Ребенок дерется в школе: что делать родителям. Почему ребенок дерется. С кем и как следует поговорить родителям

Довольно часто случается так, что родители являются спокойными и бесконфликтными людьми, а их ребенок почему-то драчун . Такая ситуация весьма распространена.

С этой проблемой мамы и папы могут столкнуться уже с того момента, как ребенок начинает посещать детский сад. Однако в школе он уже обладает большей силой, и в ход идут совсем не лопатки и ведерки.

Сможет ли ребенок перерасти данный период или же ситуация усугубиться - это зависит, прежде всего, от ответной реакции родителей на поведение малыша.

Чтобы ваш ребенок не оказался в детской комнате милиции, необходимо своевременно принимать соответствующие меры по исправлению возникшей ситуации .

Почему ваш ребенок дерется?

В младшем возрасте ребенок еще не понимает серьезность драки. Он не осознает, что кому-то может быть больно. Сперва ребенок пытается ударить кого-то, чтобы посмотреть на реакцию, проводит так называемый эксперимент. Если ответной реакцией является осуждение, ребенок не будет продолжать драки, поскольку поймет, что его поведение недопустимо. Но если мама смеется, если ребенок ударит кого-то, а папа ободряюще поддерживает малыша, да и дети во дворе на удары отвечают ударами, ребенок теряется и не может понять, какой реакции следовать. В результате ребенок продолжает свои эксперименты.

Взрослея, ребенок начинает ходить в школу , где его окружает новый коллектив. И данная среда более жесткая, чем в детском саду. Здесь каждый малыш пытается завоевать лидерство. В этом возрасте малыши злые. Если кто-то заметит, что ваше ребенка легко втянуть в драку, они будут провоцировать его на это по разным причинам. К примеру, чтобы наябедничать преподавателю или родителям, чтобы им посочувствовали и поставили хорошую оценку, или же угостили сладостями.

Однако может быть и другой вариант: одноклассники просто не желают принимать вашего ребенка в свой коллектив . А он в свою очередь, чтобы как-то их заинтересовать, начинает их обзывать, приставать к ним. Многие преподаватели не разбираются в причинах, не уточняют подробности, именно поэтому виновником признается тот, кто нарушает школьную дисциплину. Даже, если зачинщиком является совсем другой ребенок.

Из-за этого у малыша возникают психологические проблемы, которые в будущем будут накладываться на различные сферы жизни. Родители должны сделать все, чтобы агрессивное поведение не переросло в норму поведения ребенка.

Как оказать помощь малышу?

Если ваш малыш часто устраивает драки в школе и во дворе, об этом мамы и папы узнают от других родителей, соседей и учителей. Драки скрываются от родителей, поэтому понять, кто виноват, практически невозможно.

Драки друг от друга отличаются. Одно дело, если ваш ребенок является виновником этого (обзывается, пристает к сверстникам), и совсем другое, когда ваш ребенок защищает себя и свои вещи, на которые посягают другие дети. Родители должны научить своего карапуза отстаивать свои интересы. Но при этом важно, чтобы ребенок понимал, что к драке можно прибегать только в последнюю очередь, ее нужно избегать всевозможными способами. Проблему можно решить и обычным разговором.

С кем и как следует поговорить родителям?

В первую очередь родители должны побеседовать со свидетелями произошедшей драки. Это могут быть ученики или же учитель. Разговор должен состояться в отсутствии ребенка. После этого попросите ребенка рассказать свою версию. Если ваше чадо может спокойно, четко и здраво объяснить причину драки, возможно, он прав. Но если его рассказ будет уклончивым, с большими паузами, если ребенок будет пытаться что-то придумать на ходу, вы поймете, что именно он стал зачинщиком.

Если ваш ребенок редко участвует в драках, родители могут не беспокоиться. Но если раздавание тумаков входит в привычку, необходимо незамедлительно действовать.

Если малыш постоянно говорит о своих одноклассниках, как о врагах , постарайтесь вместе с ним найти в них что-то хорошее. Отправьте ребенка в спортивную секцию. Там он сможет выплескивать накопившуюся энергию. Да и тренер порекомендует, как контролировать свою агрессию.

Обязательно подберите специальную литературу , где драки описываются, как негативное поведение, которое может привести к серьезным последствиям. Пусть ребенок обязательно их прочтет. Если же ничего не помогает, можете обратиться за помощью к психологу.

Даже если ты противник любого насилия и считаешь, что любой спор можно решить словами, тебе нужно знать, как правильно драться, потому что жизненные ситуации бывают разными, и не всегда можно договориться. Просто будь готов защитить себя и тех, кто рядом с тобой.

