Новосибирск и Новосибирская область: свежие новости, объективный анализ, актуальные комментарии. Использование методов убеждения в семейном воспитании Рисунок на тему ремень не метод воспитания


По мнению 8% россиян, ремень является необходимым способом воспитания детей, а 58% наших соотечественников считают оправданным физическое воздействие в целях воспитания только в исключительных случаях. Интересно, что такого мнения единодушно придерживаются как имеющие, так и не имеющие детей жители РФ. А вот среди мужчин категорических сторонников рукоприкладства значительно больше: о том, что ремень является «необходимым методом воспитания», заявили 11% мужчин и только 5% женщин.
Около трети (34%) россиян считают физическое наказание детей в принципе недопустимым.

Общий объём выборки: 1800 респондентов.

Заказчик: радиостанция "Милицейская волна".

Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Как Вы считаете, допустимы методы физического воздействия (шлепок, подзатыльник, ремень) как способ воспитания детей?

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Комментарии респондентов:

Да, это необходимый метод воспитания

«Так меня воспитывали мои родители. Получилось совсем неплохо».

«Не думаю, что найдется много родителей, которые ни разу не наказывали своих детей. Я не говорю, что нужно лупить до потери пульса, но в некоторых случаях необходимо проявить жесткость. Если вопреки внушениям засовывает в розетку гвоздик или лезет под колеса отъезжающей машины, получит по попе».

«Ребенок должен понимать, что за проступок будет наказание, а не просто разговоры - физическое наказание должно быть скорее обидным, чем больным».

Только в исключительных случаях

«Мой ребенок - настоящий дьяволенок, и это даже не из-за поблажек в воспитании, просто гены. Иногда хороший шлепок - единственный способ воздействия».

«Наши дети стали настолько болезненно восприимчивы, поэтому прежде всего нужно действовать уговорами и убеждениями, но именно в исключительных случаях «один удар заменяет 100 часов политработы».

«Теоретически я противник физических наказаний, но практически… бывает, нервы не выдерживают. Могу сказать, как мать двоих детей, что каждый ребенок рождается уже со своим характером и сам подсказывает, какие методы для его воспитания лучше подходят. Старший сын с рождения на крик, шлепки, наказания отвечает ещё большими капризами, протестами, обидами, ещё более плохим поведением. С тех пор как он стал хорошо понимать человеческую речь, самым основным методом воздействием на него стали убеждения, разъяснения, уговоры. А младшего иногда ничем, кроме шлепка, не остановишь…»

«Это не метод! К сожалению, словами не всегда получается. А уж если нервы сдают... посему, в ход идут "непопулярные" меры».

Нет, считаю телесное наказание в принципе недопустимым

«Я с детства битая, много: и больно, и не больно, по-всякому. Особенно в школьный период. Мама требовала от меня очень многого. Это не помогает взаимопониманию. Ожесточает. Это ужасно. Это ничего не дает. Я не стала от этого лучше, не стала хуже. Когда родился мой младший брат, ему тоже доставалось - и от мамы, и от меня. Мне так жаль, что я была агрессивна и нетерпима. Просто у меня перед глазами не было другой модели поведения. Я отвечала тем же, что успела получить. Слава Богу, во взрослой жизни меня это обошло стороной…»

«Дети - это наше отображение. Если вам не нравится, как вы выглядите сегодня, вы же не разбиваете зеркало?»

«Почему-то в разговоре со взрослыми мы не используем ремень в качестве аргумента, какими бы тупыми они не были, а вот детей изначально ставим в зависимое положение, сразу показывая, что нет у них права иметь свое мнение? Какая личность вырастет в таком случае?»
«Самое ценное в жизни - свобода личности. Любое насилие недопустимо, т.к. ребенок - маленькая, но личность! И все, что закладывается в детстве, формирует взрослого человека! И... любимые дети должны быть балованными!»

«Появился Человек на свет! Нужно с первого дня рождения быть к нему на равных. Да - это великий труд, воспитать своего ребенка, как человека, достойного быть им. Нужно быть терпимым к нему в любом возрасте, убеждая его в чем-то только своим хорошим примером, тактом и словом».

