Формы и методы приемы воспитания правил поведения. Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания

На личностный опыт ребенка. Но его освоение осуществляется в ходе работы, организуемой учителем, то есть в ходе претворения в жизнь педагогического взаимодействия. Всевозможные приемы организации педагогического взаимодействия выступают как организационные формы освоения содержания воспитания.

В качестве главных форм организации педагогического взаимодействия в педагогике выделяют методы и приемы воспитания. Они являются определенными способами педагогического воспитательного взаимодействия, обеспечивающими преимущественно реализацию целей и задач воспитания через освоение учеником содержания воспитания.

Определение

Приемы воспитания - это приемы педагогического взаимодействия, которые используются для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию выбранного метода воспитания.

Базу приемов воспитания образуют действия преподавателей, нацеленные на стимулирование работы обучающихся.

Приемы воспитания существуют как часть совокупного метода, отдельного воздействия, конкретного совершенствования воспитательного процесса. В то же время при некоторых условиях прием можно воспринимать и как самостоятельный способ педагогического взаимодействия, если решаемые при помощи него задачи обеспечивают условия успешной реализации педагогической деятельности.

Классификация приемов воспитания

Для педагогической системы безусловно важной является классификация приемов воспитания. Она позволяет упорядочить их и обозначить педагогический потенциал как каждого конкретного приема, так их совокупности в целостном виде. Так это предоставляет возможность выявить между ними общие элементы и черты отличия, определить роль и место приема в ходе формирования личности, указать на конкретные результаты, проявляющиеся при действии того или приема.

При выборе основания для такой классификации надлежит принять во внимание и то, каким образом воспитатель достигает перемен в отношениях с воспитанником и в его отношениях с окружающими. Прежде всего, следует знать о коммуникативных приемах, то есть приемах взаимообщения учителя и учащихся. К этой группе относятся следующие методы:

Прием «ролевая маска» . Детям предлагается войти в некую роль и выступить от лица соответствующего персонажа.

Прием «непрерывная эстафета мнений» . Учащиеся по очереди высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают и дополняют и так далее. Затем от несложных суждений можно перейти к аналитическим, а потом к проблемным высказываниям.

Прием «самостимулирование» . Учащиеся делятся на группы и готовят друг другу определенное число встречных вопросов, которые впоследствии подвергаются коллективной дискуссии.

Прием «импровизация на вольную тему» . Важно сказать, что здесь выбор детьми тем не ограничен. Они подбирают ту тему, в которой наиболее сильны или которая вызывает у них неподдельный интерес. После этого творчески развивают главные сюжетные полосы, переносят действия в другие условия, со своей точки зрения интерпретируют смысл происходящего.

Прием «импровизация на заданную тему» . Учащиеся непринужденно импровизируют на обозначенную учителем тему. В отличие от «импровизации на вольную тему» тут воспитанники имеют все шансы показать более трудные креативные характеристики. При этом наставник может со временем усложнять задания.

Прием «обнажение противоречий» . В данном случае ситуация сводится к разграничению позиций учащихся по тому либо иному вопросу в ходе исполнения креативного задания с некоторым конфликтом противоречивых суждений или разных точек зрения. Прием представляет точное обозначение расхождений во воззрении, которые необходимо тщательно рассмотреть и проанализировать.

Другая группа приемов связана с организаторской работой учителя, направленной на создание необходимого пространства ученика.

Прием «инструктирование» позволяет на период исполнения того или иного креативного задания создать правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований возможно вносить собственные предложения, дополнять, осуждать, отрицать воззрения друзей.

Прием «распределение ролей» . Он подразумевает конкретное распределение функций и ролей учащихся согласно с уровнем владения теми познаниями, умениями и умениями, что требуются для исполнения задания.

Прием «коррекция позиций» . Тут наблюдается корректное изменение воззрений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих исполнению креативных заданий.

Прием «самоотстранение учителя» . После того, как внесены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в процессе его исполнения, наставник словно самоустраняется от прямого начальства или берет на себя обещания рядового соучастника. Это позволяет детям еще более раскрыть свои внутренние качества и способности, но в то же время почувствовать самостоятельность и ответственность при выполнении задания.

Прием «распределение инициативы» предполагает равные условия для проявления инициативы всеми учащимися. Особенно важно достигнуть сбалансированного распределения инициативы по всей программе исполнения задания.

Прием «обмен ролями» . Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые имели при исполнении заданий. Другой вариант этого приема состоит в передаче учителем собственных функций группе учащихся или же отдельному ученику.