Поведение во время драки

Самое главное во время драки - никогда не терять самообладания и оставаться спокойным и твердым. Если обстоятельства сложились так, что звать на помощь бесполезно, смотри сопернику в глаза и улыбайся. Но никогда не оскорбляй его словами. Если он слабее тебя, то от такого твоего поведения он растеряется.

Если соперник сильнее тебя, то лучше всего наброситься внезапно, когда он не ожидает. Если ты уже понял, что драки не избежать, ударь первым, сильно, как только можешь. Есть несколько болевых точек: глаза, нос, горло, пах. Если ты не умеешь драться, то достаточно умения точно и неожиданно бить по данным точкам. Ты можешь сделать вид, что поправляешь воротник одежды или волосы, таким образом твоя рука уже будет на полпути к лицу соперника. В этот момент нужно резко и точно ударить. Лучше сразу в голову, в пах попасть сложнее.

Как известно, в состоянии аффекта люди способны и на убийства. Аффект удваивает твою силу, делает движения грубыми, но притупляет разум. Если ты совсем не владеешь техникой, а отступать некуда, рассчитывай только на аффект. Психуй! Псих непредсказуем, а как раз непредсказуемость и страшна в драке.

Как правильно драться на улице

Чтобы правильно драться на улице, нужна и правильная одежда и обувь. Обувь лучше на шнурках, чтобы она не упала с ноги во время драки или если придется бежать. Подошва должна быть толстой. Узкие брюки или джинсы могут стеснить движения. Короткая куртка на молнии будет гораздо удобнее длинной.

Если ты понял, что будет драка, и ее не избежать:

  • сними часы и, если есть, браслет и убери в карман.
  • сними галстук (если он надет на шее, им легко удушить).
  • расстегни пиджак или куртку, чтобы они не стесняли твоих движений.

Быстро оглянись по сторонам. Если попадется палка или труба, то подними ее и сделай так, чтобы противник увидел ее. Наступай сам, наступай уверенно, даже если не умеешь драться вообще. Твоя уверенность может сбить противника с толку и попросту напугать. Старайся отступать в сторону, где могут быть прохожие люди или дорога. Как только услышишь людей, зови на помощь. Если нападающих несколько, лучше спасаться бегством. Если не удалось бежать, попробуй встать так, чтобы тебе было видно всех. В такой ситуации лучше уворачиваться от ударов, чем нападать. Если тебя уронили на землю, закрывай голову руками.

Как правильно драться в школе

В школе правильно драться так, чтобы не знали учителя. Потому что им придется вмешаться, и вопрос останется нерешенным. А чтобы еще и уважали одноклассники, то лучше всего договориться о драке вне школы и не привлекать друзей. Пусть драка будет один на один. Друзья и одноклассники смогут только присутствовать. Только так будет понятно, кто сильнее. Ты не должен бояться, ты должен быть уверен в своей правоте. Не используйте посторонние предметы, они могут быть очень опасными. Не жди, пока твой соперник начнет наступать, бросайся в бой. Делай, что умеешь. Твои движения должны быть четкими и резкими. Если соперник упал, дай ему возможность подняться, не унижай его своим превосходством. Как бы не окончился бой, ты должен добиться уважения. Твое поведение в драке охарактеризует тебя перед одноклассниками и твоим соперником. Никто не исключает, что вы помиритесь и будете дружить. Запомни, что, если драка закончится травмой, ты в первую очередь несешь ответственность за своего врага. Сделай все, что от тебя зависит. Помоги подняться, проводи до дома, помоги умыться, вызови, если нужно скорую помощь, поставь в известность родителей.

А вообще, драк лучше не затевать, ведь поводы для драки в большинстве случаев у школьников пустяшные, и они не стоят того, чтобы выяснять отношения на кулаках. Даже если тебе кажется, что конфликт для тебя сейчас - дело жизни и смерти, то подумай о том, как ты бы воспринял эту ситуацию через несколько лет. Имела бы она значение? Вот и думай дальше - стоит ли ради этого калечить себя и своего соперника...

Ты заслуживаешь уважения, если тебе удалось избежать конфликта и драки с помощью доводов и аргументов. Но бывают ситуации в жизни, когда иначе нельзя. Оценивай ситуацию объективно. Понимая, что сопротивление бесполезно, лучше бежать. Но если можешь справиться и заступиться за себя, свою девушку, сестру или даже имущество - дерись! Дерись, как умеешь!

Бить или не бить - вот в чем вопрос, с которым рано или поздно сталкивается любой православный родитель, у которого растут мальчики. И речь тут вовсе не о физических наказаниях собственных детей. Так уж устроена мальчишеская жизнь, что утверждать себя в ней приходится иногда через банальную драку.

