Что говорят дети в 1.5 года. Игра в прятки, танцы. Как правильно влиять на развитие ребёнка

Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?» . На все эти вопросы я отвечу в этой статье.

Что должен говорить ребенок в 1,5 года?

Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» – Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи – характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка – например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» – улица, «поси на уицу» – пошли на улицу).

Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма

Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:

1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов

Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание , понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

  1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
  2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
  3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
  4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
  5. Из какого количества слов малыш строит предложение?
  6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, – одним словом, играя.

  • Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?» . Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
  • Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.
  • В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.

К двум годам у малышей имеется до 20 молочных зубов, что позволяет им хорошо пережевывать пищу. При этом усиливается выработка пищеварительных соков и пища легче усваивается, поэтому так важно своевременно научить ребенка правильно есть. Для этого необходимо заменять жидкую и полужидкую пищу более плотной: постепенно вводить разваренные каши, овощные и крупяные запеканки, тушеные овощи.

Если малыша в этом возрасте не приучить есть плотную пищу, требующую пережевывания, то в дальнейшем он будет неохотно принимать или даже отказываться от таких необходимых блюд, как мясо кусочками, фрукты, овощи. У ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет должно быть четырехразовое питание – завтрак, обед, полдник и ужин. Причем в обед он должен получать примерно 40–50% всей пищевой ценности рациона, а остальные 50–60% распределяются на завтрак, полдник и ужин. Энергетическая ценность продуктов в сутки составляет 1400–1500 ккал.

Ребенку необходимо получать в сутки 50–60 граммов белка, 70–75% которого должно быть животного происхождения; жиров – 50–60 граммов, в том числе около 10 граммов растительного происхождения; углеводов – 220 граммов. Как и в самом начале второго года жизни, ребенку 1,5–3 лет необходимо ежедневно употреблять достаточное количество кисломолочных продуктов до 550–600 граммов (в это число входит и то количество, которое идет на приготовление различных блюд). Свежий творог, различные виды творожных изделий и сырков для детей, неострые сорта сыра, сметана и сливки для заправки супов и салатов должны присутствовать в рационе питания ребенка.

Детям этого возраста в сутки в среднем требуется 25–50 г творога (жирность 5–11%), 5–10 г сливок или сметаны (10–20%), 5 г сыра, 500–550 мл молока и кефира (3,2–4%). Творог, сметана, сливки, сыр, могут использоваться через 1–2 дня в большем количестве, например, для приготовления вареников, сырников, запеканок. А молоко и кисломолочные напитки должны включаться в рацион ежедневно.

С возрастом в рационе питания ребенка постепенно увеличивается количество мяса – от 100 г в 1,5 года до 120 г к 3 годам. Обычно используют говядину, телятину, нежирную свинину, мясо кролика, ягненка, конину. Полезны в детском питании субпродукты (они богаты белком и жирорастворимыми витаминами, особенно витамином А, имеют более нежную, чем у мяса, структуру, а следовательно, легче и быстрее перевариваются в ЖКТ) – печень, язык, сердце. Мясо можно готовить уже в виде паровых, духовых котлет, рагу, обжаренного фарша.

Из колбасных изделий не часто и в ограниченном количестве для расширения вкусового восприятия можно давать малышу молочные сосиски и некоторые сорта вареной колбасы (диетической, молочной, докторской). Куриное яйцо, являющееся одним из основных поставщиков белка, следует давать, в среднем, по 1/2 в день, или 1 яйцо через день и только сваренное вкрутую или в виде омлета, а также использовать их для приготовления запеканок и котлет.

В меню ребенка, если нет медицинских противопоказаний, должны включаться блюда из морских и речных сортов рыбы, за исключением жирных и деликатесных сортов (осетрина, лосось, семга, палтус) до 30–40 г/сут. Детям можно предложить вареную или обжаренную рыбу, освобожденную от костей, рыбные котлеты, биточки. Не рекомендуется копченая и консервированная рыба (за исключением специализированных детских консервов), а также икра, которая является очень жирным и высокоаллергенным продуктом.

