Что должен уметь говорить ребенок в 1. Занятия для развития

Что умеет ребенок в 1 год? Еще совсем недавно он лежал в кроватке и тянул к вам ручки, а сейчас вовсю ползает по дому и требует вашего внимания. За первый год жизни ваш замечательный кроха значительно изменился: возросла масса его тела, он подрос на 20-25 сантиметров и многому научился. Это не может не быть поводом для гордости мамы.

Давайте рассмотрим, что умеет ребенок в 1 год:

  • В возрасте 1 год ребенок уже знает, как его зовут и ползет (или идет) к вам, если вы произносите его имя;
  • Знает значение слова «нельзя», реагирует на простые поручения, старается помогать вам;
  • Повторяет часто употребляемые слова: «мама», «папа», «баба», «ав-ав» и другие. В активном лексиконе малыша сейчас 8-10 слов;
  • Умеет махать рукой на прощанье, играть в «ладушки» и другие пальчиковые игры;
  • Начинает проявлять эмоции;
  • Рисует на бумаге каракули, пытается лепить из пластилина или рисовать пальчиковыми красками (под вашим присмотром, конечно).

Что умеет ребенок в 1 год: эмоциональная сфера

Что умеет ребенок в 1 год в сфере эмоциональной? - прежде всего, проявлять удивление. Это реакция на все новое и неожиданное, познавательная эмоция. В дальнейшем, когда малыш научится говорить, он будет задавать вам различные вопросы об окружающем мире.

В годовалом возрасте кроха уже проявляет разнообразные эмоции: он смеется на шутку родителей, обижается или плачет, если на него сердятся, криком выражает недовольство, если у него забирают игрушку. Активно развиваются жесты, мимика, интонации.

Что умеет ребенок в 1 год: формирование речи

Семимильными шагами развиваются слуховые анализаторы: малыш уже может понимать отдельные фразы и более сложные слова.

Правда, произносить предложения он будет ближе к двум годам. У годовалого ребенка очень выражена склонность к подражанию: он будет копировать интонации и действия взрослых. Речь малыша, которому только год, называют «лепетом», пока даже мама разбирает не более 30% того, что хочет сказать ваше чадо.

К концу первого года крик перестает быть формой общения, с его помощью малыш выражает недовольство, обиду или страх. Увеличивается запас понимаемых слов: малыш уже знает части тела и может их показать, легко повторяет за родителями новые слоги, говорит простые 8-10 слов.

Что умеет ребёнок в 1 год: действия с предметами

Ребенок в 1 год совершает новые действия с игрушками, исполняет просьбы родных людей. Он может поставить предметы друг на друга, принести вам мячик, катать куклу в коляске, снимать и надевать на палку колечки. Некоторые дети самостоятельно пьют из чашки, но поставить ее на стол, не расплескав, пока не могут - отдают маме. Для них ощупь - способ познания этого мира, так что не удивляйтесь, что, казалось бы, уже взрослый карапуз по-прежнему тянет все в рот. Вместе с вами он учится совершать простые действия: сортировать предметы по размеру, перекладывать их с места на место, пытаться складывать. Ребенок сам тянется выполнять гигиенические процедуры: протягивает ручки для мытья, пытается вытереть их салфетками, умываться. Кушать пока малыш сам не может, хотя пытается удержать в кулачке ложку и зачерпнуть ей еду. Если дать малышу фломастер или карандаш - он рисует каракули, смешно зажав «инструмент» в кулачке. Правда, он еще не совсем ориентируется в пространстве - и может выходить за пределы альбомного листа. Можно постепенно приучать чадо и к пальчиковым краскам - они безвредны и при этом очень занимательны! Это еще одно совместное занятие, которое доставит море удовольствия и маме, и ее ребенку.

Ребенок первого года жизни уже начинает делать первые шаги. Некоторые дети к этому возрасту уже вполне уверенно держатся на ногах и могут сделать несколько шагов. Постепенно приучайте малыша к окружающему миру, тренируйте его выносливость: покажите, как играть в песочнице, катать машинку, забираться по ступенькам. Пройдет время - и маленький исследователь сам будет стремиться копировать ваши действия. Читайте книги - они способствуют развитию лексического запаса малыша. Вы будете очень удивлены, когда ваше чадо начнет цитировать отдельные фразы из книг, прочитанных в детстве.