З де сь для православного папы неизбежно возникает когнитивный диссонанс: с одной стороны, понимаешь, что умение постоять за себя и за других людей, нуждающихся в твоей защите - необходимый навык для будущего мужчины. Но вот приобрести его можно лишь на практике. А как это сделать, не нарушая прямую и вполне однозначную заповедь Господа - если кто ударит тебя по левой щеке, подставь правую? Передо мной эта проблема вставала дважды. Впервые - когда мои мальчишки только пошли в школу, и второй раз - когда им исполнилось лет 15-16. О том, как мы сообща ее решали, я сейчас попробую рассказать.

Примерно через месяц после начала учебного года мой первоклашка Никита подошел и сказал:

Пап, меня в школе бьют.

Одноклассники.

Ну, так дай им сдачи.

И тут произошло то, что я до сих пор вспоминаю со стыдом за свою отцовскую несостоятельность. Никита похлопал ресницами и как-то очень бесхитростно ответил:

Пап, а я не умею давать сдачи.

Для меня это было шоком. Почему-то мне казалось, будто умение драться у мальчишек появляется само по себе, просто в процессе жизнедеятельности. Во всяком случае, у меня в детстве это происходило именно так. Но я рос в рабочем квартале, где стычка с разбитыми в кровь носами или драка двор на двор были обычным делом. А мои сыновья до школы жили исключительно в окружении наших приходских ребят, таких же спокойных, добрых, способных любой конфликт решить мирным путем. И вот пришла пора пожинать плоды такого «закрытого» воспитания. Тут к актуальному разговору подтянулся из соседней комнаты дошкольник Глебушка:

Да, папа, мы не умеем бить.

Я подставил открытую ладонь и сказал Никите:

Ну-ка, давай, посмотрим. Бей.

Сын неуверенно ткнул в ладонь плохо сложенным кулаком.

Это ты толкнул, а нужно ударить. Давай еще.

Никита попробовал еще раз. Результат был примерно тот же. Потом попробовал ударить Глеб. У него тоже ничего не получилось.

Понятно. Снимайте майки.

Мальчишки с готовностью разделись и вытянулись передо мной, как солдаты на строевом смотре. С первого же взгляда на этот «строй» мне захотелось одновременно заплакать и самому себе набить морду. Почему я не видел этого раньше? Худенькие оба, руки как палочки, кожа словно бы натянута прямо на ребра, мышц не видно вообще. Только синие жилки просвечивают под выпирающими ключицами.

Когда-то в юности я довольно серьезно занимался самбо и дзюдо, ездил с командой на соревнования. Потом жизнь закрутила совсем в другую сторону, и про спорт я забыл на много лет. Цену этой папиной «забывчивости» моим детям теперь приходилось платить с процентами.

Ну да лучше с опозданием, чем - никогда. И мы немедленно принялись наверстывать упущенное. Я стал показывать сыновьям, как правильно отжиматься, приседать, делать упражнения на растяжку, качать пресс. Нужно было видеть, с каким восторгом они тут же кинулись в эту новую для них стихию. Сами установили себе время тренировок - 2 часа в день. И неу­коснительно следовали этому правилу, подгоняя друг друга, если кто-то вдруг решит пофилонить. Через пару месяцев, когда они окрепли, я стал показывать им удары и приемы. Конечно же, по классификации Юрия Шевчука я был скорее типичным «теоретиком кун-фу». Но других тренеров в нашем городке не было.

В этот период мальчишки, быть может, впервые оценили всерьез то, что они есть друг у друга. Это же такое счастье для бойца, когда ему не нужно искать себе спарринг-партнера и можно в любой момент поотрабатывать очередной прием с родным братом, не выходя из дома!

Странное хобби мамы

А тут еще наша мама подлила масла в этот пылающий огонь детской любви к спорту. Дело в том, что моя дорогая женушка, многодетная мать, домохозяйка, живущая в сельской местности, - вот эта милая православная женщина вдруг решила, что у нее должно быть хобби. Ну, дело в общем понятное: жизнь в провинции скучна, найти себе интерес по душе хочется каждому. Странным оказался лишь ее выбор. И даже весьма странным. Потому что наша мама увлеклась творчеством… Джеки Чана. Она выписывала по почте какие-то редкие книги с его биографией, собрала полную коллекцию его фильмов, умудрилась найти где-то несколько компакт-дисков с его песнями (оказалось, что он еще и поет), даже начала изучать китайский язык. Ну и, естественно, мы всей семьей в тот период смотрели фильмы веселого и добродушного каскадера из Гонконга (а куда деваться, если у мамы - хобби?). Оказалось, этот актер и режиссер на удивление щепетилен в нравственных вопросах. Во всех своих киношных маханиях ногами Джеки Чан настолько последовательно старался обличать зло и утверждать добро, что западная кинокритика в ту пору уже привычно вышучивала его за излишнюю дидактичность. Зато для наших мальчишек такое странное сочетание морализма с каратэ-боевиком оказалось настоящей находкой. Мальчишкам ведь всегда нужен герой, на которого хотелось бы быть похожим. А тут вот он, Джеки - бесстрашный, ловкий, сильный и в то же время добрый, честный, смешной. Что-то вроде Д’Артаньяна-Боярского, только без мушкетерских ухлестываний за чужими женщинами и непрерывного пьянства в кадре.