Из множества педагогических приемов отдельное место занимают юмор, собственный пример учителя, изменение обстановки, обращение к самостоятельным специалистам и некоторые другие.

Педагогических приемов может быть очень много. Любая обстановка рождает новые приемы, а каждый наставник из большого количества приемов применяет те, что отвечают его персональному стилю. При этом нужно учитывать, что прием, подходящий к одному ученику, может быть неприемлем для иного.

Значение приемов воспитания в педагогике

Приемы воспитания весьма значимы как для целостной системы учебно-воспитательного процесса, так и для отдельного педагога в частности. Именно благодаря использованию нужных воспитательных приемов, педагог может косвенно воздействовать на ученика через предметы либо произведения материальной и духовной культуры, которые классифицируются как средства воспитания. Впрочем самостоятельно создать новый уникальный прием воспитания – задача скорее непостижимая. Это ни одному педагогу не под силу, хотя вопрос улучшения и расширения системы приемов постоянно развивается. Каждый педагог в меру собственных сил решает этот вопрос на основе собственного практического опыта, внося в разработку единой системы приемов свои коррективы и дополнения, подходящие к конкретным условиям воспитательного процесса.

Приемы в образном смысле могут быть представлены как неизвестные ранее тропинки, что пролагает педагог совместно со собственными воспитанниками, чтобы достичь заданной цели. В том случае, если ими начинают пользоваться и прочие педагоги в своей практике, тогда со временем эти приемы имеют все шансы перевоплотиться в распространенные и известные всем пути - методы.

Важная заслуга приемов также заключается в том, что они, как педагогически оформленные действия, помогают педагогу воздействовать на поведение и позиции обучаемого, изменять его взгляды и мотивы действий. А в результате это происходит заметная активизация имеющегося потенциала личности, открываются резервные возможности человека и он начинает действовать явным образом.

Следует отметить, что к позитивным сменам в процессе воспитания ведет далеко не всякое педагогическое действие, а только такое, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно ценным.

Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. (Харламов И. Ф.) Любые методы направлены на достижении цели, но одни из них приводят к достижению цели быстрее, другие медленнее. Это зависит не только от сущности метода, но и от условий его применения. Один и тот же метод в разных случаях может привести к совершенно разным результатам. В задачи педагога входит определение наиболее подходящего метода в каждом конкретном случае, а так же его адаптация к конкретным условиям воспитательного процесса.

Методы воспитания, определенные и изученные в педагогике, взяты из опыта педагогов прошлого. Они носят общий характер и не могут быть применены в чистом виде, так как, наверняка окажутся при этом малоэффективными. Воспитатель, если он хочет добиться наилучших результатов своей деятельности, находится в постоянном поиске и анализе отдельных элементов воспитания, способов воздействия на человеческую личность. При этом сущность выбранного им метода остается неизменной, переработке подвергаются лишь пути достижения цели

Совокупность приемов воспитания, комплексно используемых педагогом, является средством воспитания. Средство – это обобщение отдельных приемов, наиболее подходящих для применения в конкретных условиях организованной воспитательной деятельности.

Причины, обуславливающие выбор методов воспитания.

1. Цели и задачи воспитания являются основополагающими факторами определения методов.

2. Возраст воспитанников.

3. Особенности взаимоотношений в коллективе и воспитателя с воспитанниками, эмоциональная близость, уровень доверительности и т. д.

4. Личностные особенности воспитанников предполагают индивидуальный подход к воспитанию каждого.

5. Средства воспитания, такие как наглядные пособия, средства массовой информации, предметы культуры и искусства

6. Отдавая предпочтение тому или иному методу, педагог руководствуется информацией о нем, собственным или чужим опытом его применения, анализирует все известные ему общие методы.

7. Фактор времени. Если времени достаточно много, то и методы воспитания применяются более гуманные, проявляется особая забота о психическом здоровье воспитанников, производится постепенное и поэтапное продвижение к цели.

В современной педагогике наиболее объективной и часто используемой является классификация, предложенная Г. И. Щукиным, в основе которой лежит направленность воспитательного процесса. В соответствии с этой классификацией выделяются следующие группы методов воспитания: формирование сознания личности, организация деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование поведения и деятельности.

1. Пед. Организация и самоорганизация детского воспитательного коллектива. – коллективная перспектива (организация коллективом мероприятия), коллективная игра (огранизация жизни и деятельности путем вовлечение их в условные увлекательные события).

2. Методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия. Метод уважение, педагогическое требование (взаимодействие педагога и ученика), Метод убеждения (формирует у детей уверенность в правоте и истинности принятых знаний, готовность к их защите, активности в их пропаганде.М. обсуждения, понимание, доверие, побуждение (активная деятельность в труде, учении, общест. Работ и т.д.), Критика.

