Был ли у иисуса брат. О родословной иисуса христа и его родственников по плоти. Отвечает Священник Афанасий Гумеров

БРАТЬЯ ГОСПОДНИ , οἱ ἁδελφοἱ τοὑ Κυρἱου . Господь Иисус Христос не стыдился (Евр. 2, 11) называть братьями Своими всех учеников (Мф. 28, 10; Ин. 20, 17) и последователей Своих, Им искупленных, возрожденных и усыновленных Богу, а равно и ап. Павел (Рим. 8, 29) на том же основании выражается о Нем, что Он - «первородный между многими братьями». Но в Евангелии и в других новозаветных писаниях, кроме этого духовно-благодатного братства, упоминается еще о братьях Господа по плоти. Евангелия и др. апостольские писания заключают в себе следующие сведения и об этих «братьях Господних». По свидетельству св. Иоанна (2, 12), Господь Иисус Христос, по совершении Им первого чуда в Кане, на короткое время отправился в Капернаум - с Своею Матерью, братьями и учениками. По Мф. 13, 54-57 и Мрк. 6, 2-4 (ср. Лк. 4, 16-24), жители Назарета, внимая учению Господа в их синагоге, в изумлении говорили: «откуда у него такая премудрость и силы? Не плотников ли он сын? не его ли матерь называется Мария и братья его, Иаков и Иосий, (по некоторым кодд. Иосиф), и Симон и Иуда, и сестры его не все ли между нами?» Отвечая соблазняющимся о Нем, Спаситель говорил: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников своих и в доме своем» (сн. Лк. 4, 24; Ин. 4, 44). В последних словах намекается, что «братья Господа» до времени не веровали в Его мессианское достоинство. То же не прямо высказывается и в след. рассказе, передаваемом тремя первыми евангелистами: Мф. 12, 46-50; Мрк. 3, 21, 31-35; Лк. 8, 19-21. Когда книжники из Иерусалима распространили молву, что Иисус Христос вышел из себя и творит чудеса силою князя бесовского, то пришли мать и братья Его и хотели взять Его; но на известие о их желании видеть Его, Он ответил: «кто матерь и братья мои? Матерь и братия Мои суть слушающие и исполняющее слово Божие». Определенно высказывается мысль о первоначальном неверии «братьев Господних» в свидетельстве св. Иоанна, 7, 2-7, что они настаивали, чтобы Господь «явил Себя миру», (ст. 4), ибо (ст. 5) «и братья Его не веровали в Него», и, в противоположность апостолам, принадлежали еще миру (ср. Ин. 7, 7 с 15, 19). Напротив, после воскресения и вознесения Господа, братья Его, по Деян. 1, 13-14, постоянно пребывали в Сионской горнице и проводили время в единодушной молитве. По мере распространения веры и утверждения Церкви Христовой, братья Господни заняли в Церкви высокое положение, наравне с апостолами, хотя все же отличались от них: 1 Кор. 9, 5. Первенствующее значение между братьями и в церкви Иерусалимской занял св. Иаков, брат Господень (Гал. 1, 19; Деян. 12, 17; 15, 4-29; 21, 18 и дал.), поставляемый ап. Павлом наравне с апп. Иоанном и Петром (Гал. 2, 9). Этому Иакову, по всем основаниям, принадлежит первое послание в ряду «соборных» (Иак. 1,1); седьмое же соборное послание - ап. Иуды - принадлежит «брату Иакова» (Иуд. 1) - Иуде также брату Господню.

В каком именно родстве с Господом стояли упомянутые в евангельской истории братья и сестры Господа? По замечанию Ф. В. Фаррара, по этому вопросу написаны целые тома; доказательства так равносильны, затруднения каждого мнения так очевидны, что настаивать догматически на каком-либо положительном решении этого вопроса было бы противно интересам добросовестного исследования (Жизнь Иисуса Христа, перевод с 30-го английского издания, проф. А. П. Лопухина, стр. 61, 681). Соглашаясь, что вопрос этот почти не допускает положительного решения, укажем, однако главные направления в его разрешении сделаем сравнительную оценку этих решений. И в древней церкви, и в новое время высказывались следующие три взгляда на данный предмет.

I. Прежде всего, отметим воззрение западной христианской церкви. Главным выразителем его в древнее время явился блаженный Иероним. По этому взгляду, братья Господни были двоюродными братьями Господа, от сестры Богоматери. «Мы считаем, говорил блж. Иероним, братьев Господних не детьми Иосифа, но двоюродными братьями Спасителя, детьми Марии, тетки Господней, которая называется еще матерью Иакова малаго и Иосии, которая была женою Алфея» (Минь, Патр. Л. 26, 84-85, ср. 23, 205-206). При этом блж. Иероним отожествлял Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым, апостолом из 12-ти (Мф. 10, 3; Мрк. 3, 18; Лк. 6, 16). Взгляд блж. Иеронима, разделявшийся и Августином, благодаря авторитету этих церковных учителей, сделался господствующим в западной церкви. Позднейшие сторонники этого взгляда отожествили не только Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым, но и братьев Господних Симона и Иуду - с одноименными апостолами из 12-ти, Симоном Зилотом и Иудою, называемым Левеем или Фаддеем. Кроме римско-католических ученых (напр. Корнелиуса а-Ляпиде, Минь, Корнели, Биспинг) - в комментариях на послание ап. Иакова, это отожествление и упомянутый взгляд Иеронима разделяют и многие протестантские ученые (Баумгартен, Лянге, Штарке, и др.), а равно и православные русские богословы: Филарет, митр, московский (Церковно-библейская История, 1857, стр. 431), Филарет, архиеп. черниговский (Прибавл. к Черниговск. Епарх. Извест. 1863, 91-93), прот. Богословский (Свящ. Ист. Нов. Завета, Спб. 1861, 308), проф. Чельцов (Истор. христ. церкви. Спб., 1861, I, 41, 78), прот. Смарагдов (Пособие к доброму чтению и слушанию слова Божия, 1861, 104-105) и др.

II. Напротив, на Востоке преобладал тот взгляд, что братья Господни были детьми Иосифа обручника от первой его жены (в апокрифических евангелиях называемой то Эстою, то Соломиею, из колена Иудина). Его разделяли: Ориген (Минь 13, 876-77), св. Епифаний (Минь 42, 311), св. Иоанн Златоуст (Минь 57, 58), св. Григорий нисский (Минь 46, 647), св. Кирилл иерусалимский (Минь 69, 352), св. Амвросий медиоланский (Минь 16, 315-17), Илларий пуатьесский (Минь 9, 922). Подобного же рода свидетельства встречаются в апокрифических евангелиях: псевдо-Матфея, первоевангелия Иакова, еванг. Фомы, в Арабском евангелии младенчества Спасителя, в истории Иосифа древодела и под.; в постановлениях апостольских (6, 12, 14); в псевдо-Климентинах; у Евсевия кесарийского (Ц. Истор. 1, 12; 7, 19; 2, 1). В новое время защищают этот взгляд многие протестантские ученые, напр. Бейшляг, Тирш, Ольсгаузен и др., из русских проф. Богословский, иеромонах Георгий (Ярошевский), автор ниже называемого исследования о послании ап. Иакова и др.

III. Во второй половине IV века Евномий, Гельвидий и вообще еретики - антидикомарианиты (отрицавшие приснодевство Богоматери и необходимость Её почитания) высказывали, что братья Господни были в собственном смысле плотскими братьями Иисуса Христа, детьми Марии, Матери Божией, и Иосифа, рожденными ею после Иисуса Христа - Первенца, Мф. 1, 25; Лк. 2, 7. В новое время взгляд этот разделяют весьма многие протестантские ученые: Кейм, Прессансе в своих «жизнях» Иисуса Христа, Креднер, Блеек, Гофман в комментариях на посл. Иакова и многие другие.

