Как понять младенца. Как определить, что младенец не наедается грудным молоком? Причины появления проблемы

Искусственное вскармливание имеет единственный плюс: мама всегда знает, наедается её малыш или нет. При грудном вскармливании узнать это сложнее. Врачи и опытные мамы сходятся во мнении, что наблюдения за физиологическими особенностями и поведением новорождённого позволяют обнаружить и устранить проблемы, связанные с питанием малыша.

Если новорождённый отказывается от груди, значит от наелся.

Понять, что малыш сыт можно по следующим признакам:

  1. Ребёнок отказывается от груди и выглядит довольным.
  2. Грудь мамы становится мягкой и пустой.
  3. Малыш крепко и спокойно спит.
  4. Грудничок легко справляется с трехчасовыми перерывами между кормлениями.
  5. Суточная норма мочеиспусканий составляет не меньше 10–20 раз.
  6. Стул кашеобразный, тёмного или .
  7. Пропорциональное развитие веса и роста.
  8. Довольно активное поведение.

На третий день жизни новорождённый кушает пять раз в день.

Конечно, каждый ребёнок индивидуален и может съедать больше или меньше, независимо от установленных норм. Например, если на второй неделе жизни малыш за одно кормление съедает 70 мл вместо 90 мл и ведёт себя активно и умиротворённо, то причин для беспокойства нет .

Признаки голода

Если отсутствуют признаки ниже, значит новорождённый наелся при грудном вскармливании, и докорм не нужен!

Если новорождённый плачет, возможно он голоден.

К внешним признакам голода можно отнести:

  • Кряхтение и плач.
  • Активные движения головой по сторонам.
  • Плохой сон.
  • Снижение активности, вялость.
  • Появление сосательного рефлекса.
  • Недостаточное мочеиспускание и опорожнение кишечника.

К другим, дополнительным признакам можно отнести:

  • Наполненная грудь матери.
  • Недобор веса малыша.
  • Сморщенные щёчки новорождённого.

Чаще всего замеченных внешних признаков достаточно, чтобы понять, хочет грудничок есть или нет.

Однако следует учесть, что некоторые признаки могут свидетельствовать о других потребностях ребёнка. Например, кряхтение и плач может возникнуть вследствие колик, а наполненная грудь матери может говорить .

Причины голода и недоедания

Среди распространённых причин следует выделить проблемы с молоком у мамы и неправильно организованное кормление. Однако вопрос требует детального рассмотрения. К причинам недоедания можно отнести:

  • Нехватка молока . Малыш в недовольстве бросает грудь и снова хватает её, показывая, что молоко закончилось и необходимо дать вторую грудь.
  • Некомфортное положение . Если грудничок тянется, вертит головой, пытается дотянуться до соска, то необходимо сменить положение.
  • и бутылочки . Для кормления грудью ребёнку необходимо сделать усилия, а пустышки и бутылочки делают сосание легче, поэтому после них малыш может начать лениться сосать грудь.
  • Накладки на грудь . Пока ребёнок пытается сосать грудь, ему приходится сильно стараться, потому что накладки усложняют сосание, не дают правильно ухватиться за сосок, снижают количество проглатываемого молока.
  • Недомогания . Насморк, расстройства пищеварения, стоматит, заболевания полости рта – все это мешает ребёнку есть из-за испытываемого дискомфорта.
  • Снижение лактации из-за резкого перехода на кормление по точному графику. Первые недели необходимо прикладывать новорождённого к груди по первой необходимости (1 раз в 3 часа).

Насморк у малыша может являться причиной недоедания.

Иногда малыши засыпают во время кормления – в таком случае ребёнка необходимо разбудить, если он не съел свою норму.

Пониженная жирность грудного молока, возникающая вследствие сцеживания большого количества, также способна вызывать голод, потому что питательных свойств в молоке становится меньше и ребёнок не успевает насыщаться.

Зная причины голода, и обладая внимательностью к своему ребёнку, любая мать вовремя обнаружит и устранит проблему.

