Как научить ребенка рисовать? Рисуем пальчиками и ладошками. Развитие творческих способностей у детей рисованием. На кончиках пальцев: рисование пальчиковыми красками

Все дети, особенно малыши, любят рисовать пальчиками. Кисточкой надо принаравливаться, а пальцем ткнул куда надо, быстро и точно. Детям ПРОЩЕ И ЛЕГЧЕ рисовать пальцами. В младших группах раннего возраста рекомендуют рисовать только пальцами, чтобы не пугать ребенка кистью. В этой статье я хочу показать вам ВСЕ ЭТАПЫ развития ПАЛЬЧИКОВОГО РИСОВАНИЯ для детей . Мы разберем методику рисования пальцами по всем возрастным периодам: от самых маленьких детей, малышей и грудничков, до старшей группы детского сада, а также до школьного возраста и до маститого художника. Вы увидите яркие и красивые работы в этой нестандартной технике работы с красками. Мы будем здесь много и подробно рисовать пальчиками. С яркими примерами рисунков, объяснениями техники и советами по удобной организации процесса рисования.

Рисование пальцами.

Подготовительный этап.

Маленькие дети любят рисовать. Они это делают – неважно чем, жидкой кашей, которой вы их кормите, какашками, которые удалось раздобыть в подгузнике, или слюнками на линолиуме. Ругать их не надо. Надо хвалить. Потому что ребенок жаждет развиваться.

Без рисования – нет развития. В школе тупят те дети , которым в дошкольный период не даваши карандашей, красок, пластилина и других изобразительных средств. А если и давали, то с фразой «На – порисуй» и отворачивались к своих взрослым хлопотам.

Конечно вам не хочется разводить краску… воду… потом убирать . Лучше отмахнуться. Но через несколько лет вам придется потеть вместе с ребенком над школьными учебниками и прописями. Выбирайте либо потом «2 часа каждый вечер с тетрадями » либо сейчас «20 минут» каждый день с рисованием.

Самый быстрый и простой способ организации пальчикового рисования – это мисочка с «песчаной смесью». Обычно это СОЛЬ – мелкая пищевая. В нее можно добавить красители (сухие пищевые) и мелкие блесточки (посыпки для маникюра). Покажите ребенку как рисовать полосочки… вместе с его рукой рисуйте кружочки. Потом солнышко, снежинки, смайлики и так далее. Вы можете купить в магазине подносик и раскрасить его в акриловые краски – РАДУЖНЫМИ ПОЛОСКАМИ. Так вы будете развивать и цвето-восприятие малыша – фото ниже. Радугу дне подноса (коробочки)не обязательно изображать красками – это могут быть полоски цветной клеющейся пленки из строймагазина.

Рисование пальцами.
для малышей от 1 года

1 этап (хаотичные отпечатки)

Рисование пальчиковыми красками можно начинать, как только ребенок начал сидеть на попе. Обычно это происходит на 8-ом месяце жизни. Ваш ребенок надежно сидит в кресле для кормления – положите на столик перед ним лист белой бумаги (чтобы лист не падал со стола, укрепите его на двухсторонний скотч). И рядом поставьте плоскую баночки с краской (подойдет капроновая крышка от банки) – ее тоже крепим на двухсторонний скотч, чтобы ребенок не сбросил ее со стола.

Покажите своими руками как интересно оставлять следы на бумаге. Потом возьмите его ручку, выделите пальчик и попробуйте порисовать рукой ребенка. Это очеть полезная для детей работа. Ведь здесь идет ВЫДЕЛЕНИЕ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА – отделение его от остальных пальцев руки.

Конечно первое время ребенок будет работать всеми пальцами и ладошками. Но вы постоянно показывайте ему, что указательным пальцем рисовать удобнее, берите и рисуйте его пальчиком каждый раз – хоть 1-2 минуты. Рано или поздно ребенок осознает ЛИДИРУЮЩУЮ РОЛЬ указательного пальца – и это будет прорыв в развитии его художественных навыков.

Чтобы первое пальчиковое рисование ребенка имело ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ, вы можете заклеивать часть бумаги ШАБЛОНОМ (кусочком малярной ленты). Как на фото ниже.

Пальчиковой краской для детей может служить гуашь, в нее надо насыпать соли – чтобы у ребенка не было желания ее слизывать с пальцев.

Если вы не хотите давать краску с химзавода. Сделайте пальчиковую краску сами. Это может быть густая сметана, густой творожок или манная каша — куда вы добавите пищевые красители.

Придумайте сами интересные темы рисунков для детей – например, сделать снегопад над городом. Естественно вы сами рисуете город – а уже ребенок пальцем рисует точечный снег над ним.