Но главным открытием для ребят стал документальный фильм о том, как Джеки Чан придумывает, готовит и снимает свои трюки. Вернее сказать - тот эпизод, где были показаны тренировки его команды каскадеров. Оказалось, что за всем экранным великолепием головокружительных прыжков, бросков и ударов стоит обычная ежедневная работа в спортзале - все те же отжимания (правда, у самого Джеки норма для них - 2000 раз за один подход), пресс, растяжка, скакалка и другие прозаичные вещи. Для моих мальчишек эта приоткрытая дверца на каскадерскую кухню изменила все их представления о жизни.

Они вдруг поняли, что если долго и упорно чем-то заниматься, результат обязательно будет. И с детской наивностью поставили себе задачу - стать такими же сильными и ловкими, как Джеки Чан. Спустя год упорных занятий дома они отжимались по 300 раз, неплохо подтягивались, лазали по канату. Ну и, конечно, научились эффектно махать ногами и руками в лучших традициях гонконгского кино-каратэ.

Борис и Глеб спешат на помощь

Тогда я еще никак не связывал эти их занятия с заповедью «подставь другую щеку». В моем представлении мальчишеские стычки до определенного возраста и дракой-то назвать нельзя - так, обычная возня, как у молодых собак или котят. Тем более что сыновья были неконфликтными по натуре и вовсе не стремились реализовать свои новые навыки для самоутверждения в среде ровесников. Лишь где-то к четвертому классу Глеб со своим другом Борисом стали периодически ввязываться в стычки со школьными хулиганами. Мама Бориса (к слову сказать, тогда - руководитель нашей приходской воскресной школы) после очередного вызова к директору жалобно смотрела мне в глаза и спрашивала:

Саш, но ведь надо что-то делать с этим?

Ирина, ты же сама сейчас все слышала. Они заступились за одноклассниц, девочки это подтвердили. Что тебя не устраивает?

Ну… можно же было как-то словами все решить. Они же православные, в конце концов.

Знаешь, Ирин, я себя помню в их возрасте. И точно знаю, что есть в мальчишеской жизни ситуации, которые словами уже не разрулишь. Остается либо пройти мимо, либо драться. Неужели тебя больше устроило, если бы наши ребята прошли мимо?

Ирина вздохнула:

Нет, конечно. Но все-таки… как-то нехорошо. И главное, имена-то какие у них - Борис и Глеб. Святые страстотерпцы. А тут…

Да, вот с именами мы как-то не угадали, это точно…

Честно говоря, у меня эти инциденты не вызывали особого беспокойства. Конечно, всякий раз я проводил свое собственное, папское дознание, выслушивал не только Глеба, но и других свидетелей или участников «боя». И никогда не было такого, чтобы драку начал или спровоцировал Глеб.

Однажды он просто вогнал меня в ступор описанием своего очередного поединка. На вопрос о ссадине на щеке он пожал плечами, улыбнулся своей буратинистой улыбкой и поведал следующее:

Пап, ну это опять Коростылев. Ты же знаешь, ему спокойно не живется. Шли из школы с Борисом. Коростыль со своей компашкой нас догнали, окружили. Борис говорит: «А чего вы толпой-то? Пускай кто-нибудь из вас со мной один на один выйдет. Или вон - с Глебом. Раз такие герои». Ну, Коростылев и решил со мной помахаться. «Только чур, без ног, - говорит. - Деремся только руками».

Я улыбнулся понимающе. Молодец Коросты­лев, правильно рассуждает, хоть и второгодник. Удар маваши-гери Глеб тогда научился бить так, что в бою с использованием ног у школьных хулиганов против него не было никаких шансов вообще.

Дальше отошли в сквер. Коростыль на меня кинулся, пару раз попал вскользь. Он же руками вдурную машет, как мельница. А я его на противоходе поймал. Короче, разбил ему нос. Он стоит, рубаха в крови, сопли и слезы по лицу размазывает. Орет: «Давай, продолжаем! Я тебя сейчас сделаю!»

