Как помочь ребёнку в учебе. Советы родителям. Консультация (5 класс) на тему: Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может заменить семейное воспитание. При первом же появлении у ребенка трудностей в учебе или общении родители должны суметь помочь ему. Им полезно знать, какие умения необходимы для успешного обучения в начальной школе и перехода в среднюю, чтобы при необходимости оказать сыну или дочери содействие в их приобретении или развитии.

Речь идет о следующих умениях:

собирать портфель;

здороваться со старшими и сверстниками;

задавать вопросы;

отвечать на вопросы;

внимательно слушать других людей - взрослых и ровесников;

выполнять задания и поручения взрослых;

обращаться за помощью, если что – то непонятно или не получается;

сосредоточенно заниматься одним делом, не отвлекаясь;

правильно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

распределять работу на части;

правильно реагировать на замечания;

выражать свое согласие или несогласие с чем<либо;

аргументировать свое мнение;

устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;

самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени;

делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.

1. Приучите ребенка организовывать рабочее место.

  • Рабочее место должно быть достаточно освещено.
  • Источник света должен находиться спереди или слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

    Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

    Приступать к выполнению домашнего задания лучше через час - полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

    Если ребенок посещает кружок или спит после школы, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

  • Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из – за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для семилетнего восьмилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30–40 минут. На перерыв достаточно пяти минут, ес< ли он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки наклоны и т.д.).

4. Никогда не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.

5. Не заставляйте ребенка переделывать плохо выполненную классную работу.

    Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается ребенком как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

    Если учебный материал ребенком плохо усвоен, следует позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

7 . Присутствуя при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, помогайте, объясняйте, если он что5то не понял или забыл, но никогда не подменяйте его деятельность своей.

    На первых порах при выполнении домашнего задания ребята 1 – 2 классов могут делать много ошибок, помарок из – за неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво.

Школа дает ученику научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать окружающим, чувствовать их состояние. Человек, лишенный в детстве родительской нежности, вы растает замкнутым, неконтактным. В благополучных семьях ребенок - самая большая ценность для взрослых - родителей, бабушек и дедушек. Они стремятся понять и узнать его, относятся к нему с уважением. Существует ряд рекомендаций, соблюдение которых способствует доверительным отношениям между родителями и детьми.

Если ребенок действительно нуждается в общении с вами, оставьте свои дела и займитесь им.

Всегда советуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.

Признавайтесь ребенку в своих ошибках, совершенных по отношению к нему.

Извиняйтесь перед ребенком в случае вашей неправоты.

Чаще ставьте себя на место ребенка.

Не допускайте в своей речи слов и выражений, которые могут ранить ребенка.

Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.

Сохраняйте самообладание, даже если

поступок ребенка вас вывел из себя.

Проявляйте интерес и внимание к событиям в жизни ребенка, радуйтесь вместе с ним его успехам, поддержи

вайте в случаях неудач.

Помните: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» (Эрма Бомбек).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Джайнот X. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий //Урал. вестн. 2000. № 3.

Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями // Образование в современной школе. 2002. № 3.

