Беспорядок в детской. Избегайте мебели, которую ребенок захочет использовать как спортивный снаряд

Безусловно, это не означает, что комната ребенка должна напоминать подобие стерильной операционной, в ней периодически может возникать творческий хаос, в особенности тогда, когда малыш занимается рисованием, лепкой, собирает пазлы, конструктор и пр. Но чтобы был порядок в детских вещах, каждый предмет должен "знать" свое персональное место.

Систематизация детских вещей - важнейший шаг на пути к полному порядку в детской комнате и необходимое (но не достаточное!) условие для того, чтобы ребенок мог по собственной инициативе и самостоятельно убираться в своей комнате, и следить за порядком в своих вещах.

Зачастую кажется, что навести порядок в детской комнате как в гостиной или родительской спальне невозможно из-за слишком маленькой площади помещения. Многие считают, что причина беспорядка кроется в неудобстве и малом количестве мест для хранения. Но основной проблемой является излишнее количество вещей и отсутствие системы в их хранении.

Вы сможете создать свою систему хранения для всех категорий детских вещей, чем окажете неоценимую помощь своему ребенку и себе, если вы пока, в силу возраста крохи, являетесь активной участницей процесса наведения порядка в детской.

Как навести полный порядок в детских игрушках

Самое главное правило, которое стоит запомнить и использовать в детской (да и в других комнатах), - у каждой вещи, у каждой игрушки, книжки, которая есть у вашего ребенка, должно быть свое место. Это очень важное правило, но еще важнее вот что: это место должно быть удобным для всех, кто пользуется данной вещью. Например, если вы определили для игрушек высокую полку, вы до нее достаете, а ребенок нет, то этот вариант не подходит. Если вы расставили игрушки ровными рядами, но на полке этих рядов два, а то и три, то не стоит ожидать, что ребенок будет интересоваться игрушками со «второй линии». Если же он увидит у стены свои любимые игры, то, конечно, достанет их, а вот убирать на место «первый ряд» придется уже вам.

Располагая игрушки на полках, в ящиках и на стеллажах, прежде всего думайте о том, чтобы место, которое вы определили для конкретной игрушки, было доступно ребенку, тогда вам будет проще договориться с крохой, чтобы игрушка всегда возвращалась на свое место.

Посмотрите на фото – порядок в детской вполне можно наводить вместе с ребенком:

Ваш малыш старше 2-х лет? В этом случае постарайтесь привлечь его к раскладыванию игрушек на полках, а если это не удается сделать, просто понаблюдайте за ребенком и его играми - возможно, вам удастся проследить, откуда ему удобнее брать те или иные игрушки и где он их оставляет после игры. Иногда вместо выматывающих и безрезультативных попыток приучить ребенка класть какую-то игрушку на место бывает проще перенести это «место» туда, где это будет удобно для малыша.

Полезно научить ребенка убирать игрушки на место сразу после игры, а для игры брать 1-2 игрушки. В этом случае ребенку проще сосредоточиться на процессе игры и в полной мере проявить свою фантазию.

Как навести порядок в детских игрушках, книгах и систематизировать те, которые должны остаться в детской? Первым делом распределите все игрушки и книги по возрастному принципу: то, что ваши дети в ближайшие полгода-год не будут использовать по назначению, играть и читать, убираем на антресоли, на балконы, отдаем знакомым временно, то есть любым способом убираем эти вещи из комнаты или хотя бы из поля зрения.

Оставшиеся игрушки попробуйте рассортировать по типам игр, в которых они используются. Например, игрушки для строительства и конструирования, игрушки для ролевых игр и инсценировок, игрушки и материалы для творчества и т.д. В процессе того как упорядочить игрушки в детской, оставьте два-три варианта каждого типа, которые вы выделите среди всех имеющихся в наличии игрушек в зависимости от возраста ребенка и от того, во что он любит играть. Все остальное уберите и используйте для организации «круговорота игрушек» (меняем получившиеся комплекты игрушек один раз в 1-2 недели по мере угасания интереса ребенка).

