Общение с новорожденным малышом. Учимся правильно разговаривать с грудным ребенком

Общение с близкими служит для малыша единственным источником, который обогащает детское сознание, определяет процесс формирования его личности . Как же разговаривать с младенцем, из чего начать первое в его жизни общение?

Только в процессе общения ребенок научится пользоваться родным языком, познавать окружающий мир, закреплять эти знания в слове.

Теперь попробуем ответить на вопросы, которые интересуют многих, : как же помочь ребенку овладеть речью , как и о чем говорить с младенцем ?

Для этого нам необходимо рассмотреть по порядку все периоды развития ребенка .

Период до рождения ребенка

Физиологи установили, что еще к моменту рождения у плода происходит формирование всех видов чувствительности, мышечного аппарата и так далее. Идет процесс дозревания нервной системы. А больше всего склонный к негативным влияниям языковой центр.

Ребенок в утробе матери живет – он слышит обращенные к нему слова окружающих, музыку. Разговаривайте с малышом, скажите ему, что его рождения очень ожидают, его любят.

А теперь остановимся детальнее на том, какими возможностями владеет младенец, почему может научиться после рождения.

Период новорожденности (первые 3-4 недели жизнь)

Первый крик при появлении ребенка на мир свидетельствует о том, что маленький человек сможет научиться хорошо говорить. Присматривая за этим крошечным созданием, разговаривайте, ведите «беседы» с ним, будто малыш хорошо вас понимает, относитесь к нему как к заинтересованному собеседнику, партнеру по общению, невзирая на то, что со стороны малыша общение отсутствует.

Будьте уверены, ребенок вас слышит и пытается понять. Убаюкивая на руках и в кроватке, запойте ему колыбельную песенку.

2,5-3 месяца

Увеличивается длительность неспания. На этом этапе очень большую роль в развитии ребенка играет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Складывается так называемая ситуативно-деловая форма общения.

Как же должна общаться мама с младенцем на этом этапе его развития?

В моменты неспания организуйте занятие по самых простых игрушках - погремушках, колокольчиках, бубенчиках, длительностью 1-3 мин.

На этом возрастном этапе ребенок начинает произносить первые в своей жизни звуки. Появление их обрадует родителей, поскольку они являются подготовительным этапом дальнейшего освоения звуков родного языка. Продолжайте учить малыша прислушиваться к своему и чужому языку, поворачивать головку на звук. Для этого нежно и нараспев разговаривайте с ним, используя ласковый и веселый тон.

3-6 месяцев жизни

На этом этапе родителям стоит заметить: языковые реакции становятся для ребенка средством эмоционального общения (коммуникации). Сделайте общение с ребенком обоюдным, таким, которое носит двусторонний характер.

Учите малыша подражать вашему языку. Произносите те звуки, которые малыш уже освоил, чтобы ребенок смог повторить их снова и снова. Необходимо, чтобы он видела ваше лицо, вашу мимику и артикуляцию, то есть следил за движениями губ и смотрел на рот.

Например, говорите один и тот же состав: «Ба-ба-ба-ба», медленно, не торопясь, напевное, чтобы ребенок смог его услышать и воссоздать. Ваше одобрение и позитивное настроение будут способствовать быстрейшей учебе малыша.

В 4 месяца ребенок длилось и активно гулить, до 5 месяцев у нее появляется напевное гуленние с разной интонацией.

До 5-6 месяцев малыш произносит согласные звуки: п, бы д, м, н, ль и др... В его языке появляются первые составы: па, ба, ма - лепет.

6-9 месяцев

Он уже так много чего может, ваш малыш! В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок уже осознает язык взрослого. Изменяется поведение малыша и его общение (на слово «до свидания» крошка помашет ручкой вам в ответ на ваш жест, выполнит по просьбе взрослого необходимые действия: «дай», «возьми», «покажи», «пей» и др.)

