Что делать если ребенок очень ленивый. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Полезные советы от психолога. Разные дети - разные причины лени

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок учился на отлично, но что делать, если он не то что на отлично, а вообще учиться не хочет?

Эдакий маленький лентяй, которому взять в руки книжку — все равно что огород вскопать. Вот тут-то родители начинают задумываться - что делать?

Насильно ребенка попробуй заставь, в детском возрасте все склонны к протесту, так что таким способом вряд ли удастся спасти ситуацию. Будем разбираться вместе.

Ребёнок не хочет учиться: причины и все, что с ними связано

Есть вариант, что ваше чадо с самого детства не сильно любит распаковывать рюкзак и заглядывать в злосчастный дневник, но совсем иная ситуация, если рвение к учебе, пусть даже не очень сильное, прекратилось внезапно. Вот так, ни с того ни с сего ваш ребенок начинает заявлять, что в школу он не хочет, желания что-то учить нет, а хорошие оценки отсутствуют и подавно.

Способности ребенка не соответствуют уровню школьной программы

Не спешите возмущаться и говорить, что ваш малыш лучше всех. Этого никто не отрицает, но видели ли вы сами его школьные учебники? Пробовали решить пару-тройку заданий? Попробуйте! Порой написанная там информация способна завести в тупик кандидата наук, не то что ребенка. О том, что делать в такой ситуации, поговорим чуть позже, а пока посмотрим, из-за чего еще ребенок может потерять желание учиться.

Ему нужна мотивация

Как часто вы хвалите ребенка за его успехи? Поощряете ли вы его? Причем речь идет не только о пятерках. Сказать «Вася, ты молодец!» это не только недостаточно, это вообще никакого действия не дает. Слыша стандартные фразы похвалы от родителей, ребенок особой гордости за свои достижения не испытывает, особенно когда мама вполуха слушает его рассказ о победе в школьной олимпиаде или соревнованиях и между «Принеси лук для борща» и «Надо завтра сходить к зубному» произносит невнятное «Хорошо, молодец сынок».

Нет интереса к определенным предметам

Даже самый способный ребенок не может знать все. У некоторых довольно умело получается лавировать между школьными предметами и учить всего понемногу, но что если ваш ребенок не из их числа? В этом нет совершенно ничего плохого, если он уделяет больше внимания изучению одних уроков даже в ущерб другим, сколько бы об этом не твердили учителя. Конечно, для каждого преподавателя его предмет - самый-самый, но вам-то зачем изводить ребенка ссорами по поводу очередной тройки по биологии? Вспомните себя в школьные годы, во всем ли вы преуспевали? Знаете шутку: «Когда ребенок что-то начудил, вспомни себя в его возрасте, погладь малыша по голове и иди пей свою валерьянку».

Не складываются отношения с одноклассниками

Как много родители знают о личностных отношениях ребенка с одноклассниками? Если сказать по правде, то практически ничего. Эта новость однозначно наверняка огорчила тех, кто считает, что имеет полный контроль над жизнью ребенка во всех сферах, но это отнюдь не так. Все, что нам известно об этом, это информация, полученная со слов самого малыша, который может все приукрасить, чтобы родители не беспокоились, или школьных учителей, которые зачастую об отношениях в классе знают только то, что стенгазету должны рисовать Маша и Оля, потому что с Аней Оля не дружит.

Неблагоприятная атмосфера внутри семьи

Когда мы ищем причину нежелания ребенка делать уроки, почему-то в последнюю очередь вспоминаем о том, что быть может ему некомфортно находиться дома?! Частые ссоры в семье или родители, которые постоянно не в настроении из-за проблем на работе - далеко не лучшая мотивация для малыша. Каждому ребенку хочется возвращаться в дом, где царит уют, радость и покой, пусть даже он этого не осознает.

Повышенная активность

На сегодняшний день все чаще можно встретить в школе гиперактивного ребенка. Многие воспринимают их обычными непоседами и врединами, но на самом деле к гиперактивному ребенку нужен особенный подход и внимание. Проблемы в учебе такого малыша - не новость!

Отвлекается на гаджеты

Это одна из самых популярных причин нежелания учиться сегодня. Гораздо интереснее ирать в танчики, смотреть фотки в социальных сетях и перебрасываться сообщениями с друзьями. Планшеты, телефоны, копьютеры и иже с ними — ни в коем случае не должны быть в постоянном доступе лентяя. Пока есть возможность выбирать: учёба или игрушки — лентяй выберет игрушки!

Ребёнок не хочет учиться. Куда бежать? Что делать?

Вспомним старые добрые слова «Предупреждение лучше лечения». Когда ребенок еще совсем маленький, родители могут наделать больших ошибок, из-за которых в будущем будут панически хвататься за голову.

Начнем с детства

Первая и самая главная ошибка - приучать и заставлять ребенка читать, писать, учить вместо того, чтобы прививать ему любовь к самому процессу обучения. Довольно часто родителям требуются именно результаты, конкретные показатели. Ребенок в ускоренном режиме учится всем выше перечисленным навыкам, посещает кучу репетиторов, кропит над уроками по несколько часов еще с начальной школы. А что получаем в итоге? Получаем человечка, которому учеба уже в горле сидит и который в какой-то момент может просто сорваться, глядя на то, как одноклассники после занятий отправляются гонять в мяч, а у него дополнительный урок по английскому.

Поэтому с самого детства старайтесь сделать для ребенка процесс обучения приятным. Занимайтесь вместе с ним. Это не значит, что вы должны дать ему кучу заданий пусть даже с подробными указаниями к выполнению, а сами пойти суп варить. Сидите с ним, объясняйте все непонятное, хвалите. Обязательно поощряйте! Написал диктант? Идем на мороженое! Решил пару задачек по математике? Айда в аквапарк! В таком случае учеба будет приносить ребенку настоящее удовольствие.

Отталкиваемся от причины

Если школьная программа ребенку не подходит

Такая ситуация вовсе не безнадежна.

