Как ведут себя дети в 6 месяцев. Календарь развития шестимесячного ребенка

Первые шесть месяцев жизни малыша для многих родителей казались бесконечными, ведь они сталкивались с немалым количеством трудностей. Но теперь, все радикально меняется. Ведь это уже не постоянно кричащий младенец, который только спал и кушал. Развитие его уже достигло высокого уровня. Он заметно подрос и потяжелел. Теперь малыш длительное время бодрствует, постоянно играет с игрушками, лепечет, наслаждается вниманием мамы и папы. В этом возрасте карапуз начинает совершать первые попытки ползти и садиться, которые вызывают у родителей радость. Самые трудные и беспокойные дни остались позади, а впереди ребенка ждут масса достижений и успехов.

Рассмотрим подробнее, что умеет ребенок в 6 месяцев.

Развитие

В 6 месяцев грудничок уже хорошо умеет переворачиваться со спинки на бок, животик, и обратно. Также он умеет приподниматься на вытянутых руках, что позволяет ему рассматривать предметы, которые находятся далеко от него. В будущем научится приподниматься на ножки, а это первый шаг к новому навыку — ползанию. Более активные малыши уже могут немного передвигаться лежа на животе: подползают вперед, крутятся, отползают назад. Из-за такой повышенной двигательной активности, детки начинают значительно меньше прибавлять в весе. К концу этого периода жизни малыш начинает немного стоять при поддержке за ручки или под мышки и недолго сидеть.

Ребенок в 6 месяцев может длительно следить за перемещением яркой игрушки. Тянет к ней ручки, хватает, долго играет, бросает ее и берет из разных положений, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус, отодвигает, рассматривает.

Шестимесячный малыш прислушивается к голосу мамы и папы, откликается на свое имя. Развитие речевого аппарата позволяет ему протяжно произносить гласные звуки. Может повторять за взрослыми некоторые слоги и звуки, к примеру, «а», «у», «ма-ма». Подражает взрослым: «смеется», «чихает».

Рост и вес

За этот период жизни малыш прибавит около 650 г к весу и 2 см к росту. Рассмотрим среднестатистический рост и вес:


Сколько спит

Шестимесячный малыш спит около 14-15 часов в стуки: 10 часов ночью и 2 раза по 1,5-2 часа днем.

Питание

Большинство детей к этому возрасту уже познакомились с прикормом. Если младенец находится на грудном вскармливании, то категорически не рекомендуется его прекращать. Ведь ни одна молочная смесь не способна полностью заменить грудное молоко.

Если малыш еще не получает прикорм, то 6 месяцев как раз является лучшим периодом для его введения, конечно, если нет никаких противопоказаний. Более позднее введение дополнительной пищи может вызвать в организме дефицит питательных веществ и энергии.

Прикорм начинают с овощного пюре (кабачок, капуста). Новый продукт предлагают малышу утром, чтобы в течении дня понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. При появлении непереносимости (жидкий стул, сыпь, газообразование), введение продукта отменяют до определенного времени. Прикорм дают до кормления грудью или смесью, начиная с небольшого объема (1 чайная ложка), постепенно увеличивая (в течении 10 дней) до 100-150 г. После введения одного продукта, можно начинать вводить другой.

Просмотров: 27917 .

Самостоятельные домашние наблюдения нужно проводить в определенных условиях, иначе результаты могут оказаться необъективными. Если ребенок голоден или устал, исследования лучше отложить. Что еще нужно учесть, чтобы верно оценить развитие ребенка в 6 месяцев? Подробный ответ на этот вопрос вы найдете в статье

Развитие ребенка в 6 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот. Развитие ребенка в 6 месяцев выражается в том, что он опирается на вытянутые ручки с полностью открытыми ладонями, практически не касаясь локтями подстилки. Тело малыша тоже вытянуто до поясничного отдела позвоночника, масса его приходится на руки и нижние отделы таза, а голова по отношению к подстилке находится под углом 45-90°.

Приподнимите сбоку подстилку с лежащим на ней на животе малышом до угла 45°. При таком боковом приподнимании он будет искать опору ручкой и ножкой, оказавшимися на стороне расположенной выше (реакция равновесия). Проделайте то же самое с другой стороны – эта способность должна быть одинаково выраженной с обеих сторон.