Ещё одна практичная идея по наведению порядка в детской - распределение типов игрушек по направлениям развития. Например, вы можете выделить следующие направления: творчество, музыкальное развитие, развитие речи, логики и математических способностей, мелкой моторики, физическое развитие и т.д. Попробовав распределить игрушки по этим направлениям развития, вы сразу увидите, каких типов игрушек у вас слишком много, а каких, возможно, недостаточно.

Если вы начнете наводить порядок в детских игрушках, систематизируя их по направлениям развития или по типам, вы можете распределить их так же и на полках, в ящиках и других местах для хранения, выделив каждому типу или направлению свою , контейнер, корзину. Однако это необязательно.

Как навести порядок в детских вещах: систематизация в комоде и шкафу

Как правило, детская одежда и обувь также хранятся в детской комнате и для многих являются не меньшим источником головной боли, чем все прибывающие игрушки и детские книги. Как навести порядок в детских вещах (одежде, обуви, аксессуарах и т. д.)?

Для начала необходимо систематизировать одежду и обувь по возрастному принципу. Избавьтесь от вещей, которые малы или велики ребенку. Относительно одежды и обуви также справедливы и другие критерии «расхламления», так что вы смело, можете избавляться от вещей, которые неудобны, не нравятся вам или ребенку, а, например, были подарены вам родными или знакомыми.

Как видно на фото, порядок в детской комнате поможет поддерживать хранение одежды по принципу комплектов:

Посмотрите, что с чем сочетается, что с чем можно носить. Например, кофта теплая и то, что под нее надевается, сочетание верха и низа и т.д. Подбор таких комплектов существенно упростит сборы на прогулку или в гости. Такие комплекты можно подготовить для разных ситуаций: например, для похода в бассейн или в поликлинику лучше, чтобы одежда легко снималась и одевалась; для прогулок в холодное время года стоит подобрать многослойные комплекты одежды и т.д.

Если такой принцип вам не подходит, можно раскладывать одежду по типам: футболки с футболками, брюки с брюками и т.д. Чтобы ребенку было легче одеваться, можно сделать карточки с последовательностью одевания: плавки-майка-носочки-брюки-кофточка. Через некоторое время ребенок запомнит, что за чем надевается, и такие подсказки будут уже не нужны. Если ваш ребенок ходит в детский сад, можно разделить шкаф или комод на две части - «для дома» и «для садика». Для большей наглядности можно приклеить наклейки или рисунки, тогда ребенок сам сможет выбрать тот комплект одежды, в котором захочет пойти в сад, и вам не придется уговаривать его не надевать домашний костюм или халат. Он просто не увидит эти вещи, ведь порядок в детском комоде будет организован таким образом, что домашние вещи спокойно хранятся в другой половине или отдельном ящике.

Как поступить с все прибывающим количеством одежды у ребенка? Здесь поможет сила воли: установите количество одежды, которое необходимо ребенку, и не выходите за эти рамки. Можно составить список типов одежды, которую носит ваш ребенок, и напротив поставить оптимальное количество, например: футболки - 5 штук, спортивные брюки - 3 пары, джинсы - 3 пары, кофточки с длинным рукавом - 5 штук, и т.д. Здесь, конечно, нужно отталкиваться от ваших индивидуальных предпочтений, от опрятности вашего ребенка и от того, насколько часто вы готовы и имеете возможность стирать.

Как быть, когда вам все же хочется чего-то новенького? Все просто, вы сами - кузнецы порядка в детской! Купите понравившуюся вам вещь, а одну вещь из детского гардероба уберите до лучших времен - для следующего ребенка - или кому-нибудь отдайте.

В процессе того, как навести порядок в детской, важно научиться рационально использовать пространство шкафов, места хранения одежды и обуви и убирать высоко то, чем ребенок не пользуется в данный момент. Прежде всего, это касается сезонной одежды и обуви. Здесь все зависит от того, в каком климате вы живете, то есть, как часто у вас происходит смена сезонного гардероба. Исходя из своего климата установите определенные дни, когда вы занимаетесь сменой сезонного детского гардероба.

