Праздник работников машиностроения. День машиностроителя: кто и как его отмечает

День машиностроителя в 2019 году какого числа отмечается – 25 сентября 2019 года


История этого российского профессионального праздника начинается в 1980 году, когда специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено ежегодное празднование Дня Машиностроителя в последнее воскресенье сентября. Понятно, что наиболее широко День Машиностроителя отмечается в тех городах и поселках нашей страны, где предприятия данной отрасли преобладают или же являются градообразующими. Здесь проводятся различные праздничные мероприятия, турниры, слеты концерты и конкурсы. Хотя, вероятно, это не совсем правильно, ведь от развития машиностроения, от его работы зависят и все другие отрасли экономики. Можно без преувеличения сказать, что продукция машиностроения напрямую касается каждого человека. Поэтому если у вас есть знакомые, работающие над выпуском автомобилей, станков или даже обычных дверных замков – обязательно поздравьте их в последнее воскресенье первого осеннего месяца. В 2019 году День Машиностроителя в России будет отмечаться 25 сентября.

Что такое машиностроение

Давайте сначала определимся с тем, а что же это, собственно, такое – машиностроение. Впрочем, ответ на этот вопрос заложен уже в самом названии этой отрасли. Машиностроение, это - отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Но, поскольку машиностроение – это чрезвычайно емкое и обширное понятие, его, в свою очередь, тоже принято подразделять на отдельные группы: машиностроение общее среднее, тяжелое, точное, ремонт машин и оборудования, а также производство металлических изделий и заготовок.

Но и это еще не все. Каждая группа, относящаяся к машиностроению, также делится на различные подгруппы. К общему машиностроению относятся следующие виды машиностроения:

  • транспортное – железнодорожное, авиационное, судостроение, ракеты и космические корабли;
  • сельскохозяйственное;
  • химическое;
  • лесопромышленное
  • строительное и коммунальное;
  • производство технологического оборудования.

К тяжелому машиностроению относятся:

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Среднее машиностроение, это:

  • автомобилестроение;
  • производство тракторов;
  • производство станков;
  • робототехника;
  • производство оборудования для легкой промышленности;
  • производство инструмента;
  • производство оборудования для пищевой промышленности;
  • производство бытовых машин и приборов.

Точное машиностроение включает в себя:

  • производство радиотехники и электроники;
  • приборостроение;
  • производство электротехнического оборудования.

Производство металлических изделий и заготовок:

  • производство метизов – металлических изделий для массового потребления: гвозди, металлические канаты, проволока, крепеж и проч.;
  • производство скобяных изделий и столовых приборов из металла, фурнитуры, замков и ключей.

Представители всех этих профессий также имеют право отмечать День Машиностроителя в 2019 году.

Развитие машиностроения в России

Впервые машиностроение было выделено в отдельную отрасль промышленности еще в 18-м столетии. Хотя фактически оно существовало всегда. Действительно, ведь изготовление любого орудия производства, даже каменного топора, тоже фактически является машиностроением. А что уж говорить о временах, когда появились более точные приборы и инструменты, например, солнечные или песочные часы, не говоря уже о часах механических? Человек всегда стремился облегчить свой труд и свою жизнь при помощи различных приспособлений, и по сути, это тоже было машиностроением. Но именно в 18-м веке, в Англии начали производить «машины для производства машин», что и вывело машиностроение на совершенно иной уровень. Именно развитие машиностроения дало толчок к зарождению промышленного капитализма, что полностью перестраивало все общественные и производственные отношения.

К сожалению, в России в 18-м столетии машиностроение было выражено довольно слабо, оно очень зависело от импорта оборудования и работали на нем, главным образом иностранные специалисты. Российское машиностроение было ориентировано, в основном, на сельское хозяйство, оно выпускало для него несложный инвентарь. Да и по своему техническому уровню, вплоть до начала 20-го века российское машиностроение сильно уступало своим западным конкурентам. В России выпускалось небольшое количество автомобилей и металлорежущих станков, а любое более сложное оборудование приходилось завозить из-за границы.

