Возрастное демонстративное поведение. Демонстративное поведение ребенка

Как часто мы делаем то, чего ждут от нас наши дети? Речь идет не о повседневных потребностях, которые входят в обязанности родителей, а о детских манипуляциях взрослыми. Детское поведение напоминает удочку. Ребенок ее закидывает, а взрослый «заглатывает крючок» и… делает то, что ждет ребенок.
Как это происходит? С помощью демонстративного поведения – поступков, целью которых является демонстрация себя. Внешне и внутренне такое поведение адресовано взрослым. Главное для ребенка – создать контакт со взрослым.

Варианты поведения
Демонстративное поведение проявляется в нескольких вариантах.

Вариант 1. «Похвали меня!»
Похвала – это эффективный стимул деятельности и прекрасное средство формирования детской самооценки, если она заслуженная. Заслужил, заработал – похвалили. И это просто замечательно. Ребенок растет с пониманием того, что любят его просто так, а хвалят за конкретные поступки.
Однако нельзя захваливать малыша без повода. Это воспитывает потребительское отношение к жизни и формирует неадекватную самооценку. Нужно ли говорить, насколько это вредно для детской психики. Взрослые это знают, но захватывают крючок. Вот конкретный пример.

В маршрутке наблюдаю диалог мамы и девочки лет восьми.
– Учительница предложила тебе солировать в хоре, - говорит мама.
– А почему я? – капризно спрашивает девочка.
– Ну, наверное, потому что ты лучше всех поешь.
– Лучше Таньки?
– Лучше.
– Лучше Ольки?
– Лучше.
– А в другом классе есть кто-нибудь, кто будет солировать?
– Наверное, нет.
– Значит, я лучше всех пою в этом классе?

Разговор мамы и девочки может быть бесконечным. Фразой «почему я», была запущена «удочка», и мама сразу «попалась». Девочка ловко манипулирует мамой вопросами, а та хвалит девочку столько, сколько ей это нужно. А за что она ее хвалит? Пока только предложили петь в хоре. Совсем неизвестно, справится ли она. Возможен любой вариант событий, но девочке заранее необоснованно завышают самооценку.

Вариант 2. «Я плохой»
В принципе, это разновидность первого варианта демонстративного поведения, но другими словами. Ребенок начинает говорить о своих недостатках с уверенностью в том, что взрослый его поправит и обязательно похвалит.
Примеры детских «крючков»:
– Я некрасивая.
– Я толстая.
– Я не умею петь.
– Ты меня не любишь и платье не купишь.

Взрослые моментально подхватывают фразы и убеждают ребенка в обратном:
– Ты очень красивая.
– Ты хорошенькая стройная девочка.
– Ты поешь лучше всех.
– Я очень тебя люблю и куплю платье.

Подобных вариантов может быть много, но за всеми стоит простая манипуляция: похвали меня просто так. И взрослый попадается на крючок.

Вариант 3. Кривляние
Как часто нам приходится сталкиваться с детским кривлянием. Стоит ребенок у доски и просто выгибается во все стороны. Точно также он ведет себя в поликлинике, при встрече с вашими знакомыми – в самые неподходящие моменты. Взрослый общается, решает какие-то вопросы и понимает, что чадо ведет себя демонстративно. «Перестань кривляться!» – говорим мы ребенку. А это значит, что контакт состоялся. Крючок заглотили, и ребенок продолжает в том же духе показывать демонстративное поведение. Почему? Потому что он манипулятор. А взрослый, нервничая и волнуясь, просто «висит» на его крючке.
Эта ситуация может длиться бесконечно. Воспитанный взрослый угрожает ребенку разобраться дома в его демонстративном поведении, но не принимает меры в данный момент, и малыш продолжает демонстрировать себя.

Вариант 4. Капризы
Обычные детские капризы – это тоже способ привлечь внимание к себе, то есть опять вид демонстративного поведения. Пока ребенок кричит, плачет, раскидывает вещи и игрушки, взрослый безотрывно находится возле него. Он уговаривает, упрашивает, ругает, но создает постоянный контакт.
Снова крючок. Взрослые будут «висеть» на нем пока это не надоест малышу.

Причины демонстративного поведения
Ребенок так ведет, потому что испытывает потребность во внимании. Причем с возрастом она становится бессознательной и бесконтрольной. Он привлекает к себе это внимание любой ценой. А взрослый подпитывает это желание постоянным попаданием на детские уловки. Из-за лояльности к демонстративному поведению в классах появляются «дети-клоуны», «истерики». А сколько подобных взрослых рядом с нами? Именно они испытывают постоянную потребность в конфликтах, интригах, особом внимании к себе. Вряд ли кто-то захочет иметь мужа, подругу, сотрудника с явным демонстративным поведением. Значит, нужно избавлять наших наследников от этой вредной привычки.

Корректируем демонстративное поведение
Любую аномалию, включая демонстративное поведение, лучше предотвратить. Прежде всего, нужно всегда держать ребенка в поле внимания, показывая ему это. Говорите, что вы его любите, что верите в его силы, гордитесь победами.
Если же удочка закидана, то нельзя попадаться. Давайте научимся отвечать крохе правильно:

В своих ответах, мы даем детям понятие деятельности. Похвала следует за поступками. И маленькая личность будет это понимать и избавиться от демонстративного поведения.
Капризы и кривляние не требуют никаких особых методов. Здесь нужно только терпение. Самое главное – лишить ребенка прямого контакта, не обращать на него внимания. И пусть поначалу сделать это будет непросто, зато впоследствии вы излечите эти болезни «на корню» и устраните демонстративное поведение.
Главный совет: придерживайтесь своей позиции до конца. Ваше требование убрать игрушки или сложит вещи должно быть выполнено. И неважно, что после первой фразы вылилось море слез, звучали упреки в нелюбви, жалобы. Главное, чтобы вы довели начатое до результата. Терпение и мудрость – вот ваши оружия.

