Особенности дошкольного образования разных стран мира. Дошкольное образование в странах европейского сообщества

Он снял множество устаревших норм и запретов, которые использовались с 60-х годов прошлого века, и совсем не учитывали особенностей современного образа жизни.

Однако, вокруг новых правил вспыхнули эмоциональные споры. Одни увидели в этом позитивные перемены, движение к европейским нормам, массу выгод для детей, родителей и персонала. Других возмутило, что требования к садам теперь будут недостаточно строгими. Они даже разглядели в этом потенциальные опасности для ребенка.

сайт решил узнать, как воспитывают детей в странах, где подобные свободные нормы действуют уже давно. Счастливы ли дети в этих условиях, довольны ли родители?

Мы опросили восьмерых наших соотечественниц, которые живут и воспитывают детей за рубежом. Их рассказы подтвердили: хорошим садик делают не строгие правила, а уважение к личности ребенка.

Особенности детских садов в Германии

Чтобы попасть в германский садик, родителям приходится немало похлопотать. Зато ребенок здесь воспитывается в максимально уважительной обстановке. Его научат, как отстоять себя перед старшим, помочь младшему. Как найти компромисс, помириться после ссоры, как выразить свои эмоции, уважая других. А после выпуска повзрослевшие малыши идут в свой первый самостоятельный — без родителей — поход с ночевкой.

Как устроены детские сады в Швеции

Шведское воспитание детей устроено по принципу: «У ребенка должно быть детство». Дошколят не пытаются интенсивно развивать, не пичкают информацией, не оценивают их достижения и уровень интеллекта. Зато делают все, чтобы малыши росли здоровыми, научились дружить, уважать и заботиться друг о друге.

В шведских садиках дети почти все время проводят на свежем воздухе. Если погода хорошая, на улице даже спят. А прогулка состоится даже при плохой погоде.

Как устроены детские сады в Дании

В садиках Дании стараются готовить детей не к школе, а к жизни в обществе: дают свободу и учат уживаться друг с другом.

Главный принцип датских садиков: «Мы счастливы потому, что мы вместе!». Самая распространенная разновидность занятий — когда дети с воспитателями усаживаются на пол и беседуют о самых разных вещах.

В детских садиках Дании детям стараются обеспечить максимум самостоятельности: их могут приобщать к приготовлению еды, к оформлению детской площадки, позволяют помочь на ферме или в мастерской, если сад загородный.


Как устроены детские сады в США

Американские детские сады — удовольствие не из дешевых, даже при том, что многие родители предпочитают услуги няни, а не детский коллектив.

Но, даже если ничего сверхъестественного не произошло, родители регулярно получают подробные отчеты о том, что делал ребенок, в каком был настроении, с кем играл, как себя чувствовал, и тд.

Интересно, что дети спят днем в одежде и обуви на специальных матрасиках, просто на полу. Это объясняется соображениями безопасности: чтобы в случае экстренной ситуации можно было оперативно эвакуировать детей.

Особенности детских садов в Нидерландах

Декретный отпуск в Голландии всего три месяца. Но этот момент компенсируется тем, что родители маленького ребенка могут работать неполный день, причем, как мама, так и папа. Поэтому ходить в садик по вторникам и четвергам — это нормально.

Кроме того, если оба родителя работают, государство частично оплачивает садик для малыша.

Как и во всех европейских садиках, в детских садах Голландии не пытаются научить детей читать, а предпочитают знакомить их с миром и прививать навыки самообслуживания. Воспитатели дружелюбны и к детям относятся с уважением.

Как устроены детские сады в Бельгии

Бельгийские садики, как и все детские сады в Европе, поощряют детскую свободу и не перегружают детей излишним контролем. Но, вместе с тем, рано приступают к обучению. То, что мы называем детским садом, в Бельгии — это школа для малышей, куда идут совсем крохи.

Впрочем, ни родителей, ни детей это не смущает, и бельгийское образование по качеству считается одним из лучших в Европе.


Особенностидетских садов в Израиле

Воспитание детей в Израиле известно мягкостью и практически вседозволенностью. Ребенка в израильских семьях считают чуть ли не центром Вселенной, и главное для родителей — обеспечить его счастье и благополучие.

Однако, при этом оплачиваемый декретный отпуск здесь длится всего 14 недель, то есть 3.5 месяца. Поэтому детей в ясли отдают уже с трех месяцев.

Есть и другие особенности воспитания, которые естественны для израильтян, а с нашей точки зрения могут выглядеть странными.

Как устроены детские сады в Южной Корее

Южнокорейские мамы не боятся отправлять в садик трехмесячного грудничка на общесадовском автобусе.

А южнокорейские дети с пеленок учат английский и спокойно едят на обед богатую специями традиционную пищу.

Ольга Боднар

Сюда ваш ребенок, определенно, захочет возвращаться! Эти садики просто не могут не восхищать – кажется, что над их дизайном трудилась команда эльфов во главе с феей Динь-Динь. Встречайте топ-10 самых креативных детских садиков в мире!

Ольга Боднар, главный редактор

Не знаю как вы, но я четко помню свое детство, когда, ужасть, как не хотела ходить в садик! Почему? Да по нескольким причинам: первое, невкусная еда (как вспомню ту манную кашу, живописно уложенную в тарелку сухенькими слипшимися комочками, так и вздрогну), второе, сырость, страшные стены, старая мебель, неинтересные игрушки (в основном, игрались мы тем, что приносили из дому), третье, злюка-воспитательница (вот истинная причина, почему у меня «нелады» с математикой, которую она нам и преподавала), которая только и делала, что орала, если ты не мог правильно нарисовать палочки-крестики или посчитать цветочки. В общем, это самые основные причины, а их, ого, могу насчитать, наверное, до 50 пунктов!))

С тех времен все изменилось, но государственные садики почему-то так и не радуют своими условиями и дети, увы, как и мы, не хотят в них ходить (не говорю за всех, но большинство точно). А думали ли вы, каким должен быть садик, чтобы кроха бежал туда впереди вас? Чтобы собирался с удовольствием, чтобы и ел, и спал, и гулял там, чтобы и друзья были, и учеба получалась на «ура!», чтобы… словом, чтобы все было идеально? Думаете, таких не существует? А вот и нет! Я посерчила в сети и нашла не менее 30 таких учреждений, из которых выбрала великолепную 10-ку. Enjoy!

Садик Sjötorget Kindergarten, Стокгольм (Швеция)

Спроектированный авторитетным бюро Rotstein Arkitekter, этот садик расположен на нижнем этаже новостроя в престижном районе Стокгольма. Игривый дизайн, по задумке создателей, помогает раскрывать в детях таланты, развивать креативность и способствовать дружелюбной и уютной атмосфере. Вход в садик расположен по центру здания, в помещениях много окон - разного формата и размера, что обеспечивает обилие естественного света и, конечно же, ласковых солнечных лучей. Кстати, не зря ведь шведы это придумали: известно, что солнышко в этой северной стране - редкий гость, поэтому каждое его появление - настоящий праздник для детворы. Большое количество окон, как раз, и гарантирует, что дети не пропустят его, обедая или занимаясь с воспитателями в классах.

Детский сад Sjötorget Kindergarten оформлен в самых позитивных цветах, которые, считают в Rotstein Arkitekter, поднимают настроение, оказывают благотворное влияние на детскую психику, улучшают процесс обучения и даже способствуют более здоровому сну. Только посмотрите: зеленый, желтый, розовый, много белого пространства - без улыбки смотреть на этот интерьер просто невозможно! А для того, чтобы детвора могла здесь весело проводить время, дизайнеры придумали оригинальные застекленные ниши, в которых можно читать книги, играть в прятки или просто общаться с друзьями, а также множество массивных лестниц и ступенек, по которым можно бегать туда-сюда хоть целый день. Совершенно безопасно. Здесь все мягко и нет острых углов.

Садик от Eva Samuel Architec, Париж

В строгом урбанистическом квартале Olympiades этот чудесный детский садик выглядит, словно яркая игрушка или конфетка в праздничной обертке, среди неприступных бетонных блоков и стеклянных башен. Построенный в 1960ых, этот сад был реконструирован бюро Eva Samuel Architec, которые и превратили его в настоящую детскую мечту! Помимо приятного дизайна, перед командой архитекторов стояла задача сделать сад компактным и при этом поместить в него бассейн, боулинг, а также создать уютные комнаты с естественным освещением, столовую, игровые залы и классы для занятий. И это удалось им на 5 с большими плюсами. В создании интерьера были максимально использованы натуральные материалы - например, дерево, которым устелили пол, частично стены и потолки. Малиновый цвет выступает ярким акцентом и в сочетании с древесиной создает теплую и уютную атмосферу.