Основная беда многих родителей заключается в том, что они не знают, как воспитывать ребенка, потому что их никто этому не учил. Они воспитывают своих детей так же, как когда-то воспитывали их, или так, как они считают нужным это делать. Чтобы быть хорошими родителями, необходимо учиться, причем учиться постоянно, ежечасно, ежеминутно, начиная с того самого момента, как ребенок появился в вашей семье, а еще лучше – заранее.
Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок – это индивидуальность, каждый рожден со своими личными свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Только родители могут полностью знать своего ребенка. Они изучают его с первых дней существования и вместе с ним находят наиболее благоприятные способы воспитания.
Особенно тяжелый период для многих родителей наступает, когда ребенок идет в школу. Правда, некоторые родители считают, что теперь школа ответственна за его воспитание и образование, ведь в школе работают специалисты, они должны обучать. Но наибольшего успеха в учебе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учебу вместе со своим ребенком и со школой. Они знают, что им нужно делать, чтобы помочь ребенку «вынести» из школы максимальную пользу, а если не знают, то стремятся постичь навыки воспитания и обучения.
Если ребенок видит, что родители принимают самое активное участие в учебе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать и делать еще больше, чтобы их порадовать.
Итак, что же нужно знать, чтобы помочь ребенку учиться в школе?
Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые учебные навыки и после этого направлять и организовывать его действия. Перечислим, на что родители должны направлять внимание в первую очередь.
1. Воспитывайте в ребенке чувство ответственности за то, что он делает
Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни. Попросите ребенка что-то сделать. При этом старайтесь, чтобы это поручение звучало не в повелительном тоне, а как просьба:
Я прошу тебя, сделай, пожалуйста...
Я хочу, чтобы ты мне помог...
У меня очень много забот, мне тяжело, я хочу, чтобы ты уже начинал мне помогать...
Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы. Сначала его движения могут быть неловкими, неуклюжими. Это естественно, он же учится. Главное, подбодрить: «Видишь, как хорошо у тебя получается. Еще немножко поучишься – и совсем все будет прекрасно. Ты мой помощник» или «Я тебе покажу, как это сделать лучше. Ты все правильно делаешь. Просто вот так будет еще лучше. Попробуй».
Это придаст ребенку ощущение ответственности, он будет чувствовать, что на него рассчитывают, что его действия нужны и важны, что без его помощи не обойтись. Не скупитесь на похвалу, когда он закончит, даже если не все получилось. Если же вы в нетерпении сорветесь: «У тебя ничего не получается, дай я сама сделаю», – у ребенка никогда не возникнет желания заниматься этим повторно. Более того, у него не будет ощущения, что его труд важен и нужен, он видит, что взрослые могут прекрасно обойтись и без него.
Так же и в учебе. Контролируйте выполнение домашних заданий, а не просиживайте с ребенком долгие часы, призывая выполнить то, что задано: «Так, давай посмотрим, что тебе задано. Решить задачу. Хорошо, решай, а потом обязательно покажи мне. Мне тоже интересно, как она решается. Если что-то тебе будет непонятно, пожалуйста, спрашивай меня. А я пока буду заниматься своими делами».
2. Формируйте у ребенка умение доводить начатое дело до конца
Большинство детей страдают тем, что они бросают начатые дела, не доведя их до конца, и это считается нормальным. Многие взрослые страдают тем же. Ребенок садится делать уроки, вдруг перестает и начинает заниматься чем-то другим: играть, смотреть телевизор, собирается гулять или просто сидит без дела. Вы его спрашиваете: «Почему ты не делаешь уроки?» В ответ можно услышать все что угодно:
Я устал
У меня ничего не получается
По телевизору мультфильм показывают. Я посмотрю, потом сделаю
Я пойду погуляю
Мне не хочется это делать. Зачем это вообще нужно?
Я хочу отдохнуть от этих уроков. Они мне надоели
Я лучше сначала уроки по другому предмету сделаю. Там задание легче.
Как поступить родителям в такой ситуации? Главное, не пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Не надо кричать на него, не надо угрожать: «Если сейчас не сядешь за уроки, вообще гулять не пущу» или «Я тебе вообще не разрешу телевизор смотреть, если ты сейчас же не сядешь за уроки».
Попробуйте мирно и доверительно побеседовать. Но самое главное – нужно согласиться с его доводами, показать ему, что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь.
Я понимаю, что ты устал. Отдохни немного и продолжай
У тебя ничего не получается. Ну что же, давай вместе посмотрим. Может, я смогу тебе помочь
Посмотри мультфильм, но потом обязательно надо продолжить
Ты не можешь сейчас пойти гулять, ты ведь не закончил делать уроки. Закончишь уроки, тогда можно и погулять
Ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Давай вместе разбираться
Давай сначала закончим задание по этому предмету, а потом уж будем переходить к следующему. А то мы можем и забыть, что не закончили этот предмет.
Попробуйте объяснить ребенку, как важно доводить дело до конца на практике. Например, вы готовите обед и вдруг решаете, что вам это не интересно, оставляете его недоваренным и начинаете смотреть телевизор или заниматься другим более приятным делом. Чем все это закончится? Тем, что семья останется без обеда.
Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело. Например, ребенок, решая задачу по математике, отвлекается и начинает вам рассказывать о событиях, происходивших в школе. Вы должны, конечно же, показать, что вам эта история необыкновенно интересна, но вы готовы ее выслушать только после окончания решения задачи: «Давай сначала закончим эту задачу, а потом я с удовольствием выслушаю эту историю».
После окончания задачи вы обязательно должны выслушать ребенка. Причем, если он про это забудет, напомните ему. Таким образом, вы подчеркнете, что это была не просто отговорка, а что очень важно сначала выполнить одно, затем другое.
3. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка
Часто родителям кажется, что, поскольку ребенок еще мал, ничего важного он сказать не может, следовательно, не стоит тратить время. Попытайтесь приучить себя внимательно выслушивать ребенка. Пусть он обсуждает с вами все проблемы, возникшие в школе. Причем, если ребенок делится тем, что на данный момент его больше всего волнует, не ругайте его за какие-то ошибки и просчеты, не добавляйте переживаний детскому сердцу. Например, сын рассказывает вам, что в классе у доски не смог правильно написать задачу, потому что услышал подсказку, которая была неправильной. Не следует реагировать таким образом:
Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя.
Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй. Вот и не смог ответить в классе.
Первая реакция неправомерна, потому что если ваш ребенок не умеет мыслить самостоятельно, значит, вы его этому не научили. Во втором случае также нельзя обвинять ребенка. Возможно, он не сделал домашнее задание из-за того, что ему был не понятен материал. Заставлять его при этом делать уроки бесполезно, ему надо помочь разобраться.
4. Не запугивайте ребенка
Если не сделаешь уроки, не пойдешь гулять.
Или наоборот: Если сделаешь уроки, куплю тебе жвачки.
Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.
Если ребенок не хочет делать уроки или говорит, что ему не интересно учиться, значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему понимать изучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут только накапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят его садиться за уроки.
Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.
5. Не ругайте ребенка за плохие отметки
Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся. Бывает так, что ученик забывает тетрадь и получает за это «двойку». Бесполезно его ругать. Его ли в этом вина? Если вы не доверяете ему укладывать свои вещи и все время проверяете, все ли он взял, значит, это ваше упущение, вы плохо проверили. Если же он это делает сам, значит, у него недостаточно развито чувство ответственности. В этом опять же виноваты родители, которые не привили ему это чувство.
Иногда дети получают хорошие отметки за то, что, не понимая материала, просто выучивают его наизусть. Если ваш ребенок не зазубрил материал, а получил «двойку» за то, что не ответил, потому что ничего не понял, его тоже нельзя ругать. Это не его вина. Ему надо помочь разобраться в материале.
Если ребенок получает плохие отметки за ошибки, которые он делает в письменных работах, ему тоже надо помочь понять материал до конца и дать возможность побольше попрактиковаться в нем.
Когда ребенок учится, естественно, что он делает ошибки. Без ошибок никто ничему научиться не сможет. Взрослые тоже часто учатся. Например, на курсах иностранных языков, на компьютерных курсах. Не все сразу получается, также бывают ошибки. Однако взрослых за ошибки не ругают, никому даже в голову такое не придет. Наверное, взрослый человек воспринял бы это как оскорбление и вообще перестал бы посещать эти курсы. Ошибки просто исправляются, чтобы потом их не повторять.
Ребенка же почему-то принято за ошибки ругать. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать. Если он чего-то не понимает, в этом виноваты взрослые, которые не смогли правильно построить процесс обучения ребенка.
6. Заинтересуйте ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость
Процесс обучения может проходить успешно, только если ученик получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Часто можно наблюдать следующую картину, когда отчаявшиеся родители, не зная, как заставить ребенка делать уроки, просто кричат на него:
Ты будешь делать уроки или нет? Я сейчас не знаю, что с тобой сделаю
Читай с выражением, тебе говорят. Как ты читаешь? С выражением
Что ты тут написал? Ты будешь думать или нет? Пиши снова.
Чаще всего это все заканчивается слезами. Потом трудно ребенка успокоить и, как следствие, уже не остается времени на уроки.
Попробуйте для начала убрать приказной тон из общения с ребенком по поводу уроков. Родители, принявшие вообще командную форму за норму, допускают большую ошибку. Ребенок не подчиненный. Он такой же равноправный член семьи, как и родители. Просто у него еще мало знаний и жизненного опыта. Он еще маленький, он учится.
Очень полезно беседовать с ним как с равным, как бы советуясь. Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание.
Если он укладывается в те сроки, которые вы определили, или сделал самостоятельно какое-то задание, то, естественно, у него возникает желание закрепить этот успех и попробовать добиться нового. А это уже интерес к учебе!
7. Хвалите ребенка, если он этого заслужил
Показывайте своему ребенку, что он на многое способен и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям. Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа «бестолочь». А то ведь он вам может поверить.
Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи вам!