НОРМАЛЬНЫЕ И АНОМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Человеческое поведение чрезвычайно варьируется по своим целям, мо­тивам и формам проявления. Некоторые его виды просты и выполняют­ся на уровне рефлексов, другие представляют запутанную мозаику, ко­торую можно долго расшифровывать, но так никогда не дойти до сути. Демонстративное поведение призвано выставить человека в наилучшем виде, что называется пустить пыль в глаза, напротив, ассертивное под­разумевает естественность, честное поведение по отношению к само­му себе, и окружающим. Агрессивное поведение в чем-то напоминает демонстративное, но отличается от него немирным характером. Еще более немирным выступает революционный психоз, когда озверевшей толпой прежде всего овладевает именно беспредельная распущенность и разнузданность нравов. Между этими полюсами расположены ано­мальное, аддиктивное и другие формы девиантного поведения.

К демонстративному поведению принято относить в социологии любое действие или совокупность действий, которые выставляют напоказ те цели, принципы или ценности, которые играют очень важную роль в жизни субъекта или субъектов этого поведения. Когда мы слышим о мирной или антирасистской демонстрации, то это может означать одно: масса людей вышла на улицу для того, чтобы вопреки давлению полиции и возможному риску быть арестованными публично провозгласить определенные ценно­сти, с которыми призывают считаться как общественность своей страны (не­скольких или всех стран), так и правительство.

Демонстративное поведение может затрагивать не только коллективные, поддерживаемые большинством, многими или всеми ценности, но и инди-

видуальные, которые распространяются на то, что важно для вас лично и не касается никого больше. Скажем, высокий статус и материальное благопо­лучие, которое вы хотите продемонстрировать всем, вызвав у них зависть, чувство восхищения, уважения и т.п." Такой стиль жизни был характерен для так называемого «праздного класса» - новых богатых американцев, кото­рые старались подражать высшему классу Европы, но в отличие от него вы­ставляли свое потребление напоказ. Демонстративное поведение позволя­ло праздному классу укрепить свое представление о себе как об элите аме­риканского общества.

Примерно в то же время аналогичный феномен потребления как смыс­ла повседневной жизни изучался немецким социологом Георгом Зиммелем (1858-1918), но уже на материалах по Берлину.

Демонстративное поведение (от лат. demonstratio - показывание) - вы­зывающие, намеренно подчеркиваемые действия, связанные с определен­ной целью, например стремлением показать свою «особость» и значимость. Понятие де­монстративного поведения может иметь не­гативный смысл, например вызывающее по­ведение молодежи («бравирование» - мото­циклетные гонки, бросающаяся в глаза одежда и символика). В отличие от нормаль­ного, или разумного, поведения демонстра­тивное редко когда продиктовано нуждой, естественной потребностью, обычной логи­кой. Говорят, например, футболист демонст­ративно упал на поле. Серьезной травмы нет. Он просто «выпрашивал» у судьи пенальти. Вместе с тем понятие демонстративного поведения имеет позитивный смысл. Так, забастовка, митинг, демонстрация - это ти­пичные формы демонстративного поведе­ния. Их цель - привлечь общественное вни­мание к нуждам и требованиям тех людей, на которых в нормальной обстановке внимания не обращают.



Демонстративность - особенность лично­сти, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе ок­ружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его цель - обратить на себя внимание, получить ободрение. Источником демон­стративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно слу­жит недостаток внимания со стороны взрослых, из-за чего дети чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Если дефицита внимания нет, он создается ребенком в силу избалованности. Тогда появляется новое каче­ство - завышенные требования к взрослым. Нарушая правила поведения, а часто и этические нормы, дети добиваются своих целей.

Если демонстративность заключается в поиске возможности для само­реализации, то лучшее место для ее проявления - сцена. Помимо участия

Веблен Т. Теория праздного класса. М, 1984. С. 108.

в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художе­ственной деятельности, в том числе изобразительная.

В демонстративном поведении происходит очень важная с социологи­ческой точки зрения подмена, отсутствующая или ярко не выраженная в других формах социального действия, а именно подмена истинного содер­жания символическим. Так, в 1970-1980-е гг. в СССР, закрытом от всех стран так называемым железным занавесом и мало что знавшем о новейших веяниях молодежной моды, некоторые ее достижения воспринимались в

искаженном свете. У советских под­ростков модным было застирывать новые джинсы до дыр, искусственно их портить таким образом, чтобы они выглядели поношенными. Они утра­тили свою непосредственную функ­цию защиты от непогоды, предохранения тела и удобства в носке. Модны­ми стали потрепанные джинсы. Мода сохранилась и в 1990-е гг., причем не только у нас, но и на Западе. Только теперь стирать уже не надо: поношен­ными их делают прямо на фабрике. В данном случае, не важно, у нас или за рубежом, символическое бытие вещи как бы полностью поглотило, раство­рило в себе ее материальное бытие. Как практичная и удобная вещь, джин­сы потеряли свою ценность, они стали репрезентировать не одежду как та­ковую, а модный стереотип, столь ценимый в подростковой субкультуре.

