Европейский осетин какой он в отношениях. Осетины. Эссе-подражание

Интересную новость сегодня вычитал. Оказывается...
В Северной Осетии показатель детей, рожденных вне брака, составляет 30 процентов. Об этом в интервью «Голосу России» заявил руководитель Центра по изучению проблем народонаселения при МГУ Валерий Елизаров.

Анализируя значимость Всероссийской переписи населения, которая пройдет в октябре нынешнего года, эксперт отметил, что она может стимулировать исследования различных демографических проблем в регионе Северного Кавказа. «На Кавказе очень большой разброс по некоторым показателям, который заставляет нас задуматься, почему это происходит. Например, показатель детей, рожденных вне брака в Чечне, минимальный - меньше 5 процентов, а в Северной Осетии - достаточно большой, даже больше, чем средний по России - 30 процентов. Почему это происходит даже у народов близких по культуре? Я думаю, перепись может дать толчок к исследованию», - сказал Валерий Елизаров.

А вообще, давно хотел тут на писать пост о семейной жизни в Осетии, а именно о разводах. Кто не в теме, скажу, что процент разводов в республике крайне высок. Боюсь соврать, но точно больше 30%. Около 35 вроде. А это - больше, чем каждый третий брак. То есть каждая третья молодая семья разваливается, причем в первые 5 лет жизни. У каждого из нас масса подобных жизненных примеров. У кого-то соседи, у кого-то коллеги, у кого-то родственники. Бывало, задумывался о причинах столь плачевного положения вещей. Да и самому на эти грабли наступать совсем не хочется. Так вот, для себя выделил несколько причин, которые влияют на столь высокий процент разводов. Хотелось бы, чтоб вы привели свои доводы или опровергли мои.
Во-первых, обычная бытовуха. Тяжело прокормить семью, когда средняя заработная плата в республике - порядка 10 тысяч рублей. Если ты не предприниматель и не работаешь на себя, то обречен зарабатывать тыщ 15-16 в лучшем случае. Это не те деньги, на которые можно кормить семью, еще и периодически дарить жене подарки или хотя бы цветами радовать. Это деньги, которые будут уходить чисто на пожрать. Это напрягает, конечно же. Тут на помощь приходят родственники.

Родители мужа или жены. Они помогают чем могут, НО! Невольно начинают ощущать себя теми, кто вправе лезть в дела молодой семьи. "Да как ты смеешь мне не подчиняться?! Я тебя кормлю и твою жену и сделаешь так, как я хочу иначе рубля больше от меня не увидите!". Немного утрировано, но примерно вот так. Тещи/свекрови начинают лезть, давать советы, указывать. Все это нагнетается и в итоге семейка трещит по швам.

Много, действительно очень много, молодых людей связывают себя узами брака едва достигнув совершеннолетия. Есть примеры этого, когда знакомый женится на девочке, которой вот-вот исполнилось 18 лет. А ему 22 или 23 что ли. Они росли вместе, играли/дружили, потом повзрослели, стали смотреть друг на друга другими глазами и вот парень твердо решает, что это именно она - его избранница. Как только ей исполняется 18 - они женятся. Зачастую оба - студенты. Чаще бывает, что он, женившись, понимает, что надо зарабатывать и идет в такси или развозить продукты по магазинам. Потому что он больше ничего делать-то и не умеет, а женился, боясь ее упустить. О том, что девочка эта - еще ребенок и он лишает ее многого того, что есть в жизни ее подружек и однокурсниц и никогда больше не будет в ее жизни, парень редко задумывается. Он молодой пацанчик, которому еще в кайф потусить с кентами на набережной или зависнуть на углу или шабануть на хате, а она вынуждена торчать дома, убирать за его родаками и терпеливо ждать, пока ее благоверный вернется домой. Я ничего не выдумываю, а говорю о том, что видел и на примере ни одной семьи. парень в данном случае заботится исключительно о себе. Ему нужна в доме порядочная, кроткая жена и нечего ей гулять. Ему можно. Он же пацан. Клянусь, мне безумно жаль таких девочек. Они-то и сами понимают на какую херню они подписались)) Она взрослеет, меняются какие-то ценности, взгляды на жизнь, приоритеты. девочка становится девушкой, женщиной. У нее, черт возьми, меняются вкусы в отношении мужчин. Никому не хочется терять лучшие годы жизни, сидя со свекровью, смотря очередной выпуск ток-шоу по зомбоящику. А иначе нельзя. Не положено. Это же Осетия. Вот и еще одна причина разводов.