«Телесные наказания осуществляются, как правило, людьми с недостаточным интеллектом - или людьми с патологическими психозами... что, в принципе, одно и то же».

Код для вставки в блог

Ремень как способ воспитания

Две трети (66%) россиян считают физическое воздействие в той или иной степени допустимым способом воспитания детей! Ремень не для порки . ". Ребята вместе со своими родителями долго и ответственно готовились к конкурсу.

Поделки оказались настолько разнообразны и интересны.

Публикации по теме:

«Что такое доброта?» Мы, в своей группе, воспитываем в наших детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям - папе, маме,.

Это газеты, представленные на конкурс родителями и воспитателями 1 младшей группы. Все приложили максимум сил и творчества. Наш.

Акция: «Скворушка» «Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли.

Акция «Сохраним первоцветы» С наступлением весны оживает и расцветает вся природа. В последние дни апреля, в начале мая случаются первые.

Доброго времени суток всем МААМОВЦАМ! Вот и мы с детьми старшей группы решили принять участие в Международной акции «Гирлянда дружбы».Всё.

В нашей группе "Знайка" ведется большая работа по правилам дорожного движения - игры, беседы, НОД, продуктивная деятельность. Итогом всех.

В преддверии праздника великой Победы мы решили устроить в нашем детском саду акцию "Мы - за мир!". Этой акцией мы хотели сказать: "Пусть.

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Методы воспитания, которые используются в школе и семье, отличаются и по своему набору и по содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах наблюдается больше естественности, обращения к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Методы воспитания детей в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.
  • Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания

Методы воспитания детей в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В семье используются различные методы признания и поощрения: погладить, поцеловать, обнять, поднять на руки и т. д. Дети утешаются в несчастии, в трудную минуту поддерживаются, находится мотив для защиты их справедливости, а при ошибках, ищутся способы для их исправления. При достижениях в трудовой деятельности, дети награждаются, но подарки не даются за хорошее поведение, за то, что человек обязан делать. Награждать можно и вещами, и деньгами. В крайних случаях применяется наказание, но никогда не используется физическое наказание. Общеизвестно, что избиение травмирует детей. Могут применяться следующие формы наказания: несогласие, возражение, устыжение, предупреждение и др. В редких случаях применяется изолирование от братьев и сестер. Основное требование к родителям – лучше узнать своего ребенка и вовремя придти ему на помощь.

Убеждение – это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и без паники умеют предъявлять требования к детям. Они обладают секретом всестороннего анализа обстоятельств, причин и следствий поступков детей, предугадывают возможные ответные реакции ребят на их действия. Неправильно поступают те родители, которые рассуждают так: сегодня я сяду и начну убеждать сына, что надо быть трудолюбивым, хорошо учиться, а завтра я поговорю со старшей дочерью о скромности, девичьей гордости и т.д. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Сегодня, например, отец выразил восхищение принципиальным поступком товарища по работе, завтра мама с гордостью рассказала о трудовых делах своего коллектива, послезавтра старший брат обратил внимание на интересную статью в газете, спустя некоторое время он выразил недовольство младшим братом, который не заметил, что мать пришла усталая, а он не помог ей по дому, искренне возмутился, что не нашел времени навестить больного товарища. Убеждение – метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей.

Убеждение и разъяснение ребенку могут предъявляться в анализе конкретных жизненных ситуаций, позволяющих убедить ребенка; в обсуждении вместе с ребенком его конкретного поступка; в использовании примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов. Беседы и разъяснения – далеко не единственное средство убеждения детей. Убеждают и книга, и кинофильм, и радио; по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, действуя на чувства, учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Наконец, детей убеждает их собственный опыт.

Для того чтобы выявить, легко ли взрослым убедить современных младших школьников, нами было проведено анкетирование 30 учащихся начальных классов Ярской средней общеобразовательной школы №2 пос. Яр Удмуртской Республики. Были предложены следующие вопросы:

  1. Как ты думаешь, легко ли тебя уговорить?
  2. Прислушиваешься ли ты к мнению родителей, учителя?
  3. Прислушиваешься ли ты к мнению одноклассников?