Однажны вы заметите, что рисуя снегопад над деревом, ребенок начнет раскладывать снег его по веткам, и под деревом складывать сугромы. Или укладывать снег там, где вы скажете. Это значит, что ребенок УЖЕ МОЖЕТ целенаправленно ПОПАДАТЬ в заданные зоны рисунка, то есть он уже готов для следующего этпап пальчикового рисования.

Рисование ПАЛЬЧИКАМИ

2 этап — ЗОНАЛЬНОЕ заполнение.

Следующий этап развития пальчикового рисование – это ЗАПОЛНЕНИЕ отпечатками определенной ЗОНЫ, за которую нельзя заходить. Эту задачу качественно выполняют дети около 2 лет. Но не все. И не сразу. Требуется время, чтобы ребенок осознал, что такое «Оставаться внутри зоны, не заходить за линию»

Работы в этой нетрадиционной технике рисования для малышей могут иметь любую тематику. Вот например, – АНАНАС и ОВЕЧКА. Воспитатель на листе бумаги лишь задает конутры, границы за которые не надо выходить. Дла мылыша это уже – сложная задача 1) ткнуть пальцем внутрь заданной области, 2) заполнить всю зону, не оставляя пустых мест. Тут и логики и глазомер и координация рук и пальцев – сложная работа в системе «глаз-рука».

Вы можете сами придумать идеи для подобных работ для самых маленьких детей– желтого круглого цыпленка, рыбку на которую нужно натыкать чешуи, нарисовать красные ягодки рябины для снегиря, пушинки одуванчика, и так далее. Вот работы, которые легко организовать на занятиях по рисованию в детском саду, и на изо-деятельности в начальной школе.

На Новый Год вы тоже можете создать много интересных рисунков пальцами. Любой новогодний трафарет можно зонально заполнить пальчиковыми отпечатками.

Когда дети натренируются тыкать пальчиком в небольшие по размеру области, и научатся их заполнять навномерна пятнами краски, можно дать им задачу ПОМАСШТАБНЕЕ. Например нарисовать пальцами крупные объекты. На листе бумаги слабыми линиями карандаша очертить контуры медведя или собачки. На глазах у ребенка сначала самим сделать всю работу – натыкать не залазя за линии, потом сверху добавить глаза, тыкнуть нос… и аккуратно дорисовать рот ватной палочкой.

Потом на втором листе пусть ребенок сделает собачке друга – сам от начала и до конца. Вы можете подсказывать ему, какие пустые места он обошел своим вниманием. Такие мосштабные работы можно проводить в средней и старшей группе детского сада, а также эти рисунки пальчиками понравятся школьникам младших классов.

Рисование пальчиками

3 этап

ЛИНЕЙНОЕ ВЫСТРАИВАНИЕ.

На листе бумаги педагог рисует линию. Ребенок на эту линию должен нанизать цветные бусинки-кружочки. Чтобы получилась радужная гусеница. Или бусы для мамы. Или гирлянда с разноцветными лампочками. Много идей рисования пальчиками для детей вы найдете в окружающем мире. Посмотрите вокруг …

Для маленьких детей нанизыввание отпечатков на одну линии, или в определенное место – ТРУДНАЯ ЗАДАЧА. Ни в коем случае не ругайте его, за то что он «такой разява» мимо тыкает. Хвалите его за точное попадание и улыбайтесь шутите по доброму над неточным – говорите «Ух, молодец, почти попал!» даже если он совсем не в том месте. Помогите ему прицелиться – возможно ребенок даже не понимает что он него ждут прицельного расположения отпечатков пальцев на определенное место.

Ваша речь для него тоже не всегда понятна. Фраза «ставь пальчик на линию» ему может быть не понятна. Возьмите его ручку в свою руку и вместе с ним сначала пройдите весь рисунок. А завтра предложите ему сделать тоже самое –и вы увидите что он уже САМ сделает то, что вчера мог только с вашей помочью.

В педагогике есть такое понятие ЗБР – зона ближайшего развития. ТО, ЧТО ребенок может сегодня сделать С ПОДСКАЗКОЙ ВЗРОСЛОГО – завтра он сможет сделать ПОЧТИ САМ, а после завтра САМОСТОЯТЕЛЬНО. Создавайте ему такие ЗБР-ЗОНЫ… пусть он сначала с вашей помощью осваивает новые движение в рисовании.

Линии могут иметь УЗЛЫ – места расположения пятна. В герлянде это цоколи лампочек. В растениях это — изгибы веточек и стебельков.

Вы сами рисуете фон, или с помощью ребенка, «руководя» его рукой. И потом помогайте ребенку прицельно опускать пальчик в краске на нужное место рисунка. Потом он сам, вырвет свою ручку из вашей руки и будет пытаться попасть в нужное место самостоятельно.

В детском саду (в средней и старшей группе) такое задание можно разбить на 2 занятия – на первом нарисовать фон (солнце и небо), на втором занятии – тонкие веточки и отпечатки.

