Обычаи и традиции индейцев. Индейцы на тропе войны

Наряду с развитием языка как инструмента коммуникации развивались невербальные способы общения. Прежде чем научиться связно говорить, для общения человек использовал конечности рук и мимику лица, бессознательно научившись вкладывать в каждую дугу и прямую линию на лице столько смысла, что всего этого было достаточно, чтобы быть предельно понятым собеседником. Отправляясь на войну или охоту, он наносил на лицо симметричный орнамент, подчёркивающий намерения, а с помощью мимических мышц раскраска оживала и начинала работать уже по конкретным правилам.

В этом материале мы постарались поднять основные вехи в истории боевой раскраски, узнать, как её используют сегодня, а также составить короткую инструкцию по нанесению.

История возникновения боевой раскраски

Известно, что боевую раскраску использовали ещё древние кельты, которые применяли для этого синий индиго, получаемый из вайды красильной. Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо - вайда использовалась ещё в эпоху неолита.

Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки.

вайда красильная


Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными

Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.

Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации - красоту и счастье, - если подобными цветами раскрашивали лица.


Чёрный цвет означал готовность к войне, силу, но нёс больше агрессивной энергии. Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения. Так же поступали и древние римляне, возвращавшись в Рим на лошадях после победы, но они раскрашивали свои лица в ярко-красный цвет, подражая своему богу войны Марсу. Белый цвет означал скорбь, хотя существовало и другое значение - мир. Голубыми или зелёными цветами узоры наносились на самых интеллектуально развитых и духовно просвещённых членов племени. Эти цвета означали мудрость и выносливость. Зелёный цвет тесно ассоциировался с гармонией и силой провидения.

Позже индейцы стали использовать раскраску не только для устрашения, но и в качестве камуфляжа - подбирали цвета раскраски в соответствии с условиями. Цветами «лечили», защищали, готовили к «новой жизни», выражали внутреннее состояние и социальный статус, и, конечно же, раскраску лица и тела наносили в качестве декоративных элементов.

Современная интерпретация боевой раскраски сугубо практическая. Военные наносят чёрную раскраску на лицо под глазами и на щёки для уменьшения отражения солнечных лучей от поверхности кожи, которая не защищена камуфляжной тканью.

Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения

Правила нанесения раскраски

Когда мы смотрим на изображение, мозг обрабатывает огромное количество информации, получаемой от глаз и других органов чувств. Для того чтобы сознание извлекало какой-то смысл из увиденного, мозг разделяет общую картину на составные части. Когда глаз смотрит на вертикальную линию с зелёными пятнами, мозг получает сигнал и идентифицирует это как дерево, а когда мозг воспринимает много-много деревьев - видит их уже как лес.


Сознание склонно признавать нечто как самостоятельный объект только в том случае, если этот объект имеет непрерывный цвет. Получается, что человек имеет гораздо больше шансов быть замеченным, если его костюм абсолютно однотонный. В условиях джунглей большое количество цветов в камуфляжном паттерне будет восприниматься как целостный объект, потому что джунгли буквально состоят из мелких деталей.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание. Обычно, чтобы правильно нанести раскраску, солдаты помогают друг другу перед началом операции. Блестящие части тела - лоб, скулы, нос, уши и подбородок - окрашиваются в тёмные цвета, а теневые (или затемнённые) области лица - вокруг глаз, под носом и под подбородком - в светло-зелёные оттенки. Кроме лица раскраска наносится и на открытые части тела: заднюю часть шеи, руки и кисти.

Двухцветная камуфляжная раскраска чаще наносится случайным образом. Ладони рук обычно не маскируются, но если в военных действиях руки используются в качестве инструмента общения, то есть служат для передачи невербальных тактических сигналов, их тоже маскируют. На практике чаще других используются три стандартных типа краски для лица: суглинок (глиняный цвет), светло-зелёный, применимый для всех видов сухопутных войск в районах, где недостаточно зелёной растительности, и глиняно-белый цвет для войск на заснеженной местности.