Когда английские луддиты XVIII в. первыми взбунтовались против при­менения машин, они относились к ним не как к материальной субстанции, а как к социальному символу. Машины олицетворяли средство эксплуата­ции их труда, означали вытеснение живого труда и начало массовой безра­ботицы. Подобным символическим значением средства труда наделены, конечно, не сами по себе, а как часть конкретно-исторических отношений производства и распределения.

Прокатившаяся в 1989 г. волна шахтерских забастовок в СССР вскрыла интересный феномен. Протест стачечников был направлен против, как они выражались, нечеловеческих условий труда и быта, в которых они вынужде­ны были находиться. Однако эти условия за последние 10- 15 лет существен­ных изменений не претерпели. Почему же забастовали шахтеры только на четвертом году перестройки? Ответ, видимо, кроется в той системе коорди­нат, в которой теперь, а не раньше, стали восприниматься эти условия. В стра­не резко изменился политический климат, расширились демократия и глас­ность, заговорили о человеческом достоинстве и правах человека, наконец, больше стали обращать внимания на рядового работника. И он заговорил. Терпимые доселе нечеловеческие условия превратились в нетерпимые, уни­жающие человеческое достоинство. Материальные условия фактически пред­ставляли уже не себя, а нечто другое. Они выступали средством выявления других «чувственно воспринимаемых вещей» - авторитарного управления, унижающего человеческое достоинство. Протест фактически был направлен против этой более широкой системы общественных отношений, а условия труда и быта явились их символом, социальным воплощением.

Условия труда и быта, когда речь идет о забастовке, т.е. коллективном протесте организованной группы работников, неизбежно воспринимают­ся как коллективные условия существования. Причем коллективные не во-

обще, не абстрактно и даже не эмпирически конкретно лишь как условия труда, в которых вынужден работать персонал данного предприятия. Они реально воспринимаются уже как условия существования данного класса. Шахтеры, водители и представители других профессий, участвовавшие в конце 1980-х гг. в стачечном движении, протестовали прежде всего против того, что они - непосредственные производители материальных ценностей в обществе, представители рабочего класса - вынуждены жить и трудить­ся в худших условиях, чем работники аппарата, не участвующие непосред­ственно в создании материального богатства общества.

Демонстративное поведение в постиндустриальном обществе построи­ло себе специальную площадку - публичные парады моды, которые еще называются дефиле. Дефиле (франц. defile - торжественно проходить, шест­вовать) - публичный и празднично обставленный показ новинок моды, как правило, женской. На дефиле обычно присутствуют телевизионные и «ки­ношные» знаменитости, светская публика (так называемый бомонд), моде­льеры, фотографы моды и журналисты. На подобного рода шоу известные дизайнеры представляют коллекционные новинки одежды, относящейся к «высокой моде». Дефиле-парады проходят в домах моды или лучших зда­ниях города, в них участвуют ведущие национальные или зарубежные фир­мы, агентства моделей, дома моды (например, дом Кристиан Диор), теат­ры моды, синдикаты высокой моды. Произвести хорошее впечатление на публику очень трудно при отсутствии навыков искусного владения соб­ственным телом. В престижных школах манекенщиц обучают основам сти­ля, истории моды и дизайна, искусству макияжа, хореографии и навыкам дефиле (особой манере правильно и красиво ходить, держаться на подиуме во время демонстрации модной одежды), фототренингу, занятиям в фит-несс-центре, визажу, актерскому мастерству. В некоторых школах актерское мастерство построено на методике Станиславского, когда девушек учат публичному одиночеству на подиуме. Понятие дефиле стоит в одном куль­турном ряду с театрализованным шоу, великосветской тусовкой, художе­ственным перформансом, выставочной деятельностью.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ. ИСТЕРОИД

В клинических случаях этот тип называют ИСТЕРИЧЕСКИМ или ИСТЕРОИДНЫМ.
Не только генетика, но и развитие и воспитание играют роль при формировании демонстративного типа.

Характеристики демонстративного типа

  • По сути ребенок с высокой самооценкой
  • Вытеснение работает отлично (в отличии от тревожного) - наследственность,
    Генетически передаваемый. Удаляет неприятные образы и переживания;
  • Мир воспринимают более просто, более позитивно, менее угрожающий;
  • Для них все реально и все возможно (как они думают). Не видят преград. Видят цель, но не понимают насколько это реально и сложно. Все возможно, «как-нибудь само собой получится»;
  • Проблемы с прошлым опытом (опыт негативных воспоминаний, чтобы предостеречь. Не наступать а грабли дважды - не про них);
  • Фантазии и цели - не отличают разницу => любая фантазия (не реальность) может быть целью. Их фантазии и вранье одно и тоже => вранье для них правда и поэтому, когда они говорят - сами верят в это (пример: Остап Бендер - «И Остапа понесло...»);
  • Здесь и сейчас;
  • Нет ощущения тревоги, что что-то теряют;
  • Нет у них проблем - не вырабатываются. Им преодолевать нечего, они не видят преград;
  • Быстро меняется настроение - эмоционально мобильны;
  • Инфантильные (дети);
  • Ленивые - не охота преодолевать;
  • Капризничает, манипулирует, давит, чтобы добиться своего (Решение - не поддаваться на манипуляции в любом случае). Манипуляция - реализация мотивов чужими руками;
  • Все за счет других добиваются;
  • Импульсивны;
  • Люди впечатления;
  • Эмоционально чувствительны и сензитивны. Хорошо чувствуют другого человека (его настроение, состояние...);
  • Постоянно себя демонстрируют. Играют роли, в разных ролях по жизни. Им самим
    Внутренне не понятно, что они из себя представляют;
  • Внешнего много, внутреннего мало;
  • Впечатлительные, внушаемые и самовнушаемые (часто «болит» голова, шумит, плохо «слышат» => средства манипуляции) - «Для чего болит?»
  • Функциональные нарушения - верит, что болит голова (для чего то);
  • Нет чувства вины
Пока человек действует согласно ситуации и удовлетворяет требования к этой ситуации он нормальный обычный человек.