В наши дни, в 2019 году, машиностроительная отрасль России является базовым элементом экономики страны, она находится в тесном взаимодействии с другими отраслями – топливно-энергетическим, оборонно-промышленным и агропромышленным комплексом, транспортом, связью, строительством. Если говорить о структуре промышленного производства, то машиностроение в России находится на втором месте после топливно-энергетического комплекса и занимает более 20% по своему удельному весу. Это и не удивительно ведь именно от развития машиностроения зависят не только объем валового внутреннего продукта любой страны, но и ее обороноспособность. Поэтому развитие машиностроения в 2019 году остается одним из главных и приоритетных направлений в социально-экономической политике, которую проводят Президент и Правительство Российской Федерации.

Три основных сегмента российского машиностроения – транспортный, электронный и сегмент тяжелой промышленности находятся не совсем в равном положении. Наиболее благополучно обстоят дела в транспортном машиностроении, которое объединяет автомобилестроение, судостроение и промышленность, относящуюся к авиакосмической отрасли. Хотя нужно сказать о том, что российское автомобилестроение занимается сейчас, главным образом, сборкой автомашин западных марок. А вот тяжелое машиностроение переживает серьезный кризис: станкостроительная и инструментальная отрасль находятся в почти умирающем состоянии, хотя заводы и предприятия ориентированные на сырьевую, энергетическую или металлургическую отрасль, по-прежнему могут нормально существовать.

Возник праздник "День машиностроителя" еще во времена Советского Союза, а для Украины был учрежден Указом Президента Л.Кравчука в 1993 году. Цель - поддержка работников машиностроительной и приборостроительной отрасли. С тех пор праздник отмечается каждый год в последнее воскресенье сентября . Для граждан Беларуси, России и Кыргызстана Указ был издан 1 октября 1980 года Президиумом Верховного Совета СССР.

Машиностроение существует более двух сотен лет. Развитие страны и уровень жизни ее граждан напрямую зависит от машиностроительной отрасли, ведь она является одной из ведущих в экономике. По стоимости продукции и по количеству занятых людей - несомненный лидер.

Основные направления:
- транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиастроение, железнодорожная отрасль, ракетостроение);
- станкостроение, металлургия, энергетика;
- машиностроение для химической и нефтехимической отраслей.

В машиностроительной отрасли заняты миллионы людей - это работники интеллектуальных профессий, инженеры и конструкторы, руководители и люди, работающие во вспомогательных ответвлениях. Машиностроение - настоящий катализатор научно-технического прогресса. Цель - сделать труд не таким тяжелым и в тоже время более эффективным, повысить производительность путем обеспечения абсолютно всех отраслей фондами надлежащего технического уровня.

Именно на день машиностроителя правительство поздравляет главных тружеников страны и награждает их почетными званиями: "Заслуженный машиностроитель", "Заслуженный работник промышленности". Помимо этого на праздник устраивают Дни открытых дверей, когда каждый может посетить предприятие и ознакомиться со спецификой работы отрасли. Гулянья, концерты, праздничные мероприятия устраиваются во всех городах, но особенно шумные они именно в городах-машиностроителях.

Каждый день люди используют продукты машиностроения - автомобили сопровождают всегда и везде. Личный транспорт, сельскохозяйственный, общественный. Однако кроме автомобилестроения сюда относятся как стиральные машины, так и ядерные реакторы с подводными лодками. Структура транспортного машиностроения объединяет производство вагонов и тепловозов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, микроавтобусов, самолетов и морских судов.

На оборудование и технику отечественного производителя всегда был колоссальный спрос как со стороны отечественных, так и со стороны иностранных предприятий. Помимо изготовления традиционной продукции постоянно внедряется новая техника и оборудование для внутреннего рынка. Например, дизель-поезда, буровые установки, дорожная техника, грузовые вагоны. Часть продукции отправляется на экспорт в страны СНГ, Индию, Мексику. По уровню развития отрасли страны очень сильно отличаются друг от друга. Львиную долю продукции производят страны с высоким уровнем развития. Лидеры - Америка, Япония, Германия, Франция, Россия, Китай. Специализация достаточно обширна, как принято говорить - "от иглы до самолета". Другие страны, менее развитые и продвинутые, могут специализироваться на выпуске какого-то одного вида продукции, которую и представляют на мировом рынке. Но, несмотря на это, они сильно отстают по общему коэффициенту.