Переверните малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. От более раннего возраста развитие ребенка в 6 месяцев отличается тем, что теперь он испытывает очевидную радость от нового положения тела, сразу ухватывается за ваши пальцы и пытается сам подтянуться вверх. Кроме того, некоторые могут уже настолько наклонять голову вперед, что подбородком касаются груди.

Посадив малыша, удерживайте его за плечи и наклоняйте верхнюю часть его тела по очереди вперед, назад и в обе стороны до угла 45° к вертикальной линии. И в положении сидя, и при выполнении наклонов во все стороны голова ребенка в 6 месяцев держится прямо, демонстрируя, так называемый, “хороший контроль головы”.

Поставьте малыша на ноги, поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по выпрямленным в коленках ногам. Теперь на 1-2 секунды ему уже удается удерживать массу на стопах, иногда он . При этом тело и ножки малыша еще не образуют прямого силуэта, вы можете наблюдать наклон вперед верхней части туловища из-за небольшого сгибания в бедрах. Кроме того, в этом возрасте все еще можно заметить хватательное положение пальцев ног.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени, поддерживая за нижнюю часть живота. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ребенку красный кубик (длина ребра 30 мм). При этом вы должны либо держать кубик большим и указательным пальцами, либо просто положить его на свою открытую ладонь. Чтобы привлечь внимание, можно этим кубиком постучать о другой, но нельзя вкладывать его в руку малыша. Развитие ребенка в 6 месяцев позволяет своевременно затормозить движение руки при касании предложенной игрушки и затем целенаправленно схватить ее. Однако, полугодовалый малыш все еще хватает предмет преимущественно одной рукой. Обратите внимание: ладонь при этом должна быть открыта и направлена вниз. Еще один важный момент: ребенок прижимает кубик к ладони всеми пальцами (и вытянутым большим пальцем) и удерживает несколько секунд. Если что-то не получилось, можно повторить попытки несколько раз.

После того как малыш схватил кубик, понаблюдайте, как он поступит с ним дальше. Развитие ребенка в 6 месяцев ярко выражается в том, что он теперь умеет перекладывать кубик из одной руки в другую. При этом надо учитывать тот факт, что многие дети в этом возрасте предпочитают пользоваться одной рукой для хватания. Помимо этого, шестимесячный малыш быстрее перекладывает кубик из реже используемой руки в чаще используемую руку. В этом возрасте достато, чтобы перекладывание игрушки из руки в руку наблюдалось хотя бы в одном направлении, но без помощи других частей тела или подстики (ребенок не должен использовать рот как «третью руку» или класть кубик на подстилку, а потом брать его другой рукой).
Если малыш постоянно просто подносит кубик ко рту, то его нужно отвлечь от этого, например, дав соску.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Прежде чем проверять следующую реакцию, нужно позаботиться о том, чтобы все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, были удалены из его поля зрения.

Попросите кого-нибудь из родных взять малыша на колени и сесть с ним за пустой стол так, чтобы он мог свободно двигать ручками и манипулировать предметами. Сядьте напротив и положите на стол перед ребенком красный или желтый кубик. Как только он зафиксирует на нем внимание и протянет руку, чтобы схватить его, толкните кубик на глазах у малыша к краю стола так, чтобы игрушка упала на пол. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется тем, что он фиксирует взглядом кубик, следит за ним глазами, если его передвигают по поверхности стола, и смотрит через край стола, пока кубик не исчезнет из поля зрения. В это время он, как правило, сгибает верхнюю часть туловища в направлении упавшей игрушки.

Речевые навыки и навыки общения ребенка в 6 месяцев. Что говорит ребенок в 6 месяцев?

Прислушайтесь, что лепечет ваш малыш, когда находится один в привычной обстановке, пребывая в спокойном настроении. Развитие ребенка в 6 месяцев проявляется в том, что он болтает, демонстрируя весь свой «репертуар». В результате у него получаются звуковые образования, которые отделяются друг от друга четкими паузами и имеют звучание, похожее на «е-е-е», «гэ/хэ», «гэ»хэ», «э», «ге/хе», «е-па», «да-дэ», «да-та», «гррр», «мем-мем-мем». Не страшно, если из уст своего малыша вы услышите не все приведенные здесь гласные и согласные звуки. Гораздо важнее, чтобы он произносил их с изменяющейся силой звука и высотой тона, при этом отдельные звуки выделяя ударением.