Благодаря тому, что плодоовощная продукция содержит большое количество балластных веществ, в том числе пищевых волокон, достаточное их употребление в суточном рационе может служить профилактикой запоров. Важным свойством овощей и фруктов является их способность усиливать выделение пищеварительных соков, повышающих аппетит. Детям от 1,5 до 3 лет рекомендуется ежедневное употребление картофеля в количестве до 100–120 г/сут. (в том числе для приготовления первых блюд). Если по каким-то соображениям картофель не используется в рационе, то его в том же объеме можно заменить другими овощами. А также 150–200 г различных овощей для приготовления супов, салатов, гарниров. Особенно полезны: морковь, капуста, кабачки, тыква, свекла, томаты.

В отличие , в пищу ребенка старше 1,5 лет необходимо постоянно включать огородную зелень: петрушку, шпинат, салат, зеленый лук, чеснок в небольших количествах для заправки супов, салатов и вторых блюд. В этом возрасте овощной рацион расширяется за счет введения редиса, редьки, репы и бобовых культур, таких, как горох, фасоль, бобы. Овощные пюре заменяют мелко нашинкованными салатами, тушеными и отварными овощами, нарезанными мелкими кусочками.

Обязательным компонентом суточного рациона ребенка являются фрукты – 100–200 г/сут. и ягоды 10–20 г/сут. Малыши с удовольствием едят яблоки, груши, сливы, бананы, вишни (предварительно из них надо удалить косточки). Учитывая большую вероятность появления аллергической реакции на цитрусовые и экзотические фрукты, их введение в рацион должно быть крайне осторожным.

Среди ягод особенно полезны черная смородина, крыжовник, брусника, клюква, черноплодная рябина, облепиха. Некоторые фрукты и ягоды обладают закрепляющим действием, так как содержат дубильные вещества. К ним относятся черника, груша, черная смородина. Это важно учитывать, если ребенок страдает запорами. Выраженным послабляющим действием обладают киви, но и другие фрукты и ягоды, съеденные в большом количестве, могут оказать такой же эффект. Различные фруктовые, ягодные и овощные соки полезны детям всех возрастов, но, если детям до года рекомендуются осветленные соки, то после 1,5 лет можно предложить малышу соки с мякотью до 100–150 мл в день после еды.

Любой новый продукт, который вы собираетесь включить в меню ребенка, необходимо давать в небольшом количестве (1–2 чайных ложки) в первой половине дня, чтобы иметь возможность проследить за реакцией организма на переносимость «новинки». При появлении признаков аллергии употребление такого продукта следует прекратить.

В питании детей старше полутора лет используются различные крупы. Особенно полезны овсяная и гречневая, богатые минеральными солями и витаминами, полноценным белком. Полезно включать в рацион такие крупы, как ячневая, пшено, перловка. Дети этого возраста уже могут есть лапшу, вермишель в виде гарниров или молочных супов, однако этими продуктами увлекаться не стоит, так как они богаты углеводами. В среднем детям старше 1,5 лет в сутки надо давать не более 15–20 г крупы и 50 г макаронных изделий.

Сахар тоже входит в рацион питания детей. Он улучшает вкусовые качества блюд, но избыток его вреден для здоровья ребенка, так как снижает аппетит, может повлиять на обмен веществ и привести к избыточному увеличению массы тела. Ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет можно употреблять до 30–40 г сахара в сутки. В это количество включены легкоусвояемые углеводы – глюкоза, содержащаяся в соках, напитках, сладостях.

Продукты питания, содержащие углеводы, – хлеб, макаронные изделия, картофель, крупы, в том количестве, которое рекомендуется выше, не дадут ребенку необходимый для его возраста объем энергии. Физиологические особенности ЖКТ и ферментных систем организма ребенка не позволяют увеличивать объем разового приема пищи, а значит, калорийность можно восполнить только за счет легкоусвояемых углеводов. Их использование в рационе питания здорового ребенка необходимо, так как глюкоза – это энергетический субстрат для клеток головного мозга, печени, почек. Но все должно быть в разумных пределах. Сладости, которыми можно побаловать ребенка, – пастила, мармелад, фруктовая карамель, повидло, зефир. Шоколад и шоколадные конфеты не следует предлагать малышу, так как они повышают возбудимость нервной системы и могут вызывать аллергические реакции.