Детский сад Barbapapà, Виньола, Италия

Проект садика разработан архитектурным и дизайн-бюро ccd studio, выигравшим городской тендер на постройку в 2006 году. Сам садик был построен в 2009-ом и рассчитан на 4 класса и 60 детей в целом. Здание расположено на границе городской застройки, в живописной местности на холме, неподалеку от исторического центра Виньолы. Приветливые зеленые лужайки внутреннего дворика гостеприимно принимают дошколят и позволяют наслаждаться игрой на свежем воздухе. Мансардные окна во всех помещениях спроектированы так, чтобы солнечный свет попадал в комнаты в разное время дня, и детки всегда улыбались его ласковым лучам. Крыша садика оснащена солнечными панелями, которые обеспечивают электричеством все здание, а специальные резервуары, собирающие дождевую воду, позволяют очищать и задействовать ее в хозяйстве. Помимо этого, садик имеет свой просторный стадион для активного времяпровождения, спортивных игр и соревнований.

Детский сад Kensington International Kindergarten, Бангкок, Таиланд

А этот чудесный садик находится в Бангкоке, столице Таиланда, и представляет собой безупречное сочетание игрового пространства и архитектурного минимализма. Разработанный бюро Plan Architect, сад создан таким образом, чтобы максимально развивать детское воображение и творческие способности: прозрачные стены, кривые, изогнутые стекла, выполняющие функцию тонких перегородок между детскими комнатами и улицей, отсутствие каких-либо острых углов - все это также позволяет деткам любоваться природой, которая здесь отличается особой экзотичностью. Обратите внимание на продуманный до мелочей экстерьер: помимо лужаек, игрушек и зон отдыха, здесь также имеется и разграниченная проезжая часть, где киндеры смело могут гонять на мобилях или велосипедах.

Садик Design Kindergarten, Вонслид, Дания

Ультрасовременный садик Design Kindergarten, спроектированный бюро CEBRA таким образом, чтобы дети, находясь в нем каждый день, с любопытством изучали здание и помещения, развивая, таким образом, пытливость ума и творческий потенциал. Что интересно, родители принимали активное участие в проектировании садика, предлагая свои креативные идеи, некоторые из которых CEBRA взяли на вооружение и воплотили в этом проекте. Исходя из философии разработчиков, садик должен учить детей уже только своим экстерьером и интерьером: процесс развития и обучения должен быть непрерывным:

«Использование здания должно быть полезно для детского ума и потому мы намеренно избегали шаблонов и клише в реализации проекта садика. Дети должны понимать, что дом не должен выглядеть так, как они себе привыкли его представлять: с треугольной крышей, прямоугольной дверью и квадратными окнами. Мы ломаем шаблоны! Учим детей мыслить креативно, нестандартно! Наше здание имеет зубчатую крышу, в нем нет углов, практически все стены здесь плавные. Садик - прямое доказательство того, что любой дом может быть таким, каким вы себе его представите. Стоит только включить фантазию», - поясняют в CEBRA.

Детский сад COBY Kindergarten, Токио, Япония

Спроектированный модным японским бюро Tsushima Design Studio, садик COBY Kindergarten сочетает в себе современный дизайн, минимализм и компактность, а также многофункциональность с акцентом на экстерьер, который дизайнеры оформили таким образом, чтобы дети с удовольствием и пользой проводили время на улице (чего только стоит роскошный садик, окружающий COBY Kindergarten!). Внутри детского сада все пространства тесно взаимосвязаны и открыты: детишки могут наблюдать за тем, как готовится их обед или ужин даже со второго этажа, где находятся учебные помещения.

Детский сад в Терентен, Италия

Трудно себе представить более живописную местность для детского садика, чем горную деревешку Терентен в Южном Тироле в Италии! Этот регион является приграничной зоной, территорией, разделяющей три культуры, что визуально отобразилось и в здании садика. По задумке архитекторов из feld72, сад сочетает в себе современную многофункциональность, модный дизайн и некоторые традиционные мотивы (использование натуральных материалов, отделка и внутренние элементы), которые безупречно интегрируются во впечатляющий горный лендскейп. Садик построен на месте бывшего поля для гольфа, расположен возле начальной школы, что визуально составляет из них органичный архитектурный ансамбль. Комплекс оборудован современным спортзалом, где с детьми занимаются разными видами фитнесами - например, танцами и йогой. Много пространства для активных игр, kid-friendly теплый дизайн с яркими салатовыми элементами, солнечный свет, креативные ниши и лестницы, окна и ступени, террасы и дворики, оборудованные по последнему слову техники учебные комнаты - все это делает садик действительно таким, куда наши дети ходили бы с большим удовольствием!

Детский сад 8Units, Велес-Рубио, Испания

Целью этого проекта является развитие психомоторных навыков, а также психическое и социального развитие каждого ребенка, занимающегося в садике 8Units. По задумке дизайн-бюро LosdelDesierto, детский сад должен стать для малышей вторым домом. Руководствуясь этим, команда бюро создала яркий и компактный, максимально комфортный для детей одноэтажный ДОМ с большими окнами, покатой крышей, круглыми окнами-иллюминаторами с разноцветными стеклами и самым креативным интерьером, в котором дети чувствуют себя, словно рыбки в воде. Здесь все устроено таким образом, чтобы в разгаре игры, крохи не могли травмироваться: мягкий виниловый пол, скругленные стены и отсутствие острых углов.

«Если мы говорим о детях 3+, они должны много резвиться. Цвет играет очень важную роль в раннем возрасте. Наш сын использовал цвета, чтобы собирать головоломки и строить предложение. Понимая это, мы решили подобрать правильное цветовое сочетание для каждого возраста», - говорит основатель LosdelDesierto.

Для годовалых детей - комнаты в голубом цвете, символизирующем релаксацию, море, сны, для деток от 1 до 2 лет - комнаты покрашены в оранжевый, что стимулирует психомоторику и активность, для детей от 2 до 3 был выбран зеленый цвет, который, как известно, является цветом природы. Общие помещения представляют собой микс цветов, что также очень символично, ведь наше общество, да и мир, в целом - яркий, разноцветный и такой разнообразный!

Детский сад Kita Göttingen, Геттинген, Германия

Данный садик - пример того, как следует строить самые энергоэффективные эко-дома. Kita Kindergarten полностью обеспечивает себя электричеством. Его стены сконструированы таким образом, что минимизируют потерю тепла, удерживая его в помещении, но при этом, позволяя свежему воздуху свободно циркулировать в пространстве. Стильный, продуманный дизайн делает садик уютным и комфортным для детей, где они с удовольствием проводят время с раннего утра и до позднего вечера. Обратите внимание: здесь, так же как и в предыдущих зданиях, большие мансардные окна, благодаря чему солнечный свет присуствует в здании в любое время года.

Детский сад в Джакарте, Индонезия

В прогрессивном районе Джакарты - Bintaro Jaya, находится один из самых лучших детских садов в мире. При небольшом бюджете бюро Djuhara + Djuhara удалось создать действительно современное kid-friendly здание с приятным модным интерьером. Используя природные материалы из ближайших деревень, дизайнеры сделали сад максимально эко: здесь много естественного света, зелени, дерева, открытых террас для игр, плетеной мебели и других элементов интерьера, созданных руками народных умельцев из небольших, а то и семейных мастерских. Светлые просторные помещения, яркие краски в интерьере, перемежающиеся спокойствием теплой древесины, гармонично расположенные игровые зоны и комнаты для занятий, столовая и спальни - все это делает садик приветливым и таким, куда вам не придется вести дите со слезами на глазах и криками «Не хацююю!».

Согласно итальянскому законодательству отпуск по уходу за ребенком рассчитан на маленький срок, поэтому вопрос о детских садах и яслях стоит на первом месте. О том, как итальянские мамы выходят из данной ситуации, расскажет нам Ольга Меролла, переехавшая из Самары в Перуджа три года назад.

Отпуск по уходу за ребенком согласно составляет всего 5 месяцев. Уходить в декрет с работы разрешается за 2 месяца до предположительной даты родов и в течении трех месяцев ухаживать за новорожденным, таким образом сохраняя 90-100 % заработной платы. Также есть возможность продлить отпуск, но при этом сумма выплаты сократиться до 30 %! Именно в связи с этим большинство итальянских родителей предпочитают подыскать подходящие дошкольные заведения с яслями и возвращаться в офис.

Можно выделить два основных типа детских садов. Для самых маленьких, куда принимаются детки возрастом с 3-4 месяцев и до 3-х лет. Ясли открыты в рабочие дни недели, то есть суббота и воскресенье у них, как и у большинства других заведений, выходные, а в июле и августе ясли закрываются на каникулы. День в яслях длиться до 16.30, но если по каким-либо причинам родители не могут забрать своего ребенка так рано, то за отдельную плату воспитатели сада присмотрят за малышом вплоть до прихода его родителей. Выводя ребенка на прогулку, они обязательно присмотрят за ним, за тем, как он одет - в солнечную погоду обязательно оденут ребенку панамку и удобную обувь, а в дождь - курточку. В летнее время деткам могут предложить активные игры на солнышке или в детском бассейне. В такую погоду ребенок обязательно должен быть защищен одеждой и солнцезащитными средствами: панамкой, солнечными очками с защитой от УФ и легкой дышащей одеждой, в которой он не будет перегреваться. Такие товары в широком ассортименте представлены в детском интернет-магазине www.babybanz.ru , который предлагает детские товары от австралийской фирмы-производителя Baby Banz Inc.