Дорогие мамы! Каждый ребенок индивидуален: даже зубки у детей прорезаются не в один день, не говоря уж о развитии. В этой статье указаны примерные ориентиры, так что даже если ваш ребенок еще не умеет чего-то, он обязательно научится. Возможно, он совершает другие действия, которые не указаны в статье. В любом случае, продолжайте развивать своего малыша - и он непременно порадует вас новыми достижениями!

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

В каждой семье исполнение годика ребенку, это большой праздник, которого с нетерпением ждут мамы и папы. Ведь за этот год так много всего случилось: первое "агу", первый прикорм, первое "мама", первый шаг. А все ли успел сделать ваш малыш? Не упущены, какие-то навыки или умения? Давайте поговорим о том, что умеет ребенок в 1 год и ничего ли вы не упустили?

Что должен уметь ребенок в 1 год? Под какие нормы равняться?

Сразу следует оговориться, что все ребятишки индивидуальные и в 1 год необязательно должны приобрести одинаковые навыки. Но все же, для предупреждения, а также ранней диагностики возможных нарушений развития (физического, психологического, эмоционального) ВОЗ разработал усредненные нормы, согласно которым определяется состояние развития ребенка в 1 год. Что оценивается согласно этим нормативам?

  1. Физическое развитие годовалого ребенка.
  2. Социальное поведение ребенка в 1 год.
  3. Эмоциональное состояние (формирование характера).
  4. Развитие моторики и статики в 1 год (психомоторное развитие).
  5. Что умеет ребенок в 1 год – бытовые и двигательные навыки.
  6. Речевые навыки и начало становления речи.

Младенец, как чистый лист, на котором за первый год жизни записываются умения, основные знания, опыт. От того, как родители "вкладывают" в своего ребенка, зависит конечный результат. Ведь в каждой семье свой микроклимат, условия и множество других факторов способных повлиять на то, что сможет уметь ребенок в 1 год.

Физическое развитие ребенка согласно нормам ВОЗ

Малыш прибавляет в весе и к 1 году увеличивает его в 3–4 раза (8,5–11,5 кг.). Рост также становится больше, ведь каждый месяц карапуз вырастает на 1–1,5 см. В 1 год, согласно нормативам, рост составляет 70–80 см. Из непропорционального комочка, ребенок приобретает "стандартную" физиологию: руки и ноги удлиняются, исчезает "карапузость".

У многих в 1 год уже имеется 12 зубов. Обычно похвастаться таким количеством могут детки, у которых процесс прорезывания начался в 4–5 месяцев, те же кто "опоздал" с этими сроками, насчитывают 6–8 зубов, и в этом нет ничего страшного, через 2–3 месяца они обязательно появятся. Более подробней о молочных зубах, их появлении и сроках, написано в статье: .

Большинство карапузов уже начинают ходить к 1 годику. Правда, у них это не всегда получается хорошо. Дело в том, что у маленьких детей плоская стопа. Но не пугайтесь, это не плоскостопие. Подобная форма стопы сформирована из жировой подушечки, из которой в процессе взросления образуется свод. Более подробней о том, как развивается ступня грудничка и как избежать появления плоскостопия, написано в статье: .

В таком возрасте сон должен занимать 10–12 часов ночью. Дневной сон в течение 1–1,5 часа в обед. Некоторые детки еще спят дважды в день, и это нормально. Дневной сон играет большую роль в развитии малыша, поэтому отказываться от него не стоит, если даже сильно хочется. Также не забывайте о распорядке дня, очень важно выполнять одни и те же действия (еда, сон, прогулка) изо дня в день.

Что умеет ребенок в 1 год при общении с социумом (социальное поведение)?

Малыши, которые вели активное общение со сверстниками (во дворе, с детьми знакомых) отличаются коммуникабельностью, желанием все попробовать. К основным показателям социального общения следует отнести такие проявления:

эмоционально проявляет свои чувства к родителям, бабушкам, другим членам семьи. Они целуют, обнимают, а на вопрос "Любишь маму?", радостно прижимается к ней, подтверждая свои чувства;

  • идет на контакт с другими детьми, независимо старше они или младше. Радуется новой игрушке и активно хвастается ею перед остальными;
  • узнает людей, которые часто бывают в гостях (соседи, родственники, друзья). Ждет их прихода, так как знает, что ему что-то принесут;
  • проявляет настороженность и страх к незнакомым людям. Может спрятаться за родителями или даже расплакаться;
  • танцует под музыку, повторяет движения взрослых (особо любят говорить по телефону);
  • рассматривает себя в зеркале, ведет с отражением диалог, улыбается ему.