Еще один принцип, который стоит использовать при систематизации вещей, - хранить вещи там, где вы их используете. Например, зимой мы надеваем много одежды на ребенка. Так, брюки может быть удобно, надевать в комнате, поэтому там их и стоит хранить. А куртку ребенок надевает в последнюю очередь, уже в коридоре, поэтому и храниться она должна в коридоре. На первый взгляд это кажется мелочью, но на самом деле это очень удобно и экономит ваше драгоценное время. Только опытным путем устанавливаются подобные правила систематизации детских вещей. Если у вас таких правил пока нет, просто понаблюдайте за собой и определите, какие лишние действия вам приходится совершать в течение дня. После этого вы сможете найти подходящее решение.

БЕСПОРЯДОК В ДЕТСКОЙ «Это не срач и не бедлам, а творческий беспорядок!!!» – кричит моя старшая дочь, рассерженно хлопая дверью у меня за спиной. Я, в свою очередь, рассерженно хочу вернуться, и покричать еще немного по поводу бардака, неряшливости и возможного нашествия тараканов, которые потом заполонят весь дом. Но я просто ухожу убираться в «остальной квартире», уговаривая себя, что крики мне так ни разу и не помогли, а как-то раз чуть даже не довели дочь до демонстративного ухода из дома. Знакомая ситуация? Думаю, знакомая до боли всем мамам подростков и «почти подростков», а мне знакомая и подавно – я узнаю себя с восьми до пятнадцати…. Я ловлю себя на этом сравнении и мне становится не по себе, я успокаиваюсь и начинаю думать о том, как же быть дальше и так сосуществовать с этим стихийным бедствием детского беспорядка, чтобы все были целы и хотя бы более или менее довольны. Первое и самое главное: я – жуткая перфекционистка во всем, что касается нахождения всех предметов в доме «на своих местах» – такой не родилась. Я как-то сама по себе стала любительницей порядка. Поэтому, возможно, и ребенок ваш тоже рано или поздно организует свой хаотический бардак в бардак удобоваримый. Так что придумайте себе мантру на этот счет и сохраняйте спокойствие. В крайнем случае, когда мантра не помогает не замечать беспорядок, устроенный детьми, и я «дохожу до ручки», то думаю о том, что вот этот срач всего-то еще лет на 10 – 15, а потом дите съедет… и еще лет 50 будет свинячить в другом месте. А вы будете сидеть в своем идеальном порядке и вспоминать, как же было с дитем хорошо, и как сейчас скучно. Так что радуйтесь ребенку сейчас и старайтесь не биться в конвульсиях по поводу беспорядка. Второе: бедлам не вечен и по другой причине – я вспоминаю себя после пятнадцати лет, когда ко мне пришло какое-то более взрослое понимание чистоты – просто будьте примером рациональной уборки и верьте, что ребенок рано или поздно его переймет, а если не верится, то все равно будьте примером, потому что если еще и вы убирать не будете, то тараканов точно долго ждать не придется. Для «не нагнетания» и сохранения мира в семье: не лезьте часто и навязчиво. Если у ребенка есть отдельная комната – не лезьте, вы же зачем-то выделили человеку личное пространство? Так пусть живет так, чтобы ему в этом пространстве было комфортно и безопасно. Если у детей одно пространство, одна комната на двоих – разграничьте зоны. При помощи мебели можно просто поделить комнату, а если площадь и возможности не позволяют, то просто каждый убирает свое, а «общий пол» – по очереди. Разграничение тем более необходимо, если один – адепт чистоты и порядка, другой же склонен к «творческой разбросанности». С местами общего пользования сложнее: хотите помощи- требуйте уборки в общих местах, но не немедленно – “убрать прямо сейчас” – это обычно бесит. Пусть назовет срок, а назвал – будь добр убери, тебя за язык никто не тянул. Для поддержания хоть какого-то порядка в доме назначьте правила, и пусть они станут ритуалом. Например, “день чистоты” в своем пространстве и