Последний взгляд ищет для себя опоры в буквальном значении греческого слова брат - ἁδελφὁς , (по Исихию: ἁδελφοἱ - из одной утробы происшедшие), в названии Иисуса Христа первенцем в Лк. 2, 7 (и роди - Дева Мария - сына своего, первенца, τὁν πρωτὁτοχον ), как и в словах ев. Матфея: «и не знаяше ея (Иосиф Девы Марии), дондеже роди сына своего первенца» 1, 25; наконец, в общем тоне евангельских повествований о предмете, которые почти всегда (исключая лишь Ин. 7, 2-7) упоминают о братьях Господа совместно с Его Матерью. Но все эти аргументы не имеют решающего значения. Греческое ἁδελφὁς ; подобно еврейскому אח ах в библейском употреблении нередко означает не брата в строгом смысле, а родственника вообще (Быт. 13, 8; 14, 14; 29, 12, 15; 31, 32, 46; Лев. 10, 4; 1 Цар. 23, 21, 22), следовательно, возможно, что и «Братья Господни» были, например, только двоюродными братьями Господа, или сводными Его братьями или, наконец, стояли в иной степени родства с Господом. Греческое πρωτὁτοχος , действительно, выражает идею противоположности первородного сына последующим (в этом отношении оно прямо противоположно значению слова μονογενἡς единородный); но само оно не адекватно еврейскому бехор («первородное»), которое передает: последнее отнюдь не заключает в себе упомянутого противоположения, а представляет собою абсолютное обозначение всякого «разверзающего ложесна» (см. напр., Исх. 13, 2; 34, 19). Но если доказательство, таким образом, опирается на несуществовании в греч. яз. слова, соответствующего евр. бехор, то оно является лишенным значения. В самом деле, и единственный сын назывался первенцем, бехор, как видно, напр., из повеления Иеговы посвящать Ему всех первенцев израильских (см. цит. мм. и Чис. 8, 16-17), хотя бы у кого из них и не было ни сестер, ни братьев (ср. Исх. 12, 29). Не имеет силы и заключение, выводимое из слов ев. Матфея: не знаяше, дондеже (ἑως οὑ )... Выражение дондеже (евр. ад-ки), по употреблению в Библии, означает неопределенную продолжительность времени или состояния и равносильно выражению: никогда; напр., Ис. 46, 4: Аз есмь, и дондеже состареетеся, Аз еемь. Быт. 28, 15: не имам тебе оставити, дондеже сотворити ми вся, елика глаголах (ср. еще Быт. 8, 7; Вт. 34, 6; 1 Цар. 15, 35); пс. 109, 3: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя... Из этих примеров видно, что данное выражение в очень многих случаях не означает такого предела или момента, после которого действие, ранее не имевшее места, вступило в силу; что и в рассматриваемом случае оно отнюдь не высказывает будто γιγνὡσχειν имело место после события рождения Спасителя. И то обстоятельство, что братья Господни в евангельской истории выступают большею частию вместе с Материю Господа, совсем не говорит еще, что они были детьми Её, а не пасынками и под., - тем более, что Богоматерь нигде не названа матерью их, чего естественно было бы ожидать, в виду отмечаемого обстоятельства, коль скоро данное предположение было бы верно. Напротив, было бы совершенно непонятно, - если бы они были Её сыновьями, - почему Господь на кресте поручил Свою Матерь (Ин 19, 26-27) Иоанну Богослову, а не одному из «братьев» - предполагаемых сыновей Богоматери, забота о которой в таком случае была бы первою их обязанностью. Сыном Марии Девы в Новом Завете является только Господь Иисус Христос и, в противоположность братьям Его, Он прямо называется «Сыном Марии», Мрк. 6, 3. Самый образ выражения Спасителя на кресте - в обращении к любимому ученику Своему показывает именно, что Он был единственным сыном Девы Марии: «вот сын твой», в каковом выражении члена не было бы, если бы, кроме Иисуса Христа, существовали другие сыновья Марии, матери Божией. - Кроме этого, неблагоприятного для рассматриваемого взгляда, обстоятельства, прямо и решительно против него говорит вера церкви в приснодевство Богоматери (между тем все основания, приводимые древними еретиками и новейшими рационалистами в пользу данного взгляда, в сущности, вытекают из предубеждения против ἁειπαρθενἱα и тенденциозного отрицания чудесности факта рождения Иисуса Христа), а также нравственное христианское чувство, которое никогда не помирится с мыслию, что Пресвятая Дева, ставши Матерью Господа, имела после детей от Иосифа. Это было невозможно и со стороны Иосифа - уже потому, что во время обручения с Мариею ему было восемьдесят лет (как свидетельствует церковное предание, записанное у св. Иоанна Дамаскина в слове на Рождество Христово), а равно ж в силу благоговения его пред тайною воплощения, в которую он был посвящен, и сверхъестественных событий при рождении и по рождении Иисуса Христа, свидетелем которых был он. Церковные учители не без основания усматривали предуказание на приснодевство Богоматери в словах пророка Иезекииля о заключенных вратах храма, Иез. 44, 2 (Амвр. у Миня 16, 319-320). Напротив, тщетны ссылки (напр., Кремера, Майора) на пс. 49, 20; 68, 9 в доказательство того, что братья Христовы были сыновьями Матери Его. Наконец, поведение братьев Господа, - именно тот род опеки, который они хотели иметь над Ним в начале Его служения, Мрк. 3, 21, и даже уже пред окончанием Его, Ин. 7, 2 и далее, - показывает, что они были старшими братьями Господа, между тем, по данному взгляду, старшим из братьев («первенцем») был Господь.

На основании всего сказанного, взгляд этот должен быть отвергнут, хотя тот факт, что братья Господни почти всегда выступают вместе с Божиею Материю и живут вместе с Нею, при нем находит свое объяснение.

Факт этот не объясним с точки зрения теории блж. Иеронима и др. его сторонников. В самом деле, если братья Господни были сыновьями Марии Клеоповой, жены Клеопы-Алфея и сестры Божией Матери, то не понятно, почему родные дети ее никогда не упоминаются в связи с нею, а всегда вместе с Материею Божиею, между тем как и Мария Клеопова была одною из постоянных спутниц Господа. Приводимая в объяснение этого, догадка о ранней смерти мужа Марии-Клеопы произвольна и едва ли совместима с рассказом Лук. 24 о явлении воскресшего Господа двум еммаусским путникам, из которых один был Κλεὁπας , ст. 18, (возможно, впрочем, что это - имя другого лица, а не мужа Марии, называвшегося Κλωπἁς , Ин. 19, 25).

Независимо от этого, данная теория опирается на след. трех, одинаково сомнительных предположениях: 1) что Мария Клеопова, Ин, 19, 25, была сестрою Матери Божией; 2) что, так как она была Материею Иакова малаго и Иосии (Мф. 27, 56; Мрк. 15, 40), то Иаков малый есть одно лицо с Иаковом, братом Господним, Иаковом Алфеевым - апостолом из 12-ти, а равно и Симон и Иуда, два другие брата Господа, были тожественны с апостолами этих имен из числа 12-ти; 3) что Клеопа, Κλωπἁς ; или (?) Κλεὁπας одно лицо с Алфеем, "Αλφαἱος , отцом Иакова, ап. из 12-ти (Мф. 10, 3; Мрк. 3, 18; 6, 15). 1) Против первого из этих положений едва ли может говорить кажущаяся невероятность того, чтобы две живых сестры назывались одним и тем же именем Марии, - так как обычай давать одинаковые имена в семье, при ограниченности употребительных имен, у древних и новых евреев был столь же распространен, как и у древних римлян (напр, из четырех дочерей Октавии, сестры Августа, две назывались Марцеллами, и две Антониями). Но относящееся сюда единственное место, Ин.19, 24, - читается и объясняется неодинаково. Между тем как по принятому греческому (как и по русскому и славянскому) тексту, слова «сестра Матери Его, Мария Клеопова» суть название одной и той же женщины, в Пешито стоит: «сестра матери Его» и «Мария Клеопова», т. е. упомянутые слова обозначают двух различных женщин. И на основании параллелей данному месту: Мф. 27, 56 и Мрк. 15, 40, следует, кажется, утверждать именно это. Во всех трех этих местах, кроме Божией Матери, называется Мария Магдалина; мать Иакова (малаго τοὑ μιχροἱ , Мрк.) и Иосии (у синоптиков), по общему признанию, тожественна с Мариею Клеоповою (у Иоанна); 3-я же женщина у Матфея названа матерью сынов Заведеевых, у Марка - Саломиею, у Иоанна - сестрою Матери Божией; но первые два обозначения, несомненно, тожественны, можно думать, что и параллельное выражение еванг. Иоанна - «сестра Матери Его» есть лишь неопределенное обозначение той же Саломии, матери самого евангелиста. Такой, неопределенный способ обозначения своей матери был бы вполне аналогичен такому же способу евангелиста Иоанна в обозначении себя самого: «ученик, его же любляше Иисус», «другий ученик». В таком случае была бы очень понятна просьба Саломии к Господу о предоставлении Её сыновьям приближенного положения в царстве Его (Мф. 20, 20-23); было бы особенно понятно и то, почему Господь поручил Матерь Свою именно ев. Иоанну, который был не только самым близким духовно-возлюбленнейшим учеником Господа, но, может быть, еще родственником Его по плоти, - двоюродным братом Его, племянником Девы Марии. Предание, записанное у Никифора, Церк. Истор. II, 3, действительно, утверждает это. 2) Что,касается второго предположения или основания данной теорий, - что имена братьев Господа тожественны с именами, по крайней мере, трех апостолов из 12-ти (Иаков, Иуда, Симон) и (предполагаемых) четырех сыновей Алфея, - то отожествление, прежде всего, мало вероятно потому же, что все эти имена были очень распространенными у евреев (в Новом Завете упоминается пять или шесть Иуд, столько же Иаковов, девять Симонов; у Иосифа Флавия - 20 Симонов, 17 Иосий, 16 Иуд). Очевидно, одноименность разных лиц, в виду этого, не доказывает их тожества. Неосновательно, в частности, утверждение теории, что Иуда, брат Господень, есть "Ιοὑδας "Ιαχὡβου Лк. 6, 15; Деян. 1, 13, причем предполагается, что этот последний Иуда - брат Иакова, брата Господня (Иуд. 1) - Иакова Алфеева. Естественнее, напротив, переводит: сын (υἱος ) Иакова (неизвестного истории) и считать Иуду, брата Господня, лицом отличным от апостола Иуды из 12-ти (Лк. 6, 15; Д. 1, 13: Ин. 14, 22). Столь же, если еще не более, неосновательно, вычеркивать из евангельской или апостольской истории, Иакова, брата Господня, как лицо, отличное от Иакова Алфеева (ап. из 12-ти) - предстоятеля и столпа Иерусалимской церкви (Деян. 15. Гал. 2,19), которого предание представляет только апостолом из 70 (см. напр. Четьи-Мин., под 4 янв., 23 октября); каковое низведение преданием Иакова из числа 12-ти в разряд 70-ти было бы абсолютно непонятно, если бы это предание не имело под собою исторической почвы. Вообще греко-восточная православная церковь всегда отличала и отличает братьев Господа от одноименных апостолов из 12-ти (в месяцесловах греческом, сирском, коптском, славянском положены особые дни празднования памяти первых и последних). Минуя филологическое основание тожества Клеопы с Алфеем у новейших сторонников теории, как слишком неестественное, заметим, что неудачна и попытка отождествить Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым на оснований Гал. 1, 19, так как «другого» здесь относится не к Иакову, а к Петру, ст. 18, так что в словах Гал. 1, 19 Иаков, брат Господень, не причисляется к 12-ти апостолам, скорее - противополагается им.