Еще одной причиной, как мне кажется, является секс. Естественно, тут я могу судить лишь основываясь на своих предположениях, т.к. об этой стороне супружеской жизни никто особо не распространяется, а расспрашивать неприлично:) В Осетии порицают интимные отношения до брака. Я понимаю, что на это все давно плюют, но убежден, что велик процент тех, кто до брака не даст)) Однако более удивительным видится то, что есть очень немало парней, которые предпочитают купить дешевую 700-рублевую шлюху, нежели иметь обалденный, к тому же еще и безопасный секс с любимой. В их мышлении, если девушка даст любимому до брака она моментально переходит в разряд бляди и житья с такой нет.

Пещерное мышление, пардон. От того и город полон шлюх и саун, что мне лично омерзительно. Так вот, отсутствие секса до брака приводит к тому, что после него люди обнаруживают, что как-то вот им совсем и не комфортно вместе в постели. Оказывается, он любит попыхтеть пару минут перед сном и с чистой совестью баюшки, а ей нужны ласки, романтика и секс на полночи. оказывается, он хочет ее везде и всегда, а для нее просто дико трахаться вне спальни и "вне" миссионерской позы. А секс-то как ни крути это один из самых мощных столпов, на котором держится семья. И вот скоро из-за своей любви к "пыхтению" девочку начинает муж раздражать. ЭТО совсем не то, чего она ждала от семейной жизни и совсем не то, о чем она мечтала, засыпая по ночам или гадая на суженного.

Люди, вступают в брак, не зная друг друга до конца. да, конечно же, своего партнера ты будешь узнавать и заново открывать для себя в течение всей жизни, но я говорю о менее глубинных вещах. вы поняли:) В общем, это, на мой сугубо личный взгляд, самые основные причины того, что у нас каждый третий брак разваливается. Я не хочу писать тут про алкоголизм, потому что это и так понятно. Я никогда не был в браке и в ближайшие года 2-3 не собираюсь, а все что я тут понаписал, основывается лишь на наблюдениях со стороны и домысливании ситуаций.

Хотелось бы узнать мнение соотечественников и подискутировать на эту тему.

На вопрос может ли русская девушка выйти замуж за осетина? заданный автором Анюта лучший ответ это На эту ситуацию можно посмотреть и с другой стороны и задать вопрос:
"Может ли осетинский парень жениться на русской? "
Что не придется притираться к традициям, культуре и прочее... ?
"Чем это грозит? "Если вы лично чего то опасаетесь, то вообще замуж выходить за этого человека не стоит. А вообще от себя могу добавить, что в своем большинстве осетины -замечательные отцы, заботливые мужья.
Вам же посоветовала прежде чем так ставить вопрос, сначала ознакомиться с нашими (осетинскими)традициями и культурой, а потом делать какие либо выводы. Удачи вам и счастья...