регулирование чистоты в общих местах. Вот это должно соблюдаться. И тут у нас действует правило: «сделал дело – гуляй смело». Назначьте определенный “день чистоты”, когда ребенок убирает свое пространство. Выберите день посвободнее, когда кружков и секций поменьше. Мы выбрали среду. Пару недель все ворчали, не успевали, пытались перенести на другой день. А потом привыкли. Быстренько пыль-пол и готово. И еще целых полсреды остается на всякие интересные дела. В обязанности “дня чистоты” у Саши (8 лет): пыль и мытье пола, у Марка (6 лет) – такие же с маминой помощью в части пола. Чтобы как-то мотивировать, нужны бонусы. В качестве бонусов и приятностей: Марку – календарь чистоты с наклейками за каждую уборку, Саше – уборка под музыку и маленький бонусик. Ну и главное, конечно, хвалить. Много и громко. И еще при ребенке папе рассказать, погордиться помощником. И бабушке невзначай в телефонном разговоре хвастануть. Даже угрюмые подростки, услышав краем уха, оценят себя, молодца такого, и уже в следующий раз не в такую уж тягость уборка будет. Когда дети были поменьше (3-5 лет), мы играли в «Фею чистоты». Мама говорила о том, что вот надо бы убрать игрушки и просила детей их убрать. Если не хотят – не надо. А если убирали, я выходила из комнаты, потом возвращалась и ахала – охала, вовсю изумляясь чистоте и порядку, и не верила, что это дети убрали. “Наверное, прилетала волшебная Фея чистоты?”. Довольные дети вопили, что это они сами. А в следующий раз уже сами выталкивали меня из комнаты на время уборки, а потом звали. Очень уж им нравилось мое изумление и очень им хотелось побыть Феей чистоты. Но тут надо играть натурально, а то весь эффект и удовольствие пропадут. Каждый, зная своего ребенка, может придумать что-то свое. Главное, фантазию проявить, а малыши любую игру подхватят. Пусть даже и игру в чистоту. Теперь о нужном и необходимом расхламлении. У детей в принципе такого термина не существует, потому что у них ВСЕ НАДО. Все вещи прекрасны и нужны. Моих можно уговорить только отдать кому-то, у кого нет. И то, честно говоря, с трудом. А про игрушки тем более, они в 6 и 8 лет готовы расстаться только с погремушками и резиновыми прорезывателями, и то Саша иногда говорит, что это ее кукле нужно, и вот эту пустышку не надо отдавать племяннице, кукле нужнее. Поэтому расхламляю я их очень аккуратно, осторожно, и только в их отсутствие. Выкидываю поломанное (но не самое ценное) и отправляю “в отстойник” то, что уже прямо совсем не нужно. “Отстойник” – это дальний невидимый угол, где вещи лежат недели две – три. И если про них не вспомнили, то их можно отдать или выкинуть, в зависимости от их состояния. Иногда бывают казусы, конечно, но редко. С подростками такое, конечно, не пройдет. Но у них хотя бы мусорку освежить – и то уже хорошо. Кстати, мусорка в детской комнате – чуть ли не самая нужная вещь. Я теперь засохшие огрызки яблок уже не нахожу в столе или укромном уголке. Теперь они, как и рваные бумажки, какие-то поломанные линейки и засохший пластилин, красуются в мусорке! В деле детского расхламления и беспорядка есть еще один важный пункт: бабушки – дедушки и ненужные подарки. Раньше – просто отдавала кому-то или передаривала, не показывая ребенку, а сейчас прямо в законодательном порядке прошу огромные мягкие игрушки и всякую дребедень не дарить. Вот тут-то с подростками проще – им бабушки обычно дарят деньги, которые, естественно, не валяются потом где попало. Конечно же, принципы и критерии чистоты и порядка у всех разные: кто-то педантично кладет пульт от телевизора всегда на одно и то же место, а кто-то считает, что “лежачая” пыль никому не мешает и не вредит. В любом случае, главное, это постараться все-таки уяснить, что самое важное – это не стерильная чистота, а “погода в доме”, ради которой можно иногда пожертвовать и порядком.