Первая серьезная дата для малыша и его родителей – полгода с рождения. Развитие ребенка в 6 месяцев значительно отличается от того, каким оно было два-три месяца назад. Высокие темпы в приобретении навыков и умений позволяют малышу к возрасту полугода стать более подвижным, самостоятельным и социализированным. Чтобы оценить уровень физического, умственного и эмоционального развития, молодой мамочке можно свериться с нормами для данного возраста.

Прибавки в росте и весе для полугодовалого ребенка

В идеале до достижения ребенком 6 месяцев он должен питаться только грудным молоком. С полугода постепенно и поэтапно в меню малыша начинает вводиться и другая еда. Именно поэтому в возрасте полугода вопрос о росте и весе малыша стоит достаточно остро. Прибавки показывают, наедается ли ребенок, хватает ли ему маминого молока. Также недостаточный или избыточный вес может сигнализировать о возможных проблемах со здоровьем малыша.

Если исходить из среднестатистических показателей, то рост ребенка может находиться в пределах от 64 до 67 см. Его вес при таком росте составляет от 6800 до 7200 г. За шестой месяц малыш еще вырастет примерно на 2-2,5 см. Его прибавка в весе составит 600-700 г.

Это лишь примерные показатели для полугодовалых детей. Индивидуальные характеристики роста и веса должен ежемесячно проверять педиатр. Как правило, они рассчитываются исходя из данных показателей при рождении. А дети, как известно, появляются на свет и большими, и маленькими.



Способности малыша в 6 месяцев

Каждой маме очень хочется гордиться собственным ребенком! Самые ответственные родители ежемесячно записывают достижения малыша в специальный дневник. К полугоду кроха меняется день ото дня, приобретая все новые и новые умения. Если говорить о нормах развития, что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Его способности можно разделить на несколько групп, принадлежащих к определенной области развития:

  • физическому;
  • осязательному;
  • эмоциональному;
  • интеллектуальному.

Рассмотрим каждую из них и перечислим, что умеет малыш в 6 месяцев.


Малыш умеет:

  • Переворачиваться на бок и перекатываться на спину, чуть позже на живот.
  • Хватает ножки ручками и поднимает к ним голову.
  • Цепко держит игрушку в руках, перекладывает из руки в руку, берет ее из любого положения, а не только из рук мамы.
  • Может держать одновременно две погремушки в обеих руках, как правило, малыш начинает стучать ими друг о друга.
  • Делает подобие «мостика», упираясь головой и ногами в дно кроватки.
  • Раскачивается, стоя на четвереньках.
  • Старается ползти, «подползая» к интересующему его предмету.
  • Учится сидеть.
  • Старается вставать рядом с удобной опорой.

Особое внимание в полгода следует уделять именно двигательной активности ребенка. Если не в полгода, то в семь месяцев он поползет. А пока многие дети стараются «подползать». Другими словами, поднимают корпус, опираются на ручки и отталкиваются ножками. Так они пробуют дотянуться до яркой игрушки или чего-то другого не менее интересного.

Если мама замечает, что многое из описанного не получается у малыша, стоит сказать об этом педиатру. Также хорошо стимулирует двигательную активность специальный массажный комплекс. Это не тот общеукрепляющий массаж, который делает мама. Курс должен проводить профессиональный детский массажист. Уже после первых занятий активность малыша возрастает, а мышцы укрепляются.



Малыш должен:

  • Тянуть предметы в рот.

Облизывать и засовывать в рот все, что попалось в руки – это не вредная привычка. В шесть месяцев познание окружающего мира происходит именно через рот. Эта особенность будет сохраняться у ребенка вплоть до того времени, когда он начнет говорить. Рот малыша полон нервных окончаний и рецепторов, что позволяет ему определять не только вкус, но и сформировывать впечатления о размерах и характере поверхности предмета.

Зная неизбежность подобных детских исследований предметов через рот, родители должны следить за чистотой игрушек и пола в доме. Считается, что если игрушка имеет на себе «родные, домашние» микробы, то они не столь опасны для малыша. Особенно внимательной маме нужно быть на улице, при посещении поликлиники или других общественных мест. Упавшая там пустышка или игрушка должна быть немедленно убрана до дома, пока ее не помоют кипяченой водой с мылом.