Иногда говорят, что характер человека предоопределяет жизнь человека. Что это судьба. С одной стороны да, другой стороны нет. Отчасти это, конечно, накладывает определенные рамки ограничения и выборе ситуации и способы реагирования в этих ситуациях, но, тем не менее, поскольку жизнь гораздо многообразнее и как она сложится никто на самом деле не знает.

Чаще всего этот тип называют демонстративным или в клинических проявлениях - истероидным. Как и в случае с тревожными, особенности этих натур тоже будем выводить из этого самого механизма.

У тревожных плохо работает вытеснение, а у демонстративных - слишком хорошо. Если у людей слишком хорошо работает вытеснение, у них вытеснение может вытеснить что угодно. Из самой предпосылки нам понятно, что это люди, во многом противоположные тревожным. Если слишком хорошо работает вытеснение, а мы говорили что вытеснение может вытеснять из сознания практически любые содержания (а это образы либо переживания), а убирает оно в основном негативные образы или переживания, которые доставляют человеку внутренний дискомфорт, то это моментально аукается на то, что мы называем прошлым опытом. Потому что прошлый опыт это есть в первую очередь опыт негативных переживаний. Кольцо саморегуляции личности: негативное переживание остается в эмоциональной памяти для того, чтобы в будущем в той же ситуации мы не действовали сходным образом. Кроме того, переживание неуспеха тоже негативное. А оно тоже играет огромную регулятивную роль, оно снижает самооценку, притязания и так далее. После неуспеха человек снижает притязания, после переживания успеха у него притязания растут. Если вытеснение работает слишком хорошо, тогда что получается? Тогда у нас человек в этом смысле, в сходной ситуации будет действовать сходным образом . У таких людей плоховато с прошлым опытом.

Дальше, вытеснение формирует разные иерархии: мотивов, опасностей и ощущения того, что достижимо, а что недостижимо. Откуда у нас берется иерархия что достижимо, а что недостижимо? Мы считаем, что это очень хочется и может быть, а это хочется и если постараться, то можно, а это останется в мечтах. Эта иерархия формируется на основе прошлого опыта. Причем как индивидуального, так и социокультурного. И кроме того - прошлый опыт. Как у демонстративных? На основе прошлого опыта ничего не формируется - его нет, социокультурные вещи как они воспринимают? Откуда это берется? Предположим, тебе очень хочется, а мама говорит, что не получится, потому что дорого стоит. Ведь когда мама говорит, что хочется, но это дорого стоит, мы испытываем негативные переживания. Но одновременно это фиксируется у нас с тем, что малодостижимо. А если слишком хорошо работает вытеснение, то не фиксируется. У этих людей вырабатывается своеобразное мироощущение того, что все возможно и все достижимо .

Что происходит с образами фантазии? Там тоже есть специфика и тоже есть соподчинение. Мы отличаем свои фантазии и мечты от образов реальности? Отличаем. У обычного человека есть знание, что это он может себе очень ярко представлять, но это фантазия, мечта, а это есть образ реальности. Откуда мы это дифференцируем? А опять таким же путем: на основе с одной стороны социокультурной, впитывая, интериоризовывая, присваивая культуру, мы начинаем в этом разбираться. Кроме того, у нас есть индивидуальный опыт. Так как у совсем маленьких детей большая путаница, они плохо дифференцируют, что они себе представляют, а что есть на самом деле. И дифференциация идет на основе своего собственного опыта и усвоенного культурного опыта. Если у человек складывается впечатление, что все возможно и хорошо работают механизмы вытеснения, которые удаляют содержание, связанное с негативным опытом, то в сознании остается много места вообще то.

Объем сознания ограничен (то есть это то, что мы можем удержать в сознании). Или у нас есть фокус, а есть периферия сознания и этот стимул может вызвать ориентировочную реакцию. А если фокус сместить, то мы уже будем на другое обращать внимание. Если сознание конечно по объему и оттуда удаляется все, связанное с негативными образами и переживаниями, чем оно замещается? (Это еще один закон: сознание конечно и никогда не бывает пустым) Сознание заполняется образами фантазии. У этих людей не только проблемы с прошлым опытом и нарушена иерархия и есть внутреннее ощущение, что все возможно, у них еще есть много места для собственных образов. Они большие фантазеры .

У них есть ощущение, что все возможно и богатая фантазия, о чем они фантазируют? О чем-то хорошем. Они себе представляют очень ярко картины того, что им хочется. Значит, их фантазии и образы, которые по большей части заполняют их сознание, связаны по большей части с их реализованными желаниями. Что нам мешает ярко и чувственно воспринимать эти образы? Эта самая иерархия. А если у нас есть внутреннее ощущение, что вот оно, то очень ярко и чувственно. Это люди впечатления.