3. Методы детской самодеятельность – самоанализ, самокритика, самосознание, самовоспитание, самообучение, самообразование, самообладание, самостимулирование, самоконтроля, самонаказание.

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.

Существует различная классификация приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими.

Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся. Ниже предлагаются некоторые приемы, разработанные нами совместно с Ю.С. Тюнниковым.

«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

«Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.).

«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.

«Распределениеролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.

«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других.

«Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий.

«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.

Методами воспитания называется совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата. Средствами воспитания называется все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и т. д.

Приемы восприятия – частные способы использования методов и средств. Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета преподавателя, который их применяет.

Существует большое количество методов воспитания. Рассмотрим их классификацию:

– словесные: воздействующие на сознание. К таким методам относятся рассказ, работа с книгой, разъяснение, словесное убеждение, сравнение, ответы на вопросы, этические беседы, внушение, показ перспектив, обсуждение, дискуссия, диспут, авансирование доверия, оценка, аттестование, разбор, одобрение, неодобрение, осуждение, критика и т. д.;

– социально-педагогические: средства педагогического действия. К данным методам можно отнести стимулирование, организацию перспективы, режим, правила поведения, моральный кодекс, клятву, гимн, ритуалы, традиции, символику коллектива, принуждение, подражание образцу, участие в совместной работе, условия коллегиальной зависимости, состязание (соревнование может быть индивидуальное или групповое), групповой контроль, коллективное мнение, мажорное настроение, отчеты, собрания, обсуждения и оценку достигнутого результата, общественный контроль коллектива, помощь и поддержка педагога, коллеги, коллектива, кураторство, наставничество и т. д.;

–деятельностные: практического воздействия. К ним можно отнести побуждение к нравственным поступкам, создание воспитательных ситуаций, воспитывающие дела, практическое решение нравственных задач, дисциплинирование, упражнение в правильном поступке, общественные поручения, выступление от имени коллектива на соревнованиях, приучение, моделирование деятельности, моделирование внутренних трудностей, временные неудачи, совместный поиск путей решения проблем, убеждение на опыте, требование, тренинг, аутотренинг, участие в совместной деятельности, совместное исполнение, оказание помощи другим, помощь товарищей и коллектива, поощрение, наказание и т. д.

Сочетание различных методов необходимо использовать рационально. В современное время образование страдает увеличением словесного воспитания, а также расхождением между словами и средовыми социальными условиями, еще одной проблемой является ограниченное и неумелое пользование дея-тельностными методами.

У каждого метода существуют свои методические приемы. Например, для убеждения используются следующие методические приемы: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, рассуждение и т. д.

Успех применения методов зависит от социальных условий, авторитетности педагога, который их применяет, а главным компонентом является личный пример воспитателя.


Похожая информация.


Классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

Частичные изменения, дополнения, усовершенствования методов воспитания в конкретных условиях воспитательного процесса называются приемами воспитания.

Прием воспитания - это часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их обыграть и применить, является признаком высокого мастерства педагога.

Например, учитель впервые организует субботник по уборке класса. Прежде чем расставить детей на определенные участки работы, он рассказывает и показывает, как нужно промыть тряпку, протереть ею парты, куда и как сдвинуть парты, чтобы легче было сделать влажную уборку. Вот рассказ учителя в данном случае выступает как методический прием. Методы и приемы между собой тесно связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

В системе воспитательной работы следует выделить и средства воспитания. Средствами воспитания называются целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности в которые поощряют учащихся. Но универсальными средствами всегда являются деятельность и общение. Если под приемом понимают единичное воздействие, под средством -- совокупность приемов. Например, труд является средством воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибки, является приемом воспитания. Общение -- средство воспитания, но реплика, сравнение -- приемы. В связи с этим методы воспитания определяются как совокупность средств и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств, поскольку структура метода обязательно предполагает наличие приемов и средств.

  • * непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
  • * создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
  • * общественное мнение референтной группы, например коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку -- отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средств массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
  • * совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
  • * процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
  • * погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы .

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности » (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Воспитатель может действовать по-разному:

  • - «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;
  • - «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;
  • - «содействовать», значит помогать;
  • - «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А. Смирнов).

Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Предпринимаются попытки систематизировать методы воспитания. Так, например, выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

  • 1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
  • 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
  • 3) использующие поощрения и наказания .