Примерное однодневное меню для детей от 1,5–3 лет

меню 1,5–2 года 2–3 года
Завтрак
Каша гречневая молочная жидкая 120 мл 150 мл
Омлет паровой 50 г 50–60 г
Сок фруктовый 100 мл 150 мл
Обед
Салат из свеклы, заправленный сметаной 30 г 50 г
Суп вегетарианский из сборных, мелко нашинкованных овощей 50–100 мл 100–150 мл
Мясное пюре из говядины 50 г 70г
Вермишель отварная с маслом 50 г 50-70 г
Компот из сухофруктов 70 мл 100 мл
Полдник
Молоко 200 мл 150 мл
Печенье (галеты) 15 г 15 г
Фрукты 100 г 100 г
Ужин
Салат из овощей, заправленный растительным маслом (тушеные овощи) 100 г 50–70г
Биточки рыбные 50 г 60 г
Картофельное пюре 60-80 г 100 г
Кефир 150 мл 200 мл

За прошедшие полгода физические способности заметно возросли. Казалось, ещё недавно кроха делал свои первые шаги, а теперь родителям бывает трудно догнать сорванца. Теперь же, к 1,5 годам Физическое развитие ребенка несколько замедляется, но зато активно идет становление его личности и формирование характера.

Это уже вполне самостоятельный человечек со своими желаниями, потребностями, вкусами. В этот период совершенствуются навыки, приобретенные ранее. Познание окружающего мира - одна из важнейших его задач, отнимающая много времени. Сидеть на одном месте ребёнку в 1,5 года некогда, ведь нужно разобраться со множеством вопросов: «что лежит на столе?», «что спрятано в шкафу?», «какой вкус у песка?», «высыпается ли стиральный порошок из пакета?», список этот можно продолжать до бесконечности, юный исследователь не даст скучать ни вам ни себе. С 1,5 до 2-х лет - на основе полученных навыков малыш способен изучать мир в новых красках, самостоятельно передвигаясь и отыскивая пути решения для устранения каких-либо препятствий.

Что новенького

Ваш малыш активно познает мир, он становиться всё более самостоятельным и независимым. Всё лучше координирует свои движения и овладевает новыми навыками.

Полезно знать

В возрасте около полутора лет у всех малышей непреодолимое желание лазать: залезает на любую мебель, стулья, диваны, столы, пытается перелезть через ограждения. Родителям стоит вовремя позаботиться о безопасности маленького альпиниста. Любит вытаскивать ящики, проверяет, что лежит на столе, на полке, поэтому предметы на стол следует ставить не ближе 30 см от края.

Развивается самосознание ребенка, он осознает собственное «Я». Малыш начинает понимать, что он, мама и папа, это семья, что у вас есть дом, что у других людей есть другой дом, что у него есть вещи, и он ими управляет. Сфера интересов ребенка характеризует его наклонности. Кто-то начинает увлеченно рисовать, другой танцевать или слушать музыку. Это отличный период, для того чтобы определить уникальность и индивидуальность вашего ребенка, для того, чтобы помочь ему в дальнейшем развивать свои способности. Ваша главная задача дать малышу как можно больше информации о разнообразии окружающего мира.

Вы заметите также, что ребенок стал менее эгоцентричным, он учится жалеть других, проявлять к ним сострадание. Активно развивается фантазия, малыш занимается естествознанием, начинает самостоятельно строить и конструировать. Он по-прежнему проверяет во всем границы дозволенного, что потребует от вас особого терпения.

Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие. Развитие речи у ребёнка в 1,5 года идёт полным ходом. Кто-то ещё только произносит свои первые слова «мама» и «папа», другие же малыши уже знают, как обозначить кошку, собачку, желание перекусить и много других слов. В этом возрасте слова обычно лепетные или звукоподражательные (собака - «ав-ав», кошка - «кис», машина - «би-би» и т.д.). Но это вполне осмысленные слова, которые постепенно превратятся в настоящую речь.