Во-первых, почему вы решили, что ваш ребенок должен быть гением? Конечно, все вокруг усиленно внушают, что если твой ребенок не вундеркинд, то родитель из тебя так себе. Но взгляните, пожалуйста, на своего ребенка и поймите - он не виновен в высоких вопросах общества. Ему хочется радоваться жизни, а сидеть над учебниками с утра до ночи.

Если уж мы вас не переубедили, можно нанять репетитора. Заметьте, одного! Порой к родителями в один момент приходит осознание, что ребенок плохо учится. Вот в один распрекрасный вечер вы смотрите на дневник своего чада и осознаете - все, он пожизненный двоечник, что делать-то, что делать?! Так вот при этом не надо сразу нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам и загружать ребенка во горло.

Нет мотивации

Тут все проще. Для начала можно придумать какие-то поощрения ребенка за хорошие оценки и высокие достижения. Поход в кино на выходных за пятерку по русскому или покупка щенка за определенное количество пятерок в семестр. Как минимум хотя бы хвалите ребенка. Метод «кнута и пряника» здесь очень пригодится, потому что часто о том самом прянике родители забывают. Ругать малыша за двойку и ограничивать ему доступ к компьютеру куда проще, чем выделить пару часов в своем загруженном графике, чтобы всей семьей прогуляться по парку и покушать сладкой ваты.

Хорошие отметки лишь по определенным предметам

На самом деле этот минус скорее плюс. Если ребенок сосредотачивает свое внимание лишь на конкретных предметах, это очень даже неплохо, потому что свидетельствует о том, что он нашел себя. Разве не здорово? Разве не этого вы хотели бы? Сейчас огромнейшее количество детей заканчивают школу с незнанием куда идти дальше, кем стать, в какой области себя можно проявить. Поэтому если ваше чадо в два счета может решить сложнейшую задачку по математике, но вот сочинения по русскому ему даются с трудом, это не повод наседать на ребенка с возмущениями, а повод:

а) дать ему дополнительную мотивацию;

б) нанять репетитора.

Ссоры с одноклассниками

Когда у ребенка не складываются отношения в классе, желание идти в школу исчезает ну очень быстро. В таком случае вполне возможны прогулы, резкий спад успеваемости, часто огорченный ребенок.

Если вы поняли, что дело именно в этом, попробуйте поговорить с ним. Это может быть невероятно сложно, особенно если вы практически никогда не откровенничаете, но сейчас это особенно необходимо. Один маленький нюанс: не надейтесь на то, что сможете заслужить доверие ребенка за один час, поделившись с ним какой-то своей историей с детства или произнеся слова «Ты должен мне доверять, ведь я твоя мама, я тебе только лучшего желаю». Вы правда считаете, что после этого ребенок каким-то чудным образом должен увидеть в вас великого гуру отношений и прильнуть к плечу с просьбой о совете? Так не бывает, а если и бывает, то только когда ребенок и сам задумывался о том, не стоит ли рассказать обо всем родителям.

Проблемы в семье

Представьте ситуацию. Ребенок вне себя от счастья возвращается домой - выиграл сложнейшую олимпиаду по мировой литературе! Его счастью нет предела, а улыбка растянута до ушей, он уже представляет как вы задушите его в объятьях и будете сыпать словами похвалы. Но не тут-то было! Оказывается у папы на работе аврал, он нервный вернулся домой, вследствие чего поссорился с мамой и наорал на других детей. Теперь в доме никто ни с кем не разговаривает и все друг на друга обижены. Как вы думаете, какой вывод сделает этот ребенок, который еще минуту назад сиял от радости? Конечно, он решит, что его успехи всем по барабану, что его достижения никого не интересуют и стараться так не стоило.

Запомните, ребенок не виноват, что сегодня у вас сегодня плохое настроение, на улице дождь, а зарплату оттягивают на две недели. Он целый день просидел за школьной партой, мечтая вернуться домой, где ему рады и где его ждут. Обеспечьте эту радость во что бы то ни стало!

Гиперактивность

Нужно уметь видеть разницу между просто непоседой и гиперактивным ребенком. Определить это может помочь психолог. Если вы знаете, что у вас гиперактивный ребенок, то для повышения его успеваемости отдайте малыша в секцию на борьбу/танцы/аэробику, да куда угодно, лишь бы он тратил там избыток своей энергии.

5 простых советов по воспитанию ребенка, который не хочет учиться

Воспитывать ребенка - целое искусство. В этом довольно длительном процессе вас ждет много неожиданностей и трудностей, но все их можно преодолеть. Вот несколько универсальных правил, которые помогут вам растить чадо без лишних беспокойств.

1. Всегда оставайтесь для ребенка другом. Рассказывайте ему о том, что интересного произошло у вас за день, делитесь новостями, шутками. В таком случае он всегда будет вам доверять и о любых проблемах первым будет узнавать не тайный друг на каком-то форуме в Сети, к которому ваш ребенок обратился за помощью, а именно вы.

2. В любых, даже самых критических ситуациях связанных с учебой, первым делом узнавайте о причине , а уже потом разбирайтесь. Действия в обратном порядке приводят к весьма негативным последствиям.

3. Не сравнивайте ребенка с другими , ни лично, ни публично. Ваш ребенок уникален, не пытайтесь загнать его в общепринятые рамки об успешности.

4. Не срывайтесь на ребенке - никогда! Даже если в самый неподходящий момент он подошел к вам с какой-то просьбой или новостью, ни за что не отвергайте малыша. Не его вина, что у вас нет настроения!

5. Решайте проблемы с ребенком, а не с окружающими. Все должно быть представлено перед ним так, будто он сам решает свои проблемы. Если неурядицы с друзьями, объясните как ему следует себя вести, чтобы отношения со сверстниками наладились, а не их матерей обзванивайте. Ребенок должен видеть в вас мудрого советчика, а не человека, который пытается влезть в его собственное пространство.

Надеемся, что эти советы вам помогут стать для малыша настоящим авторитетом.

Направив безмерную любовь к ребенку в нужное русло, можно получить очень хорошие результаты!