А что я… Я вижу, что он реально озверел. Тут уже или бить его всерьез, на поражение, или он меня сам искалечит. Здоровый же. И дурной. Я прикинул, посмотрел на него, и говорю: «Слушай, ты сегодня явно не форме. Давай договоримся так: сейчас ты пойдешь домой и приведешь себя в порядок. А продолжим мы с тобой завтра, после уроков. Идет?» Ну и разошлись на этом.

Эта рассудительность в одиннадцатилетнем мальчишке меня тогда и удивила и обрадовала. Я понял, что мой сынулька умеет спокойно соразмерять ответное воздействие даже в такой острой ситуации. Этот навык и у взрослых-то нечасто встречается.

Иллюзии уходят, хулиганье остается

Вот так мы и жили. Но все когда-нибудь кончается. Закончилось и детство у моих ребят. Оглянуться мы с женой не успели, как вихрастые и смешные наши мальчишки вдруг в одночасье превратились в нескладных подростков, нервных, замкнутых, живущих какой-то своей, непонятной нам жизнью.

И здесь у нас начался второй, уже по-настоящему серьезный кризис, связанный с проблемой «бить или не бить».

Давно уже оставлены были и шустрый красавчик Джеки Чан, и многочасовые ежедневные занятия спортом. В какой-то момент сыновья поняли, что, сколько ни занимайся, а Джеки Чаном все равно не станешь. Что ж, утрата детских иллюзий - необходимый элемент взросления…

В общем, иллюзии ушли. А школьное хулиганье осталось.

В подростковом периоде у ребят с этим все гораздо сложнее, чем в детстве. Пара лет разницы в возрасте делает противника недосягаемым для симметричного ответа. Тут все влияет - и физическое развитие (между 16 и 14 годами - целая пропасть), и статусный момент - «старшие» неприкосновенны. Но, пожалуй, тяжелей всего переживается какой-то иррациональный животный страх, который обалдуи-старшеклассники умеют внушать ребятам всего-то на пару-тройку лет младше их самих. У нас в школе сложилась разновозрастная гоп-компания, находившая для себя радость в унижении тех, кто в нее не входил. Причем речь не шла об избиениях. Это была сложная многоступенчатая система морального подавления, состоявшая из подзатыльников, оплеух, пинков под зад, оскорблений, публичных «наездов» и множества других мелких пакостей, делавших жизнь невыносимой. Вот у этой шайки и попали под раздачу мои сыновья в самом непростом своем возрасте.

Самое печальное, что многого я тогда просто не знал, а чего-то, возможно, не знаю и до сих пор. Подростки - народ скрытный, особенно там, где речь касается унижений. Помню, однажды случайно увидел, как мой отважный Глебушка, словно партизан в лесу, прячется за деревом прямо перед крыльцом нашего дома. Метрах в тридцати через перекресток шла толпа молодых парней, человек восемь. Это от них мой сын почему-то прятался, боясь, что они увидят его. И как тут быть папе?

Я, конечно, пытался осторожненько спрашивать, выводил на разговор. И в целом картина была понятна. Но как быть дальше, я не знал. Подкараулить обидчиков на подходах к школе и сделать так, чтобы им тоже стало страшно жить? Самое первое желание было именно таким. Слава Богу, у меня хватило ума этого не делать.

В большом городе можно было бы просто сменить школу. Но у нас их всего две, и обе друг друга стоят в этом отношении.

Когда я все чаще начал слышать от моих мальчишек унылые рассуждения о том, что они-де «прощают» своих обидчиков, потому что те, мол, «не ведают, что творят», то понял, что медлить больше нельзя. Потому что вовсе не христианское благочестие стояло за этими хорошими и правильными словами, а обыкновенная трусость и малодушие.

Сейчас мне очень хотелось бы написать, что я хорошенько все тогда обдумал и нашел универсальный способ, позволяющий совместить в воспитании своих детей мужественность и христианство. Но увы, к сожалению, такого способа я тогда найти не смог.

Несколько лет назад я учил их быть сильными, не бояться боли, бить самим и грамотно уходить от чужих ударов. Короче говоря, я учил их драться. Теперь ситуация изменилась качественно. Драться они уже умели, но боялись своих противников. И мне нужно было решить - принять этот их страх как неизбежную данность или пробудить в них боевой дух и готовность отстоять свое достоинство, если нужно, то и кулаками. При этом я понимал, что второй вариант прямо противоречит евангельским словам о другой щеке, которую нужно подставить, а также - тем нравственным принципам, о которых они несколько лет подряд слышали на занятиях в воскресной школе.