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

  • 1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;
  • 2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;
  • 3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков .
Методы и приемы воспитания
Введение 3
1. Понятие методов и приемов воспитания 4
2. Классификация методов воспитания 7
3. Особенности методов самовоспитания 11
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Содержание воспитания является основным культурным средством педагогического воздействия на личностный опыт воспитанника. Но его освоение воспитанником осуществляется в процессе его деятельности, организуемой педагогом, т. е. в процессе осуществления педагогического взаимодействия. Различные способы организации педагогического взаимодействия выступают как организационные формы освоения содержания воспитания.
В качестве основных способов организации педагогического взаимодействия в педагогике рассматривают методы и приемы воспитания.
Методы и приемы воспитания - это способы педагогического воспитательного взаимодействия, обеспечивающие преимущественную реализацию целей и задач воспитания через освоение воспитанником содержания воспитания.
Методы и приемы воспитания проектируются как способы педагогического взаимодействия, позволяющие воспитаннику эффективно усвоить и освоить определенное содержание воспитания. Эффективная реализация определенных целей воспитания требует также создания определенных комплексов методов и приемов воспитания, которые существуют как технологии воспитания.
Цель работы - рассмотреть методы и приемы воспитания, различные подходы к их классификации.
1. Понятие методов и приемов воспитания
Методы воспитания представляют собой основные способы педагогического взаимодействия в воспитательном процессе.
Методы воспитания - это способы педагогического взаимодействия, соотносимые с определенными видами деятельности либо воспитателя, либо воспитанника и обеспечивающие реализацию задач воспитания через освоение воспитанниками определенного содержания воспитания.
А.Н. Леонтьев задачу определяет как цель, данную в определенных условиях. Задачи воспитания, реализуемые в рамках метода воспитания, описывают продукт педагогического взаимодействия, условия организации которого задаются определенным содержанием воспитания и определенными видами деятельности педагога и воспитанника. Этот продукт должен быть получен по завершению того вида деятельности, с которым соотносится метод воспитания, а значит, может быть диагностируем [цит.по 9].
В качестве «определенного содержания воспитания», освоение которого должно произойти в воспитательном взаимодействии, выступает какой-либо компонент или сочетание компонентов содержания воспитания. «Определенное содержание воспитания» соотносится с основными группами методов, выделяемых в классификациях методов воспитания. Например, методы формирования сознания (в классификациях Ю.К. Бабанского и И.Г. Щукиной) предполагают освоение знаний об общезначимых ценностях, а также знаний о действительности, позволяющих обосновать общезначимость рассматриваемых ценностей.
Со отнесённость определенных видов деятельности воспитателя или воспитанников с методами воспитания отражается названиями методов. Однако часто остается неясным, чья деятельность лежит в основании определения названия метода. Например, название методов «требование», «одобрение», «похвала» определяется деятельностью педагога, такие названия, как «упражнение», «соревнование», «познавательная игра» - деятельностью воспитанников, а название методов «рассказ», «диспут» могут отражать как деятельность педагога, так и деятельность воспитанника.
Приемы воспитания - это способы педагогического взаимодействия, которые применяются для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию какого-либо метода воспитания. Основу приемов воспитания образуют действия педагогов, направленные на стимулирование деятельности обучающихся, составляющей основу определенного метода воспитания.
Прием воспитания - способ педагогического взаимодействия, обеспечивающий возникновение у воспитанников состояния, необходимого для эффективной организации определенного метода воспитания. Например, такие приемы, как понимание, доверие, побуждение, сочувствие и т.п., способствуют возникновению у воспитанников откровенности, открытости, активности и т. п. Эти состояния повышают эффективность организации таких методов, как беседа, дискуссия и т.п.
Приемы воспитания существуют как самостоятельный способ педагогического взаимодействия. В качестве приема может также выступать любой метод, если решаемые посредством него задачи создают условия эффективной реализации какого-то другого метода. Например, метод беседы может быть дополнен методом самонаблюдения (рефлексии), использование которого в процессе беседы позволяет повысить её эффективность и результативность.
Методы и приемы воспитания могут предполагать косвенное воздействие воспитателя на воспитанника через предметы или произведения материальной и духовной культуры, которые обозначаются как средства воспитания. В качестве средств воспитания рассматривается то, что является носителем информации двух видов.
Первый вид представляет собой информация, составляющая содержание воспитания. Такого рода информация содержится в дидактическом обеспечении воспитательного взаимодействия (например, плакаты с аксиоматическими высказываниями, художественные произведения (книги, картины, фильмы и т. п.), телепередачи, документальные фильмы и т. п.). К средствам воспитания этой группы также относят различные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую; коммуникативную, преобразовательную, художественно-эстетическую и т. п.
Второй вид информации - это информация о способах деятельности воспитанника по получению информации первого вида, т. е. составляющей содержание воспитания. Такая информация содержится в методическом обеспечении, в качестве которых выступают, например, инструкции по организации рефлексивной деятельности, дискуссий, бесед и т. п.
Комплексы методов воспитания, направленные на реализацию целей воспитания, складываются как форма воспитания (или форма организации воспитания). В качестве форм воспитания, как правило, рассматриваются способы организации внеучебной деятельности - от классных часов до праздничных мероприятий, организуемых на уровне города, поселка и т. п.
В педагогическом процессе могут быть выделены комплексы методов воспитания и методов обучения. Такие комплексы часто складываются, например, на учебных занятиях (уроках), которые организуются как нетрадиционные. Если комплекс методов обучения и методов воспитания обеспечивает преимущественную реализацию целей воспитания, то учебное занятие (урок) можно рассматривать как форму воспитания. Урок как форма воспитания в педагогике изучался мало .
Таким образом, характеристика метода воспитания складывается из описания задачи воспитания, деятельности воспитанников, направленной на освоение определенного содержания воспитания и обеспечивающей тем самым реализацию задачи воспитания и деятельности воспитателя по организации деятельности воспитанника. Прием воспитания - способ педагогического взаимодействия, обеспечивающий возникновение у воспитанников состояния, необходимого для эффективной организации определенного метода воспитания.
2. Классификация методов воспитания
Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению .
Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований дифференциации и ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. В теории воспитания выделяются различные признаки, по которым дифференцированы и ранжированы методы воспитания.
Дифференциацию методов воспитания в педагогике осуществляют на основе их соотнесения, во-первых, с различными блоками (компонентами) содержания воспитания; во-вторых, с этапами процесса усвоения и освоения содержания воспитания, в результате которого возникает продукт воспитания, т. е. реализуется цель воспитания; в-третьих, с целями деятельности педагога и целями деятельности воспитанника.
Так как основная функция методов воспитания заключается в создании условий освоения воспитанниками содержания воспитания, то группы методов воспитания выделяются прежде всего на основе соотнесения этих методов с какими-либо блоками (компонентами) содержания воспитания. Например, одни группы методов воспитания обеспечивают усвоение воспитанниками знаний об общезначимых ценностях, другие - решение жизненных проблем, третьи - освоение способов поведения и т. п.
С другой стороны, процесс освоения воспитанниками содержания воспитания должен обеспечить реализацию целей воспитания. Это предполагает определенную последовательность распределения содержания воспитания и определенную последовательность в применении групп методов воспитания. Такая последовательность прослеживается во всех предлагаемых способах классификации (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация методов воспитания
№ Авторы Методы воспитания
1 Ю.К. Бабанский  Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспуты, метод примера
 Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание
 Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
2 И.Г. Щукина  Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример
 Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание
3 Л.И. Маленкова  Методы убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения
 Методы стимулирования, или возвратно-оценивающие методы: 1) виды поощрения - одобрение, похвала, благодарность, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения; 2) виды наказания - порицание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, осуждение, возмущение, упрек
 Метод внушения
4 М.И. Рожков, Л.В. Байбородова  Методы воздействия на интеллектуальную сферу: убеждение, самоубеждение
 Методы воздействия на эмоциональную сферу: метод внушения вербальными и невербальными средствами, самовнушение
 Методы воздействия на волевую сферу: требование, прямое и косвенное, требование-совет, требование-игра, требование-просьба, требование-намек, требование-приучение, упражнения
5 С.А. Смирнов, И.Б. Котова,
Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева  Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора
 Методы самоопределения личности: метод рефлексии, самоизменения, самопознания
 Методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование, поощрение, наказание
Поскольку методы воспитания являются способами педагогического взаимодействия, их характеристики определяются как целями деятельности педагога, так и целями деятельности воспитанника в педагогическом взаимодействии. В классификациях, предлагаемых Ю.К. Бабанским, И.Г. Щукиной, Л.И. Маленковой, выделенные группы методов соотносятся с целями деятельности педагога.
В учебном пособии «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии», написанном коллективом авторов (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.), группы методов соотносятся с деятельностью воспитанников .
В классификации методов воспитания, предложенной М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой (таблица 2), дифференциации методов воспитания проведена по трем согласованным между собой основаниям :
1) по предметам педагогического воздействия, в качестве которых выступают «сущностные сферы» личности: интеллектуальная, мотивационная и т.п.;
2) по доминирующему действию педагога (доминирующему методу воспитания): убеждение, стимулирование);
3) по доминирующему действию воспитанников (методу самовоспитания): самоубеждение, мотивация и т.п.
Таблица 2 - Классификация методов воспитания М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой
Сфера воспитания Доминирующие методы
воспитания самовоспитания
Интеллектуальная Убеждение Самоубеждение
Мотивационная Стимулирование Мотивации
Эмоциональная Внушение Самовнушение
Волевая Требование Упражнение
Саморегуляции Коррекция Самокоррекция
Предметно-практическая Воспитывающие ситуации Специальные пробы
Экзистенциальная Метод дилемм Рефлексия

Таким образом, достижение целей воспитания и самовоспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Особую группу составляют методы самовоспитани
3. Особенности методов самовоспитания
Самовоспитание - это вид внутренней, творческой, волевой деятельности (по формированию сил и способностей, работа над собой, развитие и укрепление качеств, искоренение недостатков, изменение своей личности, самоуправление, саморегулирование, реализация потенциала, соотнесение поведения с эталоном, отношение к себе, самосовершенствование, самореализация, усвоение опыта, приобщение к нормам).
Началом самовоспитания служат самопознание и самоопределение, осуществляемые с помощью самоосознания, самоизучения. В процессе самопознания и самоопределения формируются идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой.
В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации учебной и трудовой деятельности.
Важным условием эффективности самоорганизации жизни и деятельности является умение управлять собой, добиваться осуществления поставленной цели. Здесь необходим постоянный самоконтроль, критический анализ своих действий, поступков, поведения, уровня развития профессиональных качеств, постоянное волевое напряжение, интеллектуальные и волевые усилия. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в коллективе, жизни.
Для эффективного самовоспитания также необходима своевременная и объективная самооценка: переоценка своих возможностей или недооценка их вредны и опасны для дальнейшего развития личности, формирования его характера. Поэтому многие, имеющие опыт самовоспитания, пристально изучают себя, проникая все глубже и глубже в свои мысли, чувства и отношения. В этом им помогает самоотчет - мысленная постановка вопросов, связанных с поступками, поведением, отношением к выполнению обязанностей, со своими чувствами, психическими состояниями, переживаниями и объективными ответами на эти вопросы. Самоотчет позволяет личности проанализировать: что и как сделал, правильно или неправильно поступил, какие проблемы в самосовершенствовании решил, а какие остались нерешенными. Поэтому в процессе самовоспитания необходимо постоянно учиться всесторонне познавать самого себя, анализировать свою практическую деятельность и объективно оценивать свои возможности, духовные и физические силы .
Следует отметить, что в самовоспитании особенно большие усилия нужны в начальный период работы над собой, пока еще не закрепились соответствующие внутренние психологические установки и не сложились привычки поступать всегда и во всем в соответствии с намеченными правилами. Впоследствии выполнение многих правил хотя и требует напряжения, но вместе с тем приносит и большое удовлетворение. Преодолевать трудности самовоспитания помогает аутогенная тренировка, умение в интересах саморазвития использовать самовнушение (в его основе лежат приемы саморегуляции).
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
 самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
 самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
 осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
 самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Основные методы самовоспитания включают методы :
1) самопознания, которое включает самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;
2) самообладания, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;
3) самостимулирования, которое предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Таким образом, самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
Заключение
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Список литературы
1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999. - 560 с.
2. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М.; Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 2000. - 192 с.
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
4. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. - М., 2002. - 224 с.
5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В А. Сластенина. - М.: Акад., 2002. - 144 с.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
7. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе учеб. пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2002. - 256с.
8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. - 304 с.
9. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 277 с.
10. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 128 с.

Методы воспитания конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной с педагогом деятельности. (Н.Е. Щуркова)

В технологическом плане метод – это система действий , которая складывается из целенаправленного сочетания определенных компонентов. Именно системность становится залогом успешности, безошибочности метода.

Существуют четыре обязательных компонента, из которых складывается система действий, образующая метод воспитания.

1. Это средства воспитания, которыми может стать любой предмет, явление, процесс, концентрирующие в себе достижения человеческой культуры: книга, слово, игра, познание, труд, деятельность детей, коллектив. Средства составляют материальную основу конструирования метода.

2. Участники педагогического процесса могут взаимодействовать в разных формах : индивидуальной, групповой, коллективной, что образует организационную основу метода.

3. Характер взаимодействия вариативен. Он зависит от выбора позиции участников процесса, которая может быть целенаправленно сконструирована учителем. Это возможные позиции организатора и исполнителя, выступающего и слушателя, зрителя, консультанта, генератора идей и др., где в большей или меньшей степени проявляется субъектность учителя и воспитанников.

4. Используя тот или иной метод, педагог обращается к внутреннему миру при помощи психологических приемов : внушения, оценки, сравнения, юмора, подсказки, “Я – сообщения”, положительного подкрепления и др.

Позиции и психологические приемы составляют социально- психологическую основу метода.

Возникая первоначально в сознании педагога, метод материализуется, развертывается во времени по мере сочетания в практической деятельности средств, форм взаимодействия, позиций, приемов. Их выбор всегда осуществляется в рамках конкретной ситуации.

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на созна­ние, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педаго­гом-воспитателем. Выбор методов воспитания осуществляется в со­ответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических осо­бенностей учащихся, уровня воспитанности конкретного ребенка и коллектива в целом. Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его “социальной ситуации развития” (Л.С. Выготский). Наконец, метод воспитания всегда определяется личны­ми и профессиональными качествами самого воспитателя. Характери­зуя методы воспитания, нельзя не упомянуть прием воспитания.Этосоставная часть метода, один из его “кирпичиков”.

Выбор методов воспитания – высокое искусство, опирающееся на науку. При выборе методов воспитания должны учитываться сле­дующие условия:

1. Цели и задачи воспитания.

3. Возрастные особенности воспитанников.

4. Уровень сформированности коллектива.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

6. Условия воспитания.

7. Средства воспитания.

8. Уровень педагогической квалификации.

9. Время воспитания.

10. Ожидаемые последствия.

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется какклассификация методов воспитания. В основе любой классификации методов вос­питания лежит определенный критерий, то есть главный признак, осно­вание, по которому методы группируются и обособляются.

Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова пред­лагает выделить следующие группы методов:

1. Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией, –методы убеждения.

2. Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы, –методы упражнения .

3. Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника, –методы оценки.

Если вспомнить, что предметом воспитания выступает соци­альный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой (деятельностно-отношенческая концепция вос­питания), то множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в такую систему:

Первая группа – методы формирования социального опыта детей, служат накоплению детьми социального опыта, который при­обретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни).

Вторая группа – методы осмысления детьми своего социаль­ного опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенно­стью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия (диспут).

Третья группа – методы самоопределения личности ребенка, помогают ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества; формируют у него способность к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы само­познания (что я знаю о себе?), методы самоизменения (каким я хочу быть?), методы взаимопонимания (что обо мне думают другие?).

Четвертая группа – методы стимулирования и коррекции дей­ствий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе на­копления социального опыта, самоопределения личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя и родителей. Данные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, пове­рить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Такими методами являются: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпыва­ют все их многообразие. В конце 70 – начале 80-х годов педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классифи­кацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка: методы формирования созна­ния личности (рассказ, беседа, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, диспут, пример); методы формирования положительного опыта (упражнение, приучение, педагогическое требование, общест­венное мнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы сти­мулирования деятельности (поощрение, наказание, соревнование).

Известный современный педагог-новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов: воспитание словом; воспитание ситуацией; воспитание делом; воспитание игрой; воспитание общением; воспитание отношениями.

Ниже мы остановимся на характеристике отдельных методов воспитания.

Этическая беседа – метод, широко использующийся в начальных классах, поскольку дети еще не имеют полных и ясных представлений о нравственных нормах поведения и общения.

Этическая беседа – это обсуждение нравственных проблем в жизни детей, это метод формирования нравственных представлений и понятий.

Чтобы беседа достигла поставленных педагогом целей, необходимо соблюдать требования :

Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге, поэтому беседа должна носить диалогический характер; надо учить детей отстаивать свое мнение, доказывать, спорить;

Она должна носить проблемный характер, разрешать жизненные проблемы, возникающие в классе, во взаимоотношениях детей и т.д.;

Проводя беседу, учитель опирается на активность детей при помощи проблемных вопросов, обращения к их жизненному опыту и усвоенным нормам поведения и общения, удачно подобранного иллюстративного материала (рассказов, отрывков из книг, газетных заметок и др.);

Опора на жизненный опыт детей, на их взаимоотношения, на конкретные, реальные поступки, события, происходящие в классе;

Соблюдение неприкосновенности личности ребенка, доброжелательность, тактичность педагога;

Воспитательные воздействия надо обращать не только к уму детей, но и к их чувствам, поэтому беседа должна быть яркой, эмоциональной, увлекательной;

Педагог должен хорошо и четко представлять сущность тех нравственных норм, о которых идет речь в беседе;

Выводы в конце беседы должны сделать сами дети.

Структура беседы . Мы выделяем несколько структурных элементов беседы, необходимых для уяснения детьми тех или иных нравственных норм и представлений. Однако это не значит, что они должны быть использованы в том порядке, как описаны. Беседа – это не урок с точно определенной структурой и типологией. Педагог строит ее, исходя из собственного замысла и логики.

Мы предлагаем следующую структуру беседы:

Краткое вступительное слово учителя, в котором он сообщает тему и мотивирует ее выбор;

Высказывания детей по теме беседы (как они понимают, что такое, например, дружба, чуткость, ответственность, совесть и т.д.);

Обобщение ответов детей, сообщение, разъяснение учителем формируемого нравственного понятия (представления, культурной нормы). Чтобы его сформулировать, педагог использует словари, энциклопедии, но интерпретирует понятие применительно к восприятию детей определенного возраста;

Чтение литературного материала, в котором содержится яркая иллюстрация того нравственного понятия, о котором идет речь в беседе;

Обсуждение прочитанного, выявление в нем нравственного смысла (здесь весьма важны точные вопросы учителя, заставляющие детей думать, спорить, доказывать);

Анализ поступков детей, фактов, событий из жизни класса, решение нравственных задач, проблемных ситуаций. Это наиболее важный элемент беседы, помогающий проанализировать жизненный опыт детей с точки зрения обобщенных нравственных норм;

Самостоятельные выводы.

Творческая игра. Игра затрагивает все стороны личности ребенка – его ум, чувства, воображение, волю, поведение. По мнению А.С. Макаренко, каков ребенок в игре, таковым он будет в жизни, в работе, когда вырастет.

Игра – источник развития ребенка, потребность растущего организма. В раннем возрасте ребенок через игру познает мир вещей (назначение предметов, их свойства), затем, по мере развития на первый план выступает мир явлений общественной жизни, труд взрослых, их взаимоотношения.

С.А. Шмаков выделяет социокультурную, коммуникативную, диагностическую, самореализующую (для ребенка), игротерапевтическую, коррекционную функции игры

В чем заключается психологический механизм игры, делающий ее таким важным методом воспитания?

В игре происходит подчинение внутренним правилам, которые скрыты в игровой роли. Творческие игры, внешне свободные от правил, фактически подчиняются им. Ребенок действует по правилам, скрытым в роли: мамы, врача, учителя, продавца, разведчика и т.д. И эту роль ребенок принимает на себя добровольно, по собственному побуждению. При этом он, будучи увлечен игровой ролью, проявляет активность, деловитость, организаторские способности и другие личностные качества. Приняв на себя добровольно игровую роль, ребенок добровольно берет на себя и обязанности, связанные с подчинением правилу.

Воспитательный механизм ролевой позиции заключается в том, что в ней содержится наилучшая возможность для перевода внешних требований педагога во внутренние требования личности к самой себе.

Требования, выраженные в игровой форме, легче и доступнее воспринимаются и затем выполняются.

Ребенок перевоплощается под воздействием взятой на себя роли, переживая хотя бы временно соответствующие состояния: решительности, сдержанности, дисциплинированности, инициативности.

Желание ребенка действовать “по правде”, согласно внутренним ролевым правилам настолько сильно, что в игре он с удовольствием выполняет даже те действия, которые в реальной жизни вызывают у него отрицательное отношение. Поэтому в игровую ситуацию можно включать действия (формы поведения), которые в реальной жизни, вне игровой ситуации вызывают у ребенка отрицательное отношение.

Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует хорошей игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Игра обостряет желание быть вместе, действовать сообща, рождает уверенность в своих силах.

С.А. Шмаков сформулировал условия педагогического руководства детской игрой.

1. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры, а также ясно представлять характеры героев, которых они изображают.

2. Детям необходимы трудности и препятствия в играх, нужные для того, чтобы, преодолевая их, дать выход энергии.

3. В основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Состязание – внутренняя пружина детских игр. Оно пробуждает у детей смекалку, нацеливает их на творчество.

4. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой.

5. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью.

6. В игре должно быть наличие элементов юмора. Это средство преодоления напускного скептицизма детей, особенно старшего возраста. Элементы юмора могут присутствовать в названиях команд, ролей, в званиях, в содержании игры, в недоразумениях и путанице, специально создаваемых для игры.

7. Игры нуждаются в оснащении необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами, игровым оборудованием.