Растет ребенок, а вместе с ним - его игрушечное царство. Сначала оно помещается в небольшой корзине, но постепенно увеличивается, и тогда к концу дня в комнате творится хаос. Пора приучать кроху к порядку. Начинать лучше как можно раньше, идеально - с года: дети в этом возрасте уже самостоятельно передвигаются, им все интересно, в том числе подражать взрослым.

Первое, что стоит сделать родителям - спрятать часть игрушек, оставив те, с которыми действительно играет малыш. Излишнее многообразие не идет на пользу, рассеивая внимание и мешая концентрироваться на одном игровом задании. Чем меньше ненужных предметов в поле зрения, тем более долгой и интересной станет игра. Затем взрослым необходимо проанализировать собственное поведение: насколько они аккуратны с вещами? Обучение на личном примере - самый ненавязчивый способ добиться желаемого от сына и дочки.

Важно заинтересовать карапуза процессом приборки - расставляя все по местам, можно петь песни, восторгаться: «Красиво, когда машинки стоят на полке в ряд!», «Как весело в кукольном домике, ведь куклы все дома!», спрашивать у ребенка совета: «Как ты думаешь, в какой коробке зайкам уютнее?». Как правило, после такого хозяин игрушек с удовольствием присоединяется к уборке.

Чтобы не превращать собирание плюшевых друзей в рутинную обязанность, преподнесите ее в игровой форме, например:

  • 1) «Давай собирать грибы (желуди, яблоки и так далее)?». Представьте, что на полу не кубики или автомобили, а грибы. Вы - в лесу, задача - найти их и сложить в корзину.
  • 2) «Мишки (пупсы и прочее) хотят спать, Давай их уложим?». Укладывайте зверушек в кроватки, целуйте, желайте добрых снов.
  • 3) «Смотри, медвежонок собирает игрушки сам!». Возьмите в руки медвежонка и его лапками складывайте все, что разбросано.
  • 4) «А давай наперегонки! Кто быстрее все приберет?».
Обычно ребятам интересны такие задания. Первые несколько раз поучаствуйте в обыгрываемых ситуациях вместе с крохой, а в дальнейшем просто предлагайте подобные инсценировки - и он справится самостоятельно.

Кроме того, чтобы малыш без капризов завершил игру, объявите ему заранее о приближающемся финале, например, напомните о скором отходе ко сну. Помогает при этом и метод «подгонялок»: подгоняйте сына (дочку) интересным ему событием: «Ой, папа ванночку набрал, скорее, давай убирать, пока водичка не остыла, бежим купаться!», «Ой, на часах много времени - магазин закрывается, мы не успеем купить булочки, ну-ка приберемся и побежали за вкусненьким!». Хорошо действует и метод «10-15 минут»: после отказа прибраться позволяем карапузу доиграть, пусть время отхода ко сну сдвинется, но зато пройдет спокойнее. Через 10-15 минут напоминаем, что пора спать, предлагаем уложить кукол (загнать грузовики в гараж), подключаемся к игре и вместе укладываем «игрушечных деток».

Существуют и радикальные приемы, подходящие для ребят постарше:

1) Не боремся с детским упрямством и позволяем оставить игрушки разбросанными, пусть ребенок поймет последствия беспорядка: споткнется о кубики и упадет, на машинку случайно кто-нибудь наступит и сломает, мячик запрячет под диван кошка. После такого дети чаще всего понимают необходимость порядка в комнате.

2) Раскиданные предметы ночью прячем, а утром объявляем, что они обиделись на хозяина и ушли, но вернутся, если тот перестанет их обижать и будет поддерживать в комнате уют.

Приучение к аккуратности - дело не сложное . Главное - это стараться не давить на детей, действовать где-то хитростью, где-то логикой, набравшись терпения, понимания, и с большой любовью.