Как выглядит ребенок в 1.5 года


Физическое развитие ребенка в 1.5 года

Хорошо самостоятельно ходит: прямо, по кругу, огибает предметы. Бегает, глядя себе под ноги. Почти не падает.

Уверенно сам, не держась за предметы, встает на ноги. При ходьбе без затруднений держит игрушку, но может и уронить. Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок приседает на корточки или наклоняется с согнутыми коленями, чтобы взять его, затем выпрямляется или самостоятельно встает из приседа. Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Залезает на взрослое кресло и садится в нем. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Начинает кидать мяч после того, как ему покажут, как это делать. Учится бросать мяч вниз, вперед, вверх.

Катит перед собой коляску. При ходьбе тянет игрушку за веревочку за собой. Дети с ранним развитием ходьбы начинают это делать уже к году. С опорой, то есть держась одной рукой за руку взрослого или хватаясь за перила, начинает подниматься по лестнице в подъезде дома.

Еда ребенка в 1.5 года

Уверенно ест густую пищу ложкой из тарелки. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. Ложку держит еще по-детски, в кулачке. Может пользоваться вилкой.

Большинство детей в этом возрасте могут самостоятельно брать чашку, пить из нее и затем ставить на место.

Бытовые навыки. Раздевается с небольшой помощью взрослых. Тапки, шапку, варежки-рукавички, носки может снять самостоятельно. Пытается снимать с себя колготки перед купанием. Расстегивает молнию на одежде. Также с помощью взрослого может надеть носки, обувь или шапку.

Пытается помогать взрослым по дому. Выполняет ваши бытовые просьбы: принесет из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, выкинет мусор в мусорную корзину или ведро. Понимает и выполняет более разнообразные и новые указания: закрой дверь и т.д.

Если вы уже редко пользуетесь памперсами, то ребенок сообщает родителям, что намочил или запачкал штанишки, то есть не удержал мочу или кал.

Приучайте ребенка к новым гигиеническим навыкам - чистить зубы детской пастой. Если ребенок сопротивляется, то временно отложите эту процедуру.

Игры ребенка в 1.5 года

Сосредоточенно играет, обходясь без вашего присутствия или помощи. При этом предпринимает самостоятельные действия с игрушками.

Радуется собственным удачам и огорчается, если что-то не получается. Самостоятельно строит башню из двух кубиков. Если показать, как сделать более высокое строение, то может построить башню и из трех-четырех кубиков. Научите малыша строить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ваше дитя понимает вас, как исправляет ошибки, как обучается.

По примеру взрослого, а затем самостоятельно может построить машинку. Малыш кладет кубик на продолговатую деталь конструктора и двигает эту постройку, воспроизводя движение машины.

К 18 месяцам некоторые дети собирают пирамидку уже из трех - пяти колец, но пока еще без учета их размера.

Необходимо иметь дома по одной пирамидке разной формы: одну с круглыми кольцами, а другую с квадратными, нанизываемыми сегментами. При этом пирамидки должны быть примерно одинаковой величины. Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной кольца все круглые, а на другой - квадратные бруски с дырками для нанизывания. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: «Покажи - где круглые кольца, а где квадратные бруски?» Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые - с одной стороны, квадратные - с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую - квадратную. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по круглой пирамидке: «Смотри, какая она гладкая». И по другой: «А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками». Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне, поэтому сложенная пирамидка будет неровной. Основная цель этого упражнения - знакомство с предметами разной формы. Научить ребенка аккуратно сопоставлять бруски можно будет через несколько месяцев.

Продолжайте с ребенком игру-тренировку на вкладывание предметов, как это описано в предыдущем периоде. Кроме вкладывания плоских фигур в доску, ребенку может быть интересным вкладывание объемных предметов. Если вы до сих пор не купили, то для тренировки способности вкладывания необходимо приобрести игрушку под названием «Почтовый ящик». Это коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной геометрической формы и соответствующие им вкладыши. В ящик-коробку можно сначала просунуть несколько предметов, а затем его открыть и освободить их для повторного заталкивания. Лучше, если этот «ящик» будет прозрачным. Однако вначале ребенок может пытаться вкладывать предметы, применяя в первую очередь силу, без учета формы и взаиморасположения граней предметов и рамок. Поэтому взрослый должен сначала продемонстрировать соотношение предметов ребенку.