Что умеет ребенок в 1 год? Как формируется характер?

К 1 году видны первые "крупицы" будущего характера, развивается личность ребенка. Уже заметно спокоен ваш карапуз илигиперактивен, возможно, излишне эмоционален, плаксив или полный флегматик. Ведь все это заложено в генах и обычно передается по наследству. Конечно, можно повлиять на формирование характера (научить быть добрым, открытым, смелым), но генетическая основа останется неизменной, ведь это заложено природой.

В 1 год появляется чувство страха, это может быть темнота, высота, расставание с мамой. Родителям необходимо уметь "сглаживать" такие эмоции и развеивать любые страхи. Делается это посредством терпеливого, длительного объяснения, что бояться нечего не нужно.

Сейчас очень важно вложить в малыша правильные понятия на слова "нет", "нельзя".

Что умеет ребенок в 1 год согласно нормам психомоторного развития?

Мозг малыша все больше развивается, психика становится стабильной, а перешагнув через годовалый барьер, карапуз начинает делать новые открытия, познает окружающий его мир, как в целом, так и в отдельных явлениях. Он уже разбирается в свойствах, а также назначениях предметов. Мыслит на несколько действий вперед. В целом психомоторное развитие предполагает, что ребенок в 1 год умеет:

  • играть с пирамидкой, складывая, раскладывая колечки;
  • играя, осознанно складывать кубики один на один;
  • уметь занять себя, пока мама занимается делами по хозяйству, карапуз должен развлечь себя при помощи посуды, обуви и т. д.;
  • проецировать обыденные дела на игрушках: кормить кукол, варить кушать, мыть пол;
  • проводить "ревизию" в ящиках, шкафу, тумбах. Самостоятельно открывать и закрывать их;
  • поддаваться инстинкту и повторять за сверстниками: прыгать вместе, хлопать, кричать.

Мелкая моторика – что должен уметь малыш в 1 год?

Очень важная часть развития – мелкая моторика. Ее родители обязаны формировать. Как это делать читайте в статье: К 1 году ребенок обязан научиться: . К 1 году ребенок обязан научится:

  • собирать ладонью или пальцами небольшие предметы в коробочку или ведерко;
  • брать двумя пальчиками мелкие предметы;
  • держать самостоятельно ложку одной рукой;
  • пробует рисовать каракули.

Если не развивать мелкую моторику, то можно заметить торможение процесса формирования речевых функций. Психологи утверждают, что дети, с которыми родители не занимались развитием данного навыка, имеют: проблемы с памятью, логическим мышлением, отставание от сверстников, отсутствие концентрации.

Что умеет ребенок в 1 год? Бытовые, двигательные навыки, умения самообслуживания

Логичный вопрос, которым озадачены многие родители: что умеет ребенок в 1 год? Ведь именно в это время малыш учится находиться в быту, он всячески стремится к самостоятельности.

Бытовые навыки и умение самообслуживания

Ребенок в 1 год должен уметь:

  1. Держать ложку, пользоваться ею, пусть не всегда удачно, но осознавая, что она должна попасть в рот.
  2. Пить из кружечки, это может быть чашка-непроливайка или небольшой стаканчик. Постепенно отучайте карапуза от бутылки, в этом может помочь статья: .
  3. Помочь одеть себя. Они подают ручки, ножки, натягивают носки, сапожки.
  4. Хорошо жевать пищу. Для них нет проблемы откусить кусочек хлеба, бублика, яблока.
  5. Протянуть ручки к открытому крану с водой, повторяя действия взрослых при умывании. Вытирать ручки, лицо полотенцем.
  6. Понимать, когда описается или напачкает, показывать, что ему дискомфортно, при помощи определенных звуков или движений. Проявляет интерес к горшку, если мама успевает "подловить" даже осознанно ходит на него.