Чтобы производить качественную продукцию и быть лидером на мировом рынке, необходимо достаточное количество квалифицированных специалистов, трудовых ресурсов. Без таких кадров продуктивная работа многочисленных НИИ, конструкторских бюро просто невозможна.

Машиностроение это основа промышленности любой страны мира, ее интеллектуальный потенциал. Жизнь всего человечества тесно связана с этой отраслью промышленности. Это все то, что связано с технической стороной жизнедеятельности человека, например, транспорт личный и общественный, холодильники и телевизоры. И та продукция, на которой базируется промышленность, то есть станки и прочее оборудование для производства новых товаров, и продукция, обеспечивающая обороноспособность страны, то есть ракеты и самолеты, космические спутники и морские корабли.... Нет такой области, которая бы не была связана с машиностроением. В последнее воскресенья сентября все инженеры и рабочие, связанные с машиностроением, отмечают свой профессиональный праздник в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года.

Есть один хороший праздник,
Он для тех, кто не дурак,
Кто в машинах всяких разных
Знает что, и где, и как.

Он для тех, кто вмиг построит
Самый сложный агрегат,
Кто свою удачу словит,
Не заметив всех преград.

Пусть тебе, машин строитель,
Светит звезд путеводитель,
Будет счастье на века,
И зарплата высока!

Машиностроителю слава!
Поклон наш глубокий. Почет.
Пусть счастье из лучшего сплава
Любви и удачи растет!

А также растет пусть зарплата,
Успех и комфортность в быту,
И жизни размеры богатой -
В длину, в ширину, в высоту!

С днем машиностроителя, поздравляю всех работников этой важнейшей индустрии. Желаю успеха в труде, продуктивной работы, широких перспектив и стабильного роста, как в карьере, так и в финансовом отношении. Благополучия, высоких достижений и постоянного движения вперед.

Машиностроителям тоже когда-то
Пора пожелать замечательных благ.
Пусть четко работают все аппараты,
Станки не стоят, не появится брак,
Пусть ваши машины в цеху и на стройке
Не знают поломок, забот, «косяков»,
Пусть вашей работой все будут довольны
И шлют вам букет благодарственных слов!

Ваятель деталей, создатель машин,
Технических всех покоритель вершин,
Пусть праздник твой громом гремит по земле,
Машиностроителю слава везде!

С Днем машиностроителей всех
Поздравляю тебя я сердечно!
Ожидает пусть всюду успех,
Труд твой будет пускай безупречным.

И зарплата пускай лишь растет,
Приводя тебя вновь к повышенью.
Дом любовью пусть нежной цветет,
Будут верными пусть все решенья.

Машиностроитель - ты мастер отменный,
Ты сделал давно нашу жизнь современной,
Ведь мы без машин ни туда, ни сюда,
В них ритм нашей жизни и наша судьба.

Мы с праздником нынче тебя поздравляем,
Прекрасных сюрпризов от жизни желаем.
Пускай на работе тебя уважают,
А дома заботятся и обожают!

Специалист машинного строения
Сегодня все слова звучат для вас.
Ведь без расчетов, вашего умения,
Ничто бы и не сдвинулось без вас!

Такая отрасль важная и мощность,
Сегмент огромный силы и труда.
И вся активность автопроизводста
И процветает, держится на вас!

Желаем счастья и рабочих вам успехов,
Пусть все свершится в жизненном пути.
Здоровья, радости, побед и много смеха
И лишь вперед уверенно идти!

Я поздравляю вас, друзья,
С лучшим днем на свете,
День машиностроителя
С вами мы отметим.

Пусть ваши руки золотые
Устали не знают,
Из года в год и день за днем
Машины собирают.

Вам смелых, креативных
Идей я пожелаю,
Пусть о машинах ваших
Весь наш мир узнает.

День машиностроителей -
Важное событие.
В производстве потрудиться
Это всем нам пригодится.

Без машин на месте людям
Уж не весело сидится.
Они двигают прогресс,
Открывая мир чудес.

Поздравляем, с чертежами
Кто всегда наперевес!
Титанический чей труд
Создает везде уют.