Вопреки этим мнимым отожествлениям «братьев» и апостолов, во многих местах новозаветных они прямо и резко отличаются от последних, противополагаются им, напр. Деян. 1, 14; 1 Кор. 9, 5; особенную же важность имеет то, что Господь Иисус Христос в приведенных словах Мрк. 3, 31- 35 (и парал.) противополагает ученикам Своим, верующим в Него, братьев, как неверующих, а равно и положительное свидетельство св. Иоанна (7, 5), что братья Господа не веровали в Него. Замечательно, что, как у ев. Марка слова Господа следуют непосредственно за упоминанием об избрании 12-ти апостолов, так и св. Иоанн делает указанное замечание после упоминания о составившемся уже круге 12-ти апостолов (Ин. 6, 70- 71). Если круг 12-ти апостолов уже составился, а «братья» все еще оставались неверующими, то ясно ни один из них не мог принадлежать к числу 12-ти апостолов. Объяснения неверия братьев в относительном смысле - неполной веры (у Фаррара, Лянге и др.), равно как в смысле неверия некоторых только братьев и сестер Господних, - явно искусственны и нисколько не колеблют этого положения.

Вследствие этого, не смотря на авторитетное свидетельство блж. Иеронима в пользу данного взгляда, он не может быть принят нами (следует заметить, что и сам Иероним не держался этого взгляда с устойчивостью, а иногда отличал, напр., Иакова, брата Господня, от 12-ти апостолов, см. Христ. Чтен. 1841, ч. 3, стр. 91-92), как расходящийся с новозаветными данными о предмете и со свидетельствами предания и месяцеслова православной церкви, где братья Господни почитаются и прославляются, как особые лица, отличные от 12 апостолов, имевшие свой особый жребий и понесшие особые подвиги и труды служения распространенно Слова Евангелия и утверждению церкви Христовой (ср. архимандрита, ныне архиепископа, Сергия, Полный месяцеслов Востока, т. II. М. 1876, стр. 3, 108, 163, 281, и С. Булгакова, Месяцеслов и Триодион православной церкви. Вып. I 1895, стр.6-7, вып. III, 151-152 и др.).

Всех более важных из упомянутых затруднений избегает взгляд восточных церковных учителей, по которому «братья Господни» были детьми Иосифа от первого его брака (Своеобразную модификацию этого взгляда составляет основанное на свидетельстве Егезиппа о том, что Иосиф Обручник и Клеопа, муж Марии, были родные братья, предположение, будто после ранней смерти Клеопы, Иосиф, по закону ужичества, вступил в левиратный брак с его вдовою и имел от неё четырех сыновей и несколько дочерей, которые, в силу названного закона, носили имя умершего Клеопы, но вместе считались сыновьями и Иосифа - по усыновлению; на этом же основании, они назывались «братьями» Господа. Но в евангельской истории предположение это не имеет опоры; напротив, в виду того, что, после известного происшествия с двенадцатилетним Иисусом, об Иосифе уже не упоминается, некоторые полагают что Иосиф вскоре после того умер, и семья его перешла на жительство в родственный дом Клеопы). При этом взгляде понятно, почему «братья» всегда окружают Матерь Божию, и почему однако Иисус Христос на кресте поручил Её не им, а апостолу Иоанну: они составляли с Материею Божиею одно семейство, но при жизни Иисуса Христа неверие их в мессианское Его достоинство удаляло, отчуждало их от Господа и Его Матери; понятна неизвестность всех их в евангельской истории до смерти Господа и последующее превращение их в мужей апостольской ревности по Христе и быстрое возвышение в церкви одного из них - Иакова; понятно вместе отличие их от апостолов из 12-ти и отношение их к последним. Поэтому, данный взгляд, находящий притом бесспорное подтверждение в предании православной церкви, должен считаться наиболее обоснованным, хотя, как было замечено, он не устраняет всех затруднений в вопросе, кто были братья Господни (таким, напр., затруднением при данном взгляде является то обстоятельство, что св. Лука в Деян. 12 гл., сказав об убиении Иакова Заведеева, ст. 2, далее, ст. 17, и в глл. 15 и 21 говорит просто об Иакове, как предстоятеле иерусалимской церкви, что, по Гал. 1-2 гл., относится собственно к Иакову, брату Господню. Между тем до 12 гл. книги Деяний апостольских св. Лука назвал только одного известного Иакова - апостола из 12-ти, Иакова Алфеева, Дея. 1, 13, который как будто бы и разумеется в Дея. 12, 15 и 21 главах. - Возможно, однако, что затруднение это имеет более формально-экзегетический, чем реально-исторический смысл и характер. Так, возможно, что, после удаления св. апостола Иакова Алфеева из Иерусалима, для св. Луки не было нужды оставшегося в Иерусалиме Иакова - брата Господня, сделавшегося, конечно, очень известным не только в иерусалимской церкви, но и во многих областях рассеяния (об этой известности его свидетельствует принадлежащее ему Соборное Послание), обозначать особыми прибавлениями к его собственному имени. Во всяком случае, положение и значение Иакова книги Деяний (12, 15, 21 гл.) вполне совпадает с положением и значением Иакова, брата Господня, по апостолу Павлу и церковным учителям, державшимся принимаемого нами взгляда).

Литература. По вопросу о братьях Господних вообще, кроме упомянутого очерка Wieseler"a, можно назвать: Ign. Dimme, Fuerit nе Jacobus frater Domini apostolus, 1839; Schaff, Das Verhaltniss des Jacob. Brud. d. Herrn zu Jac. Alph.., 1842, и др.; русск.: проф. М. И. Богословского, «Правосл. Собеседн.», 1886, ч. III. Несравненно богаче литература о послании св. Иакова, в исследованиях которого обычно ставится и так или иначе решается и вопрос о братьях Господних. Таковы: Cornel, а Lap., Commentar. in Acta Apostolica, canonicas epistolas, et Apocalyps, 1617, Migne, Scr. S. Curs. Сompl., t. 25. 1842. Credner, Einleitin dos N. Т., Тh., 1, 1836; Wiesinger,

D. Brief des Jacobus. 1854; Bisping, Erklarung der Sieben katholischen Briefe, 13.8, 1871. Lange Bibelwerk des N. Т., Th. 13: D. Brief. des Jacobus. 1866. Schegg, Jacobus der Bruder d. Herrn und sein Brief, 1883 и др. В русской литературе: Фаррара, Первые дни христианства, перев. проф. А. П. Лопухина, 1888, кн. 4. Затем, кроме перевода толковательных трудов св. Златоуста и блаж. Феофилакта, оригинальн.: Еп. Алексея (томского), Некоторые черты из жизни св. Иакова, брата Божия, «Чтен. в Общ. Люб. дух. просв.», 1876, II; 1877, I; его же, Введение в соборн. Послание св. Иакова, там же, 1877. I; его же, Толков, соб. посл. Иакова, там же, 1878, I, II. Д. П. Боголепова, Соборн. посл, ап. Иакова, там же, 1872, I; Н. А. Воскресенского, Учение св. апостола Иакова об отношении между верою и добр. делами, там же, 1883, I; Еп. Михаила, Толковый Апостол, кн. 2: Соборные послания, 1890; Свящ. И. Кибальчича, Св. Иаков, брат Господень, 1882; Н. Теодоровича, Толков, на соборн. посл. св. ап. Иакова. 1897, Статьи в «Воскресн. Чт.» (т. I, III, V, X), толкования Ф. Мочулского, митр. Гавриила и архим. Никанора. Венцом всех работ русских о послании св. ап. Иакова является: «Соборное послание Св. Ап. Иакова» (Опыт исагогико-критического исследования), иеромонаха Георгия (Ярошевского), Киев 1900, - замечательного особенно по образцовому экзегесису послания.