Согласно статистике, на сегодняшний день ситуация с яслями в стране довольно таки плачевная. Италия находится на последних местах, по сравнению с другими странами Европы. Такое критическое положение объясняют существующей традицией воспитывать малыша самостоятельно дома, а не с пеленок отдавать его няням или воспитателям в ясли. Хотя многие современные мамы, невзирая на традиции, согласились бы на более свободный распорядок жизни, отдав ребенка в ясли. Также и ребенок приобретает навыки общественной жизни, появляется чувство дружбы.

Что касается центральных районов страны, таких как Умбрия и Тоскана, то там наблюдается самый «лучший» показатель, цифры таковы: на 100 дошколят -33 свободных мест в детских садах. Интересно, что в северных регионах страны ясли посещают большее количество деток, примерно 29%, в то время как в южной части, на Сицилии и в Кампании, всего лишь 2.5 % детей посещают дошкольные заведения.

Такую заметную разницу в показателях обуславливает тот факт, что на юге Италии семейные традиции соблюдаются намного серьезней, чем в других регионах, а также о себе дает знать катастрофическая нехватка свободных мест в существующий детских садах. Уровень безработицы в южных регионах страны также зашкаливает, таким образам большое количество матерей просто вынуждены сидя дома заниматься воспитанием ребенка. Если взять показатели по всей стране, то около 25% детей Италии просто не могут устроиться в детские сады. А, например, на Сицилии такой показатель составляет 42%, за ней следом поспевает Тоскана с цифрой в 33%.

Сложившиеся ситуация вынудила Италию в 2009 году обратиться за опытом к Северной Европе, после чего Италия начала практиковать "семейные детские сады”. Суть такого вида сада такова - группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Естественно такие «детские сады» стоят не малую сумму денег, но для большинства работающих мам Италии этот выход является единственным. Такое решения плюс ко всему может решить проблему безработице в стране, каждая мама имеет возможность зарабатывать деньги, сидя у себя дома, играя и занимаясь с чужими детьми.

Но, разумеется, организовать такой «сад» у себя дома не так уж и легко, для этого женщина должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном . Перед началом работы «сада», помещение, где планируется организация детского досуга, тщательно продумывается. Оно обязательно должно быть просторным, комфортным и прежде всего безопасным. Средняя оплата такого рода услуг составляет: полдня- 200 евро, за целый день - 400 евро в месяц. Но, к сожалению, таких «частных садов» в Италии очень мало.

Что касается государственных яслей или сада, то средняя стоимость составляет примерно 300 евро. Но стоимость услуг дошкольных заведений в других регионах Италии может составлять другую сумму. Так, например, цена за месяц садика в Риме составляет 146 евро, в Милане- 230, Венеция - 316 и другие.

Следующей ступенькой является «материнская школа», куда ходят дети от 3 и до 6 лет. Данная «школа» может быть как частная, так и государственная, но и тот и другой тип является платным для родителей. Согласно возрасту ребенка определяют в группу, где примерно от 15 до 30 детей. По количеству таких садов стране, Италия занимает лидирующие места в Европе. Около 98% детей Италии посещают детские дошкольные учреждения.

В детских садах введено трехразовое питание - завтрак, полдник и обед. Оплата родителями за питания вносится отдельно от общей платы за сад. Один прием пищи может составлять приблизительно 4-5 евро. Как правило, сады не имеют своей столовой для приготовления пищи, она им доставляется из единой большой столовой, которая готовит на несколько садов. В садах предлагается биодиета, то есть блюда готовятся из овощей без добавок и вредных удобрений. Основой меню является большое количество фруктов, супы, картофельное пюре, рис, а также каждый день легкие салаты из овощей. Естественно, итальянцы не изменяют традиционным макаронам, детям готовят разные блюда из пасты, к примеру с овощами.

Большинство садов предлагают родителям услугу доставки их детей из дома в сад на автобусах принадлежащих дошкольному учреждению. Такая услуга значительно экономит время родителям утром, но вот вечером, всё-таки, родители забирают детей самостоятельно. Плата за услуги автобуса составляет 25-35 евро в месяц.

Вот официально подтвержденный список того, чему обучают в каждом дошкольном учреждении Италии:

Физическая активность;

Я и другие (основы совместного проживания в обществе, мораль);

Расширение словарного запаса ребенка, риторика;

Иностранные языки, самовыражение, креатив;

Знакомство с окружающим миром.

В некоторых садах плюс ко всему включают уроки кулинарии, занятия в бассейне, устраивают театральные спектакли с участием, как детишек, так и профессиональных актеров, в общем, итальянские дети делают всё то, что и наши российские малыши в детских садах. Некоторые сады предлагают следующие занятия: аппликация, лепка, хореография, музыка, рисование, математика, развитие речи, гимнастика, психомоторика, старшим деткам предлагают изучение английского языка и занятия на компьютере.

Зачастую частные детские сады в итальянских городах организуют монахини. Италию можно отнести к очень религиозным странам, поэтому итальянские семьи предпочитают, чтобы их детьми занимались служители церкви. Естественно никто в таких учреждениях не заставляет детей проводить в молитве целые дни, и не оказывает на них религиозного давления, но в стандартный курс занятий включаются и молитвы перед приемом пищи и пение псалмов. Занятия проводятся с очевидным уклоном в историю католицизма, а также праздники проводятся с религиозным уклоном.

В Италии принято, что в первый день пребывания малыша в садике, мама проводит с ним весь деть, с утра и до самого вечера. Такое вовлечение ребенка в устоявшийся распорядок жизни сада называется «инсеременто» и соответствует строгому графику. Например, мама в первый день всегда находится рядом с малышом, во второй день в их общении организовывают 15-минутные паузы, третий день проводится с паузой в 30 минут и так далее. "Инсерименто” в среднем, длится около недели, но в некоторых детских садах этот процесс может быть организован по-другому и занимать больший или меньший период времени.

Цена на детский сад для детей возрастом от 3 до 6 лет высчитывается с учетом общего дохода семьи. Согласно итальянскому законодательству предусмотрено некоторые категории семей, которым положены льготы в оплате. Например, такие льготы могут получать семьи, где оба родителя являются безработными или всего один член семьи работает, а также многодетные семьи.

Ежемесячная плата для таких семей составляет примерно 50-160 евро, в зависимости от годового дохода семьи и региона где она проживает. Средняя сума, выплачиваемая семьями за год, составляет около 970 евро, но следует учитывать, что данные цифры усреднены, то есть в одной группе детского сада можно найти ребенка, родители которого выплачивает 45 евро, а также и такого за которого платят 150 евро в месяц. Разница обусловлена тем, что льготы могут получить не все семьи, обеспеченные семьи ведут оплату за детский сад в соответствии с общими тарифами.

Цены в частных садиках выше государственных, но не намного. Большинство предпочитают водить своего ребенка именно в детские сады частного типа, там и количество детей в группе намного меньше и развивающих занятий больше чем в бюджетных садах. Цена за посещения частного детского сада варьирует от 1000 до 1500 евро в год.

В итоге можно смело сказать, что система дошкольных детских учреждений в городах Италии неплохо развита, родителям предоставляется огромный выбор в этой сфере. Родители могут оформить своих детей в государственный, частный, религиозный, творческий детский садик, обучить его английскому языку или игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, оставить малыша в саду до обеда или вплоть до самого вечера.

Детские сады в США (с ценами и фотографиями) skysheep wrote in January 13th, 2016

Детские сады (дошкольные учреждение) в США почти никак не регулируются федеральным правительством, и полностью находятся сфере местных властей. В США, как правило, нет каких-либо муниципальных детских садов. Почти все дошкольные учреждение либо частные, либо принадлежат какой-либо компании для своих сотрудников, либо делаются на базе религиозных организаций. Почти все крупные церкви имеют при себе дошкольные учреждения, которые открыты не только прихожанам этой церкви, но и для любых других людей. Довольно частно можно видеть детей мусульман или христиан, которые посещают дошкольные учреждения при еврейских храмах.


Небольшое отступление насчет терминов. Слово детский сад (kindergarden или kindergarten) в США обозначает первый класс школы, в который идут по достижении 5 лет. То, куда дети ходят до 5 лет, называется либо центром ухода за детьми (child carе center), либо просто day school (дневная школа). Место для совсем маленьких детей называется яслями (nursery).