Умение ребенка положить ровные ряды пальчиковых узоров – важный этап развития пальчиковой изо-деятельности. Тут идет работа с несколькими цветами, каждый из которых должен найти свое линейное место. Идеи поделок самые разные «Украсим зонт девочке» , или «Разрисуем яйцо к Пасхе», или «Подарим маме вязанную полосатую шапку к зиме»


Важно!!! Не ругайте ребенка ЗА ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ – они на то и первые. Забудьте про свои амбиции и ожидания результата. Морковка не может вырасти за три дня – чего же вы требуете от ребенка.

Ребенок должен привыкнуть. Через месяц его неправильные ряды тыков выравняются, обретут четкость и линейность. Хвалите его кривые работы. И они станут лучше с каждым днем, неделей, месяцем.

Сначала ребенок укладывает ПРЯМЫЕ ЛИНИИ рядами отпечатков. Потом начинает осваивать технику укладки ВДОЛЬ ИЗОГНУТОЙ ЛИНИИ – сначала это детский рисунок-червячок, потом много-рядная радуга (лучше не за один раз, а поделить работу над радукой на несколько дней).

Чуть позже, можно дать ребенку и задание повышенной сложности – уложить отпечатки вдоль КРУТОГО ЗАВИТКА улитки (фото ниже).

Еще более сложная задача для детей – это укладыать отпеччатки пальцев РАДИАЛЬНО – то есть по кругу ОТ ЦЕНТРА. Так располагаются пятна на хвосте у индюка или павлина. Или вы можете украсить любой круглый предмет начиная от центра и двигаясь по кругу к краям окружности.

То есть на этом этапе идет уже целенаправленное КОНСТРУИРОВАНИЕ из отпечатков пальцев.

Рисование пальчиками

(отдельная забава)

Дорисовки к отпечаткам.

Отпечатки пальцев – можно использовать как БАЗУ для создания персонажа. Так три отпечатка рядышком напоминают ТЕЛО МУРАВЬЯ. И нам нужен только черный фломастер, чтобы завершить этот образ, добавив лапки и усики.

Рисование пальчиками для детей дает вызов вам как генератору идей. Муравьи пальцами… хорошо. А что еще можно сконструировать из отпечатков пальцев? Подумайте.

Если ребенок уже дошкольного возраста, то он уже умеет пользоваться фломастерами. Покажите ему как можно превратить отпечатки пальцев в зверков и насекомых.

Прикладывайте палец плоской подушечкой к листу бумаги – перекатывая его, чтобы получить отпечаток покрупнее. Потом подсушиваем краску, берем в руки фломастер и придумываем во что можно превратить этот овальный силуэт.

Рисование ПАЛЬЦАМИ

Продвинутый этап

ОТПЕЧАТОК – МАЗОК.

И самый творческий самый красивый этап в этой нетрадиционной технике рисования пальцами, который уже можно осваивать в более старших группах детского сада и дажа в начальной школе – это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ рисование пальцами целых многоцветных картин.

Палец используется как КИСТЬ, потому что отпечатки уже напоминают МАЗОК КИСТИ.

Это уже техника крупного мазка – как на картинах многих художников. Рисование крупными мазками пальцами может создать красивые пейзажи. Рисование пальцами – это не примитив для малышей. Это возможность достичь высокого художественного понимания. Чувство цвета, чувство композиции, чувство перехода одних оттенков в другие.

Посмотрите на эти работы художников. Они и выглядят так, как будто их нарисовали пальцами. Возможно ваши занятия с детьми в этой интересной технике станут тем зерном, из которого в будущем сможет вырасти новый художник.

Продолжайте учить детей новым интересным линиям. Покажите им, что пальчиками можно делать не только отпечатки, но и размазанные линии. Вот иголки для ежика сделанные пальцами в технике отпечаток-мазок.

Пусть он нарисует пальцами ветки елки – по обе стороны от осевой линии СТВОЛА. Пальцами удобно рисовать ЗАБОРЧИК – простые прямые линии. Пальчиковое рисование хорошо создает МОРСКИЕ КАРТИНЫ – волнистые линии похожи волны всех оттенков синего и фиолетового. А на волны наклеить из бумаги дельфина.

Спиральные линии создают силуэт ЦВЕТУЩЕЙ РОЗЫ. Почему бы открытку для мамы на 8 марта не выполнить в этой красивой технике детского рисования пальчиками.

Дети – умеют видеть красоту. Но не все дети верят, что могут эту красоту ПЕРЕДАТЬ НА БУМАГУ. Постепенное продвижение в обучении рисованию пальчиками – дадут ребенку возможность НАЧАТЬ передавать красоту этого мира на холст. Даже самые большие картины, пейзажи можно нарисовать детскими пальцами. Надо только начать… сначала с первого этапа «хаотичного тыканья», потом освоить «зональное заполнение» .. и так по всем этапам из этой статьи. Просто двигаться вперед, обертая ВЕРУ в себя, как в художника.

Теперь вы знаете с чего начать, чем продолжить и к какому совершенству стремиться. Рисуйте пальцами, руками, ладошками. Рисуйте и будьте счастливы.

И продолжайте учиться вместе с сайтом «Семейная кучка». Для этого у нас есть статьи по идеям для рисования с детьми в детском саду и в школе.

Ольга Клишевская, специально для сайта
Хорошие сайты на вес золота, вы можете поддержать энтузиазм тех, кто работает для вас.

При изучении развивающих занятий для детей от 5 месяцев , среди игр мне встретилось рисование . Сначала я удивилась, неужели в таком малом возрасте ребенку уже можно рисовать , и получится ли у него ?! Но ближе к 6-ти месяцам ребенка, я так загорелась этой идеей, что решила провести урок творчества с моим малышом и посмотреть, понравиться ли ему такое раннее рисование. А рисование это необычное – пальчиковое.

«Лучше один раз увидеть…». Давайте посмотрим видео о том, как рисуют дети пальчиковыми красками от 3 до 6 месяцев.

Мои страхи первого рисования были развеяны: краски безопасные, и очень легко делаются из того, что всегда имеется в арсенале на кухне; минимум предметов для творчества; сын довольный и увлеченный, под присмотром у мамы; мама счастлива отдыхом и занятием с ребенком – все замечательно. Но на практике возникли небольшие трудности…

Давайте рассмотрим все по порядку.

Что необходимо для пальчикового рисования:

— удобное место для рисования;

— краски;

— бумага или поверхность для рисования;

— кисточки (не обязательно);

— влажные и сухие салфетки;

— фотоаппарат;

— хорошее настроение.

1. Техника пальчикового рисования


Наши первые шедевры:)

Существуют различные техники рисования пальчиковыми красками . На этом сейчас детально не будем останавливаться. Для первых попыток, и пока ребенок совсем маленький, как мне кажется, будет достаточно импровизации в рисовании детскими ручками .

Перед вами (ребенком сидит на коленях или размещается на полу на животике) лежит бумага или поверхность для рисования, рядом находится блюдечка или баночки с красками. Если ребенок еще сам хорошо не сидит, то поддерживайте обязательно его под ручками . Для первых уроков рисования с ребенком в 6 месяцев будет достаточно 1-2 цветов. Макайте ручки и пальчики ребенка в краску и рисуйте: попытайтесь поставить отпечатки ладошек и пальчиков малыша; пусть кроха сам повозит и постучит ручкой по бумаге; нарисуйте ребенку несложные геометрические фигуры и линии кисточкой и т.д.

2. Удобное место для рисования

Почему это важно? Первый раз мы рисовали на полу, застеленным пеленкой, а сверху листы белой бумаги.


Так было у нас:)

Сыну на полу в положении лежа на животике и, когда мама, в основном, манипулирует ручкой, не очень понравилось. Он еще уверенно не сидел, но активно делал попытки. Поэтому ему понравилось в положении сидя на полу или у меня на коленках, а также пытался рисовать стоя на ножках. В 2-х последних случаях, нужно было наклоняться вперед или набок и мне и сыну — это не очень удобно, а мне еще и придерживать сына — быстро устают руки.

Выводы:

Если вы больше любите играться на животике, то тогда спокойно размещайтесь на полу. Можно ребенку под ручки подложить валик из полотенца, так ему будет удобней и легче.

— если вы уже пытаетесь садиться или садитесь, любите стоять, то вам, возможно, больше подойдет рисование за столом (детским или взрослым). Мы с сыном также пробовали рисовать на высокой коробке, но снова-таки, это неудобно, так как некуда девать ножки.

В любом случае, не с первого раза, но вы обязательно найдете, удобное для вас с малышом, положение для рисования ручками .


Вот что у нас получилось.

3. Пальчиковые краски

Я использовала следующий рецепт приготовления пальчиковых красок : 3­ст.л. соли, 1­ст.л. подсолнечного масла, 3 ст.л. воды, пищевые красители, мука.

Смешиваем миксером или ложкой перечисленные ингредиенты, подсыпая муку до консистенции густой сметаны, разливаем по баночкам и в каждую постепенно добавляем красители и, помешивая, доводим краски до нужного нам цвета. Хранить самодельные пальчиковые краски лучше в холодильнике.

Еще один рецепт: половина стакана кукурузного или картофельного крахмала, 50 грамм сахарного песка, 1/2 чайной ложки мелкой поваренной соли, 400 мл. холодной воды.

Все тщательно перемешайте, поместите в кастрюлю и доведите до кипения. Уменьшив огонь, варите смесь около 20 минут, постоянно помешивая, чтобы не образовались комочки. После этого пусть смесь остынет, но периодически продолжайте помешивать её. После того, как смесь остынет примерно до температуры тела, разлейте краску по баночкам и добавьте в каждую жидкий пищевой краситель нужного цвета.

Важно! Следите за тем, чтобы ребенок не ел краски. Не смотря на то, что они домашние, но все равно содержат пищевые красители, большое количество соли и сахара, а это ребенку не очень полезно. Но если ваш кроха сунет пальчик в ротик, испачканный в краске, то это не должно принести никакого вреда для его здоровья. Наши пальчики во рту побывали:)

Нам очень понравилось играться не только красками, но и баночками с ними.

4. Бумага или поверхность для рисования

Бумага, как мне кажется, лучше белая и плотная, но все зависит от вашей фантазии в рисовании. Можете попробовать и цветную, черновики, газеты, обои и т.д.

Поверхность для рисования: плитка в ванной, крышки от коробок, альбом с детскими фотографиями, дневник малыша т.д.

5. Кисточки

Ребенок кисточками рисовать, скорей всего, не будет. Кисточки больше для мамы — нарисуйте ребенку пару кривых линий, смешные гримасы, простые геометрические фигуры и т.д. Ребенку будет интересно наблюдать за движением кисти в ваших руках и рисунком. Моего сына кисточки привлекали. Он сам брал их в ручку, бросал и ловил, когда они пытались от него укатиться. Пытался засунуть в ротик. В общем, я их не зря взяла:)

6. Влажные и сухие салфетки.

Я использовала и те и те. Чистыми мы все равно не были, но мелкие погрешности мы вытирали: когда краска куда-то не туда текла или что-то падало.

7. Фотоаппарат

С маленьким ребенком такая вещь всегда должна быть под рукой. Все самые интересные фотографии – это неожиданные и непостановочные моменты. В случае пальчикового рисования будет, что фотографировать. Поверьте:) Поэтому заранее подготовьте камеру.

8 . Хорошее настроение

Хорошее настроение должно быть и у вас и у ребенка. Не расстраивайтесь, если все сложилось не так, как вы хотели или игра длилась 5 минут. Каждый ребенок индивидуальный, ему и вовсе может не понравится рисовать. Тогда отложите это до следующего раза. Наслаждайтесь временем вместе с малышом. Поиграйте баночками или бумагой, с кисточками и игрушками, которые пришли рисовать вместе с вашим малышом. У нас так и было. Рисования в том смысле, в котором мы его, взрослые, знаем, не было. Это была игра с предметами, которые присутствовали во время развивающего занятия с малышом. Но и конечно же, поразмазывали краску по бумаге, ощутили ее в ручках и на теле и пошли купаться:)

Рисовать лучше в той одежде, которую вам не жалко. Она потом отстирается, но придется после развивающего занятия с малышом переодеться. Если ребенок будет голенький, то придется его купать полностью. Мой сын, в первый раз, был одет до пояса, поэтому пальчиковое рисование плавно переместилось в ванную. Кстати, там мы тоже весело провели время. Поэтому, возможно, для Вас будет удобней, играться перед вечерним купанием.

Я теперь понимаю, почему детки любят играться едой и размазывать ее по столу. Для нас взрослых — это бардак, а для них – творчество. Поэтому можно играться еще и с едой, с детским пюре, например. Но не в месте кормления и когда ребенок не голодный.

Какой был первый опыт рисования у вас? В каком возрасте? Если есть дополнения, пишите в комментариях под статьей.

Удачных развивающих занятий с вашим 6-ти месячным ребенком! Улыбок, хорошего настроения и замечательных воспоминаний.

(Visited 4 411 time, 3 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,

Все дети познают мир руками. У совсем маленьких еще нет умения держать кисточку или карандаш. Поэтому идеальным вариантом для развития навыков у ребенка будут пальчиковые краски. Они предназначены для творчества людей любого возраста. Ответ на вопрос, как рисовать пальчиковыми красками, достаточно прост. Ребенку достаточно показать на своем примере, что и как нужно делать, а затем понаблюдать за процессом и безопасностью ребенка.

Что представляют собой пальчиковые краски

Примерно, в полугодовалом возрасте, начинают проявляться творческие способности. Этот момент главное не пропустить и постараться максимально помочь им развиться. Рисование руками может в этом помочь.

Пальчиковые краски специально предназначены для нежной кожи малышей. Так как в этом возрасте они любят тянуть свои пальцы в рот, производители стараются сделать не очень приятный вкус у своих товаров. Если даже небольшое количество состава попадет в рот малыша, то ничем ему не повредит, так как такая продукция безопасна для организма и не токсична.

Качественные и безопасные краски должны содержать:

  • пищевой краситель;
  • воду;
  • соль.

Перед покупкой нужно внимательно изучить состав выбранного товара. Для чувствительной кожи в больших магазинах предлагаются специальные для аллергиков составы. Как и для любых продуктов, обязательно нужно проверить срок годности. Если он подходит к концу, то данный товар лучше не брать.

Обычно пальчиковые краски предназначены для возраста более полугода. Не нужно выбирать большие комплекты красок, где много цветов. Для начала достаточно несколько основных, а остальные оттенки ребенок научится со временем получать при смешивании красок своими руками.

Идей рисования с детьми множество. У многих встает вопрос: как научить ребенка рисовать? Главное, подавать ему свежие идеи или показывать примеры рисунков, чтобы ребенку хотелось нарисовать также.

Если самостоятельно приготовить красители нет возможности, то в магазинах можно найти краски для малышей таких фирм, как baramba или giotto. Производители предлагают хороший состав, безопасный для маленьких детей. На упаковках прописан более поздний возраст применения: 2+ и 6+. Другие марки могут предложить 1+, но при этом обязательно нужно смотреть на состав и входящие в него элементы.


Почему полезно рисовать пальчиками?

Благодаря рисованию:

  • ребенок успокаивается и получает удовольствие от занятия;
  • развивается мелкая моторика рук;
  • идет познание окружающего мира;
  • дети становятся более усидчивыми и внимательными.

Многие утверждают, что при развитии мелкой моторики детских рук идет более быстрое развитие речи. При частом использовании красок ребенок начинает смешивать разные цвета, что позволяет ему учиться мыслить логически, быть более внимательным к мелочам.

Также при помощи рисования пальчиковыми красками с ребенком можно создать очень красивые картины, которые по желанию преподносятся в качестве подарка.

На видео: детское творчество с помощью пальчиковых красок.

Подготовка к творческому процессу

Необходимые предметы для рисования:

  • емкость с водой, где можно смывать с детских рук краску;
  • салфетки и полотенце;
  • бумага либо ватман;
  • газета или пленка, если процесс будет проходить на полу.

Самое главное подготовить самого ребенка к творческому занятию. Если температура в помещении позволяет, то лучше снять всю лишнюю одежду и оставить только памперс либо трусики. Состав очень легко отмывается от кожи теплой водой.

Для первого знакомства с этим занятием можно предусмотреть площадь в ванной комнате. И саму ванну, и стены можно легко вымыть струей воды из душа. Лучше всего, чтобы не ограничивать фантазию малыша, использовать ватман или обратную сторону обоев. Маленький лист бумаги быстро заканчивается и ребенку может надоесть рисовать руками.

Если ребенок перестал рисовать, увлекся чем-то другим, не нужно ему навязывать это занятие снова.

Самостоятельное приготовление пальчиковых красок

Существует огромное количество вариантов приготовления красок для детей. Самым распространенным является такой состав:

  • теплая вода;
  • картофельный крахмал;
  • пищевой краситель.

Консистенция у состава должна получиться как у густой сметаны.

Существуют способы приготовления съедобных составов, для которых используют йогурты, каши и различные ягоды, которые выполняют роль красителя. Но в данном случае, состав получается вкусным и сладким, что может усилить привычку тянуть пальцы в рот. Рисунки самодельными пальчиковыми красками иногда выходят более удачными, если сделать хороший состав.

Рисование пальчиковыми красками не только может занять малыша надолго, это способствуют более быстрому развитию мышления, речи и внимания. Обязательно нужно хвалить малыша. Это позволяет завлечь ребенка.

Мастер-класс по изготовлению пальчиковых красок (1 видео)

Краски разных производителей (23 фото)


























Здравствуйте, драгоценные Леонарды и Гойи!

Прошу меня простить за исковерканные имена великих художников (Леонардо Да Винчи и Франсиско Гойя), но я так часто называю своего сына, когда он рисует.

Приобщение детей к миру искусства и самовыражения — важная задача, которая стоит в первую очередь перед любящими родителями. Рисование с малышом от 1 года станет не только способом увлечь карапуза, но и очень полезным для него занятием, помогающим развивать способности и характер.

Польза творчества

Рисование — интересный и доступный вид развивающей деятельности. Помимо вкуса, изучения цвета и формы, малыш учится держать кисть, карандаш.

Первое рисование (от 1 года)

10 простых шагов для первых занятий облегчат понимание действий для мамы. Что и как нужно делать.

1. Малышам от года можно предлагать творить ладошками и пальчиками. Если ваш малыш старше, но раньше с уроками рисования не был знаком, тогда тоже начинайте с простых занятий.

2. Для рисования на начальном этапе подойдет пальчиковая гуашь или пальчиковые краски, что по сути одно и тоже. По составу сей продукт полностью годен, чтобы его попробовать на вкус. Однако еду не заменяет и маме нужно непрестанно бдить, чтобы рука малыша была не во рту.

3. Так же нам понадобиться большой лист бумаги, потому что движения карапузов ещё не отточены и обязательно будут выходить за пределы небольшого формата альбома.