Обезвоживание у новорождённого из-за недоедания

При обезвоживании ребёнок становится сонливый и вялый.

Грудное молоко для детей - это и еда, и вода, поэтому если из-за недоедания возникает сильное обезвоживание организма , наблюдаются следующие симптомы:

  • Редкое мочеиспускание с резким запахом, моча тёмного цвета.
  • Специфический запах изо рта.
  • Сухость рта, тягучее слюноотделение.
  • Сонливость и вялость.
  • Дряблость кожи и тусклость глазных яблок.

При обнаружении вышеперечисленных симптомов необходимо дать ребёнку попить воды и незамедлительно обратиться к врачу.

Причины нехватки молока и способы увеличения лактации

Для установления истинной причины недостаточного количества молока необходимо комплексное изучение проблемы, но среди распространённых причин выделяют:

Из-за конфликтов в семье, у кормящей мамы не вырабатывается необходимое количество молока.

Прежде чем впадать в панику, маме необходимо в первую очередь позаботиться о своём положительном настрое , наладить отношения в семье, вплотную заняться правильным и регулярным питанием, употреблять как можно больше воды.

Кроме того, положительно скажутся на лактации прогулки на свежем воздухе, отдых мамы во , массаж груди, использование правильной техники прикладывания новорождённого к груди, кормление не по часам, а по требованию.

Выводы

Видео про то, как определить нехватку молока

Грудное вскармливание ставит перед новоиспечёнными мамами серьёзные вопросы, один из которых – как определить, что ребенок не наедается грудным молоком.

Эта проблема особо беспокоит в первый месяц жизни грудничка и не теряет актуальности до окончания первого полугодия, когда жидкое и полезное питание остаётся зачастую единственным источником энергии для ребёнка.

От правильности действий матери зависит очень многое, ведь иногда женщина, неверно разглядев признаки недоедания, переводит младенца на искусственную смесь, отнимая у него идеальный продукт и необходимое тактильное общение.

По мнение некоторых мамочек, самые «говорящие» признаки недоедания грудничка выглядят следующим образом:

  • постоянный плач, который не связан с другими возможными причинами;
  • слабость ребёнка, невысокая активность;
  • беспокойное поведение, возникающее, как только малыш приближается к материнской груди.

Невзирая на общую известность этих фактов, кормящей матери не следует воспринимать их слишком серьёзно. Безусловно, они действительно говорят о детском неблагополучии, однако не о том, что малыш голоден, а о том, что у него имеются проблемы с кишечником.

Если наблюдаются все эти симптомы, то, вероятно, у ребёнка колики. В этом случае он дополнительно поджимает ножки к животу и плачет после прикладывания к груди.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – чрезмерно частые взвешивания малыша, например, после каждого приёма пищи. Увидев, что прирост в весе небольшой, родители начинают нервничать и в итоге принимают решение о докармливании смесью.

К симптомам недоедания новорождённого часто относят и трудности с засыпанием и беспокойное поведение во время сна.

К примеру, малыш может ощущать материнскую нервозность, просто родился чрезмерно тревожным или немного приболел. Женщине важно узнать точную информацию о «сонных» нормативах, которые актуальны на каждый месяц жизни и стараться укладывать ребёнка через проведённые временные интервалы.

Проверка мокрых пелёнок

Эксперты по ГВ утверждают, что есть лишь два точных метода установить, что ребенок не наедается грудным молоком: проверка мокрых пелёнок и оценивание прибавки массы тела за месяц.

Ещё один признак голодного грудного ребёнка – причмокивание губками, язычком, сосанье пальчика, кулака или краешка пелёнки.

Кроме того, поскольку материнское молоко считается и питанием, и питьём для крохи, слишком сухая кожа также может стать свидетельством его недоедания.

Итак, вы определили, что малыш остаётся голодным в течение суток, теперь необходимо выявить причины, которые мешают оптимальной лактации и приводят к недоеданию. Поскольку во вскармливание вовлечены и мать, и грудничок, рассмотреть процесс питания нужно со всех сторон.