Ответ от Посошок [новичек]
МОЖЕТ! кроме этого, за милую душу возьмет, да еще и спасибо скажет, что согласилась!. а почему М. Ю. Лермонтов сказал, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОСКОРБИТЬ ГОРЦА, НАЗОВИ ЕГО ОСЕТИНОМ, так на это у автора было множество причин.. осетины сами не кавказцы и к Кавказу никакого отношения не имеют. они там оказались после разгрома Гуннами и бегством спаслись на Кавказе, благодаря грузинскому царю, который их и абхазцев взял под свой протекторат. в то время, осетины придерживались Ислама, а со вторжением на Кавказ русских войск, всем народам Кавказа было предложено принять Христианство.. все народы Кавказа отказались и вели войну против царских войск и лишь осетины продали свою веру за царский золотой червонец /десять рублей/ каждому двору.. по тем временам большая сумма.. с тех пор они потеряли и так мизерный авторитет перед народами Кавказа. кто сомневается, читайте работы М. Лермонтова, Л. Толстого, Грибоедова, Пушкина и других Великих Русских писателей того времени.. -приведу слова одного из этих авторов " осетины грязный, не ухоженный, не трудолюбивый народ.. другие народы /чеченцы, дагестанцы, кабардинцы/ хоть грабежами промышляют, а эти, кроме -ОФИЦЕР, ДАЙ НА ВОДКУ- ничего не хотят делать.. так, что у автора этих унизительных слов, было достаточно оснований так выразиться.. лично я не имею никакой личной цели оскорбить этот народ, но что есть, то есть.. это факты и это история написанная Великими классиками!.. /без обид/..


Ответ от Николай Николаев [новичек]
Да легко, я служил в Осетии там очень часты смешанные браки, даже веры они нашей православной, большинство во всяком случае


Ответ от Невроз [гуру]
Ради эксперимента конечно не стоит. А вот если люди любят друг друга, то какая разница какой он национальности? Приноравливаться надо будет и к русскому мужу, ведь у людей разные характеры. Не бойся ничего и никогда. А на чужой роток не накинешь платок.


Ответ от Просвещенный [гуру]
Если им вместе хорошо почему и нет


Ответ от Amina [гуру]
Почему то некоторые решают, что под осетина придется подстраиваться, а под другого нет что ли? Конечно может девушка пойти замуж и за осетина. Что тут такого? Можно подумать, что руские жизнь не ломают. По крайней мере у кавказцев есть ответственность за семью и детей. Они как раз таки понимают, что семья и дети - это навсегда. Хотя, конечно, разные бывают кавказцы.... Но мне везёт как всегда, чего и Вам желаю.
МИР ВАМ!


Ответ от Пользователь удален [новичек]
если любит, то да


Ответ от Дмитрий Мозоль [новичек]
Браки между людьми различных вероисповеданий и жизненных укладов, конечно, возможны; но вот прочными они будут только при наличии очень сильной взаимной любви и взаимной способности к компромиссам. А для гарячих мушшщин с Каффказа способность к добровольному компромиссу с женщиной свойственна примерно в такой же степени, как любовь к рэпу у Папы Римского...


Ответ от Gabriel Dennicca [гуру]
Неплохо бы осознавть чем это тебе грозит...


Ответ от Звезда [гуру]
А почему нет то?


Ответ от Oleg Mityakov [гуру]
Может...но тут уже другой вопрос напрашивается_))
....накуй оно тебе надо_))


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Если хочет сломать себе жизнь, то....


Ответ от Пани лозовски [гуру]
очень проблематично, но при желании может, придется подстраиваться