Теперь свои действия по игрушкам, общение с взрослыми и другими детьми малыш постоянно сопровождает лепетом.

На этом этапе языковые навыки малыша должны продолжать рост вместе с ним. Следите за тем, чтобы лепет ребенка не угасал, а плавно перерастал в новые слова, к которым добавлялись бы новые составы, сочетания гласных и согласных звуков, которые ребенок раньше не произносил.

Пусть малыш чаще слышит от вас вопрос «где»?, а в поисках объекта участвует вместе с вами (например, у вас на руках) - так у него будет накапливаться пассивный словарь, необходимый для дальнейшего становления языка ребенка и ее психического развития.

9-12 месяцев

Этот период связан с тем, что ребенок начинает самостоятельно стоять, а потом и ходить. С 9, 10 до 12 месяцев малыш овладевает навыком языкового наследования, в ответ на ваш язык произносит составы и простые слова, которые не говорил раньше.

Это значит, что взрослый, а особенно мать, которая постоянно общается с ребенком, может учить его повторять за собой первые простые слова, которые состоят из одного-двух прямых слогов. Например, можно показать ребенку куклу и попросить ее повторить за вами: «ля-ля», «топ-топ».

Чем более эмоционально и чаще вы повторяете желательные слова, сопровождая их показом и действием, тем малыш быстрее их запомнит. Читайте малышу стихи, первые сказки, пойте песенки и считалки.

Младенчество – самый добрый, чистый и прекрасный период в человеческой жизни. Первый взгляд нового человека, самая первая улыбка, прикосновение мамы. Все это, на самом деле, каждый из нас хранит в себе, как величайшую драгоценность. С самого первого своего момента на Земле, маленький человечек начинает постигать великую науку общения.

Когда в семье появляется малыш, первым делом молодая мать учится взаимодействовать с этим «инопланетянином». А ребенок старается научить своих близких понимать его сигналы. Однако, наступает момент, когда простых знаков в виде плача и кряхтения становится недостаточно и наступает новый период у младенца, когда он начинает активно учиться не только демонстрировать свои требования, но и понимать родных, прежде всего, маму. О том, как разговаривать с новорожденным ребенком, чтобы развивать его мы поговорим в этой статье.

В конце статьи вы можете скачать упражнения пестовальной гимнастики для малыша от 6 недель и старше.

Общение с младенцем

Известно, что ребенок с момента рождения ориентируется на запах и прикосновения. Это самые первые шаги в постижении новой и очень необходимой науки. Через прикосновения мать передает своему ребенку ласку, тепло своих рук. Это дает крохе уверенность и чувство полной защищенности. Прикосновения, всевозможные поглаживания, положительно воздействуют на нервную систему грудничка и помогают ей развиваться. Находясь на руках у мамы, чувствуя ее теплые ладони и запах, напоминающий о еде, малыш испытывает удовольствие. Так начинают формироваться эмоции.

Чем чаще родители берут на руки своего ребенка, тем больше происходит взаимодействия на всех уровнях и малыш быстрее развивается. Кроме того, это формирует сильнейшую привязанность на всю дальнейшую жизнь, а само общение с младенцем приносит большую радость. Когда мама берет ручки грудничка в свои и делает массаж пальчиков, начинает формироваться моторика, если родители ласково говорят с малышом – стимулируется слух, а – зрение. И не важно, что малыш пока только наблюдает. Будьте уверены: он понимает вас хорошо.

Как правильно общаться с новорожденным ребенком?

Многие молодые родители часто не знают, как нужно взаимодействовать с младенцем. Все очень просто, нужно начать ласково разговаривать с малышом. Более благодарного и, как ни странно, понимающего слушателя вы не найдете. В этот момент ребенок начинает привыкать к речи, учится ее понимать. При обращении к маленькому человечку нужно обязательно называть его имя.