Вытеснение может вытеснить что угодно. Кроме одного. Оно не может вытеснить их собственные желания. Вытеснение в случае тревожных представляет собой горизонтальный столб, а у демонстративных - вертикальный . Есть один, очень значимый мотив, их значимое эгоцентрическое желание . При этом ситуацию реализации этого мотива они себе очень ярко и чувственно представляют. Но в реальности то этого нет. Значит, для того, чтобы это стало реальностью, это должно быть не просто образом фантазии, а целью. А у них нет этой программы. У них есть «вот оно», чувственный, яркий образ удовлетворения собственных желаний и при этом в реальности ничего не происходит. Потому что для того, чтобы оно стало реальностью, надо что-то делать. Делают ли они что-то? Нет. Эти люди пребывают в состоянии внутреннего удивления: как же так? Иногда даже недоумения и обиды.

Цель подразумевает целенаправленные действия, а там всегда есть преграды, а преграды вызывают тревожность. А у этих людей почему ощущение, что все возможно? Преград нет. Они вытесняются. И связанная с ними тревожность вытесняется.

Нет преград, нет тревожности, нет прошлого опыта, есть ощущение что все возможно. При этом, еще один аспект: у них нет опыта преодоления преград. Ведь опыт преодоления преград - некое волевое усилие. Для этого нужна дополнительная мотивация, идущая изнутри. Откуда она берется? Научаемся из социокультурного и индивидуального опыта. В основном воля воспитывается путем преодоления преград.

Тревожно-мнительный постоянно пытается преодолеть. Когда тревожный человек говорит: «Я собираюсь бросить курить!», акцент на слове «собираюсь». А воля - это опыт преодоления преград.

В жизни то преграды есть, но они их не видят. У них нет опыта волевого действия. Когда мы используем волевое действие? Чтобы действовать вопреки собственным желаниям. Так социум устроен. Социум без этого невозможен. Люди должны научиться действовать вопреки собственным желаниям, соблюдая правила и нормы. У этих людей нет этого опыта и нет воли. Они не привыкли прикладывать никакие усилия. Эти люди, если попросту говорить, ленивы. Значит, это люди ленивые, с очень яркими эгоцентрическими желаниями .

Как сделать так, чтобы их желания реализовывались? Если я чего-то очень хочу, но этого у меня почему то нет, значит надо умудриться сделать как-то так, чтобы мои собственные желания реализовывали другие .

Все это напоминает ребенка. Дети такие и это нормально. Но в процессе присвоения социокультурного опыта (моральных норм), путем преодолевания преград - люди взрослеют. А эти люди - не взрослеют. И очень часто таких людей называют инфантильными. Поскольку у детей их потребности удовлетворяются чужими руками, у детей вырабатываются какие-то навыки для того, чтобы взрослые удовлетворяли их потребности? Да. Какие есть средства у ребенка? Плач. Ребенок может орать - больше он сделать ничего не может. При этом, если нарушаются базовые природные потребности - он орет и мама приходит. Но очень быстро развиваются и психические потребности, которые тоже генетически заданы (потребность в освоении окружающего мира и т. П). Когда у ребенка нет базовых проблем и есть психические потребности - он тоже орет. А маме крайне трудно не подойти к ребенку. И когда ребенок начинает орать, когда просто скучно, а мама бежит к нему (и это также генетически обусловлено) - замыкается условный рефлекс. А если мама не дает ему то, что он просит - он манипулирует ей, начинает нудеть, может плюхнуться на пол, начинает кататься, валяться на полу, орать. Ему самому не нравится кататься по полу. Но он уже усвоил некие болевые точки. Когда он катается по полу - он ставит маму в дико неудобное положение. У нее есть два выхода: либо купить, чтобы отстал, либо схватить подмышку и убежать. И если она выберет первый вариант, то орать он будет всегда. Такие механизмы манипулятивного поведения складываются у всех у нас и каждый из нас тем или иным образом их использует. И эти же механизмы можно использовать чтобы не просто делать что-то с помощью других, а делать за счет других.

Эти люди выгодно себя подают. То есть они себя демонстрируют окружающим. Это зависит от того, чего хочется. От того, что за люди вокруг. Эти люди обладают повышенной чувствительностью по отношению к окружающим. У этих людей вырабатывается навык и они чувствуют других людей и то, чем их можно пронять. Проще всего как к себе привлечь внимание? Яркий внешний вид, более яркое и более экспрессивное поведение, байки, в которых самая важная ты занимаешь какое-то центральное и важное место. Причем, есть одна особенность, что они много про себя чего рассказывают интересного. Он будет образно, красиво и с деталями все это рассказывать потому что у него очень яркое и образное воображение. И другие вовлекаются. То есть ему верят. Предположим, что в этой компании оказался человек, который реально был на приеме у английской королевы. Рассказчик тогда на эту байку расскажет еще одну трехэтажную байку про то, почему они там все были, но друг друга не видели. И таким людям верят потому, что они реально чувствуют на уровне чувств и восприятия те ситуации, про которые они рассказывают. И поэтому их крайне трудно вывести на чистую воду.

Истероидов невозможно уличить во лжи потому что когда они рассказывают - они в этой ситуации. То есть они не врут. Его внутреннее ощущение - что он в этой ситуации находится и живет. И окружающие не чувствуют что он врет. Яркий пример - Остап Бендер, которому дают деньги на проект, а потом он придумает историю, почему этот проект не получился.

Когда он демонстрирует - за этим всегда стоит прямая или косвенная выгода. И даже когда ее как кажется нет, они таким образом повышают свою самооценку. Это становится стилем жизни. А реально - он не думает заранее, как бы сделать так, чтобы их объегорить. Нет, он просто так живет. Если ему нужны деньги, он не изобретает козни, как их отнять. Он просто в определенной ситуации ведет себя совершенно спонтанно определенным образом. И давить на жалость (какой он бедный, больной и несчастный) или на что-то еще. Но делая это с одним результатом - для того, чтобы другие им помогали. Не обязательно деньгами - трудами, усилиями, связями, протекцией. Приз может быть разным. Но он всегда подразумевается.