Причины недостатка молочка часто бывают обусловлены неверным поведением матери (либо её окружением) в лактационный период:

Ещё одна вероятная причина – слишком частое , приводящее к переизбытку этого продукта. Вообще молочный секрет бывает передним и задним. Переднее молочко более жидкое и содержит меньше жиров («пустое»), именно оно и вырабатывается при частом сцеживании.

Заднее молочко – жирное, а, значит, отличается большей питательностью и насыщаемостью. Малыш может наедаться только задним молоком, ведь жирное питание не так быстро переваривается и оставляет чувство насыщения на более длительный период.

Младенец может оставаться голодным, если процессу кормления создают помехи:

  • колики, которые усиливаются во время приёма пищи;
  • заложенность носа либо повреждение полости рта;
  • неверное захватывание груди.

Обнаружить недостатки кормления поможет следующий эксперимент: когда даёте ребёнку грудь, послушайте, как он глотает. Нормальное соотношение – два-три сосания перемежаются одним глотком (в первые минуты кормления малыш должен делать много сосаний, чтобы усилить отток молока из груди). Если глотательных движений мало, кроха останется голодным.

Если ребенок не наедается грудным молоком, то начинает капризничать, раздражаться, а также плохо растёт и отстаёт в развитии. Обнаружив, что младенцу в первый месяц не хватает пищи, не нервничайте, так как нервозность лишь усугубит ситуацию.

Прислушавшись к следующим советам экспертов по грудному вскармливанию, вы сможете улучшить лактацию и правильно организовать кормление ребёночка:

  1. Постарайтесь . При натуральном вскармливании грудные желёзы выделяют оптимальное количество молока в ответ на стимулирование ребёнком сосков. То есть ребёнок должен есть всякий раз, когда захочет.
  2. Как понять, что ребенок наелся? Сытый новорождённый отпускает сосок самостоятельно , вот почему не рекомендуется прерывать приём пищи по вашему желанию.
  3. Убедитесь, что прикладываете кроху верно. Правильная поза: ротик распахнутый, ребёнок должен захватывать как сосочек, так и ареолу, слышатся лишь глотания, другие звуки отсутствуют.
  4. Установите пару-тройку комфортных положения для вскармливания, чтобы можно было их чередовать. Верная позиция – детский затылочек, шейка и спина расположены на прямой черте. Чтобы ребёнок не поворачивал головку и не тянулся до груди, сосок должен находиться рядом с его ртом.
  5. Пробуйте кормить одной грудью за один приём пищи , чтобы младенец смог высосать и переднее молоко, и задний продукт.
  6. Не бойтесь будить ребёнка, чтобы покормить. Днём он не должен спать больше трёх часов подряд, в ночное время – более 5-6. Перед приёмом пищи кроху можно умыть прохладной водичкой или же раздеть, чтобы активизировать все процессы.
  7. Откажитесь хотя бы в первый месяц жизни ребёнка от бутылочек. Сцеженное молоко лучше давать с помощью ложечки или пипетки. Это необходимо, чтобы кроха не привык к пустышкам.
  8. Устраивайте себе отдых , пока есть такая возможность – ребёнок спит, или с ним нянчатся родственники.
  9. Пересмотрите свой рацион , включив в него больше углеводной и белковой пищи. Не употребляйте продукты, которые могут повлиять на привкус молока. Также необходимо пить нужный объём тёплой жидкости.
  10. Если отмечаются какие-либо признаки неблагополучия, обязательно показывайте малыша специалисту.

Чтобы облегчить процесс кормления, можно приобрести особую подушку. Такое приспособление помогает правильно прикладывать ребёнка к груди, уменьшать нагрузку с материнской спины.

Уютная процедура вскармливания, удобная подушка, приятная музыка позволит создать комфортную атмосферу для приёма пищи и получить удовольствие от самой процедуры.