Ближе ко второму месяцу общение становится более ситуативно-деловым. В это время увеличивается период бодрствования. На данном этапе можно развлекать кроху игрушками – яркими, приятными простыми погремушками. В этом периоде малыш научится следовать за звуком, а также сосредотачиваться на ярком цвете игрушки. И, конечно же, необходимо и дальше разговаривать с ребенком.

Примерно с трех месяцев можно учить младенца подражать речи, а сам ребенок, начиная гулить, с удовольствием будет играться интонациями. Очень важно, чтобы в это время малыш видел ваше лицо, следил за артикуляцией и мимикой. Желательно, чтобы он учился повторять за вами звуки, а само общение было всегда обоюдным.

Очень важно все время общаться, и не важно о чем вы будете разговаривать с новорожденным, можно просто читать ему сказки, рассказывать небольшие стишки или же петь песенки.

Как известно, жизнь крохи полностью зависима от взрослых. Мама и другие родственники ухаживают за ребенком, помогают ему освоиться в этом мире и, конечно же, общаются.Чем более продолжительно и эмоционально окрашено общение, тем быстрее развивается нервная система малыша, тем скорее он начинает ходить и разговаривать, становится самостоятельным. Поэтому взаимодействие со взрослыми для грудничкового ребенка крайне полезно и необходимо.

Скачайте упражнения пестовальной гимнастики для малыша от 6 недель и старше

Вы хотите, чтобы ваш малыш был здоровым, активным и бодрым? Вы планируете принимать самую непосредственную роль в обучении крохи гимнастике? ​Скачайте практические упражнения из пестовальной гимнастики для малышей от 6 недель до 3 месяцев и подарите малышу здоровье с рождения!

Инструкция

Разговаривайте с младенцем громче вашего привычного тона. Малыши очень хорошо воспринимают ритмичную и мелодичную речь, а также активно реагируют на определенную интонацию. Старайтесь больше петь детских песен, читайте стишки, прибаутки, потешки. В зависимости от смысла стиха, говорите тихо и громко, высоким и низким голосом, ласково и сердито. Но делайте это медленно, и растягивайте гласные звуки. Малыш должен наблюдать за вашей мимикой.

Особое внимание уделяйте произношению звуков «О» и «И». Именно эти звуки в дальнейшем ребенок ошибочно может заменять на «У» и «Э». В первый год жизни у малыша закладываются на подсознательном уровне фонетические особенности родного языка. Поэтому, чем больше вы будете разговаривать с младенцем, тем меньше проблем у него возникнет в будущем с развитием речи и грамотностью.

При разговоре со своим ребенком будьте искренними. Малыши очень хорошо чувствуют обман. Мама может разговаривать со своим чадом, но мысленно быть в другом месте. Не удивляйтесь, если ребеночек не поддержит с вами беседу, а просто отвернется. Если вы решили поговорить с крохой - сконцентрируйте все свое внимание на нем.

Перед тем как начать разговор, постарайтесь уловить взгляд ребенка, смотрите ему прямо в глаза. Беседуйте всегда от третьего лица и обращайтесь к нему по имени. Первое время кроха не ассоциирует свое имя с собой, но чем больше и чаще вы будете произносить его, тем быстрее образуется ассоциативная связь. В итоге, услышав свое имя, малыш в ответ начнет улыбаться и поворачивать к вам голову.

При разговоре с младенцем произносите небольшие предложения из 2-3 слов. Также при беседе пользуйтесь жестами. Малыши очень хорошо усваивают слова, которые сопровождаются соответствующими жестикуляциями.

Чаще задавайте крохе вопросы, делайте паузы и ждите ответа в виде покряхтывания, телодвижения или улыбки. Дети реагируют на речь, направленную к ним, и стараются ответить на нее доступными для них способами.

Видео по теме

Обратите внимание

Воспитание и развитие ребенка - это не только красивая одежда и дорогие игрушки, но это еще и телесный контакт с младенцем, ласковые взгляды и каждодневные разговоры со своим чадом.