Я все это понимал, но выбирать приходилось всего из двух вариантов. Либо мои сыновья становились зачуханными изгоями с благочестивой демагогией и со сломанным характером, либо учились, получив по правой щеке, спокойно и грамотно бить противника в левую. Выбор, прямо скажем, небогатый…

Всё, пацаны, детство кончилось

И вдруг выяснилось, что я в очередной раз опоздал. Пока я был занят этими своими отцовскими размышлениями, мальчишки тоже не сидели сложа руки. И все уже решили сами.

Посмотрев фильм «Бойцовский клуб», они сделали из него довольно странные выводы. Вечерами они с еще тремя-четырьмя ребятами из нашей же воскрес­ной школы собирались в лесу за стадионом. Здесь они разбивались на пары и… начинали спарринговать в полный контакт голыми руками без всякой защиты.

Или, в переводе на обычный язык - мутузить друг друга, по слову классика «кто - как и чем - во что». В навороченном психоделическом фильме Дэвида Финчера им приглянулась лишь эта простая идея - чтобы не бояться ударов по лицу, нужно на досуге прак­тиковаться в их нанесении и получении. Чем ребята и занялись со всем усердием. Правда, просуществовал этот их импровизированный «Бойцовский клуб» совсем недолго, поскольку, из этого экзотического опыта мои парни вынес­ли главную мысль: заниматься рукопашкой нужно всерьез и системно, без диких спаррингов под молодыми березками.

Но как и где? Секций в нашем городишке не было. Лишь в местном спортзале была оборудована «качалка», где всё те же школьные гопники с матерком нагоняли себе мышцу, периодически выбегая на улицу покурить. Поэтому я просто накупил мальчишкам боксерских мешков, перчаток, защитных шлемов и прочего спортивного барахла. И они стали тренироваться дома, благо места у нас для этого - целый сад. А когда ученик готов, как известно, приходит учитель. Сначала их стал тренировать сосед по улице, наш прихожанин, который в юности серьезно занимался боксом. Потом неожиданно появились другие учителя - двое местных парней, служащих в московском ОМОНе, с которыми мои ребята познакомились во время ежедневных пробежек. Регулярные занятия с мастерами, отжимания, пресс, скакалка, работа на мешке, тренировочные бои… Через полтора года такой жизни вместо мотивации сыновей к защите собственного достоинства мне пришлось уже очень серьезно и подолгу объяснять им, почему человек с поставленным ударом не должен бить другого человека в голову или в живот. Говорил я им примерно следующее:

Всё, пацаны, детство кончилось. Это в десять лет можно было позволить себе выйти помахаться с кем-нибудь. Сейчас вы весите в два раза больше, и удар у вас стал раз в десять сильнее. А вот нос, челюсти, ребра и другие части тела у ваших противников крепче не стали. Вы научились таким ударам, которыми человека запросто можно искалечить и даже убить. А в душе у вас накопилось много обиды и ненависти к тем, кто не давал вам спокойно жить. И если теперь вы вдруг решите поквитаться за те давние унижения, это будет уже не школьная драка, а обычная уголовщина. Поэтому запомните простую, но очень важную вещь: на улице вам больше нельзя бить никого.

Слава Богу, ребята вняли этим моим увещеваниям. И когда на моего Глеба напал один из лидеров местного хулиганья, сын не нанес ему ни одного удара. Но тот во время их короткой стычки очень хорошо понял, что драться с Глебом ему больше не следует и что лучше найти себе для самоутверждения объект попроще. Странным образом мальчишки заработали себе авторитет в той же гопацкой среде практически без драк. Возможно, причиной тому было несколько их тренировок в спортзале, когда гопники, отвлекшись от своего железа, имели возможность с отвисшими челюстями понаблюдать за их спаррингами и прикинуть, как нехило можно огрести от этих улыбчивых и доброжелательных ребят. Или, может быть, от готовых к драке людей просто идет некая волна уверенности в себе, а у хулиганья очень хороший нюх на такие вещи. Как бы то ни было, но обижать моих парней никто из местной шпаны уже не решался ни на улице, ни в школе.

Возможно, существуют какие-то другие способы воспитания мужества в мальчиках, не связанные с умением постоять за себя. Я вполне допускаю такое, потому что несколько раз видел несгибаемую силу духа в людях, не обладающих физической силой и боевыми навыками. Как это достигается - Бог весть. С огромным интересом ознакомился бы с этим опытом. У нас же все получилось так, как получилось.

Сами видите, христианских мотивов тут не­много. Но это не значит, будто их совсем нет. Ну вот, например, хорошо всем известный эпизод в Гефсиманском саду, когда за Иисусом пришли стражники и Он запретил апостолу Петру защищать Себя при помощи оружия. Казалось бы, прямое указание на недопустимость насилия. Но что же происходит далее? Удивительно, но Иисус говорит, что Он и Сам вполне мог позаботиться о собственной защите, если бы захотел: …или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?