Наряду с разными проблемами цивилизации, одной из самых актуальных является лень, которая у современных детей проявляется уже в раннем возрасте и многие специалисты говорят о том, что «лень родилась раньше человека». Это является плохим признаком, способным повлиять на развитие ребенка. Для того чтобы предотвратить развитие лени – «порока цивилизации», необходимо принять ряд профилактических мер и разобраться в причинах ее появления.

Почему ребенок становится ленивым

Причин для развития лени очень много, но самыми основными можно назвать неправильные действия родителей.

Очень часто можно услышать от мамы: «Я сама все уберу, ты еще маленький…» или: «Не трогай, поранишься вилкой или ножом…». И, пожалуй, самые «опасные» фразы: «Если разобьешь чашку – накажу!», а еще «… ты плохо убираешь, за тобой все нужно переделать, лучше не трогай ничего…»

Перечислять такие типичные ошибки можно бесконечно.

  • Получается, что ребенка лишают инициативы , не разрешают ничего брать под страхом наказания и вселяют неуверенность, объясняя малышу, что он неумеха. Это и есть самые основные причины появления детской лени. Страх наказания, неуверенность в том, что ребенок может справиться с простым заданием порождают этот порок. Зачем к чему-то стремиться, если мама сама все сделает?
  • Такое бездействие порождает еще и скуку, которая тоже является весьма серьезной причиной развития лени. Если малыш активный, любит много двигаться, ему нужно выплескивать энергию, а его заставляют сидеть и тихо играть, «чтоб ничего не разбил», тогда он начинает скучать и из подвижного и веселого, он становится грустным «диванным» ребенком.
  • Еще одна причина – если его заставляют заниматься скучными делами. Так, вместо подвижных игр, помогающих получить необходимую разрядку после садика или школы, малыш получает порцию недовольства от родителей за неубранные игрушки или отсутствие помощи в домашних делах.

Родители бывают вечно заняты, устают после работы, а вместо того, чтобы погулять с ребенком, сидят дома и своим примером демонстрируют, как можно «убивать» время за телевизором.

  • Еще одной из серьезных причин развития лени является астенический синдром, возникающий, например, после болезни или авитаминоз. Недостаток минеральных веществ или микроэлементов может привести к слабости и капризам.
  • Иногда дети просто не понимают для чего все это нужно, почему вдруг с него начинают требовать убирать игрушки и одежду. Здесь поможет только правильное объяснение и демонстрация личного примера, почему нужно быть аккуратным и регулярно складывать вещи на место.

Как нужно бороться с ленью

  • Для начала, перестать лениться самим . Ребенок, как маленькая губка, впитывает все, что делают и говорят взрослые, особенно родители. Если мама с папой вместо вечерних прогулок и зарядки по утрам позволяют себе лениться, тогда не стоит удивляться развитию этого порока у ребенка и, тем более, не нужно его наказывать. Он просто берет пример с родителей. Наказывайте лучше себя за это и боритесь с ленью.
  • Поощряйте детскую самостоятельность . Чрезмерная опека вредит малышу. Не нужно бояться, что ребенок разобьет дорогую вазу или уберет дом не так, как вам нравится. Дорогую вазу можно заменить на что-то более простое и не способное разбиться, а уборку всегда весело проводить всем вместе.
  • Давайте малышу больше простых мелких поручений . Но только не приказным тоном. Говорите спокойно, с «волшебным словом» и приветливой улыбкой. Тогда ваше чадо с радостью исполнит любую вашу просьбу.
  • Не забывайте хвалить ребенка. Это очень важно и полезно. Так вы будете поощрять его трудовую деятельность и повысите самооценку, поможете стать увереннее. Не ругайте за промахи. Спокойным и доброжелательным тоном объясните малышу, что он сделал неправильно и как можно исправить его действия.
  • Составьте расписание, приучите ребенка и себя заодно к правильному распорядку. Пусть у каждого в семье будут свои обязанности, включая милого хомячка и любимого попугайчика. Их обязанностью может стать, например, приносить радость семье.
  • Регулируйте режим малыша . Помимо выполнения уроков, необходимы регулярные прогулки, а также физическая нагрузка для эмоциональной разрядки. Даже если он что-то не успел выполнить из заданного на дом, ничего страшного. И уж совсем недопустима ситуация, когда ребенок засыпает над уроками. Это приводит к сбою его биоритмов и провоцирует проблемы со здоровьем.

Чтобы ребенок рос не ленивым, нужно поощрять его стремление помогать вам. Лень развивается тогда, когда родители начинают запрещать что-либо делать. Чаще выполняйте вместе работу по дому и не забывайте хвалить свое чадо. Не бойтесь, похвала еще никому не навредила. Придумайте несколько веселых игр, которые помогут ребенку освоить его обязанности и с радостью их выполнять.

А как вы боретесь с детской ленью? Расскажите нам в комментариях.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. .

Задумаемся на минуту: а почему нас так расстраивает, а порой и просто выводит из состояния душевного равновесия то, что ребенок, как нам кажется, лентяй и ничего не хочет делать? Если бы все наши желания в отношении ребенка сбывались, то каким бы он стал? Послушным маленьким роботом, который безропотно выполняет любую работу по дому, без напоминаний делает уроки да еще в завершении дня и о нас, уставших, заботится, — чай приносит, телевизор смотреть не мешает...

Вся загвоздка в том, что если ребенок просто хорошо вышколен и делает что-то только потому, что гак сказали мама и папа, го от такого трудолюбия не будет никакого проку. В конце концов ребенок вырастет и поймет, что его работа не приносит ему никакого удовлетворения, делать что-то «для себя» совсем не хочется, да и вообще не ясно, к чему лежит душа и в чем твое призвание.

К сожалению, очень часто такие дети ищут успокоения во всевозможных уходах от действительности: в компьютерных играх, игровых автоматах, никотиновых и алкогольных зависимостях и даже в наркомании. И получается, что, как мы ни хо-тели вырастить трудолюбивого, успешного, гармоничного, высоконравственного и интеллектуального человека, у нас ничего не получилось.

