Занятие зима в доу средняя группа. в средней группе на тему « Зима». Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Конспект занятия в средней группе на тему «Зима»

Жанзакова Марина Нуржановна, воспитатель дошкольной группы,
МБОУ "Буранчинская ООШ"
Описание конспекта: Занятие проводится с детьми в средней группе, конспект может быть полезным для педагогов, воспитателей.
Тема : «Зима»
Цель: Учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами.
Задачи: Стимулировать детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом, при этом стимулировать ребенка на поддержание диалога.
Упражнять в пересказе текста своими словами, при этом соблюдая смысловой ход произведения.
Развивать навык составления описательного рассказа.
Закреплять навык детей подбирать прилагательные по смыслу.
Оборудование и материалы: Карточки с загадками, репродукция картины «Зима», рассматривание карточек – иллюстраций с изображением видом зимы, репродукция картины «Зимой», музыкальный ряд А.Вивальди «Времена года», «Зима».
Методы и Приемы:
Словесный:
-Вопросы к детям;
-рассказ воспитателя;
-использование художественного слова;
-составление рассказов по картине;
Наглядный:
-Демонстрация иллюстраций картин с зимними мотивами;
-рассматривание картин;
Практический:
-Использование технических средств обучения;
-прослушивание музыкальных произведения;
-Использование опыта детей;
-использование фантазии для составления рассказа по картине;
Организация детей:
Фронтальное занятие.
Словарная работа: Белоснежная сестричка, ажурные, невесомые, хрупкие, мохнатый, снежная, пушистая.
Ход работы: Воспитатель предлагает послушать стихотворение-вопрос.
-Снег на полях,
-Лед на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, а зима пришла после какого времени?
Дети: Зима приходит после осени.
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение о зиме
Белоснежная сестричка,
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет
А потом земле усталой
Колыбельную споет.
Воспитатель: Как автор в этом стихотворении называет зиму?
Дети: Белоснежная зима.
Воспитатель: Что значит - «Все укроет одеялом»?
Дети: это значит, укроет снегом.
Воспитатель: Ребята, какую колыбельную споет зима земле? О чем она будет петь?
Дети: Звуком ветра, вьюгой. Зима поет земле о скорой весне.
Воспитатель: Зимой вся земля укрыта снегом, как одеялом. На прогулке мы с вами рассматривали снег. Из чего состоит снег? Снежинки какие?
Дети: Снег состоит из замерзшей воды. Снежинки ажурные, красивые, невесомые, маленькие, хрупкие, белые прозрачные.
Воспитатель: Представьте себе, что вы снежинки. Подул ветер, и снежинки полетели.
(Включается музыкальное п произведение А.Вивальди «Времена года: Зима»
Дети произвольно кружатся)
Воспитатель: Ветер утих, снежинки сели на землю, и стало кругом белым – бело. Ой смотрите, снежинки на моей одежде. На вашей. Сдуйте их.
Дыхательное упражнение: Вдох носом и выдох ртом:
1)кратковременный;
2)долгий;
3)рот трубочкой;
Воспитатель: Я сейчас прочту вам стихотворение М. Познанская.
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег. Мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К вашему порожку»
Воспитатель: Ребята о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Как описывает автор снег?
Воспитатель: Мохнатый и пушистый.
Воспитатель : Что делали дети во дворе?
Дети: Дети расчищали двор от снега и льда лопатой.
Воспитатель : А что сказала мама?
Дети: (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Еще раз читает стихотворение, затем поэтапно разучивает его с детьми.
(затем воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Зимой»

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Дети: Зима.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Зима на картине какая?
Дети: Белая, снежная, холодная, белоснежная.
Воспитатель: цикл вопросов детям: Снег зимой какой?; Сугробы зимой какие?; Солнце зимой какое?; Кого еще изобразил на картине художник?; Зима веселое или грустное время года для детей?; Почему?; На переднем плане изображены дети, чем они заняты? ; какие еще зимние игры вы знаете?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: предлагает детям составить рассказ по картине, придерживаясь плана:
1)Сначала рассказать и зиме;
2)Затем дальний план – зимние развлечения детей;
Заслушиваются 3- 4 рассказа детей. Анализируются: что не сказано, не замечено рассказчиком
Воспитатель: Зимой холодно?
Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде?
Дети: Человек может замерзнуть.
Воспитатель предлагает детям согреться:
Мы замерзли с вами
И стучим зубами,
Хлопаем руками,
Топаем ногами.
Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами.
Воспитатель: ну вот мы и согрелись, а теперь скажите, знаете ли вы, что зима может быть грустной?; Для кого, и почему? Ответить на эти вопросы вы можете на следующем занятии.