В разработке защитных красок учитывают два главных критерия: защиту и безопасность солдата. Критерий безопасности означает простоту и удобство использования: при нанесении краски солдатом на открытые части тела она должна оставаться стойкой в условиях окружающей среды, устойчивой к потоотделению и подходить к обмундированию. Раскраска лица не снижает естественную чувствительность солдата, практически не имеет никакого запаха, не вызывает раздражений на коже и не наносит вреда при случайном попадании краски в глаза или рот.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание


Современные методы

В настоящее время существует прототип краски, которая защищает кожу солдата и от тепловой волны при взрыве. Что имеется в виду: в действительности тепловая волна от взрыва длится не более двух секунд, её температура составляет 600 °С, но этого времени хватает, чтобы полностью спалить лицо и сильно повредить незащищённые конечности. Как заявлено, новый материал способен защитить открытую кожу от лёгкого ожога на 15 секунд после взрыва.

Ученые считают, что первым средством для нанесения боевого макияжа была кровь. Кровью животных древние люди обмазывали себя не только перед охотой, но и перед набегом на соседнее племя. И неизвестно, что было первично в этом - создание своеобразной обонятельной защиты от собственного, человеческого запаха или придание себе жуткого, повергающего врагов в ужас вида. Покрытый кровью противника воин демонстрировал свою силу и агрессию – и не только врагу, но и соратникам и себе самому.

Кровавый маскарад


В некоторых племенах Африки, Америки и Океании кровь для подобного страшного украшения воинами использовалась своя собственная. Это символизировало решимость и презрение к боли и смерти, своеобразное «боевое бешенство» - сродни тому, которое демонстрировали берсерки на территории северной Европы. Тацит отмечал, что варвары, которым противостояла римская армия в Британии, специально «мечом расцарапывали себе лица», чтобы казаться страшнее.

Гордость своими ранами и их следами – шрамами – заставляла древних жителей Европы, кельтов, препятствовать их бесследному заживлению. Об этом свидетельствует Теодор Моммзен, описывая кельтов в «Истории Рима»: «Поводом для хвастовства служило все - даже рана, которую нередко намеренно расширяли для того, чтобы похвастаться широким рубцом». Иногда для того, чтобы память о ранении не исчезла, в неопасные раны специально добавляли минеральные красители, подчеркивая их синим, красным или черным цветами. «Подкрасить» рану помогали глина, сажа, охра или угольная пыль. (Возможно, именно так когда-то и произошло зарождение искусства татуировки – от случайного попадания краски в заживающую рану – к целенаправленному нарушению целости кожи с введением красителя).

Синеликие пикты


Одновременно с татуировкой и шрамированием, кельтские племена Европы широко применяли очень разнообразную боевую косметику. Упоминание Тертуллиана: «легион обуздал диких скоттов (шотландцев) и изучил стального цвета рисунки на лицах убитых» - говорит о многом. Татуировки и боевую раскраску своих противников римляне лаконично называли «stigmata Britonium», британские знаки.

Название группы племен, живших на севере Шотландии, данное им римлянами, напрямую с этим обычаем связано – слово «пикты» означает «расписанные», покрытые рисунками. Пикты были не богатырского роста, судя по останкам, найденным в их воинских захоронениях – не выше 170 см. Им было жизненно необходимо придание себе пугающего внешнего вида. Татуировки пиктов изображали их животных-покровителей (тотемы).
Особенно почиталась пиктами для боевого макияжа глина с высоким содержанием соединений меди – малахита и азурита, синеватого или зеленоватого оттенков. Кроме того яркий сине-голубой цвет достигался ими от применения красителя, изготовленного на основе травянистого растения под названием вайда красильная. Синий пигмент вайды мог соперничать яркостью и чистотой тона с дорогим индиго – он был известен людям со времен неолита, позже его назвали «германским индиго» и применяли по всей Европе и даже на Руси для окраски шерсти. Не только пикты, но и другие кельтские воины пугали своей «синюшностью» противников по всей Европе. Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» отмечает: «Все британцы красятся вайдой, которая придаёт их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшней других на вид».

«Мертвенный» оттенок кожи раскрашенных воинов был призван показать врагам отсутствие у них страха перед смертью – раз они уже в какой-то мере «мертвы и посинели». Площадь для нанесения боевой раскраски была немалой: пикты шли в бой практически нагими. Кроме однородного синего фона, пикты наносили на свои тела и лица тотемические символы – изображения животных, птиц и рыб. Популярны были геометрические и спиралевидные узоры, значения которых история пока не знает. Есть версия, что это тоже максимально стилизованные изображения тотемов.
Континентальные кельтские племена, например, багауды чаще применяли оранжевый пигмент для боевой раскраски лиц.