Обычно градация в США такая. В разных штатах могут быть небольшие отличия.

Kindergarten (бесплатное, часть публичной школьной системы) начиная с 5 лет.


Так как в России все дошкольные учреждения называют детскими садами, то во избежания недопониманий, я буду писать просто "учреждения" (дошкольные учреждения)

1. Размер групп

Регулируется законами штата. У нас во Флориде, вот такое максимально соотношение детей к воспитателям:

Моложе года - 1 взрослый на 4 детей
от 1 до 2 лет - 1 взрослый на 6 детей
от 2 до 3 лет - 1 взрослый на 11 детей
от 3 до 4 лет - 1 взрослый на 15 детей
от 4 до 5 лет - 1 взрослый на 20 детей
свыше 5 лет - 1 взрослый на 25 детей

Но болшинство детских садов имеют более маленькие группы Например, в той школе которую я посетил, 2 летки были в группах по 14 человек, с двумя взрослыми. 3-4 летки были в группах по 20 человек, с двумя взрослыми.

2. Цена

Исходя из размера групп, и средних зарплат, можно примерно прикинуть стоимость. В каждой группе работает как минимум двое взрослых (иногда 3) - учитель и ассистент. Зарплата учителя наверно около $15-20 в час, и зарплата ассистента может быть в районе $10-12 в час. Следовательно, если в группе 8 детей, то затраты только на зарплату будут около $150-200 в неделю на каждого ребенка. Если в группе 15 детей, то затраты на зарплату все равно не опустятся ниже $100 в неделю на каждого ребенка. А помимо зарплаты, также надо содержать помещения, покупать расходные материалы и игрушки, и покрывать другие расходы.

В итоге, имеем то, что в самом дешевом варианте, это будет стоить около $600 в месяц (там где большие группы детей). Там где группы поменьше, будет стоить около $1000 в месяц и выше. Вот пример расценок в одном из местных детских садов. С 8:45 утра по 1 час дня стоит $638 в месяц. Если продлить до 6 вечера, то это стоит еще $360 в месяц. Есть бесплатная программа (за счет правительства штата) для 4 летних (VPK), но она только до 11:45 утра, и если хотите оставить 4-летнего ребенка на продленку до 6 вечера, то это стоит $800 в месяц. Если не забираете ребенка после 6 вечера, то штраф за опоздание $1 в минуту. Помимо этого, есть единовременная плата за регистрацию - $350. Также, каждый год берут $300 на улучшение школы. Если более одного ребенка из семьи посещяют, то скидка 10% за второго, и 15% за третьего.

Для бедных людей есть какие-то программы помощи и субсидии. В одном местном учреждении, написано что для семей с доходом ниже $55K в год, есть бесплатные места , а для семей с доходом от $55К до $170К в год, есть скидки. Но так как я не попадаю в эти категории, то ничего не могу сказать об этих скидках.

Я подозреваю что в местах с более дорогими ценами (Нью Йорк, Сан Франциско), цены могут быть существенно выше из-за более высокой стоимости помещения и более высоких зарплат, и в местах с более низкими ценами, цены могут быть немного ниже.

3. Расписание:

По умолчанию, с 8:45 по 13:00. Можно расширить с 7 утра, до 18:00. В этом конкретном учреждении, один раз в неделю, по средам, ходят в церковь. Также, каждый день читают отрывок из библии. Дважды в день выходят играть на площадку. Два раза в неделю занимаются музыкой или искусствами, и два раза в неделю занимаются науками.

4. Как выглядит

Каждый ребенок приносит рюкзак. В нем смена одежды на всякий случай, и обед (lunch).

Комната разделена на секции (centers), и у каждой секции своя тематика - рисование, чтение, география, буквы, животные. Дети разбиваются на более мелкие группы, и каждый занимается в своей секции.



Это отдельная библиотека, с компьютерами.

Это комната 4 летних.

У них 2 детских площадки, по возрастам, для 2 летних (и младше), 3 летних (и старше). Это площадка для 2 летних.

Эта для 3 летних.

Также есть отдельных зен-сад, с рыбками.

5. Питание

Тут все по разному. В некоторых учреждениях, все питание включено. Но в большинстве учреждений, родители должны приносить питание. В этом конкретном учреждении, они предоставляют пару перекусов (snacks) утром и вечером, но родители должны давать детям с собой обед (ланч).

6. Дневной Сон

В яслях спят в детских кроватках.

Начиная с 2 летних, они спят либо на вот таких кроватках (cots). Обычно переходят в отдельную комнату, и там раставляют эти кроватки либо матрасы.

Либо вот на таких матрасах на полу (mats)

В целях гигиены, обычно эти кровати и матрасы закрепляют за каждым ребенком, и на нем пишут его имя. Раз в неделю простынь матраса меняют.


7. Дополнительные Занятия
В большинстве мест, также есть дополнительные занятия, за отдельную плату. Иностранные языки, танцы, футбол, и тд.

Зарубежные семейные детские сады

Зарубежные семейные детские сады: обзор опыта работы. Что такое «семейный детский сад» за рубежом? Какие они бывают? По каким программам работают?


Говорят, что категоричность суждений обычно свидетельствует об ограниченности кругозора. Так пусть же будет у нас этот «педагогический кругозор» и будет понимание того, как по-разному может быть воплощена в жизнь идея «детского сада» — дома, где детям хорошо и уютно, где они — в заботливых руках педагогов, где малыши играют, познают мир, общаются, растут и чувствуют себя счастливыми!

Зарубежные семейные детские сады.

Описание зарубежного опыта работы семейных детских садов.

Введение

В зарубежных странах семейные детские сады существуют уже более 50 лет и обычно являются альтернативной формой дошкольного образования. Информация о подобных учреждениях, изложенная в отечественной педагогической литературе, имеет фрагментарный и противоречивый характер. В связи с этим в этой статье не только проанализирована информация из русскоязычной научной и научно-методической литературы, но и уделяется особое внимание описанию зарубежного опыта работы семейных ДОУ, изложенного в первоисточниках на иностранном языке. В первую очередь, это Интернет–сайты национальных и региональных ассоциаций, курирующих работу семейных детских садов: National Association of Child Care Resource, Jewish Child Care Association и Virginia Child Care Resource and Referral Network (США); National Family Day Care Council of Australia, Victorian Family Day Care Association и Nаtional Сhildcare Accreditation Counsil (Австралия), Family Day Care Centre (Канада). Также проанализирована информация о работе семейных ДОУ, имеющаяся на сайтах муниципальных органов управления и коммун (сайт правительства штата Нью-Йорк США, коммуны Waverley в Австралии, г.Ювяскюль и г.Турку в Финляндии, сайт Департамента семьи, социальных услуг и региональных связей правительства Австралии), и личный опыт изучения опыта работы «родительских детских садов» в Дании (г. Вайн, г. Клим). В материале данной главы использована информация, содержащаяся на сайтах организаций, имеющих развернутую сеть семейных детских садов в своем регионе (Family Day в Канаде, Infant Toddler Family Day Care в США и др.).

Разнообразие семейных детских садов в зарубежных странах.

Зарубежные семейные дошкольные образовательные учреждения разнообразны. Они условно могут быть разделены на несколько типов.

Типы семейных детских садов за рубежом:

1. Семейные детские сады – общественные объединения родителей , в которых родители могут либо оплачивать услуги воспитателя и других сотрудников, либо сами становятся воспитателями своих детей и детей соседей, проводят для детей праздники, руководят их играми, организовывают занятия в кружках, оборудуют помещение и т.д.

2. Семейные детские сады профессиональных ассоциаций . В таких ДОУ, существующих в квартире или частном доме воспитетеля, работает персонал, имеющий соответствующее образование. Наиболее часто в роли педагогов выступают несколько человек из одной семьи, например, семейная пара или мать и дочь. Детские сады имеют лицензию на образование. Родители оплачивают услуги по уходу за ребенком и его обучение.

3.Выездной семейный детский сад . В группу семей, которые 2-3 раза в неделю собираются в квартире или доме одной из семей, приглашается на это время педагог, который дает родителям консультации, проводит с детьми игры и занятия. Такой педагог закреплен за несколькими семьями и постоянно работает семейным воспитателем по заранее составленному графику. Выездные группы организуются в районах, в которых у детей нет возможности посещать детский сад ввиду его отсутствия.

4. Семейный детский сад как подразделение ведущего государственного дошкольного учреждения. Мамы, организующие у себя на дому семейное ДОУ, являются полноценными сотрудниками государственного учреждения, получают зарплату, имеют право на отпуск и другие льготы.

5. Игровые семейные площадки во дворах домов микрорайона, скверах, парках . Такой тип создается с целью педагогического просвещения молодых родителей. На площадке работает воспитатель, который принимает в группу до 20 детей, а также ведет работу с их родителями.