Обработав анкетные данные, мы получили следующие результаты. На первый вопрос «Легко ли тебя уговорить?» 14 учеников (47%) ответили положительно. 12 учеников (40%) считают, что убедить их достаточно сложно, а 4 ученика (13%) считают, что убедить их легко только в некоторых ситуациях.

На второй вопрос «Прислушиваешься ли ты к мнению родителей, учителя?» положительно ответили 20 учеников (67%). Эти ученики часто прислушиваются к мнению учителя или родителей. А 8 учеников (26%) считают, что прислушиваться к мнению учителя или родителей не нужно. И только 2 ученика (7%) указали на то, что прислушиваются к мнению учителя, родителей иногда.

На третий вопрос положительно ответили 18 учеников (60%). Эти ученики очень часто прислушиваются к мнению одноклассников. Но 12 учеников (40%) отмечают, что к мнению одноклассников никогда не прислушиваются.

Таким образом, мы делаем вывод, что детей в младшем школьном возрасте легко убедить. Они часто прислушиваются к мнению родителей, учителя, так как многие родители, учителя являются образцом, примером для детей. Младшие школьники также прислушиваются к мнению одноклассников, но реже.
Нами было проведено анкетирование и с родителями учащихся. Были предложены следующие вопросы:

  1. Легко ли убедить Вашего ребенка?
  2. Прислушивается ли ребенок к мнению членов семьи?
  3. К чьему мнению из членов семьи ребенок прислушивается больше?
  4. Прислушивается ли ребенок к мнению друзей?
  5. Какие методы убеждения Вы используете в воспитании ребенка?

На первый вопрос 16 родителей (53 %) ответили положительно. Они считают, что могут легко убедить ребенка, 6 человек (21%) ответили отрицательно. А 8 отвечавших родителей (26%) считают, что их ребенка легко убедить лишь в некоторых случаях.

Отвечая на второй вопрос 22 родителя (74%) отметили, что ребенок всегда прислушивается к мнению членов семьи. А 8 человек (26%) указывают, что дети редко прислушиваются к мнению членов семьи.

третий вопрос «К чьему мнению из членов семьи ребенок прислушивается больше?», мы можем сделать вывод, что чаще ребенок прислушивается к мнению старших членов семьи, так как они являются примером для своих детей (40% – мнение мамы, 33% – мнение отца). Но все же 6 человек (27%) указывают, что ребенок чаще прислушивается к старшему брату, сестре.

На четвертый вопрос «Прислушивается ли ребенок к мнению друзей?» 18 человек (60%) ответили положительно, и только 2 человека (7%) ответили отрицательно. И 10 человек (33%) указывают, что ребенок иногда прислушивается к мнению товарищей.

Анализируя полученные данные на пятый вопрос «Какие методы убеждения Вы используете в воспитании ребенка?» мы можем сделать вывод, что чаще всего в семьях используют такие методы убеждения как беседа (74%), внушение (53%). Реже используется метод примера (40%) и рассказ (40%).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что детей в младшем школьном возрасте легко убедить. Прислушиваются дети чаще к мнению старших членов семьи, реже к друзьям. Самыми используемыми методами убеждения являются такие как беседа, внушение.

На наш взгляд, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Приведем пример родительского собрания о взаимоотношениях взрослых и детей в семье.

Родительское собрание «Детей не надо воспитывать – с детьми надо дружить»

Цель собрания: убедить каждого родителя в ценности личности ребенка.

Задачи: развивать культуру общения родителей и детей; умение видеть и анализировать отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Учитель. Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни.

Дети разыгрывают сценку «Бить или не бить?»

Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех Сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На тревожный этот зов.

Енот.

Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой лисенок снова
В школе мучает Косого?

Лиса.

Ой, не говори, енот,
Он и дома – сущий черт!

Волк, дружище, твой щенок
Не срывал Сове урок?

Волк.

А не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.

Ежиха.

А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенья
Испытал прекрасным пеньем?

Медведь.

Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.

Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос.

Сова.

Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?

Лиса .