Развитие малыша в эмоциональном и интеллектуальном плане

Ребенок способен:

  • Заниматься игрушками: рассматривать их, стучать, выбрасывать и подбирать;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Лепетать;
  • Различать эмоции (положительные и отрицательные);
  • Различать своих и чужих;
  • Понимать, о каком предмете идет речь, находить его взглядом.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Малыш начинает понимать связь между поступками и их следствиями. Также в это время кроха уже проявляет интерес к еде. Это хорошо, так как именно в шесть месяцев начинают вводить прикорм.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок не реагирует на звуки, издаваемые вблизи него, или не просится на ручки.

Развиваемся и играем одновременно!

Для полноценного развития в полгода нужно проводить игры с ребенком. Как известно, многие познавательные процессы лучше усваиваются, если происходят в форме игры. Они могут быть направлены как на физическое и двигательное развитие, так и на эмоциональное и интеллектуальное.

Для проведения игр необходимы игрушки для детей. Они непременно должны быть качественными и подобранными согласно возрасту. Вот несколько полезных игрушек, которые заинтересуют и отвлекут малыша:

  • Развивающие коврики и дуги. Данный вид игрушек помогает детям устанавливать причинно-следственные связи. Например, малыш нажимает на кнопочку – зажигается лампочка, ребенок ударяет по игрушке – она смеется и т. д. Кроме того, застегивание и расстегивание замочков, нажатие на кнопочки, игра с липучками помогают развивать мелкую моторику рук.
  • Головоломки-спирали, по которым нужно передвигать бусины. Такая игрушка развивает мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы она была сделана качественно: не имела острых углов и бусины были бы надежно закреплены.
  • «Ударные» игрушки. Имеются в виду пищащие молоточки, барабанчики, деревянные ложки. Малыши очень любят стучать, осознавая, что их действие производит громкий звук. Подобные манипуляции делает ребенок в 6 месяцев с огромным удовольствием!
  • Заводные игрушки. Данный вид игрушек стимулирует у малыша двигательную активность. Ребенку так хочется догнать ползущего жучка или скачущего зайчика, что он поневоле начинает двигаться в его сторону.
  • Прорезыватели в форме игрушек. В шесть месяцев у ребенка уже начинают зудеть десны в ожидании появления первого зуба, и малышу хочется их чем-то почесать. Специальные аптечные прорезыватели выполнены из разрешенного материала, имеют шероховатости для лучшего стимулирования десен, их можно замораживать. Это их свойство пригодится впоследствии, когда у ребенка «полезут» зубы.

Еще одним способом отвлечь ребенка являются . Так считают многие родители. Включая телевизор или компьютер, они выигрывают немного свободного времени для отдыха. Однако не многие дети в полгода способны интересоваться мультфильмами. Большинство просто никак на них не реагирует.

Возможно, это своеобразный внутренний способ защиты детей от излишней информации. Также просмотр мультфильмов опасен для детских глаз. Поэтому педиатры советуют начинать приучение детей к телевизору не раньше, чем в 2-3 года. Так что пока малышу исполнилось только 6 месяцев, о телевизоре лучше забыть.

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 6 до 7 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Как стимулировать «говорение» малыша?

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма- ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы.

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Вот и исполнилось вашему малышу 6 месяцев. Поздравляем! Это первый юбилей в жизни вашей крошки. Наступает очень трогательный и безумно интересный период новых открытий. За это время ваш ребенок из беспомощного младенца стал крепким малышом, который пытается быть самостоятельным, настойчиво требует повышенного внимания и каждый день радует вас новыми навыками. Чтобы помочь малышу правильно и активно развиваться, познавая мир, нужно знать, что же должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев

За шестой месяц жизни малыш должен набрать приблизительно 600 - 650 гр. и вырасти на 2,5 - 3 см.

Среднестатистические показатели прибавки роста и веса ребенка на 6 месяце жизни приведены ниже в таблице.