Развивающие цели занятия:
Развивать умение внимательно слушать воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы.
Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
Устанавливать причинно-следственные связи, логически завершать предложения, поясняя причину события.
Развивать логические умения: доказательство, анализ, синтез.
Образовательные цели занятия:
Систематизировать знания детей о зимних явлениях.
Отвечать на вопросы в процессе беседы.
Развивать умение отгадывать загадки.
Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.
Воспитательные цели занятия:
Учиться внимательно, слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы).
Вызвать интерес к теме и настроить на предстоящее занятие.
Демонстрационный материал: облако, слайды на экране компьютера.
Раздаточный материал: карандаши, снежинки.

Организационный момент:

«Подари улыбку другу»

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

(на мониторе слайд с изображением зимнего пейзажа)

Ход занятия

Воспитатель: Пришел декабрь первый зимней месяц. Летят с неба легкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром.
(тихая спокойная музыка звучит, воспитатель читает стихотворение).

Она пришла такая снежная,
Укрылась белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится,
То ласкова всем очень нравится,
То злющая – да за нос кусается,
То пошлет непрошено,
То забросает всех порошею,
Она художница прилежная,
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая.

(на мониторе слайд с елями)
Воспитатель: Деревья и кустарники в лесу стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по – прежнему зелеными. Сквозь низкие, серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ноги длинные, смеркается рано. По ногам в декабре трещит мороз – строит ледяные мостики на реках, прудах и озерах. Не даром говорят: «Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь с мосточками».
Воспитатель: Как называют декабрь в народе? Почему?
Дети: «Хмурень», потому что хмурый, мало солнца.
Воспитатель: Что происходит с водой в реках и озерах?
Дети: замерзают.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки.
(дети отвечают на экране появляется правильный ответ).

1. Без рук, без глаз, а рисовать умеет? (мороз)

2. Белая скатерть всю землю одела? (снег)

3. Без досок, без топоров
Через речку мост готов. (лед)

4. Её всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретишь,
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье снежном. (ель)

(ребенок читает стихотворение «Снежинка»).

«Села мне на рукавицу
Легкая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку».

Воспитатель: Я предлагаю вам взять в руки снежинки и рассмотреть их.
(воспитатель с детьми берет снежинки и рассматривает их)
Воспитатель: Снежинки все разные не встретишь в природе двух одинаковых. Такими их сделала сама природа. Подул ветер и снежинки закружились в сказочном хороводе.

Физкульт минутка: Ветер и снежинки.

Мальчики дуют — ветер, девочки кружатся снежинки, а потом меняются местами.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.
Скажите снег, какой бывает?
Дети: белый, искристый, сверкающий.
В: А зима, какая бывает?
Дети: Снежная, холодная, морозная.
Воспитатель: Отгадайте ещё загадку.

«В холод белый и колючий,
В оттепель сырой, липучий.
Принесешь его домой –
Станет талую водой». (снег)

Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в игру «Зимние слова».

Вы должны хлопать в ладоши, если услышали слова связанные с зимой.
(снежинка, тепло, новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, дед мороз, листопад, снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.)
Воспитатель: Молодцы хорошо отвечали!
Воспитатель: Кружатся, летят белые, пушистые снежинки, покрывают поля и леса. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную подемку. Заметёт метель обычный кустик снегом, посмотришь на него, а это уже и не знакомый тебе с лета зеленый друг, а сказочное, волшебное существо, пришедшее из снежной зимней сказки. А появился он из множества обыкновенных снежинок, и падают они из снежного облака.
Воспитатель: Сейчас я вам покажу облако и предлагаю нарисовать на нём снежинки.
(На экране слайд с идущим снегом).
Воспитатель: Какое облако получилось? (снежное)

Снежинки медленно летят,
Крупные, тяжелые,
Я не узнала старый сад,
Когда пришла из школы.
Он стал, как сказочный ларец,
Весь белый и резной.
Как заколдованный дворец,
Царевны ледяной.