Военный мейк-ап


Противостоявшие синеликим кельтским воинам римляне тоже не были чужды военного макияжа. Правда, применяли они его не в бою, а в победных шествиях, и не во времена Галльских и Британских войн, а на несколько столетий раньше. Участники триумфальных парадов в древнем Риме часто красили свои лица красным, что символизировало бога Марса, чьим атрибутом являлся красный цвет.

Другие северяне – викинги – в расцвете своей эпохи – с IX по XIII вв. – нередко тоже применяли боевую раскраску, но в ней их интересовал больше не тот или иной цвет – они были разнообразны, а графический символ тотемического животного – покровителя рода. Известно, что викинги питали особое пристрастие к красному цвету, нанося его охрой, глиной или кровью.

Современные военные применяют боевую косметику немногим реже, чем их далекие предки. По-прежнему, нанесение боевого макияжа преследует две основные цели: в большей степени маскировка и в меньшей – психическое воздействие на противника. Часто используется сочетание этих целей, для которого ярко-синий цвет не очень подходит: гораздо эффективнее прячет и не менее сильно пугает сочетание серого, коричневого, зеленого и черного в виде специфического «камуфляжного» узора. Разрушая цветовую непрерывность зрительного образа лица человека, боевой макияж позволяет бойцу спецподразделения долго оставаться незамеченным, а выскочив навстречу врагу – напугать и деморализовать его.

Шпаковский В.О. ::: Индейцы. Школьный путеводитель

Столкновения между индейскими племенами происходили из-за охотничьих угодий, озер, в которых в изо­билии рос дикий рис, древней вражды. Племена, разво­дившие лошадей, подвергались набегам индейцев, ко­торые желали таким образом обзавестись лошадьми, а племена кочевников, например навахи, нападали на индейцев-земледельцев - пуэбло и тэва, чтобы добыть у них запас кукурузы на зиму. Нападали индейцы и на поселения белых людей, представлявшиеся им хранили­щами сокровищ. Разумеется, военные действия нередко велись и «просто так». Так воспитывали индейскую молодежь.

Обычно поход одних индейцев против других начинал­ся с того, что какой-нибудь авторитетный (хотя и не обязательно!) в племени индеец объявлял о своем желании пойти в поход против одного из соседних индейских пле­мен. Далее следовали выступления уважаемых воинов, вспоминавших о своих былых победах, а женщины пели воинственные песни, сопровождая их громкими завыва­ниями, тем самым возбуждая отвагу в тех, кому ее не хва­тало.

Когда боевой дух воинов достигал нужных высот, они собирались у палатки или жилища своего вождя и постились три дня, употребляя различные рвотные средства в целях очищения организма. Считалось, что даже ма­лейшее нарушение правил подготовки к походу могло повлечь за собой его неудачу!

В то время как добровольцы постились, старшие рассказывали им о более ранних войнах, подчеркивая в них собственную роль. Все пели и принимали участие в воен­ных плясках. Пост заканчивался церемониальным пир­шеством, во время которого воины ели мясо оленя и со­баки, чтобы быть такими же быстрыми, как олень, и по­корными своему предводителю, как собака. Только после этого воины окрашивали себя в красный и черный цвета и были готовы выйти на тропу войны.

Индейцы были хорошими наездниками - они могли ездить на лошадях даже без седла и стремян, однако бо­гато украшенное седло свидетельствовало о заслугах всад­ника. Стремена часто делались из дерева и обертывались кожей.

Во главе колонны шел вождь. Он нес сумку с лекарс­твенными снадобьями, содержащую также священные предметы и талисманы, способные сделать его воинов не­уязвимыми для вражеских копий и стрел. Случалось, что в качестве талисманов в такие походы брали с собой даже девушек, членов особых военных обществ, призванных возбуждать в воинах воинский дух! Каждый воин вни­мательно следил за тем, не обнаружится ли какое-либо дурное предзнаменование, например ствол дерева стран­ной формы или животное, ведущее себя необычно. И если что-либо подобное замечалось, военная операция отменялась.