6.Игровая площадка на дому . Организуется с целью содействия социальному развитию детей, не посещающих ДОУ и обмена опытом семейного воспитания. Предусмотрен контроль за деятельностью педагогов-воспитателей. Возможно проведение праздников и развлечений для детей и их родителей.

7. Семейные центры на базе центров социальной поддержки , в состав которых включены группы для детей дошкольного возраста. Состав групп разновозрастной, т.к. одну группу посещают несколько детей из одной семьи. В такие группы можно привести ребенка в любое время, например, во время проведения тренинга или консультации для родителей. Группы организуются для детей из неблагополучных семей, однако другим семьям не отказывают в услугах.

Рассмотрим особенности функционирования данных типов семейных дошкольных образовательных учреждений в разных странах.

Семейные детские сады (Family Day Care) существуют в США уже более 60 лет и пользуются большой популярностью у родителей. Их работу курируют организации типа Национальной Ассоциации заботы о детях (NFCCRRA), Ассоциаций заботы о детях различных штатов или национальных сообществ (JCCA , VFCCRRN и др.). В каждом из таких детских садов за детьми ухаживает квалифицированный человек, прошедший специальную, утвержденную городом, подготовку.

Согласно законодательству штата Нью-Йорк («Family Day Care» от 31. 01.2005, часть 417) открыть семейный детский сад может любой гражданин старше 18 лет, имеющий как минимум двухлетний опыт работы с детьми дошкольного возраста (в образовательном учреждении или как доброволец на общественных началах) и прошедший 6-часовые курсы по теме «Развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве». Это могут быть как лекционные, так и практические занятия. Кроме того, семейный воспитатель предоставляет имена и телефоны как минимум трех лиц, не состоящих с ним в родственных связях, которые могут за него поручиться (отсутствие вредных привычек, особенности личности, квалификация, стаж и опыт работы). Также необходима медицинские справки о состоянии здоровья всех членов семьи воспитателя (срок действия – 12 месяцев) и справка об «отсутствии криминального прошлого».

Для открытия семейного ДОУ надо получить лицензию и создать в детском саду семейную атмосферу, согласовать помещение с представителем лицензионного бюро. В целях обеспечения безопасности детей помещение данной квартиры или дома не может использоваться для других целей, в том числе социальных. В одном доме могут быть организованы несколько семейных детских садов, однако общее количество детей в них не должно превышать 20 человек.

Каждый семейный воспитатель ведет документацию. К обязательным документам относятся: утвержденный план оздоровительных мероприятий; план «активностей детей по дошкольной программе»; лист посещаемости детей; медицинская документация о состоянии здоровья всех детей; список семей, которые готовы взять на себя заботу о детях в случае отсутствия семейного воспитателя в данное время; данные о родителях и лицах, имеющих право забирать ребенка из ДОУ домой.

Для получения сертификата необходимо прослушать курс «Здоровье и безопасность детей в семейном или групповом семейном детском саду»(15 учебных часов) и сдать соответствующий экзамен. В дальнейшем каждые два года после первого года регистрации семейный воспитатель проходит курсы повышения квалификации в объеме 30 учебных часов по выбранной им теме. В содержание этих курсов обязательно входят следующие темы:

  • основные закономерности развития ребенка в дошкольном детстве;
  • методика проведения наблюдений за детьми, сигналы эмоционального или физического неблагополучия в поведении детей;
  • управление поведением детей и дисциплина;
  • учет в педагогическом процессе потребностей детей;
  • организация питания и забота о здоровье ребенка;
  • программа развития детей, посещающих семейный детский сад;
  • охрана здоровья детей, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
  • защита прав ребенка и предотвращение жестокого обращения с детьми;
  • законодательство, регулирующее деятельность семейных детских садов.

После прослушивания курсов по этим базовым темам, семейный воспитатель может выбирать темы курсов исходя из потребностей собственной практики работы в семейном ДОУ.

В семейном детском саду может работать один или несколько педагогов, но если детский сад круглосуточный, то в нем обязательно должно быть два воспитателя. Воспитатели не могут работать две смены подряд. В круглосуточных семейных детских садах обязательно должны быть несколько помещений для сна детей, т.к. запрещено организовывать сон детей разного пола в одной комнате.

Родители воспитанников семейного ДОУ имеют право без каких-либо ограничений знакомиться с любой документацией детского сада и в любое время его посещать. В некоторых таких детских учреждениях установлены видеокамеры, позволяющие родителям наблюдать за своими детьми в различных режимных процессах.

Ассоциации курируют работу каждого учреждения, проверяя уровень ухода за ребенком. Также они помогают в открытии, регистрации и ведении семейного бизнеса. Дети находятся в теплой домашней обстановке, где с ними играют, занимаются, кормят домашней едой, укладывают спать. Занятия по дошкольным программам проводятся не во всех детских садах, многие из них осуществляют только присмотр и уход за детьми. Количество детей в таких детских садах ограничено, не больше 6, а если там работают два педагога и позволяет место, то не больше 12. Часто такие детские сады организованы в приспособленных первых этажах индивидуальных домов.

В Family Day Care принимаются дети с 6-недельного возраста (Infant Toddler Family Day Care) , при этом если доход родителей невелик и им положена помощь от города, оплата минимальна. Family Day Care часто организовывают бывшие педагоги или просто люди, любящие детей. Часто он становится семейным бизнесом, в котором трудятся не только жена, но и муж или сестры, или мать и дочь. Заработок зависит от разных факторов, в том числе от количества детей и индивидуальной договоренности с теми родителями, которые не получают скидок от города и платят за уход сами.

В семейных группах для детей раннего возраста (Infant Toddler Family Day Care) к небольшим группам детей (часто разновозрастным) домой приходит специально выделенный специалист, который не просто имеет соответствующее образование, но и непрерывно участвует в различных видах профессиональной подготовки по тематике, связанной с развитием ребенка в раннем детстве. Специалист даёт родителям информацию о развитии их детей, особенностях и подходах к воспитанию. Гибкие графики прихода педагога разрабатываются индивидуально. Все специалисты по желанию родителей могут провести семейный праздник или приготовить детям еду. В случае лихорадки или рвоты детей не принимают в семейную группу. Каждый семейный детский сад, работающий с детьми раннего возраста должен иметь лицензию штата. Раз в месяц семьи посещает медицинский работник.

В Канаде семейные детские сады существуют как альтернативная система дошкольного воспитания, имеющая индивидуальный характер. Они популярны среди родителей, т.к. содержание в них ребенка стоит дешевле, чем в государственных учреждениях. Персонал состоит из 2-3 человек, имеющих педагогическое образование и опыт в воспитании детей. Как правило, семейные ДОУ расположены в частных домах, имеют отдельную спальню и игровую комнату, хорошо обустроенный двор с качелями, горками и песочницей. Воспитатели очень внимательны к детям. Средняя численность группы 5-7 человек. Дети могут посещать семейный детский сад ежедневно или выборочно в любой удобный день. Для записи ребенка в детский сад не требуется справок и документов. Надо просто привести ребенка. В течение дня с детьми играют, занимаются музыкой. За обедом детей кормят фруктами и дают натуральный сок. Семейные детские сады работают с 9 до 18 часов. Такие детские сады организуются для помощи работающим женщинам, в том числе занимающим высокие научные должности. В них ребенок остаётся и в случае болезни.

В последние годы в Канаде 38% детей дошкольного возраста перешли на режим домашнего окружения. Так, ведущее учреждение по семейному образованию в Торонто – Центр «Family Day» обслуживает 4000 детей до 12 лет. Семейные воспитатели заключают контракт с Центром на создание семейного детского сада для 5 детей (максимальное количество) у себя на дому. Центр обеспечивает профессиональное обучение и сопровождение педагогической деятельности воспитателей. Каждому семейному воспитателю выдаётся буклет «Семейный детский сад: что необходимо знать», в котором содержится общая информация по созданию и работе Family Day Care (минимальные правовые требования, уход за детьми, план работы, часто задаваемые вопросы, веб-сайты). Центр имеет лицензию Министерства по делам детей и молодёжи Онтарио, службы по управлению и эксплуатации зданий.

Ведущим принципом работы семейных детских садов «Family Day»является важность семьи и общества в развитии ребенка. В связи с этим: 1) членам семьи рекомендуется принимать участие в программах Центра, 2) поддерживаются партнерские отношения с семьями, 3) издаются информационные бюллетени и брошюры для родителей, 4) уважаются ценности семьи, 4) проводятся бесплатные программы семейного чтения, практикумы (workshops) для родителей, консультации- практикумы по особенностям развития ребенка, тренинги для родителей.

В программу работы с дошкольниками, утвержденную местными властями,. в «Family Day» входят: математика, экспериментирование, готовность к чтению, творчество и ремёсла, чтение сказок и сочинение историй, музыка и движение, театр, игры с водой и песком, игры на открытом воздухе, экскурсии.