С ребенком, начиная с самого рождения, необходимо постоянно заниматься. Каждой маме важно знать, как правильно играть с ребенком, как помогать развивать его зрение, слух и мелкую моторику.

Инструкция

Развивайте малыша. Новорожденный ребенок очень , он не способен различать цвета и следить за движущимися предметами. Эти способности появляются постепенно по мере взросления. Повесьте на высоте примерно 20-25 см от его глаз красные, и зеленые игрушки, именно эти цвета начинает различать раньше других. А лучше всего установите над кроваткой яркую крутящуюся карусель. Ваш ребенок будет учиться следить за игрушками взглядом, тем самым развивая свое зрение.

Читайте книжки с самого раннего . Этим вы будете пополнять его словарный запас, неважно, что малыш пока еще не умеет говорить. Пойте ему песенки, рассказывайте сказки. Когда младенец бодрствует, старайтесь всегда с ним разговаривать. Проводите ему экскурсии по дому, объясняйте, для чего тот или иной предмет. Поверьте, это не пустая трата времени, ребенок способен «впитывать» в себя всю информацию с самого

Итак, история из США. Одинокий папа ищет поддержки в интернете: он уговорил свою девушку, которая хотела сделать аборт, родить. Она родила и отдала ему ребёнка на воспитание. Полностью. Алиментов платит даже больше, чем судья сказал. Ребёнком не интересуется и совершенно на него не претендует. Все счастливы? Нет! Папа, который теперь полностью отвечает за сына, иногда злится на... на сына же! Маму обзывает «пустым местом». Ребёнку, кстати, сегодня 18 месяцев. Папа жалуется на то, что он родитель-одиночка и маме нет до них никакого дела! Алименты при этом он регулярно получает, за свидания с сыном не судится - ну чего ещё человеку надо? Ведь он так хотел этого мальчика, не понимаю.

PS все крики из серии: она ещё пожалеет!!! - считаю непродуктивными. Не факт. А вот его позиция, конечно, насмешила. Наслаждайся, парень. И помни, что ты счастливчик, потому что тебе платят алиментов даже больше, чем присудили.
Дальше перевод статьи.

«Его бывшая хотела сделать аборт, он не позволил бы ей, и, как только ребенок родился, она согласилась предоставить ему полную опеку и при этом выплачивать алименты. При этом этот папа нет-нет да жалуется в интернете на ту маму, «мертвой мамой». Круто чувак.

«У нас не было серьезных отношений, когда она забеременела. Она никогда не встречала нашего сына. Даже сразу после рождения у нее не было желания его видеть. Мы пошли в суд, и теперь у меня 100% юридическая и физическая опека над ребёнком. Ее имя указано в его свидетельстве о рождении, но она не имеет права опекунства и не имеет права посещать его или принимать решения, например, связанные с его здоровьем или образованием. Так она и не хотела ничего этого. Ежемесячно она выплачивает 125% от судебных распоряжений на содержание ребенка. Она говорит, что если я когда-нибудь женюсь на том, кто захочет усыновить нашего сына, она будет не против усыновления, но до тех пор пока этого не случилось, согласится, будет платить мне на его содержание.
Я воспитываю нашего сына самостоятельно. Сейчас ему 18 месяцев, и он никогда не встречал ее, и у меня даже нет ее фотографий. Я выгорел изнутри и ненавижу быть родителем-одиночкой. Я люблю моего сына, но при этом я обижаюсь на него. Моя семья, конечно, пытается помочь, когда они могут, но большую часть времени я делаю все сам. Я никогда не причиню моему мальчику боль и не буду игнорировать его, но я все время изнурен. Я пытался пойти в суд ещё раз, чтобы нам присудили раздельную опеку над сыном, но она опять сказала, что хотела сделать аборт, а я нет, опять дала понять, что никогда не будет его воспитывать. Судья сказал, что он не может заставить ее ухаживать за ним. Я не видел ее почти год, и в последний раз слышал о ней только то, что она пытается избавиться от растяжек на животе при помощи лазера и проводит много времени в тренажёрном зале. Знаю, что она сказала своим друзьям и семье, что она донор яйцеклетки, а не мать. У неё нет чувств, и суд ничего не сделает, что означает, что я так и буду одиноким родителем. Есть ли здесь какие-либо средства правовой защиты для меня?»