Что же могут сделать родители, которые не желают видеть в ребенке ничем не интересующегося бездельника, но в то же время не хотят заниматься «дрессировкой» и приучением к труду силовыми методами?

Все дело в мотивации

Борьба с детской ленью может походить на борьбу с ветряными мельницами, если мы не будем учитывать один очень важный момент: чтобы что-то делать, делать это хорошо да еще и по-лучать от процесса удовольствие, человеку просто необходимо четко понимать ответ на вопрос: «Ради чего?». Зная, зачем нужно приложить усилия и потратить свое время, человек любого возраста сможет не только преодолеть свою лень и тягу к пустому времяпрепровождению, но и справиться со многими объективными трудностями, которые встанут на пути.

Мотивация деятельности — вопрос сложный. Написано мно-го серьезных работ, создано немало классификаций потребностей и мотивов, существуют порой очень разные точки зрения в вопросах целеполагания и мотивации. Нас в данной области знаний будет интересовать только то, что так или иначе имеет практическое применение в решении проблемы приучения ребенка к труду, к учебной и любой другой полезной деятельности.

Многие дети готовы горы свернуть, чтобы почувствовать, что родители ими гордятся и уважают их достижения. Для большинства детей принятие и внимание со стороны значимых взрос-лых обладают колоссальным мотивационным потенциалом, и мы можем это использовать, пытаясь преломить нежелание ребенка прилагать свои усилия и что-то делать. В то же время будет совсем неправильно демонстрировать ребенку свою любовь и одаривать вниманием только тогда, когда он чего-то добился или справился с трудной работой. Ребенок должен ощущать, что любят его именно таким, какой он есть. Но при этом глаза заботливых мамы и папы могут светиться немного ярче, когда он, ребенок, радует всех своими успехами и отсутствием лени.

Очень важно для детей, особенно для подростков, то, как относятся к ним сверстники. У них очень сильна потребность ощущать принадлежность к «своей» группе, будь то одноклассники, товарищи по спортивной секции или друзья по дворовой компании. В таких группах царят свои правила и принципы, и вполне может быть, что трудолюбие там не в цене, а, наоборот, считается чем-то негативным, «постыдным». Естественно, в таком случае ребенок будет всеми силами скрывать свои трудовые заслуги или, что еще хуже, попытается и внутренне соответствовать стандартам значимой группы.

✏ Первое, что могут сделать родители в этом случае, — научить ребенка отстаивать свое мнение, противостоять ближайшему окружению, не быть таким, как все. В крайних случаях родителям придется решать, что они могут сделать, чтобы оградить ребенка от негативного влияния его компании. С другой стороны, мы можем попытаться «пристроить» ребенка в тот коллектив, который подходит нам по своим ценностям и приоритетам. Конечно, нужно не просто записать ребенка в шахматную секцию и ждать, что он будет часами просиживать за решением сложных партий. Необходимо приложить все усилия, чтобы и люди, и само дело, и общение приносили ребенку радость, чтобы он действительно хотел соответствовать высоким принципам этой группы.

Потребность в принятии со стороны родителей и со стороны сверстников непосредственно связана с потребностью ребенка в самоуважении и самопринятии. Причиной кропотливого труда вполне может быть стремление ребенка почувствовать себя «хорошим», даже вне связи с оценками родителей и друзей. Нам всем важно ощущать себя не самым последним человеком, и ради этого мы готовы тратить свои силы и время.

Найдите ребенку любимое дело

Наверное, самое главное, что мы можем сделать для ребенка, — это помочь ему найти себя, свое дело, показать то удовольствие, которое испытываешь, когда ты занимаешься тем, что интересно, и ты полностью поглощен самим процессом, а не думаешь, что вот еще немного потерплю, напрягусь — и уже тогда... Хотя осознание того, что тяжелая работа позади и можно насладиться плодами своего труда, тоже приносит немало радости.

Здесь очень наглядным будет пример с альпинистами и другими горными покорителями. Со стороны кажется непонятным, зачем люди раз за разом тратят море сил и энергии, чтобы оказаться там, куда легко можно добраться на горном подъемнике или вертолете. Но если вы бывали в горах, то прекрасно знаете,

что, пока ты сам не поднимешься на высокую гору и не испытаешь кайфа преодоления себя, ты не почувствуешь всей красоты горного пейзажа.

Привить ребенку любовь к таким «восхождениям» могут именно родители. Именно мы можем научить в очередной раз побеждать свою усталость, слабость и желание забраться под теплое одеяло, научить быть выше собственной лени, чтобы совершить маленький подвиг, пусть и всего лишь на кухне или за учебниками, но ради стоящей цели.

Как же можно все это сделать на практике? Вариантов очень много. Но никто, кроме вас самих и вашего ребенка, не сможет найти ту единственную дорогу, по которой будет идти в радость, несмотря на все крутые подъемы и спуски, неожиданные препятствия и другие трудности.

Остановимся на конкретных действиях, которые могут предпринять родители, задавшись целью помочь ребенку найти любимое дело.

✏ Во-первых, родители должны очень внимательно следить за интересами ребенка. И не важно, что в вашей семье все из поколения в поколение были музыкантами. Если ваш малыш больше любит гонять мяч во дворе, а от вида черно-белых клавиш у него рябит в глазах и появляется ничем не преодолимая сонливость, то намного лучше будет отдать ребенка в спортивную секцию, чем день изо дня портить жизнь и себе, и «будущему великому пианисту».

✏ Во-вторых, очень хорошо, если хотя бы на первых порах вы тоже вместе с ребенком будете заниматься интересным ему делом. Дети, особенно маленькие, стремятся подражать родителям и по-лучать их одобрение, к тому же им, как воздух, необходимо наше внимание и общение. Поэтому если мама вместе с дочкой займется бисероплетением, а папа лишний раз сходит на площадку с юным футболистом, то результат в любом случае будет положительным. Конечно, вам не нужно осваивать все тонкости нового увлечения ребенка, для этого есть профессиональные педагоги, которых про-сто нужно найти. Но увлечься процессом ребенку может помочь именно родительское участие и одобрение.