Если никаких неблагоприятных знамений не наблюдалось, то воины при приближении к вражеской терри­тории испускали радостный крик. Затем, одетые только в набедренную повязку и мокасины, они выстраивались в цепочку по одному и ступали след в след, чтобы нельзя было бы догадаться, как много прошло здесь людей. Во­ины шли осторожно, не ломая ни единой веточки, чтобы случайно не возбудить подозрений врага. Вот как описы­вает свидетель оружие индейских воинов: для нападения им обычно служили «луки и стрелы, которые они носи­ли в своих колчанах, с кремнями в качестве наконечни­ков и зубами рыб, очень острыми; стреляли они с боль­шим искусством и силой. Их луки были из превосходно­го желто-бурого дерева удивительной прочности, скорее прямые, чем изогнутые, а тетива - из их конопли. Дли­на лука всегда несколько меньше того, кто его несет. Стре­лы из тростника, очень тонкого, который растет в лагунах, длиной свыше пяти пядей. Они пригоняли к трост­нику кусок тонкой палочки, очень прочной, к которой был прикреплен кремень».

Искусство обращения с луком приобреталось индейцами с детства - мальчики сначала охотились на мел­кую дичь, вроде ящериц и мышей, и со временем они ста­новились искусными снайперами.

Нередко, если противник обнаруживал наступающих и преимущество внезапности терялось, отряд отступал без единого выстрела. Однако бывало и так, что сраже­ние начиналось с обмена оскорблениями и угрозами, пос­ле чего следовал свисток вождя, воины бросались в бой, и начиналась кровавая схватка. Если же противникам удавалось договориться, то в ознаменование этого выкуривалась трубка мира, и воины расходились.

Обычно нападающие стремились окружить неприяте­ля и отрезать ему пути к отступлению. Сигналы при этом подавались жестами и с помощью умелого подражания голосам зверей и птиц, значение каждого звука оговаривалось заранее. Затем следовал сигнал к бою. Сначала на застигнутого врасплох противника обрушивался целый дождь стрел, после чего появлялись уже и сами воины в боевой раскраске и с копьями, томагавками и палица­ми в руках. Сражаться с врагом без боевой раскраски ин­дейцы считали для себя позором, поэтому подвергшаяся нападению сторона, хотя, безусловно, и оказывала со­противление, но, чувствуя, что ее «переиграли», обычно стремилась к спасению бегством. Поэтому само сраже­ние могло быть закончено в течение нескольких минут! Затем победители снимали скальпы с убитых, а иногда и просто потерявших сознание воинов неприятеля, за­хватывали трофеи и имущество и возвращались домой с пением песен и чаще всего уже верхом на захваченных лошадях!

Вернувшихся с победой приветствовали девушки, исполнявшие Пляску Скальпов, а принесенные воинами трофеи выставлялись на показ для всеобщего обозрения. Воины рассказывали о совершенных ими подвигах, а их жены и матери спешили увековечить эти рассказы, вы­шивая соответствующие изображения и знаки на их во­енных одеяниях либо соответствующим образом обновляя их головные уборы.

Интересно, что, отмечая свои военные успехи, индейские племена, жившие на Великих равнинах, и в особен­ности сиу, создали своеобразную «перьевую геральди­ку», в которой каждое перо обозначало какой-то подвиг. Эти перья «военных успехов», как их называли, можно сравнить с орденами и медалями в современных армиях, и о подвигах воина можно было судить по его перьям.

В давние дни племенной закон разрешал носить головной убор из перьев только прославленным воинам, которые совершили много боевых подвигов. Некоторые ста­рые воины столько раз отличались за свою жизнь, что к их головному убору добавлялась одинарная или двойная лента из перьев, которая свисала вдоль всей спины.

Другой тип головного убора представлял собой шапку с парой прикрепленных к ней рогов и ленту с одним ря­дом перьев, свисающую от короны в виде длинного хвос­та. Шапка была покрыта шкурками горностая. Одно вре­мя этот тип головного убора был очень распространен.

Для головных уборов индейцы использовали перья орла, благороднейшей и храбрейшей птицы. Соседние с сиу племена носили сходные головные уборы, но они не всегда придавали перьям такое же значение.