Ответ от Псевдоним [новичек]
Знаешь Насруди, я конечно могу начать тут писать, что это все не так, приводить доводы и многое другое, но я не буду этого делать, ты мне противен, я лишь скажу одно, когда мои предки, их родственники, и мой народ шел умирать, практически все остальные народы кавказа сидели сидели у себя дома, потому что у Владикавказа остановили немецкое продвижение, потому что это мой народ подлежал обязательному призыву, а ваш нет, поскольку нам доверяли, а вам нет, и кавказский военный госпиталь сейчас стоит у нас в Республике, а не в другом кавказском регионе, а по поводу золотого червонца, еще предки моих предков - Аланы, исповедовали основы христианства, и пришли они из низовий Кубани и Ростовской области, а выгнал их оттуда монгол, жалею я лишь о том, что в свое время многие горные крепости не объединились, но это дела прошлого, а прошлое не судят, из него делают выводы, а теперь по поводу золотого червонца, в свое время в красной армии существовала дикая дивизия, состояла она из народов кавказа, и была известна тем, что солдаты этой дивизии ходили за ушами в окопы немецкой армии с одними ножами, а за эти уши им платили, платили хорошие деньги, но сколько точно не помню, так вот к чему я подвожу, вот на таких условиях народы кавказа и служили, а осетины при этом подлежали обязательному призыву и служили в разнообразных воинских формированиях. Среди осетин очень много офицеров, если кому интересно можете вбить в интернете. А теперь Насруди, не знаю прочтешь ты это или нет, но каждый раз когда ты будешь про водку, про то как мой народ ленив и грязен, про то как мы продали свою веру и прочее, прочее, прочее и отсылатся к словам, как ты говоришь великих классиков, помни верили нам, а не вам и поднять на восстание, как на кубани казаков, хотели тоже вас, а не нас, так почему я должен верить тебе сейчас? Цена моего слова, куплена кровью моих предков и я буду беречь ее, а где цена твоего слова, и чем она уплачена?

Две крайности?

Посвящается парням, которые позабыли о своих корнях…
Артуру Жажиеву и Тамику Бигаеву.

Увы, в Осетии, разговор о мужчинах, а тем более осуждение их поведения является неким табу. Мы обвиняем девушек во всех грехах смертных. При этом, мы лелеем мысль о том, что наши мужчины - дар небесный, который мы не в силах оценить. Сегодня, наши будущие свекрови всеми правдами и неправдами пытаются огородить своих сыночков от всех жизненных трудностей, возвышая их в их же собственных глазах. Армия - теперь это вселенское зло, спорт - да зачем, когда можно заниматься музыкой и модой, школа - да зачем она нужна! Ведь все, преподаватели, тренеры и военкомы хотят обидеть их ненаглядное сокровище!

Интересно, что мы получаем в итоге? Две крайности, одна из которых бескультурные особи мужского пола, которые, как временами кажется, действительно только с гор спустились. К девушкам они относятся, как к мясу. А какое почтение и уважение к мясу? Да и в социуме им как-то не очень. Разбрелись по нашей необъятной Родине, и теперь, в России, при слове осетин все кривят свои милые личики, говоря о «дикости» наших парней. В любом случае, это для нас не ново.

Другая крайность - это женоподобные мальчуганы, гелящие свои волосы, носящие побрякушки и прущиеся со своей внешности (особенно, если лицом они не вышли). Таких полно везде, в Москве и Петербурге, Владикавказе и Беслане, где я только таких не встречала. Зачастую, эти парни разбираются в модных тенденциях лучше, чем любая «бомбита», да и гардеробная их будет куда по больше. Их кумиры, это даже не Таша Газданова, а Джастин Бибер и Рома Желудь. Все они мечтают уехать в Париж или Милан, стать известной моделью или фотографом. И не важно, что таланта нет. Не важно, что ты до сих пор не освоил азы грамматики, а твои взгляды и представления о жизни смахивают на детсадовские. Лучше смотреть 12 часов в судки в зеркало, восхищаясь тем, какой ты классный, чем грызть гранит науки и пинать грушу в спортзале в свои то 16-17 лет. Лучше ходить на тусовки и разговаривать на сленге, чем знать свою культуру и свой родной язык.

Откуда «это» берет свои истоки? Из семьи, из социума или модных журналов? Почему ценности меняются со скоростью света? Почему мы не хотим быть достойными наследниками своих предков?

Сегодня, действительно, мы имеем две крайности, и кто знает, какая крайность лучше? Я приезжаю домой, и я теряюсь. Теряюсь, потому что нет мужчин, есть дикари и бабы. А те немногие, кто еще достоин называться осетинами, постепенно «вымирают». И как жить дальше?