Воспитатель: Расскажите как люди, зимой берегут свое здоровье.
Дети: Тепло одеваются. Нужно есть витамины: свежие фрукты и овощи.
Необходимо закаляться. Нельзя есть снег и лед. Нужно чаще бывать на свежем воздухе и побольше двигаться.
Воспитатель: Верно. Дети вы назвали все, что надо и не надо делать зимой для сохранения своего здоровья
Воспитатель: А сейчас Влад прочитает стихотворение:

Снег идет, замерзла речка
Но не мерзну я ничуть
Мне сосульку у крылечка
Так и хочется лизнуть
Ах, сосулька,
Просто чудо
Только мама говорит:
«Заболеешь ты простудой
В рот сосульки не бери!».
И сосульки не сосу я-
мне не хочется болеть!
Поскорее в дом несу я
У огня скорей согреть.

Итог занятия:
О чем говорили на занятии?
Что узнали нового?
Что было интересно?
Я желаю вам много хороших зимних денечков и радостной встречи с Дедом Морозом.

Наталья Шикина
Конспект занятия в средней группе «Зимушка-зима»

Цель : Формировать умение детей называть признаки зимы.

Задачи :

1. Расширять и конкретизировать представление детей о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно) .

2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи, формировать умение образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.

3. Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в занятии .

Предварительная работа : рассматривание снежинок, иллюстраций о зиме. чтение Артюховой Н. "Белый лед", Е. Чарушин "Кто чем занят зимой ?", А. Фет "Чудная картина", А. Пушкин "Зимний вечер".

Развивающая среда : Иллюстрации зимних пейзажей, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Ход образовательной деятельности :

Ребята когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро?

А какой воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное.

Посмотрите, какой волшебный сундучок! Хотите узнать что там? (да)

Посмотрите что это? (снежинки)

А снежинки непростые, на них загадки :

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает?

Когда это бывает? (Зимой)

Что за звездочка такая,

На пальто и на платке-

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь - вода в руке? (Снежинка)

Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Кто-то к дому подходил

И нигде не наследил

Но забавные картины

Появились на окне :

Пьют медведи чай с малиной;

Едут зайцы на коне, Во дворе катали ком, Кто же он, что ночь не спал

И на окнах рисовал? (Мороз)

Шляпа старая на нем,

Нос приделали и вмиг.

Получился? (Снеговик)

Все загадки отгадали

Как Вы думаете, какое сейчас время года? (зима)

Как вы догадались?)снег идет, деревья голые, солнышко не греет.)

Что можно сказать о снеге? (белый, легкий, пушистый, воздушный.)

Какой бывает лед? (скользкий, холодный, твердый.)

Какой день зимой? (короткий)

Какая ночь? (длинная)

Зима - владычица трех месяцев. Как вы думаете каких? (декабрь, январь, февраль) .

Вспомните пожалуйста какие вы знаете пословицы о зимних месяцах?

"Декабрь год кончает, а зиму начинает "

"Январь - крыша зимы"

"В феврале два друга : мороз да вьюга"

"В феврале, в феврале много снега на дворе"

Природа зимой замирает, но жизнь в природе не останавливается! Снег пушистым покрывалом защищает землю от мороза. Очень красиво написал в своем стихотворении о зиме С. Есенин "Белая береза. "

Подвижная игра "Мы с тобой. "

Поиграем со снежками? -только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре,

мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий

Раз - подбросим,

Два - поймали,

Три - уроним,

Ой - сломали.

Как весело мы поиграли в снежки.

А какие птицы остались зимовать? И что надо делать, что бы птицы не погибли?

Чтобы подкармливать птиц, необходимо соблюдать некоторые правила :

Во время подкормки не сорить,

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте,

Кормить птиц нужно регулярно.

"Покормите птиц зимой"

Пусть со всех концов

К нам слетятся как домой

Стайки на крыльцо. "

И может быть мы спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям - они будут поедать вредных насекомых и продолжать охранять сады, парки, скверы и радовать нас своим пением.

Посмотрите на столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с Вами говорили. По каким признакам, вы решили, что здесь изображены зимние явления природы? (иней, метель, снегопад, гололед, мороз)

Что Вы можете рассказать о зиме? Какая она? (холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная)

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? (стали одевать теплую одежду)

Чем заняты люди в зимнее время ? (чистят снег, подкармливают птиц.)