Укрепляется понимание различения «большое - маленькое». Большая часть детей в этом возрасте по вашей просьбе или самостоятельно во время игры могут вставить друг в друга предметы одинаковой формы, незначительно отличающиеся в размерах. Например, маленький пластиковый стаканчик в стаканчик средних размеров.

Продолжает подражать близким взрослым: «читает книгу или газету», как папа; «готовит уроки», как сестра. Увеличивается число используемых в быту предметов, назначение которых понимает. Любит играть с предметами домашнего обихода. Пытается сам помогать взрослым по дому.

Продолжает самостоятельно воспроизводить в игре и другие, часто наблюдаемые действия взрослых: кормит, причесывает, умывает куклу, вытирает ей нос платком; моет пол или одежду, готовит кушать и т. д. Если вы не замечаете этих действий у ребенка, то проведите тесты.

Тест-игра
Посадите рядом с ребенком куклу и положите носовой платок. Говорите: «У Ляли грязный носик. Вот платок». Ребенок должен приложить платок к носу куклы. Посадите рядом с ребенком куклу с волосами и положите расческу. Говорите: «Кукла Ляля растрепанная, вот расческа». Ребенок прикладывает расческу к волосам куклы и водит ею по волосам. К полутора годам он должен выполнять оба теста.

Перестает бросать один предмет за другим на пол.

Внимание!

Если же эта игра остается любимой, то необходимо тщательно проверить, не отстает ли ребенок в других видах умственной деятельности. Беспокоиться об умственном развитии малыша следует, если в этом возрасте, после окончания прорезывания зубов, ребенок постоянно продолжает тянуть несъедобные предметы в рот. Особенно если при этом наблюдается неудержание слюны. Эти явления могут отмечаться у здоровых детей и позднее при прорезывании оставшихся зубов, но тогда они отмечаются не постоянно, а только в период прорезывания. Обычно по ребенку видно, что он берет предмет в рот не для того, чтобы пробовать его на вкус, а для того, чтобы потереть им десны.

Рисует карандашом, фломастером. Оставляет на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.

Интересуется действиями других детей. Однако может проявлять негативизм во взаимоотношениях со сверстниками: не уступает свою игрушку, отнимает чужую. Если ребенок не понимает необходимости делиться после ваших словесных объяснений, то бороться против жадности лучше всего с помощью игры. Например, взрослый (мать, бабушка) дает ребенку откусить кусочек пряника, потом откусывает сама. Затем отдает ребенку весь пряник и просит: «Дай бабушке кусочек», - и открывает рот. При отсутствии должной реакции ребенка взрослый может пододвинуть ручку ребенка с пряником к себе и откусить кусочек. Потом ребенок опять откусывает кусочек, после чего откусывает взрослый. Так как большая часть пряника остается в руке ребенка, то он продолжает кормить взрослого, не забывая и себя. После этого можно красочно и жалостливо объяснить малышу, насколько голодны его медвежонок или кукла, и предложить ребенку покормить игрушку. Научившись делиться с другими игрушками и людьми едой, ребенок начинает понимать, что он может заботиться о других людях, жалеть и утешать их, если им плохо.

Во время игры ребенку хочется показать интересную игрушку маме или папе, он протягивает ее взрослому, но это совсем не значит, что ребенок хочет отдать игрушку. В действительности ему жалко отдавать игрушку, он просто делится своими впечатлениями о ней. Надо научить ребенка делиться вещами, давать их другим детям на некоторое время поиграть. Можно рассказывать о разных предметах: «Вот твой очень добрый медвежонок. Он любит делиться своими игрушками, вкусной едой, и ты, наверное, скоро будешь брать с него пример». Когда ребенок держит машинку в своих руках, взрослый рассказывает ему о ней: показывает колеса, кабину, руль и другие детали. Или у ребенка в руках книга, а мама показывает ему картинки в книге. Так ребенок постепенно начинает понимать, что совместное пользование игрушкой или вещью не означает их потерю для него.