P . S . Прошу понять меня правильно, я не делю всех мужчина на эти две группы. Я верю, что среди нас еще есть настоящие мужчины. Я выражаю огромную благодарность и уважение этим мужчинам. Спасибо, за то, что есть. Вы пример для подражания.


Женщин наших не сажают за один стол с мужчинами не из-за пренебрежительного к ним отношения и унизительного их положения в обществе, а ровно потому же, почему нет женщин в церквах среди священнослужителей. Бывает их там? Нет.
Наши застолья не просто увеселительные мероприятия с обильным питьем и закусками, а ещё, и главное - молитвы. Тосты, которые произносит старший, сидящий во главе, не просто тосты за мир в мире, за прекрасных дам, за ваше здоровье, за ваше здоровье и т.д. Это целый молитвенный ритуал, строгий, со специальным обязательным порядком, который сохранился и не меняется веками. Поэтому женщины сидят за отдельным столом, в легкой и свободной атмосфере, и еда и питье у них на столах более женские. То, что у русских называется «пир» на весь мир, по-осетински звучит «куывд» - молитва. Вот и всё. Ни при чем здесь не уважение женщин. Можно не уважать мать свою, сестру, дочь? Любимую женщину, бабушку? Конечно нет. Просто у нас лучше сохранились древние традиции, ритуалы, доставшиеся нам из Ветхого Завета, как мне лично кажется. Очень кажется, потому что очень похоже всё. И всё из-за длительного обособленного проживания в труднодоступных местах, не подвергающегося никаким сторонним влияниям. Я не специалист, конечно, и специально этим не занималась, просто делюсь своим мнением и мыслями на этот счет. отвечая на ваши высказанные и не высказанные вопросы.

Отсюда: http://dvosetia.ru/audit

Женщина пользуется большим почетом, чем мужчина.

К. ХЕТАГУРОВ

По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжать свой путь.
К. ХЕТАГУРОВ. 1894 г. (117, с. 356)
Между прочим, хорошими качествами туземного (в данном случае осетинского.- К- Ч.) характера можно указать еще на одну своеобразную черту туземного великодушия. Во время кровной вражды туземцы никогда не убивают женщин враждебной стороны. Если же кто-нибудь и сделает подобное преступление, то он этим навлекает на себя величайшее презрение своих и чужих людей. Сколько ни расспрашивали мы, туземная хроника не представляла еще случаев подобного нарушения рыцарских правил.

И вот ещё целая статья об этом.
отсюда: http://iriston.com/books/gostiev_-_narodnye_tradicii_osetin/Glava_III._Luchshie_narodnye_tradicii_i_obychai_osetin.htm

Уважение к женщине

В Осетии с древних времен честь и достоинство женщины всемерно оберегались всем образом жизни горской семьи. Достоинством мужчины считалось предупредительное, почтительное отношение к женщине, позором для него – проявление грубости, непристойного поведения в ее обществе, рукоприкладство и т.д. И это в то время, когда женщина, особенно молодая, находилась на протяжении веков в бесправном, угнетенном положении. Известный ученый В.Ф. Миллер писал в 1881 году: «Как ни безотрадна жизнь женщины, однако к чести осетин нужно сказать, что между ними крайне редко встречаются факты грубости и насилия против нее. Бить женщину считается позором».

Что касается женщины старшего возраста, то она находилась на особом положении и пользовалась большим всеобщим уважением. Обидеть ее считалось святотатством. В условиях горской жизни неписаные законы действовали строго, требовали рыцарского отношения к женщине. О ее высокой роли в обществе и непререкаемом авторитете убедительно говорит то, что единственной силой, способной остановить любые драки, вооруженные конфликты, вплоть до прекращения кровной мести, была женщина. История осетинского общества знает немало случаев, когда женщина одним своим присутствием предотвращала, казалось бы, неизбежное кровопролитие. В полной безопасности чувствовал себя даже кровник, если его защитницей выступала женщина. «Тот считается в безопасности, кого взяла под свою защиту женщина“, – писал Штедер во второй половине XVIII века. – Когда они вмешиваются в кровавые схватки с криками в распущенными волосами, то все, пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся…». Об этом в свое время писал К. Хетагуров: «…как бы сильно ни было ожесточение ссорящихся, дерущихся и сражающихся, одно появление женщины обуздывает буянов, останавливает и прекращает кровопролитие. Двусмысленное слово в присутствии женщины, неосторожное движение во время танцев, непристойная развязность с девушкой вооружает против провинившегося всю молодежь…».