У таких людей очень широкий круг общения, они очень часто меняют компании и людей. А если у него спросишь, зачем он столько завел - он не ответит, потому что он это делает совершенно спонтанно. Они очень впечатлительные и у них очень часто может менятся эмоциональный фон: если это в каких-то сильных проявлениях - эмоциональная лабильность. То есть это люди эмоционально лабильные.

Это люди, которые постоянно демонстрируют что-то. Что? Да что угодно? Но чаще всего они не испытывают глубоких переживаний и у них не бывает по-настоящему глубоких мыслей . Он может изображать из себя суперначитанного, но т. к.нешь поглубже, а там - пусто.

Пример: Берем женщину с маленьким ребенком. Маленький ребенок является преградой? Является. Она привыкла преодолевать преграды? Не привыкла. И поэтому тяжелый труд, который связан с ребенком, она умудряется переложить на кого-нибудь. В данном случае на свою маму, то бишь на бабушку. Если та отказывается - начинаются манипуляции. Сначала мягкие. А потом - все более и более жесткие. Например: «Мне вечером срочно нужно ехать потому что иначе я останусь без диплома и т. п...» Но бабушка она же мама этой женщины и понимает, что за один день ничего не изменится. И тогда эта бабушка говорит, что можно и в понедельник съездить. Очень важный момент: что происходит дальше? Что сказала женщина своей матери? Сказала, что вообще то решается ее судьба. А мама готова судьбу собственной дочери променять на какую-то встречу с одноклассниками. И тогда она дико возмущается. И тогда она искренне дико возмущенная начинает матери это высказывать. У матери тоже есть что ответить. И они начинают выяснять, кто на кого положил жизнь и кто кому ее испортил. Они это выясняют. Все происходит на фоне повышенной нервозности. И тогда эта дочь, «решившая», что она не нужна собственной матери, искренне лезет на перила, чтобы кинуться из окна. Что может сделать мать? Либо в какой-то момент сломаться и отыграть назад. А может и не отыграть. Есть один нюанс: если эта дама полезла на перила, то она знает, что скорее всего есть крюк, на котором можно удержаться, но к сожалению такие штуки печально кончаются. Дальше может быть еще более жесткая манипуляция: она может схватить ребенка и убежать с ним на мороз. Ее мать естественно побежит за ней. После этого она побежит развлекаться, придет домой в хорошем настроении и искренне будет недоумевать, почему ее мать вся сине-зеленого цвета и пьет валерьянку.

Надо задавать вопрос, не почему они то или иное делают, а зачем они то или иное делают. Это могут быть не только какие-то внешние вещи, но и внутренние могут идти как материал для манипуляции. Например, голова болит и тошнит может быть так называемым условным симптомом? Может. Истероид про себя как думает? Хорошо: он добрый, веселый, ласковый и общительный. Откуда человек получает информацию о себе? Либо окружающие дают понять, либо в результате собственной деятельности. А что с истероидом? Поводов для того, чтобы думать о себе что-то нехорошее у него нет. Он думает про себя что он ленив? Нет. Он думает про себя что он усилий не прилагает? Нет. Потому что у него многое получается. Пусть чужими руками, но получается. С точки зрения социокультурных критериев, он очень успешный. И в глазах окружающих то, что у него болит голова и его тошнит, является условно-желательным симптомом. Она у него реально болит и реально тошнит. Но это идет на пользу так как он оправдывается этим перед начальством. То есть вот эти условно-желательные симптомы у таких людей формируются как средство манипуляции . Для показателей уровня истерии есть опросник. Там есть вопрос, чаще ли у вас кружится и болит голова и вы падаете в обморок? Так вот, истероиды в обморок падают чаще, чем другие. Это не значит, что они имитируют обмороки - они реальные.

Пример: Молодая дама-истероид и муж. Недавно поженились и любят друг друга. Муж хочет чтобы в семье было все хорошо. Для этого он по ночам ходит на работу. Ей это нравится? С одной стороны, она может и понимает, что это на пользу семьи. С другой - когда он уходит, ей от этого приятно? Нет. Она верит, что он туда уходит, но ей все равно будет неприятно. Понятно, что в этот момент есть всплеск тревожности. А когда она растет - меняется химия организма. На фоне всплеска тревоги у нее может кольнуть сердце? Он собирается уходить, у нее кольнуло сердце, она схватилась. Он испугался и не пошел в этот раз. Сердце кольнуло как бы само по себе. При этом ее мотивация была чтобы он остался. И он остался. Ей стало хорошо, она удовлетворила свой мотив. Довольно быстро, у таких людей налаживаются условно-рефлекторные связи: сердце колет - есть сигнал о том, что будет хорошо, перед этим - было плохо. Связь между этими вещами в психике и в организме замыкается. В следующий раз, когда он вечером уходит на работу, вероятность больше того, что он останется. И если он еще раз остался - связь закрепляется и начинает генерализовываться.

Если говорить про психоанализ, то тот же Фрейд начинал с истеричек. Именно из них родился метод археологических личностных раскопок. Это анализ сновидения и метод свободных ассоциаций.