Какие зимние виды спорта Вы знаете? (хоккей, фигурное катание.)

Ребята кто любит зиму ?

За что Вы любите зиму ? Свои высказывания начнем со слов :

Я люблю зиму , потому что.

Какая у нас получилась зима? Просто чудесное время года!

Пальчиковая игра "Мы во двор пошли гулять":

Раз, два, три, четыре, пять

(все пальчики под счет по очереди загибаются)

Мы во двор пришли гулять.

(«идем» указательным и средним пальчиками )

Бабу снежную лепили,

(лепим комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили,

(показываем всеми пальчиками, как «крошим» пальцами хлеб)

С горки мы потом катались,

(указательным пальцем правой руки ведем по ладошке левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладем ладошки на стол по очереди то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхиваем ладошки друг об друга)

Съели суп и спать легли.

(изобразили движения ложкой и положили руки под щеку)

Словесная игра с мячом :

Назови ласково :

Снег -снежок,

Мороз -морозец,

Ветер -ветерок,

Санки -саночки,

Лед -ледок,

Зима -зимушка

Гора -горка,

Холод -холодок.

Что сегодня Вы узнали нового? Вам нравится зима? А почему? Можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика. А что такое снежки? Хорошо зимой!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимушка-зима» Задачи: закрепить знание детей о зиме, зимних явлениях природы. Развивать.

Конспект НОД

Программное содержание:

Продолжать учить дошкольников составлять предложения с помощью символов; закрепить с детьми знания о зиме, о зимних явлениях в природе (снегопад, ветер, метель, мороз) , загадки о них, отвечать на вопросы полным предложением, обогащать лексический запас существительными, прилагательными, глаголами.

Развивать речь дошкольников, речевой аппарат, логическое мышление, воображение, память, познавательный интерес.

Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

Предварительная работа: беседа о зиме, ее признаках, чтение стихов, загадок, примет о зиме, наблюдения на прогулке за погодой.

Оборудование: декорации для зимней поляны, загадки про зимние явления , ведерки со льдом и снегом, карточки зимней одежды, три бумажные снежинки, листы белого цвета, свеча, краска голубого цвета, влажные салфетки, клеенка, аудиоаппаратура.

Ход занятия в средней группе детского сада

1. Вступительная часть

Воспитатель. - Дети, посмотрите, пока мы с вами на несколько минут покинули группу, здесь что-то чрезвычайное произошло. И группа какая-то сказочная, а сколько гостей к нам пожаловало! Гостям мы всегда рады, поэтому давайте поздороваемся.

А теперь с хорошим настроением возвращаемся в нашу сказочную группу и остановимся вот здесь на поляне. И чтобы узнать кто такую красоту сделал, отгадайте загадку:

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?....(зима)

2. Основная часть:

Да, здесь погостила зима, засыпала все беленьким, пушистым снежком. А что это за тропинка?

Взгляните, зима оставила нам два ведерка давайте посмотрим, что в них! (Лед и снег)

Исследовательская деятельность

Возьмите понемножку снега в руки и сожмите его. Скажите снег какой? Он прозрачный или нет? Можно снег брать в рот?

Возьмите лед в руки и скажите, он какой? Посмотрим, он прозрачный или нет. Я возьму бумагу красного цвета и положу ее сзади льда. Что вы заметили?

Какой вывод можно сделать? Почему ваши ручки стали мокрыми? Из чего образуется лед?

Приседайте на снежные палатки, так как они тепленькие потому что сказочные, и поговорим о зиме.

Скажите, вам нравится время года зима?

А за что вы ее любите? Расскажите?

Игра «За что я люблю зиму»

(Составление предложения из собственного опыта)

Действительно, как можно ее не любить когда она приносит нам много праздников и волшебную сказку.

Какие праздники нам приносит зима?

Упражнение «Что-то здесь не так»

Ошибки бывают разные:

И маленькие и очень большие

Чтобы в жизни их не делать

Будем сейчас их ловить.

Приготовьте ладошки и слушайте внимательно:

1. Зимой в поле все цветет

И васильки и рожь.

2. Греет солнце золотое -

Ласково и приветливо.