Это транспорт и ракета,
И быттехника - все тут.
Новых вам, друзья, идей
И огромных прибылей!

Покорно сложены детали,
О них сегодня помолчим.
За Вас, за мастеров из стали!
Давайте их не огорчим!
Работа ваша - это дело,
А остальное ерунда.
Вы создаете так умело
Отличный результат труда!
Как тяжело суметь порою
... машинам много сил отдать!
Работу не сравнить с игрою -
Упорный труд, чтоб профи стать!

На сегодняшний день существует большое количество праздников, которые так или иначе отмечают на различных предприятиях, заводах, фирмах и так далее. Сегодня мы поговорим о таком празднике, как День машиностроения. Но прежде чем рассмотреть детально это торжество, давайте разберемся, что собой представляет эта отрасль и зачем она нужна.

Двигатель экономики

Машиностроение представляет собой основу всей промышленности любой страны, ее материальный и экономический ресурс. С этой связана жизнедеятельность всего человечества, поскольку каждый день каждый из нас сталкивается, например, с общественным или личным транспортом, смотрит телевизор или достает продукты из холодильника. В эту отрасль входит и та продукция, на которой основывается промышленность. Это станки, оборудование для производства товаров, изделия, которые обеспечивают обороноспособность страны, например самолеты, спутники, корабли и прочее. Машиностроение является базовой страны, самой важной отраслью промышленности, сердцем индустрии. Поэтому можно смело утверждать, что нет такой сферы, где бы не использовались изделия машиностроения.

Значение машиностроения

День машиностроения сегодня является особой датой. промышленности является очень важной для человека. Интересно, что существует она уже больше двухсот лет. Среди всех отраслей промышленности во всем мире она стоит на первом месте по стоимости выпускаемой продукции, а также по численности занятых. По уровню развития машиностроения судят, насколько развита страна в целом.

Перед тем как рассмотреть, какого числа День машиностроения, необходимо отметить, что эта отрасль позволяет производить самые различные предметы потребления, начиная с машин и оборудования и заканчивая приборами и инструментами, имеющими производственное назначение. Она дает возможность выпускать также различные изделия, которые имеют культурную и бытовую ценность, обеспечивает техникой все отрасли экономики. Эта техника используется не только на транспорте, но и в сельском хозяйстве, в быту, промышленности. Перед тем как рассмотреть, как проходит праздник День машиностроения, нужно сказать, что эта отрасль промышленности является катализатором научно-технического прогресса, на базе которого проходит оснащение всех сфер народного хозяйства, а также войск новой, более совершенной техникой и оружием. Из этого следует, что главная задача продукции машиностроения - сделать более легким труд, повысить его производительность за счет заполнения всех сфер народного хозяйства главными фондами, имеющими высокий технический уровень.

Виды машиностроения

В зависимости от того, какая выпускается продукция, машиностроение принято разделять на энергетическое, электронное, сельскохозяйственное, транспортное, изготовление оборудования для различных сфер промышленности (приборостроение), станкостроение. Таким образом, научно-технический прогресс материализуется через все изделия машиностроения.

День машиностроения

Дата для его празднования выбрана не случайно. Берет свою историю торжество с советских времен. День машиностроения был установлен Указом президиума ВС (Верховного Совета) СССР " О праздничных и памятных днях" 1 октября 1980 года, а также в редакции УПВС СССР "О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях" 1 ноября 1988 года. Этот профессиональный праздник на сегодняшний день ежегодно отмечают машиностроители России, Белоруси, Украины и Кыргызстана в последнее воскресенье сентября.

Как отмечается праздник

Принято считать: кто водит авто, тот влюбляется в него на всю жизнь. Транспорт сопровождает человека всегда, он может быть личным, общественным или сельскохозяйственным. Все его разнообразие существует благодаря станкам, механизмам и конвейеру. День машиностроения представляет собой торжественный день для всех инженеров и рабочих этой отрасли экономики. В праздник на предприятиях и заводах организуются особые мероприятия, застолья, проводятся концерты, выступления, конкурсы, звучат поздравления работникам и ветеранам труда, вручаются награды заслуженным профессионалам. Этот особый праздник отметается широко и торжественно. Создаются поздравительные открытки и плакаты. А право отмечать этот день имеют слесари, инженеры, проектировщики, токари и иные специалисты.