Ватман или рулон обоев подойдёт идеально. Можно расположиться как на столе, так и на полу. Если в помещении тепло можно оставить малыша в одних трусиках — он будет рисовать на себе! Да, так происходит знакомство с краской, они все любят рисовать на себе. Потом вам остается только аккуратно донести юного Леонардо до ванной.

4. Покажите малышу краски. Я наливала немного в крышечку и только потом давала Данилу. Обмакните пальчик ребенка в краску и отпечатайте на листе, ребенок должен понять, что краска оставляет след на бумаге.

5. Заранее нарисуйте сюжет, который после, вместе с малышом дополните. Обозначьте землю, тучку, кружок-солнышко, стебли, дерево с ветвями и зовите малыша.

6. Обязательно проговаривайте происходящее. Ваш рассказ стимулирует внимание, развивает речь. Для начала рисуем пальчиками, а затем губкой можно намазать ладошку и пальчики и показать малышу, как можно шлепать по бумаге, после чего остаются красивые узоры.

7. Поставьте точки, которые будут символизировать дождик, падающий на землю из тучки. После дождя вырастает трава и листва на дереве — пальчиками рисуем небольшие линии зелёного цвета.

8. На первых занятиях старайтесь не использовать много цветов. Двух, максимум трех, более чем достаточно.

В момент смены цвета, делайте акцент на том, что нужно смыть краску и только после этого пользоваться следующей. (У меня заранее был заготовлен небольшой тазик с водой, и губкой протирала пальчики и ладошки, чтобы постоянно не тащить ребенка в ванную. Ведь интерес к занятию можно потерять и по дороге).

9. Теперь можно намазать всю ладошку желтой краской и оставлять отпечатки вокруг солнца, так у вас получаются лучи. Ну, а с приходом солнышка и тепла распускаются цветы. След от ладошки на конце стебля – распустившийся цветок. Картина готова, её можно повесить в детской.

10. Годовалые дети в творчестве предпочитают абстракцию, предоставьте свободу. Некоторые дети даются, чтобы мама руководила процессом рисования, а другие напротив противятся и сами мазюкают где хотят. В этом случае дайте волю художнику, пусть творит!

Вот такая картина получилась у нас:


Возможны сюжетные рисунки, как описано выше, можно рисовать отдельные предметы. Вариантов таких игр множество, придумать можно что угодно.

Главное, помнить: ровно, красиво, аккуратно сейчас не получится. Кружки, точки, линии, человечки — огуречки, волны — идеальный вариант рисунков в 1 год. С накоплением опыта и практики картина будет становиться интереснее.

Чтобы процесс рисования приносил удовольствие и вам, и ребёнку, как в первом занятии, так и в последующих, нужно подготовиться к обучению:

  1. Продумайте место, где ребёнок будет творить. Если выбор пал на комнату со светлым ковром, то вряд ли маме удастся расслабиться.
  2. Наденьте на ребенка одежду, которую не жалко испачкать.
  3. Приготовьте фартук, предметы для рисования, тряпку, если рисовать планируете руками, то позаботьтесь о влажных салфетках или полотенце.
  4. Обязательно проговорите ребёнку, что пить воду или пробовать краски нельзя.
  5. Поощряйте творческую деятельность и тягу к ней.

Конечно, не нужно ждать идеального результата – фигуры будут неровные, скорее всего непоседа смешает цвета, сделает несколько клякс и даже большой формат бумаги не убережёт пол от разводов краски.

Но горящие глаза, положительные эмоции и польза, полученная ребёнком во время рисования, не сравнимы с причиненными бедствиями. Поэтому маме стоит расслабиться и тоже получать удовольствием от процесса.

Как прошло ваше знакомство с пальчиковыми красочками? Все ли понравилось?

Или вы раскрасили себя и маму, а так же пол и стол?

В любом случае ребенку думаю понравилось, не всегда нравится мамам, но что поделать.

Так что, будем еще творить?

Продолжаем рисование с малышами от 1 года и идем дальше в наших знаниях.

Для рисования все так же используем пальчиковые краски и рисуем пальчиками, чтобы закрепить навык. Во время рисования обязательно проговаривайте, где какой цвет по сто раз и ваш малыш быстро выучит цвета.

  • На помощь родителям так же приходят и специальные тетради для рисования . Они очень облегчают процесс и выручают, если времени на придумывание ограничено. Малышу подойдут несложные рисунки с крупными деталями, в некоторых присутствуют вкладыши с наклейками. В продаже имеются большое разнообразие подобных тетрадей.

Я предлагаю вам несколько шаблонов, которые вы можете скачать , распечатать и рисовать пальчиками вместе со своим малышом.


  • Мы со своим сыном так же очень любим раскраски . Я беру простые сюжеты или односложные персонажи, чтобы ребенок понимал, что за картинка изображена. И эту раскраску желательно разрезать на отдельные листы, ибо ваш художник краски не жалеет и мажет от души, ваша раскраска просто склеится.