Неопытные мамочки нередко прислушиваются к советам подружек или просто распространённым мифам, касающимся грудного вскармливания, и сами решают, что ребёнок не наедается. А это уже чревато неверным выбором, который может навредить младенцу.

Если вам кажется, что ребёнок плохо кушает и не наедается в течение суток, обязательно обратитесь к доктору. Он максимально точно установит вероятные факторы, провоцирующие недоедание, порекомендует способы улучшения грудного вскармливания или же предложит выбрать оптимальную молочную смесь для докармливания.

Самое же важное в такой ситуации – не волноваться понапрасну, а сохранять позитивный настрой, который обязательно передастся малышу!

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.

На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.

Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.

В возрасте 3,5 - 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители - это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.

Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.

В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.

У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.

Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.


Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:

В возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не "замирает", слыша знакомый голос мамы или папы;
- в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
- в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
- в 1,5 - 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
- в 2-4 месяца не гулит:

В 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
- в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
- в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
- в 1 год не выполняет просьбы родителей;
- в 2 года не произносит слов и фраз.

Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.

На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом?

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Здоровый новорожденный: общие сведения, вес при рождении, понятия недоношенный и переношенный новорожденный

Здоровым считается новорожденный , родившийся в срок 37 - 42 недель, с весом при рождении 2,5 - 4,0 кг, который не нуждается в реанимации и при первом осмотре врачом-неонатологом в родильном зале не обнаруживает никаких физических дефектов.

Если ребенок родился в срок 36 недель и 6 дней и ранее, он считается недоношенным, если более 42 полных недель - переношенным. Срок беременности рассчитывается с первого дня последней менструации, имевшей место у женщины, и измеряется в неделях. Состояния недоношенности и переношенности часто ассоциируются с множеством различных заболеваний, в том числе опасных для жизни, поэтому такие дети обязательно должны наблюдаться опытным врачом-неонатологом.

Дети с весом при рождении меньше 2,5 кг - маловесные, а более 4 кг - крупные. Даже если ребенок родился в срок, вес его может не соответствовать норме. Такие дети также требуют более пристального внимания и глубокого обследования.

Рост, длина окружности головки и груди новорожденного

Кроме массы тела в родильном зале новорожденному с помощью ростомера и сантиметровой ленты измеряют длину тела и окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют оценить гармоничность физического развития ребенка, выявить некоторые наследственные заболевания, эндокринную патологию и поражение центральной нервной системы.

В норме рост новорожденного при рождении 45-56 см. В среднем около 50 см. Логично, что недоношенные дети имеют более низкий рост - это не является признаком негармоничного развития.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которую накладывают сзади на углы лопаток (самая нижняя точка лопатки), а спереди над сосками. Нормальные значения длины окружности груди доношенного новорожденного - 33-35 см.

Для измерения длины окружности головки необходимо сантиметровую ленту наложить сзади на самую выступающую точку затылка, а спереди провести непосредственно над бровями. В норме этот показатель равен 33 - 37, 5 см, он не должен превышать более чем на 2-4 см длину окружности груди. Измерение головки - незаменимая процедура в диагностике заболеваний центральной нервной системы. В течение первой недели жизни головку необходимо измерять каждый день. В норме за первый месяц жизни головка вырастает не более чем на 3-4 см, если головка растет более интенсивно (более 0.3 - 0.5 см в день) - это говорит о развитии гидроцефалии , очень тяжелого заболевания. Это правило не работает для детей первых суток жизни. За первые 24 ч окружность головки может увеличиться на 1.0 - 1.5 см - это головка восстанавливает свою нормальную форму после прохождения через узкие родовые пути.

Первый крик новорожденного

Сразу после рождения ребенок на несколько секунд замирает, не реагирует ни на какие внешние раздражители. Это состояние называется «катарсис» новорожденного. Некоторые философы считают, что именно в этот момент в ребенка закладывается душа. После чего новорожденный делает первый вдох и издает первый крик. Первый крик новорожденного должен быть звучный и эмоциональный. И главное, ребенок должен закричать в течение первых 30 секунд после рождения. Если этого не произошло, он нуждается в реанимации.