Двигательные навыки

Ребенок в 1 год должен уметь:

  1. Стоять самостоятельно без поддержки, вставать с любого положения.
  2. Ходить если не самостоятельно, то с поддержкой взрослого (за руку). В случаях, когда малыш в 1 год еще не ходит, а родителям, ну очень хочется, чтобы процесс "пошел быстрее", можно ему немного помочь. Как это сделать читайте в статье: .
  3. "Ходить" по лестнице вверх и вниз. Это делается ногами, держа маму или папу за руку или посредством ползанья, "покорять" ступеньки.
  4. Залазить на возвышенность (кровать, диван). Преодолевать преграды, перелезая или переступая их.
  5. Спускаться самостоятельно с возвышенности.

Что умеет ребенок в 1 год в речевом развитии?

Одним из главных показателей, что с речевым развитием все в порядке, является – малыш понимает, когда обращаются к нему, а также проводит аналогию, что от него хотят. Конечно, большей части слов он не понимает, но ориентируется на интонацию. Чем больше говорить с ребенком, тем шире будет его запас слов, хотя пока еще пассивный.

Ребенок в 1 год должен уметь произносить до 10 слов. Не удивляйтесь, это немного, так как звукоподражание всегда, обозначающее один предмет ("би-би" – машина; "му" – корова; "ням-ням" – кушать), считается словом.

В случаях, когда малыш не понимает, что говорят родители, а также не произносит никаких звуков, можно заподозрить такие проблемы:

  • с речевым аппаратом;
  • со слухом;
  • неврологические расстройства;
  • психические нарушения.

В таких случаях необходима помощь специалистов. Чем раньше будет выявлена проблема, там легче ее компенсировать.

Что еще должен уметь малыш в 1 год:

  • Откликаться на свое имя, понимать, что зовут именно его.
  • Пытается повторить знакомые звуки: голоса животных, гул машины.
  • Он охотно показывает действия, при этом что-то лепечет, при вопросах: "Кто плачет, танцует, смеется?".
  • Выполнять простейшие просьбы типа: "на", "подай", "принеси".
  • Понимать значение слов "можно", "нельзя".
  • Показывать на предметы, которые называют взрослые.
  • Махать "пака-пака", показывать "привет", уметь играть в "ладушки", "ку-ку".
  • Отвечать кто перед ним. "Говорит", как делает птичка, машинка, котик.

Речевое развитие напрямую зависит насколько много времени, вы уделяете разговорам с ребенком. Чем их больше, тем он лучше говорит.

Если ваш малыш отстает от норм, показывающих, что умеет ребенок в 1 год, то поддаваться панике не стоит. К годовалому рубежу, каждый малыш подходит с базой определенных навыков. Какими будут они, зависит только от родителей. Занимайтесь со своим ребенком, развивайте навыки. Вы будете удивлены способностями своего карапуза. А если все же сомневаетесь в его успеваемости, покажите ребенка врачу.

Автор публикации: Виктория Тетерина

Первый год жизни малыша – самый важный и насыщенный. Никогда в жизни не будет таких разительных изменений, такого прогресса в развитии малыша, как в эти 12 месяцев.
За это время вес ребенка увеличивается втрое, появляются 8-12 зубов, он умеет ходить (самостоятельно или с поддержкой взрослых)…
Несмотря на столь разительные перемены, многие родители задаются вопросом, соответствует ли развитие их ребенка общепринятым стандартам, существуют ли таковые вообще. О том, что должен уметь ребенок в 1 год, и поговорим сегодня.

Физические показатели: что считается нормой?

Каждый малыш, начиная свой жизненный путь, имеет разные стартовые возможности и условия. Ничего странного, если к концу первого годика детки приходят с разными показателями. Младенец – это чистый лист, и что на нем будет написано, зависит от многих факторов.

Но, несмотря на индивидуальные особенности, по мнению ВОЗ , к первому году жизни ребенок должен прийти с такими физическими показателями и иметь такие двигательные навыки:

  • Увеличением веса примерно втрое;
  • С ростом, увеличившимся на половину показателя при рождении;
  • Умением стоять, ходить (с помощью), приседать и подниматься;
  • Подниматься по лестнице (ползком или с помощью взрослых);
  • Катать коляску;
  • Залезать на стул, диван;
  • Нажимать на игрушки, создающие звуки.

Параметры роста и веса не имеют константы , однако, в педиатрии существует таблица с примерными показателями физических параметров развития малыша. Здесь важен взвешенный подход: если родители хрупкого телосложения, сложно требовать от ребенка полного соответствия принятым нормам.

Важно следить, чтобы рацион малыша был разнообразным, в него входило достаточно продуктов с кальцием витамином Д.

Познавательное развитие малыша: активность и мелкая моторика рук

Годовалый возраст крохи – это период открытия и познания мира, отдельных явлений, осознание свойств и предназначения предметов. Крайне важно, чтобы в этот период ребенок имел возможность полноценного общения с родителями, старшими детьми, сверстниками. Это дает возможность наблюдать, сравнивать, повторять действия.

Рита, мама Егора 1 год: «Оказывается, и между грудничками может быть конкуренция. Девятимесячный сынишка соседки умел показывать на пальчиках, что ему будет скоро один годик, а моему был год, но я его этому не учила. Малыш научился моментально, и в тот же день не только показывал, сколько ему лет, но и научился говорить «динь» (один в переводе)».

Психологи считают, что годовалый малыш может самостоятельно выполнять такие манипуляции:

  • Складывать и разбирать пирамиду;
  • Собирать мелкие игрушки в коробку или в другую объемную игрушку (ведерко и пр.);
  • Строить башенку из кубиков;
  • «Найти» себе забаву из обыденных вещей (посуда, обувь).
  • Воспроизводить «жизненные» ситуации: кормить куклу, причесывать собачку, на своем языке хвалить или ругать кого-то;
  • Брать пальчиками мелкие предметы, отдавать их по просьбе;
  • Катать мяч, перекатывать его напарнику по игре;
  • Подражать действиям взрослых «как дед кашляет, папа читает газету, мама красит губы»;
  • Интересовать содержимым ящиков, шкафчиков, открывать и закрывать их;
  • Подражать поведению старших деток или повторять за сверстниками: пищать, хлопать, прыгать.

Мама восьмимесячного Ростислава поделилась «изобретением» сынишки: «Сын сидел в манеже и громко смеялся. Когда я подошла, увидела занимательную картину: малыш ставил карандаш (с гранями) в чашку, наклонял ее немного, и карандаш катался по стенкам чашки, издавая цокот из-за перекатывания с грани на грань. От этого звука кроха весело хохотал, а когда карандаш останавливался, он опять наклонял чашку, и движение по инерции продолжалось».



Социальные навыки и привычки

Годовалого ребенка, которого родители не ограничивают в общении, прогулках, отличает от чрезмерно опекаемых сверстников активное поведение, коммуникабельность и желание все попробовать, постоянно двигаться. Получив доступ к заинтересовавшему объекту, малыш уделяет ему внимание, исследует, испытывает всеми возможными способами, хвастается перед другими.

Для годовалого возраста свойственно такое поведение ребенка:

  • Проявлять свои чувства к маме, папе, любимым игрушкам. На вопрос «А как ты любишь маму?» целовать и обнимать, даже укусить обожаемый объект;
  • Радостно реагировать на появление новой игрушки;
  • Радоваться приходу знакомых ему людей;
  • Показывать на фото членов семьи;
  • Бояться незнакомых людей;
  • Интересоваться книжками, увлеченно их перелистывать, показывать пальчиком на знакомых животных, предметы, на сказочных персонажей;
  • Петь и танцевать (реакция на звучащую музыку);
  • «Возмущаться» на запреты или строгий тон старших при помощи мимики, сварливого бормотания, писка, крика;
  • Подражать многим действиям взрослых; пылесосить, говорить по телефону, собираться на работу;
  • Хвалить себя, рассматривать себя в зеркало.

Чем больше малышу уделялось внимания, велись с ним взрослые «беседы», «читались» книжки, тем больше багаж знаний и умений будет к годовалому возрасту у крохи.

Речь и ее понимание

По мнению неврологов, одним из основных навыков того, что должен уметь делать ребенок в год – это понимать речь других и начинать произносить свои первые слова. Важнейшим показателем нормального развития малыша есть его реакция на просьбу других: «Покажи, где у тебя ушко, принеси мячик, покорми куклу и пр.». Если реакция отсутствует, есть повод для беспокойства: у малыша могут быть проблемы со слухом (зачастую это обнаруживают раньше, чем в год) или он отстает в развитии.