* Александр Александрович Глаголев,
магистр богословия, доцент
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия . Том 2, стр. 1113. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1901 г.

Два вопроса по книге Бытие:

  1. Почему в Библии дважды повествуется о происхождении человека: один раз в шестой [Быт. 1:23-29], а второй раз – седьмой день творения [Быт. 2:2-8] и [Быт. 2:15-24]?
  2. Почему отличается создание/сотворение человека в шестой и седьмой дни творения?

Владимир

Священник Михаил Самохин

Здравствуйте, Владимир!

Некоторые исследователи считают, что во время Ездры, при редактировании книг Ветхого Завета, были соединены два рассказа о сотворении человека: более краткий и, поясняющий его, более подробный.

***

Бог создал Адама и Еву, первых людей. У них родились дети, Каин и Авель, затем Каин убил брата. В качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле» («и пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою»).

Откуда взялась его жена?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

В Библии говорится: «Адам родил сынов и дочерей» (Быт. 5:4-5).
Адам жил 930 лет. Исследователи Библии утверждают, что если бы Каин был так долговечен, как его отец, и женился в трехсотлетнем возрасте, то он имел бы к тому времени 100000 невест, из которых мог бы выбрать себе жену.
Конечно, легко могло случиться, что невестой Каина оказалась бы его сестра, племянница или кузина. В те времена, когда род людской еще не был так захвачен грехом, близкое родство не представляло собою угрозы вырождения, предотвращенной позже законом Моисея.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему большинство заповедей даны Богом через отрицание? Ведь, казалось бы, проще и понятнее вместо фразы «не убий» использовать «сохрани жизнь», вместо «не укради» – «живи честно» и так далее.

Сергей

Здравствуйте, Сергей!

То, что Вы имеете в виду, дополнил Иисус Христос в Новом Завете, в Нагорной проповеди, в частности. Это большая высота, планка здесь сильно поднята по сравнению с Ветхим Заветом, откуда и идут все эти заповеди. Но большинству людей, чтобы дорасти до большего, сначала доступнее и понятнее ограничения через отрицание чего-то недолжного, нежелательного (между прочим, детей именно так и воспитывают с самого начала, да и множество взрослых Ветхий Завет еще отнюдь не переросло).

Все 10 заповедей, по сути, сводятся к следующему: не делайте другим того, чего самим себе не хотите. Иисус говорит иначе: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).

***

В книге Чисел (14:18) сказано: «Господь карает детей за грехи отцов, карает внуков и правнуков». В книге пророка Иезекииля (18:20) сказано: «Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается».

Эти два утверждения не противоречат ли друг другу? Если да, то какое из них истинное?

Мария

Священник Филипп Парфенов

Дорогая Мария!

Безусловно, истинное утверждение второе. Бог есть любовь, в свете христианского откровения, и Он никому не желает зла, но всем желает спасения.

Другое дело, что от родителей в наследство детям могут передаваться какие-то изъяны в их здоровье или дурные предрасположенности, склонности. Это известные вещи на уровне генетики. Они наблюдались и в древности, и тогда их объясняли «карой» Бога или проклятием. Христианский взгляд не может удовлетвориться подобным объяснением, но в таком случае скорее призывает к ответственности родителей за их собственную жизнь, которая, если погрязает в грехах, то может пагубно влиять на их детей (мы все так или иначе друг с другом связаны, и тем более родители с детьми).

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

В Евангелии от Марка (3 глава) читаем: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя». Конечно, я знаю продолжение («…кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»), но все-таки меня волнует вопрос: неужели у Господа нашего Иисуса Христа могли быть братья и сестры? И дальше, в 6 главе: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем».

Пожалуйста, объясните!

Екатерина

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Екатерина!

Братьями у евреев назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и дальние родственники. Упоминаемые в Евангелии братья Христа не были родными Его братьями – это дети праведного Иосифа от первого брака, также братьями Его называются дети Марии Клеоповой, которую евангелист Иоанн Богослов называет сестрой Богородицы (Ин., 19:25).

***

Какая у Иисуса Христа была профессия? Я знаю, что Он был плотником, но в Священном Писании сказано только, что Он был сыном плотника: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф.13:55). Как тогда узнали, что Иисус был плотником, раз об этом не сказано прямо?

Дарья

Здравствуйте, Дарья!

Вопрос о профессии Христа имеет разные предположения. Известный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) писал, что греческое слово «тектон», употребленное в Евангелии, может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель» или «каменщик».

Священник Антоний Скрынников

Как бы то ни было, нужно сказать, что в те времена дети чаще всего продолжали дело своих родителей, и если святой Иосиф был плотником (в русском варианте), то логично предположить, что Христос был с детства обучен этому ремеслу.

С уважением, священник Антоний Скрынников

***

В чем причина негативной оценки предательства Христа в руки Пилата, инкриминируемое евреям, осуществившееся через предательство Иуды? Ведь не предай Иуда Иисуса первосвященникам, не умри Тот на кресте за грехи, не осуществились бы ветхозаветные пророчества о мессии (Пс. 21, Ис. 53 и др.), не реализовался бы Божественный проект спасения человечества. Умер бы Иисус глубоким старичком где-нибудь в провинции Галилеи, почитаемый за пророка (как признавали его апостолы (Лк. 24:19)), и не было бы христианства.

Не должны ли мы, по логике мышления, быть благодарны евреям и лично Иуде? Простите, если звучит несколько кощунственно, но так выходит.

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Во-первых, история не знает сослагательного наклонения – «если бы» не случилось того-то, могло ли произойти другое – и т.д. Мы исходим из того, что случилось, а не что могло бы случиться при разных предполагаемых вариантах (а умножать всякие дополнительные предположения можно до бесконечности, сами понимаете).

Во-вторых, промысл Бога чаще всего проявляется таким образом в истории людей, что, попуская какое-то зло, Он в дальнейшем обращает его к благим последствиям. Зло от этого не перестаёт быть злом самим по себе; люди, его совершающие, грешат и несут свою долю ответственности за грехи, но Бог в конце концов готов простить всех и спасти всех…

Наглядная библейская история, изображающая одну из таких ситуаций, - это судьба праведного Иосифа, сына патриарха Иакова. У Иосифа было одиннадцать братьев, они его недолюбливали и ему завидовали за его красоту и другие способности. Однажды они сговорились убить его, а отцу сообщить, что брата растерзали звери. В последний момент они не убили его, а продали в рабство. Иосиф попал в Египет, скоро возрос в служебном положении, потом был оклеветан, посажен в тюрьму, затем оправдан, и в итоге стал вторым человеком в стране после фараона.

На его родине однажды начался голод вследствие неурожая, а в Египте были хлебные запасы. Семейство Иакова двинулось из земли Ханаанской в Египет, чтобы спастись от голодной смерти. Там они встречаются с Иосифом, своим братом, который в итоге спасает всё семейство. Братья боялись, естественно, что он станет им мстить за прошлое, но Иосиф уверяет: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло, но Господь обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей…» (Быт. 50, 20).

Иосиф – один из ярких прообразов Христа в Ветхом Завете (он даже вспоминается на богослужении Страстной седмицы, в Великий понедельник). Насколько Иуда или Пилат сами понимали, что они делали, или же они были своеобразными орудиями Промысла, как братья Иосифа, и не более того? Это другой вопрос, и тут могут быть разные точки зрения. Поступки, которые они совершали, никак не могут быть одобрены в любом случае, это очевидно.

Рассудите сами: нужно ли вообще делать зло каждому из нас, чтобы вышло добро?.. Вряд ли Вы ответите на этот вопрос положительно. Бог за нами постоянно исправляет ситуацию, ремонтирует всё вокруг. Но если бы люди жили в большей степени добра и любви, то Богу потребовались бы, соответственно, менее радикальные способы исправлять ситуацию и вмешиваться в неё! Есть небезосновательное мнение, которое выражали некоторые святые отцы, что Бог воплотился бы даже в том случае, если человечество и не отпало бы через Адама и Еву. Просто тогда история людей была бы совершенно иной! Впрочем, это опять-таки из серии «если бы…».

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:1-5).

Вопрос: а что должен был сделать Павел, если бы он знал, кто пред ним? Терпеть удары по губам и отвечать одновременно? Как же он смог бы ответить?

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий!

Апостол Павел, находясь в синедрионе, мог не узнать первосвященника. Узнав же, он сам сказал, что действовать ему следовало несколько мягче. Прежде всего потому, что апостол имел миссионерскую цель. А оскорбление старшего и наиболее уважаемого в собрании человека очень плохо способствовало бы миссионерству. Поэтому апостол и извинился, сославшись на Священное Писание.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему священнослужители и богословы говорят, что толковать Писание самому нельзя? А как же фраза Христа: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»? Чтобы что-то превзойти, нужно досконально знать этот предмет и понимать.

Да и отвечать на Суде у Бога будем по одному, каждый за свои помыслы и слова, а не с толкователями Священного Писания. Можно ли ответить Богу: «Это такой-то святой сказал»?

Алексей

Здравствуйте, Алексей!