Стоит заметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и на показатели его физического развития, в первую очередь, влияют наследственность и качество питания. Поэтому не нужно переживать, если показатели роста и веса вашего малыша не вписываются в пределы вышеуказанных норм. Принято считать, что в 6 месяцев ребенок должен весить в два раза больше в сравнении с массой при рождении, а его рост к этому времени увеличится на 15 - 17 см.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

К шести месяцам ребенок начинает полноценно ощущать свое тело, его движения из хаотичных постепенно становятся четкими и целеустремленными. Психическое и эмоциональное развитие малыша стремительно набирает оборотов. Давайте перечислим навыки, которые приобретает ребенок в 6 месяцев:

  • поведение становится более осмысленным;
  • знает свое имя и откликается на него;
  • переворачивается со спины на живот и обратно;
  • самостоятельно подтягивается за ваши руки с положения лежа;
  • пытается ползать;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • может самостоятельно играться непродолжительное время (10-15 минут);
  • сидит с поддержкой;
  • прислушивается к окружающим бытовым звукам;
  • внимательно следит за действиями взрослых;
  • изучает игрушки и подручные предметы на ощупь, вкус;
  • узнает родных по голосу;
  • совершенствуется лепет.

Можно ли сажать ребенка в 6 месяцев

Вопрос о том, когда же можно сажать ребенка интересует всех родителей без исключения. Многим кажется, что именно это является первой ступенькой, которая символизирует своеобразную зрелость и самостоятельность малыша. Из положения сидя так интересно наблюдать, что делает мама, можно самому дотянутся за яркой игрушкой и самостоятельно потрогать свои пальчики на ножках.

Каждая мама ждет этого момента с приятным волнением. Ей кажется, что теперь будет намного легче занять малыша игрушками, оставив его самого на некоторое время. Но нужно ли спешить в этом вопросе и готов ли ваш ребенок к этому? Давайте разберемся вместе.

Период, когда малыш начинает сидеть, у каждого ребенка индивидуален. Он зависит в первую очередь от степени развития мышечной и костной систем. Современные педиатры считают, что среднестатистический ребенок в 6 месяцев способен сидеть при поддержке взрослого, а в 7 - 8 месяцев легко садиться из положения «на четвереньках» или «лежа».. Возможные отклонения на месяц-полтора также считаются нормой.

Не нужно специально высаживать ребенка до этого возраста. Такими действиями вы можете только навредить не созревшему организму. Если мышцы не укреплены, то кости и позвоночник подвергаются сильной нагрузке, что в будущем приведет к искривлению позвоночника. Наберитесь терпения! В один прекрасный момент малыш даст вам сигнал о том, что он готов изучать мир в более вертикальном положении.

С целью подготовки к периоду, когда ребенка можно сажать, применяется профилактический массаж и специальная гимнастика.

Массаж и гимнастика в 6 месяцев

Всем известно, что профилактический массаж и гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При регулярном проведении, эти занятия способствуют:

  • укрепление мускулатуры;
  • развитию двигательных навыков малыша;
  • улучшают кровообращение;
  • укрепляют сердечно-сосудистую систему;
  • положительно влияют на развитие нервной системы.

Упражнения советуют проводить в одно и то же время дня за 30 минут до кормления или через 40-60 минут после него в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 22-24 °C. Нежелательно делать гимнастику и массаж перед ночным сном во избежании перевозбуждения нервной системы малыша. Во время массажа можно включить детские песенки или приятную негромкую музыку. Таким образом вы превратите полезные занятия в игру, за что малыш вас отблагодарит улыбкой и хорошим настроением во время проведения процедур. Со многими массажными элементами вы уже знакомы из предыдущих месяцев жизни вашего младенца, но все же стоит еще раз обратить внимание на правильное проведение каждого упражнения.