Так что должен знать ребенок в 1 год, какой «словарный запас» считается нормальным к 12-месячному возрасту?

  • Произносить от десяти отдельных слов;
  • Подражать звукам, издаваемым животными, транспортом, показывать, как сам малыш поет или разговаривает по телефону;
  • Копировать интонацию взрослых;
  • Произносить отдельные слова или их заменители при общении с другими детками;
  • Выполнять просьбы взрослых, понимать запреты;
  • Указывать на предметы интерьера, перечисляемые взрослыми;
  • Реагировать на свое имя;
  • Выполнять игровые манипуляции «ладушки, ку-ку, пока».



Характер

К годику родители уже хорошо ориентированы на личностные свойства малыша: спокоен или капризен, усидчив или слишком активен. Это заложено природой, и как говорили мудрые мира сего, воспитательными мерами нам по силам изменить лишь несколько процентов.
12-месячный возраст – это тот период, когда ребенок начинает осознавать, что расставание с мамой – это плохо, появляются первые детские страхи. Мудрые родители – те, кто терпеливо объясняет, куда идет, на какое время, умеет договариваться с малышом и не поддается на крики, истерики (в годик это уже ярко проявляется).
Важно научить малыша правильной реакции на запрет: серьезный тон и спокойное объяснение со временем выработает у крохи понимание слова «нельзя».

Бытовые навыки

К году ребенок должен владеть некоторыми бытовыми навыками:

  • Держать в руке и кусать твердую пищу;
  • Самостоятельно пить;
  • Пытаться самостоятельно кушать (руками или специальной ложкой);
  • Понимать и активно участвовать в гигиенических процедурах: давать ручки и лицо для умывания, вытирать руки;
  • Делать первые попытки одеваться, реагировать на слова мамы «давай одну ножку, а теперь вторую»;
  • Осознавать связь между мокрыми штанишками и своими потребностями, показывать, что ему дискомфортно от того, что одежда мокрая или хочется на горшок.

Можно ли ускорить развитие малыша?

Список того, что должен знать и уметь малыш в 1 год, довольно солидный. Как прийти к такому результату, имея всего 12 месяцев в запасе?
Природа мудра, основные навыки ребенок получает на генетическом уровне, но вот относительно психоэмоционального развития – здесь есть простор для того, чтобы вырастить маленького вундеркинда.

Естественно, природные данные – это сверхважно, но общение и ранее развитие способны принести поразительные плоды. Начав учить малыша плаванию в возрасте нескольких месяцев, к году получаем результат, который недоступен 99% сверстников. Неправильно говорить, что ребенок ничего не умеет, вернее признать, что родители его ничему не научили.


Как ускорить развитие: игры, занятия, путешествия

Как помочь малышу расти активным, умным и любознательным? Ответ прост: предлагать ему новые предметы, впечатления, общение не после того, когда это ребенка заинтересует, а до того момента, то есть действовать по методике опережающего развития. Для этого не нужны огромные финансовые вложения, няни и репетиторы. Достаточно внимания, любви и желания самих родителей.

Нередкие случаи, когда ребенок первый раз видит ножницы и пытается ими резать в детском саду в возрасте 5 лет. Аналогичная история и с акварельными красками, клеем, цветной бумагой и пластилином. И есть другие случаи, когда полуторагодовалый ребенок ловко орудует ножницами, рисует красками при помощи собственных ладошек и вместе с взрослыми клеит отрывные аппликации.

Чемпионы, ученые, изобретатели вырастают в тех семьях, где ребенку с пеленок предлагалось что-то новое, интересное, увлекательное. А ведь ничего сложного в этом нет: детский турник, гимнастическое снаряжение, энциклопедия, краски и бумага, совместные путешествия и постоянные беседы с малышом – это даст результат, и тогда даже в годовалом возрасте малыш будет радовать вас своими успехами.

Видео по теме

С появлением в семье малыша время для родителей летит очень быстро. Казалось бы, совсем недавно кроха был маленьким и беззащитным, большую часть времени проводил во сне. А сейчас ему исполнился год. Он уже многое понимает, пытается ходить, произносить элементарные слова. Что должны дети уметь в 1 год? Об этом мы поговорим в статье.