Позвольте встречный вопрос: можно ли ответить Богу на суде: «Ну и что? А я вот так считаю!» Толкование Священного Писания – это еще и научная работа, это исследование. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо хотя бы ознакомиться с тем, что сделали другие люди в этом же направлении. Вот такими людьми являются православные богословы. Это профессионалы в своей области.

Кроме того, неверное толкование Священного Писания иногда является грехом. Вспомните искушение Христа в пустыне от диавола.

С уважением, священник Николай Гулейко

***

Не из Библии ли фраза: «Нет жалости к не знающему жалости»?

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

В Новом Завете есть фраза: «Суд без милости не оказавшему милости», но относится это только к ожидающему нас Суду Божию, а не к нашему отношению к окружающим нас людям. В отношении к окружающим мы должны руководствоваться словами Спасителя: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами».

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

В издательстве «Русский хронограф» находится в печати книга монахини Александры (Мушкетовой) «Господь Иисус Христос в семье, среди близких и учеников. О родословной Иисуса Христа и его родственников по плоти», рекомендованная к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Спасителя нашего в Его земной жизни окружали люди: семья, ученики, народ, а также враги... Случайно ли они оказались рядом? Или это был промысел Божий? Как сложилось генеалогическое дерево семьи Господа Иисуса Христа? Проследим его не только от «корня» - Адама, но и по «ветвям и отросткам». Например, в каком родстве были Пресвятая Богородица со свв. правв. Елизаветой и Иосифом Обручником? Кем доводятся Спасителю свв. Иоанн Креститель и апп. и евв. Иоанн Богослов и Матфей, кто такие «братья Господни»? Переплетения «ветвей» святого древа исследованы на фоне евангельских событий. Построены генеалогические схемы семьи Господа Иисуса Христа, а также - ап. Петра, апп. и евв. Марка и Луки, родственников ап. Павла и др. (12 схем). В книге приведены житийные рассказы о них. Материал изложен доступным простым языком, что делает описание понятным и интересным для широкого круга читателей.

Генеалогия семьи Иисуса Христа (Фрагмент)

Ответы на вопросы, часто задаваемые в процессе работы над книгой

1. Как возникла идея написания книги?

В Евангелии, Священном Писании, Житиях Святых и других библиографических источниках много сведений, которые можно уложить в родословные системы. Я попыталась строить локальные ветви: потом заинтересовалась и целенаправленно стала отбирать имена Святых и их житийные материалы, соединять родословные ветви, по возникающим вопросам искать недостающие звенья. Получались генеалогические схемы святых семейств.

Вопросы были такого порядка: как соединились на Пресвятой Деве Марии ветви царственного дома Давида от колена Иудина и священнического рода от колена Левиина, в каком родстве Пресвятая Богородица и Прав. Иосиф Обручник, кто такая Саломия (родственница Девы Марии, имеющая поле возле Вифлеема), кто первая действительная жена прав. Иосифа и их дети, в каком родстве с Господом находятся свв. Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и др.? Встречающиеся сведения я систематизировала по общности, например, по семьям. Было просто интересно. Радость открытий переполняла меня, не могла удержать в себе приходящих знаний, рассказывала окружающим и записывала, чтобы не потерять. С кем ни беседовала - всех эти вопросы интересовали: «Я бы с удовольствием занялся, но не имею времени. Если напишете - покажите, очень интересуюсь». Когда собрался большой материал, взяла благословение у игум. Виссариона (Великого Остапенко) и у архим. Михаила (Борея) - ризничного семинарского храма прп. Иоанна Лествичника (МДАиС, Свято-Троицкая Сергиева Лавра), прихожанкой которого являюсь. И приступила к написанию книги.

2. В названии книги обозначены две темы. Они самостоятельные или взаимосвязанные?

Описание земной жизни Богочеловека, сохранившееся в Священном Писании и Предании Церкви, и ее деталей, характерных для I-го в., а также Его скорбей, радостей, трудностей, и попутное при этом построение структуры родственных связей - две неразделимые и взаимосвязанные темы.

Сначала целью исследования было выявление родственных связей внутри семьи Господа и соприкасающихся с ней близких современников конца I в. до Р.Х. и I в. по Р.Х., и апостолов. Для наглядности строились и постепенно уточнялись генеалогические схемы. Оказалось, что без описания событий Евангельской истории невозможно было вводить в схему членов семьи Иисуса Христа. Это было неестественно и создавало много трудностей. Например, ап. и ев. Матфей описал как Господь призвал его (Мф. 9.9); ев. Матфей- родной брат ап. от 12-ти Иакова Алфеева. По многим свидетельствам, их отец - Клеопа (Лк. 24.13 -35), иначе Алфей, родной брат св. прав. Иосифа Обручника. Как, минуя Евангельскую историю, показать их родство с семьей Иисуса Христа? Поэтому в повествовании ведется (в хронологической последовательности) пересказ тех событий, в которых участвуют вводимые в схемы представители семейств.

3. Сначала Вы увлеклись созданием генеалогического древа. А как эта идея переросла в повествование о жизненном пути Сына Божия Иисуса Христа на земле?

Величественный Образ Спасителя, с Его премудростью и любовью, мужеством и жертвенностью, простотой и кротостью, присутствует на каждой странице Евангелия и естественно стал главным в книге. Как Всеведущий Бог, Он Сам привлекает к Себе людей, из которых одни становятся последователями, а другие, не принявшие любовь Божию, - противниками; старается вразумить последних, чтобы возвести и их в стадо Свое, в Царство Небесное, Сам вызывает их на открытую борьбу чтобы вразумить или обезоружить, плачет о окаменении их сердец; не щадя Себя, мужественно отдает Себя на смерть, посвящает Себя, да принявшие Его святы будут.

Хранимые Священным Преданием факты и свидетельства о напряженных проповеднических трудах Богочеловека до устали, до изнеможения; о Его радостях при встречах с простыми людьми, доверчиво принимающих Его учение; о Его скорбях от нападок и лукавых уловлений врагов, не принявших приблизившегося к ним Царства Небесного, сами собой вливались в повествование

4. Какие самые трудные места в «древе»?

Их много. Среди них главные - это доказательство версий родства Пресвятой Богородицы с прав. Иосифом Обручником, и о братьях и сестрах Господа по плоти. Уже после написания книги пришли очень интересные сведения о современных патристических исследованиях по этим труднейшим богословским проблемам, ведущихся в том же направлении. Это помогло мне углубить свои дальнейшие исследования.

5. В Святом Писании мало говорится о Пресвятой Богородице. Как у Вас освещена эта тема?

Пресвятой Богородице посвящены в книге несколько глав от Ее Рождества до Успения. В странствиях Господа с евангельской проповедью Матерь Божия всегда старалась быть ближе к Нему. Параллельной нитью с повествованием о Господе Иисусе Христе описаны известные события жизни Его Пречистой Матери по творениям свв. свтт. Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы, прп. Иоанна Дамаскина и др.

6. В книге есть главы о семье св. прав. Иосифа Обручника о братьях и сестрах Господних . Как сложилась Ваша версия о них, что они его дети?

В этом вопросе затронуты две богословские проблемы:

Чьи дети братья Господни, Иаков, Иосия, Симон, Иуда и кто их непоименованные в Евангелии сестры (Мф. 13. 55-56)?

Как понимать свидетельство ап. и ев. Иоанна Богослова, что братья Его не веровали в Него (Ин. 7. 3 - 5)?

Самым обоснованным и наиболее опирающимся на древнее церковное предание является взгляд, по которому братья Господни - дети Иосифа Обручника от первого брака. Это воззрение уже с середины III в. распространяется в Восточной Церкви, становится в ней господствующим и считается палестинской традицией. Первой женой Иосифа по многим историческим свидетельствам была двоюродная сестра Иоанна Крестителя - Саломия. Синаксарий Недели жен-мироносиц (Цветная Триодь) свидетельствует, что «четыре сына родил Иосиф: Иакова малого и Иосию, Симона и Иуду, и три дочери: Есфирь, Фамарь и Саломию Зеведееву». В Предисловии к Евангелию от Иоанна также говорится, что Иосиф имел от первой жены четыре сына и три дочери: Марфу, Есфирь и Саломию, сыном которой является сам Иоанн Богослов (Зеведеев). Древние историки Марфу (Фамарь) называют также Марией, а Георгий Кедрин (XI-XII вв.) свидетельствует, что Мария была выдана замуж за Клеопу, родного брата Иосифа, уже после возвращения Святого Семейства из Египта, и по мужу называется Марией Клеоповой. Следовательно, дочери прав. Иосифа - Мария Клеопова и Саломия Зеведеева - известные всему миру св. жены-мироносицы.

Вторая проблема поставленного вопроса тоже очень значительная. Братья Господни видели Его рождение, сознавали свое плотское с Ним родство и долгое время не могли принять мысль, что их сводный брат - Господь и Мессия. Воспитанные Иосифом в духе истинного благочестия, они были строгие исполнители Моисеева закона, а их Брат по плоти отступал от того идеала, который составился у них под влиянием писаний закона и толкований книжников. Присутствие Богочеловека и Пресвятой Девы Марии в семье, Его необыкновенная духовная сила и нравственная безупречность даже при кажущемся нарушении закона, несомненно, влияли на их духовное развитие, и братья постепенно восходили к высшему познанию учения Христова и к цели Его сошествия в мир. После Воскресения Господь Иисус Христос явился старшему из братьев Иакову (праведному); это убедило его в божестве Христа, изменило религиозное мировоззрение и обратило в христианство. Его обращение повлекло за собой и обращение остальных братьев.