3. Морозец щиплет щечки

Зовет детишек к речке

Чтобы купаться и нырять

И под солнцем загорать.

Дети, услышали ли вы ошибку в стишке?

Зима, она какая?

Вспомните, какие стихи о зиме вы знаете?

Упражнение «Три снежинки»

Дети, посмотрите, что это за сундук, что же в нем? А почему именно три снежинки? Подумайте? Давайте вспомним, как они называются?

1. Из трёх зимних братьев,

Он первым явился.

Морозом и снегом,

2. Начинает календарь

Месяц с именем (Январь)

3. После братца Января

Служить очередь моя.

Помогают мне подруги:

Снежная метель и вьюги. (февраль)

А еще зима к нам приходит не сама, а со своими помощниками.

Что это за помощники?

Игра «Отгадай»

(Загадки для детей на зимнюю тематику )


Тянет шапку дед на уши,

Баба одела шубу,

Здесь у нас один прогноз.

Есть на улице...(Мороз)

Давайте повторим дети, кто помощники у зимы. Без них зима - не зима.

Упражнение «Что лишнее»

Скажите, дети, а какие вещи мы надеваем зимой, когда идем на улицу гулять?

Посмотрите и скажите, какая вещь в каждом ряду лишняя.

Физкультминутка

Мы добросовестно работали

Долго не отдыхали

На зарядке, дорогие дети,

Надо хорошо отдохнуть

Руки - вверх, руки - вниз,

И легонечко прогнись.

Вправо, влево покрутись

И на месте остановись

А теперь присели, встали

Все, отдыхать уже устали.

Игра «Доскажи словечко!»

Лепить из снега... (снеговика)

Кататься с горки на... (санях)

На катке катаются на …(коньках)

Съехать на санках с... (горки)

По лыжне катаются на... (лыжах)

Зимой строить крепость из... (снега)

Мороз рисует узор на... (окне)

Положить птицам зерна в... (кормушку)

Нетрадиционное рисование «Подарок зиме»

Припоминание техники безопасности с художественными принадлежностями. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь при необходимости.

Молодцы! Вы хорошо поработали! Зима будет очень рада нашим подаркам.

3. Заключительная часть

Воспитатель. Дети, молодцы вы очень хорошо сегодня работали на занятии. Все про зиму вспомнили. К сожалению, зиме пора с нами прощаться, потому что завтра на ее место придет другая гостья.

Какая?

А понравилось ли вам занятие?

Что больше всего?

Возникали ли трудности?

Тема занятия : Где зимуют снежные бабы?

Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Дифференцировать состояния воды и уметь зарисовывать эти состояния. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.

Материал: магнитная доска. Символы состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Карандаши, бумага, настольная лампа, электроплита. Часы «Времена года». Лоток со снегом.

Ход занятия

Воспитатель предлагает посмотреть в окно и задает детям загадку:

Заготовила хозяйка

Для природы много краски:

Полю -лучшие белила,

Зорям - алые чернила,

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые.

Целый день она кует

На реке холодный лед!

Кто эта хозяйка? (зима)

Где должна стоять стрелка на наших часах «Времена года»? (стрелка должна стоять на синей части часов)

Назовите самые главные приметы зимы (идет снег, деревья без листочков, люди надели теплые вещи, многие птицы улетели в теплые края, медведь с ежиком спят и т.д.)

Воспитатель предлагает послушать стихотворение. По ходу чтения выставляет на магнитной доске символы состояния воды: жидкое, твердое, газообразное.

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода.

Ты ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду -

Будешь мокрым ты до нитки.

Летом лед бывает жидким.

Вот такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Ты подумай и ответь:

Жидкость - речка или твердь?

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом.

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

Жидкость - речка или газ?

Ты ответь нам тот же час.

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки вода,

Ты запомни навсегда!

А. Туктаров

Воспитатель предлагает детям проверить слова поэта и доказать, что состояние воды может меняться.

Проводится опытническая работа «Каким бывает снег?»

Цель : Определить свойства снега: сыпучий, холодный, тает, лепится, превращается в воду.

Материалы: лоток со снегом, настольная лампа, электроплита.