По большому счету, внушение основано на том, что деятельность мозга делится на несколько этажей. Центр сексуального удовольствия и возбуждения находится в спинном мозге. Есть разного вида восточные практики, например, состояние медитации - попытка достичь пустого сознания. Или например всякого рода аутогенные тренировки: достаточно сконцентрироваться на кончике пальца и у всех: у кого-то быстрее, у кого-то медленнее - можно подчинить и такого рода функцию более высоким этажам. Это не нужно, это вмешательство. Но те же самые люди сознательно преуспели в том, что они могут сознательно регулировать функции всего организма (bio feedback). Можно выводить в качестве обратной связи показатели артериального давления и сердцебиения.

Чем сильнее особенности действия этих механизмов, тем более акцентуированной является личность. Мы все умеем и внушать и быть внушаемыми и тревожится и т. п. Вопрос в том, зациклено это или нет, ведущий это наш стиль жизни или нет.

Итого:

  • У демонстративных личностей слишком хорошо работает вытеснение ,
  • Отсюда - проблемы с опытом и иерархией преград ;
  • Плюс - чувственная фантазия и чувственное восприятие , люди впечатления;
  • Это люди эмоционально-лабильные ;
  • Плюс, если брать мотивационную сферу, то для истероидов есть один мотив - одно желание, а всего остального как будто бы и не существует;
  • Поэтому и их сознание заполняет их собственные эгоцентрические желания; Плюс - демонстративное поведение , - любая демонстрация всегда есть часть манипуляции, это так называемое рентное (выгодное) поведение;
Манипуляции могут быть самыми разными, но когда это уже заклинивается и зацикливается, тогда мы просто видим, что это уже неадекватное поведение. Его поведение перестает соответствовать большинству ситуаций и тогда это уже ярко выраженная дезадаптивная фаза.

С истероидами в ярко выраженных формах тяжело. Потому что не очень понятно, с какой стороны к ним заходить. Как только ты начинаешь выходить на то, что у него есть внутри, у него такая реакция, что это какой-то тупой психотерапевт и нужно искать другого. Они привыкли, что хорошо работает вытеснение и они хорошо защищаются. До поры до времени, у истероидов все хорошо с внутренним самоощущением и они этого в себе не видят. Способны ли они искренне любить? Трудно сказать. Они способны показывать глубокие чувства. И в момент, когда он это показывает - он это переживает.

Те или иные психологические особенности (особенно ярко выраженные) это еще не судьба. Но на судьбу они очень сильно влияют.

Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. При этом демонстративный ребенок часто проявляет негативистские эмоции. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Причины демонстративности у детей

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Как бороться с демонстративным поведением ребенка

Таким детям важно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Поэтому взрослым лучше обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

подросток демонстративность общение школа

Нами было проведен констатирующий эксперимент на базе воскресной школы прихода преподобного Серафима Саровского и общеобразовательной школы № 135 г. Казани. В эксперименте приняли участие 40 человек: учащиеся воскресной школы в количестве 20 человек и учащиеся общеобразовательной школы - 20 человек в возрасте от 13-15 лет.

До настоящего времени в общей психологии отсутствуют традиции исследования ДП. Вопросы о ее страницах, распространенности, мотивации, роли в социальном взаимодействии и закономерностях развития до сих пор остаются без ответа.

Недостаток работ в этой области особенно чувствуется в экспериментальных исследованиях, так как их результаты подвержены значительным искажениям вследствие "феномена социальной желательности", трактовка которого в настоящее время опирается на интуитивные представления об этом феномене.

Раскрытие темы "Мотивация демонстративного поведения" тесно переплетено с целым рядом актуальных общепсихологических проблем, таких как проблема специфической человеческой мотивации, соотношение базовых и производных потребностей.

Особую остроту изучаемая проблема приобрела в последнее время в связи с социальными запросами времени, сделавшими умение привлечь внимание к себе необходимым условием успеха.

Гипотезой исследования основывается на предположении о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.

Подросткам было предложено заполнить Опросник Шмишека и тест на демонстративность, где требовалось отметить «да» и «нет». Были получены следующие результаты:

У подростков воскресной школы высокий показатель демонстративности присутствует у 10%, и средний, нормальный показатель демонстративности - у 80%. У подростков обычной школы доминирует высокий уровень демонстративности - 90%, и только 10% учащихся обладают средним уровнем демонстративности.

С упрямством во многом перекликается демонстративное, вызывающее, вычурное поведение. По сути дела, это разные стороны негативизма. С той лишь разницей, что упрямец просто отказывается выполнить ту или иную просьбу, то или иное действие, а демонстративный ребенок в ответ на заданный ситуацией норматив реагирует совсем иным, часто немыслимым образом.

Можно сказать, что упрямство -- это негативизм пассивный, а демонстративность -- активный. Но такое деление, конечно же, условно, четкой грани тут нет и одно может легко переходить в другое.

Мы уже коснулись демонстративное переходного возраста и теперь посмотрим на это немного в другом ракурсе. Бытует мнение, что любые, самые невероятные проявления подростковой «самости» в порядке вещей. Дескать, ничего, перебесится. Лишь бы в тюрьму не угодил, в подоле не принесла. А все остальное -- пожалуйста!

Нам кажется, что тут уместно несколько более тонкое разграничение. Когда девочка стремится надеть чересчур смелый туалет, а мальчик «балуется» сигаретами или залихватски опрокидывает стакан водки, это, конечно, демонстрация. Но в пределах нормы. (Естественно, с поправкой на то, что демонстративное поведение -- в принципе неадекватно, то есть не соответствует общепринятым нормам).