День машиностроения в России

Поскольку День машиностроения отмечается в последнее воскресенье сентября, в прошлом году (2015) праздник попадал на двадцать седьмое число. В этом году его будут отмечать двадцать пятого сентября. В первом осеннем месяце довольно тепло, поэтому настроение в этот праздничный для работников машиностроительной промышленности день непременно будет хорошим. На заводах и предприятиях могут проходить различные мероприятия, посвященные этому празднику. Поздравить работников приходят не только сотрудники, но и близкие, родные люди.

Несколько слов напоследок…

Рабочие всех сфер машиностроения в свой профессиональный праздник принимают подарки и поздравления. Если у вас есть друзья или родные, профессия которых связана с этой отраслью промышленности, не забудьте их поздравить с праздником, что попадает в этом году на двадцать пятое число сентября, и пожелать им железной логики, железного характера, железных нервов и железного здоровья.

День машиностроителя, отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

Машиностроительный комплекс — базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса).

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций , а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.

Современное машиностроение является сложной и дифференцированной отраслью промышленности . Машиностроительный комплекс РФ объединяет 12 крупных комплексных отраслей, образованных сотнями высоко дифференцированных подотраслей. К комплексным отраслям машиностроения относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.

Продукцию предприятий машиностроения принято подразделять на предназначенную для гражданских потребителей и идущую на нужды военно-промышленного комплекса (ВПК).

Согласно оценке экспертов рейтингового агентства РИА Рейтинг, с ноября 2014 года российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада . Согласно оценке, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9%, что стало худшим показателем за последние шесть лет. В последний раз более глубокий спад наблюдался в 2009 году, но тогда он был значительно сильнее — на 31,2%.

Основной причиной спада эксперты называют сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. Сильнее всего снизилось производство автомобильной техники, грузовых вагонов и турбин.

По итогам 2016 года в российском машиностроении вновь была зафиксирована отрицательная динамика производства. Однако в 2016 году этот показатель сократился до 0,9%.

Из двенадцати машиностроительных подотраслей рост производства отмечен в четырех, тогда как в 2015 году рост производства был зафиксирован только в двух подотраслях. Самый высокий темп роста наблюдался в сельскохозяйственном машиностроении за счет господдержки предприятий подотрасли, фактора импортозамещения, а также улучшения финансового состояния сельхозпроизводителей.

Также положительная динамика производства в 2016 году зафиксирована в таких подотраслях как "производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки" и "производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов". В обоих случаях главной причиной роста стал фактор импортозамещения.

Положительная динамика по итогам года была отмечена также в российском автомобилестроении. При этом впервые за несколько лет вырос выпуск грузовых автомобилей и автобусов. Производство легковых автомобилей сократилось на 7,6%, однако в четвертом квартале рост выпуска этой продукции составил 22,5%, что предполагает неплохие перспективы на 2017 год. Как и в случае с сельскохозяйственным машиностроением, немалую роль в улучшении динамики в автомобилестроении оказали меры господдержки.

В остальных восьми подотраслях в 2016 году производство снизилось. При этом в двух из них темп спада превысил 10% — в производстве станков и в производстве прочих машин и оборудования специального назначения. Минимальный спад зафиксирован в производстве электрических машин и электрооборудования — всего на 0,7%.

Эксперты РИА Рейтинг полагают, что тенденция улучшения динамики производства в машиностроении в дальнейшем сохранится, и по итогам 2017 года будет зафиксирован рост. Основными факторами роста в отрасли в 2017 году , как и годом ранее, станут меры господдержки, а кроме того ожидается постепенное восстановление инвестиционного и потребительского спроса, а также улучшение динамики экспорта российской машиностроительной продукции.

Важность труда машиностроителей по достоинству оценивается государством. В списке почетных званий Российской Федерации есть звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" , которое присваивается высокопрофессиональным рабочим, инженерно-техническим и научным работникам организаций машиностроения, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, за личные заслуги.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников