Диагностика наглядно образного мышления у дошкольников. Методики по определению уровня мышления детей дошкольного возраста

Методика "Пройди через лабиринт"

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Необходимо сделать следу­ющее: взяв в руку заострен­ную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лаби­ринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов - задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза кос­нулся его стенок.

4-5 баллов - задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз до­тронулся до его стенок.

2-3 балла - задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

0-1 балл - задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

Методика "Запомни и расставь точки"

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было вос-

Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

произведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

Методика "Нелепицы"

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Картинка к методике «Нелепицы».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

Методика "Проставь значки"

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.

Проведение методики

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
S=(0,5N – 2,8n)/120
где S - показатель переключения и распределения внимания;
N - количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные зна­ки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими зна­ками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов - показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
0-3 балла - очень низкий.

8. Наглядно – действенное мышление. Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Методика предъявляется детям, начиная с 1,5-2 лет.

Стимулъный материал: 6 пар одинаковых предметных картинок.

Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках психолога. Психолог со­относит их между собой, показывая, что у него и у ребенка кар­тинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои кар­тинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. После того как ребенок подал одну картинку, психолог кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет вы­бор из двух картинок, психолог убирает их и на их место кладет четыре другие.

Нормативы:

выбор из двух картинок - в 2 года;

выбор из четырех картинок - в 3 года.

Детям старше 4-х лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

9. Наглядно – действенное мышление. Методика «Вкладыши».

Стимулъный материал: 7 цилиндрических или квадрат­ных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Ход исследования:

Ребенку предлагают ровно собрать «вкладку», вставить формы одна в другую с учетом величины.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вклады­ша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и вели­чины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу);

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основа­нии только зрительного анализа).

Нормативы:

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3-м годам формиру­ется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5 - 3 годам свидетельствуют о снижении ин­теллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уров­ня психического развития ребенка. Если ребенок достигает ре­зультатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического разви­тия. Высокая обучаемость, т.е. быстрый переход от низкого способа к более высокому свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат может быть связано с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.


10. Наглядно – действенное мышление. Методика «Почтовый ящик».

(А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард).

Стимулъный материал: деревянный ящик или пластмас­совая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Проведение обследования:

Экспериментатор берет одну из фигур и бросает в соответ­ствующую прорезь. Предлагает ребенку бросить остальные. Допускается предъявление помощи.

Анализ результатов:

До 3-х лет допускается силовая проба. Ребенок действует силой, т.е. толкает фигуру в первую по­павшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил преды­дущую фигуру.

В 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Пробы:

· ребенок переходит от отверстия к отвер­стию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру;

· примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладыва­ется к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольнику, и наоборот. При этом способе быва­ют также затруднения с разворотом треугольника и полукруга.

· Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь;

разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель : определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики :

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики:

В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:

8-10 -высокий уровень

5-7 - средний уровень

0-4 - низкий уровень

Таблица № 1

Уровни и критерии сформированности у детей операций логического мышления

Уровни

Критерии

Баллы

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Высокий

За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле

За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков

За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал

Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними

Ребенок выделил все группы фигур за время до2,5 мин

8-10

Средний

Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле

Ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение

За отведенное время нашел 8-10 отличий

Ребенок справился с задачей от 1,5 до 2,5 мин

Ребенок выделил 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин

Низкий

За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной

Ребенок правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и не назвал ни одного признака

За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий

Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился

За время 3 мин выделил меньше чем 5 групп фигур


Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.

1. Методика "Нелепицы".

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

Инструкция испытуемому.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая . Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь"",

- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?",

- Обучающая . Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Еще примеры заданий подобного типа:

2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:

3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация):

Способность человека самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов и явлений, обобщать, делать умозаключения, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе ее интеллектуального развития.

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня .

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель : определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики :

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.

Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики:

В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней является лишним.

Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.

Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где.