Расширяется спектр переживаемых эмоций - подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации: жалеет, сопереживает, целует. Малыш выражает отрицательные эмоции, особенно в том случае, когда ребенок не достигает своей цели и не получает чувства удовлетворения. Он злится и огорчается, если взрослый не понимает, что хочет ребенок, или в чем-то отказывает ему.

Часто использует для общения жесты, в том числе указательный жест рукой и указательным пальцем для привлечения вашего внимания.

Любит самостоятельно рассматривать книгу с картинками, но еще часто листает по две-три страницы сразу. Может тыкать указательным пальцем в ярко раскрашенные объекты на странице. В процессе чтения сказки или после окончания чтения по вашей просьбе может показать несколько знакомых предметов или героев сказок на картинках. Некоторые дети могут и назвать их.

Понимание речи ребенком в 1.5 года

Начинает выполнять двух-этапные инструкции. Например: пойди на кухню и принеси чашку или возьми свою шапку и положи ее на стул. В этих инструкциях содержится два последовательных указания, и они требуют двух последовательных действий: во-первых, пойди на кухню и, во-вторых, принеси чашку.

Ребенка приходится наказывать в случае нарушения необходимых запретов - разумеется, не физически. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился. Если вы хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени - потом будет все труднее и труднее. Наказание должно сопровождаться доступным для ребенка разъяснением и убеждением и заключаться в неодобрении его действий, порицании, демонстрации холодного эмоционального отношения к ребенку. Замечание должно делаться спокойным голосом. Резкое повышение голоса, раздражительный тон не рекомендуются. Еще хуже резкий переход от крика к ласке и наоборот. Нельзя накричать на ребенка, а затем в порыве раскаяния утешать.

Половина детей в возрасте 1,5 года по просьбе взрослого показывают не менее трех частей тела на себе, кукле или взрослом, даже если его специально не учили этому действию.

Начинает ориентироваться в основных цветах. Иногда находит такого же цвета игрушку, как просит взрослый. При общении с ребенком нужно показывать и называть цвета окружающих предметов.

Выложите перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными. На вопрос взрослого «Где кошка?», а затем на вопрос «Где собака?» и т.д. большинство детей к 18 месяцам могут правильно показать 1–2 объекта. Узнавание связано с развитием обобщающей функции понимаемой речи: ребенок уже понимает, что на картинке изображен один из тех автомобилей, что он видел на улице. Также он понимает, что игрушечный автомобиль - это тоже автомобиль, аналогичный тем, что он видел на улице, в телевизоре и на картинке.

Активная речь ребенка в 1.5 года

Покажите ребенку несколько хорошо знакомых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Каждый раз спрашивайте, как что называется («кто это, что это?»). К 18 месяцам малыш должен назвать хотя бы один предмет. Большинство детей правильно называют несколько хорошо знакомых предметов.

Активный словарный запас в полтора года достигает не менее восьми - девяти слов, а у многих детей - нескольких десятков. Резкий рост словарного запаса происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. Среди используемых слов имеются не только названия предметов, с которыми часто играет ребенок, но и слова общения и сообщения. Например: «привет», «пока», «спокойной ночи». Для выражения идеи появления «вот!» и исчезновения «нет!». Для обозначения отношения между предметами - слова «больше», «еще» и др.

Правильные, настоящие слова, обозначающие какие-либо объекты окружающей среды, все чаще используются вместо прежних - облегченных, лепетных - слов. Теперь ребенок говорит «машина» вместо «би-би», «собака» вместо «ав-ав» и т.д.

Некоторые из малышей, преимущественно девочки, в это время уже произносят первые простые фразы из двух слов.

Какой режим у ребенка в 1,5 года

В течение суток малыш должен спать около 13 часов. Дневной сон остается только один, после обеда, продолжительностью два-три часа. Ночной сон длится примерно 10 или 11 часов.

Важно не забывать регулярно чистить зубы малыша. В полтора года кроха ещё сам не справится с этой задачей, но постепенно обязательно научится. Если ребёнка регулярно причёсывать перед зеркалом, то вскоре он сможет самостоятельно пользоваться расчёской.

Очень важны в этом возрасте прогулки на свежем воздухе, гимнастика и закаливающие процедуры.