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.
Возможные причины школьной неуспеваемости:
- у ребенка не сформирована мотивация к учению;
- он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
- у школьника не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
- преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Рекомендации родителям учащихся

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. для этого необходимо:
- уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- задачи ставить ясно и четко;
- обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
- иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
- повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
- способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
- относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
- постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.
Рекомендации родителям учащихся начальных классов
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?»,»Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.


Советы родителям «Психотерапия неуспеваемости»

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься … Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.


Почему учёные говорят о безграничных возможностях детского ума, а когда в реальности дело доходит до учёбы, ребёнок испытывает трудности и демонстрирует отсутствие нужных способностей? Причина в том, что интеллект, познавательные навыки, как и любые другие, требуют систематической тренировки, развития. Поэтому учёба и воспитание детей с раннего возраста так важны для формирования социальной, интеллектуальной, самодостаточной личности с целостным восприятием окружающего мира.

Как родителям помочь ребёнку с учёбой? Опытные педагоги и детские психологи рекомендуют начать с поиска причин, которые мешают ребёнку успешно учиться. Это поможет выбрать оптимальный вариант дальнейшего развития, наиболее эффективную методику.

Какая связь между учёбой и воспитанием ребёнка?

Как бы ни был велик вклад школы в обучение детей, всё же самую большую роль в воспитании нового поколения играют родители и преподаватели. Дошкольное развитие ребёнка начинается в семье. Здесь малыш приобретает базовые представления об окружающем мире, приобретает первые знания, жизненный опыт. Родители закладывают привычки и формируют мировоззрение, помогают делать первые шаги в исследовательской и учебной деятельности. И то, как будет построен режим занятий, определяет отношение малыша к учёбе.

  • Ограничивать интересы ребёнка;
  • заставлять;
  • превращать развивающие занятия в скучные обязательные уроки.

Как помочь ребёнку в учёбе?

    Организовать комфортный для малыша режим дня, в котором обязательно учтены факторы здоровья (сон, прогулки, питание), график обучения (регулярность, смена видов деятельности) и личные интересы (общение со сверстниками, друзьями, игры, хобби).

    Уделять внимание полноценному общению: вместе осваивать новые виды деятельности, читать, обсуждать разные темы, книги.

    Развивать речь. В этом также поможет чтение, игры в слова.

    Развивать малыша всесторонне, создавать возможности для освоения разных видов деятельности.

    Организовать комфортное пространство для занятий, где ребёнка ничто не будет отвлекать, где удобно хранить учебные принадлежности и заниматься творчеством.

    Поощрять самостоятельную деятельность, приучать к ответственности.

    Не забывать о моральной стороне воспитания. Ребёнок нормально развивается только в условиях заботы, внимания, любви, уважения. Семейная атмосфера является важным фактором влияния на учебные успехи детей в учёбе.

Зачем нужны развивающие курсы для детей?

Метаморфозы в школьной программе привели к тому, что на плечи современных школьников легли колоссальные нагрузки, к которым они в большинстве случаев не готовы. Дополнительные развивающие занятия, всевозможные курсы стали потребностью для малышей и начинающих учеников, так как они помогают подготовить детей к будущей учёбе. При выборе центра развития, родители должны поинтересоваться, какие цели ставит перед собой учебное заведение. Внимания заслуживают такие школы, которые занимаются:

  • всесторонней интеллектуальной подготовкой малышей, развитием их умственного и творческого потенциала;
  • развитием навыков самостоятельного обучения (способность работать с информацией, усидчивость, умение распоряжаться своими знаниями и временем);
  • расширением возможностей для самореализации за счёт повышения уровня умственного потенциала;
  • формированием мотивации.

Школа устного счёта Соробан: помощь ребёнку в учёбе и развитии

Методика направлена на интенсивное развитие интеллекта. Быстрый устный счёт позволяет добиться синхронизации работы полушарий, повышения качества мыслительных процессов. Занятия со счётами соробан развивают такие когнитивные способности:

  • зрительная, слуховая и другие виды памяти;
  • внимание;
  • рациональный интеллект, логику, аналитическое мышление;
  • воображение, интуицию, творческое (образное) мышление.