По Вознесении Господнем Иаков был поставлен от верховных апостолов первым епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви, согласно предызбранию его к этому служению Самим Христом. Он был причтен к числу 70-ти апостолов и почитается как первый из них.

Второй брат Иосия (также именуемый Варсава и Иуст) упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был избираем вместе с Матфием в число 12-ти апостолов на место отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1. 23). О нем упоминают евангелисты Матфей (27.56) и Марк (15. 40): При Кресте стояли Мария Магдалина и Мария, мать Иакова малого и Иосии , прикровенно указуя этой ссылкой христианам на Матерь Божию - «мачеху» Иакова праведного (малого) и Иосии. Иосия вошел в лик 70 - ти апостолов и занимал епископскую кафедру в Елевферополе (в Южной Палестине).

Третий брат Симон уже в зрелом возрасте уверовал во Христа, был сопричислен к сонму 70-ти апостолов и проповедовал Его учение. После мученической смерти его старшего брата Иакова, он был избран на его место и стал вторым Иерусалимским епископом.

Младший из братьев Иуда Иаковлев принадлежал к лику 12-ти апостолов. Это дает основание полагать, что он уже в первые два года служения Господа Иисуса Христа спасению людей был часто или постоянно при Нем, так как Господь избрал Двенадцать уже на втором году Своего служения.

Все четверо братьев приняли мученическую кончину за исповедание Христа.

Дочери прав. Иосифа Обручника - Мария Клеопова (Алфеева) и Саломия Зеведеева известны как жены-мироносицы, но не все знают, что они подарили миру сыновей - апостолов из сонма 12-ти: Иакова Алфеева (Клеопова), Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. А кто стоял при Кресте, никого не боясь? - Семья Господа! Его Пресвятая Матерь, обе сводные сестры - мироносицы и племянник Иоанн Богослов!

Вот какая дивная эта святая семья прав. Иосифа Обручника, в которой Сын Божий благоволил воплотиться на земле и усвоить ее членов как Своих земных родственников.

7. Вы по новому поставили вопрос о том, что существовали родственные связи среди апостолов. Господь ведь отбирал их не по принципу родства?

Господь принимал идущих к Нему не по человеческим расчетам и влечениям, а по Божественному прозрению сердец, ищущих Его, и по расположению и способности их к будущему служению, по их внутреннему устроению - любви к Богу и ближнему человеку, к самопожертвованию ради этой любви. Не случайно, но по Промыслу Божию в число Его ближайших учеников вошли и родственники, как родственные души, выросшие в благочестивых семьях, впитавшие в себя дух и устои семьи, желание спасения и ожидание Мессии. Среди учеников были всецело послужившие Божиему делу, не вступавшие даже в брак - девственники: свв. Иоанн Креститель, апп. от 12-ти Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, Симон Кананит, апп. от 70-ти Иаков брат Господень и Варнава, первоверховный ап. Павел и др. Неудивительно, что призванные Господом ученики, приводили к Нему своих родственников и друзей, близких по духу. К примеру, ап. Андрей Первозванный привел старшего брата Симона, в будущем первоверховного ап. Петра;

Ап. Филипп - своего друга ап. Нафанаила;

Ап. Варнава вымаливал из фарисеев друга своего по Гамалиилову училищу Савла, прозревая его полезность и способность служить делу Христа. Уже призванного Господом на дороге к Дамаску Савла (в будущем первоверх. ап. Павла) он привел к апостолам и вместе они много потрудились в благовестии Христовом;

Апп. Варнава, Петр и Павел воспитали ап. и ев. Марка (Иоанна), сродника Варнавы и Петра.

Очень интересна семья апп. Петра и Андрея Первозванного, их родство с родными братьями апп. от 70-ти Аристовулом и Варнавой и их двоюродным братом ап. и ев. Марком. О семье ап. Павла собраны житийные сведения о десяти его сродниках. В книге повествуется более чем о 50 святых. Все это - известные факты, благодаря систематизации в генеалогических схемах, приведенные в стройное изложение. Всего в книгу вошло 12 генеалогических схем.

8. О Родословии Господа написано много. В чем новизна вашего труда?

Генеалогическое древо Господа Иисуса Христа по ближайшим предкам (вглубь времен в соответствии с Мф. и Лк.) явилось основным стержнем. Но главное внимание (новизна) было обращено на исследование и построение:

Генеалогии Его семьи по ближайшим родственникам - современникам, ранее здесь уже названным (как бы вширь);

Генеалогии семейств апостолов (первоверховных Петра и Павла, Андрея Первозванного, евв. Марка и Луки, Аристовула, Варнавы, первомученика и архидиакона Стефана и др).

Для наглядности привожу схему родословных связей Господа и апостолов от Адама, взятую из книги. По ней видно, что родословные ветви святых семейств восходят через Иакова, Исаака и Авраама к Адаму, отцу рода человеческого. Генеалогические схемы построены только от 4-х сыновей Иакова: Симеона, Левия, Иуды и Вениамина (по доступным сведениям). Родословное древо показывает, что Иисус Христос родственно связан со всем человечеством. Он - Сын Адамов и Сын Божий (Лк. 3.38).

9. Трудами каких богословов Вы пользовались при написании книги?

На версии, изложенные в книге, оказали большое влияние богословы и учители Русской Православной Церкви: св. свт. Димитрий Ростовский (XVII - XVIII вв.), прот. Александр Васильевич Горский - ректор МДА нач. XIX в., проф. А. П. Лопухин с коллегией, проф. МДА А. П. Лебедев (нач. XX в.), архиеп. Феодор (Поздеевский) - ректор МДА нач. XX в., св. свт. Иннокентий Херсонский, архиеп. Аверкий (Таушев) и А. В. Иванов, Б. И. Гладков, еп. Михаил (Лузин), киевский архим. Георгий (Ярошевич) (XIX- XX вв.), прот. Николай Попов - ректор Вятской Духовной семинарии (XIX- XX вв.), Д. П. Боголепов, еп. Кассиан (Безобразов) - препод. Петроградского Богословского института, затем ректор Парижского Православного Богословского института (перв. пол. XX в.) и др. И, конечно, Творения свт. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта Болг. В перечень литературы включено 34 библиографических источника, но проработано несравненно больше.

10. Что бы Вы хотели сказать Вашему читателю в заключение?

Книга рассчитана на широкий круг читателей, но может быть заинтересует и специалистов. На ее страницах вас ожидает много встреч со знакомыми по Евангелию святыми, как бы приглашающими увидеть шире события I- го века в их живом взаимодействии друг с другом: - жених, оставивший брачный пир в Кане Галилейской - ап. от 12-ти Симон Кананит; самарянка, она же св. мц. Фотина; теща Петра, огнем жегомая - жена Аристовула, ставшего ап. от 70-ти; сухорукий; ап. и ев. Марк (Иоанн) - по преданию, юноша в Гефсиманском саду, следовавший за арестованным Спасителем и убежавший от воинов, оставив в их руках прикрывшее его покрывало; Мария - мать его, много послужившая Господу и апостолам, и множество других, ставших святыми свидетелями Евангельской истории. Достойно прошедшие свой земной путь и взятые на Небеса, они смотрят на нас из Царства Небесного, всегда готовые прийти на помощь.

Хочу посоветовать моему дорогому читателю при знакомстве с книгой открыть ее выборочно на главах III. 3-13. Это «Христос в тесном кругу 12-ти накануне Своих Страданий, Тайная Вечеря, Прощальная беседа, Гефсиманский подвиг,.. Распятие,... Снятие с Креста и погребение, Воскресение Христово, Свидетельство Туринской плащаницы»... Они проникнуты особенной любовью уходящего на Небо Сына Божия к Своему созданию - ученикам, последователям. всему человечеству; преподающего апостолам последнее утешение перед земным расставанием. И в ответ на эту уже открытую жертвенную любовь Бога избранные простосердечные представители земли, притихшие в ожидании грядущих, как они уже поняли, печальных событий, не могут наглядеться на Него.

Книгу я не написала, а составила из известных сведений и малоизвестных фактов, которые скрупулезно собирала из достоверных источников, поэтому в ней много ссылок на них. Старалась так построить описание, чтобы держать «накал» внимания читателя от первой до последней страницы, чтобы в душе навсегда запечатлелся дорогой, любимый образ Спасителя - Сына Божия, Сына Человеческого, перед Которым преклонится всяко колено небесных и земных в изумлении, благодарности и ответной любви.

Напишите нам по адресу:

Здравствуйте, Николай Павлович!

Спасибо Вам за ответы!

Я тоже так подумал, насчет Серафима и Мотовилова.

Интернет это вообще штука неоднозначная. С одной стороны - очень удобно. Все книги под рукой, можно общаться свободно. А с другой стороны - столько неконтролируемого шлака, что просто жуть берет.