Семейные детские сады «Family Day» работают и с детьми с особыми потребностями, что включает раннюю диагностику, консультации для родителей, передача родителям специально разработанных материалов. Такие дети участвуют во всех программах Центра, а специалисты – семейные воспитатели обеспечивают реализацию комплексной программы в домашних условиях.

Работа в семейных детских садах «Family Day» даёт их сотрудникам скидку на пребывание в группе своих детей, конкурентоспособную заработную плату, участие в пенсионной программе, 3 недели отпуска, чтобы начать работу детского сада. Педагоги должны иметь диплом, одобренный АЕСЕО и опыт работы с детьми по уходу за ними.

В Австралии наиболее распространены 2 вида семейных детских садов. 1.Семейные детские сады организовывают у себя на дому женщины, часто пенсионерки, прошедшие педагогические курсы. В таких группах 4-5 человек. Заболеваемость в Family Day Care по статистике меньше, чем в других детских садах. Кроме того, Family Day Care дешевле обычного детского сада. 2. Несколько родителей объединяются и создают группу для своих детей. Они по очереди работают воспитателем в этой группе, а также проводят с детьми «занятия» музыкой, рисованием, ручным трудом. Каждый родитель выбирает тот вид занятий, который, по его собственной оценке, он может качественно провести с детьми. За счет этого такие семейные группы стоят еще дешевле, т.к. родители фактически оплачивают только питание и аренду помещения. Некоторые родители нанимают специалистов – педагогов для работы с детьми.

Все семейные детские сады должны иметь лицензию. Они могут работать как полный, так и неполный рабочий день. Family Day Care имеют гибкий график обслуживания, удобный для семей, и предоставляют услуги по присмотру за детьми на несколько часов, в том числе по выходным и праздничным дням. Система семейных ДОУ в первую очередь ориентирована на детей от рождения до пяти лет, однако помощь может оказываться и детям – школьникам в особых ситуациях (сезонная работа родителей, чрезвычайные ситуации в семьях).

Департамент семьи, коммунальных служб и региональных связей Правительства Австралии определил следующие виды семейных детских садов:

  • «игровая семейная группа на дому» , предусматривающая кратковременное пребывание детей,
  • «дневной семейный детский сад» в квартире или доме воспитателей (Family Day Care),
  • «домашний уход» (семейное ДОУ в своей собственной квартире для семей, которые не имеют возможности отдать ребенка в обычный детский сад, например, для детей – инвалидов, для родителей-инвалидов, в сельских удаленных районах, в многодетных семьях с тремя и более детьми дошкольного возраста, в случае особого графика работы родителей или опекунов ребенка),
  • «семейный детский сад полного дня» для семей, в которых родители работают в ночное время,
  • «мобильные детские группы, игротеки и библиотеки» , предоставляющие услуги в отдаленных районах, в том числе организацию праздников, игровых групп, включая группы полного дня, культурные программы, библиотечное обслуживание, организацию игр, рассказывание и сочинение историй и т.д. Эти группы также дают информацию родителям о воспитании детей и оказывают им помощь и поддержку,
  • «многофункциональные семейные группы для детей определенной национальности», деятельность которых включает, изучение культуры своего народа, организацию праздников и развлечений. Такие группы могут работать как полный день, так и по составленному графику и включать другие виды помощи семьям: игровые группы на дому, организация жизни школьников после уроков и т.д. Для детей, живущих на островах Торресова пролива, создаются многофункциональные центры (MACS).
  • «сезонные группы»,
  • «вечерние группы»,
  • «группы кратковременного присмотра на дому».

Национальная профессиональная ассоциация семейных детских садов (National Family Day Care Council of Australia) была создана в 1988 году для обобщения опыта работы и пропаганды семейных детских садов на национальном уровне. Она является финансово независимой организацией. Ассоциация предоставляет информацию по вопросам законодательства, организации Family Day Care , консультирует педагогов и родителей, предлагает обширную базу данных по семейным детским садам. NFDCCA работает в тесном сотрудничестве с опекунами, семьями, педагогами семейных ДОУ, органами местного управления и местными общинами.

Совет Ассоциации избирается сроком на два года и несет юридическую ответственность за эффективную работу организации, определяет стратегические направления развития. В Совет входят 17 постоянных сотрудников.

Ассоциация участвует в разработке и внедрении национальных стандартов по семейным детским садам. Выпускается специальный журнал JiGSAW, содержащий информацию исключительно о работе семейных ДОУ. Каждый детский сад обязан докладывать Ассоциации о результатах своей деятельности через отчеты.

Все семейные воспитатели зарегистрированы и получают поддержку и методическое сопровождение от управлений детского развития (Child Develope Officers), которые регулярно посещают эти учреждения. Ассоциации семейных детских садов отвечают за их эффективное функционирование, в том числе за подбор персонала, его обучение, предоставление помощи и проведение консультаций с воспитателями, поддержку и информирование родителей. Они также помогают семьям выбрать наиболее подходящий семейный детский сад. Система работы с семейными воспитателями также предусматривает «сессии» один раз в две недели и методическую помощь один раз в месяц.

В Новой Зеландии для получения свидетельства (национального удостоверения) о праве заниматься педагогической деятельностью в семейных ДОУ необходимо прослушать курсы, содержание которых соответствует национальным стандартам. Курсы включают 20 учебных часов теории и 10 часов руководства наставником практической педагогической деятельностью слушателей. Тематика этих «первоначальных вводных курсов» включает в себя следующие вопросы:

  • особенности развития ребенка и основные потребности детей дошкольного возраста,
  • забота о здоровье детей, необходимые правила гигиены и особенности их применения в воспитании детей младшего возраста,
  • регулирование поведения детей, роль правил поведения в дошкольном детстве,
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников,
  • особенности сотрудничества с семьями воспитанников,
  • организация игр детей,
  • питание дошкольников,
  • методические рекомендации по проведению наблюдений за детьми,
  • создание развивающей среды в семейном детском саду,
  • особенности общения с детьми разного возраста,
  • методы воспитания и обучения детей.

В дальнейшем семейные воспитатели могут выбирать другие темы курсов повышения квалификации и получить сертификат. Например, центр обучения «Открытое образование», в котором учатся 30 тыс. людей разных профессий, предлагает следующие курсы для педагогов семейных детских садов — Family Day Care:

  • Межличностные отношения (работа с чувствами, умение урегулировать конфликты, что такое уважение и самоутверждение, полоролевые представления детей и др.).
  • Играем с детьми (роль игры в дошкольном детстве, отечественная история дошкольного образования, теории игры, стадии развития игровой деятельности, создание игровой среды в квартире – семейном ДОУ и др.),
  • Общение с детьми (как устанавливать и поддерживать хорошие отношения с детьми, эффективное руководство детским поведением, методы и приемы организации взаимодействия с детьми и др.).
  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка в семейном детском саду (потенциально опасные ситуации в быту, первая помощь детям в случае травм, организация перевозки детей, предупреждение жестокого обращения с детьми, обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в семейной группе и др.).
  • Коммуникативные умения (умения слушания, особенности работы с детьми и взрослыми других национальностей, билингвизм и др.)

В Германии с 1980-ых годов существует и развивается интересная новая форма работы с семьёй – Материнские Центры. К 1992 году в стране открылось уже более 200 Центров и инициативных групп по их организации. Толчком для их создания послужили исследования Немецкого института молодежи по проблемам работы с родителями, продемонстрировавшие проблемы молодых матерей: их изолированность от общества, материальные проблемы, неуверенность в общении с внешним миром, трудности в воспитании детей, большое количество стрессов, ограничение своей самореализации в профессиональной деятельности. Материнские центры призваны помочь родителям решить эти проблемы. Главная отличительная черта Материнских Центров – всю деятельность организуют и осуществляют сами женщины, а специалисты работают амбулаторно, часто и по выходным. Однако при необходимости специалисты готовы дать любую консультацию в удобное для матерей время. Здесь проводятся консультации, курсы и семинары по повышению родительской квалификации, обмену опытом по актуальным проблемам семьи, предлагаются услуги по уходу за детьми, массажу, уборке, устраиваются распродажи детских вещей, тренинги общения, занятия по семейной психологии, детской психологии, конфликтологии, часто предлагаются консультации по медицине, косметике, рукоделию, ремонт одежды, изготовление мелких сувениров и подарков, услуги парикмахера, диетолога и т.д. За выполнение заданий в материнских Центрах матерям выплачивается гонорар. Небольшого годового бюджета вполне хватает для обеспечения работы Центра, так как Центры зарабатывают свои собственные средства оказанием самых различных бытовых услуг. Одновременно у молодых матерей появляется возможность обмениваться опытом воспитания детей и получать квалифицированную педагогическую помощь. Многие центры нанимают мам на полставки, а также специалистов по психологии, медицине, педагогике.