Никому не навязываю свою точку зрения, но убежден: подставить другую щеку именно по заповеди, а не по трусости и малодушию, намного проще тому, кто имеет полную возможность ответить ударом на удар. Но не делает этого, спокойно и осознанно, следуя слову Христа.

Александр Ткаченко

ФОТО Getty Images

Ваш сын укусил одноклассницу, после чего она расплакалась прямо в классе? Учительница постоянно отчитывает вашего ребенка при всех, а другие родители бросают на вас недовольные взгляды. Приходя за ребенком в школу, вы стараетесь не привлекать к себе внимания, а про себя пытаетесь понять, в чем же дело. На прошлой неделе ваш сын опять ударил какого-то мальчика из школы… Неужели он вырастет неисправимым хулиганом? «Не стоит преувеличивать, – успокаивает детский психолог Татьяна Бедник. – Многие дети проходят через школьные потасовки и вырастают психологически здоровыми, благополучными людьми. В какой-то момент они взрослеют и «перерастают» собственную агрессию, понимают, как глупо себя вели». Но есть ситуации, когда вмешательство родителей необходимо.

1. Он не усвоил правила

Предполагается, что ребенок, который идет в школу, уже знает какие-то нормы поведения. Но возможно, он еще не усвоил эти правила поведения. Это чаще касается мальчиков, которым кажется, что драка – это проявление мужественности. Непременно напомните своему ребенку о том, что кусать можно яблоки и бананы, а людей не кусают; что нельзя бить другого, чтобы навязать свой авторитет или уладить конфликт. Необходимо уважать других и беречь себя – таковы два правила, на нарушение которых вы не можете закрыть глаза. Кроме того, важно предложить ребенку альтернативный, неагрессивный вариант разрешения конфликта.

2. Он чувствует тревогу

Агрессия у ребенка зачастую является следствием подавляемой тревоги или недовольства, которое он не может выразить иначе. Дети, которые учатся в первом-втором классе, часто дерутся просто потому, что находятся в стрессовой ситуации – школьная обстановка для них еще не очень привычна, их пугают большие нагрузки, требования учителей и родителей. И дети выплескивают свою тревогу как могут, в стычках и потасовках. Задача учителя – организовать учебный процесс так, чтобы у детей была возможность бегать, шуметь, играть в подвижные и спортивные игры – у энергии должен быть выход. Ребенок, которого дома баловали и который привык быть в центре внимания, может сильно переживать невнимание и неуважение одноклассников, которые не подчиняются его требованиям. Школьника могут тревожить и какие-то домашние события: родилась сестра и ему не уделяют достаточно внимания, или постоянно ругаются родители, а бабушку положили в больницу… Ребенок не решается задавать вопросы, боясь расстроить родителей или лишний раз навлечь на себя их гнев, ему стыдно за свою ревность, когда все радуются, или он ненавидит своего «идеального» брата, но не может в этом признаться. Понять причину можно лишь в спокойном уважительном разговоре. И чем чаще вы будете находить повод для таких домашних (не нравоучительных!) бесед – им может стать книга или фильм, – тем ситуация будет вам яснее, а ребенок – спокойнее.

3. Он копирует поведение родителей

Причиной драчливости ребенка может быть как слишком агрессивное, так и, наоборот, слишком холодное, отстраненное поведение родителей. В семье, где вообще не принято учитывать чувства – свои и чужие, у ребенка вырастает «панцирь», он тоже становится нечувствительным к боли других. Он даже не понимает, что кому-то делает больно, когда затевает драку. Подумайте, насколько вы чутки к своему ребенку? Обращаете ли внимание на то, в каком он настроении?

4. Он защищает себя

Наконец, драка является единственным способом защитить себя для ребенка, который стал козлом отпущения для остального класса. Такое может произойти, если он слишком толстый, слишком низкий или учится хуже (или лучше!) всех. В любом случае, чтобы разобраться в ситуации, стоит поговорить с классной руководительницей и попросить ее вмешаться, чтобы дети не обижали вашего ребенка. Вообще, школьные драки – это признак того, что социальные нормы в коллективе нарушены, что учитель делает замечания формально или просто игнорирует конфликты, думая: пусть сами разберутся, крепче будут. Настаивайте на том, чтобы правила четко декларировались и соблюдались.