С полутора лет начинается возраст, когда педиатры рекомендуют начинать приучение крохи к горшку. . Вероятнее всего вы всего лишь проходите этапы «приучения». Вряд ли они будут легки и понятны всем. Вам в любом случае, нужно запастись терпением и делать это мягко, не ругать малыша в случае промашек и не требовать от него слишком быстрых и стабильных успехов. В противном случае можно не только расшатать его нервную систему, но и сформировать стойкую неприязнь к горшку.

Как кормить ребенка в 1,5 года

В этом возрасте малыш уже способен принимать участие в семейных трапезах и есть все то же, что и взрослые, только в более измельченном виде. У него нарастает желание все делать самостоятельно, в том числе и есть за столом. Однако спокойно сидеть и есть ему редко когда удается, чаще всего он пытается делать это на ходу. Возможно малыш умеет пить из трубочки и из кружки, сам кушает ложкой густую пюреобразную пищу, или готов к обучению.

Рост ребенка к полутора годам значительно замедляется. Если за первый год жизни его масса тела увеличивается примерно втрое, то от года до двух он вырастает всего на 30 процентов. Поэтому и пищи малышу нужно меньше. К тому же рост малыша в высоту идет значительно больше, чем в ширину, а в качестве энергетических запасов ребенок расходует жир, накопленный в младенчестве. Вот почему дети этого возраста начинают визуально «худеть».

Грудное вскармливание

Многие детки в полтора года еще питаются грудным молоком, обычно на ночь. Иногда ребёнок старше года сам отказывается от груди, если нет - можно продолжать кормить его ещё несколько месяцев.

После года у детей происходят существенные изменения пищеварительной системы: появляются коренные зубы, развивается жевательный аппарат, формируются слюнные железы, увеличивается объем желудка.

Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи

Пищу для детей в 1,5 года не требуется сильно измельчать. Малыш способен прожевать кусочки овощей, фруктов, картофеля, рыбы. А вот мясо желательно давать в протертом виде, этот продукт ребёнку прожевать сложно. Начиная с полутора лет можно изредка побаловать ваше чадо блинчиками или булочкой.

Полезно знать

По-прежнему нельзя употреблять в пищу грибы, консервы, колбасные изделия, газированные напитки, никакой пользы они точно не принесут.

После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи. Например:


  1. Завтрак - 8:00.

  2. Обед - 13:00.

  3. Полдник - 16:00.

  4. Ужин - 19:00.

Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна.

Нюансы кормления полуторагодовалого малыша:


  • В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда.

  • Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.

  • Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.

  • Рекомендуется, чтобы первое и последнее кормление малыша состояли из каши, овощных блюд или кисломолочных продуктов.

  • Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей.

  • Перед сном малыш может выпить молоко или кефир.

Полезно знать
В рацион полутора-годовалого ребенка педиатры советуют включать: цельное молоко, домашний сыр, целые яйца, говядину, арахисовое масло, рыбу (лосось, тунец), брокколи, шпинат, цветную капусту, дыню, манго, киви, папайю, абрикосы, грейпфрут, половинки винограда, клубнику, помидоры, макаронные изделия, крекеры грубого помола, пшеничные готовые завтраки, аккуратно - мед, нежирные оладьи, кексы.

Как играть с ребенком в 1,5 года

Для развития речи хорошо подходят различные картинки, книжки, кубики с изображениями предметов, животных, фруктов, транспорта. Книжки с потешками, стихами.

Для развития координации движений подходят мячи разных размеров, обруч, гимнастические палки, двигающиеся машины, каталки.

Для сюжетных игр отлично подойдут игрушечные животные, куклы, кукольная мебель, детская посудка, одежда, игрушечная ванночка, коляска, наборы фруктов, овощей и другие.

Для расширения знаний о предмета, формах, цветах понадобятся игрушки матрешки, неваляшки, пирамидка, цветные кубики, цветные колпачки (стаканчики), ленточки, совки, ведерки, формочки для песка, конструкторы, игрушки со вставными геометрическими фигурками (активный куб) и другие.

Для развития музыкальных способностей отлично подойдут музыкальные игрушки - стучалки, молоточки, ксилофон, барабан и другие.