Воспитатель вносит лоток со снегом. Снег должен быть сыпучим (можно использовать снег со стенок холодильной камеры)

Если я подую на снег, что происходит? (начинают летать снежинки)

Сколько летает снежинок? (много)

Что можно сказать о таком снеге, какой он? (сыпучий)

Ребята, подойдите и потрогайте снег, какой он? (холодный, белый, сверкающий, скрипучий и т.д.)

Я попробую сейчас слепить из этого снега снежок. Почему у меня не получился снежок? (потому что снег очень холодный, он рассыпается)

Наши снежинки не соприкасаются друг с другом. Летают каждая отдельно. Возьмите карандаши и нарисуйте, как летают снежинки.

Олег, ты нарисовал снег какой? (сыпучий)

А теперь я подержу снег в руках. Мои руки какие? (теплые)

Что происходит со снегом в моих руках? (снег нагревается)

Аня, возьми этот снег и попробуй слепить снежок.

Получилось или нет? (получилось слепить снежок)

Какой нужен снег, чтобы слепить снежок? (не совсем холодный, слегка растаявший)

Попробуйте подуть на него. Полетели снежинки? (нет, не полетели)

Попробуйте разломить снежок. Можно его разломить? (можно разломить снежок, но трудно)

Если посмотреть на получившийся снежок, что можно сказать о снежинках, как они ведут себя? (можно сказать, что они взялись все за ручки)

Возьмите карандаши и зарисуйте, как снежинки держатся за ручки.

Скажите, что будет нагревать сильнее снег - руки человека или настольная лампа? (ответы, детей обсуждаются)

Давайте проверим это. Воспитатель включает настольную лампу и ставит под ее лучи решетку со снегом на лоток, (снега должно быть мало, чтобы таяние не занимало много времени)

Что происходит с нашими снежинками? (они тают)

Во что превращаются наши снежинки? (в капельки воды)

Почему капельки не остались на решетке? (потому что вода течет. Вода стекает в дырочки на решете.)

Воду можно разломить? (нет)

Потрогайте воду, какая она? (теплая)

Если посмотреть на воду, что можно сказать о снежинках- капельках, как они держатся между собой? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что снежинки-капельки держатся очень близко друг к другу)

Возьмите карандаши и нарисуйте, как держатся капельки воды.

Скажите, что будет нагревать сильнее снег - настольная лампа или электрическая печка? (ответы детей обсуждаются)

Давайте проверим. Возьмем снег и поставим на электроплиту.

Что происходит со снежинками? (снежинки тают и превращаются в капельки воды)

А теперь что происходит с водой? (вода начинает пускать пузыри и над водой появляется пар, вода закипела).

Если вода закипела, то что мы можем сказать, кто сильнее нагрел снег: настольная лампа или электрическая печка? (электрическая печка)

В этот момент над лотком поместить кусочек ваты.

Давайте представим, что это тучка. Потрогайте нашу тучку, какая она? (сухая, теплая, легкая)

Куда поднимается пар от кипящей воды, в которой растаяли снежинки? (пар от воды поднимается в тучку)

Куда могла деться вода? (ответы детей обсуждаются)

Потрогайте нашу тучку, какая она? (мокрая, тяжелая)

Как вы думаете, что произошло с водой? (вода превратилась в пар, пар поднялся в тучку и превратился в воду)

Итак, наши снежинки сначала превратились в... (капельки воды). Капельки воды мы нагрели, и они превратились в пар. Пар поднялся в тучку и превратился в...(воду)

А если мы эту воду поставим в холодильник, что произойдет с водой? (она замерзнет)

- Послушайте, какая беда случилась со снеговиком:

Что случилось? Что такое?

Небо снова голубое,

Ходят в небе облака,

Солнце сушит им бока.

Горько плачет снеговик: -

К лужам с детства

Не привык!

Где ты, Дедушка Мороз?

Хоть немножко

Подморозь!

Может быть, ты болен?

Мною недоволен?

Как вы думаете, где может быть Дед Мороз? (ответы детей обсуждаются)

Отвечает тихо вьюга: -

Дед не болен, не сердит

Просто он в гостях

У друга...

В холодильнике сидит!

Г. Лагздынь

Где могут жить снежные бабы? (в холодильнике или там, где очень холодно)

Прав ли был поэт, когда сказал вот такие слова?

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки... Что? (вода)

О волшебнице воде мы с вами узнаем еще очень много интересного.