С помощью математической обработки данных, по t-критерию Стьюдента, и используя формулу независимых выборок, мы получили, что эмпирические данные вошли в зону значимости и, таким образом, гипотеза о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.

Данные отличия могут быть по самым разным причинам. Во-первых, воспитание в семье. Подростки, воспитанные в православной семье, получают в большой степени духовное, нравственное воспитание, основанное на любви, кротости, взаимопонимании, скромности, уступчивости. Ребенок, воспитанной в среде, где царит любовь, именно искренняя любовь, где его воспринимают таким, какой он есть, не будет акцентировать свое внимание на свои собственные успехи и на самого себя, потому что в семье он занимает не маловажное значение. Однако, современные родители, не живущие религиозной жизнью, больший упор делают на воспитании конкурентоспособности, целеустремленности, раскрепощенности, активности, стремительности, порою и наглости, т.е. быть в первых рядах, повышая давление на ребенка.

В случае неудачи ребенка, родитель начинает браниться, упрекать ребенка в его неуспехе. Во-вторых, финансовое положение в семье. По нашим наблюдениям можно сделать вывод, что воскресную школу в основном посещают ребята со средним и ниже среднего уровнем финансового положения. У них нет возможности чем-либо хвастаться перед сверстниками, не редко чувствуют себя робко, в особенности среди сверстников обычной школы, и это отражается в том, что они стараются себя не демонстрировать. В обычной школе подростки исследуемого класса относятся к уровню «А», куда относятся дети с достаточно высоким уровнем как интеллектуального развития, так и финансового положения в семье. Эти ребята стремятся показать себя самыми лучшими, самыми богатыми, умными, демонстрируя себя как только возможно (стремление идти в ногу с модой, курение, употребление алкоголя, использование скверных слов, эгоизм и т.д.). Это дети, которые получают от жизни практически все, и проявление демонстративности является фактом того, что либо родители мало уделяли ребенку времени, занимаясь своими рабочими делами или личной жизнью, либо родители переборщили с вниманием, сдувая пылинки со своего ребенка (в результате чего дети вырастают избалованные дети, которым несомненно нужно внимание на себя).

Но в таком желании себя искусственно «повзрослеть» есть хотя бы внутренняя логика: девочка хочет казаться искушенной, видавшей виды женщиной, а мальчик -- бывалым мужчиной. Да, эти потуги смешны, но цель понятна. Подростки уверены, что они тем самым себя украшают. Короче говоря, содержание их бунта -- это нежелание выглядеть на свой возраст. И наоборот, бурное желание приблизить взрослость.

А вот девочка, которая стрижется наголо, или мальчик, который красит шевелюру в ярко-зеленый цвет, -- это уже бунт с какой-то другой подоплекой. Скорее, его можно охарактеризовать как истерическую попытку привлечь к себе внимание. Причем внимание отрицательное. Это должно настораживать даже не своей экстравагантностью, а сознательной порчей облика, тогда как самое главное в подростковом возрасте -- желание нравиться.

Да, этому «трудному» возрасту присущи крайности. И в каком-то смысле дети их впоследствии перерастают. В тридцать лет зеленая шевелюра встречается разве что у городских сумасшедших. Но истерическое желание выделиться, противопоставив себя окружающим любой ценой, в том числе и ценой утраты привлекательности, никуда не исчезает. Личностная тенденция остается. Она может трансформироваться, не так бросаться в глаза, зато есть опасность, что разрушение внешнего облика сменится разрушением организма в целом и психики -- в первую очередь. Недаром подростков-панков, подростков-хиппи и т.п. принято считать «труппой риска». Среди них гораздо чаще встречаются наркоманы, алкоголики, люди с асоциальным поведением.

Вот и выходит, что демонстративность с тенденцией к саморазрушению, перешагнув барьер пубертатного возраста, внешне как будто бы блекнет, но по существу прогрессирует. Хочется подчеркнуть, что это именно тенденция, а не фатально неизбежное развитие, но лучше обращать внимание на такую тенденцию вовремя и принимать соответствующие меры.

В-третьих, исследуемый период характеризуется кризисом подросткового возраста. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далекими от совершенства. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку, что оказывается очень сложно. Чтобы поставить себе «оценку», причем в самых разных проявлениях своего «Я», подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он должен немного сдвинуть привычную систему ценностей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве, активно демонстрируя свою личность. Это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений.

В-четвертых, важно отметить отношения подростка со сверстниками. От того, какое положение он занимает в кругу сверстников, зависит и его тип поведения. Если ребенок занимает лидирующее место, то, соответственно, он будет в больше степени проявлять свою демонстративность. Чем ниже статус подростка в кругу сверстников, тем меньше он старается высовываться, не демонстрируя, лишний раз, свою личность.

Дальнейшее исследование будет проводиться и в других воскресных и общеобразовательных школах. Возможно, что будут получены более широкие и точные данные.

В подобных случаях мы отводим демонстративному поведению роль патологической доминанты.

И целенаправленно, планомерно учим другим моделям поведения, другой манере себя вести. А иногда мы вообще идем на крайнюю меру: прямо говорим ребенку, что странное, нелепое поведение собаки чем-то напоминает его собственное. Если руководствоваться принципами нашей методики, то это действительно крайняя мера. Невротики от нас такого не слышат никогда.

Разумеется, и в этих случаях надо иметь в виду, что демонстративность ставится во главу угла условно, что истинная патологическая доминанта какая-то другая. Скажем, при истерии это чаще всего манифестация плохо осознаваемых, но бурных импульсов сексуальности. Про шизофрению вообще разговор особый.