✏ В-третьих, у ребенка должен быть выбор. Сейчас каких только нет кружков, секций и клубов по интересам! Хочешь — занимайся верховой ездой, хочешь — учи китайский, хочешь — прыгай с парашютом, хочешь — учись печь ватрушки с творогом. При желании можно обучаться чему угодно: древним восточным единоборствам, каллиграфии, шахматам, росписи по дереву и гончарному ремеслу. Ну и конечно, школ, серьезно готовящих будущих музыкантов, художников, поэтов, открывается все больше и больше.

Остается сделать выбор. Не страшно даже, если он не будет правильным, и через некоторое время ребенок поймет, что художественная гимнастика — это не его. Время и силы, потраченные на занятие, которое нравится, не исчезнут бесследно. Кроме приобретенных умений и навыков, у ребенка еще останется ощущение радости от любимого дела. А это как наркотик — его хочется получать и дальше и к тому же все больше и больше.

Единственное, с чем нужно быть аккуратным, так это с переутомлением ребенка. При больших открывшихся возможностях родители порой стремятся записать ребенка и в первую, и во вторую, и в третью секцию. И ребенку может быть везде интересно. Но если вы стали замечать, что у него появляется необоснованная раздражительность, сонливость и вообще он ведет себя не совсем так, как до начала посещения всех секций, стоит остановиться и отказаться от чего-либо. Даже положительных эмоций может быть слишком много. Нервная система ребенка, возможно, еще не готова переваривать столько новых впечатлений и информации.

❧ Нельзя забывать, что любому человеку, и особенно маленькому, просто необходимо свободное время, когда можно ничего не делать и ни о чем специально не думать, когда можно созерцать, уйти в мир собственных размышлений и впечатлений.

Помощники в борьбе с ленью

Остановимся на маленьких хитростях, которые помогут нам не ломать копия о непроницаемую стену детской лени и дадут возможность сдвинуть с мертвой точки решение вечного вопроса, о том, что, когда и кому делать.

Хитрость первая. Для большинства людей положительную роль в выполнении нежеланной работы может оказать музыка. Помните: «Песня нам строить и жить помогает»? Так и подростки включают свою очень громкую и порой не очень мелодичную музыку именно потому, что под нее заниматься домашней уборкой гораздо легче. Психологи утверждают, что, занимаясь умственным трудом, очень полезно слушать классическую музыку, это хорошо сказывается на эффективности деятельности.

Хитрость вторая . Практически в любое дело можно доба-вить элементы игры. Конечно, это больше подходит для маленьких детей, которые живут игрой, но и более старшим станет гораздо приятнее заниматься скучным делом, если оно будет обыграно в интересной для ребенка манере. В каком объеме, как и какие игровые моменты могут использоваться? Все зависит от фантазии родителей и ребенка, от их умения не только заниматься серьезным делом, но и дурачиться, видеть даже в трудной задаче возможности для игры.

Хитрость третья . Хорошую помощь в обучении ребенка ставить цели, а затем достигать их может оказать правильно используемая общечеловеческая склонность к соперничеству. Здесь сразу вспоминается рассказ Николая Носова «Огородни-ки». Чего только не сделаешь, чтобы заветное красное знамя оказалось на твоем участке! И действительно, дух соревнования может творить чудеса не только на спортивной площадке, но и в повседневной жизни. Мы готовы трудиться и еще раз трудиться, чтобы оказаться впереди всех, ну или хотя бы опередить тех, кого просто необходимо опередить.

Хитрость четвертая. Помочь скоротать время за скучным делом может, прежде всего, осознание того, зачем это дело вы-полняется. Если же работа достаточно однообразная, то хорошим подспорьем будут различные медитативно - ритмичные техники. Помните, как в сказке «Дудочка и кувшинчик» папа учил Женю собирать землянику? «Одну ягодку беру, на другую смотрю, тре-тью замечаю, а четвертая мерещится». Задавая определенный ритм и не особо включая сознание в процесс деятельности (если это, конечно, не требуется), мы можем при низких энергозатратах достичь более быстрых результатов, нежели будем тратить свои внутренние силы на переживания, что нам опять приходит-ся заниматься неприятным делом.

Хитрость пятая . На моей практике хороший результат имело ведение так называемого Дневника полезных дел. В этот Дневник можно записывать самые разные вещи, но прежде всего все то, что связано с собственными «трудовыми» планами или «трудовыми» победами.

Дневник. Конечно, каждое задание можно просто выполнить на отдельном листе, но гораздо эффективнее, если все задания будут собраны в одном месте и ребенок сможет к ним возвращаться. К тому же вы можете придумать что-то свое для записи в Дневнике. И вообще, работа с Дневником может быть своеобразным ритуалом, который позволит ребенку отслеживать свои достижения и промахи на нелегком пути обучения трудолюбию.

Ольга Юрченко, детский психолог

У вас ленивый ребенок? «Он способный, но ленивый…» - это, наверное, самая частая жалоба родителей. Действительно, ребёнок плохо успевает в школе, домашнее задание делает спустя рукава, да и то после часа уговоров, вынести мусор или сходить за хлебом его не допросишься.

Зато лежать перед телевизором, бездумно играть в компьютерные игры - это всегда пожалуйста. «Лентяй!» - восклицают мамы. В ход идут нотации, слёзы, угрозы. А дети всё равно продолжают лениться. Так что же такое лень и можно ли с ней справиться?

Не спешите ругать ребёнка, постарайтесь найти причину его лени. Может, у него отсутствует мотивация? Дети не всегда понимают, зачем им такое трудное и не всегда интересное дело - учёба. Не у всех есть чувство ответственности и долга. Да, соседская девочка Люба сразу после школы делает уроки, а потом отправляется в кружок, на английский язык, в изостудию, а вечером читает книги. И всё ей даётся легко. Это не значит, что все дети должны быть такими.