Так же предлагаю несколько простых рисунков для раскраивания, с которыми малыш возможно уже знаком.



А помните всем известную школьную линейку?


Ее можно так же приобрести в канцелярских товарах и по сей день. Здесь вы убиваете сразу двух зайцев: учите геометрические фигуры и составляете из них различных животных или предметы:

Так же можете самостоятельно изготовить любые трафареты из старой коробки.


Или к обычным крышкам от пластиковых бутылок приклеить вырезанные вами рисунки.


Продолжаем удивляться работам малыша и теперь у нас уже есть определенные успехи. Мы можем подольше задерживаться за этим занятием и нам увлекательно и интересно.

Переходим к более осмысленному рисованию.

Можно предложить малышу выбрать материалы для творчества:


В общем рисуем и еще раз рисуем!

Да прибудет с вами фантазия! Всем пока, пока!

Не забывайте про комменты и забегайте в соц. сети.

Ищите снова, чем занять ребенка дома? Предлагаю вам игры с пальчиковыми красками, в которые очень часто играем с ребенком. Отлично подходит для малыша в 1.5-2 года.

Рисование пальчиковыми красками — интересное занятие для малыша и эффективный способ развивать мелкую моторику рук.

Я уже раз рассказывала о . Мы тогда рисовали на бумаге, сидя у мамы на руках . Позже еще много раз занимались этим видом творчества в ванной, пока не закончились краски.

На прошлой неделе я пополнила наши запасы творческих материалов и купила легко смываемую краску для рисования пальчиками Crayola.

В этот раз мы рисовали не в ванной, а на кухне. На пол положила одеяло, а сверху – обычную клеенку для стола. Ребенка одела в домашнюю одежду. Все отстиралось с первого раза, без особых усилий.

Теперь расскажу, что еще можно делать с красками, кроме рисования. Дети – изобретательные и сами придумают занятия, а родители могут предложить еще и другие варианты игр.

Игры с пальчиковыми красками

1. Рисование пальчиками

От пластмассовых коробок для игрушек, у меня были две крышки – их мы использовали, как холст для рисования. Я предложила ребенку и бумагу, но интереснее было рисовать без бумаги.

Рисование пальчиками

Он с огромным энтузиазмом возил пальцами и руками по краске. Периодически я в пластмассовые коробки доливала чуть-чуть воды, иногда добавляла жидкое детское мыло, чтобы получалось немного пены. Так было интереснее рисовать.

2. Рисование небольшим кусочком губки

Рисование небольшим кусочком губки

Обычную губку для мытья посуды я разрезала на 4 части и дала один кусочек ребенку для рисования. Потом показала ему, что можно макать губку в краску и возить по бумаге. Сильно большого интереса процесс не вызвал, но периодически малыш возвращался и к такому рисованию.

3. Рисование с помощью кисточки

Рисование с помощью кисточки

Тёме понравилась идея, что можно макать кисточку в краску и потом рисовать по бумаге, или клеенке. Этим видом занятия он тоже достаточно долго занимался.

4. Выбирать фасоль

Выбирать фасоль с краски

В пластмассовую коробку с краской я рассыпала фасоль. Ребенку понравилось выбирать пальчиками ее и перекладывать в другую емкость. Ему хотелось, чтобы рисованию ничего не мешало, поэтому он старательно выбирал фасоль.

5. Выдавливание краски из тюбиков

У меня остались старые тюбики от пальчиковой краски. Я туда налила немного воды и дала ребенку. Эта часть рисования заняла, наверное, больше всего времени. Он с большим интересом открывал сам тюбик и выдавливал на наш «холст» краску с водой. Потом снова закрывал и повторял процесс.

Выдавливание краски из тюбиков

Ребенок очень любит рисовать пальчиковыми красками . Он подолгу может возиться со своими рисунками.

За границы «рабочего места» он не выходил. Иногда, брызги от краски попадали на пол, но я быстро все вытирала. После занятия, я только помыла саму клеенку и ребенка.

Но, как послесловие, расскажу продолжение нашей истории с рисованием. Рисовали мы вечером перед купанием. После того, как все закончилось, я сразу повела ребенка в ванную. Он очень любит купаться! Чтобы скорее отмыть малыша, я использовала душ. Без привычки и от большого напора воды, ребенок сильно испугался.

Купания в удовольствие у нас не получилось, смогла только с криком его помыть. И несколько следующих дней сын просто боялся купаться. Снова вернулись к водным процедурам мы уже через несколько дней, после того как он немного забыл обо всем. Теперь я очень аккуратно отношусь ко всему новому, чтобы не напугать ребенка снова.

Оставьте, пожалуйста, свой отзыв, или комментарий. Мне очень интересно ваше мнение!