С таким набором способностей ребёнок гораздо быстрее сверстников решает сложные задачи и усваивает учебный материал.

Школа ментальной арифметики воспитывает качества, без которых даже очень талантливые дети не могут добиться успеха. Это целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, самодисциплина.

Детальнее о ментальной арифметике Соробан вы можете прочитать по ссылке: https://soroban.ru/about-school/ .

Положительный психологический настрой невозможен, если ребёнок некомфортно ощущает себя в новой среде. Игровые уроки, индивидуальный подход, особая, дружелюбная атмосфера на занятиях помогают детям в приобретении опыта общения, работы в команде, способствует развитию уверенности и коммуникабельности.

И ещё один чрезвычайно важный компонент – развитие заинтересованности ребёнка в обучении, в знаниях. Преподаватели используют самые эффективные инструменты мотивации: похвала и поощрение за усердный труд, превращение учёбы в весёлое, увлекательное занятие. К тому же ментальный счёт помогает детям оценить свои возможности, понять, что достичь можно любой вершины, если только приложить для этого усилие.

Иногда так получается, что ребенок занимается, ходит в группу раннего развития, в саду на занятиях обучается, однако, все, что ему там рассказывают, объясняют - тут же забывается, либо совершенно не воспринимается. Не спешите расстраиваться, ибо такая «неуспеваемость» совершенно не означает, что малыш глуп или хуже того – отстает в развитии от сверстников. В дошкольном возрасте процесс учебы и познавания чего-то нового пока непроизволен, ребенок запоминает и обращает внимание на то, что ярко и эмоционально для него. Но ведь ему нужно многие вещи узнать и выучить «наперед». Вот и давайте будем разбираться, что может помочь ребенку спокойно и легко обучаться, а что, наоборот, помешает. В качестве аргументов я буду использовать результаты исследований, проведенные учеными из разных стран.

Жирная пища – не самый лучший помощник

О вреде пищи, перенасыщенной жирами, и ее влиянии на память, а также способности обработки информации при таком питании написано и рассказано много. Все это было доказано опытным путем с помощью бедных лабораторных крыс, которых долгое время именно так кормили (большую часть составляли в их рационе жиры). Перед экспериментом их научили выполнять определенные задачи, а потом «посадили» на такую диету. Спустя некоторое время сообразительность крыс упала, и свои задачи выполнять они уже не могли ни с первого раза, ни с пятого. Высококалорийная пища, присутствующая постоянно в рацион, приводит к тому, что организм не вырабатывает гормон дофамин, который отвечает не только за настроение, но и за способность соображать и обучаться.

Исходя из подобного эксперимента следует, что рацион ребенка должен быть полноценным, содержание жиров должно быть в пределах возрастных норм. Впрочем, это относится не только к детям, но и к взрослым тоже: постоянное употребление жирной пищи по типу сухариков, чипсов и прочего фаст-фуда губительно не только для фигуры и здоровья, но и для работы головного мозга ТВ том числе. Кстати, крысы из эксперимента были переведены на нормальное питание и уже через некоторое время снова могли выполнять свои задачи, которым были обучены в начале эксперимента.

Правильная музыка – отличный помощник

Все те же ученые, психологи и доктора в процессе наблюдений за детьми пришли к тому, что обучение в абсолютной тишине не всегда будет успешным. Фоновая музыка с правильно подобранным репертуаром может помочь ребенку запоминать, решать задачи, а также заучивать материал. Кстати, не обязательно это должна быть классическая музыка. Наиболее удачной в этом плане будет музыка, звучащая с частотой 50-80 ударов в минуту. Такая ритмичная музыка способна помочь выучить цифры, буквы или же стихи. Кстати, последнее, что касается стихотворения, проверено на собственном ребенке: последнее стихотворение он выучил гораздо быстрее, а учили мы его на фоне музыки.

Обратите внимание на то, что подобная музыка, звучащая дольше получаса, максимум часа, может вызвать повышенное возбуждение в мозговой активности ребенка. Поэтому, не переусердствуйте, обучая его на фоне музыки.

Паузы только мешают

Как ни странно, но частые короткие перерывы в процессе учебы больше мешают, чем помогают. Замечаю это по своему ребенку: в процессе объяснения какого-либо сложного материала любой, даже минутный перерыв – и все, можно начинать сначала объяснение.