Черноногие, например, для указания воинских отли­чий украшали свои костюмы шкурками белых горноста­ев. Они «короне» с перьями, отклоняющимися назад, предпочитали головной убор с вертикально стоящими пе­рьями.

Сегодня для американских индейцев боевые головные уборы из перьев стали традиционным элементом национального костюма.

Сделать такой убор в принципе несложно. Основой для него была шапка из замши. Орлиные перья можно заменить подходящими по цвету перьями индюка либо достать в зоопарке настоящие перья орла, которые он каж­дую весну теряет во время линьки. Способы их крепления и отделки хорошо видны на рисунке на странице 89 и осо­бой сложности не вызывают. Налобную вышивку нужно будет сделать из бисера, а слева и справа над ушами пришить полоски из белого меха, в том числе и синтетичес­кого, свернутого в трубочки и с черными «хвостиками» на конце. В том случае, если вы захотите украсить свой убор рогами, то проще всего изготовить их из папье-маше, обработать наждачной бумагой, затем покрасить и по­крыть лаком. Чтобы они прочно держались на голове, обод шапочки следует укрепить полоской тонкой фанеры, а сами рога надеть на приклеенные к ней деревянные «пробки ». Все остальные детали индейского костюма вы точно так же можете сделать, ориентируясь на рисунки в этой книге.

Отделка убора и деталей костюма индейцев произво­дится с помощью вышивки бисером, овладеть искусст­вом которой будет также очень интересно. До появления европейцев индейцы использовали окрашенные и наре­занные колечками иглы дикобраза, однако после того как европейцы начали продавать им стеклянные и фарфоро­вые бусины различных цветов, прежнее искусство быстро пришло в упадок. Теперь вышивка стала более сложной и ею начали украшать церемониальные боевые одеяния. Мешочки для трубок, люльки для младенцев, мокасины, седельные сумки, кисеты и повязки на голо­вных уборах из перьев стали украшаться вышивкой из бисера в одном стиле.

1 - воин сиу. Раскраска означает, что он только что вернулся из похода и принес с собой много добытых скальпов. Красное пятно - ранение в лоб. Палочка в волосах - убил врага одним выстрелом;

2 - осейджи: прическа и раскраска воина. К пучку волос на выбритой голове прикреплен гребень из шерсти дикобраза или оленьего хвоста – роуч;

3 - кроу: праздничная прическа и раскраска воина. Спереди волосы выкрашены белой глиной;

4 - кайова. Волосы коротко обрезаны с правой стороны, чтобы не мешали стрелять из лука, зато в правое ухо вставлены шесть серег;

5 - ассинибойны. Черный цвет - цвет победы, символизирует потухшие вражеские костры.

6 - арапахо: зеленый цвет означает землю, полукруг - небесный свод, молнии - скорость;

7 - женская раскраска девушки кайова, означающая ожидание воина, возвращающегося с победой

Орнаменты сиу, шайеннов и апачей были геометриче­скими, Эти племена использовали «ленивые стежки», которые давали остроконечный рисунок. Кроу и черноногие использовали плоские, «перекрывающиеся», или «точечные стежки», более подходящие к растительным фигурам, которые они включали в свои орнаменты.

Имитировать индейскую раскраску не трудно, для это­го используют обычную губную помаду и краски, сме­шанные с жиром или кремом, чтобы избежать раздражения кожи. Сегодня различные индейские клубы и сооб­щества очень популярны во всем мире и как знать, может быть, став членом одного из них, вы найдете себе занятие по интересам.

Индейцы живут далеко от нас - по другую сторону океана, будь то Атлантического или Тихого, и мы подчас даже не подозреваем, что многим обязаны им. От американских индейцев пришли к нам картофель, помидоры, тыква, бобы, баклажаны, ананасы и папайя, стручковый перец и земляные орехи, кукуруза, ваниль, перец чили, какао, авокадо и многое другое.

Многие находят привлекательной романтику индей­ского быта. По книгам и фильмам мы знаем о гордых и независимых племенах краснокожих, о ловких и бесстрашных индейских воинах.

Археологи открыли удивительные цивилизации древ­них индейцев, чьи сооружения могут поспорить и с египетскими пирамидами.

Мы надеемся, что читатель с интересом прочел эту книжку и открыл для себя удивительный мир американских индейцев, поражающий нас своей самобытностью.