В Материнских Центрах организация и содержание работы приспособлено к потребностям детей и ритмам жизни семей. Поэтому Материнский центр открыт всегда, существует гибкий график работы. Кроме того, организованы постоянные виды занятий в определенное время. Всегда можно привести с собой ребенка. Ежедневно в Центры приходят от 30 до 40 мам с вдвое большим количеством детей. Активную часть Центров составляют 100 – 150 женщин с детьми (молодые домохозяйки с детьми, одинокие матери, пенсионерки и даже работающие женщины).

Учитывая ресурсы Центров, родительские умения матерей и их желание участвовать в общественной жизни, в том числе в воспитании своих и чужих детей, в Германии были обоснованы два пути сотрудничества детских садов и материнских центров: 1) профессионализация Материнских Центров, т.е. более широкое приглашение на работу в них специалистов социально-педагогического профиля; 2) привлечение матерей к работе в ДОУ на добровольных началах по гибкому графику в качестве ассистентов воспитателей для повышения педагогической компетенции.

Что касается модели семейного детского сада «дневная мама» (мама наряду со своими детьми воспитывает и детей других родителей), то в Германии она не принесла ожидаемого успеха. Причина в недостатке «квалифицированных» мам, которые могли бы качественно выполнять работу семейного воспитателя. Однако в Германии в 1994 году было уже 25 735 «дневных мам». На «дневную маму» родители получают право после того, как истекут 15 месяцев оплачиваемого отпуска по воспитанию младенца. Такая мама получала государственные дотации, а её стоимость для родителей по данным 1994 года равнялась 350 – 800 марок в месяц.

В Германии существует и другой вид семейных детских садов. Родители могут выступить с инициативой: найти, помещение, собрать детей, стать воспитателями, составить свою программу работы детского сада. Финансирование таких учреждений осуществляется из бюджета коммуны или церкви. Плата за детский сад зависит от дохода семьи и количества часов, проводимых ребенком в группе. Персонал детского сада сам разрабатывает концепцию своей работы. Родители имеют право влиять на деятельность персонала. Педагоги не несут юридической ответственности за жизнь детей.

В Дании существуют так называемые «родительские школы», при которых организованы «родительские детские сады» или дошкольные группы. Эти учреждения являются альтернативными государственной системе образования. Первые такие учреждения были созданы в 1850 году как протест против зубрёжки. Реальной причиной их создания является твердое убеждение родителей в том, что они сами могут определить, что является лучшим для их детей. Если муниципальное образовательное учреждение удовлетворяет их требованиям, они отдают ребёнка туда. Если нет – группа родителей создаёт своё собственное образовательное учреждение. Каждое «родительское» образовательное учреждение поддерживается группой организаторов, большинство из которой – родители. Эта группа избирает комитет, который несёт ответственность за управление школой. Комитет нанимает и увольняет педагогический штат. Незаинтересованных педагогов увольняют сразу же. Часто педагогами в «родительских детских садах и школах» являются сами родители. В таких учреждениях не проводится тестирование и экзамены.

«Родительские» детские сады обычно небольшие, часто их посещают 3-5 детей из одной семьи, но в группе может быть и 20 детей. Учреждения относятся к независимым, однако государство обеспечивает их финансовую поддержку на 80 -85%, остальные 15-20 % оплачиваются родителями. С детьми занимаются музыкой, танцами, рисованием, ручным трудом, читают рассказы, мифы, сказки. Каждый день начинается с утреннего сбора всех воспитанников, всех педагогов и желающих родителей, на котором все весте поют датские песни и гимны. Много внимания уделяется социальному развитию, трудовому воспитанию и физическим упражнениям.

Рассмотрим этапы создания такого «родительского» детского сада – школы (на примере Vain Friskole, открытой в 1999 году):

1). Через объявление в газете была организована встреча родителей, заинтересованных в создании своего образовательного учреждения и неудовлетворенных образованием в государственных учреждениях.

2). В течение последующих 6 месяцев 40 заинтересованных родителей занимались организационными вопросами: было найдено помещение – здание 1927 года, которое требовало ремонта, приглашены нужные педагоги. Многие функции – ремонт здания, присмотр за детьми осуществляли сами родители. В результате в «родительскую школу» были приняты 26 детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3). Создан совет родителей – организаторов, который на общем собрании решает все вопросы жизни школы. Обязательным условием для зачисления ребенка в такое учреждение является желание и согласие родителей участвовать в работе школы. В перерывах между советами родителей работает попечительский совет из представителей родительских групп, а также группа «Круг поддержки» (бабушки и дедушки детей, которые проводят с детьми игры, учат рукоделию, устраивают рождественские распродажи детских и родительских поделок, ищут спонсоров и оказывают другую помощь школе). Все родители работают в родительской школе бесплатно – ради блага своих детей. Существуют группы родителей по профессиям: педагоги, искусствоведы, строители и т.д. Но к работе в школе привлекаются только те родители, которые имеют лицензию на право заниматься данным видом деятельности.

4). Родительская школа и детский сад открыла свои двери для детей и начала работать по 7 классическим направлениям развития гармоничного человека (Н.Ф.С.Грундтвиг – основатель родительских школ): развитие тела, развитие музыкальных способностей, развитие творчества, развитие математических способностей, развитие спортивных умений, приобщение к истории и культуре.

В Центральной Шотландии с целью поддержки социально неблагополучных семей в г.Аллоа в 1987 году был открыт центр «Семья» при местном управлении по социальному обслуживанию населения. Основная деятельность центра заключалась в предоставлении услуг для детей младше пяти лет (группы типа семейного детского сада), а также их родителям. В рамках этого проекта, который всё ещё продолжается, Центром «Семья» предоставляются следующие услуги: дневные группы ухода за детьми, группа дневного пребывания для родителей и детей младшего возраста (дети занимаются в игровой группе, а родители в это время общаются друг с другом, получают консультации и др.), группы продлённого дня для дошкольников и школьников, дискуссионные терапевтические группы для родителей (группа для отцов, группа с предоставлением помощи психолога и социального педагога, группа матерей по изучению различных видов рукоделия, группы родителей, занимающихся решением проблем детского поведения). Центр предоставляет услуги как семьям в предкризисный период, во время кризиса и после него, так и оказывает любые услуги по требованию жителей микрорайона.

В Финляндии функционируют следующие виды семейных детских садов:

  • семейный детский сад полного дня (ребенок находится в учреждении 5-10 часов),
  • семейный детский сад неполного дня (ребенок находится в ДОУ менее пяти часов),
  • семейный детский сад с нерегулярным пребыванием детей (дети посещают ДОУ не ежедневно, а по определенным дням или в течение определенных недель месяца),
  • группы дневной заботы, которые ребенок посещает в то время, когда это необходимо семье, например, приходит в группу на 1-2 часа. Когда потребности семьи в группе дневной заботы исчезают, ребенок прекращает посещать ее.

Большой популярностью пользуются домашние детские сады типа « группы ухода в семьях». Домашняя хозяйка, пройдя подготовку на специальных курсах, заключает трудовой договор с муниципалитетом и организует уход за детьми, число которых не должно превышать четырех человек, вместе с её собственными. Являясь воспитателем на муниципальной должности, домашняя воспитательница получает квалифицированную помощь от других более опытных семейных воспитательниц и от заведующего обычного детского сада, который одновременно является руководителем воспитателей семейных детских садов Семейному воспитателю предоставляется такой же отпуск и другие связанные с трудовыми отношениями привилегии, как и у других работников муниципальной сферы. Размер заработной платы определяется в соответствии с условиями муниципального общего трудового и должностного договора. Занятие должности воспитателя семейного детского сада предполагает: либо наличие профессионального образования по специальности « воспитатель семейного детского сада», либо обязательство получить образование путём обучения на рабочем месте, либо другого педагогического или медицинского образования. Дети могут пребывать в доме (квартире) хозяйки-няни или по договоренности с родителями поочередно в каждой семье. Существуют муниципальные домашние группы и группы, создаваемые на основе частной договоренности родителей. Работу и тех и других контролируют муниципальные инструкторы дошкольного воспитания.

Финские семейные детские сады могут быть «языковыми». В подобных учреждениях воспитатель общается с детьми на их родном языке – шведском, английском или другом.

Также организуются так называемые «открытые детские сады» во дворах жилых домов, скверах, парках, куда родители могут привести своих детей на время прогулки (два часа до обеда или два часа после обеда). Такие площадки в микрорайонах оборудуются навесом от дождя, элементарным оборудованием (песочница, качели). Инвентарь и мелкие игрушки хранят в деревянных ларях. В такой группе до 20 человек детей. Воспитатель принимает всех желающих. Эти группы получили высокую оценку среди родителей и общественности. Цель такой группы – сократить изолированность семей, усилить контакты между детьми и взрослыми, совершенствовать педагогическое просвещение родителей.