Начал читать Евангелие от Марка. И понял, что не знаю, кто такой Марк. Среди апостолов его имени не увидел. Я так понял, что было не только 12 апостолов - были еще апостолы "второй волны"? А на скольких человек снизошёл "Огнь Небесный" в день Пятидесятницы? И правда ли, что был ещё один Иуда - в моей Библии он, по-моему называется Фаддей. Вчера в храме на катехизисе мне сказали, что Иуде Фаддею молятся в безвыходных ситуациях - он как-то по особому исповедует нас перед Господом.

Возникли ещё такие вопросы:

1. В Евангелии от Марка нашел абзац, когда Спаситель приходит к себе на родину и Его там не признают: "вот Матерь Его и братья его". У Иисуса были братья? Или тут имеются в виду не родные братья, а двоюродные? Там даже перечисляется: Иуда, Иосий, Симон... Не Апостолы ли это?

Среди Апостолов были родственники Христа?

2. А почему Иаков и Иоанн были названы «Воанергес», то есть «сынами грома»? Что это означает?

3. Встречал такое толкование: мол, Матерь Божья тоже грешила иногда - пришла с братьями Иисуса (не родными?), когда тот учил народ. И, мол, Она хотела показать так своё влияние на Сына. То же пишут некоторые толкователи по поводу брака в Кане - мол, Мария хотела показать, что Она влияет на Сына, продемонстрировав своё непослушание, заставив Сына превратить воду в вино, хотя тот всячески намекал Ей, что не надо этого делать: "Что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой". Понимаю, что такое толкование неверно. Да простит меня Божья Матерь и Иисус Христос, что я повторяю слова нечестивых.

4. А где можно почитать про жизнь Приснодевы Марии? Какой труд наиболее адекватен, на Ваш взгляд? Тот же вопрос об Иосифе. Кстати, о нём вообще мало слышно. Почитается ли он за святого? Думаю, что как земному отцу Иисуса и мужу Матери Божьей, ему пришлось нелегко. Взять хотя бы тот момент, что он не имел с женой супружеских отношений. Да и вообще - быть возле Спасителя и Его Матери - громадная ответственность.

5. Ирод, избивший 40 тысяч младенцев и Ирод, отсекший голову Иоанну - это разные люди? И вообще - какое было политическое устройство Иудеи? Я так понял, что Понтий Пилат был римским наместником, то есть иудейские цари, тот же Ирод, были второстепенны в своих решениях, а главным был прокуратор? И было ли так на момент рождения Иисуса?

6. В какой книге можно наиболее адекватно почитать о житиях Апостолов? И есть ли вообще такая книга? Или сведения разрозненны? Если да, то можете перечислить известные Вам источники?

С любовью во Христе,

Здравствуйте дорогие Юля и Саша с Ксюшей и Олей!

Саша, отвечаю по-порядку на вопросы твоего письма.

Евангелист Марк, был апостолом из семидесяти (вторая группа апостолов), также как и евангелист Лука. Марк был последние годы с ап.Петром. Евангелие от Марка, это то, что благовествовал ап.Петр, его учитель.

В Деяниях апостолов указано о сошествии Святого Духа на группу учеников около 120 человек.

Ап.Иуда-Фаддей, брат Иакова - "братья Господни", апостолы из 12.

Среди 12 апостолов были Иаков (Алфееф), Иуда-Фаддей-Левий (брат его) и Симон Кананиит. Такие же имена носили трое из "братьев Господних" (Иаков, Иосий, Симон, Иуда). Нетрудно видеть по четырем Евангелиям, что матерью их была Мария Клеопова, двоюродная сестра Божьей Матери, т.е. были они троюродными братьями Господа Иисуса Христа, как и Иоанн Креститель, сын Елизаветы, другой двоюродной сестры Божьей Матери. До сих пор нет единого мнения о том, кто был Симон Кананиит. Прозвище Кананиит указывает на то, что он из Каны, куда на брак приглашен был Иисус с учениками, а Матерь Его была там, как хозяйка (видно из того, как Она говорит прислуживающим на свадьбе: "сделайте так, как Он вам скажет"), т.е. Она была родственно близка жениху. Жених же был из учеников Иисуса, иначе трудно объяснить приглашение Иисуса со всеми Его учениками (тогда их было еще очень много). Поэтому ежели бы это был ап.Симон, то все стало бы понятно. Совпадение того, что он, родственник Марии, и носит имя одного из братьев Господних, дает возможность предполагать, что он и есть один из них. Единственное, чего не достает, это свидетельства кого-либо из евангелистов о его родстве. Однако, если бы не было у нас письма ап.Луки о Деяниях апостолов и письма ап.Павла Галатам, то из Евангелий мы бы не узнали и о том, что Иаков и Иуда братья Господни. Из смирения они себя так не называли. Более того, и ап.Иаков и ап.Иуда, в отличие от ап.Петра и ап.Павла, в своих посланиях не называют себя апостолами, но лишь "рабами Господа Иисуса Христа". Однако, и не вызывающий сомнения об апостольстве, ап.Иоанн также не называет себя апостолом, но "старцем" и "соучастником в скорби и царствии и в терпении Иисуса Христа". Православные богословы вывели из этого, что ап.Иаков и ап.Иуда, чьи послания у нас имеются, были апостолами из 70. Однако достаточных оснований для этого нет. Более того есть веские аргументы для первого мнения. А именно, Господь Иисус ясно выразил Свое мнение в отношении того, как Он видит Свое кровное родство: 1) всегда подчеркивал, что "Он есть Сын человеческий", относя Себя т.о. ко всем расам и народам, а не к евреям только; 2) публично исповедовал, что не кровь и плоть для Него являются причиной родства, а "исполняющий волю Божью, тот Ему и мать и брат и сестра"; 3) однако даже тот, кто "и исполнит все, повеленное ему, должен о себе говорить, что он есть раб недостойный, ибо сделал лишь то, что должен был сделать".
Почему ап.Петр и ап. Павел тогда себя так называют?
Ап.Петр - потому, что его выделил среди всех Сам Господь, на нем основав Церковь Свою и приказав ему "поддерживать братьев своих"; ап.Павел - потому, что его особым образом отдельно от всех избрал Господь, а кроме того, Павел вынужден был подчеркивать это тем, кто знал только о двенадцати апостолах.

Согласно преданий, Божья Матерь была единственным долгожданным (50 лет ожиданий!) ребенком в бездетной семье Иоакима и Анны. По обету, данному ими Богу, они посвятили свою дочь, Марию, Богу, отдав Ее в 3 года на воспитание в храм, где Она пребывала до 14-летнего возрас та. В 14 лет, по еврейскому закону, девушка считалась совершеннолетней и в храме содержаться уже не могла. Мария же, возлюбив Бога паче жизни, посвятила Ему свое девство (впервые у евреев), т.е. принесла Ему обет целомудрия, и Бог принял этот дар. В связи с этим у священников храма возникла трудноразрешимая дилемма: Марию, по закону, нельзя было содержать в храме и в то же время нельзя было отдавать замуж, в виду данного Ею обета. К тому времени родители Ее умерли и Она была круглой сиротой, в виду чего Ей следовало выйти замуж. Дух Святой надоумил священников и они решили отдать Деву Марию под опеку достойному старцу, который будет мужем Ей по закону, но по плоти будет Ей лишь опекуном. Призвали они нескольких старцев, чудесным образом жребий пал на 82-летнего старца Иосифа. Существуют поздние идеологические натяжки на то, что Иосиф был молодым мужчиной. Этому можно противопоставить следующие аргументы: 1) священники прекрасно понимали, что такового молодого мужчину, согласившегося быть только опекуном, в их менталитете найти невозможно; 2) еврейский закон не позволял такого брака, ибо молодой мужчина, с которым жена не будет находиться в телесной связи, имел полное право для развода; 3) со стороны жены подвергать своего мужа такому испытанию было бы по меньшей мере бесчеловечно, а на таковое Пресвятая Дева бы не пошла, ибо "Она есть Самое Доброта".

Бог часто избранников Своих называл вторым именем, которое отражало основное свойство данной ему благодати и их характер: Аврама - Авраамом, Сару - Саррой, Иакова - Израелем, Иоанна Крестителя - Илией, Симона - Петром.
О характере этих двух братьев, Иакове и Иоанне, можно судить по тому, например, что увидев непринятие Господа одним самарянским селением, они предложили Иисусу позволить им "вызвать огонь с неба, чтобы попалить их, как и Илия сделал". Т.е. они имели характер, подобный пороху или молнии.

Никто так не возлюбил Бога, как Мария Дева Пресвятая Богородица, поэтому Она Матерь Иисуса Христа не только по плоти, но, как сказал то Он Сам ("кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и мать и брат и сестра"), и по духу, ибо никто с таким совершенством не исполнил воли Божьей, как Она. Божья Матерь есть единственный человек, подобный нам, но зачатый и родившийся без первородного греха, и не совершивший за Свою жизнь ни одного греха. Мария Дева вместе с Сыном Своим добровольно соделалась Соискупительницей мира: никто, кроме Сына Ее, не понес таких тяжких страданий, как Она. За кого Она терпела, ни одного греха не совершившая? - за нас, за каждого человека, ибо за каждого человека Сын Ее и Бог пролил Свою святую Кровь. Потому Она и превознесена Богом выше всего творения, Она - Царица Небесная, только Ее молитвами и Ее святым предстательством спасается всякая тварь, и каждый дар, который кто-либо из людей на земле приемлет, невидимо подается из Ее святых и пречистых рук.