Годовалый ребенок. Его физическая форма

В парках и на площадках мамы часто обсуждают тему, что должны дети уметь в 1 год. Каждая из них пытается выявить какие-то отклонения от нормы у своего чада. Этого делать не стоит. Достаточно обратиться к участковому педиатру и пройти необходимую консультацию.

Когда малышу исполняется 1 год, он должен уметь выполнять следующие физические нагрузки и упражнения:

    Уверенно стоять без поддержки родителей и посторонних предметов.

    Пытаться ходить. Возможно, он делает это при помощи маминой поддержки. Не торопите кроху, он обязательно пойдет сам, как только наступит время. Кричать, пугать ребенка, специально отпускать руку не стоит, тем самым вы только усугубите ситуацию.

    Активно ползти к игрушкам или другим предметам, которые его интересуют.

    Приседать и выпрямляться.

    Залезать на стулья, диван, кровать. И также аккуратно спускаться.

Если какой-то пункт из вышеперечисленных дается вашему чаду тяжело, не расстраивайтесь, все приходит с возрастом. Возможно, ему нужно чуть больше времени, чем другим деткам.

Педиатры предлагают провести с ребенком тест, с помощью него узнать, что должны дети уметь в 1 год. Для этого крохе предлагают выполнить следующие действия:

    Собрать или разобрать пирамидку из 5 крупных деталей.

    Поставить несколько кубиков друг на друга.

    В банку или коробку положить игрушки разного размера.

    Для девочки: расчесать, одеть куклу, уложить спать. Для мальчиков: открыть дверцы машины, поставить ее в гараж.

    Пересыпать песок или крупу (манку) из одной посуды в другую.

    Собрать крупную мозаику.

    Карандашом нарисовать круг.

Если ребенок выполнил все действия, значит, он развивается согласно нормам. Если что-то получилось с трудом, стоит обратить внимание на развитие мелкой моторики.

Эмоциональное развитие немаловажно

Кроме физического развития, родителям особое внимание нужно уделять эмоциональному состоянию малыша. Ведь начало такого заболевания, как аутизм, можно заметить, лишь основываясь на психологических особенностях крохи. Эмоциональная норма ребенка в 1 год:

    Малыш должен уметь проявлять свои чувства.

    Узнавать близких и друзей.

    Мимически выражать радость, восторг, обиду, удивление.

    Легко идти на контакт со своими сверстниками.

    Реагировать на музыку (танцевать, приседать, подпевать на своем языке).

    Смотреть в зеркало, реагировать на свое изображение.

    Подражать, копировать манеру поведения взрослого человека.

Запомните: в это время ребенок впитывает в себя информацию, как губка. Очень важно правильно научить малыша выражать свои чувства и эмоции. Станьте для него примером, которому он будет подражать.

Изучаем окружающий мир в игровой форме

Занятия с ребенком в 1 год должны проходить только в игровой форме. Так, малыш сможет уловить и запомнить необходимую информацию. В этом возрасте ребенка может заинтересовать кукольный театр. Приобретите игрушки, которые надеваются на руку. Дайте малышу их рассмотреть, а потом называйте четко и громко части тела (нос, глаза, ушки, рот), если это животные, произносите соответствующие звуки, просите кроху, чтобы он повторял за вами.

Если у ребенка есть любимая кукла, начинайте играть в ролевые игры. Расчесывайте, одевайте, купайте, кладите спать игрушку. Тем самым вы будете не только развивать ребенка, но и приучать его к

Обязательно приобретите карточки с яркими изображениями знакомых предметов, фруктов, овощей, животных. Каждый день выделяйте по 10-15 минут на просмотр карточек.

Играйте в пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Зайка серенький» и другие. Не забывайте акцентировать внимание на гимнастике. Небольшие физические разминки не помешают.

Горшок: друг или враг

Многие родители спрашивают педиатров: «Что должны дети уметь в 1 год? Могут ли они самостоятельно ходить на горшок?» Врачи утверждают, что это лучшее время отучить малыша от памперсов. В этом возрасте дети уже умеют контролировать мочеиспускания. Теперь дело за родителями. От них требуется правильно и доступно объяснить ребенку, что от него требуется.