Наиболее авторитетные женщины принимали активное участие в решении важных общественных дел. Тому немало красноречивых доказательств в устном народном творчестве, где образ легендарной Сатана является одной из недосягаемых творческих высот. Что касается старшей женщины в семье (æфсин), то она занимала равное положение с главой семьи. Чем объяснить это особое положение женщины?

При всем этом отношение к женщине, как ни странно, носило глубоко противоречивый характер. С одной стороны, женщина занимала почетное положение в обществе и семье, с другой – ее права были крайне ограничены; одно отношение к старой женщине, диаметрально противоположное – к молодой. По всей видимости, основной причиной ее двойственного положения являлся патриархальный уклад жизни горцев. Вот как отвечает на этот вопрос М.М. Ковалевский, крупный ученый-кавказовед: «...продолжателем рода может быть только сын. В народе, в котором культ предков успел пустить глубокие корни, заботливость о рождении сына, преимущественно перед дочерью совершенно понятна... сын является «спасителем домашнего очага...».

Таким образом, неравенство между мужчиной и женщиной вытекало из тех социальных условий, в которых мужской пол является и продолжателем рода, и защитником, и надеждой, и кормильцем семьи.

Похищение девушки, насильственная выдача ее замуж, уплата калыма за невесту, экономическая зависимость от мужа, беспрекословное подчинение ему во всем и всегда, отсутствие права на наследование, обычай избегания (уайсадын) – все это и еще многое другое ставило женщину в принужденное, угнетенное положение. Не случайно рождение девочки считалось горем, а семья, не имевшая детей мужского рода, расценивалась как несчастная. Великая Октябрьская революция положила начало равенству между мужчиной и женщиной. А в ходе социалистического строительства были искоренены социальные корни всех вредных пережитков, унижающих женщину.

За годы советской власти из горянок выросли такие ученые, как С.Б. Дзугаева. Ф.И. Хетагурова, Ф.А. Бутаева, И.Х. Габанова, Р.Д. Хубецова, Т.Д. Дзгоева и многие другие.

Всей стране известны имена народных артисток Советского Союза – талантливого дирижера Вероники Дударовой и балерины Большого театра Союза ССР Светланы Адырхаевой.

О беззаветном патриотизме женщин-осетинок ярко свидетельствует их активное участие в разгроме фашизма. Более 3000 славных дочерей Осетин героически сражались на различных фронтах Великой Отечественной войны. В их числе – полковник медицинской службы С.В. Саламова, майор медицинской службы В.А. Ревазова, майор, командир батальона связи В.Д. Салбиева, майор медицинской службы, начальник госпиталя Е.А. Ботоева.

Немало успехов на счету наших женщин по созданию материально-технической базы общества и в области культурного строительства. Достаточно сказать, что шесть женщин-осетинок стали Героями Социалистического Труда: Е.Н. Битиева – строгальщица Орджоникидзевского ВРЗ, П. Е. Боллоева – труженица колхоза им. Ленина Ирафского района, К.Н. Кесаева – швея-мотористка швейной фабрики им. С. М. Кирова, Н.С. Гогичаева – доярка конезавода № 8 им. А. Кантемирова Правобережного района, Н.А. Цаликова – учительница школы № 15. Н.К. Багаева – доярка колхоза «Дружба» Пригородного района.

Трудовые достижения дочерей Осетии, их профессиональное мастерство достаточно убедительно говорят о том, на что способна женщина, представительница малочисленного народа.