Оценка по шкале Апгар

В конце первой и пятой минут жизни ребенка врач-неонатолог оценивает состояние ребенка по шкале Апгар по 5 признакам: цвет кожи, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы. Максимальная возможная оценка - 10 баллов. Новорожденный, имеющий оценки по шкале Апгар выше или равные 7/7 баллов, считается здоровым. Если оценка ниже, ребенок нуждается в неотложных реанимационных мероприятиях. Этот значит, ему возможно понадобятся дополнительный кислород для дыхания, искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца. В этих случае малыш отнимается от матери и весь комплекс реанимационных мероприятий продолжается до тех пор, пока состояние ребенка не стабилизируется.

Первое знакомство новорожденного с матерью: контакт «кожа к коже»

Здорового новорожденного сразу после рождения насухо вытирают пеленкой, одевают ему шапочку и носочки, для предотвращения потерь тепла и укладывают на живот матери. Мать и ребенка укрывают общим одеялом, так чтобы контакт между ними был «кожа к коже». Такой тесный контакт должен продолжаться не менее 1,5-2 часов. Все необходимые процедуры, связанные с первым туалетом новорожденного могут быть отложены, а первый осмотр врачом-неонатологом происходит прямо на груди у матери. Достоверно доказано, что эта простая процедура уменьшает заболеваемость в период новорожденности, способствует выработке молока у матери и становлению материнского инстинкта.

Первое кормление новорожденного

Находясь на животе у матери, новорожденный обычно в течение первого получаса самостоятельно или с помощью акушерки находит грудь и начинает сосать. Первое кормление не должно быть форсированным: грудь нужно предлагать настоятельно, но не агрессивно. Некоторые дети не готовы сразу приступать к еде, достаточно просто подержать их у груди.

Температура тела новорожденного

Температуру тела новорожденному обычно измеряют через 15 минут после рождения, а затем через 2 часа, когда мать и ребенок уже переведены в палату совместного пребывания. Нормальной считается температура тела 36.5-37 С. В первые часы после родов, ребенок склонен к переохлаждению . Чтобы этого избежать новорожденному всегда одевают шапочку и носочки. Свободная одежда и контакт «кожа к коже» также помогут сохранить тепло. А тугое пеленание и купание, наоборот, способствуют переохлаждению новорожденного, поэтому от этих практик во многих роддомах уже отказались.
В последующие сутки ребенок уже больше склонен к перегреванию. Если у новорожденного повышена температура, в первую очень нужно оценить: не слишком ли тепло он одет?

Цвет кожи новорожденного

Сразу после рождения кожа новорожденного имеет синюшный оттенок. Первый вдох насыщает кровь кислородом и кожа начинает розоветь. В первые часы жизни может сохраняться легкая синева кистей рук и стоп, которая постепенно исчезает. Через час полтора у многих новорожденных кожа становится ярко-красного цвета. Это не является патологией, а связано с особенностью развития капилляров. У доношенных новорожденных краснота проходит на вторые сутки, у недоношенных держится дольше. Самый пугающий признак - бледность кожных покровов. Белая кожа у новорожденных - это всегда тяжелая патология.

Форма головки и родничок

У новорожденного головка часто ассиметрична (идеально ровной головкой могут похвастаться только детки, рожденные путем кесарева сечения). Часто на ней заметна большая плотная шишка. Это так называемая «родовая опухоль». Она самостоятельно рассосется за несколько дней без всякого лечения. Единичные точки кровоизлияний на родовой опухоли не являются причиной для беспокойства. Такие же маленькие кровоизлияния могут быть и на глазах, особенно если роды были долгие и тяжелые. Они также проходят со временем сами по себе.