Название Описание и цель проведения
Поглаживание
  • подготавливает малыша к проведению комплекса упражнений, способствует расслаблению и установки контакта с человеком, который проводит массаж;
  • спокойными поглаживающими движениями погладить спинку, животик, ручки и ножки ребенка
Массаж ручек (с проведением пальчиковых игр)
  • улучшает кровообращение пальчиков, стимулирует развитие мелкой моторики;
  • массажными движениями разработать ладошки малыша, уделив внимание каждому пальчику на ручках
Сведение рук на груди
  • развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди (упражнение повторить 6-8 раз);
  • при скрещении чередовать руки ребенка (сначала вверху должна быть левая рука, затем правая)
Поочередное и одновременное сгибание ног
  • способствует развитию мышц и суставов ног;
  • исходное положение - лежа на спине;
  • взять малыша за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях (согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе);
  • все приемы нужно повторить 4 - 6 раз.
Поворот со спины на живот, держась за руку
  • исходное положение - лежа на спине;
  • взрослый захватывает только одну ручку малыша;
  • легко подтягивая за руку, ребенка стимулируют осуществить поворот практически самостоятельно;
  • выполнить 2-3 раза в каждую сторону.
Ползание
  • способствует развитию у ребенка навыка ползания;
  • исходное положение – лежа на животе;
  • следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки (указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша);
  • осторожно согнуть ноги ребенка и спустя 1-2 секунды - разогнуть;
  • после выполнения этого упражнения 3-4 раза, ребенок самостоятельно попытается ползти.
Доставание игрушки
  • исходное положение - сидя;
  • перемещая в пространстве яркую игрушку, взрослый побуждает малыша дотягиваться до нее ручками;
  • повторить 6- 8 раз.
Поднимание выпрямленных ног
  • способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка;
  • исходное положение - лежа на спине;
  • взять малыша за голени (большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках);
  • ноги ребенка аккуратно выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить;
  • упражнение повторить 5- 7 раз.
Массаж живота
  • исходное положение - лежа на спине;
  • поочередное применение приемов поглаживания, растирания и пощипывания.

Следует помнить, что при возникновении любых вопросов по поводу массажа и гимнастики в домашних условиях следует проконсультироваться со специалистом.

Режим дня и питание 6-месячного ребенка

К этому возрасту у малыша уже вырабатывается своеобразный режим дня, который во многом зависит от привычек и режима дня родителей. Сколько же ребенок должен спать в 6 месяцев? Сколько бодрствовать? Когда гулять? Приблизительный график представлен в таблице.

Время Действие
6.30-7.30 Подъем, гигиенические процедуры, утренняя зарядка
8.00
8.30-10.30 Прогулка на свежем воздухе (сон)
11.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь). В это время желательно введение прикорма.
11.30-12.30 Игры и занятия с малышом
13.00-14.30 Дневной сон
15.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь)
15.30-16.30 Бодрствование (возможно проведение массажа и гимнастики)
17.00-18.30 Дневной сон
19.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь)
19.30-20.30 Игры
20.30-21.00 Проведение гигиенических процедур, купание малыша
21.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь) и сон

Шесть месяцев - это время введения прикорма. Стоит заметить, что прикорм не замещает кормление грудью, а только дополняет его, постепенно подготавливая детский организм к взрослой пищи. Шестимесячный малыш все так же нуждается в материнском молоке, так как около 70 процентов энергии в этом возрасте он получает именно с грудного молока.

Сроки и последовательность введения прикорма зависят от:

  • индивидуальных особенностей;
  • вида вскармливания;
  • состояния здоровья малыша.

Перед принятием решения о введении прикорма нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Именно он поможет вам определится какие продукты стоит ввести в рацион ребенка в первую очередь. При наличии недостатка веса или склонности к жидкому стулу, специалисты рекомендуют начать прикорм с безмолочных каш, если же вашего малыша беспокоят запоры (при этом его вес находится в пределах нормы) - с однокомпонентного овощного пюре.

  • Новые продукты не нужно вводить, если малыш болен или у него появилась сыпь.
  • Прикорм стоит давать в первой половине дня до кормления грудью или смесью.
  • Педиатры советуют начинать с половины чайной ложки и постепенно (за 5-7 дней) довести объем порции до суточной нормы.
  • Новое блюдо можно предложить не раньше, чем через 2 недели употребления первого.
  • Несмотря на материнское желание и порыв накормить малыша чем-то новым и вкусным, нужно помнить, что грудное молоко является основным и самым полезным видом питания для 6- месячного ребенка.

Чтобы малыш развивался гармонично и правильно следует соблюдать все рекомендации по уходу.

Процедуру купания желательно проводить каждый день в одно и то же время. Категорически запрещается оставлять ребенка без присмотра в ванной, даже при наличии там небольшого количества воды. Все гигиенические процедуры рекомендуют проводить после того, как малыш высушен, согрет и укутан, чтобы избежать возможного переохлаждения и простудных заболеваний.