Что за глупости, Сова?
Я лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.

Медведь.

Про медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.

Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек…

Заяц.

Я же против порки!
Я косых своих детей.
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите «на ушах»,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.

Сорока .

Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу,
Я ремень беру в подмогу.

Зашумела вновь толпа
Кто был «против»,
Кто был «за».
Долго не могла сова
Донести до них слова

Сова.

Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.

Учитель: Добрый вечер, дорогие друзья. Я начну наше собрание с вопроса: «Как вы думаете, почему частенько родители и дети ссорятся?». Наверное, потому, что не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители устали на работе, что они раздражены своими тяжелыми заботами и проблемами, и не догадываются помочь им, успокоить. Родителям некогда понять проблемы и интересы ребенка, не понимают, что для него игра – это серьезно и важно. И родители начинают «воспитывать», требовать, приказывать, а детям не хочется слушать нотации. И находятся родители с детьми по разные стороны баррикад. А не лучше ли объединиться, понять друг друга и жить в добре и согласии. Многие родители считают, что убедить ребенка ремнем гораздо быстрее и правильнее. Но они ошибаются. Давайте рассмотрим несколько методов убеждения ребенка:

– анализ конкретных жизненных ситуаций, позволяющий убедить ребенка;
– обсуждение вместе с ребенком его конкретного поступка;
– использование примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов;
– праведный гнев как средство убеждения;
– личный пример родителей.

(Обсуждение методов убеждения идет вместе с родителями, выделяют «+» и «–» этих методов.)

Учитель: Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром, чтобы он как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что вы все любите своих детей и хочу, чтобы повседневным вашим девизом стал девиз «Ребята, давайте жить дружно!».

О новом подходе к решению проблем социального сиротства и жестокого обращения с детьми журналистам рассказала председатель правления фонда Марина ГОРДЕЕВА.

— На самом высоком уровне признано, что тема сиротства и жестокого отношения к детям требует сегодня особого внимания, — начала Марина Владимировна. — Общество задаёт вопросы: как изменить ситуацию? Почему количество детей-сирот если и сокращается, то не столь значительно как мы хотели бы? Сегодня их больше, чем в 2000 году. Значит, есть какие-то базовые проблемы, которые не позволяют решить эту задачу. Средства-то выделяются. А коренного перелома не происходит! Ежегодно выявляется более 120 тысяч таких детей. Число лишений родительских прав растёт — в 2009 году в России у 72 тысяч детей родители были лишены родительских прав! Многие дети оказываются в домах ребёнка сразу после рождения. Увеличение финансирования для решения проблем семьи и детей в традиционных формах (пособия, летний отдых, материнский капитал и другие), не дало желаемого эффекта по сокращению числа сирот. Сегодня есть понимание того, что нам нужно. Во-первых, сохранение кровной семьи для ребёнка и предотвращение отказов родителей от детей. Во-вторых, внедрение в практику работы новых социальных технологий, направленных на профилактику семейного неблагополучия. Звучит суховато, но мы понимаем: эффективные технологии нужны не только в экономике и производстве, но и в социальной сфере. Наши подходы были ориентированы на неблагополучие, пора перенести акцент на профилактику. Это легко сказать. Но если посмотреть, как в жизни всё происходит, то мы увидим, что всё заточено на запущенный случай. Да и специалисты должны понимать, что они ни в коем случае не заменят ребёнку родителей. Они только в помощь семье, в поддержку. Третий приоритет — устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в замещающие семьи и их профессиональное сопровождение.

В поиске этих новых путей в социальной работе и было принято решение президента создать фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 25 августа исполнилось два года, как мы зарегистрировали устав и приступили к работе. Миссия фонда состоит в создании нового механизма управления, позволяющего при разделении полномочий между федеральным центром и субъектами значительно сократить социальное неблагополучие детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм работы. В отличие от других благотворительных фондов мы не работаем с обращениями граждан или организаций, мы софинансируем региональные программы, которые направлены на достижение системных изменений в области положения семей и детей, а также проекты муниципальных образований и некоммерческих организаций. Для фонда важно, чтобы программы и проекты носили комплексный характер, и их можно было тиражировать. Финансирование долевое. Региональные программы не менее 70 процентов своего бюджета получают из средств субъектов Российской Федерации и привлеченных средств партнеров из числа коммерческих и некоммерческих организаций. 30 процентов выделяет фонд. Для высокодотационных регионов предусмотрено финансирование 50 на 50.

Марина Гордеева напомнила, по каким направлениям идёт работа с партнерами фонда в регионах. Это профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей. Это социальная реабилитация детей, совершивших правонарушения и преступления, профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Фонд пытается переориентировать деятельность регионов и перейти от ликвидации последствий к предупреждению трудных жизненных ситуаций у российских детей. Опыт регионов, в частности Томской области, показывает, что такой подход позволяет существенно уменьшить число детей, оставшихся без попечения родителей. Среди новых технологий, которые внедряются в регионах, Марина Владимировна назвала такие: работа со случаем, домашние помощники и индивидуальные тьюторы, сопровождение семей и подбор специалистами методов корректировки на всех стадиях неблагополучия, социальная участковая служба, служба психологической помощи в загсах с целью предотвращения разводов и другие.

— Одна из самых удачных практик работы в направлении профилактики социального сиротства реализуется в Томской области, — сказала Гордеева. — В Сибирском федеральном округе самый высокий в России удельный вес детей-сирот в общей численности детей — 4,13 процента. В Томской области сейчас этот показатель находится на уровне 2,98 процента. До начала реализации программы «Право ребёнка на семью» в 2008 году он составлял 3,42 процента. Это уже ощутимая тенденция. Подвижки происходят потому, что департамент по вопросам семьи и детей выстроил в области очень эффективную работу. В 2009 году здесь появилась новая специализация у социальных работников — «куратор случая». Главная задача куратора — предупреждение семейного неблагополучия и своевременная помощь семье. Вовлекая семью в процесс реабилитации, куратор совместно с семьей находит выход из трудной жизненной ситуации. К началу 2010 года в зоне их внимания находится 920 семей. Из них 443 — на ранней стадии семейного кризиса. (С тем, как работают кураторы случаев и даже с некоторыми семьями, имеющими таких кураторов, мы познакомились в томском социально-реабилитационном центре «Луч». Всего в области 115 ставок кураторов случая, на которых работают 150 человек.)

Отдельно Марина Гордеева остановилась на проблеме жестокого обращения с детьми.

Полной картиной, призналась она, не обладает сегодня ни одно ведомство. Как позже сетовали московские эксперты, каждое ведёт свою статистику, цифры разнятся, где-то дублируются, сопоставить между собой данные почти невозможно. Однако тот факт, что число преступлений против детей и подростков зашкаливает за все мыслимые пределы, не вызывает сомнений.

Кстати, самое распространённое (в 2008 году 35 381 человек) преступление в отношении детей — злостное уклонение от уплаты алиментов — формально не имеет отношения к жестокому обращению с детьми. Но по сути именно таковым и является. По мнению Гордеевой, масштаб бедствия недооценивается, потому что цифры, которые обнародуются, ужасают, но они лишь верхушка айсберга. Если крайние формы насилия со смертными случаями становятся предметом возмущения, то бытовое насилие рассеяно повсеместно. В исследовании, проведенном по заказу фонда Институтом социологии РАН, отмечено: телесные наказания значительной частью населения воспринимаются как норма, 52 процента родителей применяют физические наказания.

Чтобы изменить ситуацию, фонду совместно с Минздравсоцразвития и субъектами РФ было поручено провести в 2010 году общенациональную информационную кампанию против жестокого обращения с детьми.