Эпизод на свадьбе в Кане галилейской показывает нам то необычайное доверие, какое имеет Божья Матерь к Своему Сыну. Показано это для того, чтобы и мы учились у Нее этому необходимому для нас качеству в контакте с Иисусом Христом, Всемогущим Богом. Показано также и для того, чтобы убедить нас в том, что доверие Богу понуждает сотворить Им и то, что в настоящий момент Им не планировалось, т.е. "исполняет Бог желание уповающего на Него", как говорится то в Псалмах, порой, как было то с Марией Девой, ускоряя происшествие событий во времени.

Пресвятая Дева, как Самое Доброта, желала праздничного веселья на свадьбе, а вина, которое в том регионе было просто необходимым элементом праздничного стола, по бедности хозяев было немного и оно уже закончилось. Свадьба, как видно, была в самом разгаре. Можно представить себе стресс жениха и его близких.
А кто может так сострадать другим, как Божья Матерь: даже в таком (для нас) прозаическом деле? Однако, Она во всем желает людям добра, даже в делах обыкновенных. Вина нет на свадьбе. А где его сейчас достать, даже если бы и были деньги? Тогда скоростных авто еще не было и круглосуточных магазинов тоже. Ситуация в то время практически безысходная. К кому прибегают в ситуациях безысходных? - к Богу. Вот Божья Матерь и просит об этом Бога, Своего Сына. Просьба эта, думаю, шла от Нее, как сопереживание бедным молодоженам, оказавшимся в такой безнадежной ситуации. А для нас приводится Духом Святым для научения любви ко Господу, Пречистой Его Матери и друг ко другу.

Что касается эпизода, когда Богородица пришла к Сыну с братьями, то согласно Евангелию, в народе (думаю, что, как и всегда, иудеи) говорили, что Иисус "вышел из Себя", т.е. обезумел. В таком случае по еврейским правилам Иисуса могли насильно связать и закрыть в заточеньи.
Услышав такое и сразу поняв с какой целью иудеи такое распространяют об Иисусе, "братья и сестры" Иисуса предложили Его Матери пойти с ними к Иисусу, чтобы уберечь Его от нападения иудеев. Почему попросили пособничества Матери? Возможно, думали, что их Он может не послушать. Иисус же, используя посланный Ему Отцом случай появления Его близких с таким делом, использует его для научения нас истине об отношениях Его с людьми. Для Него "плоть и кровь" (т.е. даже близкие по родству люди) имеют лишь такое значение, какое значения для них имеет исполнение воли Божьей, "Отца Его". Кроме того, указывая на сидящих вокруг Него учеников, успокаивает Своих близких, что как и они, "Его Матерь, братья и сестры", Его могут защитить и Его ученики. Однако и тут еще раз неявно указывает на то, что все, что происходит с Ним, находится под пристальным вниманием Его Отца и т.о. с Ним ничего не может произойти лишь по людской воле, какие бы хитрые планы они не замышляли. Нам же еще и показывает, что Матерь Его с братьями и сестрами Его, исполняют волю Его Отца, а значит и Его волю.

О Пресвятой Деве Богородице Марии и в католической и в православной литературе есть книги "Земная жизнь Пресвятой Богородицы". Видел я ее название и в интернете. Написана она на основании преданий и высказываний св.отцов Церкви, однако много и "художественных приемов", есть также высказывания гипотетического характера (например, о том, что св.Иосиф имел от первого брака сыновей и дочерей, о которых и упоминается в св.Евангелиях, что, однако не имеет достаточных оснований).

Святой Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии Богородицы, земной отец Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, глава Святого Семейства: скромный и кроткий труженик, исполнением воли Божьей превзошел всех, ибо Бог ему доверил заботу о земной жизни Своего маленького Сына Иисуса Христа и Невесты Святого Духа, Пречистой Матери Иисуса, Пресвятой Девы Богородицы Марии. И он достойно исполнил волю Отца Небесного. Согласно преданий, умер в 102 года, когда Иисусу было 20 лет.

Ирод Великий, при котором родился Иисус и который, желая Его убить, умертвил всех детей до 2-летнего возраста в Вифлееме, умер спустя несколько месяцев (в окресности Пасхи) после рождения Господа (4 год до н.э, поэтому точная дата рождения Спасителя смещена относительно 1г. нашей эры на 4 года; я читал когда-то математическое доказательство (конца 19 века) этого факта, основывающееся только на пророчествах и точных подсчетах лунных циклов). Скрывавшееся от его преследования Святое Семейство находилось в это время в Египте. После смерти Ирода, они вернулись в Назарет, в дом Иосифа, где и жили раньше до рождения Спасителя.

Ирод, убивший Иоанна Крестителя, был современник Господа Иисуса Христа.

Римский прокуратор (губернатор) Понтий Пилат имел действительную власть, т.к. располагал войском. Боялся, однако, интриг местной знати, которые с помощью денег могли быть способны на многое. Согласно преданий, был отправлен римским императором в ссылку за противоправное осуждение Иисуса Христа на смерть.
Смертельно заболевший император послал свою няню в Палестину к знаменитому целителю Иисусу, но она успела лишь встретить Его, влачащего Крест. Вытерев Его окровавленный лик своим белым платком, обнаружила потом на нем отпечаток Божественного лика Спасителя в терновом венце, который и привезла императору. Император был очень огорчен, что няня не имела возможности попросить Иисуса об исцелении его. Развернув платок и взглянув на изображение, он был так поражен, что поцеловал его. Тотчас исцеленный, он потребовал к себе Пилата для отчета и строго осудил его на изгнание, лишив его всех прав и полномочий.

О жизни святых апостолов Иисуса Христа можно прочитать в Житиях Святых. К сожалению, до сих пор нет отдельной книги с их жизнеописаниями. Имеются сведения о них и в интернете, переписанные часто из Житий.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем, НПК.

В начало переписки.

В Библии говорится, что мать Иисуса была девой на момент рождения, и поэтому нет вопроса о Его настоящих родителях: Иисус был сыном смертной матери и Божественного Отца. Однако, нигде не говорится, что она оставалась девой до конца своей жизни. Она была уже помолвлена, когда узнала о том, что избрана в качестве матери Спасителя, а Иосиф узнал, что ему предстояло стать опекуном ребенка.

Хотя некоторые христиане утверждают, что братья и сестры Иисуса была детьми Иосифа от предыдущего брака, Писания подтверждают обратное, поскольку Иисуса называют Единородным Сыном от Отца, но первенцем Марии. Это определенно означает, что после Иисуса у Марии были другие дети, но Бог уже не был их отцом.

В Матфее 13 немного говорится о братьях и сестрах Иисуса:

55 Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

Конечно, известно, что Иосиф был лишь приемным, а не биологическим отцом Иисуса, но в вышеприведенных стихах упоминаются четыре брата и сестры во множественном числе. В 57 стихе также дается намек на то, что не все было гладко в доме Иисуса. Иисус упоминает о том, что пророк не имеет чести в своем доме, подразумевая, что по крайней мере Его братья не признавали Его божественности. В Иоанне 7:5 об этом говорится напрямую: “Ибо и братья Его не веровали в Него”.

Это подтверждается и тем фактом, что, умирая, Иисус назначил Апостолу заботиться о Его матери. Присутствуй при этом Его братья, и поддержи они Его миссию, они были бы теми, кто стал бы заботиться о Марии.

К счастью, после воскресения Спасителя Его братья покаялись и стали тем, кого мы сейчас называем христианами. Иаков достиг важного положения в Церкви, после того как увидел своего воскресшего брата, и стал автором одной из книг в Новом Завете: “Потом явился Иакову, также всем Апостолам” (1-е Коринфянам 15:7).

Возможно, Иаков, брат Иисуса, занял место другого Апостола, тоже Иакова, который был братом Иоанна и был убит Иродом Агриппой. Нам известно, что брат Иисуса стал Апостолом, благодаря посланию Павла к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Галатам 1:19).

Его брат Иуда тоже написал послание, которое включено в Библию, и называет себя братом Иисуса: “Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом” (Иуда 1:1).

Исследователь Джеральд Н. Ланд добавляет: “В Новом Завете ничего не говорится о Симоне и Иосии, но в древней летописи, сохраненной для нас ранним церковным историком Евсевием, говорится, что Симон впоследствии стал епископом церкви в Иерусалиме и в конце концов был распят во время римских преследований при императоре Траяне”.

Источники:

Карлфред Б. Бродерик, “Братья Иисуса: любить неверующего родственника”, Лиахона, март 1987 г., стр. 50

Роберт Дж. Мэтьюс, “Мария и Иосиф”, Лиахона, декабрь 1974 г., стр. 13