком, но дежурить ему не хотелось. Особенно портило настроение то, что пока он дежурит, другие ребята весело играют в разные увлекательные игры.

Войдя в групповую комнату, Федя сразу заметил, что там появились новые игрушки: большой подъемный кран, микроавтобус, грузовик и красный бульдозер. Ребята уже играли с ними: все вместе строили высокий дом из разноцветных кубиков.

Федя молча подошел поближе.

— Здравствуйте, Анна Анатольевна! Здравствуйте, ребята! — выдавил из себя Федя.

— Здравствуй, Федя! — весело отозвалась воспитательница. — Помоги-ка нам стол накрыть, скоро завтракать сядем.

Феде очень хотелось поиграть с новыми игрушками, но спорить с Анной Анатольевной он не стал.

После завтрака ребята с воспитательницей пошли на прогулку.

Дима спросил:

— Будем снежную крепость строить?

— Будем, — согласились ребята.

Федя строил крепость вместе со всеми, катал большие снежные комья.

Крепость вышла на славу: прочная, высокая, с башнями и маленьким оконцем.

— Я буду командиром крепости! — крикнул Федя.

— Почему ты? — удивился Коля.

— Потому что я самый большой ком прикатил! Да и папа у меня военный. Я все команды знаю! — гордо ответил Федя.

Ребята немного посовещались, и Коля сказал:

— Командиром крепости будет Дима!

— Да, да! Дима! — хором подтвердили ребята.

— Это еще почему? — удивился Федя.

— Дима — справедливый и добрый, — ответил Коля.

— Дима никогда не ворчит, никого не обзывает, все поровну делит.

♦ А кого выбрали бы вы — Федю или Диму? Почему?

— Тогда я вообще с вами играть не буду! — обиделся Федя и отошел в сторону.

Вечером он вернулся из детского сада грустным. Как-то не складывались у Феди отношения с ребятами, а почему — мальчик не понимал.

♦ А вы знаете, почему?

В субботу папа взял Федю в гараж. Папа стал чинить машину, а сына попросил навести порядок в коробке с винтиками, гайками и разными мелкими деталями. Федя начал разбирать коробку и вдруг заметил в ней что-то яркое и блестящее. Он пригляделся и вытащил маленькое перышко.

— Папа, смотри, что я нашел! Золотое перышко!

Папа взял перышко, повертел его в руках и пожал плечами:

— Не знаю, сынок! Я этого перышка раньше не видел.

Федя полюбовался пером и положил его в карман джинсов.

Мальчик даже не догадывался, что золотое перышко было волшебным!

Когда в понедельник Федя пришел в детский сад, то первым, кого он встретил, был Коля. Федя хотел незаметно проскочить мимо, не поздоровавшись с Колей, но вдруг его губы сложились в приветливую улыбку, и он весело сказал:

— Доброе утро, Коля! Я рад тебя видеть!

— Доброе утро, «дядя» Федор, — пошутил Коля.

Но Федя совсем не обиделся.

На прогулке Федя предложил поиграть в поезд. Он поставил несколько санок друг за другом, связал их, усадил в санки девочек и сказал:

— Санки — это вагоны, вы будете пассажирами, а я — электровозом.

Федя загудел, изображая электровоз, и повез «вагоны» по заснеженной тропинке. Девочкам игра понравилась.

— Здесь остановка, — сказал Федя возле ледяной горки. — Немного покатаемся с горки, потом поезд снова отправится в путь.

Федя придумывал новые и новые игры, и ребята всю прогулку не отходили от него.

♦ Почему ребята во время прогулки не отходили от Феди?

— Анна Анатольевна, — вежливо обратился Федя к воспитательнице, — можно я помогу вам: проверю, все ли совочки, лопаты, ведерки мы собрали. А то занесет их снегом, потом и не найдешь.

— Ну, помоги, Федюня, — удивленно и ласково сказала воспитательница.

Вечером ребята стали готовить новогодние подарки. Когда Верочка попросила у Феди ножницы, мальчик сказал:

— Ну, конечно, возьми, а я пока елочку раскрашу.

— Спасибо, Федя, ты такой добрый! Я тебя не узнаю.

Честно говоря, Федя и сам себя не узнавал: ему хотелось всем помогать, говорить хорошие слова. Мальчик ни с кем не поссорился, как бывало раньше.

Федя, конечно, не догадывался, что ему помогает волшебное перышко.

Скоро у Феди появилось множество друзей, а его лучшим другом стал Дима.

♦ Как вы думаете, почему у Феди появилось много друзей?

Весной Федя переоделся в шорты, а волшебное перышко так и осталось в кармашке его старых джинсов. Но Федя и без него оставался доброжелательным, вежливым и веселым. Никто уже и не помнил, каким ворчливым и обидчивым он был.

Мама отдала Федины джинсы племяннику Косте, ведь Федя из них уже вырос. Теперь и Костя никогда не ссорился с ребятами из-за игрушек, научился уступать друзьям и радоваться их успехам.

Вот такая история! Хотите верьте, хотите нет!

♦ Почему Федя не хотел идти в детский сад?

♦ Как вы думаете, легко ли было общаться и дружить с Федей? Почему?

♦ Почему Федя не хотел дежурить?

♦ Всегда ли вы, заходя в помещение, здороваетесь с теми, кто там находится?

♦ Почему Анна Анатольевна сделала Феде замечание?

♦ Можно ли назвать Федю вежливым и доброжелательным? Почему вы так думаете?

♦ Почему ребята выбрали командиром снежной крепости Диму, а не Федю?

♦ Что важнее — уметь командовать или быть добрым и справедливым?

♦ Правильно ли поступил Федя, обидевшись на ребят? Кому от этого стало хуже — ребятам или Феде? Почему?

♦ Что Федя нашел у папы в гараже?

♦ Как волшебное перышко помогло Феде?

♦ Как изменилось поведение Феди?

♦ Что вы заметили хорошего в поведении Феди и в его отношении к окружающим?

♦ Как вы думаете, почему Федя не изменился после того, как волшебное перышко перестало ему помогать?