— Её первоочередная задача, — напомнила Марина Гордеева, — содействовать формированию в обществе нетерпимого отношения к насилию. Необходимо раннее выявление случаев жестокого обращения. Нельзя доводить дело до крайностей. Не находить «маугли», которые воспитывались в собачьей будке. Это, конечно, единицы, но это же нонсенс! А если случилась беда, то людям должны быть известны возможности разрешения проблемы при помощи соответствующих служб. Это могут быть разные формы — от телефонов доверия до уполномоченных по правам ребёнка. Важно победить равнодушие взрослых — соседей, учителей, специалистов, работающих с детьми, чтобы они также воспринимали сообщения о неблагополучии. Необходимо как можно раньше вникать в ситуацию и помогать семье. Даже экономически выгоднее вкладываться в профилактические меры, чем потом забирать ребёнка из семьи в государственные учреждения. В рамках кампании фонд проводит целую серию мероприятий. В марте стартовал благотворительный марафон «Детство без жестокости и слёз», который мы проводим совместно с Ассоциацией индустрии детских товаров. Первое мероприятие позволило обеспечить игрушками детей из социально-реабилитационного центра «Витязь» Калужской области. В мае детские товары получили учреждения Санкт-Петербурга, 1 июня — Ульяновской области. По итогам года детские товары будут доставлены в 37 социальных учреждений из 18 регионов.

25 мая в Общественной палате прошла презентация движения «Россия — без жестокости к детям» и интернет-портала для родителей «Я — родитель» (www.ya-roditel.ru). Первым к движению присоединился президент Дмитрий Медведев. Каждый желающий гражданин, организация, корпорация, муниципальное образование и даже целый регион могут последовать его примеру и сообщить об этом на портале «Я — родитель». Присоединение к движению подкрепляется конкретными действиями. В июне по телевидению началась демонстрация ролика «Первый шлепок» — о том, что шлепок, который делает акушер, чтобы ребёнок начал дышать, должен стать первым и последним.

В июле мы провели акцию «Ремень — не метод воспитания». Известные спортсмены, телеведущие, звёзды эстрады отдавали свои ремни в знак поддержки движения «Россия — без жестокости к детям!». В специальном сундуке хранятся ремни Даниила Спиваковского, Егора Кончаловского, Игоря Верника, Юрия Николаева, Олега Газманова, Александра Олешко, Светланы Мастерковой и других. Из этих ремней дизайнер создаст необычный арт-объект, который будет передан победителю конкурса городов.

В лагере «Орлёнок» прошёл Всероссийский детский форум «Дети против жестокости и насилия», итогом которого стало Открытое обращение детей ко всем взрослым о недопустимости применения жестокости. Под обращением подписались 2 443 ребёнка.

Елена КВАСНИКОВА,
Томск—Новосибирск.

Роль родителей в жизни человека велика. От них ребенок получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Родители занимаются воспитанием детей, но оно не возможно без наказаний и поощрений. Существует стереотип, что физические наказания самый эффективный способ воздействия на детей. Однако, как правило, такое наказание унижает ребенка, убеждает в собственном бессилии перед старшими, порождает трусость, озлобленность. Постарайтесь наладить с детьми психологический контакт, чтобы воздействовать на них без применения силы. Буду рада, если вам помогут мои советы, как это сделать.

О чем должны помнить родители, наказывая ребенка:

  1. Ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
  2. Дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей (нельзя наказывать лишением еды и сна).
  3. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
  4. Наказание детей должно носить временный характер («ты лишаешься возможности играть на компьютере на три дня»).
  5. При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков».

Например, не стоит называть ребенка неумехой, растяпой или говорить ему: «вечно у тебя все из рук валится», «ну что ты стоишь, как истукан» и т.д. Рассматривается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.

  1. При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас
  2. Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

Почему нельзя бить ребенка?

Когда вы бьете ребенка, вы тем самым подаете ему пример, которому ребенок будет следовать, став старше. Практически все самые страшные преступники регулярно подвергались угрозам и физическому наказанию в детстве. Именно на родителях лежит ответственность стать для детей примером мудрости и сострадания.

В большинстве случаев так называемого «плохого поведения», ребенок действует единственным способом, каким он может, в ответ на игнорирование его нужд. К таким нуждам, например, относятся: необходимый сон и питание, свежий воздух, физические занятия, а также в достаточной степени свобода для изучения окружающего его мира. Но больше всего ребенок нуждается в пристальном внимании родителей. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕМНОГИМ ДЕТЯМ РОДИТЕЛИ УДЕЛЯЮТ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ И ВНИМАНИЯ. По этой причине наказание не только неэффективно в долгосрочном плане, но еще и несправедливо.