Главное правило - не делать из этого процесса игру. Не позволяйте малышу долго сидеть на горшке и баловаться. Он должен понимать, что это не игрушка.

Родителям необходимо составить «туалетный график» - время, когда ребенок просится на горшок. Как правило, это происходит сразу после сна. В это время малыш должен быть без памперса, почувствовать тем самым легкость и свободу.

Если прозевали момент, и малыш написал в трусики, не стоит сразу же их снимать. Подождите пару минут, пусть кроха поймет, что ему некомфортно в мокрой одежде. Ни в коем случае малыша нельзя ругать и бить. Иначе процесс приучения к горшку затянется надолго.

После успешного посещения туалета хвалите кроху, поощряйте, говорите ему, какой он уже взрослый.

Режим ребенка. Сколько раз укладывать спать малыша

Режим ребенка в 1 год должен быть хорошо и тщательно спланирован. От этого зависит его здоровье и состояние нервной системы.

Утро должно начинаться с зарядки, водных процедур. Завтрак обязателен. После этого есть время на игры, чтение книг. Если погода благоприятствует, прогулка на свежем воздухе обязательна. Дневной сон должен занимать около 4 часов и проходить в 2 этапа.

Помните: резко менять или нарушать режим ребенка в 1 год нельзя, иначе это закончится плачем и плохим настроением малыша. Даже если график сна необходимо сместить по каким-либо причинам, делать это нужно аккуратно и постепенно. Не ставьте эксперименты над ребенком, лучше скорректируйте время мероприятий.

и особенности кормления

Тема еды для родителей маленьких детей очень важна. Не так просто накормить малыша полезными продуктами, обходясь без конфет, чипсов, шоколада. Рост и должны соответствовать нормам, которые были выведены ВОЗ. Поэтому, если по приезде бабушка с дедушкой уверяют, что малыш исхудал, тощенький, не поленитесь проконсультироваться с врачом, прежде чем увеличивать порции еды. Ведь лишние калории не нужны детям. Средний рост и вес ребенка в 1 год должны быть:

    Для девочки - масса тела от 10 до 11 кг. Рост - 75-77 см.

    Для мальчика оптимальный вес - от 10,5 до 11,5 кг. Рост - 75,5-78,5 см.

Продумывая питание нужно составлять заблаговременно. Оно должно быть сбалансированным и разнообразным. Обязательно присутствие: молочных продуктов, каш, мяса, овощей, фруктов, хлеба. Обратите внимание на рыбные блюда и творог. Кальций, который находится в этих продуктах, особенно необходим ребенку в этом возрасте.

К этому времени у детей наблюдается уже 8-10 зубов. Поэтому консистенция предложенных блюд может быть разнообразной, начиная с пюре и заканчивая нарезкой мелкими кубиками.

Детей нужно садить в специальный стол для кормления. Предлагать ложку, вилку (с тупыми концами), чашку. Кроха должен привыкать к столовым приборам. Не забудьте о слюнявчике, иначе ежедневная стирка вам гарантирована.

Выбираем игрушки

Игрушки - элемент развития для детей. Выбирать их нужно с умом, основываясь на знаниях необходимых норм развития малышей. В годовалом возрасте у крох должны быть в обязательном порядке: пирамидки, кубики, развивающие плакаты, ведро, совок, крупная мозаика, конструктор, кукла, машинка. Для творчества можно купить пальчиковые краски, тесто для лепки, фломастеры.

Обращайте внимание на качество игрушек. Не должно быть мелких деталей, которые малыш смог бы положить в рот.

Нужна ли развивающая школа

Занятия с ребенком в 1 год должны быть ненавязчивыми, чтобы ему нравилось и было интересно. Если сами не можете справиться, доверьтесь профессионалам и отведите малыша в развивающую школу. Группы в подобных заведениях не больше 5 человек. Все дети одной возрастной категории. Опытные педагоги найдут подход к ребенку, используя и применяя несколько методик.

Групповые занятия благоприятно влияют на малышей. Дети стараются выполнять все лучше других, показывая свое лидерство.

Внимательно изучив статью, посмотрите, что делает ребенок в 1 год. Все ли он может выполнить? Увидели какие-либо незначительные отклонения? Волноваться не стоит. Но если малыш не выполняет и половины вышеописанных действий и норм, нужно обратиться к врачу за консультацией.