Не слишком ли высоки ваши требования к ребёнку? Да, вы хотите, чтобы он изучал иностранный язык, катался на коньках, рисовал и т.д. Но нужно ли это ему самому? Счастлив ли он, удовлетворяя ваши ожидания? Отделяете ли вы его желания от своих? Иногда дети используют лень как прикрытие. Ребёнок может сказать, что ему лень идти на математику, чем признаться, что поссорился с учительницей.

Не отвергайте помощь детей по хозяйству, доверяйте им несложные поручения. Ленью редко страдают самостоятельные, полностью обслуживающие себя дети. Такие и в магазин сбегают, и с младшим братом погуляют, и картошки начистят. А всё потому, что мама приучала к самостоятельности, включала в круг семейных обязанностей. А ещё надо ребёнка почаще хвалить за проявленную инициативу - так вы повышаете самооценку, стимулируете активность.

Коварная астения

Почему бесполезно ругать за лень? Дело в том, что под маской лени могут скрываться состояния, обусловленные биологическими факторами.

В медицине нет понятия «лень», но есть понятие «астения». Что это такое? У любого человека после напряжённого длительного труда появляется чувство усталости. Кто-то может проработать 12-15 часов почти без перерыва, прежде чем сказать: «Я выдохся».

А кому-то хватает и 2-3 часов труда, чтобы наступила усталость. У детей этот предел индивидуален, как и у взрослых. Состояние, при котором ребёнок быстро устаёт, не может вынести нагрузок, и называется астенией.

Именно астения и объясняет неудачи школьников. Таких ребят ругают за лень, а на самом деле они избегают напряжения всеми путями именно потому, что не могут выдержать школьных нагрузок. Ведь «рабочий день» школьника нешуточный: вместе с домашними заданиями и кружками получается 12-15 часов. У детей-астеников низкая степень психической выносливости, быстро наступает утомляемость, им нужен регулярный отдых.

Астения в свою очередь может развиться вследствие проблем во время внутриутробного развития и родов. Это токсикозы, родовые травмы, оперативные вмешательства во время родов, поражение центральной нервной системы. Такие дети вялы, безынициативны, болезненны. ОРЗ, насморк, аллергия выбивают их из колеи. Но помочь ребятам можно и нужно! Спорт, закаливание, борьба с авитаминозом, полноценный отдых и сон позволяют ребёнку не только укрепить здоровье, но и повысить работоспособность, поверить в свои силы.

Болезнь и депрессия

Другая ситуация: ученика ругают за лень, а на самом деле он страдает неврозом или депрессией. Такой вариант тоже нельзя исключать. При неврозе дети быстро утомляются, чувствуют боль в разных частях тела, реагируют на погоду, при депрессии - проявляют апатию и усталость.

Депрессию распознать трудно. Сам ребёнок также не может осознать и объяснить, что с ним происходит. Да и не склонны некоторые ребята «изливать душу» взрослым. Порой только вмешательство психолога помогает ребёнку вырваться из угнетённого состояния.

Будьте внимательны к ученику, перенёсшему черепно-мозговую травму, - он может жаловаться на усталость, быструю утомляемость, головные боли, недомогание. К сожалению, результат таких травм - повышенная усталость в течение 1-2 месяцев. Причиной лени может быть синдром хронической усталости - болезнь не только взрослых, но и учеников старших классов, у которых уроки сочетаются с подготовкой к поступлению в вуз.

Может быть, ребёнок действительно нуждается в отдыхе? От уставшего человека нельзя ожидать каких-то особых достижений. В сущности, лень - это не порок, а сигнал. Лень показывает, что мы не хотим делать, это надо учесть. Лень может выступать в роли защитного механизма. Например, вместо того, чтобы готовиться к экзамену, подросток лежит на диване, бездумно глядя в потолок, или болтает по телефону - его организм объявил передышку.

Если ребёнок неожиданно стал лениться, не выполняет свои прежние поручения, это может быть сигналом болезни. Возможно, потребуется психологическая или медицинская помощь.
В особо тяжёлых случаях, когда школьник ленится учиться, у него снижена мотивация, надо вместе с врачом и психологом оценить его способности: может ли он учиться и трудиться, как остальные дети?

И ещё раз призываем вас удерживаться от порицаний вашему «лентяю». Только похвала, положительная оценка, посильные поручения могут победить лень.

Интересно было бы провести опрос среди родителей на тему: «Когда они впервые заметили проявления лени в своем ребенке?». Кто-то датирует первые ростки лени возрастом поступления в школу. Кто-то – начинает замечать такие проявления в ребенке в детсадовском периоде развития. И, наверняка, найдутся родители, которые найдут проявления лености даже у малыша 2-3 лет. Но, скорее всего, день рождения лени у конкретного ребенка будет совпадать с тем днем, когда у него появись обязанности.

То, что лень – это вредное свойство человеческой натуры знают все. О вредных последствиях лени в жизни человека тоже никому не нужно рассказывать – это все взрослые отлично знают по собственному опыту. А вот откуда лень берется, и что делать для профилактики ее возникновения задумываются немногие родители. Чаще, проблема лени встает пред родителями в полный рост в подростковый период развития ребенка, когда уже непросто что-либо изменить, да и менять это «что-либо» должны уже не родители, а сам взрослеющий человек. Поэтому, как и при решении многих других педагогических проблем: лучше профилактика, чем лечение.

Сначала разберемся в самом явлении. Итак, что же такое лень? Википедия пишет о лени следующее: «Лень - отсутствие или недостаток трудолюбия , предпочтение свободного времени трудовой деятельности». Другие определения лени: «лень – это потребность в экономии энергии», «лень – это стойкое нежелание совершать волевое усилие», «это стремление отказаться от преодоления трудностей». Традиционно в обществе лень рассматривается, как порок.

Все эти представления о лени хорошо нами усвоены, поэтому взрослые могут считать ленивым ребенка тогда, когда он борется за свое свободное время, отлынивает от дел, порученные дела выполняет вполсилы, не желает напрягаться и пытается избегать трудностей.