НАКАЗАНИЕ НЕ ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧИТЬСЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ ЭФФЕКТИВНЫМ И ГУМАННЫМ ПУТЕМ. Наказанный ребенок становится зацикленным на чувстве злобы и фантазиях о мести. Следовательно, наказанный ребенок не сможет научиться многому из того, что необходимо для управления и предупреждения подобных ситуаций в будущем.

Физическое наказание нарушает привязанность, существующую между родителями и ребенком, так как человек не может любить того, кто причиняет ему боль. Настоящий дух сотрудничества и взаимопонимания, к которому стремятся все родители, может возникнуть только тогда, когда между людьми существует привязанность, основанная на взаимных чувствах любви и уважения.

НАКАЗАНИЕ ДАЖЕ КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО ОНО ИМЕЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ,МОЖЕТ ПРИВЛЕЧЬ ТОЛЬКО ПОВЕРХНОСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА СТРАХЕ И ИМЕЮЩЕЕ СИЛУ ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА РЕБЕНОК НЕ ПОВЗРОСЛЕЕТ и не сможет этому противостоять. Напротив, сотрудничество, основанное на уважении, способно длиться вечно, влечь за собой многие годы взаимного счастья по мере того, как родители и ребенок будут становиться старше.

КАКИЕ ЕСТЬ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ?

Метод беседы или убеждения. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы родитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша. Тон речи родителя при разговоре должен быть спокойным, уверенным, твердым. Даже годовалые малыши, которые не могут ответить, внимательно слушают родителя, реагируя на интонацию.

Метод тайм-аут, когда малыша оставляют в одиночестве на некоторое время, запрещая что-либо делать и не общаясь с ним. В семьях, где широко применяется наказание тайм-аут, как правило, есть специально отведенное место, где малыша оставляют на некоторое время, это может быть стул, скамеечка, угол, попадая в это место, ребенок начинает понимать, что он сделал плохой поступок и наказан за это.

Наказанием может быть штраф. За плохой поступок можно забирать одну из игрушек малыша, можно запретить просмотр мультфильмов или фильмов, сократить время игр. НЕ НАДО В КАЧЕСТВЕ ШТРАФА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ. Например, заставлять его читать или писать, убирать комнату, мыть посуду. Это приведет к тому, что ребенок будет воспринимать эти действия, как крайне неприятные и будет избегать выполнения этих процессов. ШТРАФОМ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИШЕНИЕ СЛАДКОГО ИЛИ ДРУГИХ ВКУСНОСТЕЙ (но не еды) Если ребенок сделал что-то нужное и хорошее, его всегда надо похвалить, выразить свою признательность, это может быть улыбка, поцелуй, объятия, приятные слова «Ты умница, молодец, правильно делаешь» или другое действие, которое вызывает у малыша приятные ощущения и положительные эмоции. Например, ребенок помыл посуду, похвала сразу же после процесса - это подкрепление, а обещание сходить с ним в парк - награда.

Метод «1-2-3». Эффективный метод воспитания в тех ситуациях, когда надо немедленно прекратить плохое поведение ребенка. Заключается метод в том, что родитель делает замечание ребенку по поводу его поведения и начинает считать до трех, если по окончанию счета ребенок не прекращает себя плохо вести, следует наказание. Применяется метод с детьми старше двух лет. Считая до трех и делая промежутки между числами по несколько секунд (4-6 сек), родитель дает ребенку шанс одуматься, изменить свое поведение и выйти из ситуации без наказания. Если малыш не реагирует на замечания взрослого и продолжает хулиганить после счета «3»,надо привести наказание в исполнение. Применяя этот метод, родителям надо сохранять спокойствие и не терять уверенности в себе, счет должен быть четким, голос уверенным, если ребенок, поймет, что родитель «на взводе», то может продолжать свои действия, в надежде, что ему удастся добиться своего.

Не забывайте: дети для родителей, а ремень - для брюк!