Но, к великому сожалению, в нашем быту еще и сегодня сохранились остатки фактического неравенства и положении женщин. И об этом следует сказать со всей откровенностью.

Наряду с бесспорными приобретениями, у женщин остались заботы, которые до сих пор во многом мешают им в полной мере использовать свои права. Неустроенность быта, нехватка детских учреждений, безработица – все это, прежде всего выпадает на женскую долю. Так что и здесь сказался остаточный принцип в развитии социальной сферы. Но такое положение могло сохраняться еще и потому, что с мнением женщин не очень-то и считались. Нет их должного представительства в руководящих органах. Да и в целом женское движение постепенно заглохло или приобрело формальный характер.

В Северной Осетии, и прежде всего в горной ее части, не редкость мужчина, который не появляется на людях со своей женой. Они не бывают вместе ни в гостях, ни в общественных местах, ни в культурных учреждениях. Это водится и за некоторыми нашими интеллигентами, предпочитающими так называемое «мужское общество». У мужа своя жизнь, у жены – дети, хозяйство.

В некоторых семьях жена только прислуживает гостям, но не садится с ними. Даже в сугубо семейных делах у нее нет равного с мужем права решать их, хотя их практическое решение чаще ложится на ее плечи.

Мало семей, где между работающими мужем и женой поровну распределяются обязанности по дому. В сознании некоторой части людей еще живет представление, что домашнее хозяйство – это удел женщины. Некоторые мужчины считают позорным для себя помогать по дому своей жене, выполнять так называемые «женские работы».

Неравенство женщины в быту ограничивает возможности ее активного участия в сферах производства и культуры, умаляет ее роль в жизни общества. В семьях, где вся забота о детях и домашнем хозяйстве возлагается на жену, у нее не остается ни сил, ни времени для повышения уровня своего общего развития. Перегруженность женщины-работницы домашними делами отрицательно сказывается на ее интеллектуальном росте. И нередко разный культурный уровень супругов приводит к семейным конфликтам, а иногда и к распаду семьи.

Многие представители «сильного пола» до сих пор не хотят примириться с тем, что современная женщина занимает в нашем обществе равное положение с мужчиной и требует к себе принципиально нового отношения – равноправного.

Когда мы говорим об остатках неравенства в положении женщины, то объективности ради надо иметь в виду два существенных обстоятельства: во-первых, неверно судить об этом по чисто внешним проявлениям в отношениях между мужчиной и женщиной, ибо здесь много иллюзорного, условного, показного. Дело в том, что в силу ложного стыда, боязни уронить свое мужское достоинство многие мужья нередко всячески стараются демонстрировать свое главенствующее положение. Они создают видимость исключительной независимости от жен, игнорируют их интересы, желания, мнения, презрительно относятся к женской работе, иные публично демонстрируют неограниченность своей власти и т.д. Кстати, многие умудренные опытом жены помогают своим мужьям, щадя их самолюбие, создавать подобную иллюзию. Некоторые мужья это делают ради того, чтобы избежать бытующих до сих пор злословии типа «что он за мужчина, если находится под каблуком жены», «вместо шапки у него на голове платок» и т.д.

Подобная психология на уровне обыденного сознания – результат тысячелетнего господства патриархального уклада жизни горских народов, а также сохранившихся вредных пережитков и предрассудков.