Вроде бы все понятно. Есть порок, — надо найти способы его искоренить (подавить, вылечить, заменить, перевоспитать и т.д.). Но если копнуть глубже и посмотреть на внутренние причины, которые скрываются за проявлениями лени, то вопрос окажется гораздо сложнее.

Попробуйте посмотреть на лень, как на симптом. Симптом, за которым скрывается сложная запутанная причинно-следственная цепочка ситуаций, состояний и последствий.

Итак, что скрывается за ленью?

Первое, это – недостаток мотивации . Известный космонавт Герман Титов говорил: «Отношение к работе как к обязанности, а не как к творческому процессу приводит к тому, что работа становится в тягость…». Действительно, принуждение может испортить отношение к любому делу даже у взрослых. Что же говорить про ребенка, у которого только происходит становление волевых процессов? Очень грустно, когда ребенок имеет мало опыта взаимодействия с людьми, которые могут увлечь, заинтересовать, вдохновить его на творческое отношение к делу. Обычно, такими педагогическими талантами обладают люди, которые сами умеют зажечь в себе творческий огонь. При недостатке такого опыта происходит снижение мотивационной энергии: человеку становится трудно ставить цели и стремиться к ним, а иногда даже трудно порадоваться результату, потому что очень много сил уходит на процесс. Ребенок, редко испытывающий вдохновение, часто говорит о том, что ему скучно, что он не знает чем заняться, и ждет от взрослых, чтобы те придумают ему какое-то дело или развлечение.

Мотивация может быть не только недостаточной, она может быть отрицательной . Т.е. ребенок может сознательно не хотеть что-либо делать. Часто это происходит в семьях, где взрослые делают свои дела потому, что «надо», а не потому, что им этого «хочется». С детства наблюдая эту картину, ребенок вообще может отказаться от такого стиля жизни, как вредного для себя: «я так жить не хочу и не буду!». А чего «хочу и буду» он еще не придумал, поэтому зависает в состоянии бездействия, а иногда и активного безделья. Родителям такого ребенка полезно чаще задавать себе вопросы: «а чего я действительно хочу?», «хочу ли я делать то, что делаю?», «часто ли я испытываю состояние радости, счастья?». И если ответы не удовлетворяют, значит, пора что-то менять.

Нежелание что-либо делать может быть бессознательным. Т.е. ребенок говорит: «я хочу это уметь», «я буду это делать», но на практике не доводит дело до конца, забывает об обещаниях, просыпает, опаздывает, а потом не может объяснить,
почему такое произошло. В таких ситуациях за ленью скрывается сопротивление . Сопротивление – это такая форма психологической защиты, которая неявным способом выводит человека из нежелательной для него ситуации и позволяет ему быть самим собой. Сопротивление помогает ребенку не вступать в открытый конфликт со взрослыми, потому что все видят, что он – хороший, он не хотел, просто так случайно вышло. Сопротивление может проявляться даже в форме болезней и травм: «только действительно собрался это сделать, но… заболел». Один из самых ярких примеров сопротивления – это частые заболевания ребенка при поступлении в детский сад. Т.е. ребенок болеет не потому, что у него слабый иммунитет или непривычная нервная нагрузка, а потому что он действительно не хочет туда ходить. Снять сопротивление может только искренний диалог с ребенком о его настоящих побуждениях. Понять малыша, позволить ему испытывать и выражать отрицательные эмоции, рассказать о своих переживаниях, найти вместе общее решение – это тот путь, который не только гасит сопротивление, но и развивает способность к самоанализу и эмпатии.

За ленью может скрываться мотивация избегания неудач . Если малыш не уверен в себе, застенчив, психологически сильно зависим от родителей, то он может по-настоящему бояться каких-то дел, поступков и обязанностей. Родители, которые злоупотребляют выражениями типа «ты, что такое простое дело не можешь сделать – это же элементарно!» рискуют создать условия для развития заниженной самооценки у ребенка. Даже нам взрослым не хочется браться за дела, в которых мы чувствуем себя «слабаками», «троечниками» и «неспособными». А избегание ребенком таких дел влечет за собой последствия в виде приклеивания родителями к нему ярлыка лентяя: «ничего делать не хочет – вот лентяй!» Великий русский психолог П.Я.Гальперин говорил о том, что вначале развития любого умения (способности) стоит формирование мотивации, и это проблема педагога, а не ребенка. Именно родители должны заинтересовать ребенка каким-то занятием, и помочь ему пройти несколько кризисов падения мотивации, чтобы у него сформировалась настоящее собственное внутреннее желание этим заниматься. Если это получиться, то ребенка не просто не надо будет заставлять – вы его оттянуть от этого занятия не сможете.

Такую проблему как неорганизованность и неумение планировать тоже нередко называют ленью, а это разные вещи! Способность к организации своего пространства и времени, умение планировать дела не являются врожденными и наследственными качествами. Эти качества ребенок может демонстрировать самостоятельно, только если он подражает любимому взрослому или его кто-то этому обучил. Неорганизованность действительно может быть очень похожа на лень. Дело в том, что в жизни каждого человека всегда присутствует конкуренция дел и занятий. Взрослые разбираются с этой проблемой путем построения иерархии и планирования своих дел. Если не иметь в голове этой иерархии и не строить планы, то нас уведут в сторону более легкие занятия, которые приносят удовольствие прямо сейчас. Каждому знакомо, когда вместо того, чтобы писать работу, делать генеральную уборку и т.д. мы пьем кофе с шоколадкой, сидим за компьютером, вяжем, лежим в ванне, готовим еду, а потом уже и времени ни на что не остается.

В некоторых случаях лень может выполнять действительно полезную – защитную функцию для нашего организма. Т.е. лень становится защитой от перегрузок, усталости и плохого самочувствия. Чаще такое бывает со взрослыми, но встречаются дети, которым свойственны гиперответственность, контроль, честолюбие и перфекционизм. Такой ребенок тоже может перегружаться и «загонять» себя, не замечая потери сил. Неожиданный «приступ лени» может накрыть такого ребенка в самый неподходящий момент. Если перегрузки — обычное явление в жизни ребенка, то его «лень» может быть даже похожа на апатию или депрессию.