Чуть выше лба по средней линии головы у новорожденного имеется мягкий податливый участок – большой родничок. В этом месте свод черепа еще не до конца окостенел. Нормальные размеры большого родничка 1-3 см. Родничок большего размера может встречаться у недоношенных, незрелых детей, а также при повышении внутричерепного давления (в этом случае он еще и выбухает). Дети с маленьким родничком обычно развиваются нормально, лишь в некоторых случаях это приводит к развитию неврологической проблемы. Некоторые нейропедиатры назначают таким детям «плач по 5 мин – 3 раза в день». Во время плача повышается внутричерепное давление и кости черепа «расходятся», способствуя росту головки.

Дыхание новорожденного

Новорожденный дышит нерегулярно. Дыхание может отсутствовать несколько секунд, а затем сменяться серией очень частых дыхательных движений. Иногда ребенок делает судорожный вдох, за которым следует шумный длинный выдох. Со временем таких дыханий становится все меньше и меньше. Частота дыханий в норме 30-60 в минуту. Количество дыханий более 60 в минуту указывает на тяжелое поражение легких.

Понятие о тонусе новорожденного: «поза эмбриона» и гипотонус

В норме руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом положении, симметричны, кисти сжаты в кулаки, голова несколько приведена к телу, это - «поза эмбриона», характерная для первых месяцев жизни.
Если ребенок вялый, «мягкий», руки и ноги свободно свисают – это неблагоприятный симптом, который называется «мышечная гипотония». Его можно встретить при заболеваниях нервной системы, инфекциях новорожденного и других тяжелых заболеваниях.

Сон и бодрствование

Новорожденный ребенок спит до 20 часов в сутки. Периоды бодрствования обычно ограничиваются кормлениями. Проснувшийся ребенок хаотично перебирает ручками и ножками. Глаза первые несколько дней могут быть закрыты. Если они открыты, глазные яблоки движутся так, как будто ребенок хочет фиксировать взгляд, но у него это не получается. Иногда можно заметить небольшое косоглазие , которое проходит самостоятельно к концу первой недели и не требует лечения.

Первый стул и мочеиспускание

Первый стул ребенка называется меконий. Он тягучий, черного цвета, напоминает деготь. В норме меконий должен отойти в первые сутки, если меконий не отошел, врачи на вторые сутки выбирают выжидательную тактику. Если кишечник не опорожняется и тогда, ребенок дополнительно обследуется для выявления причин этого патологического состояния и его коррекции. Очень редко у здоровых детей меконий отходит на третьи сутки.

Иногда меконий отходит преждевременно еще в утробе матери. В этом случае гинекологи говорят о «грязных околоплодных водах». Это часто имеет место при внутриутробном инфицировании плода и в случае, если мать во время родов получала наркотические обезболивающие средства или «медикаментозный сон».
Это довольно опасное состояние, так как меконий может попасть в дыхательные пути и нарушить дыхательную деятельность новорожденного.

В первые 3 дня новорожденный мочится редко, 2-4 раза в сутки. Первое мочеиспускание обычно имеет место между 12 и 24 часами жизни. Постепенно количество мочеиспусканий возрастает, достигая к 7-10 дню жизни 20 – 25 раз.

Если новорожденный болен?

Что делать, если новорожденный не соответствует критериям здоровья, приведенным выше? Не паниковать! Многие заболевания периода новорожденности, вовремя диагностированные и правильно леченные, проходят, не оставляя последствий для будущего ребенка. Доверяйте здоровье своих детей квалифицированным специалистам, но не забывайте и о своей роли. Любой неонатолог подтвердит, что 90% успеха в лечении новорожденного это правильный уход, забота и внимание со стороны матери и других близких, и только 10% ложится на плечи специалиста.

Здоровье – что это? Определение здоровья согласно ВОЗ.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает очень мудрое, философское определение понятию «здоровье». Согласно ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и заболеваний, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Эксперты ВОЗ делают акцент на второй части определения и подчеркивают, что любовь, забота и внимание близких незаменимы в поддержании здоровья детей. Даже больной ребенок, окруженный материнской лаской, имеет шанс чувствовать себя здоровым.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.