Ученые считают, что первым средством для нанесения боевого макияжа была кровь. Кровью животных древние люди обмазывали себя не только перед охотой, но и перед набегом на соседнее племя. И неизвестно, что было первично в этом - создание своеобразной обонятельной защиты от собственного, человеческого запаха или придание себе жуткого, повергающего врагов в ужас вида. Покрытый кровью противника воин демонстрировал свою силу и агрессию – и не только врагу, но и соратникам и себе самому.

Кровавый маскарад


В некоторых племенах Африки, Америки и Океании кровь для подобного страшного украшения воинами использовалась своя собственная. Это символизировало решимость и презрение к боли и смерти, своеобразное «боевое бешенство» - сродни тому, которое демонстрировали берсерки на территории северной Европы. Тацит отмечал, что варвары, которым противостояла римская армия в Британии, специально «мечом расцарапывали себе лица», чтобы казаться страшнее.

Гордость своими ранами и их следами – шрамами – заставляла древних жителей Европы, кельтов, препятствовать их бесследному заживлению. Об этом свидетельствует Теодор Моммзен, описывая кельтов в «Истории Рима»: «Поводом для хвастовства служило все - даже рана, которую нередко намеренно расширяли для того, чтобы похвастаться широким рубцом». Иногда для того, чтобы память о ранении не исчезла, в неопасные раны специально добавляли минеральные красители, подчеркивая их синим, красным или черным цветами. «Подкрасить» рану помогали глина, сажа, охра или угольная пыль. (Возможно, именно так когда-то и произошло зарождение искусства татуировки – от случайного попадания краски в заживающую рану – к целенаправленному нарушению целости кожи с введением красителя).

Синеликие пикты


Одновременно с татуировкой и шрамированием, кельтские племена Европы широко применяли очень разнообразную боевую косметику. Упоминание Тертуллиана: «легион обуздал диких скоттов (шотландцев) и изучил стального цвета рисунки на лицах убитых» - говорит о многом. Татуировки и боевую раскраску своих противников римляне лаконично называли «stigmata Britonium», британские знаки.

Название группы племен, живших на севере Шотландии, данное им римлянами, напрямую с этим обычаем связано – слово «пикты» означает «расписанные», покрытые рисунками. Пикты были не богатырского роста, судя по останкам, найденным в их воинских захоронениях – не выше 170 см. Им было жизненно необходимо придание себе пугающего внешнего вида. Татуировки пиктов изображали их животных-покровителей (тотемы).
Особенно почиталась пиктами для боевого макияжа глина с высоким содержанием соединений меди – малахита и азурита, синеватого или зеленоватого оттенков. Кроме того яркий сине-голубой цвет достигался ими от применения красителя, изготовленного на основе травянистого растения под названием вайда красильная. Синий пигмент вайды мог соперничать яркостью и чистотой тона с дорогим индиго – он был известен людям со времен неолита, позже его назвали «германским индиго» и применяли по всей Европе и даже на Руси для окраски шерсти. Не только пикты, но и другие кельтские воины пугали своей «синюшностью» противников по всей Европе. Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» отмечает: «Все британцы красятся вайдой, которая придаёт их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшней других на вид».

«Мертвенный» оттенок кожи раскрашенных воинов был призван показать врагам отсутствие у них страха перед смертью – раз они уже в какой-то мере «мертвы и посинели». Площадь для нанесения боевой раскраски была немалой: пикты шли в бой практически нагими. Кроме однородного синего фона, пикты наносили на свои тела и лица тотемические символы – изображения животных, птиц и рыб. Популярны были геометрические и спиралевидные узоры, значения которых история пока не знает. Есть версия, что это тоже максимально стилизованные изображения тотемов.
Континентальные кельтские племена, например, багауды чаще применяли оранжевый пигмент для боевой раскраски лиц.

Военный мейк-ап


Противостоявшие синеликим кельтским воинам римляне тоже не были чужды военного макияжа. Правда, применяли они его не в бою, а в победных шествиях, и не во времена Галльских и Британских войн, а на несколько столетий раньше. Участники триумфальных парадов в древнем Риме часто красили свои лица красным, что символизировало бога Марса, чьим атрибутом являлся красный цвет.