Вы можете задать вполне справедливый вопрос: «А как же быть с тем, что ортопеды и офтальмологи рекомендуют каждые 15 минут менять положение и давать отдых глазам?» Смена положения занимает секунду времени, а перемещать глазки можно и чаще, даже не отрываясь от процесса учебы. Кстати, детки делают это без напоминаний – поскольку статика (отсутствие движения) для них не есть норма.

Волшебная сила родительской любви в помощь

Дети, растущие в любви и счастье – гармоничны по своей природе. Они уверенны в себе, их мозг более развит (имеются ввиду участки мозга, отвечающие за способность запоминать новые слова и числа). Более того, этот момент был подтвержден научно, в ходе неоднократно проведенных экспериментов с детьми. Не переживайте, это были всего лишь наблюдательные эксперименты с тестами, в процессе которых малыши выполняли поставленные перед ними задачи согласно их возрасту и развитию. Противопоставлялись дети из семей, где детишки растут в гармонии и любви, деткам из семей, где крик и наказание имели место быть. Так что делайте выводы, родители, стоит ли кричать на ребенка? Не повредит ли это его будущему развитию и учебе?

Ловкость – еще один помощник для ребенка

И этот момент также подтвержден научно, хотя вы прекрасно могли и сами убедиться в таком утверждении. Смотрите, безусловно, начитанный, спокойный и усидчивый ребенок – это здорово, он не полезет на горку или дерево, его коленки не будут ободранными после прогулки, за него можно не переживать, что он травмируется. Но! Такой малыш не развит физически, его уровень ловкости и умения владеть своим телом критично малы. А ведь физическая форма малыша также имеет огромное значение в успеваемости и умении учиться, и запоминать новую информацию. Учитывайте еще, что мозг ребенка успешно и результативно развивается в движении: совершил действие – пришло осмысление поступка. Именно поэтому для него так важно активно играть на детской площадке и заниматься спортом.

Помимо вспомогательных моментов есть еще и спорные, которые могут как помочь ребенку в учебе, так и помешать. Рассмотрим их подробнее.

Родительская похвала

Мы все совершаем ошибки, особенно на этапе учебы. И одним этот процесс дается достаточно легко, не смотря на трудности, которые мы преодолеваем, а другим учеба дается с трудом, и, не умея решать проблемы, мы легко сдаемся. Очень важно понять, как ваш ребенок относится к своим ошибкам и неудачам. Это имеет значение, ибо, если верить ученым, то при каждой трудности наш мозг, будучи уверенным в своем успехе, начинает работать более активно, и, следовательно, достигается результат. А вот если нет уверенности в конечном результате, то активность мозга гораздо меньше при решении задач, а значит и справиться с ними сложнее.

Исходя из вышесказанного, следует, что отношение к учебе, а также совершению ошибок у нас приобретается по мере нашего развития. И страх совершить ошибку часто внушается родителями неосознанно. Каким образом, спросите вы? Хваля своих детей незаслуженно, вы, тем самым, вселяете в них страх перед ошибками и неудачами. А впоследствии, вырабатывается желание избегать ошибок и разочарований.

Ну и что получается? Хвалить детей нельзя? Можно, более того – нужно! Только за дело. За старание, за реальный успех и за желание добиться результата, за настойчивость. Стимулируйте своей похвалой на дальнейшие успехи своего ребенка.

Воспитатель в саду может быть как помощником, так и помехой

Если ваш ребенок, посещая детский сад или центр развития, не показывает особые результаты, то нужно поговорить с педагогом или даже договориться о том, чтобы вы могли незаметно для малыша понаблюдать за ним в процессе обучения, чтобы выяснить причину его неуспеваемости.

Варианты могут быть разными:
- педагог излишне строг или агрессивен в процессе занятий. Такой специалист не заинтересовывает детей в занятиях, а лишь наказывает за каждую провинность. Согласитесь, что в такой обстановке обучаться чему-то новому не возникнет ни малейшего желания.
- педагог не может найти общий язык с детьми, а те, в свою очередь, бегают и прыгают во время занятий. За одну и ту же провинность он может, как поругать ребенка, так и проигнорировать его шалость. В этом случае лучше сменить педагога.

Обучаться ежедневно чему-то новому для ребенка также естественно и важно, как принимать пищу и отдыхать. Приложите совсем немного усилий к его процессу обучения и ваш малыш будет радовать вас своими успехами каждый день!