311

Евдокия

Его называли тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Он вешал декабристов, притеснял поляков, порол крестьян и солдат, губил поэтов. Любой радикальный общественный деятель XIX века писал о нём так, словно этот царь лично задушил его талант. Агенты вездесущего Третьего жандармского отделения следили за каждым.

Его усилиями в Европе, раздираемой либеральными революциями, поддерживался мир. Он остановил насилие османских и персидских властей над подвластными им христианами. При нём были распаханы миллионы десятин ранее дикой степи, в четыре раза увеличилось промышленное производство. Его стараниями русский язык был возращён в обиход образованного класса, спасены уцелевшие памятники древнерусской культуры.

Он – Российский Император Николай I Павлович

Ещё один взгляд на историческую личность и на правление.

246

ГОСТЬ

Ребенок у меня в принципе хороший. А вот мы с мужем несдержанные. Еще и между собой проблемы есть. Дочь впечатлительная, все на ней отражается. Худшее началось в 3 года после новости о том, что будет еще ребенок. Стала специально нарушать правила, орать, кривляться. Я ее наказывала (лишала чего-то, выбрасывала игрушку, даже шлепала - сейчас огребу). Но там были серьезные проступки - убегала и пряталась в людных местах (в Крыму отдыхали, много приезжих на машинах - страшно). Конечно, объясняла. Даже говорила, что ее съест чужой дядя или тетя. Дома начала копировать девочку (не знаю, может, у девочки диагноз по неврологии, видно, что не специально ведет себя так ужасно). А теперь мы уже больше 2 недель дома с малышом. И теперь еще хуже. Она нас бьет, провоцирует постоянно (по характеру еще провокатор), ищет негативного внимания... Понимаю, что тупик. Конечно, мы вырезаем, лепим, в лего играем, читаем (часто во время кормления брата) и т.п. Но ей нужен негатив. Раза 2-3 в день минимум. Еще и младший не очень спокойный. Орет так, что синеет и заходится. Т.е. не брать на руки не вариант. Из частного сада забрали в целях экономии и чтобы не насобирать болячек (нестабильная погода). Ясно, что всем нам нужен психолог. А еще что кто посоветует?

221

Аленушка

Здравствуй, форум!
Пишу чтобы выговориться.
Я заколебалась, просто нет больше сил! Ребёнок не вылазит из болячек, в сад ходит через пень колоду, все по очереди берут больничный, но даже в таких условиях мы не справляемчя, всем надо работать, больничный раз в месяц брать работа не позволяет
Жизнь превратилась в череду сплошных проьлем: как вылечить ребёнка, выполнить план на работе, найти кто посидит на больничном в это раз
Когда нибудь будет просвет? Сейчас все летит к чертям
Поддержите пожалуйста добрым словом, сил больше нет

180

Leka

Приветствую всех.
Озадачилась я выбором квартиры, может даже дома, если очень понравится размер участка и расположение, но ничего мне не нравится, что проходит по бюджету.
Стала смотреть статистику продаж квартир и понимаю, что народ торгуется и сбивает цену. За ту цену, что они купили и я не против приобрести квартиру, только не умею торговаться, бЯда.
Расскажите как у вас проходила покупка квартиры, может советы дадите, как цену сбить))

171

Все дети от рождения умеют улыбаться. Но…не все улыбаются. Малыши, лишённые общения, не улыбаются, но в то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки или разговаривают с ними. Так как же сделать общение с младенцем увлекательным и радостным?