Чистку ушек нужно проводить не чаще 1 раза в неделю с помощью специальных детских ушных палочек с ограничителем. Нельзя использовать обычные ушные палочки. Ребенок может внезапно повернутся и вы можете случайно повредить ушко.

Ногти малышу необходимо стричь по мере их отрастания. Для этого используют специальные детские ножницы с закругленными концами. Специалисты советуют на ручках ноготки стричь закругленно, а на ножках - прямо, чтобы предупредить возможность врастания ногтя.

Нельзя игнорировать уход и за кожей головы. К этому возрасту возможно появления корочек на головке малыша. Их легко можно убрать с помощью обычного детского масла, которое можно нанести на головку (на 15-20 минут) до купания. После этой процедуры они легко вычесываются.

Волосы ребенку нужно расчесывать каждый день специальной мягкой щеткой. Если челочка у малыша отросла длинная и лезет в глаза ее можно заколоть или подстричь. Многие считают, что деток до года стричь не желательно. Это все суеверия, научных доказательств вреда данной процедуры не существует. Поэтому если малышу мешают отросшие волосики, вы можете без угрызения совести их подстричь.

Подготовка к вакцинации

Вакцинация - очень важный и необходимый шаг в жизни каждого малыша, проведение которого вызывает много переживаний и вопросов у родителей. Но все сомнения и волнения уйдут на задний план,если вы будете знать как правильно подготовить ребенка к этому событию. Нужно отметить, что в большинстве случаев, прививки хорошо переносятся детьми и без всякой подготовки. Главное знать при каких состояниях противопоказано введение вакцины. Не стоит делать прививку если на данный момент у малыша наблюдается аллергическая реакция, есть небольшой насморк или ребенок простужен. Эта предосторожность необходима для предотвращения наложения побочных эффектов прививки на существующие симптомы заболевания.

За несколько дней до проведения вакцинации не следует вводить в рацион ребенка новые продукты питания. Если ребенок находится на грудном вскармливании – матери лучше отказаться от новых продуктов и питаться как обычно. Это поможет избежать возникновения аллергических реакций, которые могут быть спутаны с действием прививки.

Перед проведением прививки нужно, чтоб ребенка осмотрел педиатр, при необходимости сдать общий анализ крови и мочи. И главное не беспокоиться, ведь только вакцинация может защитить вашего малыша от опасных инфекционных заболеваний.

Играем вместе

Игры с 6-месячным малышом приносят море удовольствия и положительных эмоций. Для малышей этого возраста наиболее подходящими и интересными будут такие игрушки:

  • мобиль;
  • разнообразные музыкальные игрушки (барабан, колокольчики, пианино);
  • игрушки с зеркальными поверхностями;
  • мягкая книжка с картинками;
  • большой мяч;
  • диск с цветными секторами;
  • погремушки с цветными шариками внутри.

Основными требованиями к игрушкам для 6-месячных детей являются следующие:

  • Игрушки должны быть сделаны из безопасного материала и иметь соответствующие сертификаты качества.
  • Игрушки не должны иметь острых частей или очень мелких деталей.
  • Должны соответствовать возрасту и весу ребенка.
  • Желательно, чтоб они поддавались периодическому мытью, так как детки этого возраста постоянно берут их в рот.
  • Мягкие игрушки должны быть гипоаллергенными.

С этого возраста детки начинают хорошо понимать игры со взрослыми. Не упускайте такую возможность и чаще играйте вместе с вашим малышом. Это поможет ему быстрее развиваться и хорошо познавать окружающий мир. Поиграйте с ним в «ладушки», в «ку-ку», вместе рассматривайте детские книжки, танцуйте, пойте песенки и постоянно разговаривайте. И спустя некоторое время, ребенок сам даст вам понять что ему нравится больше всего, захлопав в ладошки или потянувшись за любимой книжкой.

Чем больше дать малышу свободы, тем быстрее он освоит новые движения и навыки. Можно просто за ним наблюдать и помогать ему осваивать интересный мир вокруг него. Единственное, о чем необходимо позаботиться, это о безопасности той зоны, в которой находится ребенок.