Наши многолетние наблюдения, касающиеся данного вопроса, глубоко убеждают нас в том, что в условиях национальных республик фактическое положение женщины несколько благоприятнее, чем это кажется на первый взгляд. По крайней мере в области общественной жизни. Право на труд, на образование, ведение хозяйства, воспитание детей – здесь женщина почти равноправна с мужчиной. И сегодня она, если и страдает, то не от того, что лишена каких-то прав, а потому, что у нее чересчур много обязанностей, как на работе, так и дома. Остатки неравенства касаются, главным образом, молодых невесток, в несравненно меньшей степени– женщин средних лет и почти не касаются их в преклонном возрасте. Именно молодые невестки сразу же после свадьбы испытывают на себе нечто вроде притеснения. Многим из них, кроме своей работы на службе, приходится делать все по дому, прислуживать чуть ли не всем членам семьи, вставать раньше и ложиться позже всех. Чаще это встречается в семьях, в которых родители жениха ревностно защищают архаичные обычаи. Некоторые родители, и прежде всего, свекровь, злоупотребляют своим положением и неуважительно относятся к своим невесткам, доходят до оскорбления их человеческого достоинства.

Коста Хетагуров очень образно сказал о положении невестки в прошлом: «Никто не слышит ее голоса, никто не видит ее сидящей, встает она раньше всех, везде подметает, убирает, всем прислуживает, ест наскоро и позже всех, ложится спать позже всех». Эти слова Коста и сегодня могут быть отнесены в адрес некоторых наших молодых невесток. Приходится удивляться, как могут эти старшие женщины, вчерашние невестки, проявлять подобную несправедливость, жесткие требования к своим младшим, к подругам своих сыновей, к их молодым женам? Среди свекровей находятся и такие, которые, не считаясь с чувствами детей, требуют развестись с любимой женой. Это как раз тот случай, когда женщины, прежде всего и больше всего страдают от женщин же, и здесь ни при чем отсутствие фактического равенства между мужчиной и женщиной.

Полностью еще не изжит и такой пережиток, как «уайсадын», суть которого заключается в том, что невестка не имеет права разговаривать со старшими родственниками по линии мужа, в особенности с его отцом. В их присутствии она не должна садиться, брать на руки своего ребенка, показываться на людях без чулок и косынки, произносить имена своего мужа и его родственников, особенно старших. Этих предписаний адата в большей степени придерживаются осетины, живущие в горной части Северной Осетии. Реже он соблюдается сегодня в плоскостной ее части и почти забыт в городе Владикавказе.

Борьбу против «уайсадын» ни в коей мере не следует понимать так, будто этот обычай направлен против таких высоких, неоценимых внутренних качеств и чувств человека как совестливость, сдержанность скромность. Эти черты составляют не только рациональное зерно «уайсадын», но и основу нравственности вообще. К большому огорчению, еще попадаются молодые люди, которые всячески извращают смысл обычая «уайсадын» и впадают в другую крайность, пренебрежительно относятся ко всему старому, национальному и по отношению к старшим недостойно ведут себя. Им ничего не стоит перебить говорящего, вступить в пререкания, проявить невыдержанность, нагрубить, демонстративно не уступить место или пребывать в некрасивой позе. Нередки случаи, когда невестка оскорбляет, обзывает родителей мужа, совершенно не считается с ними, не прислушивается к их голосу, разумному совету. Свое равноправие такая недалекая особа понимает как вседозволенность, поступает, как ей заблагорассудится, доходит до того, что требует от мужа бросить родителей, даже одинокую старуху-мать. Такое поведение у всех народов и во все времена расценивалось как невежество и бескультурье. Оно непростительно никому, тем более женщине. Отдельные невоспитанные малокультурные невестки (да и не только они) своей развязностью растаптывают лучшие народные традиции, кичась своей «культурностью».

Отрицательная реакция старшего поколения, приверженцев доброй старины, на эти недостойные явления выражена в притче: старик обращается к своей невестке со словами: «В честь того, чтобы вы не соблюдали обычай «уайсадын» и разговаривали со мной, я зарезал барана, а теперь я клянусь зарезать последнего быка только ради того, чтобы вы молчали в моем присутствии». Вот что такое нарушение меры, шарахания из одной крайности в другую.

Внутрисемейным отношениям можно было бы не уделять столько внимания, если бы от них во многом не зависели формирование новой семьи, ее прочность, воспитание детей, моральные качества будущих мужей и жен, их трудовая и общественная активность.