Грудное вскармливание – основа основ общения мамы и малыша. Оно помогает создать между матерью и ребёнком отношения любви и доверия, которые остаются на всю жизнь. Постарайтесь сделать всё возможное для того, чтобы кормить ребёнка грудью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. Мамы, которые кормят грудью своих детей, имеют тенденцию чаще трогать, качать, малышей, улыбаться им.

Разговаривайте с ним.
Для многих это достаточно сложно. Но можно не просто так "в пустоту" выдавать какие-то фразы, а говорить с помощью шуток, прибауток, потешек, присказок. Они очень помогают находиться в контакте с ребёнком, при этом не чувствуя себя глупо. Существует огромное количество потешек, стишков, колыбельных, практически на все случаи жизни. Конечно, трудно выучить так много фольклорных стишков, но если об этом помнить, постепенно у вас в голове останется некий набор наиболее симпатичных вам прибауток. Ребёнок очень хорошо воспринимает ритмичную речь, он будет живо реагировать на потешки и присказки, к тому же они в основном ещё и познавательные. Где найти потешки? Существует сейчас огромное количество книг и сайтов.

Как улучшить взаимопонимание?

Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из книги У. И М. Сёрз "Ваш ребёнок":

Подсказки маме

Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.

Смотрите на слушателя .

Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто.

Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: "Хо-ро-шенький ма-а-а-льчик". Старайтесь избегать служебных слов. Не прибегайте к местоимениям "я" и "мне" - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова "мама" и "папа".

Сопровождайте речь жестами.

Скажите: "Помаши киске ручкой: "пока" и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы.

"Митя хочет на ручки", "Пойдем спать?" Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.

Поясняйте ваши действия.

Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: "Сейчас папа снимет пелёнку, а теперь мы положим другую…" Не думайте о том, что со стороны это выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда "ушки на макушке", он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Дайте ребенку возможность ответить вам.

Задавая ребенку вопрос, дайте ему время "ответить". Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращённую к ним речь.

Продолжайте вашу беседу.

Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух·

Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша, и вы читаете вслух старшему, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели "Гуси-гуси…" Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.

Игры с младенцем.
Все малыши очень любят играть со взрослыми. Игры не только приносят радость малышам, но и помогают установить близкие, доверительные отношения.

Играйте с младенцем в игрушки, но не стоит часто и надолго оставлять его с ними одного, заменить живое общение невозможно. Вот вкратце игрушки, которые наверняка понравятся младенцу до года:

10 дней -1 месяц
Идеальной "игрушкой" для младенца является рука матери (ладонь, пальцы) .

1-3 месяца
Погремушки с кольцами для подвешивания, погремушки с ручками; разные по форме и цвету; мелодичные по звучанию игрушки; неваляшки.

4-6 месяцев
Погремушки-подвески; погремушки с ручками; резиновые игрушки, издающие звук; неваляшки разной формы и цвета.

7-9 месяцев
Звучащие игрушки, мячи, шары разной величины для катания, кубики разного цвета и размера, мисочки, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, бидончик, кастрюля с крышкой для открывания и закрывания.

10-12 месяцев
Матрешки, пирамидки, кирпичики; сюжетные (называемые) игрушки - кукла, мишка, собака и др.; для развлечения – заводные игрушки, звучащие, плавающие, машины; для куклы -чашечка, кроватка; резиновые надувные игрушки, корзиночки, сумки, обруч, тележка, картинки однопредметные, кубики с картинками и буквами.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Вместе делайте домашние дела, "обсуждайте" всё, что происходит вокруг, гуляя рассказывайте малышу о том, как прекрасен этот мир. Вместе можно и в магазин сходить и обед приготовить и в гости съездить. Малышу этого только и надо - всё время быть в курсе ваших дел, стать вашим "компаньоном". Такое общение на равных станет залогом вашей искренней дружбы.

Со всеми младенцами можно играть в пальчиковые игры. Постарайтесь купить книжку с описанием пальчиковых игр или