Другие северяне – викинги – в расцвете своей эпохи – с IX по XIII вв. – нередко тоже применяли боевую раскраску, но в ней их интересовал больше не тот или иной цвет – они были разнообразны, а графический символ тотемического животного – покровителя рода. Известно, что викинги питали особое пристрастие к красному цвету, нанося его охрой, глиной или кровью.

Современные военные применяют боевую косметику немногим реже, чем их далекие предки. По-прежнему, нанесение боевого макияжа преследует две основные цели: в большей степени маскировка и в меньшей – психическое воздействие на противника. Часто используется сочетание этих целей, для которого ярко-синий цвет не очень подходит: гораздо эффективнее прячет и не менее сильно пугает сочетание серого, коричневого, зеленого и черного в виде специфического «камуфляжного» узора. Разрушая цветовую непрерывность зрительного образа лица человека, боевой макияж позволяет бойцу спецподразделения долго оставаться незамеченным, а выскочив навстречу врагу – напугать и деморализовать его.

До появления белых торговцев индейцы использовали различные природные красители, например некоторые породы глины.
Ассинибойны белой глиной вымазывали свое лицо и накидки в случае скорби. Так же, можно привести и другие виды природных красителей. Так, равнинные кри, чтобы получить черный цвет, смешивали жир, древесный уголь и графит. Скиди-пауни покрывали лицо сажей, получаемый при сжигании травы. С появлением торговцев, индейцы стали у них покупать охру и заменять ей природные красители. Для нанесения на лицо воин брал немного охры и жира, растирал на ладонях до нужного оттенка и наносил на кожу.
Торговцы продавали индейцам охру в маленьких коробочках и получали за её продажу до 500% прибыли.
Военная раскраска служила магической защитой для воина и его скакуна. Индейцы полагали, что раскраска усиливала магические и способности воинов. Различные виды раскрашивания были результатом видений и были индивидуальны. Существовали так же определенные виды раскрашивания, которые показывали заслуги воинов и их деяния.
У индейцев сиу горизонтальные волнистые цветные линии, нарисованные на запястьях воина, означали, что он был захвачен врагами в плен, но ему удалось спастись. Красные пятна на любой части тела – ранения от стрел и копий. Красные горизонтальные линии на руках или теле, а так же красные вертикальные линии на шее - воин бывал в битвах. Каждая линия означала участие в одной битве. Черные круги вокруг глаз давали воину магическую возможность победить врага ночью или неожиданно напасть на него и победить. Черные горизонтальные линии на одной щеке свидетельствовали о том, что воин убил врага. Диагональные черные линии на бедрах – воин сражался в бою пешим. Черные кресты на бедрах – воин сражался в бою на своем скакуне. Вертикальные красные линии, идущие по щекам вдоль висков до челюсти, у сиу и шайеннов означали, что воин убил врага рукопашной схватке.
Черный цвет у большинства племен (сиу, шайеннов, арапахо, пауни и др.) был цветом победы. Он означал прекращение вражды, символизируя затухания угля вражеских костров и вражеские жизни, которые покинул дух. В то же время, команчи и осейджи наносили черную краску перед битвой.
Во время племенных церемоний раскраска воина могла говорить о принадлежности его к какому либо военному обществу, клану или о совершении им боевых подвигов.
Воины, которые смогли проявить себя на тропе войны, имели право раскрашивать лицо своих жен. Если у мужчины не было боевых заслуг, то этой привилегии он лишался.
Лошади так же раскрашивались, а их гривы и хвосты украшали орлиными перьями и яркими лентами. Обычай раскрашивать своих коней перед битвой существовал у всех племен. Лошадей темной масти раскрашивали белой или желтой краской, а лошадей светлой масти - красной краской. Круги вокруг глаз боевого коня рисовали, чтобы зрение скакуна было острее. Места ранений скакунов сиу, шайенны и черноногие отмечали большим круглым пятном и обычно красной краской. Существовали разные символы, которые наносили на боевых скакунов. Они отражали подвиги воина - хозяина лошади. Например, у сиу отпечаток ладони на лошади означал, что воин дотронулся до врага.
Определенная раскраска одежды и нарисованные символы так же означали боевые заслуги воина или давали магическую защиту.