Несколько полезных советов, как снять напряжение у ребенка и снизить уровень агрессии:

  • Запишите ребенка в спортивную секцию: лучше всего заниматься командными видами спорта. В секции он привыкнет соблюдать общие правила и сможет выплеснуть бурную энергию в игре.
  • Чаще приглашайте домой его школьных друзей: вы между делом сможете расспросить их про школьные дела и заметите, как ваш сын (дочь) общается со сверстниками.
  • Находите поводы, чтобы чаще и заслуженно хвалить ребенка (например, не отказывайтесь играть с ним в какие-то настольные или подвижные игры, в которых он чувствует себя уверенно и легко вас обыгрывает).
  • Учите его самообладанию: играйте в ролевые игры, где он рассказывает, что чувствует, когда в классе над ним смеются, какой-то мальчик хочет с ним подраться, кто-то стащил у него тетрадь с домашним заданием. Подскажите слова, которые можно использовать, чтобы выразить недовольство.
  • Покажите, как делать упражнения на расслабление , когда ребенок чувствует, что вот-вот взорвется.

Мы не знаем, насколько болезненной для вас является тема детской агрессии, насколько это касается именно Ваших детей, но мы уверены, что они все равно сталкиваются с агрессией других. И это может быть очень болезненным.

Если у ваших детей агрессивные друзья или одноклассники, вам нужно вовремя понять, когда это становится опасным. И, как только это случается, следует позаботиться о безопасности своих детей.

К примеру, на родительском собрании вам говорят, что в этой школе опасно учиться или вы сами это понимаете по обсуждаемым темам. Не сидите, сложа руки. Забирайте отсюда своего ребенка!

Что делать в других случаях?

На самом деле, не все так однозначно и просто. Ведь если перевестись в другую школу еще можно, то купить новую квартиру только потому, что во дворе есть агрессивные дети, сложно.

Тема очень глубокая и актуальная. И здесь очень важны культурные ценности Вашей семьи. Кто-то может сказать: «Дай сдачу, не позволяй себя обижать», а кто-то может учить ребенка договариваться.

Для мальчиков чаще всего приемлемо давать сдачу. И здесь огромную роль играет физическое развитие. Чем они сильнее, тем увереннее и спокойнее при столкновении с агрессией. И, может быть, важно отвести сына в спортивную секцию.

Что делать ребенку в конфликтной ситуации?

Но лучше всего сформировать у детей широкий взгляд на то, как вести себя в конфликте и как реагировать на обиды. Существует очень много моделей поведения в таких ситуациях. Это и нужно показать Вашему ребенку.

Нужно обсуждать на семейном совете, насколько эффективно давать сдачу, как ребенок с этим справляется, а как можно по-другому вести себя, и как другие дети вообще реагируют на поведение Вашего сына.

Ведь кроме физической культуры, важно, чтобы ребенок уверенно себя чувствовал и в плане общения.

Есть специальные занятия у психологов, которые снижают эффекты от столкновения с агрессией и учат выходить из конфликтных ситуаций без побоев. Вам нужно только выбрать то, что больше нравится.

Что делать, если ребенок дерется?

Теперь поговорим об агрессии с той точки зрения, что ее проявляет именно Ваш ребенок. В основном дети становится злыми, когда не умеют общаться или когда видят агрессию в семье и очень этим недовольны.

Наиболее агрессивными становятся те дети, за которыми очень пристально следят родители (дают хорошие или плохие оценки каждому действию), что просто не возможно спокойно вздохнуть. Они все время чувствуют себя под присмотром.

За каждым их действием пристально следят: «А как они пишут, с кем дружат, как едят, спят, чем занимаются». Жесткий контроль вызывает очень большое напряжение, и ожесточает ребенка. Это и есть самый часто встречаемый путь к детской агрессии.

Поэтому создайте детям свободное пространство. Не отслеживайте каждый шаг ребенка, займитесь своей жизнью.

Среди других причин агрессии – неумение ребенка общаться. Он знает только один способ, который не принимается другими детьми, поэтому он злится. И тогда его модель общения нужно расширить, обеспечив ему разноплановое общение: кружки, друзья, походы, детский лагерь.

Есть дети, которые агрессивны из-за склонности к самокритике. Когда-то родители ругали их за шалости, и ребенок смирился, что он плохой.

В подростковом возрасте этот опасный процесс называется аутоагресиия, когда она направлена исключительно на себя и может привести к суицидам. Чтобы предупредить такую реакцию, с самого раннего возраста никогда не критикуйте своих детей, чтобы не сформировать у них чувство вины.

Агрессия, как механизм общения с миром есть у всех. Когда-то мы все злимся, нападаем, раздражаемся, бываем необъективными и обижаем кого-то. Важно помочь ребенку справиться с этими чувствами и научить управлять ими конструктивно. Авторы: Наталья Черныш и Ирина Удилова