В этом возрасте очень полезно развивать у малыша мелкую моторику, для это отлично подходят игрушки со шнуровкой, игрушки в которых нужно соединять детали, вставлять одни предметы в другие.

Как развивать ребенка в 1,5 года

Весьма полезны занятия по развитию мелкой моторики. Насыпьте крупу в глубокую тарелку и на глазах ребёнка спрячьте в неё небольшие яркие предметы (бусины, шарики и т.п.). Покажите малышу, как искать эти предметы. Находки очень обрадуют ваше чадо.

Самое время учиться возводить постройки из кубиков. Игре в кубики ребёнка нужно учить, самостоятельно ему больше по душе разрушать строения. В годовалом возрасте малыш уже научился ставить кубик на кубик. В полтора года ребёнок умеет ставить друг на друга 3–4 кубика, а с помощью взрослых научится сооружать башенку, домик, забор и другие строения.

Полезны занятия с сортировщиком фигур. Его можно купить в магазине игрушек, а можно сделать самостоятельно из картона. Играя с сортировщиком, малыш учится подбирать детали определенной формы (круглой, треугольной, квадратной) к отверстию такой же формы и размера. Более сложный вариант - подбирать детали не только по форме, но и по цвету.

Многие малыши в этот период уделяют особое внимание мелким деталям и любят, чтобы все лежало на своих местах, это очень удобное время для знакомства с пазлами.

Во время любых игр и занятий с малышом не забывайте хвалить его за его успехи. У вашего малыша сейчас самый активный познавательный возраст. Он впитывает всё «как губка». Уделяйте своему ребенку как можно больше времени, отвечайте на его вопросы, учите его, объясняйте ему всё что ему интересно, дарите свою любовь и заботу. Всё что он получит от вас сейчас, в дальнейшем он перенесет во взрослую жизнь.

Нужно ли идти в поликлинику в 1,5 года

Теперь вы посещаете педиатра 1 раз в три месяца. На приеме врач оценивает физическое и нервно-психическое здоровье ребенка.

Начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год должен осматривать стоматолог, если вы еще его не посетили, то самое время это сделать.

На втором году жизни лабораторное обследование (клинический анализ крови, мочи, анализ кала на копроскопию и яйца гельминтов) проводится 1 раз в год, при необходимости и наличии показаний - перед прививкой, например, чаще.

Также детям в 18 месяцев проводится


  • Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка. Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы.

  • Первая ревакцинация против полиомиелита. Проводится детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики полиомиелита (живыми) в соответствии с инструкциями по их применению.

  • Ревакцинация против гемофильной инфекции.

Полезно знать

Ревакцинации проводят однократно детям, привитым на первом году жизни в соответствии с инструкциями по применению вакцин

Обратите внимание!
В 20 месяцев - вторая ревакцинация против полиомиелита.

Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

Физические параметры

Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

  • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
  • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону «взрослых», однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно

Режим сна и бодрствования

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа - это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: ). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

Особенности рациона

В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

  • завтрак – 8:00;
  • обед – 13:00;
  • полдник – 16:00;
  • ужин – 19:00.

Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

Основные правила составления меню:

  1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
  2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
  3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
  4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.

Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими

Физическое и интеллектуальное развитие

В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки :

  • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
  • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
  • многие малыши начинают быстро бегать;
  • кроха умеет присаживаться на корточки;
  • у него получается открывать дверь в комнату;
  • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
  • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

  • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
  • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
  • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
  • отличать кубик от мячика или кирпичика;
  • находить одинаковые предметы;
  • показывать вещи по просьбе взрослого;
  • ориентироваться в формах и размерах;
  • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: ).

В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой - они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков

В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

  • заменять подручными предметами реальные;
  • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
  • изображать «чтение» книги;
  • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
  • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

Бытовые умения , которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

  • начинает приучаться к горшку;
  • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
  • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
  • расстраивается, если испачкался.

Речевые навыки

В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» - он совершит эти действия.

Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами - родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.

Развивающие игрушки

Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

  • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
  • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
  • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
  • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
  • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
  • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.