Лень может быть следствием игрового и двигательного дефицита в жизни ребенка. Такое случается, когда из ребенка слишком рано делают взрослого, не давая малышу насытить свои нормальные возрастные потребности в игре и движении.

Лень заразительна. Поэтому ребенок может просто впитывать подобный жизненный стиль в своей собственной семье. Если это так, то это – не его лень.

И, наконец, лень – это нормальное состояние всех живых организмов , преодолеть которое можно только по очень уважительным причинам. Именно о создании таких причин (мотивов) родителям и следует позаботиться.

Слово «мотивация» происходит от латинского корня «двигать» и означает внутреннее побуждение, интерес, стремление к чему-либо. Существует и обратный процесс – демотивация, что значит уменьшение мотивации вплоть до ее исчезновения.

Итак, чтобы победить лень – надо, во-первых, не мешать развитию мотивов к действию у ребенка, а во-вторых, помогать ему развивать такие мотивы. И существуют особо вредные ошибки родителей на этом пути:

  1. Такой родительский стиль, как потворствующая гиперопека создает для ребенка почти «внутриутробные условия»: ешь, пей, расти, а остальное мы за тебя сделаем. Несколько лет такого воспитания потребуют и несколько лет перевоспитания.
  2. Контролирующая гиперопека – тоже приводит к развитию лени, только другим путем. Когда родители не прислушиваются к желаниям ребенка, а руководствуются принципом «надо и все!», ребенок учится что-либо делать по принуждению, а не по собственной инициативе.
  3. В период раннего детства, когда у всех детей горят глаза, их личную инициативу нередко тормозит лень родителей. Если ребенок хочет помочь маме вымыть посуду, постучать вместе с папой молотком, покопаться на огороде вместе с бабушкой – не стоит прогонять его словами «если хочешь мне помочь – не мешай!» или «мал еще!». Пусть в малыше зреют ростки активности, инициативы и трудолюбия.
  4. Безрадостный и изнуряющий труд родителей – тоже не лучший пример для подражания. Более того, это скорее, антипример.
  5. Иногда родители просто не знают, как развиваются волевые качества у ребенка. Поэтому поиск знаний для повышения своей родительской компетенции в этой области – хороший опыт для развития собственных волевых качеств.
  6. Типичной ошибкой родителей является недостаточное понимание ими возрастных особенностей и возможностей ребенка. Переоценка и недооценка родителями детских возможностей дезориентирует ребенка – он не понимает своих задач и путей их решения.
  7. В процессе обучения ребенка у родителей всегда возникают поводы для критики и недовольства. Иногда полезно представить на месте своего ребенка какого-нибудь чужого малыша, чтобы ваша критика стала более тактичной и деликатной.
  8. Избыток в педагогическом арсенале родителей «кнутов» и «пряников» тоже приводит к угасанию мотивации. Совместные дела, чувство юмора, интерес и творческий подход – отлично заменяют подачки и наказания.
  9. Родителям важно научиться творчески подходить к задаче организации семейного досуга, потому что «ленивые» способы заполнения свободного времени усваиваются ребенком, как жизненная норма.
  10. Приклеивание ярлыков типа «ты такой же ленивый как твой отец» совсем не стимулируют ребенка к тому, чтобы срочно начать с ленью бороться, а наоборот, создают внутреннюю уверенность в том, что бороться бесполезно, потому что «такой же».

В лени есть и позитивные свойства . Например:

— Лень – двигатель прогресса: «Если ты ленив и упорен – ты непременно чего-нибудь добьешься» — Фейдо Ж.

— Честность: «Лентяй – человек, который не делает вид, что работает» — Альфонс.

— Изобретательность: «Особенно трудную задачу поручи лентяю – он найдет наиболее легкое решение» — закон Хлади.

— Средство психологической защиты: «Лень простого русского человека - это не грех, а совершенно необходимое средство нейтрализации кипучей активности руководящих им дураков» — С. Янковский.

— Внимание к собственным желаниям: «Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем» — Тацит.

— Умение мечтать: «Глупо думать про лень негативно, и надменно над нею смеяться: лень умеет мечтать так активно, что мечты начинают сбываться» — И.Губерман.

— Умение оставаться ребенком: «Безделье – счастье детей и несчастье стариков» — В.Гюго.

Используйте позитивные свойства лени для того, чтобы даже из этого вроде бы вредного качества выжать максимум пользы. И, в своем обращении к ребенку, заменяйте слово «ленивый» на все что имеет более позитивное значение: изобретательный, мечтательный, честный, хитрый и т.д..

А подход к проблеме лени, как и всегда в родительской практике, начинайте с себя. Не осуждайте ребенка за леность, дайте ему понять, что и вам и всем другим людям это качество знакомо не понаслышке. С ленью не надо бороться – из нее надо вырастать. Для этого существуют некоторые полезные родительские приемы:

— не доделывать дела за ребенка,

— не гасить его инициативу,

— не прилеплять к нему ярлык лентяя,

— включать соревновательные моменты,

— выделять специальное время для лени,

— не злоупотреблять такими ленивыми видами отдыха, как компьютер и телевизор.

— закрепить за ребенком ряд посильных дел,

— не использовать труд в качестве наказания,

— помогать ребенку искать и находить интересные для него занятия.

И если ваш ребенок с головой «ушел» в решение какой-то важной задачи, забросив на время другие дела – не переживайте, потому что вы уже победили лень.

«Ленью очень часто оборачивается душевное бездорожье: необретение или потеря жизненного направления, когда человек не знает, ради чего и к чему стремиться, куда жить и зачем делать то, что вроде бы делать надо».

В. Леви «Лекарство от лени»

Литература:

  1. Амонашвиили «Гуманно-личностная педагогика»
  2. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
  3. Леви В. «Лекарство от лени»
  4. Соловейчик С. «Учение с увлечением»