Детские сады с открытым режимом работы существуют в Финляндии более 10 лет. В 90-ые годы их насчитывалось около десяти в разных районах страны. По проекту Управления по социальному обеспечению такой детский сад является местом контактов и встреч семей с детьми. Его задачей является налаживание кон­тактов между жителями микрорайона (и не только семей с детьми), активизация населения, информация об услугах в области социальной помощи, оказываемой муниципалите­том. Эти учреждения объединяют все формы передачи знаний родителям: официальную, неофициальную и неформальную. Консультации могут быть двусторонними и многосторон­ними, кроме того, родители находятся в постоянном контакте между собой и получают от такого общения дополнитель­ную помощь

В основу работы открытого семейного детского сада заложены следующие принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детски­ми садами, разъяснение ответственности родителей за вос­питание детей, воспитание чувства взаимного доверия. В работе с родителями педагоги-консультанты ставят следующие задачи: воспитание уважения к детству и родительству; формирование навыков наблюдения за ребенком и уме­ния делать правильные выводы из этих наблюдений; усвоение родителями уверенного и спокойного стиля вос­питания; воспитание привычки обращаться за помощью в воп­росах воспитания.

В Швеции существуют аналогичные виды семейных детских садов. Чаще всего семейный детский сад открывает супружеская пара (есть ограничение по количеству детей на одного взрослого). Она оформляет разрешение на такой детский сад. Как правило, в одной семейной группе воспитывается по 6-8 детей от года до 4-5 лет. Желающие родители отдают ребенка в такой садик и одновременно платят специальный налог. За счет налога оплачивается труд родителей, которые взяли на себя ответственность за воспитание не только своих, но и соседских детей. Существует специальное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с функционирование семейных детских садов.

В Швейцарии наряду с общественными детскими садами и частными дошкольными учреждениями существуют особые детские сады в малонаселенных горных областях, где дети фактически лишены возможности посещать обычные ДОУ. Так, в кантоне Берн небольшая группа дошкольников по определенным дням – обычно два раза в неделю – собирается в одном из домов родителей. Приезжающий воспитатель проводит с ними занятия по программе детского сада. В программу входят следующие пункты: музыка и ритмика, родной язык, основы математики, физические упражнения, наблюдения за природой, ручной труд и др. Таким образом, один воспитатель обслуживает довольно большую территорию. Обычно такие домашние группы собираются в одноэтажных коттеджах, имеющих небольшой участок для игр и прогулок или в 1-2 комнатах муниципального жилого дома.

В Израиле семейные детские сады («мишпахтоны») являются частными учреждениями. Запись в них начинается в мае. Такие детские сады находятся под контролем Отдела соцобеспечения муниципалитета и Министерства труда. Стоимость «мишпахтона» частично субсидируется новым репатриантам и родителям-одиночкам. Семейные детский сады предназначены для детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. Группы составляют около 5 человек. Запись в семейный детский сад производится в Отделе соцобеспечения. Родители приносят удостоверение личности, расчетные листы обоих родителей за текущий год, справку от работодателя о том, что они работают на полную ставку. Запись завершается в июне. В детском саду работают два воспитателя, предоставляется домашнее питание, страховка. Группы работают с 6.30-7.00 до 17-20 часов. В большинстве семейных детских садов имеется бассейн, кинозал, игротека. В одной группе находятся как ивритоязычные, так и иноязычные дети.

В Белоруссии семейные детские сады создаются в сельской местности. Они финансируются за счет местного бюджета и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН). Семейный воспитатель работает в деревне в своем доме, оборудованном специальной детской мебелью, игрушками и имеющем благоустроенную территорию. В оборудовании помещений помощь семье оказывают районные отделы образования и местные предприятия. Семейный воспитатель должен быть педагогом по образованию. Главный принцип отбора детей в группу – родственные связи. В группе может быть 5-9 детей. Они обеспечиваются 2-разовым питанием. Семейный детский сад работает 5 дней в неделю, в течение 7 часов в день. Подобная форма позволяет охватить дошкольным образованием тех детей, чьи родители не всегда оценивают важность личностного развития ребенка и подготовки малышей к школе.

В Казахстане также создаются семейные детские сады, которые пользуются особой популярностью у родителей детей 1-5 лет. Такие учреждения обычно содержит семейная пара в своей квартире, или его основатели снимают помещение, в котором оборудуют спальню и игровую комнату. Задача такого детского сада – присмотр и уход за малышами. Если детский сад посещают дети старше 5 лет, то в группу приглашают специалистов для проведения занятий с детьми. Оплата за такой детский сад достаточно высока, также часто наблюдаются проблемы, связанные с недостатками помещения и оборудования. В группе мало детей – 3-5 человек, может быть до 8 детей. Условия максимально приближены к домашним. Предлагается индивидуальный подход к организации питания (режим питания, меню). Персонал, как правило, проявляет максимум внимания и заботы к ребёнку. В семейный детских садах гибкий график работы, что удобно для родителей.

Заключение

Семейные дошкольные образовательные учреждения успешно функционируют во многих странах мира. В каждом государстве они имеют свою специфику, связанную с особенностями социокультурной среды, традициями, сложившимися взглядами на воспитание детей и на роль родителей в обеспечении своего ребенка качественными образовательными услугами. Вместе с тем, важная социальная миссия семейных дошкольных учреждений в современном обществе, гуманистические принципы, положенные в основу их работы, помогут обогатить отечественную систему дошкольного образования.

Библиография по теме «Семейные детские сады за рубежом» .

  1. Алексеева И., Алексеев В. Совсем другая жизнь: краткие заметки из жизни шведского детского сада // Эхо планеты. – 1989. — №19. – С.8-9.
  2. Гобель В. О некоторых моделях дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.- 1993.- №10.-С.72-73.
  3. Дементьева И. Детство в преобразующемся обществе: седьмая Европейская конференция по качеству дошкольной педагогики, г. Мюнхен // Педагогика. – 1998. — №2. – С.121-123.
  4. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность.- М., 2007.
  5. Кожин А. В краю «желтых ножей» (О дошкольном воспитании на северо-западе Канады) //Народное образование.- 1990.-№2.-С.124-125.
  6. Колесникова Н., Полякова Р. Воспитание по-домашнему: Детсад в квартире (г.Таллин) // Неделя. – 1987. — №10. – С.14-15.
  7. Колесникова Н. Швеция: кто отвечает за благополучие детей // Дошкольное воспитание. – 1991. №3. – с.101-102.
  8. Комарова Е. Маленькая большая семья: о домашних детских садах в ЧССР // Учительская газета. – 1987. – 10 декабря.
  9. Костина Н.С. Детство по-американски // Психолог в детском саду. – 1999. — №1. – С.3-17.
  10. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб., 2005.
  11. Курбатова Е. О дошкольном воспитании в Швейцарии//Дошкольное воспитание.-1987.-№7.-С.61-62.
  12. Макова Ю., Загик Л. Финляндия: проблема сотрудничества детского сада и семьи//Дошкольное воспитание.-1987.-№2.- С 59-60.
  13. Малькова З.А. Дети в американском обществе//Педагогика.- 1994.-№1.-С.101-106.
  14. Мейвогель Р. Дошкольное и детское воспитание в Европе//Обруч.-1998.-№5.- С.4-6.
  15. Миндлина Т.Я. Дошкольное воспитание во Франции. – М., 1984.
  16. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. – М., 2001.
  17. Педагогика народов мира. История и современность. Международный проект.- М., 2001.
  18. По страницам периодической печати. За рубежом//Дошкольное воспитание.-1994.- №10.-С.98-99.
  19. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. – М., 1998.
  20. Сорокунова Г.Д. Дошкольные учреждения в системе непрерывного образования США // Гуманизация образования.- 1994. — №1. – С.77-81.
  21. Сотрудничество России и Нидерландов в образовании: плоды и перспективы. – СПб., 1999.
  22. Степанова М. ФРГ. Материнские Центры //Дошкольное воспитание. – 1990.- №11.- С.71-72.
  23. Тартарашвили Т. Старт образования: какой он? О системе дошкольного воспитания в США // Народное образование. – 1992. — №11-12. – С.94-99.
  24. Точевска Б. Шведската образователна система // Предучилищно възпитание. – 2000. – Г.48. — №10. – С.14-15.
  25. ФРГ: работа до вечера или время для ребенка//Дошкольное воспитание. – 1991. — №2.-С.89-90.
  26. Фуряева Т.В. ФРГ. Об одной альтернативной модели дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1991.- №8.-С 79-83.
  27. Фуряева Т.В. ФРГ: теория и практика дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. — №10. – С 102-103.
  28. Фуряева Т.В. Теория и практика дошкольного воспитания в западно-европейских германоязычных странах: Автореф.дисс.д-ра пед.наук.- Челябинск, 1995.
  29. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М., 1993.
  30. ШкоркинаЛ.Г. Народное образование Дании.- М., 1999.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для